Компетенции а именно способность будущего. Компетенции будущего

– герой журнала «Семейное образование» №3, январь 2016. Профессор практики Московской школы управления «Сколково». Лидер группы Re-Engineering Futures, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив. Соавтор форсайт-методологии Rapid Foresight. Соорганизатор и программный директор «Форсайт-флота» – одного из крупнейших в мире проектов, обучающих мышлению о будущем. С 2010 года руководит работами по построению «карт будущего» для образования в России и в мире. Руководитель проекта и соавтор «Атласа новых профессий», изданного Московской школой управления Сколково и Агентством стратегических инициатив. Ведет исследования в области стратегического управления и организационного развития в составе Группы исследований организационной эволюции Хартфордширского университета. Работы Павла Лукши опубликованы в ведущих международных научных журналах по стратегическому предпринимательству, эволюционной экономике, социальной кибернетике и др.

Публикуем часть интервью, не вошедшую в журнал.

«Я считаю, что мы движемся в общество, в котором идеологии прошлого, определяющие развитие человечества, существовать в чистом виде не будут. И общество будет с одной стороны очень похоже на коммунизм, а с другой стороны на жесткий либеральный капитализм, потому что определяющей силой будет рынок, но при этом у всех все будет. И в этом обществе будут сочетаться тоталитаризм и жесткое государство с одной стороны и высокая степень свободы, почти анархия с другой. Это станет возможно за счет различных технологических посредников, которые решат это противоречие идеологий. Если бы люди сами пытались построить такой симбиоз, у них бы это не получилось, а с помощью посредников получится. В таком обществе человек будущего, скорее всего, уже не будет заниматься рутинными вещами, а будет выбирать творческие и интересные для себя занятия. Какие навыки и компетенции ему будут нужны, чтобы быть успешным?
Есть несколько уровней компетенций:

1. Экзистенциальные компетенции

Они же личностные стратегии, они же социальные компетенции. Начинать разговор о них нужно с ответа на вопрос «зачем», потому что именно он определяет дальнейший подход. Например, тайм-менеджмент. Действительно ли умение эффективно управлять своим календарем — критически важная компетенция для людей, у которых нет жестких дедлайнов и постоянного рабочего расписания? Имеет смысл для начала понять уклад и принципы организации жизни группы людей, для которых мы определяем компетенции.

Социальные компетенции — это постоянный поиск ответов на вопросы «Кто я», «Зачем я». Очень часто личностные стратегии и развитие подменяются в сознании человека внешними достижениями. Происходит это из-за психологических травм, полученных в детстве. Необходимо научиться отличать одно от другого и прорабатывать травмы, чтобы не нести их потом в отношения с социумом.

2. Осознанность

Так или иначе, мы все будем жить в информационно насыщенном мире. И тогда перед нами встанет вопрос открытости новому, готовности изменяться, готовности обучаться, разучиваться — иногда важно не только запоминать новое, но и забывать старое — это тоже трудный и важный навык, отпускать устаревшую информацию. Крайне важными станут навыки, связанные, с управлением вниманием, и все то, что мы называем осознанностью — умение не просто управлять вниманием, но еще и понимать, куда мы смотрим в данный момент, почему. Умение заметить и понять, почему те или иные вещи нас тянут, как именно это происходит, умение остановиться и посмотреть на ситуацию со стороны. Способность осознанно выбирать станет критически важным качеством двадцать первого века.

3. Предпринимательство в широком смысле

Способность организовывать свою деятельность и деятельность групп, организаций с целью создавать новое, оказывать услуги. Есть много разных видов предпринимательства — социальное, институциональное и т. д. В определенном смысле каждый станет предпринимателем.

4. Совместное творчество

В творческом, технологически насыщенном конкурентном обществе двадцать первого века нужно уметь быть другими. Это значит, что очень важными станут коммуникативные способности и способность совместно творить.

Способность совместно творить означает, что человек готов поступаться частью своей свободы и своего замысла ради общего дела. В том числе это подразумевает умение работать в разных культурах и средах. Знание языков будет важно именно с этой точки зрения — не для прямого перевода текста, а для понимания другой среды и культуры изнутри. Например, чтобы понимать, чем протокол китайского общения отличается от русского, чем мышление медиков отличается от мышления художников. Это очень важный навык, потому что общество уходит от узкой специализации и цеховой закрытости. Придется работать с людьми из других областей деятельностей, двигающихся по другой траектории.

5. Разные типы мышления

Мышление есть ни что иное, как способность оперировать в сознании объектами, порождать новые объекты. У нас всех есть разные алгоритмы и приемы, которыми мы оперируем — логическое мышление, критическое мышление, организационное мышление, художественное, поэтическое. Каждый тип мышления оперирует своими объектами. Выиграют те, кто сможет владеть большим арсеналом приемов и объектов и сочетать их. Как Стив Джобс. Все говорят — гений. Да, он в каком-то смысле гений, но самое важное — он умел мыслить и как организатор, и как продавец, и как создатель гениальных решений, и как мотиватор команды, и как стратег. Если человек может мыслить по-разному, на второй план уходят его умения работать на конкретном станке, владение узкими навыками или программами. Такой человек не ограничен ничем и сможет решить любую проблему — найдет человека, который его научит, разберется сам, наймет того, что это сделает и поставит ему задачу.

6. Ценностные установки

Если мы движемся в мир, в котором люди что-то делают друг для друга, нужно раскрывать в себе и эмоциональную сторону — развивать эмоциональный интеллект и эмпатию.

7. Экология

Это не просто разделение мусора дома, хотя и это важно. Но еще важнее понимать, какие ресурсы мы заводим в дом и какие мы из него выводим, какой вклад в экологию планеты мы вносим, насколько своими действиями в процессе жизни мы нарушаем экологический баланс.
Например, очень важная установка — не перепотреблять. Если возможно не покупать новую модель телефона, а пользоваться старой, или не покупать новую машину, или вообще не пользоваться машиной, а ездить на общественном транспорте — это разумно. Но это только одна сторона.

Вторая сторона — это экоустановка, привычка принимать экологичные для себя решения.
Все компоненты ценностных установок, если они будут успешно работать в сознании людей, дадут нам шанс на то что общество наше перейдет в следующий уклад без большой войны.

8. «Глокальность» (локализация глобальности)

Нужна нам, чтобы помнить — миротворчество и разрешение конфликтов — это не то, чем занимается политика где-то далеко. Это то, что начинается с семьи, с подъезда, с района, когда люди учатся продуктивно улаживать конфликты, преодолевать противоречия, находить способы сосуществовать людям с разными позициями и разными точками зрения. Тогда у нас есть шанс оказаться в обществе, где каждый, имея «глокальное мышление», понимает, что мир на планете, изменение экологического баланса, наступление нового уклада — это не результат действия внешних сил, а результат его собственной деятельности в семье и ближайшем окружении. С этой точки зрения каждый из нас является сейчас точкой перехода, и мы либо находим способы жить в этой точке, либо становимся частью прошлого, которое воюет с будущим и повышает вероятность новой войны.

В последнее время в бизнес-сообществе активно создают и обсуждают модели «компетенций будущего». Популярность этой темы порождает как минимум два вопроса. Во-первых, являются ли модели компетенций будущего научно обоснованными? Другой вопрос - полезны ли эти модели, помогают ли они работать, развиваться, адаптироваться к будущему?

Определение российских авторов мало чем отличается: «Компетенция - это такая комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе» (Базаров, Ерофеев, Шмелев, 2014).

Эти определения подсказывают ответ на первый вопрос о научной обоснованности «компетенций будущего»: он отрицательный. Объяснений как минимум два.

1. Мы не можем провести исследование, доказывающее связь тех или иных «компетенций будущего» с результатами труда - ведь будущее еще не наступило, работа не сделана, результат не достигнут.

2. Не зная контекста, задач и характеристик конкретного рабочего места, мы не можем научно обосновать набор качеств, способствующих успеху на этом месте.

Впрочем, расстраиваться не стоит. Недоказанность не мешает нам использовать различные концепции на практике. Поэтому обсудим второй вопрос - о практической полезности моделей «компетенций будущего».

При подготовке этой статьи мы проанализировали восемь источников «компетенций будущего», предлагаемых авторитетными организациями.

Центр перепроектирования учебных программ (Концепция четырехмерного образования, Бостон, 2015 г.).

Надо отдать должное честности авторов этих документов: никто из них не утверждает, что именно его модель компетенций будущего является истинной, единственно верной или полученной на основе строго научных исследований. В каждом источнике речь идет о консенсусе того или иного экспертного сообщества.

В совокупности эти 8 источников содержат 107 компетенций (подробнее о каждой можно узнать, изучив материалы по ссылкам выше – прим. ред. ). Мы провели кластерный анализ и сгруппировали схожие по смыслу компетенции.

Умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми образует первый, самый большой кластер «компетенций будущего». Компетенции взаимодействия присутствуют в каждом из восьми источников. Внутри этой группы есть тактические, «навыковые» компетенции, например, умение писать деловые письма или выступать публично (16% компетенций этой категории), а также более фундаментальные качества личности: желание сотрудничать, эмоциональный интеллект, эмпатия или клиентоориентированность (74% компетенций). Человек - общественное существо, чьи результаты труда, доход и ощущение счастья в значительной мере зависят от общения с другими. И авторы предполагают, что в будущем это не изменится.

Мышление и решение проблем - второй по величине кластер, он объединяет 15 компетенций. Здесь самая большая категория (30% компетенций) - критическое мышление, то есть умение корректно оценивать и анализировать факты и утверждения, принимать решения о том, чему доверять и что делать. Как и в случае со взаимодействием, «быть умным» полезно и сейчас, и в будущем, особенно в условиях нарастающей информационной перегрузки и смешения объективной (опирающейся на факты) картины реальности и «постправды».

Обучаемость и открытость новому замыкает своеобразную тройку лидеров. В этой группе объединены такие качества, как обучаемость, любознательность, открытость новому опыту. Все компетенции в этой группе представлены сравнительно равномерно, выделить главные сложно. Обучаемость присутствует в шести из восьми источников «компетенций будущего».

В совокупности эти три группы охватывают почти половину (48%) «компетенций будущего». Иначе говоря, наш будущий успех наполовину зависит от того, насколько мы умеем ладить с другими людьми, мыслить и обучаться.

Рассмотрим следующие три группы компетенций.

Инновационность и креативность (10 компетенций, упоминаются в 7 из 8 источников) не сводится к освоению технологий вроде ТРИЗ или мозгового штурма. Этот набор компетенций прежде всего предполагает смелость, готовность к творческому эксперименту и совершению ошибок.

Цифровые знания и навыки упоминаются примерно так же часто, как инновационность. В эту группу входят программирование, знание основ робототехники, умение понимать и использовать новые технологии, например, машинное обучение и виртуальную реальность.

Осознанность и управление собой - это умение управлять своим вниманием, находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость, умение строить собственные планы и вообще понимать самого себя.

Эти шесть кластеров охватывают около 80% «компетенций будущего». Согласно исследованиям, наши фундаментальные способности к взаимодействию с другими людьми, особенности мышления, обучаемости, креативности и способность к самосознанию формируются с раннего детства. Они могут развиваться и во взрослом возрасте, но такое развитие требует длительного времени, больших усилий и серьезных личностных изменений. Это не отдельные навыки, которые можно быстро «прокачать», а элементы нашей личности. К отдельным навыкам (и то отчасти) можно отнести цифровые компетенции - одну группу из шести.

Из этого следует ответ на второй вопрос - о пользе и практичности «компетенций будущего». «Компетенции будущего» могут пригодиться для проектирования стратегических изменений в системе образования и воспитания. Это универсальные способности и качества, важные для адаптации любого homo sapiens к непредсказуемой среде, а не ориентир для краткосрочного обучения конкретного взрослого человека. Проще говоря, если организация хочет привлечь сотрудников, обладающих «компетенциям будущего», ей следует сделать акцент на подбор, а не на развитие персонала. А еще практичнее - проанализировать, какие компетенции соотносятся с результативностью в этой организации уже сегодня, и сделать ставку именно на них.

На индивидуальном уровне тоже не все однозначно. Стив Джобс или не были образцом по части выстраивания отношений с окружающими: у обоих был скверный характер. А Томас Эдисон, подбирая материал для нити лампы накаливания, провел около 1500 испытаний различных материалов. Человек с меньшей верой в успех, то есть обладающий более развитым критическим мышлением, наверняка отступил бы после сотен неудачных попыток. Это было бы логично.

Для большинства из нас полезнее хорошо понимать и использовать свои индивидуальные сильные стороны, а также бережно корректировать свои недостатки. Это более прагматичная, чем попытка соответствовать обобщенному портрету «человека будущего», стратегия саморазвития.

Об авторах. Павел Безручко - управляющий партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг». Юрий Шатров - руководитель практики компании «ЭКОПСИ Консалтинг». Мария Максимова - консультант компании «ЭКОПСИ Консалтинг».

Недавно я принимала участие в Днях карьеры в Калининграде, где выступила перед студентами и выпускниками Балтийского федерального университета. Мне нужно было дать советы по поводу их будущей карьеры.

В процессе подготовки к мероприятию я смогла впервые в подробностях изучить результаты проекта «Атлас новых профессий», с одним из авторов которого мне довелось познакомиться на калининградской земле. Мой фокус интереса в первую очередь был направлен на изучение ключевых компетенций, которые понадобятся сотрудникам в ближайшие 10-20 лет.

Сегодня знания и даже навыки (как отдельные элементы) устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным. Он позволяет стратегически видеть картину, обеспечивать высокую гибкость.

Компетенция 1. Системное мышление

Сегодня для успеха в работе недостаточно владеть знаниями или хорошо видеть свой «кусочек цепи». Необходимо переходить к мышлению, которое бы охватывало систему целиком, формировало эти системы из отдельных элементов и позволяло видеть то, как конкретные изменения влияют на совокупность ключевых процессов. От фрагментарного восприятия мы движемся к работе с системами, выстраиванию и поддержанию связности в работе. Уже сегодня мы имеем дело с постоянными изменениями, поэтому умение видеть взаимосвязи разных элементов будут приводить к значимым прорывам в работе.

Компетенция 2. Межотраслевая коммуникация

Все больше профессий и проектов возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач нам нужны люди, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний. Они могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения. Данный навык также позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей, за счет такого «метапереноса» обеспечивать развитие внутри своей области. Специалист по большим данным в HR – одна из профессий будущего. Для нее нужно будет как знание математики, ИТ-систем, так и понимание ключевых аспектов работы с персоналом. К слову, специалисты по управлению брендом работодателя тоже работают на стыке двух сфер – коммуникаций и управления персоналом. В будущем потребность в междисциплинарных подходах и решениях будет только расти.

Компетенция 3. Управление проектами и процессами

Проектное управление становится все более распространенным подходом в бизнесе, поэтому необходимо будет иметь компетенции, позволяющие отвечать не только за свою работу и выполнение определенных задач. Специалист любого уровня сегодня может оказаться в роли человека, который должен отвечать за проект (и проект этот может быть не только в области его профессиональной специализации). Вряд ли необходимо будет проходить сертификацию, но понимание принципов, подходов и навыки их применения на практике нужны будут все более широкому кругу сотрудников.

Компетенция 4. Работа с ИТ-системами

Если вы идете работать в крупную компанию, то навык работы в SAP будет вашим преимуществом. И это далеко не единственный пример. В будущем мы должны освоить различные ИТ-системы, которые систематизируют нашу работу и процессы. Владение ИТ-системами станет обязательным как навык работы в MSOffice сегодня.

Компетенция 5. Клиентоориентированность

Все большее число компаний развивают у сотрудников умение слушать и слышать друг друга. Индексы NPS, измеряющие работу различных подразделений (в первую очередь обслуживающих), стали довольно распространенной практикой. Современный системный администратор должен уметь объяснить «чайнику» основы работы и сделать это корректно и эффективно. Кадровик должен быстро оформить все документы, а бухгалтер – обеспечить необходимые расчеты и выплаты. И для всего этого нужно будет уметь не только сделать это, но и правильно со своим – внутренним или внешним – клиентом пообщаться. Так что ставка на эмоциональный интеллект по-прежнему актуальна.

Компетенция 6. Работа с людьми и работа в команде

Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет выполнить большинство задач. Часть компаний уже взяли курс на развитие эмпатии и навыков работы в команде (куда могут входить как те, кого «хочется обнять», так и гораздо менее близкие по духу товарищи), данное направление останется в «лидерах» корпоративного обучения.

Компетенция 7. Работа в условиях неопределенности

А что еще ожидать от VUCA-мира? Умения работать в ситуации, когда постоянны только изменения. К счастью, у представителей поколения Y этот навык уже сформирован. Неопределенность для них комфортна, и они легко с ней справляются. Ну а мы – Х – будем учиться любить неопределенность и ее «черных лебедей».

Компетенция 8. Мультикультурность и открытость

Diversity – главный тренд в мире большого международного бизнеса. Оказалось, что если на проблему смотреть с разных позиций, то вероятность найти нетривиальное решение в разы выше. Но это требует открытости ума, умения слушать и слышать альтернативные идеи, воспринимать их, быть гибким. Поскольку лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира, в команду следует представителей разных стран и культур. Потребуется умение находить язык с другими людьми, принимать их и использовать их возможности для решения задач бизнеса.

Компетенция 9. Осознанность

Как сказал Павел Лукша, руководитель проекта «Атласа новых профессий», на конференции EdEx: «Осознанность – ключевая компетенция XXI века». Она позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать особенности себя и окружающих. Она помогает концентрироваться на настоящем и при этом видеть будущее. Эта компетенция, которая делает нас более эффективными и, одновременно, более счастливыми, позволяет нам прислушиваться к себе и обеспечивать баланс и гармонию в собственной жизни.

Компетенция 10. Коммуникация

Интернет сломал границы и сделал экономику поистине глобальной. Поэтому мы будем общаться со всем большим количеством людей из разных уголков земного шара. Новый бизнес будет требовать образования новых контактов, чтобы двигаться вперед за счет обмена идеями. При этом мы должны научиться доносить свои мысли и достигать своих целей на расстоянии, уметь ценить каждый контакт и такую важную «валюту» современности как внимание. Эта компетенция нужна каждому человеку в бизнесе уже сегодня, и еще важнее она будет в ближайшем будущем.

Надеюсь, что моя экспертная оценка вышеизложенных компетенций будет полезна вам для планирования как личного развития, так и программ обучения в вашей организации. А я надеюсь, что часть из этих компетенций будут развиваться еще в вузе и школе, и умение «слушать» перестанет быть главным навыком выпускника. По крайней мере, мой сын-второклассник уже изучает в школе управление проектами – а мы с мужем ему в этом помогаем.

Школьники на «УчСибе-2017» соревновались в аэрокосмической инженерии и конструировании беспилотников.

В Новосибирске состоялась традиционная ежегодная международная выставка «УчСиб», посвященная 80-летию Новосибирской области. «УчСиб-2017» прошел под лозунгом «Образование должно быть непрерывным, а талант - реализованным», а тема выставки звучала как «Новосибирская область: Регион национальной технологической инициативы - территория развития талантов».

В качестве почетных гостей к участникам выставки обратились полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, член Совета Федерации от Новосибирской области Надежда Болтенко, врио директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобразования РФ Ирина Мануйлова, а также мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

«Мы видим, как с каждым годом растет востребованностьфорума, - подчеркнул губернатор НСО Владимир Городецкий, открывая мероприятие. - «УчСиб-2017» - это площадка для диалога всех участников учебного процесса - педагогов, родителей, учеников. Выставка позволяет верно оценить пройденный путь, наглядно показатьдостижения в образовательной сфере и, самое главное, наметить новые рубежи и способы их достижения».

В работе «УчСиба» приняли участие 180 образовательных учреждений и компаний НСО, Омска, Томской и Кемеровской областей, Санкт-Петербурга и других регионов. Основа трехдневного мероприятия - это форум, посвященный вопросам современного общего и профессионального образования, центральное место в котором отвели Евразийскому конгрессу молодых педагогов «Развитие педагогического таланта: Вызов современной реальности», дискуссионная, а также выставочная части, в которой было ежедневно представлено более 20 современных интерактивных площадок - таких как, например, виртуальные классные доски, слесарные и фрезерные мини-станки с числовым программным управлением (ЧПУ), 3D-принтер для школьных нужд - словом, все самое передовое в прикладных образовательных технологиях, позволяющих оттачивать практические навыки будущих профессионалов.

«Сегодня на «УчСибе» реализуется инициатива президента России Владимира Путина о модернизации нашего образования, - убежден Сергей Меняйло. - Мы понимаем, что без науки и образования мы не сможем получить высокопрофессиональные кадры для экономики и социальной сферы. От того, какие требования будут сегодня предъявлять к образованию и каких специалистов мы будем готовить во всех сферах, зависит будущее, которое нас ждет. И сегодня есть уверенность в том, что мы способны готовить высококлассных специалистов».

Навыки молодых

В течение всех трех дней «Учсиба-2017» основу мероприятия составляли «Дни профориентации в Новосибирской области», в рамках которых состоялся отборочный конкурс Junior Skills - форма ранней профессиональной ориентации школьников, позволяющая людям уже в 10-17 лет получить начальные профессиональные навыки и начать планировать свое будущее. Этот конкурс проходит в Новосибирске во второй раз. Задача отборочного чемпионата - выбрать из числа региональных молодых мастеров самых талантливых, которым будет доверена честь представлять Новосибирскую область на федеральном уровне конкурса.

«Мы рады, что благодаря нашим ребятам Новосибирская область на межрегиональном уровне сохраняет за собой высокую позицию в этом профессиональном конкурсе, - отметил губернатор Владимир Городецкий. - Это говорит о том, что стезя ранней профориентации ребят, на которой мы находимся уже девять лет, приносит свои плоды. Правильно, что с введением общего образования мы стали культивировать специализированные классы. И сегодня мы проводим среди ребят конкурс по 23 самым жизненным, самым востребованным компетенциям».

Как отмечают организаторы конкурса Junior Skills, всего лишь за год конкурс почти наполовину увеличил количество компетенций, в которых состязаются школьники (в 2016 году они соревновались в 15 компетенциях, например: аэрокосмическая инженерия, инженерный дизайн, лазерные технологии, прототипирование, мехатроника, токарно-фрезерные работы на станках с ЧПУ). В 2017 году число конкурсных дисциплин пополнили беспилотные системы, технопредпринимательство, конструирование структур из кубиков CUBORO и другие компетенции.

Как рассказал полпред Сергей Меняйло, он оказался впечатлен навыками, которые продемонстрировали участники выставки: «Очевидно, что поколение сегодняшних школьников гораздо более продвинутое, чем предыдущие, в плане информационных и других технологий. Они быстро «схватывают». Например, нам сегодня представили стенд - от начала конструирования до момента взлета «беспилотника» проходит три дня! И это не конструктор. Есть базовые составляющие, но ребенок конструирует аппарат сам. Это развитие технической мысли - и это очень правильно и хорошо», - отметил Меняйло.

Как подчеркнула Ирина Мануйлова, сегодня российская школа действительно обновляется, и этой новой школе требуются не только серьезные знания, но и самые разнообразные компетенции, которыми можно наделить будущие молодые кадры. «Мне приятно отметить, что в конкурсе Junior Skills именно Новосибирская область является лидирующим регионом России, - сообщила г-жа Мануйлова. - Очень важно, что на этот конкурс заявляются ребята в возрасте от 12 лет, тогда как в других регионах дети такого возраста зачастую о профориентации и не помышляют. Сегодня нельзя разделить гуманитарное и техническое образование, потому что будущее нашей страны и мирового образования будет рождаться на стыке этих двух важнейших областей - естественнонаучной и гуманитарной. И очень важно объединить физиков и лириков для того, чтобы получить настоящий прорыв и настоящие достижения».

Билет в будущее

Во втором чемпионате Junior Skills на кубок губернатора Новосибирской области приняли участие 220 человек из 32 школ - всего 104 команды. Кубок завоевала команда Второй новосибирской гимназии - воспитанники этого учреждения получили наивысшие баллы по всем 23 конкурсным компетенциям.

Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum ). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?

1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.

2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас "вываливается" в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.

3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих . Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные "выдать" то, чего не знает поисковик.

Татьяна Черниговская , известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
"Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали - чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное - гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия - это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: "Двойка тебе, Нильс Бор". Он скажет: "Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет". И именно за этот "неправильный" ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать".

4. Управление людьми. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.

5. Навыки координации, взаимодействия. Пятое место в рейтинге World Economic Forum. По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.

6. Эмоциональный интеллект. Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.

7. Суждение и скорость принятия решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: "В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят" . Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.

8. Клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Напрямую зависит от развитости эмоционального интеллекта.

9. Умение вести переговоры. Может, через какое-то время в этом человека заменят роботы, но точно не в ближайшую пятилетку.

10. Когнитивная гибкость. В условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.

Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.