Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности. Методическая разработка семинара -практикума «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ОУ

Семинар-практикум

« Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ОУ »

Дата проведения: 2018 г

Ведущий : старший воспитатель Черницова Е.П

Участники: педагоги МБОУ «Икрянинская НОШ»

Цель: передача опыта использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ; оптимизация работы по использованию разнообразных технологий для развития двигательной активности и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи:

1. Усовершенствовать знания и навыки педагогов о здоровьесберегающих технологиях.

2. Вызвать интерес к инновационным здоровьесберегающим технологиям, повысить профессиональную компетентность педагогов.

3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

4. Создать позитивный эмоциональный настрой.

План проведения семинара

I

    Психологический настрой.

    Определение понятий «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Здоровесберега- ющая технология».

    Организация работы центра двигательной активности в группах детского сада.- выступает инструктор по физвоспитанию Кузнецова В.А.

    Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни дошкольников.- выступает- воспитатель Колодяжная Ю.В.

    Игровой самомассаж, как одна из форм оздоравления детей в ДОУ.- выступает педагог психолог Новоженина Г.Т.

    Коррекционные технологии. – выступает Иркалиева Н.Т

III блок семинара – заключительный

Рефлексия.

Ход семинара

I блок семинара - теоретический

«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»

(Томас Карлейль)

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наверное, каждый из нас мечтал в детстве найти клад или владеть сокровищем. У меня есть чудесный мешочек, и в нём находится предмет, который может показать вам настоящее сокровище. Хотите узнать, что это? (участники берут из чудесного мешочка маленькие зеркала ).

Сейчас вы увидите самое дорогое, что есть на свете. А теперь можете взглянуть в зеркало. Все увидели самое дорогое? Что же это? (ответы участников)

Молодцы! Самое дорогое – это вы сами. Предлагаю улыбнуться самим себе, погладить себя по голове и сказать: «Я красивая, я замечательная!». Вы сами, ваше здоровье и здоровье наших детей и есть наше сокровище!

Положите свои зеркальца рядом с собой, они нам ещё пригодятся.

Предлагаю каждому педагогу сформулировать определение понятия «Здоровье» и дать свое понимание данного определения.

В ходе выступлений ведущий фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное в определениях. Ведущий семинара дает несколько определений понятия, принятых в научном мире:

    «Здоровье» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. (Большая советская энциклопедия)

    «Здоровье» - нормальное состояние, правильное функционирование неподвижного организма. (Толковый словарь Ушакова)

    «Здоровье» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном. (Словарь психологических понятий)

    «Здоровье» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ)

Педагоги обсуждают и выбирают определения, наиболее полно раскрывающее понятие «Здоровье». Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «Здоровый образ жизни».

«Здоровый образ жизни» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

Аналогично ведется работа над понятием «Здоровьесберегающая технология».

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Демонстрация мультимедийной презентации: «Здоровьесберегающие технологии»

Ведущий: Я думаю, что вы согласитесь со мной, что одной из важнейших составляющих здоровья является двигательная активность. Особенно актуальна эта тема сейчас, в век компьютеризации, когда наши дети, да и мы сами всё больше проводим времени не в движении, а сидя за компьютерами, вследствие чего появляется нарушение осанки и множество других проблем здоровья.

Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка, какие технологии являются эффективными в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей – эти проблемы стоят сегодня перед многими педагогами.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Педагоги ДОУ используют разнообразные формы и виды здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Главное назначение данных технологий – нацелить педагогов, специалистов детского сада, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В нашем учреждении создаются условия для сохранения и укрепления здоровья и развития детей, основными из которых являются:

Соблюдение режима дня, способствующего гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающего разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья;

Создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду;

Осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;

Построение образовательного процесса в игровой форме с использованием разных видов деятельности;

Осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий;

Обновление и пополнение зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, спортивными игрушками), дорожками здоровья и др.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, психолога, медицинской сестры, инструктора по физическому развитию.

Являясь участниками этого процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности их можно разделить на:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

Технологии обучения здоровому образу жизни;

Коррекционные технологии;

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

    Ритмика проводится 1 раз в неделю. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.

    Динамические паузы проводятся во время НОД, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения могут включатся элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

    Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

    Релаксация. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

    Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.

    Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

    Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

    Гимнастика после сна проводится ежедневно после дневного сна 7 -10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки, обширное умывание, полоскание горла отваром трав. Для профилактики плоскостопия используется дорожка здоровья. Дети с удовольствием ходят по ней. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни - это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья детей. Цель – формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний по безопасному поведению, а также умение оказывать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-8 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

    Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

    Серия игровых образовательных ситуаций «Основы здорового образа жизни». Проводятся 1 раз в неделю в свободное время. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

    Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в течение дня. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует память, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

    Активный отдых, прогулки (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания.

Прогулки проводятся ежедневно в первой и второй половине дня. Общая продолжительность прогулки составляет не менее 3,5 – 4 часов, а также зависит от погодных условий. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

    Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

    Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, повышенной активности. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. Используем в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используем музыку для сопровождения образовательной деятельности дошкольников (на НОД по изодеятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Также музыку используем перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.

    Сказкотерапия. Позволяет быстро победить стресс. Сказкотерапия лечит застарелые обиды, не дающие развиваться дальше. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: открытые просмотры с детьми для родителей; беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместное создание предметно – развивающей среды; анкетирование.

Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между физическим здоровьем и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».

II блок семинара - практический

Ведущий: А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам на практике опробовать некоторые здоровьесберегающие технологии, которые вы можете использовать в своей работе.

Игровой массаж

«Наши спинки»

В колоночку в круг встали,

(Движения соответствуют тексту)

Ладошками по спинке застучали.

(Выполнять в течение 40 - 50 секунд)

Хлопаем по лопаточкам, (хлопки)

Спинка радуется.

(Нарисовать пальцами рук улыбку)

Дети спинку подставляют, (постукивание ),

Со спинками играют, (поглаживание )

Здоровья спинкам добавляют.

«Массаж дружба»

Мы немножко отдохнем и массаж спины начнем.

Встанем ровно как осинки,

И у нас прямые спинки.

Мы по спинке пробежим,

Пальчиками постучим.

А потом ее погладим.

Плечи дружно мы расправим.

И уж точно знаем мы нам болезни не страшны.

    Выступление. Мастер класс . – Кузнецова В.А- инструктор по физическому воспитанию.

« Организация центра двигательной активности в группах детского сада» .

Самостоятельная двигательная деятельность детей является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст 3-4 г

Ребёнок двух-трёх лет активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении. Первая задача воспитателя – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице-стремянке и др.

В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:

Доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

Гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см);

Доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см);

Две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см);

Два куба (ребро 25-30 см);

Ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см);

Лесенка-стремянка (высота 1,5 м);

Мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;

Один-два надувных мяча (диаметр 40 см);

Игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);

Бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см);

Оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

Крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх);

Шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);

Погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей;

Четыре гимнастические палки (длина 75-80 см);

Гимнастический шест (длина 1,8-2 м).

Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы». Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Воспитатель обязан проверять устойчивость и надёжность оборудования. Особенно это касается качелей, горок, лесенок, которые используются только со страховкой взрослого.

Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам.

Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания. Например, музыкальный молоточек будет интересен ребёнку до тех пор, пока он не заметит вращающийся надувной мяч, укреплённый на потолке. Случайно наткнувшись на ящик с колечками, ребёнок попытается в него влезть, а обнаружив здесь детали пирамидки, – собрать конструкцию. Во-вторых, дети в возрасте двух-трёх лет всегда подражают сверстникам. Поэтому, увидев, как увлечённо играет другой ребёнок с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой по групповой комнате, он обязательно захочет последовать его примеру.

Физкультурный снаряд для ребёнка – основа для изучения способов его применения. Расположите оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движений детей. Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал затруднений в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нём. Создание игровых ситуаций («мишка, сидящий на каталке», «котёнок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске») будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками.

Конечно, нет необходимости превращать игровую комнату в склад оборудования. Однако важно, чтобы инвентарь логично вписался в интерьер комнаты, а раз или два в неделю меняйте его местоположение, объединяя несколько предметов в единую полосу препятствий. Таким образом, в первой и второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.

Средний дошкольный возраст

По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности. Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности.

Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей рекомендуем оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Например, игру «Дартс» следует расположить на уровне глаз ребёнка, массажёры для стоп – в нише на полу и т.п. Физкультурный уголок должен логично вписаться в интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю.

При подборе физкультурного оборудования необходимо также исходить из возможности организации двигательной деятельности детей на ограниченной площади индивидуально и небольшими группами.

Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях. Однако часть инвентаря (лестница, дуги, скамейки и пр.) слишком громоздка, использование других пособий (гимнастические палки, мячи) небезопасно без контроля педагога. Подобный инвентарь целесообразно разместить на участке и использовать во время прогулки. Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью:

Кегли (один-два набора);

Ракетки с мячиками на липучках;

Напольные и подвесные кольцебросы;

Поролоновые и матерчатые мячи;

Две-три скакалки, шнур;

Султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора);

Два-три мешочка весом 200 г;

Два-три обруча;

Бубен, музыкальный молоточек;

Оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).

Если в младших группах дети постигали азы движений и исследовали возможности использования каждого предмета, то теперь они стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный. Иными словами, дети начинают осваивать правильную технику движений.

Старший и подготовительный дошкольный возраст

Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей. Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.

В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.

В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды).

Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.

Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений.

Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:

Игра «Городки» (из пластмассы);

Ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);

Кегли (один-два набора);

Малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

Игра «Дартс» (с шариками на липучках);

Кольцеброс;

Один-два резиновых эспандера;

Два диска «Здоровье»;

Беговая мини-дорожка;

Ролик-трекол;

Две-три скакалки и резинки;

Султанчики, ленточки, косички;

Бубен;

Два-три обруча;

Настольные спортивные игры;

Тренажёры (ножные, ручные);

Массажёры (ножные, ручные).

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Нетрадиционное оборудование для центра двигательной активности

«Рукоходы»

Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки.

Цель: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса, позвоночника, мышц тазобедренного сустава.

«Ухватки»

Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой.

Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики

"Варежковый массажёр»

Материал: рукавицы различные, пуговицы.

Цель: Укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног, укрепление и формирование правильной осанки.

« Киндер-солнышко»

Материал: футляры от киндер яиц.

Цель: Профилактика плоскостопия, развитие двигательной активности.

Ребёнок ходит по лучикам, формируя стопу. А ещё можно перепрыгивать через лучики, тоже интересная игра, которую можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности.

Мы предложили для вас атрибуты, которые можно использовать в работе с детьми. Их изготовление не требует много времени и материальных затрат. Дети с удовольствием пользуются ими и даже если сломают, не беда, можно сделать новые.

    Выступление. Мастер -класс – Колодяжная Ю.В- воспитатель

«Игровые образовательные ситуации по здоровому образу жизни дошкольников ».

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Здоровье как биологический фактор, определяющий структуру личности, имеет многомерный и индивидуализированный характер и определяет состояние приспособительных возможностей организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Состояние здоровья детей на сегодняшний день заставляет задуматься о проведении профилактических мероприятий, предусматривающих формирование здорового образа жизни.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку направленную на достижение целей охраны здоровья путем решения следующих задач:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей4

Воспитание культурно –гигиенических навыков;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

Предлагаемая методическая разработка формирования у детей

Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Представленный методический материал необходимо использовать планомерно.

Игровая образовательная ситуация №1: «Кто я?»

Цели:

дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма;

учить замечать индивидуальные черты у себя и у других людей (я – такой, а он – другой);

знать полезные и вредные привычки.

1. - Ребята, скажите, пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли в группу? (Ответы детей).

Скажите, а как можно определить настроение человека? (По выражению лица.)

Окружающие нас люди всегда видят наше лицо.

2. Если черты лица даны нам природой и родителями, выражение лица – это то, что мы создаем сами. Лицом нужно уметь владеть, совсем не обязательно всем вокруг знать, что у нас на душе. Иногда о человеке говорят: «У него такое доброе лицо!» А бывают злые люди с добрыми лицами? Как правило, нет. Ведь лицо способно накапливать чувства, которые ему чаще всего приходится выражать. Какое у вас лицо?

Человеку надо следить за своими эмоциями и думать, всегда ли правильно он их выражает. Главное, чтобы наши эмоции были приятны и нам, и окружающим.

Каких добрых сказочных героев вы знаете?

Каких злых сказочных героев вы знаете?

Кто из вас может прочесть веселое стихотворение?

Кто из вас знает грустное стихотворение?

Задания детям:

Улыбнитесь, как солнышко;

Нахмурьтесь, как тучка;

Рассердитесь, как упрямые бараны на мосту;

Изобразите хитрую лису;

Изобразите испуганного зайчика.

3. Выступление – Новоженина Г.Т. педагог-психолог

« Игровой самомассаж, как одна из форм оздоровления детей в ДОУ» .

Проектная деятельность.

III блок семинара - заключительный

Рефлексия: «Гусеница интереса и настроения»

Ведущий: Завершая педагогическую мастерскую, предлагаем вам, уважаемые коллеги, проанализировать своё эмоциональное состояние, интерес к данной теме и выразить его с помощью цветовых маркеров.

Обозначения цветовых маркеров:

    Красный – всё понравилось, хочу узнать больше, использовать в практике;

    Жёлтый – всё понравилось, интересно, познавательно;

    Синий – понравилось, но спорно;

    Чёрный - идеи не заинтересовали.

Ведущий: Предлагаю каждому из участников взять условное изображение настроения того цвета, какой подходит к его отношению к данной теме и представленному опыту, и выложить из них гусеницу интереса, которая тянется к солнышку, как мы с вами тянемся к здоровому образу жизни.

Каждый участник выбирает круг с соответствующим цветом. На магнитной доске с изображением полянки и солнца все по очереди выкладывают из выбранных кругов гусеницу, тянущуюся к солнцу. Ведущий завершает изображение своим кругом (с рожками и глазками), благодарит участников за сотрудничество.

Ведущий: Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели и в конце концов становится прекрасной бабочкой

Так и мы, педагоги, не всегда быстро, но верно идём к поставленным целям, преодолевая сомнения, трудности и проблемы, встречающиеся у нас на пути, чтоб наши мысли и дела, наши старания превратились в прекрасный результат, чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась и взлетела эта бабочка радости, интереса и желания расти и становиться лучше . Спасибо за сотрудничество!

Людмила Азизова
Семинар-практикум: «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии ”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами по-разному. Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное ! Ведь в детских садах, казалось бы, всегда здоровью детей уделялось немало внимания? Современные условия требуют пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса . Ключевой момент нового мышления меняет суть и характер процесса , ставя в центр его - здоровье ребенка .

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии , направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения , поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья . Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

От типа дошкольного учреждения,

От продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

Показателей здоровья детей .

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников , контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ );

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики, недели здоровья , формирование КГН и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ );

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , на развитие потребности к здоровому образу жизни ; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников , личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола» , проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж) ; коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Ритмопластика

Динамические паузы

(физкультминутки)

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Технологии эстетической направленности

Гимнастика пальчиковая

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная

Гимнастика пробуждения

Оздоровительный бег

Самомассаж

Технологии музыкального воздействия

Технологии воздействия цветом

Технологии коррекции поведения

Сказкотерапия

Десять золотых правил здоровьесбережения :

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра !

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.»

Возраст : 3-5 лет

Направленность : Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза : «Не уходи, я боюсь один.»

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке,

Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее : он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми , он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой

Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми .

А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения :

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

«СЛУЧАЙ В ЛЕСУ»

Возраст : 3-6лет

Направленность : Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных

действий.

Ключевая фраза : «У меня не выйдет!»

В одном лесу жил маленький Зайчонок. Больше всего на свете ему хотелось быть сильным, смелым и сделать что-нибудь доброе, полезное для окружающих. Но на деле у него никогда ничего не получалось. Он всего боялся и не верил в себя. Поэтому все в лесу прозвали его «Зайчишка-трусишка» . От этого ему становилось грустно, обидно, и он часто плакал, когда оставался один.

Был у него один-единственный друг-Барсучонок.

И вот, как-то раз они вдвоем отправились играть к реке. Больше всего им нравилось догонять друг друга, бегая через небольшой деревянный мостик. Первым догонял Зайчонок. Но когда Барсучонок пробегал по мосту, одна доска вдруг сломалась и он упал в реку. Барсучонок не умел плавать и стал барахтаться в воде, прося о помощи.

А Зайчонок, хотя и умел немного плавать, но очень испугался. Он бегал по берегу и звал на помощь, надеясь, что кто-нибудь услышит и спасет Барсучонка. Но никого поблизости не было. И тогда Зайчонок понял, что только он может спасти своего друга. Он сказал себе : «Я ничего не боюсь, я умею плавать и спасу Барсучонка!» Не думая об опасности, он бросился в воду и поплыл, а потом вытащил своего друга на берег. Барсучонок был спасен!

Когда они вернулись домой и рассказали про случай на реке, никто сначала не мог поверить, что Зайчонок спас своего друга. Когда же звери убедились в этом, то стали хвалить Зайчонка, говорить, какой он смелый и добрый, а потом устроили большой веселый праздник в его честь. Этот день для Зайчонка стал самым счастливым. Все гордились им и он сам гордился собой, потому что поверил в свои силы, в то, что способен делать доброе и полезное. Он на всю жизнь запомнил одно очень важное и полезное правило : «Верь в себя и всегда и во всем полагайся только на свои силы!» И с тех пор больше никто и никогда не дразнил его трусишкой!

Вопросы для обсуждения

Почему Зайчонку было плохо и грустно?

Какое правило запомнил Зайчонок? Согласен ли ты с ним?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье через физическое воспитание. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Выдающий педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Занятия физкультурой в дошкольном учреждении позволяют детскому организму накопить силы и обеспечить не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие.

Существенной особенностью детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно – психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно – двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей развивается внимание и наблюдательность, воспитываются волевые качества, вырабатывается характер.

Недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на развитии детей. Физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чём нуждается ребёнок, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма и развивающегося детского организма.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы здоровья, гармоничного развития ребёнка.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин: меньше играют в подвижные игры, родители увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, совсем не заботясь о физическом развитии.

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных здоровьесберегающих технологий.

Острота проблемы состоит в том, что:

Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ;

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;

Многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на физкультурные занятия.

Традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна. Необходимо искать новые формы, методы и приёмы физического развития детей.

Ещё одна цель моей работы: создать условия для формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничного физического развития.

Актуальность выше изложенной проблемы позволяет определить задачи:

  1. Внедрить нетрадиционные приёмы проведения занятий.
  2. Повысить интерес к физкультурным занятиям.
  3. Закрепить технологию выполнения основных видов движений приёмами занимательной физкультуры.
  4. Повысить двигательную активность детей системой физкультурных развлечений.
  5. Развивать гибкость, координацию движений элементами акробатики.

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?

Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инновационных технологий. Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счёт введения увлекательных форм работы во все части занятий и здоровьесберегающих технологий таких как:

  • Утренняя гимнастика , является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

  • Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
  • Дыхательная гимнастика , проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Она применяется для того, чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а так же выносливость при физических нагрузках. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.
  • Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
  • Босохождение по массажным дорожкам . Дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, дорожка из капсул от киндер – сюрпризов).
  • Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное настроение. Релаксация проводится во время заключительной части занятий. Для этого используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
  • Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
  • Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.

  • Фитонцидотерапия . Фитонциды – это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.
  • Данстерапия (танцевальная терапия) для дошкольников предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.
  • Ритмопластика. Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций.
  • Психогимнастика помогает формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности; способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.
  • Цветотерапия (хромотерапия) – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.
  • Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов. Эффективность подражательных движений заключается ещё в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Стретчинг – это система статических растяжек.

  • Креативная гимнастика – предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.
  • Игрогимнастика служит основой для освоения ребёнком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки; на расслабление мышц; мимические упражнения.
  • Игротанцы – направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Усвоение детьми навыков движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в разнообразных жизненных ситуациях.

Разнообразие движений в игротанцах даёт возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость воспитанников, что является физической основой красоты тела.

  • Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей.
  • Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно – развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
  • Партерная гимнастика – это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. То есть партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа, лёжа на боку, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на суставы.
  • Музыкально – подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
  • Гелиотерапия (в переводе с греческого «солнцелечение») – вид лечения и профилактики, использующий лучистую энергию солнца. Гелиотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм – активирует обменные процессы, укрепляет иммунитет, улучшает приток крови к тканям, нормализует аппетит и сон. Кроме того, солнцелечение способствует закаливанию.
  • Игротерапия – идеальное средство от детских неврозов. Неврозами чаще страдают дети дошкольного и младшего школьного возраста. Невроз возникает под влиянием жизненных событий, которые оказали на ребёнка отрицательное, травмирующее воздействие. Появление неврозов связано с поступлением в детский сад, в школу, с не сложившимися отношениями ребёнка со сверстниками, учителями, воспитателями.
  • Игры – путешествия. Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить детей, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально – двигательной сферы и творческих способностей детей.
  • Весёлый тренинг – это упражнения способствующие координации движения и осанки, дают нагрузку для определённых групп мышц, развивают гибкость, подвижность суставов, улучшают кровообращение. Наблюдение за выполнением упражнений даёт возможность оценить у каждого ребёнка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и тем самым, индивидуализировать объём и количество повторений. Качественно выполнить и запомнить упражнения детям помогают их названия, символизирующие подражание каким – либо действиям различных персонажей из произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т. д.

Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей.

В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);

- в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Поэтому используя разнообразные варианты занятий.

Внедряя комплексное сочетание традиционных программ и инновационных технологий в систему занятий физической культурой, получили результаты:

  1. У детей повысился интерес к занятиям.
  2. Увеличился уровень их физической подготовленности, развития физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
  3. Получили развитие психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
  4. Повысился уровень воспитанности нравственных качеств, коммуникабельности;
  5. Укрепилась костно – мышечная система дошкольников.
  6. Положительное психоэмоциональное состояние детей на занятиях благоприятно сказывается на здоровье каждого ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные ( , спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.