Психологическая работа детьми с овз. Дети с ОВЗ: что это такое в психологии

Но есть дети с особыми потребностями. Это дети с нарушениями в развитии, вытекающими из этого трудностями в обучении и адаптации. Нарушения развития встречаются в разных сферах, но объединяет особенных детей одно – проблемы в социализации и потребность в индивидуальном сопровождении.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.

Виды нарушений развития:

  • задержка психического развития (ЗПР);
  • эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
  • синдром аутизма;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • нарушения речи;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Каждая из этих проблем имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее:

  • Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, . При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается .
  • Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают . Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
  • Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – . Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
  • Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
  • Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
  • Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, . Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
  • Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.

Согласно ЮНЕСКО, 2 млн. российских детей страдают теми или иными нарушениями психического и физического здоровья. По данным Министерства образования, число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается на 5 %.

Сопровождение

Сопровождение детей с ОВЗ – это система создания социально-психологических и педагогических условий для социализации и с особыми потребностями.

Необходимо учитывать нюансы развития ребенка по каждому из типов нарушений. И на их основе выстраивать работу.

Задержка психического развития

Что важно знать о ребенке с ЗПР:

  • Преобладает наглядное и действенное мышление. Не нужно перегружать образами и логическими связями.
  • Ребенок успешно усваивает знания на практике в совместной деятельности со взрослым.
  • Возникают трудности в анализе, обобщении, классификации предметов.
  • Невозможность установления причинно-следственных связей.
  • Охотно взаимодействует со взрослым, принимает помощь.
  • Сложности в запоминании. Преобладает непроизвольная память. Невербальный, наглядный материал запоминают лучше.
  • Инструкции соблюдают только при помощи взрослых, напоминаний.
  • Запоминание лучше происходит через метод наглядного группирования.
  • Повышенная отвлекаемость, снижение объема и концентрации внимания.
  • Невозможность самостоятельной установки цели деятельности. Акцентирование внимания на мелочах.
  • Полезны игры типа «Горячий стул» для развития коммуникативных навыков.

Для развития восприятия подойдут игры на познание собственного тела (покажи правое ухо, дотронься до левой пятки), ориентацию в пространстве (положи карандаш слева от тетради), игры с предлогами (кто, за кем, почему), графические диктанты, рисование незаконченных фигур. Графические диктанты и дорисовывание также помогают в развитии письма.

Для развития памяти: заучивание стихов, распознавание ритмов музыки, запоминание картинок, определение изменений в обстановке, разучивание танцев.

Для развития мышления: рисунки, схемы, таблицы и другой материал, упрощающий восприятие; ориентация теории на жизнь ребенка; ситуации успеха; составление рассказа по ряду картинок; упражнение типа «четвертый лишний».

Развитие внимания: дыхательная гимнастика, занятия в положении стоя, разминки, поиск отличий на картинках, поиски выхода из лабиринта.

Развитие речи: повышение активного словарного запаса, рассказ по плану и картинкам.

Развитие мелкой моторики: массаж, штриховка, терапия песком, оригами.

Для формирования мотивов полезно использовать игры с правилами и пантомимикой.

Поведенческие нарушения

Для коррекции акцентуации меняются условия воспитания. Нужно структурировать среду с учетом сильных и слабых сторон личности, избегать провоцирующих ситуаций и направлять воспитание на усиление положительных черт. Выявить специфику акцентуаций конкретного ребенка позволяют беседы и наблюдение. Без коррекции нарушения переходят в .

