Уровень притязаний: основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены. Связь уровня притязаний с самооценкой

Оценка уровня притязаний личности

Уровень притязаний личности – свойство, характеризующееся степенью трудности задач, которые ставит перед собой человек. Он связан со многими другими особенностями – самооценкой, склонностью к риску и т.д. Поэтому его диагностика часто используется при профотборе.

Понятие уровня притязаний личности было введено Т. Дембо – сотрудницей К. Левина – для обозначения стремления индивида к цели такого уровня сложности, который, по его мнению, соответствует его способностям. Он определяется двумя факторами: стремлением к успеху и боязнью неудачи. Стремление к успеху выражается в уверенности человека в возможности достичь намеченной цели. Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование.

Предполагается, что такая характеристика, как уровень притязаний, имеет обобщенный характер. Он свойственен каждому человеку и проявляется во всех видах его деятельности, независимо от их специфики.

Ориентированными на успех являются люди, у которых надежда на успех доминирует над боязнью провала: они верят в свои силы, предполагают, что справятся с большинством задач, не испытывают страха в ситуациях, когда оцениваются их способности, знания и умения. Ориентированные на неудачу, наоборот, сомневаются в своих возможностях, недооценивают свои таланты и потому опасаются любой проверки.

Наиболее ярко различия между этими двумя типами людей проявляются в неудаче. Первые, как правило, склонны не придавать неприятностям особого значения, они считают их случайными, вызванными какими-то не зависящими от них факторами. Вторые же чаще всего рассматривают неудачу как подтверждение своей низкой самооценки, и верят, что они вполне ее заслуживают.

Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.

Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и его поведением в зависимости от успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.

Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.

Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме: на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому.

В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний.

Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова: "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом".

Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.

Ф. Хоппе подчеркивал, что в такой обстановке было возможно получать информацию о притязаниях участников исследования непосредственно в ходе его проведения. Поведение испытуемых в ходе опыта, их спонтанные высказывания тщательно протоколировались.

Ф. Хоппе оценивал уровень притязаний, опираясь на три источника:
1. Прямые указания испытуемых на их уровень притязаний
2. Экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи
3. Поведение участников эксперимента
В одной из модификаций методики Ф. Хоппе, используемой в настоящее время, в качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них анаграммами. Испытуемому предъявляются шесть рядов по шесть карточек с заданиями в каждом. Ему сообщается, что сложность заданий возрастает от первого ряда к шестому.

От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания, в противном случае за задание ему выставляется ноль. Цель участники эксперимента – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено (2 минуты на каждое задание). Вся эта информация также доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента.

Тестируемый имеет право взять карточку из любого ряда (всего 10 карточек). По тому, какие задачи он выбирает, как реагирует на успех и неудачу, и определяется его уровень притязаний.

Тест Шварцландера "Исследование уровня притязаний" (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека.

Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду.

При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).

Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест "Решетка мотивации достижений" Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель "чистой надежды", по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы.

Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники.
В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение "Я" индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний.

Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента.

При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу.

Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность, а недостатком – отсутствие нормативных данных. Результаты каждого теста по себе ничего не говорят, для получения выводов они сопоставляются с результатами данной группы.

Методики Т. Элерса – "Диагностика личности на мотивацию к успеху" и "Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач" также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче.

Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека.

Исследования, проведенные с помощью этих и других методик исследования уровня притязаний, показывают, что эта характеристика личности действительно является одной из самых значимых, именно поэтому она часто диагностируется при профотборе.

Уровень притязаний связан со многими другими личностными качествами – такими, как самооценка, склонность к риску. Так, например, люди, ориентированные на успех, склонны рисковать умеренно. А люди, стремящиеся избежать неудачи, наоборот, либо совсем не рискуют, либо рискуют слишком много.

Кроме того, согласно данным исследований, при одинаковом уровне интеллекта ориентированные на успех люди гораздо легче, чем стремящиеся избежать неудачи, справляются с решениями трудных задач, совершают меньше ошибок при выполнении операций классификации, воспринимают больше вербальной информации и лучше ее воспроизводят. Они раньше и активнее начинают анализировать свои ошибки и быстрее находят оптимальные пути выполнения заданий. Поэтому они более успешны в обучении тем или иным навыкам.

Используя эти и другие экспериментальные методики, следует помнить, что уровень притязаний, хотя и является обобщенной характеристикой личности, все-таки, зависит от некоторых внешних факторов. Так, имеются данные, что уровень притязаний человека, определяемый в экспериментальной ситуации, не всегда идентичен уровню притязаний, свойственному человеку в привычной для него профессиональной деятельности.

  • Бороздина Л.. Исследование уровня притязаний. М., 1991
  • Малышев К. Модификация методики оценки уровня притязаний. Деп. В ВИНИТИ №. 3691-В98 от 16.12.1998
  • Практическая психодиагностика. Под ред. Д. Райгородского. Самара, 1998
  • Рабочая книга практического психолога. Под ред. А. Бодалева и др. М., 2002
  • HoppeF. Erfolg und Misserfilg // Psychol. Forsch., 1930, Bd.14, p.162
  • Обработка и интерпретация результатов

    Начисляется по 1 баллу за ответы «Да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «Нет» - по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

    Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

    Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

    Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

    К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязании, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.

    Для проведения исследования надо приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Испытуемому предлагается ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и предоставляется возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Эта методика относится к числу наиболее трудных, так как экспериментатор по собственному усмотрению создает ситуацию успеха (не обязательно заслуженно), т. е. хвалит испытуемого, либо ситуацию неуспеха, т. е. показывает, что исследуемый не справился с задачей. Действительные достижения значения не имеют, но испытуемый должен быть убежден в противном, переживание успеха и неудачи должно быть глубоким и актуальным. Для этого нужно, чтобы содержание задач соответствовало кругу интересов, знаний человека и тем требованиям, которые он сам себе предъявляет. Неудачный подбор задач может вызвать ошибки в толковании его результатов. Так, если школьнику 10-го класса предлагается какая-либо математическая задача или вопрос из школьной программы, правильный ответ будет для него актуальным успехом, неудача - обидным переживанием. Для человека с высшим образованием, о котором известно, что он хорошо знает литературу и искусство, в число средних я трудных задач могут быть включены вопросы о русских и иностранных писателях, композиторах, художниках, все эти вопросы и задачи будут задевать его самолюбие, успехи и неудачи в ответах будут актуальны для него. Следует подчеркнуть, что задания должны объективно для каждого человека различаться по степени трудности - от предельно легких до чрезвычайно трудных. Варьирование интервалов времени (т. е. возможность дать испытуемому много времени на размышление и тем самым способствовать успеху либо возможность быстро выключить секундомер, сказав, что время истекло, и тем самым искусственно создать неуспех) может использоваться как вспомогательный прием. Следовательно, одна из трудностей проведения этого эксперимента в том, что он не может быть стандартным, а требует индивидуального построения для каждого человека.

    План ответа

      Уровень притязаний.

      Методика исследования.

      1. Методика Ф. Хоппе.

        Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.

        Опросники.

      Эксперименты Хоппе.

      Уровень притязаний и самооценка.

    Ответ:

    1. Уровень притязаний.

    Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

    Характеризует:

    1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

    2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

    3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

    Различают частный и общий уровень притязаний.

    Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

    Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

    Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

    Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

    1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

    2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

    Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

    1. Методика исследования.

    Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:

      Высота уровня притязания: высокий – низкий

      Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный

      Динамика – как изменяется уровень притязания.

    Уровень притязаний личности - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

    Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

    Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

    Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.

    Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

    Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

    Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

    Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

    Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

    По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т. д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник Гербачевского.

    Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике:

    • если полностью согласны с высказыванием - +3 ;
    • если просто согласны - +2 ;
    • если скорее согласны, чем не согласны - +1 ;
    • если вы совершенно не согласны - –3 ;
    • если просто не согласны - –2 ;
    • если скорее не согласны, чем согласны - –1 ;
    • если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0 .

    Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

    Опросник Гербачевского

    Фамилия, имя, отчество _______________________________
    Дата заполнения__________________Возраст_____________
    Профессия (специальность)_____________________________



    пп

    Высказывание

    Шкала для ответов

    1 Исследование мне уже порядком надоело +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    2 Я работаю на пределе своих сил +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    3 Я хочу показать все, на что способен +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    4 Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    5 Мне интересно, что получится +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    6 Задание довольно сложное +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    7 То, что я делаю, никому не нужно +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    8 Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    9 Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    10 Думаю, что мои результаты будут высокими +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    11 Эта ситуация может причинить мне неприятности +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    12 Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    13 Я проявляю достаточно старания +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    14 Я считаю, что мой лучший результат не случаен +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    15 Задание большого интереса не вызывает +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    16 Я сам ставлю перед собой задачи +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    17 Я беспокоюсь по поводу своих результатов +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    18 Я ощущаю прилив сил +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    19 Лучших результатов мне не добиться +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    20 Эта ситуация имеет для меня определенное значение +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    21 Я хочу ставить все более и более трудные цели +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    22 К своим результатам я отношусь равнодушно +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    23 Чем дольше работаешь, тем становится более интересно +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    24 Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    25 Скорее всего мои результаты будут низкими +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    26 Как ни старайся, результат от этого не изменится +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    27 Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    28 Задание достаточно простое +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    29 Я способен на лучший результат +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    30 Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    31 Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    32 Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    33 Я увлекся работой над заданием +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    34 Я хочу избежать низкого результата +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    35 Я чувствую себя независимым +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    36 Мне кажется, что я зря трачу время и силы +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    37 Я работаю вполсилы +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    38 Меня интересуют границы моих возможностей +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    39 Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    40 Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    41 Я чувствую, что у меня ничего не выйдет +3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    42 Испытание - это лотерея +3 –2 –1 0 +1 +2 +3

    Анализ и интерпретация данных исследования

    Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

    По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 2 ) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 3 ).

    Табл 2. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности


    пп
    Компоненты мотивационной структуры Номера
    высказываний
    Баллы
    1 Внутренний мотив 15*, 23, 33
    2 Познавательный мотив 5, 22*, 38
    3 Мотив избегания 11, 17, 34
    4 Состязательный мотив 8, 32*, 39
    5 Мотив смены деятельности 1, 9, 27
    6 Мотив самоуважения 12, 21, 30
    7 Значимость результатов 7, 20*, 36
    8 Сложность задания 6, 28*
    9 Волевое усилие 2, 13, 37*
    10 Оценка уровня достигнутых результатов 19*, 29
    11 Оценка своего потенциала 18, 31, 41*
    12 Намеченный уровень мобилизации усилий 3, 24*, 40
    13 Ожидаемый уровень результатов 10, 25*
    14 Закономерность результатов 14, 26*, 42*
    15 Инициативность 4*, 16, 35

    Примечание . Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 3 ).

    Табл 3. Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы

    Перевод Шкала для ответов
    –3 –2 –1 0 +1 +2 +3
    Прямой 1 2 3 4 5 6 7
    Обратный 7 6 5 4 3 2 1

    Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).

    В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие:

    • Компонент 1 - внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.
    • Компонент 2 - познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.
    • Компонент 3 - мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями.
    • Компонент 4 - состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.
    • Компонент 5 - мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.
    • Компонент 6 - мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

    Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

    Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.

    • Компонент 7 - придание личностной значимости результатам деятельности.
    • Компонент 8 - уровень сложности задания.
    • Компонент 9 - проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.
    • Компонент 10 - оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.
    • Компонент 11 - оценка своего потенциала.

    В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.

    • Компонент 12 - намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.
    • Компонент 13 - ожидаемый уровень результатов деятельности.

    Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

    • Компонент 14 - закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.
    • Компонент 15 - инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

    Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

    Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

    Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:

    • 12 . Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.
    • 21 . Я хочу ставить все более и более трудные цели.
    • 30 . Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

    Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

    Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

    • низкий уровень: 3–9 баллов;
    • средний уровень: 10–16 баллов;
    • высокий уровень: 17–21 балл.

    Анатолий Бaтapшeв

    К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний. Уровень притязаний определяется уровнем трудности выбираемой цели.

    Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф. Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается 12 заданий (с грифом "а", так как каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).

    Дается следующая инструкция: "Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное время - ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами".

    Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать отведенное на выполнение задания время и, таким образом, произвольно оценивать выполнение как правильное или неправильное. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до 5.

    Карточка 1. I степень трудности. Написать три слова на букву "Н".

    Карточка 2. II степень трудности. Написать название четырех фруктов на букву "А".

    Карточка 3. III степень трудности. Написать шесть имен на букву "П".

    Карточка 4. IV степень трудности. Написать название шести государств на букву "И".

    Карточка 5. V степень трудности. Написать пять названий станций место на букву "П".

    Карточка 6. VI степень трудности. Написать двадцать слов на букву "С".

    Карточка 7. VII степень трудности. Написать, какие материки начинаются с буквы "А".

    Карточка 8. VIII степень трудности. Написать название пяти государств на букву "М".

    Карточка 9. IX степень трудности. Написать название пяти фильмов на букву "М".

    Карточка 10. X степень трудности. Написать фамилии пяти из-вестных отечественных киноактеров на букву "Л".

    Карточка И. XI степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву "Р".

    Карточка 12. XII степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву "К".

    Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени оцениваются одним очком, II - двумя и т.д.

    В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков (14). Например, если в тесте испытуемому предоставлялось 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй - 5-ю, в третий - 4-ю, в четвертый - 7-ю и в пятый раз - 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4 + 5 + 4 + 7 + 6=24 очкам.

    После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т.е. повышение притязаний.

    Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т.е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг).

    Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.

    В экспериментах Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.