Моделирование как метод познания. Знаковые и вербальные информационные модели

Для моделей можно составить различные виды классификаций в зависимости от одного или нескольких признаков, общих для той или иной группы моделей.

Наиболее распространенные виды классификации моделей определяются следующими признаками:

    Область использования.

    Учет в модели временного фактора (динамики).

    Отрасль знаний.

    Способ представления моделей.

    Классификация по области использования

Если рассматривать модели с позиции для чего, с какой целью они используются, то можно применять классификацию, изображенную на рис. 1.

Рис. 1. Классификация моделей по области использования

Учебные модели используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.

Опытные модели - это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Их называют такженатурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик. Например, модель крыла самолета «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования его обтекаемости; модель гидростанции еще при разработке проекта помогает решить гидротехнические, экологические и многие другие проблемы.

Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести прибор для получения грозового электрического разряда, модель движения планет Солнечной системы, модель работы двигателя внутреннего сгорания.

Игровые модели - это различного рода игры: деловые, экономические, военные. С помощью таких моделей можно разрешать конфликтные ситуации, оказывать психологическую помощь, проигрывать поведение объекта в различных ситуациях.

Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперимент с моделью либо многократно повторяется при разных исходных данных, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия. По результатам исследования делаются выводы. Подобный метод выбора правильного решения называетсяметодом проб и ошибок . К примеру, в ряде опытов на мышах испытывается новое лекарственное средство, чтобы выявить побочные действия и уточнить дозировки.

Любая экономическая реформа, проводимая в стране, затрагивает интересы всех слоев общества. Поэтому она должна быть тщательно продумана, а ее результаты предсказуемы. Но проводить реальные эксперименты в этой области практически невозможно, поэтому прибегают к имитационному моделированию.

    Классификация с учетом временного фактора (динамики)

Рис. 2. Классификация моделей по временному фактору

Статические модели отражают объект в определенный момент времени, без учета происходящих с ним изменений. В этих моделях отсутствует временной фактор.

Примером статической модели может служить макет или рисунок молекулы воды, состоящей из атомов водорода и кислорода (слайд ).

Динамические модели отражают процесс изменения объекта во времени.

Химический опыт, проводимый в лаборатории, является примером динамической модели (слайд ). Известно, что кислород реагирует с водородом с выделением энергии. Поэтому даже при малых количествах исходных веществ реакция сопровождается громким хлопком. Таким образом, модель, позволяет предсказать возможные последствия соединения этих распространенных в природе и жизненно необходимых человеку веществ.

Один и тот же объект возможно изучать, применяя и статическую и динамическую модели. Например, при строительстве дома рассчитывают прочность и устойчивость к постоянной нагрузке его фундамента, стен, балок - это статическая модель здания. Но еще надо обеспечить противодействие ветрам, движению грунтовых вод, сейсмическим колебаниям и другим изменяющимся во времени факторам. Это можно решить с помощью динамических моделей.

    Классификация по отрасли знаний

Здесь можно выделить следующие виды моделей: физические (например, законы Ньютона); химические (например, перегонка нефти); географически е (интерактивные географические карты);исторические (генеалогическое дерево) ;социологические ; экономические (см. рис. 3), математические (например, математическая модель полета снаряда) и т.п. (слайд )

    Классификация по способу представления

Рис. 4. Классификация моделей по способу представления

В соответствии с этой классификацией модели делятся на две большие группы: материальные (иначе их называют предметные) иинформационные (абстрактные).

Материальные модели иначе можно назватьпредметными ,физическими . Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.

Материальные модели - это, к примеру, карты при изучении истории и географии, схемы солнечной системы и звездного неба, макет многоступенчатой ракеты и др.

Материальные модели - это и различные физические и химические опыты. В них моделируются процессы, например реакция между водородом и кислородом.

Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.Информационная модель - это описание объекта.

Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разный объем и форму представления, выражаться различными средствами.

Знаковые и вербальные информационные модели

К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. «verbalis» - устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут остаться мысленными или быть выражены словесно. К таким моделям можно отнести идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в голове композитора, и рифму, прозвучавшую пока еще в сознании поэта.

Вербальная модель - информационная модель в мысленной или разговорной форме.

Знаковая модель - информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Знаковые модели окружают нас повсюду. Это рисунки, тексты, графики и схемы. Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в мозгу человека, может быть облечен в знаковую форму. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ.

К знаковым моделям относятся:

    математические модели - это модели, построенные с использованием математических понятий и формул. Например, модель равноускоренного прямолинейного движения:

    специальные – представлены на специальных языках (ноты, химические формулы);

    алгоритмические – программы.

Существуют и другие подходы к классификации информационных моделей.

В зависимости от структуры информационные модели делятся на:

    табличные;

    иерархические;

В табличной информационной модели объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках таблицы. Примером химической табличной модели служит Периодическая система элементов Менделеева.

В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням, причем элементы нижнего уровня входят в состав одного из элементов более высокого уровня. Такие модели строятся в процессе классификации объектов. Примером может служить модель классификации современных компьютеров.

Сетевые информационные модели применяются для описания таких систем, в которых связь между элементами имеет сложную структуру (например, структура сети Интернет).

Компьютерные и некомпьютерные модели

В информатике рассматриваются модели, которые можно создавать и исследовать с помощью компьютера. В этом случае модели делят на компьютерные инекомпьютерные .

Компьютерная модель - это модель, реализованная средствами программной среды.

В настоящее время выделяют два вида компьютерных моделей:

    структурно-функциональные , которые представляют собой условный образ объекта, описанный с помощью компьютерных технологий;

    имитационные , представляющие собой программу или комплекс программ, позволяющий воспроизводить процессы функционирования объекта в разных условиях.

Значение компьютерного моделирования сложно переоценить. К нему прибегают при исследовании сложных систем в различных областях науки, при создании образов исчезнувших животных, растений, зданий и т. п. Редкий кинорежиссер сегодня обходится без компьютерных эффектов. Кроме того, современное компьютерное моделирование является мощным инструментом развития науки.

Основные этапы компьютерного моделирования

Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования. В общем случае процесс построения и исследования модели можно представить следующей схемой: (слайд )

Рис. 5. Этапы компьютерного моделирования

Первый этап -постановка задачи включает в себя стадии:описание задачи, определение цели моделирования, анализ объекта. Ошибки при постановке задачи приводят к наиболее тяжелым последствиям!

    Описание задачи

Задача формулируется на обычном языке. По характеру постановки все задачи можно разделить на две основные группы. К первой группе можно отнести задачи, в которых требуется исследовать, как изменятся характеристики объекта при некотором воздействии на него, «что будет, если? ...».

Например, что будет, если магнитный диск положить рядом с магнитом?

В задачах, относящихся ко второй группе, требуется определить, какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию, «как сделать, чтобы? ..».

    Определение цели моделирования

На этой стадии необходимо среди многих характеристик (параметров) объекта выделить существенные . Мы уже говорили о том, что для одного и того же объекта при разных целях моделирования существенными будут считаться разные свойства.

Например, если вы строите модель яхты для участия в соревнованиях моделей судов, то в первую очередь вас будут интересовать ее судоходные характеристики. Вы будете решать задачу «как сделать, чтобы…?»

А того, кто собирается на яхте в круиз, помимо тех же самых параметров, будет интересовать, внутреннее устройство: количество палуб, комфортабельность и т. п.

Для конструктора яхты, строящего компьютерную имитационную модель для проверки надежности конструкции в штормовых условиях, моделью яхты будет изменение изображения и расчетных параметров на экране монитора при изменении значений входных параметров. Он будет решать задачу «что будет, если…?»

Определение цели моделирования позволяет четко установить, какие данные являются исходными, что требуется получить на выходе и какими свойствами объекта можно пренебречь. Таким образом, строится словесная модель задачи.

    Анализ объекта подразумевает четкое выделение моделируемого объекта и его основных свойств.

Второй этап -формализация задачи связан с созданиемформализованной модели , то есть модели, записанной на каком-либо формальном языке. Например, данные переписи населения, представленные в виде таблицы или диаграммы - это формализованная модель.

В общем смысле формализация - это приведение существенных свойств и признаков объекта моделирования к выбранной форме.

Формальная модель - это модель, полученная в результате формализации.

Для решения задачи на компьютере больше всего подходит язык математики. В такой модели связь между исходными данными и конечными результатами фиксируется с помощью различных формул, а также накладываются ограничения на допустимые значения параметров.

Третий этап -разработка компьютерной модели начинается с выбора инструмента моделирования, другими словами, программной среды, в которой будет создаваться, и исследоваться модель.

От этого выбора зависит алгоритм построения компьютерной модели, а также форма его представления. В среде программирования - этопрограмма , написанная на соответствующем языке. В прикладных средах (электронные таблицы, СУБД, графических редакторах и т. д.) - этопоследовательность технологических приемов , приводящих к решению задачи.

Следует отметить, что одну и ту же задачу можно решить, используя различные среды. Выбор инструмента моделирования зависит, в первую очередь, от реальных возможностей, как технических, так и материальных.

Четвертый этап -компьютерный эксперимент включает две стадии:тестирование модели ипроведение исследования .

    Тестирование модели - процесс проверки правильности построения модели.

На этой стадии проверяется разработанный алгоритм построения модели и адекватность полученной модели объекту и цели моделирования.

Для проверки правильности алгоритма построения модели используется тестовые данные, для которых конечный результат заранее известен (обычно его определяют ручным способом). Если результаты совпадают, то алгоритм разработан верно, если нет - надо искать и устранять причину их несоответствия.

Тестирование должно быть целенаправленным и систематизированным, а усложнение тестовых данных должно происходить постепенно. Чтобы убедиться, что построенная модель правильно отражает существенные для цели моделирования свойства оригинала, то есть является адекватной, необходимо подбирать тестовые данные, которые отражают реальную ситуацию .

Уровни тестирования программного обеспечения (ПО)

Модульное тестирование (юнит-тестирование) - тестируется минимально возможный для тестирования компонент, например, отдельный класс или функция. Часто модульное тестирование осуществляется разработчиками ПО.

Интеграционное тестирование - тестируются интерфейсы между компонентами, подсистемами. При наличии резерва времени на данной стадии тестирование ведётся итерационно, с постепенным подключением последующих подсистем.

Системное тестирование - тестируется интегрированная система на её соответствие требованиям.

Альфа-тестирование - имитация реальной работы с системой штатными разработчиками, либо реальная работа с системой потенциальными пользователями/заказчиком.Чаще всего альфа-тестирование проводится на ранней стадии разработки продукта , но в некоторых случаях может применяться для законченного продукта в качестве внутреннего приёмочного тестирования.

Бета-тестирование - в некоторых случаях выполняется распространение версии с ограничениями (по функциональности или времени работы) для некоторой группы лиц, с тем, чтобы убедиться, что продукт содержит достаточно мало ошибок. Иногда бета-тестирование выполняется для того, чтобы получить обратную связь о продукте от его будущих пользователей.

Часто для свободного/открытого ПО стадия Альфа-тестирования характеризует функциональное наполнение кода, а Бета-тестирования - стадию исправления ошибок. При этом, как правило, на каждом этапе разработки промежуточные результаты работы доступны конечным пользователям.

Тестирование «белого ящика»

В терминологии профессионалов тестирования, фразы «тестирование белого ящика» и «тестирование чёрного ящика» относятся к тому, имеет ли разработчик тестов доступ к исходному коду тестируемого ПО.

Тестирование «белого ящика» – тестирование, при котором тестировщик имеет доступ к коду. Кроме того, что тестировщик может просматривать код, он еще и сам может писать код, который использует библиотеки существующего программного продукта.

Другое название этого метода – структурное тестирование .

Тестирование «чёрного ящика»

Тестирование методом «черного ящика» базируется на том, что поведение системы можно определить только посредством изучения ее входных и соответствующих выходных данных. Другое название этого метода – функциональное тестирование .

Испытатель подставляет в компонент или систему входные данные и исследует соответствующие выходные данные. Метод обработки данных, и каким образом получаются выходные данные – неизвестно, это закрыто «черным ящиком».

    Исследование модели

К этой стадии компьютерного эксперимента можно переходить только после того, как тестирование модели прошло успешно, и вы уверены, что создана именно та модель, которую необходимо исследовать.

Пятый этап -анализ результатов является ключевым для процесса моделирования. Именно по итогам этого этапа принимается решение: продолжать исследование или закончить.

Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит, на предыдущих этапах были допущены ошибки. В этом случае необходимо корректировать модель , то есть возвращаться к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты компьютерного эксперимента не будут отвечать целям моделирования.

Задания 20 – 22

Инструкция по оцениванию заданий 20 – 22.

1. Перед тем, как оценить выполнение заданий 20 – 22, эксперту необходимо внимательно прочитать исторический источник, и попробовать самостоятельно выполнить задания 20 – 22. После выполнения заданий сравнить получившийся свой ответ с ответом, предложенным в критериях. В случае расхождения тщательно проанализировать свой ответ. По результатам анализа скорректировать свой ответ или «расширить» критерии оценивания (предположить, какие еще правильные по смыслу положения могут быть указаны в ответе). Расширение критериев возможно в задании 22, критерии заданий 20 и 21 являются, как правило, закрытыми (все возможные смысловые положения ответа приведены в критериях)

2. При оценивании задания 20 рекомендуем обращать внимание на приводимые в некоторых случаях указания о требуемой степени детализации ответа, возможности различных формулировок ответа. Например, если речь в задании идёт об указе о единонаследии, а задание сформулировано так: «Назовите с точностью до десятилетия время издания данного указа», то правильным будет считаться ответ «1710-е гг.» , а также те ответы, в которых выпускники назвали годы, укладывающиеся в данное десятилетие, например: «1714 г.», «1715 г.», «1719 г.» и т.д. Но ответ «первая четверть XVIII в.» не будет являться правильным.

3. При оценивании задания 21 (оно предполагает поиск информации в источнике) необходимо учесть, что критерии оценивания задания 21 являются, как правило, «закрытыми» и не могут быть «расширены» новыми положениями, которые по смыслу отличаются от приведённых в критериях.

При выполнении задания 21 выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста, поэтому ответы выпускника, изложившего ответ своими словами, могут не совпадать с позициями, приведенными в критериях. В таких случаях каждая формулировка, приведённая выпускником, нуждается в тщательном анализе, целью которого является определение её соответствия требованиям задания.

4. В задании 22 критерии являются «открытыми»: допускается смысловое несовпадение ответов выпускников с примерными ответами, данными в критериях. В этом случае эксперт должен критически проанализировать ответ экзаменуемого, и определить, является ли ответ возможным «расширением» критериев, соответствует ли он условиям задания.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником при выполнении заданий 20 – 22, не являются основанием для снижения оценки.

6. Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция не засчитывается. Например, ошибка в инициалах исторического деятеля, при условии правильного указания фамилии, по общему правилу не влияет на выставленный балл, но если ошибка в инициалах не позволяет точно определить исторического деятеля, которого хотел назвать выпускник (например, при указании Д.А. Милютина вместо Н.А. Милютина), то она повлияет на выставленный балл.

7. При выставлении балла за выполнение заданий 20 – 22 эксперт засчитывает правильные элементы ответа. При этом наличие в ответе ошибочно указанных элементов не ведёт к снижению балла. Например, при выполнении задания 21 выпускник правильно указал три положения (именно столько требуется, чтобы получить максимальный балл за задание) и ещё два положения указал неправильно. В данной ситуации эксперт выставит максимальный балл за задание 21.

Примеры оценивания заданий 20 – 22

Из воспоминаний политического деятеля

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно
в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.

Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?

Баллы
элементы : 1) причина, по которой меры, предложенные Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны : – эти меры были способом освободиться от «советской зависимости» «руками» Л.Г. Корнилова, что снимало ответственность за расправу с Советами с Временного правительства и А.Ф. Керенского; 2) причина, по которым меры, предложенные Л.Г. Корниловым, не устраивали А.Ф. Керенского : – реализация этих мер могла вызвать «полный разрыв Керенского с революционной демократией, которая дала Керенскому имя, положение и власть и которая служила ему единственной опорой»; – восстановление власти военного командования угрожало перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может и всякого, влияния его на ход событий; 3) ответ на вопрос – отставка Л.Г. Корнилова могла вызвать в армии волнения
Правильно указаны три элемента ответа
Правильно указаны любые два элемента ответа
Правильно указан любой один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать примеры : 1) Временное правительство было образовано лишь после совещания лидеров Петроградского Совета и представителей Временного комитета Государственной думы, произошедшего в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 г., и как результат этого соглашения; 2) 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1», который имел отрицательные последствия для сохранения дисциплины в армии, при этом Временное правительство не смогло приостановить его распространение и действие; 3) свою зависимость от Совета Временное правительство показало в своём первом документе – «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., где был пункт о «неразоружении и невыводе из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении»; 4) в апреле 1917 г., после опубликования «ноты Милюкова», разразился политический кризис, который привёл к формированию нового состава Временного правительства, в создании которого активное участие принял Исполком Петроградского Совета; 5) Временное правительство попыталось опереться на руководство Советов, согласившись на их предложение о созыве Демократического совещания и создания Предпарламента в сентябре – октябре 1917 г. Могут быть указаны другие примеры
Правильно указаны три примера
Правильно указаны два примера
Правильно указан только один пример. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Пример 1

Комментарии

Пример 2

Комментарии

Пример 3


Комментарии

Контрольные вопросы.

2. На что надо обратить особое внимание при проверке задания 20?

3. Почему задание 21, как правило, имеет «закрытые» критерии?

4. Что должен сделать эксперт, если выпускник дал ответ на задание 21 не цитатой из источника, а своими словами?

5. Как должен оценить ответ эксперт, если выпускник в ответе на задание 21 переписал целый абзац из источника, в том числе и те положения, которые являются правильным ответом?

6. Как эксперт должен оценить ответ на задание 22, если выпускник сформулировал в ответе положения, отличающиеся по смыслу от критериев оценивания задания? В каком случае ответ принимается как верный? Какие положения ответа эксперт не может учитывать при оценивании работы по данному заданию?

7. В каких случаях допущенные исторические неточности ведут к снижению балла?

8. Должен ли эксперт принять ответ на задание 20 в качестве правильного, если выпускник напишет в ответе не «А.Н. Косыгин» (правильный ответ), а «Н.А. Косыгин»?


Практические задания.

Из мемуаров современника

«Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: "Видно, это не бегущих турок и поляков поражать,
а здесь ваше мужество притупляется". "Государь, – сказал Кутузов, – извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь".

20 ноября была несчастная и постыдная _________ баталия, где наши войска претерпели сильное поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

"Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришед на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию".

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии _________, но тот отвечал: "Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни"».

Как называлась баталия, название которой дважды пропущено в тексте? Укажите год, когда она произошла. Назовите российского императора, упомянутого в отрывке.

В чём состоял первоначальный план, предложенный М.И. Кутузовым императору? Почему император отказался от его реализации? Что ответил М.И. Кутузов на требование императора написать рапорт о баталии?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) ответ на первый вопрос : атаковать армию Наполеона немедленно, так как она ещё не вся собралась; 2) ответ на второй вопрос: император дал слово гвардии без неё не сражаться; 3) ответ на третий вопрос: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»
Правильно даны ответы на три вопроса
Правильно даны ответы на два вопроса
Правильно дан ответ на один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Укажите не менее трёх результатов (последствий) поражения России в битве, о которой идёт речь, не указанных в отрывке.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие результаты (последствия) , например: 1) огромные потери русской армии (21 тыс. человек); 2) поражение оказало негативное влияние на моральное состояние русских войск; 3) долгая опала М.И. Кутузова; 4) выход из войны Австрии и распад третьей Антифранцузской коалиции европейских держав; 5) значительно вырос авторитет Наполеона как военачальника. Могут быть указаны другие результаты (последствия)
Правильно указаны три результата (последствия)
Правильно указаны два результата (последствия)
Правильно указан только один результат (последствие). ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 1.

Ответ 2


Ответ 3


Ответ 4

Ответ 5


Ответ 6

Ответ 7


Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашёнXIV партсъездом
и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи
у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия
и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности
и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».


20

Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

21

22

Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) период – пять лет; 2) объекты , например: – Туркестано-Сибирская железная дорога; – Днепрогэс; – Сталинградский тракторный завод; – Харьковский тракторный завод; – Челябинский тракторный завод; – Горьковский автозавод; – комбайновый завод «Ростсельмаш»; – Кузнецкий металлургический комбинат; – Беломоро-Балтийский канал; – Уралмашзавод. Могут быть указаны другие объекты
Правильно указаны период и два объекта
Правильно указаны период и один объект. ИЛИ Правильно указаны только два объекта
Правильно указан только период. ИЛИ Правильно указан только один объект. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 8

Ответ 9

Ответ 10


Экспертные оценки

№ ответа Задание 20 Задание 21 Задание 22
Х

Похожая информация.


Оценка конъюнктуры рынка

Метод фокус-группы при проведении маркетинговых исследований

Существует несколько типов вопросов, которые могут использовать в анкете. Приведите по одному примеру для каждого типа вопроса

25.

1.Какой концепции придерживаются школы обучения вождению автомобилем, если процесс обучения стандартизирован, а все усилия направлены на снижение затрат при увеличении количества обучаемых. Сущность данной концепции и ограничения

2.Назовите основные факторы макросреды функционирования ОАО ММК (Вашего предприятия)

3.Укажите особенности покупательного поведения для этапа жизненного цикла семьи – «полное гнездо, ребенок дошкольник». Аргументируйте ответ

5.Виды розничных торговцев по принадлежности и концентрации

6.Структура цены, ее связь с другими функциями маркетинга, ценовая и неценовая конкуренция

26. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Что такое маркетинг? Для чего применяется маркетинг и какой вариант маркетинга Вам подходит?

2.Функции маркетинга в организации

3.Разработать маркетинговое исследование

27. Ответы на вопросы по маркетингу

1. Подготовьте вопросы анкеты, сформулируйте выборку с целью получения первичной информации о каком-либо товаре. Проведите опрос и представьте результаты.

2. На примере какого-либо товара опишите этапы жизненного цикла товара.

3. Когда фирме при установлении цен на новый товар целесообразно использовать стратегию «снятия сливок»? Приведите примеры.

4. Задание направлено на оценку показателей конкурентоспособности предприятий. При выполнении этого задания необходимо выбрать несколько предприятий (минимум – два), составить перечень значимых показателей конкурентоспособности. Далее на основе опроса выявить, весовую значимость этих показателей. Полученную информацию можно оформить в виде таблицы.

28. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Маркетинговая среда предприятия

3.Стратегии установления цен

3.Разработать анкету для предприятия, производящего стройматериалы с целью изучения потребностей населения

4.На каком этапе жизненного цикла находятся: а) моющие обои; б) жалюзи

29. Анализ водки как товарной продукции

30. Маркетинг как инструмент управления муниципальным хозяйством

Глава 1. Муниципальный маркетинг: сущность, виды и особенности развития

1.1.Сущность и концепции развития маркетинга

1.2.Понятие и особенности использования маркетинга в системе муниципального управления

1.3.Основные задачи и модели распределения маркетинговой деятельности в муниципальном образовании

1.4.Нормативно-правовая база функционирования маркетинга муниципального образования

Глава 2. Маркетинговая система, ее функции в управлении муниципальным хозяйством

2.1.Субъекты муниципального рынка и их функционирование

2.2.Внешняя и внутренняя среда муниципального маркетинга

2.3.Роль маркетинга в управлении муниципальной экономикой

2.4.Совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности муниципального образования

31. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Объекты и направления маркетинговых исследований

2.Изучение намерений покупателей и их поведения при и после покупки товара

32. Комплексный анализ маркетинговой деятельности предприятия

1. Характеристика фирмы

1.1. Общие сведения о предприятии

1.2. Принципы оплаты труда

1.3. Характеристика персонала

2. Производственная деятельность

2.1. Организация производства

2.2. Обеспечение электронными комплектующими

2.4. Качество продукции и развитие производства

2.5. Финансирование

3. Продукция и услуги

3.1. Продукция

3.2. Экспорт

3.3. План НИР и ОКР

4. Рынок и маркетинг

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный этап

2008 - 2009 учебный год
11 КЛАСС

31 балл
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Гражданское право относится к отраслям частного права.

1.2. Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти Российской Федерации.

1.3. Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы.

Авторитет, страх, сила, убеждение

______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление

_____________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в рядах.

Средневековье – теоцентризм, Возрождение - __________________________,

Просвещение – рационализм.

5. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

1) результат соглашения между учеными;

2) свойство знания абсолютно соответствовать действительности;

3) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям;

4) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.

6. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

7. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

8. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1) интуитивная догадка

2) экспериментально подтвержденный факт

3) художественный образ

4) научная гипотеза

9. В стране Z увеличился уровень доходов населения. Многие граждане выразили желание приобрести земельные участки, дома, квартиры в поселках на морском побережье. Но несмотря на резко возросший спрос, размер предложения существенно не изменился, хотя цены начали стремительно расти. Какое свойство рынка недвижимости проявилось в данном случае ?

1) связь спроса с уровнем доходов населения

2) ограниченность предложения

3) возможность возникновения ажиотажного спроса

4) связь спроса и предложения

10. В стране А. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинством шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

1) застойная

2) структурная

3) фрикционная

4) сезонная


11. На ценнике в магазине гражданин Т. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа

2) средство обмена

3) средство накопления

4) мера стоимости товаров

12. Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы?

А. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы.

Б. Бухгалтерская прибыль фирмы может быть положительной, а экономическая – нулевой или отрицательной (убытки).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?

1) информация

2) предпринимательские способности

3) земля и природные ресурсы

4) капитал

14. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность языка

15. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций:

1) неформальные позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

16. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания

Б. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей её соблюдения.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. В коммуникативную подсистему политической системы входят:

1) политические организации и учреждения

2) отношения между государством и гражданами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) политические идеи, взгляды, представления

19. Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними отличает

1) суверенное государство

2) монархическое государство

3) унитарное государство

4) правовое государство

20. Функцией любого государства является:

1) разделение властей

2) суверенитет

3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

21. Установите соответствие между функциями и их политическими институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.



1) гражданского

2) жилищного

3) административного

4) экологического

23. Понятия «депутатский запрос», «поправка к закону» относятся к деятельности

1) органов законодательной власти

2) органов исполнительной власти

3) института президентства

4) органов судебной власти

24. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) законы РФ

25. Верны ли следующие суждения о правоотношении?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Проблемная задача

3 балла

Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» писал: «Для того чтобы предупредить … злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе … не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чем заключается её сущность? Сформулируйте два принципа этой теории. Приведите два примера, подтверждающих вывод автора о том, что всему наступит конец, если «одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заполните пропуски в таблице

4 балла


Источник права

Правовая система (семья)

1 – прецедент



2 – _______________________

Семья обычного (традиционного) права

3 – шариат

____________________________________

4 - _______________________

Романо-германская правовая семья


Анализ таблицы

7 баллов

В представленной ниже таблице отражены результаты выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва в Уральском Федеральном округе. Числа означают процент голосов, полученных партиями по стране и в пределах конкретного региона. Выборы проходили в декабре 2007 года по пропорциональной избирательной системе.

Изучите данные таблицы и ответьте на следующие вопросы:

1. При каком условии партии получили места в Государственной Думе? Какие партии были допущены к распределению мандатов депутатов Государственной Думы по итогам этих выборов?

2. Как отличился порядок распределения мест в первой пятерке по итогам голосования в Челябинской области от порядка распределения мест по общероссийским итогам голосования?

3. В каком из регионов Уральского Федерального округа правые либеральные партии получили наибольшее число голосов? Какие из указанных партий относятся к правым либеральным? Назовите не менее двух партий.


РФ

Челябинская область

Свердловская область

Тюменская область

Курганская область

Аграрная партия России

2,3

2,33

2,08

1,45

3,95

Гражданская Сила

1,05

1,46

5,97

0,7

0,69

Демократическая партия России

0,13

0,14

0,19

0,12

0,11

Коммунистическая партия Российской Федерации

11,57

12,49

8,05

6,74

11,34

Союз правых сил

0,96

1,25

3,37

0,67

0,52

Партия социальной справедливости

0,22

0,34

0,39

0,18

0,2

Либерально-демократическая партия России

8,14

9,96

9,5

9,62

10,5

Справедливая Россия

7,74

10,03

8,61

4,16

5,82

Патриоты России

0,89

0,95

0,83

0,83

0,92

Единая Россия

64,3

56,5

55,74

73,57

64,43

Яблоко

1,59

3,22

4,13

0,82

0,79

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ текста

10 баллов

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчиненности людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа персонала в компании «Макдоналдс».

Основное преимущество такой системы управления – простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый четко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же её недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В её основе лежит подчиненность не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители – проректоры, каждый из которых отвечает за свою область… Следующий уровень управления – деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам – проректору по учебной работе и т.д.

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за свое направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

На практике в производственных коммерческих предприятиях применяется смешанная система управления, сочетающая в себе и линейное подчинение, и функциональное.

(По материалам энциклопедии для школьников)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

4 балла
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятий, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


Философия

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро)

Социальная психология

«Семья является первичным лоном человеческой культуры»

(И. Ильин)



Экономика

«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия»

(Г.С. Беккер)



Социология

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо)

Политология

«Честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости» (В.И. Ленин)

Правоведение

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ)

11 класс

Тесты

31 балл


№ задания

Ответ

Баллы

№ задания

Ответ

Баллы

1
1.2.

Нет

13

2

1

2

Основания (ресурсы) власти.

2

14

4

1

3

Восприятие, так как это форма чувственного познания, а остальное формы рационального познания.

3 балла:

1 балл за указание

2 балла за объяснение



15

3

1

4

гуманизм

1

16

2

1

5

4

1

17

3

1

6

1

1

18

2

1

7

3

1

19

4

1

8

4

1

20

3

1

9

2

1

21

1221

2 балла при отсутствии ошибок, 1 ошибка -1 балл, 2 ошибки – 0 баллов

10

2

1

22

3

1

11

4

1

23

1

1

12

3

1

24

4

1

25

3

1

Проблемная задача

3 балла



Балл

В правильном ответе должна быть указана теория, которую разработал Ш. Монтескье: теория разделения властей.

Принцип разделения властей означает распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали. Равенство законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.

В качестве примеров могут быть приведены:

Узурпация власти Наполеоном во Франции привела к забвению демократических начал, обозначенных революцией и гибели империи. До этого безраздельная власть якобинцев поставила Францию на грань национальной катастрофы.

В ХХ в. диктатура пролетариата в СССР привела к деспотизму власти и трагедии миллионов людей.

Могут быть приведены другие примеры.



Названы теория, два принципа этой теории и приведены два примера

3

Названа теория, два принципа этой теории ИЛИ названа теория, приведены два примера ИЛИ названа теория, один принцип этой теории и один пример

2

Названы теория, один принцип этой теории ИЛИ названы теория, приведен один пример ИЛИ названы один принцип этой теории, приведен один пример

1

Названа теория ИЛИ назван один принцип этой теории ИЛИ приведен один пример ИЛИ ответ неверный

0

Заполните пропуски в таблице

4 балла

Анализ источников социальной информации

Таблица

7 баллов

1. При каком условии партии получили места в Государственной Думе? Какие партии были допущены к распределению мандатов депутатов Государственной Думы по итогам этих выборов?

«Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (1 балл)

2. Как отличился порядок распределения мест в первой пятерке по итогам голосования в Челябинской области от порядка распределения мест по общероссийским итогам голосования?

Первое и второе места – нет отличий, третье и четвертое поменялись местами, на пятом – по России Аграрная партия, в Челябинской области «Яблоко» (2 балла)

3. В каком из регионов Уральского Федерального округа правые либеральные партии получили наибольшее число голосов? Какие из указанных партий относятся к правым либеральным? Назовите не менее двух партий.

В Свердловской области. (1 балл)

Могут быть названы правые партии: «Гражданская сила», «Демократическая партия России», СПС и «Яблоко» (2 балла)

Анализ текста

10 баллов

1. Какие две модели управления организацией анализируются в тексте?



2. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Таблица может быть заполнена следующим образом:

Модели управления

Преимущества

Недостатки

1. Линейная

Простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями.

Руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

2.Функциональная.

Каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления.

Принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

Преимущества и недостатки, указанные в таблице, могут быть даны в иных формулировках.

Указаны преимущества и недостатки обеих моделей

2

Указаны преимущества и недостатки одной модели и преимущества другой модели, ИЛИ

Указаны преимущества и недостатки одной модели и недостатки другой модели



1

Указаны преимущества и недостатки одной модели, ИЛИ

Указаны только преимущества обеих моделей, ИЛИ

Указаны только недостатки обеих моделей, ИЛИ

Указаны только преимущества одной модели, ИЛИ

Указаны только недостатки одной модели, ИЛИ

Ответ неправильный



0

Максимальный балл

2

3. Опираясь на содержание текста, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по одному собственному примеру использования каждой из моделей управления. Кратко прокомментируйте каждый свой пример.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать собственные примеры моделей управления и краткий комментарий к каждой модели, допустим:

1) руководство строительным предприятием как пример линейной модели (бригадиры непосредственно руководят основной массой рабочих и подчиняются прорабу, прораб – начальнику участка, начальники участка – начальнику строительства);

2) управление школой как пример функциональной модели (у директора школы есть заместители, отвечающие за учебную, воспитательную работу, социальные вопросы, хозяйственную часть; все они осуществляют руководство учителями и другими работниками школы в пределах своей компетенции).

Могут быть приведены другие примеры, даны другие комментарии.



Приведен собственный пример каждой модели, дан краткий комментарий

3

Приведен собственный пример каждой модели, прокомментирована одна из них, ИЛИ

Приведен собственный пример каждой модели, комментарий отсутствует, ИЛИ

Приведен и прокомментирован собственный пример одной из моделей


2

Приведен собственный пример каждой модели, комментарии отсутствуют

1

Приведен собственный пример без комментариев,
Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

4. Какая система управления, по мысли автора текста, позволяет преодолеть недостатки каждой из двух моделей управления? С опорой на знание курса и личный социальный опыт выскажите два предположения о принципах её осуществления.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа система управления – смешанная;

2) высказаны два предположения, например:

В руководстве компанией выделены функциональные должности, могут быть созданы специальные подразделения (например, кадровое, бухгалтерия, секретариат, дизайнерское или конструкторское и т.п.);

При этом непосредственное руководство работниками осуществляют менеджеры по персоналу, которые объединяют решения функциональных подразделений и должностных лиц.

Могут быть высказаны другие предположения.



Правильно названа система, высказаны два предположения

3

Правильно названа система, высказано одно предположение

2

Правильно названа система

1

Неверно названа система при любом количестве предположений,
Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Эссе

4 балла


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт



Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт


4

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются)


3

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения на факты общественной жизни или личный социальный опыт


2

Представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации

1

Проблема не раскрыта, ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания



0
Презентация:

2. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Модель - новый объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

Моделирование используется в случаях, когда объект слишком велик или слишком мал, процесс протекает очень быстро или очень медленно, исследование объекта может быть опасным для окружающих и так далее.

3. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:
а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;
б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.

Примеры:
а - Объект: Автомобиль, модели: парковочное место, рисунок, дорожный знак, машинка на радиоуправлении.
б - Модель: Схема, объекты: схема метро, схема здания, радиосхемы

4. Приведите примеры натурных и информационных моделей.

Натурные модели: игрушка, манекен, фотография и т.д.
Информационные модели: таблица, график, формула и т.д.

5. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

а - макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс.
б - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
в - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
г - фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе.
д - расписание движения поездов.

6. Приведите пример информационной модели

а - парень, рост 173 см, карие глаза, брюнет.
б - высокий парень, русый, атлетического телосложения, ловкий, быстрый.
в - добрый, пушистый, постоянно мяукает.
г - 3 этаж, просторная 3-ёх комнатная квартира.
д - твердая обложка
е - CD-R диск с ёмкостью 700 Мб, записана рок музыка.
ж - Российский город, многонациональный, находится в Нижегородской области.

7. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

Построение инф.модели начинается с анализа условия задачи. После анализа определяется объект и цель моделирования. После выделяются существенные признаки модели и в конце формализация.
Формализация - это замена реального объекта его формальным описанием, то есть его информационной моделью.

8. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

Схема - схема метро, дорожная карта и т. д.
Таблица - классный журнал, прайс-лист продукции и т. д.
Иерархическая модель - классификация видов животных, расположение книг в библиотеке и т. д.