Дети с аутизмом

Что нужно знать для сопровождения детей с аутизмом:

  • Отличаются замкнутостью и избирательностью, дефицитом эмоций. Дети с аутизмом избегают социальных контактов, эгоцентричны, но в несоциальных видах деятельности в разы превосходят сверстников.
  • Недоразвитость эмоционально-волевой сферы компенсируется феноменальной памятью или выдающимися музыкальными способностями.
  • У аутистов не выражена потребность в общении. Им подходят самостоятельные индивидуальные виды деятельности.
  • Недопустима резкая смена обстановки. Для аутистов важна стабильность. На изменения реагируют агрессией, аутоагрессией или уходом в себя. Вызвать такую реакцию способна любая мелочь, например, новая одежда учителя.
  • Важно хвалить ребенка. Учитывать быструю утомляемость.
  • Деятельность должна начинаться с помощи взрослого. Страх и негативизм свойственны аутистам, не нужно давить на них.
  • Необходимо минимально предоставлять выбор. Банальный вопрос «что ты хочешь?» вводит аутиста в ступор. Он не воспринимает себя.
  • Избегайте соревновательного духа. Дети с аутизмом неуверенные в себе.
  • Каждую секунду с ребенком должен быть взрослый, который поможет понять, что ребенок любит, что хочет, что ему нравится.

Аутизм бывает 4 степеней тяжести. Сопровождение зависит от тяжести синдрома. На последних стадиях необходима комплексная помощь, в том числе медицинская.

Нарушения слуха

Ношение слухового аппарата обязательно, но это не решает всех проблем. С усвоением, развитием и пониманием устной речи все равно возникают затруднения.

Особенности сопровождения:

  • Если уместно, то стоит расставить парты полукругом.
  • На парте у ребенка должно быть свободное пространство.
  • Нужно использовать зрение, компенсировать слуховые особенности. Преподаватель должен вставать по свету, носить яркую одежду.
  • Минимум жестикуляции, не прикрывать рот руками.
  • Не поворачиваться спиной к ребенку.
  • Говорить медленно.

Нарушения зрения

В силу зрительных особенностей дети не могут работать с черно-белыми пособиями, контурными рисунками. Преобладает туннельное зрение, потому не нужно рассчитывать на боковое зрение. Говорить с ребенком нужно прямо перед лицом. Рабочее место должно находиться в центре класса. Преподавателю нельзя вставать против света. Кроме того, нужно:

  • снизить темп занятия;
  • говорить медленно, ставить четкие вопросы;
  • снизить требования к качеству письма;
  • предоставлять дополнительное время на выполнение задания;
  • работать с трафаретами и штриховками;
  • сменять виды деятельности, обязательна гимнастика для глаз;
  • вопросы ставить конкретно, кратко, медленно; давать время на обдумывание;
  • использовать специализированное оборудование и визуальные приемы организации пространства для лучшего восприятия свойств предметов;
  • при графических заданиях оценивать не точность, а правильность выполнения.

Нарушения речи

Дети с нарушениями речи повышено возбудимы. Отмечаются нарушения в познавательной сфере, недостаток учебной , отвлекаемость, утомляемость. Цель сопровождения – улучшение условий среды для минимизации влияния особенностей развития. Необходимо сотрудничество с семьей. Кроме того, обязательно:

  • взаимодействие педагогов, психологов и медиков;
  • создание ситуации успеха;
  • новизна в подаче и содержании материала;
  • поощрение, спокойный тон преподавателя, поддержка;
  • индивидуальный подход;
  • игровые элементы;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • наглядность.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Самое частотное нарушение – ДЦП (детский церебральный паралич). Наблюдается недостаточный контроль нервной системы. Как правило, заболевание сочетается с психическими и речевыми нарушениями. ДЦП поддается лечению.

Суть сопровождения:

  • постоянно комфортные для ребенка условия;
  • регулярное расширение границ возможного, максимальное раскрытие потенциала;
  • исключение неожиданных внешних раздражителей (резкий шум, подход со спины);
  • учет чувствительности ребенка, обидчивости, тревожности;
  • разминки во время занятий;
  • помощь и контроль взрослого, напоминание детям со слюнотечением о необходимости сглатывания;
  • тестовые задания для детей с нарушением моторики;
  • упражнения на ориентацию в пространстве (положи руку справа от тетради);
  • четкая речь с многочисленными повторами, без повышения голоса;
  • увеличенное время на выполнение задания.

Необходимо составление индивидуального плана обучения с учетом специфики среды, расстояния до школы, потребностей ребенка, темперамента и , .

Послесловие

Учебная среда играет большую роль в организации сопровождения. Необходимые условия среды прописаны в государственных образовательных стандартах.

Обязательно взаимодействие родителей и педагогов. Практически в каждой школе кроме штатного психолога присутствует специалист по инклюзии и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для особого ребенка прохождение консилиума и комиссии обязательно. Специалисты составят индивидуальную программу развития и сопровождения ребенка, предложат родителям несколько вариантов обучения, подскажут, как взаимодействовать с ребенком конкретно в их случае.

Психологическая поддержка и сопровождение детей с ОВЗ


Проблемы моторного, психического и речевого часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе. Выявление отклонений в развитии и раннее начало комплексной помощи позволяют корректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим все более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Об особенностях такого сопровождения в условиях образовательного комплекса рассказывает автор материала.

В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования. Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация права каждого ребенка на , в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-образовательную среду.

Понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимы знание новых методик, профессиональной подготовки педагогов, организация развивающей среды, преемственность между детским садом и школой, создание индивидуальной программы, тьютор.


В нашем дошкольном отделении дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. С раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, они продвигаются вместе с ними и достигают более высокого уровня социализации.

Одной из центральных задач в развитии учреждения является формирование у педагога толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов — это прежде всего партнеры.

В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии. Основная идея — наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается. Мы формируем толерантность в следующих целевых группах — специалисты, работающие с детьми: педагог-психолог, учитель-логопед, врач-педиатр, медсестра, воспитатели, инструктор по физической культуре, инструктор по бассейну, музыкальный руководитель, родители, дети.

Детский сад посещают дети, которым нужен многогранный, комплексный вид помощи, эта поддержка и оказываются в психологическом сопровождении.

Цель психологического сопровождения — помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Задачи психологического сопровождения

— Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.

— Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

— Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.

— Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, познавательных процессов.

— Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в образовательный процесс.

— Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы процесса психологического сопровождения

    Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. Диагностика особенностей , профилактика отклонений психического развития. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи). Реализация индивидуальной программы и групповых занятий. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения). Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 Марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»). Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы с детьми с ОВЗ


Личностно ориентированный подход к детям, родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный — всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности — можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с , воспитателем, музыкальным руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода — осуществляется с учетом ведущего ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот , который является личностно значимым для ребенка. Принцип конфиденциальности — вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Методы и формы работы с детьми: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика.

Также семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Формы и методы работы с родителями: анкетирование, консультирование, семинары-практикумы, . Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях. Проведение совместных праздников. Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. Использование информационных стендов для родителей. Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик». Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке. Организация выставок книг и игрушек. Размещение информации на сайте учреждения; разработка памяток с рекомендациями.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ОВЗ, так и детей без подобных ограничений

Преимущества социального характера:

— развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

— обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

— развитие толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.

Преимущества психологического характера:

— исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности.

Преимущества медицинского характера:

— подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

— исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».

Преимущества педагогического характера:

— рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

— активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Ожидаемые результаты:

— повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

— положительная динамика оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

— создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;

— повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;

— разработка для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

Мы знаем, как для родителей важно найти людей, которые понимают их проблемы и поддерживают. Наша задача — научить родителей воспринимать ребенка таким, какой он есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его и эмоционально-волевую сферу.

Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и , могут дать положительные результаты — пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и специалистов.

http://www. direktoria. org

© Информационная система «Директория», 2016

© Практика управления ДОУ №1 (36), 2016

Что означает аббревиатура ОВЗ?

Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.


Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от нарушения или существенно уменьшить его влияние.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

  1. Психологическая безопасность.
  2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
  3. Единство совместной деятельности.
  4. Мотивирование ребенка к образовательному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателями и специалистами, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

Родителям следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями. В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1. оставить все как есть, или что-то изменить;

2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их: как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти; как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей; как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!

15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в дошкольном образовательном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители - основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Разделы: Работа с дошкольниками

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие - отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи :

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленныхв процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интерваловмежду изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукойребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

  • «…психолого-педагогическое сопровождение необходимо при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания».
  • Что это за категория детей?
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. Цель психологического сопровождения:
  • создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
  • Работа психолога по сопровождению носит многослойный, многоуровневый характер. Её содержание определяется с учётом специфики и степени трудностей у ребёнка.
Основными принципами психологического сопровождения ребёнка с проблемами в развитии являются:
  • «Всегда на стороне ребёнка, всегда вместе с ребёнком!»
  • Непрерывность сопровождения.
  • Комплексный подход.
  • Диагностическое направление
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Консультационно-просветительское направление
Что в себя включают направления деятельности психолога в рамках сопровождения:
  • Осуществление психологической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики.
  • Помощь в преодолении учебных затруднений. Коррекционно-развивающая работа и психопрофилактическая работа по результатам полученных диагностических данных.
  • Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска».
  • Распространение опыты сопровождения учащихся с проблемами в развитии, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Сопровождение ребёнка психологом может осуществляться в разных формах:
  • Сопровождение – наблюдение.
  • Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением – наблюдением.
  • Кураторство.
  • Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
  • Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Работа психолога в рамках сопровождения строится через 1.Информационно-диагностическая работа:
  • Создание банка данных по индивидуальному сопровождению учащихся (по материалам наблюдений, посещения уроков и учебных занятий, бесед с педагогами и родителями);
  • диагностика развития учащихся на разных возрастных этапах (психологический мониторинг);
  • выявление детей «группы риска», требующих усиленного педагогического внимания.
2. Программное сопровождение:
  • групповые коррекционно-развивающие занятия со всеми субъектами образовательного процесса (планово-профилактические);
  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (по выявленным проблемам);
3. Психолого-педагогический консилиум
  • Цель: координация деятельности всех субъектов образовательного процесса в работе с классами или с отдельными учащимися
  • Этапы:
  • прогноз и разработка профилактических мер;
  • анализ ситуации, формулирование проблем и выработка рекомендаций по их разрешению.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Практические советы психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Практические советы психолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
«Как помочь ребенку с ОВЗ учиться»
  • Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.
  • Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
  • Используйте различные упражнения для развития мышления ребенка.
Упражнения для развития мышления ребенка
  • При работе с текстом, для облегчения его понимания, осмысления и последующего запоминания, ребенок должен освоить смысловое деление текста на части и озаглавливание частей.
  • После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие проявления собственного отношения к прочитанному. Больше включайте таких вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь?».
  • Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию мышления и логики.
  • Чаще задавайте ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним.
  • Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать – это…».
Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
  • Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
  • Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т.д.
Развивайте речь ребенка:
  • Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с пояснением их значения и на основе наблюдения.
  • Уточняйте представление вашего ребенка о том или ином предмете и явлении.
  • Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими впечатлениями, пересказывать тексты.
  • Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства.
Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно
  • Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте мини-экскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха, обоняния.
Для развития памяти ребенка рекомендуется
  • Для облегчения запоминания материала необходима установка на запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить.
  • Смысловая работа над материалом также способствует более прочному сохранению его в памяти. Например, разбивка его на составные части, составление опорной схемы - значительно облегчает запоминание и воспроизведение в дальнейшем.
  • Должна быть установка на время, в течение которого должен храниться в памяти этот материал, так как результаты исследований показали, что в зависимости от того, на какой срок ребенок ставил установку на запоминание, данный материал и хранился в его памяти.
Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.
  • Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.
  • У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают, усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать».
  • Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке, дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение ведет к развитию зрительной памяти.
уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром.
  • уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром.