Предмет и задачи психофизиологии. Возрастная физиология и психофизиология

Физиологическая психология Этимология.

Происходит от греч. physis - природа, psyche - душа и logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению физиологических механизмов высших психических функций.

Виды.

Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию.

Синоним.

Психобиология.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. physiological psychology ) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В . Вундт для обозначения экспериментальной психологии , которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «Ф. п.» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также ). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями , простейшими чувствованиями и двигательными реакциями . Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции , которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Ф. п. понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились и , в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И . М . Сеченова , И . П . Павлова , П . К . Анохина и Н . А . Бернштейна . Ф. п. получает дальнейшее развитие в работах А . Р . Лурия , Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б . М . Теплова , В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А. Н. Ждан.)

Добавление ред.: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Ф. п.», совершил категориальную ошибку , которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л . С . Выготский ). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей «Ф. п.» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология» .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "физиологическая психология" в других словарях:

    Физиологическая Психология - раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций. Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию … Психологический словарь

    Физиологическая психология - – направление в психологии, изучающее психические явления как основанные на физиологических и неврологических процессах. Обычно отражает или корреляционное направление, в котором ведётся поиск физиологических коррелятов поведения, или… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Отрасль психологии, которая ориентируется на описание и объяснение психологических явлений, основанных на физиологических и неврологических процессах. Большинство из ее предметов и методов общие с биологией и физиологией, и обычно она отражает… … Толковый словарь по психологии

    Физиологическая психология (нередукционистский подход) (physiological psychology (nonreductionism)) - Любое серьезное рассмотрение нередукционистского подхода к Ф. п. требует предварительного и по возможности исчерпывающего определения опорного термина «редукционизм». Степень редукционизма варьирует от простейшего (в физике) до самого сложного (в … Психологическая энциклопедия

    Раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов функций психических высших физиологических процессов, кои сопровождают процессы психические или сопутствуют им, но в коих психологи не должна искать «своих» законов.… … Большая психологическая энциклопедия

    Психология - Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    ПСИХОЛОГИЯ - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Психология - наука о душе (греч. ψυκή душа и λόγος понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение О душе, в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Психология (Psychology) - наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается… … Медицинские термины

    ПСИХОЛОГИЯ - (psychology) наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также… … Толковый словарь по медицине

Книги

  • Физиологическая психология , П. Милнер. Настоящее издание является руководством по новой науке, лежащей на стыке нейрофизиологии и психологии. На основе практических данных излагаются функции нейронов, методы психофизиологии,…

">25. "> Историческая роль В. Вундта в развитии психологии. «Физиологическая психология» Вундта. Культурно-историческая психология.

">Историческая роль В. Вундта в развитии психологии

">1. Вышедшая в 1874 г. основная работа Вундта ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">Основания физиологический психологии ;font-family:"Cambria Math"">≫ "> ознаменовала собой официальное начало периода развития психологии как самостоятельной науки, так как в этой книге Вундт создает свою концепцию психологии, большое внимание уде-

">ляя предмету, методам и задачам этой науки.

">2. В1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория, и именно этот год принято считать годом рождения психологии как самостоятельной науки.

">3. Вундт создал первую в мире собственную психологическую школу, развившуюся до мирового масштаба, что для других ученых и исследователей послужило стимулом к созданию собственных школ, обогативших впоследствии психологию и расширивших области ее применения.

">4. При участии Вундта создается первый Институт экспериментальной психологии, имеющий свой курс обучения профессии, а также первый психологический журнал ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">Психологические исследования ;font-family:"Cambria Math"">≫ ">. Психология получает свои собственные научные средства пропаганды и реализации разработанных идей и концепций.

">5. Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования.

">6. Вундт с помощью понятий эксперимента и опыта ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта - объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем, и именно на основе этих "> ">критериев по сей день строится любое психологическое исследование.

">7. Интроспективная направленность и ориентация на элементаризм концепции Вундта породили множество дискуссий в научных кругах и стимулировали проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения его учения, и эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий, обогативших в дальнейшем психологию как науку и расширивших ее границы.

">8. Научно-организаторская деятельность Вундта сыграла решающую роль в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.

">«Физиологическая психология» Вундта

">Отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века. Термин физиологическая психология ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии нервной системы и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «физиологической психологии» Вундта трактовала с позиций дуализма. Вундт ограничивал область физиологической психологии лишь элементарными психическими процессами — ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил физиологическую психологию на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

">В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри физиологической психологии выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии физиологическая психология строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Физиологическая психология получает дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, Н. П. Бехтеревой, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, И. В. Равич-Щербо и других, в зарубежной науке крупными представителями физиологической психологии являются Д. Хэбб и П. Милнер.

">Добавление: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «физиологическая психология», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л. С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных синонимов для настоящей «физиологической психологии» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология».

">Культурно-историческая психология

">Предмет: психика, преобразованная культурой

">Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

">Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Ее основатель Э. Дюркгейм (1858-1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал такие понятия, как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества.

">Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.

">Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа.

">Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского, разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

">натуральной,

">культурно опосредствованной.

">В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

">Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

">Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики. Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом, надо запоминать стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить его перед глазами. Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет просто сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

">Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходит само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

">Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

">26.Исследования Г. Эббингауза.

">Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил метод эксперимента к исследованию высших психических функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза заключался в использовании бессмысленных слогов для изучения объема запоминания. Были сформулированы

">следующие законы работы памяти.

">1. Объем запоминания, который человек без труда воспроизводит после однократного прочтения материала, равен 6-8 бессмысленным слогам.

">2. Чем больше количество единиц в списке, тем больше времени необходимо для его запоминания.

">3. На качество и специфику запоминания информации влияет ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">эффект края ;font-family:"Cambria Math"">≫ ">: стимулы, находящиеся в начале и в конце общего материала, запоминаются легче, поскольку испытывают ;font-family:"Cambria Math"">≪ ">тормозящее ;font-family:"Cambria Math"">≫ "> влияние других слогов только с одной стороны.

">4. Существует кривая забывания информации: наибольшая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается, неповторяемый материал забывается быстрее.

">6. Запоминание и заучивание осмысленного материала происходит в 9 раз быстрее, чем не связанных между собой бессмысленных слогов.

">7. При увеличении нагрузки на память снижается работоспособность, поэтому оптимально разделять время, необходимое для заучивания, на несколько коротких этапов.

">8. Тренировка в запоминании одного материала повышает качество запоминания другого.

">Опыты Эббингауза по изучению памяти расширили предмет изучения психологии, так как ранее считалось, что память - это сложная функция сознания и потому для ее изучения невозможно применение эксперимента. Эксперимент стал использоваться как основной метод исследования. Выводы и законы запоминания материала, сформулированные Эббингаузом, имели прикладное значение для многих отраслей психологии: в педагогике были созданы результативные методики обучения, тесты умственного развития по принципу незаконченных предложений. Задачей экспериментатора теперь стало не изучение интроспективных высказываний испытуемого, а наблюдение и анализ его поведения.

">27.Психология акта Ф. Брентано.

">Австрийский философ Ф.Брентано (1838 – 1917) в труде “Психология с эмпирической точки зрения” (1874). Основными чертами психологии интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал, что нужно изучать не содержание сознания, ощущения, а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов. Выделял три вида духовных актов: 1)акты представления; в представлении предметы презентируются сознанию сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. представлению принадлежит ведущая роль среди этих. 2)акты суждения; в суждении объект мниться как истинный или ложный. 3)акты чувства; в актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Метод – внутреннее восприятие (непредвзятое и непосредственное). Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены он противопоставлял физическим. психические феномены как акты и являются предметом психологии: видение, слышание и т.д.

Предмет и задачи психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека .

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Николя Массиасом (1764-1848) и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы, такие как определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.

Психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

    • физиологической психологии;
    • физиологии высшей нервной деятельности;
    • нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии - физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин "физиологическая психология" ввел в практику Вильгем Вундт (1832 - 1920) для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека.

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996 ). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

(Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (16 июля 1902, Казань- 14 августа 1977, Москва) - советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР(1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью).

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов - мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях. По Лурии, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982 ).
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1898-1974), которая базируется на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, который сформулировал физиолог Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией.

Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.

По определению, нейропсихология - это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Наряду с этим, в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.



Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) - понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятельность". Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

Портрет академика Павлова

(с картины Михаила Нестерова)

(Павлов Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.)

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии, стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм .
Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию.

Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.
Предмет общей психофизиологии - физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология ), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастной психофизиологии - онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.
Дифференциальная психофизиология - раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра психологии и физиологии

По дисциплине «Возрастная психофизиология»

на тему «Физиологическая психология»

Работу выполнил: студентка группы ЗЭ102С

Гареева Анна Ринатовна

Работу проверил: канд. биол. наук

Махнева Светлана Георгиевна

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ

Психофизиология - это наука, которая изучает физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных психических различий.

Возрастная же психофизиология является областью психологии, которая изучает онтогенетическое развитие системных физиологических механизмов психической деятельности, в том числе роль биологического созревания в психическом развитии.

Исследованию основных вопросов возрастной психофизиологии посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных ученых, таких как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия И. П. Павлов, П.К.Анохин, В. Вундт, И. Мюллер, Ф. Гальтон. Возрастная психофизиология как научное направление появилось как следствие развития психофизиологии и возрастной психологии.

Психофизиология включает в свой состав более широкий спектр научных проблем, чем физиология и психология в отдельности. Эта относительно новый раздел научного знания, именно поэтому исследования в области психофизиологии особенно актуальны в текущий период времени.

Целью данной работы является изучение и анализ теоретических основ возрастной психофизиологии.

Для достижения данной цели было необходимо решение нескольких задач:

1) проанализировать научные источники по проблеме физиологической психологии;

2) изучить характерные особенности психофизиологии научения.

Физиологическая психология

Физиологическая психология - является отраслью психологической науки, которая исследует физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.

Согласно концепции А.Р. Лурии, физиологическая психология исследует основы сложных психических процессов, таких как мотивы и потребности, ощущение и восприятие, внимание и память, а также сложных форм речевых и интеллектуальных актов. То есть отдельных психических процессов и функций. По мнению автора, физиологическая психология сформировалась в результате накопления немалого объема эмпирического материала о функционировании разнообразных физиологических систем организма в различных психических состояниях .

Термин физиологическая психология ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, первое время опиравшейся на методы и техническую базу исследований в области астрономии, физиологической оптике, физиологии нервной системы и органов чувств. В. Вундт ограничивал область физиологической психологии только элементарными психическими процессами, такими как ощущения, простейшие чувствования и двигательные реакции.

Физиологическая психология, как отмечает Дж. Хэссет, имеет конкретную направленность на изучение частных физиологических механизмов .

Предметом физиологическая психология, по мнению Вильгельма Вундта, является исследование отдельных физиологических функций. Согласно суждениям автора, предметом психологии должны выступать только те процессы и явления, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, обладают как физиологической, так и психологической составляющей и которые не могут быть разъяснены только лишь с позиций физиологии или чистой психологии. К таким явлениям Вильгельм Вундт относил вначале ощущения и представления, а затем приобщил к ним и простейшие чувствования. Вундт критически рассматривал прежние суждения относительно предмета психологии и предложил рассмотреть в качестве ее предмета непосредственный опыт субъекта, изучаемый с помощью интроспекции. При том объект и субъект выступают в неразрывной связи друг с другом, а сам объект всегда выступает как продукт переработки реального объекта опытом субъекта восприятия .

В качестве объекта физиологической психологии В. Вундт выделял простейшие психические процессы.

Основным методом физиологической психологии В. Вундт считал психофизиологический эксперимент. Экспериментальные методы, такие как измерение времени реакции, были заимствованы автором у физиологии, в связи с чем, В. Вундт именовал данное научное направление физиологической психологией. Эксперимент автор трактует достаточно узко - как психофизический и психофизиологический, нацеленный на планомерное изменение материального раздражителя и беспристрастную регистрацию эффекта. Область исследования сужается автором до простейших психических процессов, таких как ощущения, представления, ассоциации, время реакции. В. Вундт в своих исследованиях применял психофизические методы, измерение реакции, а также метод интроспекции .

Физиологическая психология Вильгельма Вундта является наукой об опыте сознания, значит, ее методы должны включать в себя наблюдение за собственным сознанием, то есть интроспекцию. Данный метод был взят из физиологии, где он применялся для исследования органов чувств. У Вильгельма Вундта этот метод приобрел название «внутренняя перцепция». Особый вклад В. Вундта в развитие данного метода состоит в проведении экспериментов и применении в них строго научных методов.

Эксперименты по внутренней перцепции проводились Вильгельмом Вундтом в Лейпцигской лаборатории со строгим соблюдением следующих правил:

1) экспериментатор должен уметь правильно определять момент начала эксперимента;

2) он никогда не должен понижать уровень своего внимания;

3) эксперимент должен быть организован так, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения .

Отношение физиологических процессов к психическим явлениям физиологическая психология Вильгельма Вундта истолковывала с позиций дуализма. Вундт сужал область физиологической психологии лишь к элементарным психическим процессам, таким как ощущения, простейшие чувствования и двигательные реакции.

Главной целью физиологической психологии, по мнению автора, является анализ, реконструкция и расчлененное описание в точных научных понятиях структуры сознания индивида.

Основными задачами физиологической психологии являются:

1) исследование тех жизненных процессов сознания, которые, располагаясь на полпути между внешним и внутренним опытом, требуют одновременного использования внешнего и внутреннего методов наблюдения;

2) освещение совокупности жизненных процессов с точек зрения, которые присущи исследователям в этих областях, и таким образом предоставить общее понимание человеческого опыта .

Термин «физиологическая психология» приобрел обширное распространение на Западе.

Так, П. Милнер издал свой труд «Физиологическая психология» в 1970 году. В нем автор описал новые данные о принципах строения и функциональной организации мозга, о физиологических механизмах мотивации и эмоций, а также эксперименты по самораздражению мозга, результаты исследований памяти, двигательной и сенсорной систем.

Также приобрела известность работа «Введение в физиологическую психологию» Ричарда Томпсона. В своей книге автор замечал, что фундаментальные проблемы физиологической психологии схожи с теми проблемами, которые беспокоят и психологов. Однако акцент в физиологической психологии смещен на биологические системы и процессы, лежащие в основе поведения и психических явлений. В труде Р. Томпсона пристальное внимание уделено анализу биологических основ видов поведения, роли генетических и средовых факторов, физиологии речи, языка .

В США в 70-е годы в свою очередь появился новый журнал «Психофизиология», в котором издаются труды, взаимосвязанные одновременно с психологией и физиологией.

С данного периода времени термин «психофизиология» внедряется в употребление и формируется практическая база для выделения психофизиологии в самостоятельную научную дисциплину. При том, как новое течение психофизиология приобрела официальный статус лишь в 1982 году, когда был проведен Первый Международный конгресс психофизиологов. В ходе данного конгресса была основана Международная психофизиологическая ассоциация и положено начало международным конгрессам по психофизиологии .

В ходе первого конгресса также был основан «Международный журнал психофизиологии». Именно в нем нашла отображение дискуссия о предмете психофизиологии. Она развернулась по поводу суждения о том, считать ли предметом психофизиологии исследование нейронных механизмов психических процессов и состояний или же сузить задачу психофизиологии изучением физиологических механизмов психических явлений на макро уровне при помощи регистрации объективных показателей. В ходе дискуссии большинство ученых высказалось за исследование психических функций по суммарным показателям активности мозга. В результате содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного течения официально было закреплено как исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний .

Однако, развитие науки пошло не только по пути исследования макро реакций. Наиболее широкую известность приобрели психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и у человека.

Внутри физиологической психологии выделились такие направления научного знания как психофизиология и нейропсихология, изучающие нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии физиологическая психология базируется на принципах материалистического монизма и теоретических концепциях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина. Физиологическая психология приобретает свое дальнейшее развитие в работах А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Е. Н. Соколова, М. Н. Ливанова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, Д. Хэбба, П. Милнера .

Не стоит полагать, что физиологическая психология, дав первый предмет и научный метод психологии, покинула научную арену. Дальнейшее ее развитие было настолько благополучным, что она охватила такие феномены свойств, состояний и процессов психического как психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти, речи и мышления, мотивации и эмоций.

Кроме этого, именно физиологическая психология стала точкой опоры материалистически ориентированной советской психологии, которая, основываясь на концепции свойств нервной системы, берущую свое начало в трудах И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала единую универсальную модель психологической науки.

В текущий период времени в сферу интересов психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, сознания, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе.

Психофизиология научения

Одним из биологических аспектов психики является формирование новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых изменяется или с которыми личность ранее не встречалась. Данную способность зачастую обозначают как научение. То есть, научение определяется большинство представителей психологической науки как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. Проблема научения принадлежит к числу наиболее интенсивно разрабатываемых в текущий период времени .

Научение абсолютно необходимо в формировании практически всех форм поведения человека и животных, таких, как добывание пищи, избегание опасности, продолжение рода, социальное взаимодействие, ориентация в пространстве и времени.

С точки зрения психофизиологии, научение явление комплексное, включающее потребность к научению, внимание, восприятие, память, мышление, соотношение сознательного и бессознательного, автоматизацию навыков.

В психологической науке принято различать несколько способов научения по степени участия в них организма как целого.

Реактивное поведение обнаруживается в том, что организм реагирует пассивно, однако, при этом трансформируются нейронные цепи и складываются новые следы памяти .

Среди разновидностей реактивного поведения выделяют:

1) привыкание;

2) сенсибилизацию;

3) импринтинг;

4) условные рефлексы.

Привыкание заключается в том, что организм вследствие изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации учится игнорировать какой-либо раздражитель, поняв, что он не имеет особенного значения для той деятельности, которая в настоящий момент реализовывается.

Сенсибилизация выступает в роли противоположного процесса. Повторение стимула приводит к более интенсивной активации организма, который становится все более восприимчивым к данному стимулу.

Импринтинг в свою очередь является наследственно запрограммированным и необратимым формированием определенной формы реагирования.

Условные же рефлексы представляют собой основной механизм индивидуального приспособления организма.

Оперантное поведение, или научение в результате оперантного обусловливания, играть роль закрепления действий, последствия которых для организма желательны, и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям.

Различают три разновидности этого типа научения:

1) метод проб и ошибок;

2) формирование автоматизированных реакций;

3) подражание.

Научение методом проб и ошибок состоит в том, что, перебирая способы достижения цели, индивид отказывается от неэффективных и в итоге находит решение задачи.

Формирование автоматизированных реакций представляет собой создание сложных поведенческих реакций поэтапно. Всякий этап при этом подкрепляется.

Подражание представляет собой научение с помощью наблюдения и воспроизведения действий модели, при том их значение не всегда понимается .

Когнитивное научение представляет собой наиболее поздний и наиболее действенный тип научения.

В психологической науке выделяют несколько форм когнитивного научения:

1) латентное научение;

2) обучение сложным психомоторным навыкам;

3) инсайт;

4) научение путем рассуждений.

Латентное научение является аналитической обработкой поступающей и уже имеющейся информации, и на этой основе выбором адекватной реакции .

Обучение сложным психомоторным навыкам, которыми индивид в течение жизни овладевает в крупном объеме в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, проходит через этап когнитивной стратегии, ассоциативный и автономный этап, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля со стороны сознания.

Механизм же инсайта заключается в том, что информация, имеющаяся в памяти, объединяется и применяется в новой интеграции. Индивиду представляется, что решение приходит спонтанно. Однако, на самом деле, это является результатом подсознательной аналитико-синтетической деятельности.

Научение путем рассуждений является научением с помощью мыслительного процесса. Основой для мышления служит перцептивное концептуальное научение.

Механизмы научения крайне многообразны по характеру физиологических процессов и привлекаемых структур нервной системы.

На уровне нейрона это выражается в изменении уровня поляризации мембран, то есть длительной деполяризации или гиперполяризации. На уровне межнейронального взаимодействия это проявляется в изменении активности кальциевых каналов, что ведет к изменению медиаторной активности, росту синаптических терминалий, изменению состояния синаптических структур и происходящих в них процессов .

Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам, надлежит выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы, лобно-височные отделы мозга и прочие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий.

Итак, научение с позиций психофизиологии может быть обозначено как формирование пространственно-временной организации активности мозга, обеспечивающей выполнение приобретаемого в процессе обучения нового поведения и отвечающей новому состоянию субъекта поведения.

Психофизиологическая теория научения обязана обрисовывать взаимодействие организма и среды в процессе научения и отображение этого взаимодействия и его плодов в изменениях организации мозговой активности .

В соответствии с разнообразными представлениями о движущих силах научения все психофизиологические теории могут быть поделены на несколько типов:

1) инструктивные;

2) инструктивно-селективные;

3) селективные.

Для инструктивных теорий характерно признание полной зависимости научения от закономерностей окружающей среды. Имеются попытки в сходном плане смоделировать обучение нейронной сети определенным навыкам при воздействии внешней среды. Так, например, Спинеллив своих работах описывал опыты с обучением котят видеть только горизонтальные, или только вертикальные линии.

Тем не менее, гораздо большей известностью пользуются инструктивно-селективные теории, согласно которым обучение нейронной сети совершается благодаря изменениям эффективности одних синапсов, выбор которых производится за счет инструктирующего возбуждающего воздействия других синапсов.

Селективные же теории отталкиваются только из выбора во время обучения необходимых или наиболее подходящих интеграций нейронов из уже заложенного многообразия подобных конструкций, согласно концепции Эдельмана. Имеется суждение об обучающихся резервных нейронах, обеспечивающих фиксацию нового опыта при экстраполяциях, отраженное в трудах Крушинского. А также концепция о гностических нейронах, опознающих по типу детекторов определенные лица и фиксирующих эти элементы опыта, описанная в исследования Ю. Конорски. Имеется также суждение о нейронах «места», реагирующих на определенные территориальные условия, зафиксированные в опыте. Все эти представления удостоверяют о наличии особого резерва клеток, рекрутирующихся из «молчащих» нейронов присвоении и закреплении опыта и говорят в пользу селективных теорий научения .

Появление данных теорий, получивших распространение относительно недавно, взаимосвязано как с обнаружением врожденных предрасположенностей к овладению определенным опытом, так и со стремлением подойти к научению с общебиологических позиций.

В силу того, что психическое взаимосвязано с системными процессами организации активности целого мозга, появление в репертуаре индивида нового поведенческого акта и соответствующего ему психического состояния связано с реорганизацией всей мозговой активности. В то же время многие теории, поясняющие реорганизацию мозговой активности в процессе научения, оперируют с локальными нейронными ансамблями, ограниченными одной или несколькими структурами головного мозга, и по этому параметру являются скорее физиологическими, чем психофизиологическими. физиологический психология научение перцепция

Наилучшим образом соответствует критериям психофизиологической теории научения подход с позиции на основе теории функциональных систем, выдвинутой П. К. Анохиным, которая получила развитие в работах В. Б. Швыркова. В соответствии с теорией функциональных систем, всякий поведенческий акт реализуется системой кооперативно действующих элементов организма различной морфологической принадлежности, организуемой моделью будущего соотношения организма и среды. Появление такой функциональной системы в опыте человека и соответствующего поведенческого акта в его поведенческом репертуаре являются результатом научения и происходят вследствие процессов системогенеза, имеющих место, как на ранних, так и на последующих этапах онтогенеза.

Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии и психофизиологии, так как она помогает осмыслить механизм психической адаптации индивида к условиям существования, как бы они ни были нетипичны.

Заключение

Таким образом, на основании теоретического анализа научных источников по исследуемой проблеме можно сделать следующие выводы:

Физиологическая психология является отраслью психологической науки, которая исследует физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации. Термин физиологическая психология ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, первое время опиравшейся на методы и техническую базу исследований в области астрономии, физиологической оптике, физиологии нервной системы и органов чувств. Предметом физиологическая психология, по мнению Вильгельма Вундта, является исследование отдельных физиологических функций. В качестве ее объекта автор выделял простейшие психические процессы. Основным методом физиологической психологии В. Вундт считал психофизиологический эксперимент.

Главной целью физиологической психологии, по мнению автора, является анализ, реконструкция и расчлененное описание в точных научных понятиях структуры сознания индивида. Внутри физиологической психологии выделились такие направления научного знания как психофизиология и нейропсихология, изучающие нейронные механизмы психических процессов.

Научение определяется большинство представителей психологической науки как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. В психологической науке принято различать несколько способов научения по степени участия в них организма как целого, такие как научение с помощью реактивного поведения, научение с помощью оперантного поведения икогнитивное научение. Психофизиологическая теория научения обязана обрисовывать взаимодействие организма и среды в процессе научения и отображение этого взаимодействия и его плодов в изменениях организации мозговой активности. В соответствии с разнообразными представлениями о движущих силах научения все психофизиологические теории могут быть поделены на несколько типов: инструктивные, инструктивно-селективные, селективные.

Проблема научения в текущий период времени принадлежит к числу наиболее интенсивно разрабатываемых в психологии и психофизиологии, так как она помогает осмыслить механизм психической адаптации индивида к условиям существования, как бы они ни были нетипичны.

Список литературы

1. Акинщикова, Г.И. Семантическая и психофизиологическая организация человека - СПб.: Питер, 2010, 376 с.

2. Александрова, Ю.И. Основы психофизиологии - М.: ИНФРА-М, 2007, 497 с.

3. Данилова, Н.Н. Психофизиология - М.: Психология, 2012, 297 с.

4. Ительсон, Л.Б. Проблемы современной психологии учения- М.: Мир, 2005, 487 с.

5. Норман, Д.А. Память и научение - М.: Академия, 2013, 330 с.

6. Лебедев, А.Н. Психофизиология памяти - М.: Просвещение, 2012, 370 с.

7. Николаева, Е.И. Психофизиология - М.: Логос, 2005, 458 с.

8.Торндайк, Э. Процесс учения у человека - М.: Психология, 2011, 412 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Происхождение психологии народов. Внутренняя невозможность соединения Гербартовой механики души с имеющей свои корни в романтизме идеей национального духа. Индивидуалистическая теория общества Ф. Гоббса. Задачи, методы и области психологии народов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Окончание медицинского факультета в Тюбингене. Работа в должности преподавателя физиологии. Создание первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. Ученики В. Вундта. Издание книги "Основы физиологической психологии". Основные труды В. Вундта.

    презентация , добавлен 19.12.2015

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и задачи психологии как научного знания. Изучение основных методов психологии, их достоинств и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    Характеристика теории научения (приобретение индивидуального опыта). Отличительные черты современных концепции научения: теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий; теория формирования научных понятий у школьников.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2010

    Собственнонаучные и прикладные отрасли психологии. Вклад Вильгельма Вундта в развитие экспериментальной психологии. Главные этапы психолого-педагогического исследования. Основные задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Объект, предмет изучения и задачи психологии труда. Категории "деятельность" и "труд" в психологии. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами. Современная наука, или Структура научных революций. Парадигмы психологии и результаты труда.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: детская, возрастная, педагогическая, социальная, нейропсихология, патопсихология, инженерная, трудовая.

В конце XIX века в науке возникает феномен расхождения реальной и идеальной отдачи от применяемых технологий. Он возникает в силу того, что человек из-за своих ограниченных способностей способен использовать технику с максимальной эффективностью только до определенного уровня. Этот уровень связан с когнитивными процессами такими как ощущение и восприятие. Возникновение экспериментальной психологии, так или иначе, связано с этим феноменом.

Впервые экспериментальные методы изучения основных когнитивных процессов, которые являются одним из предметов исследования в психологии, применили четверо учёных: Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Все они были немцами, все получили образование в области физиологии и все были в курсе последних достижений науки.

Гельмгольц, физик и физиолог, плодовитый исследователь, был одним из величайших ученых XIX столетия. Хотя психология занимала лишь третью строчку в списке его научных интересов, все же именно работы Гельмгольца, а также исследования Фехнера и Вундта, положили начало новой психологии. Он занимался вопросами скорости прохождения возбуждения по нерву, ощущения и восприятия, оптики и тем самым внес огромный вклад в становление экспериментальной психологии.

Огромный вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии лейпцигского университета Эрнст Вебер. До него изучение органов чувств ограничивалось только зрением и слухом. Вебер расширил границы науки, он начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов. Очень важным предстал его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии. «Самые известные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1/10, для света -- 1/100 и т. д. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено Фехнером». Работа Вебера была экспериментальной в самом строгом смысле слова. Она проводилась в специально созданных условиях, предлагаемые участникам эксперимента раздражители многократно варьировались, при этом фиксировался каждый полученный результат. Опыты Вебера вдохновили многих исследователей на использование экспериментального метода в качестве средства изучения феноменов психологии. Исследования Вебера в сфере измерения порога ощущений имели первостепенное значение; его доказательство измеримости ощущений оказало влияние практически на все аспекты современной психологии.

Густав Теодор Фехнер немецкий психолог, один из первых экспериментальных психологов, один из основоположников психофизиологии и психофизики. «Густав Теодор Фехнер в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно, он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача -- соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания -- психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. … Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал три метода: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику».

Вильгельм Вундт -- основоположник психологии как формальной академической дисциплины. Он организовал первую лабораторию, учредил первый журнал, дал начало экспериментальной психологии как науке. Сферы его научных интересов -- включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации -- стали основными главами почти во всех учебниках по психологии. «Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены только физиологией или только психологией: это ощущения и простейшие чувствования».

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук -- в основном, на методах физиологии. Вундт приспособил эти научные методы к новой психологии и проводил исследования точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. В. Вундт и его последователи работали с психофизическими, физиологическими закономерностями. «Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий; и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал». Вундт ограничил предмет психологии только вопросами изучения сознания, заявив, что его наука признает факты и только факты.

В начале развития физиологической психологии Вундт многое берет у ассоцианистов: «Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Однако Вундт борется с крайностями ассоцианизма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции--диссимиляции и компликации, последовательные -- узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: «...все психическое -- это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в них самих»1 1- Вундт В. Введение в психологию.-- М., 1912. С. 149». Так как все психические явления происходят и объясняются только этими закономерностями, физиологическая школа почти исключала существование личности. Поэтому здесь и нечего говорить о кризисе личности.

В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри этой отрасли выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. «Более того -- именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки».