Публицистическое предложение

Тема: Статья в газету как жанр публицистического стиля

Цель: Научить школьников использовать средства публицистического стиля в статьях

Задачи:

    Формировать умение определять признаки публицистического стиля в статье.

    Формировать умение определять ведущий тип речи в статье.

    Формировать умение находить статьи в газетах, журналах; определять тему, идею статьи, проблему, поднятую в статье.

    Формировать умение конструировать предложения на заданную тему.

Развёрнутый план урока

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать значимость изучаемой темы).

Газета не только информирует человека о событиях общественной жизни, но ещё и помогает ему правильно понять окружающую жизнь, разобраться в вопросах политики, экономики, культуры, морали, быта. Она объясняет причины общественных явлений, обобщает факты, делает прогнозы на будущее.

Таким «объясняющим» жанром публицистики является статья.

Сегодня на уроке мы познакомимся со спецификой жанра статьи, будем учиться доказывать принадлежность статьи к публицистическому стилю, конструировать предложения на заданную тему, «узнавать» статьи в газетах.

    Актуализация опорных знаний (цель – повторить теоретические сведения о публицистическом стиле).

П: Прежде чем приступить к знакомству со статьёй, вспомним особенности публицистического стиля, выполнив тестовое задание.

Тест «Особенности публицистического стиля»

    Укажите сферу речевого общения публицистического стиля.

    Сфера управления обществом.

    Широкая сфера общественных отношений.

    Научная сфера общения.

    Задача публицистического стиля:

    Сообщение.

    Сообщение + воздействие.

    Общение.

    Кому адресован текст публицистического стиля?

    Одному человеку.

    Многим людям.

    Выберите жанры, относящиеся к публицистическому стилю.

    Роман.

    Репортаж.

    Заявление.

    Заметка.

    Договор.

    Хроника.

    Повесть.

    Статья.

    Интервью.

    Поэма.

    Объяснение нового материала.

        1. Сообщение о специфике жанра статьи.

Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.

Особая функция статьи состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость для них актуальных процессов, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует их размышления и действия, связанные с предметом публикации. Кроме того, статья обращает внимание аудитории на те задачи и проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников событий. Удачная статья создаёт реальное представление о ситуации и служит основой для выработки идей, предваряющих принятие практических мер.

Проблемная статья должна быть убедительной, доказательной. В ней обязательно проявляется личная позиция автора.

П: Как понимается слово проблема ?

У: В словаре С.И. Ожегова проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

П: Подберите к слову проблема синонимы.

У: проблема – вопрос, затруднение.

    Лингвостилистический анализ текста (цель – определить признаки публицистического стиля в статье).

П: Обратимся к фрагменту из статьи Д. Гранина «О милосердии». читая статью, подумайте: какие положения статьи вы можете подтвердить своими наблюдениями, примерами? Как вы понимаете выражение «упражнение в милосердии»?

Текст

Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, понятий.

Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

П: Докажем, что статья – один из жанров публицистического стиля.

П: Определите, кому адресован текст, в какой ситуации может быть использован?

У: Текст адресован многим, может быть использован в официальной обстановке.

П: Определите, какова цель статьи?

У: Цель статьи – призыв к милосердию, воспитание и употребление чувства милосердия.

П: Подберите к тексту заголовок, который бы отражал главную мысль статьи.

П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье?

У: Проблема исчезновения милосердия.

П: Каково отношение автора к поднятой проблеме? Как оно выражается в статье?

У: Автор негодует по поводу исчезновения милосердия, призывает воспитывать его. Отношение выражено через разговорные слова (заглохло, убыло) , вопросительные предложения, образные языковые средства (трогательная отзывчивость, милость к поверженным, изъять милосердие).

П: Какая лексика широко используется в тексте?

У: Используется книжная лексика, обозначающая нравственные понятия морали (милосердие, нравственность).

П: Употребление каких образных слов и выражений оживляет повествование, усиливает эмоциональное воздействие?

У: Разговорные слова (заглохло, убыло) , выразительные средства речи (изъять милосердие, отлив милосердия) .

П: Какие синтаксические средства придают тексту статьи публицистический характер?

У: Вводные слова (думаю), неполные, безличные предложения, назывное предложение (Милосердие.), употребление однородных членов с парным соединением (слабеет и атрофируется) .

П: Какова роль вопросительных, односоставных предложений в тексте статьи?

У: Данные предложения усиливают экспрессивность высказывания.

П: Итак, статья – это жанр публицистического стиля для написания которого необходимо прежде всего собрать факты и отобрать наиболее яркие из них, способные раскрыть основную мысль.

Автор статьи ставит своей целью воздействовать на мысли и чувства читателя, сделать его своим единомышленником. Поэтому в статье с наибольшей полнотой раскрываются такие стилистические черты публицистики – строгая логичность, фактографичность, образность, оценочность.

    Определение ведущего типа речи статьи.

    1. П: Определите, о каком типовом фрагменте идёт речь:

    В тексте даётся толкование понятия, объяснения сути какого-либо явления. Можно задать вопрос: что это такое? (Рассуждение-объяснение)

    В тексте даётся обоснование истинности того или иного суждения; почему так, а не иначе. Можно задать вопрос: что из этого следует? (Рассуждение-доказательство)

П: Какой типовой фрагмент имеет следующее строение?

    тезис – доказательство – вывод;

    определение понятия – основные признаки – вывод.

    1. П: Определите, к какому типу речи относится фрагмент статьи Д. Гранина «О милосердии».

У: Рассуждение.

П: Прочитайте тезис. Обратите внимание на то, как он сформулирован.

П: Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая тезис?

П: Прочитайте вывод. Как понимаете последнее предложение?

    Мини-диспут (цель – формировать умение высказывать свою точку зрения на актуальную проблему современности).

П: Что, по-вашему, может способствовать воспитанию милосердия в детях и подростках? Вообще в людях?

П: Какую роль в этом могут сыграть фильмы, книги, спектакли, выставки, спорт?

    Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Анализ текста-образца (цель – определить языковые средства, придающие тексту статьи публицистический характер).

П: Прочитайте фрагмент статьи Л. Лиходеева «Попробуй удивляться». Как соотносится название статьи и её основная мысль?

Текст

Попробуй удивиться

Мне кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

Скажем, сидел Ньютон в саду. Смотрит – упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

Конечно, всё это было гораздо сложнее. Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.

Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. И потом я хочу сказать, что если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.

И кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.<…>

Конечно, есть люди, которых ничего не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко – чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? У них явные расхождения с Ньютоном. Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, птицу на перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимание, о чём болтают.

Очень скучные люди. Прямо жалко их, даже как-то стыдно за них.

А ты попробуй удивиться. Всё в этом мире неспроста. Всё находится во взаимосвязи. Поэтому существуют мечты и реальность. поэтому существует дружба и борьба. И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи. И поэтому люди бывают счастливы.

… Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье.

П: Какие языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) придают тексту статьи публицистический характер? Свои примеры запишите в таблицу.

Лексические средства

Примеры

    Слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание.

Жалко их, стыдно за них.

    Использование средств художественной выразительности.

Яблоко сжевали бы без всякого всемирного тяготения, настоящие стихи.

    Эмоционально-оценочная лексика.

Очень скучные люди, настоящая музыка, настоящая живопись, настоящие стихи.

Морфологические средства

Примеры

    Повелительное наклонение глагола

Попробуй, подыми, съешь.

Синтаксические средства

Примеры

    Повторы

Они не умели бы, ничего бы, если ты

    Вопросительные, восклицательные, побудительные предложения.

чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить?

Вот как важно уметь удивляться!

А ты попробуй удивиться.

    Парное употребление однородных членов.

Дружба и борьба, мечты и реальность, прекрасные вещи и прекрасные сказки.

    Вводные слова и предложения.

Конечно, мне кажется, кроме того, наверно.

    Расчленение предложения.

Кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

    Односоставные предложения

Вот как важно уметь удивляться. Подыми и съешь.

    Анафора.

Они… Они… Они…

П: Подумайте, какие типы речи сочетаются в тексте?

У: Повествование, рассуждение.

П: Обратите внимание на тезис статьи. С какой целью автор использует членение предложений?

У: Членение предложений придаёт экспрессивность высказыванию.

Упражнение № 2. Создание текста статьи по данному началу [работа в группах] (цель – формировать умение конструировать предложения на заданную тему).

П: Перед вами начало текста. Прочитаем его. Как автор начинает статью, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме?

…Камень ударил в стекло на полном ходу поезда. Звон, грохот, осколки… А за окном мы успели заметить группу подростков, восторженно приветствующих такую меткость.

Что это – шутка? Шалость? Нет, преступление!...

П: Как вы понимаете слова преступление, шалость? Есть ли между ними отличие?

У: Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Шалость – шутливая проделка, проказа.

П: Подберите синонимы к словам преступление и шалость.

У: Преступление – криминал, правонарушение, злодеяние. Шалость – озорство, проказа, баловство (разг.).

П: Какие аргументы, подтверждающие, что «милая» забава подростков – не шалость, вы можете привести?

П: А сейчас ваша задача – закончить текст, приведя аргументы, доказывающие тезис, выдвинутый автором. Каким типом речи воспользуетесь?

У: Рассуждением-доказательством.

П: Для связи аргументов с тезисом в статье воспользуйтесь:

Союзами: так как, потому что;

вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец.

Упражнение № 3. Работа с газетой [работа в группах] (цель - формировать умение находить в газетах проблемные статьи).

(Учащиеся на урок приносят газету.)

П: Выберите в газетах статью, проблематика которой бы привлекла ваших одноклассников.

Проанализируйте её по плану:

    Определите цель статьи.

    Что отражает заголовок: тему или идею?

    Сформулируйте проблему, поднятую в статье.

    Определите ведущий тип речи.

    Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретического материала о статье).

П: Статья – «объясняющий жанр» публицистического стиля. Докажите это, опираясь на те знания, которые получили сегодня на уроке.

    Домашнее задание.

П: Из последних газет выберите наиболее значительные, по вашему мнению, 1 – 2 статьи, определите и запишите тему каждой из них, отметьте специфические средства публицистического стиля.

Обобщить полученные знания о статье вам предстоит, заполнив дома таблицу «Жанры публицистического стиля» в тетрадях с опорными конспектами.

Публицистический стиль и его признаки.

Публицистика (от лат. публикус) – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.

Публицистический стиль – это стиль общественно – политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать из к действию, сообщать информацию и т. п.

Зарождение публицистического стиля относится к ХVI веку, в России оно связано в памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в ХVIII веке в творчестве, и др. Окончательно сформировался стиль в России в ХIХ веке, и немалую роль в этом сыграли, .

1. Назначение стиля

Воздействовать на людей, формировать у них правильное отношение к общественным явлениям; сообщать информацию, имеющую общественно – политическое значение

2. Сфера употребления

Используется в газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах

3. Языковые приметы

Наличие вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, обращений, повторов, риторических вопросов; использование слов в переносном значении; совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов (инверсия), лаконичность изложения при информативной насыщенности, доходчивость изложения, эмоциональная обобщенность, а часто непринужденность высказывания, общественно – политическая лексика и фразеология, использование речевых штампов, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера), Употребление коротких предложений (рубленная проза), эллиптические предложения (безглагольные фразы) - (банки – не только для банкиров)

Шустрова стилистика русского языка. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

Пример сравнения текстов по стилю и типу речи.

Задание : сравните тексты. Определите их стиль и тип. Укажите признаки публицистического стиля.

1. Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части России, Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов эфирное масло применяется в парфюмерии.

2. В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!

(По Д. Кайгородову.)

3. Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за собственное здоровье. Здоровье – самый драгоценный дар, как с личной, так и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, наконец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который наносит ущерб физическому и психическому здоровью людей.

Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от нашего поведения! Если каждый приложит усилия, люди забудут о болезнях, сохраняя до конца способность творить и радоваться жизни.

(По материалам журнала «Здоровье».)

В первом (научном) описании нет ни авторской оценки описываемого предмета, на отношения автора к излагаемому. Язык научного описания строг и точен; употребляются термины – семейство лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюмерия; речь предельно сжатая, что объясняется основными целями, стоящими перед научным описанием: точно, с лаконичной последовательностью, в определенной системе изложить сведения о ландыше.

Во втором отрывке большое количество художественных определений, которые делают описание ярким, поэтическим. Обращает на себя внимание характер и построение предложений: они более распространены, среди них есть и восклицательные, так как повествование эмоционально.

Цель третьего (публицистического) текста - рассуждения – привлечь внимание к важной проблеме – сохранению здоровья человека. Данный текст может быть использован в выступлениях по радио, телевидению и т. д. Языковые приметы стиля («газетная образность») – драгоценный дар, способность радоваться жизни, образ жизни , побудительное предложение и пр.

Богданова русского языка в 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

Д/з : подобрать примеры текстов разных стилей речи, определить их тип и стиль речи, доказать свою точку зрения.

на тему: «Газетно-публицистический стиль»

Введение

Речевые стили выделяются как определенные системы в литературном языке, прежде всего с целью сообщения. Каждый речевой стиль имеет более или менее точную цель, которая предопределяет его функционирование и его языковые особенности. Так, для газетно-публицистического стиля основной целью является информация и воздействие; цель делового стиля - установить условия, ограничения и формы дальнейшего сотрудничества двух и более человек; целью научного стиля является доказательство определенных положений, гипотез, аргументаций и т.д. (4, с. 388).

Системный характер использования языковых средств в разных стилях речи приводит к тому, что в определенных сферах употребления языка нормализуется выбор слов и характер их употребления. Образовывается преимущественное использование тех или иных синтаксических конструкций, особенности употребления образных средств языка, употребление различных способов связи между частями высказывания, использование или же, наоборот, игнорирование различных изобразительно-выразительных средств языка, и т.д.

На основе анализа известных работ по стилистике современного английского языка, в своей работе мы бы хотели подробно остановиться на одном из его стилей - газетно-публицистическом стиле (Newspaper style).

Понятие газетно-публицистического стиля складывается из языка газет, общественно-политических журналов, докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио и телепередач, документально-публицистического кино (2, с. 407). Газетно-публицистический стиль является наиболее популярным из всех функциональных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации - пресса, радио, кино, телевидение.

Существенное влияние на газетно-публицистический стиль оказывает скорость создания газетно-журнальных текстов, связанная с необходимостью оперативно реагировать на происходящие события. Немалое воздействие на выбор языковых средств и на структуру газетно-публицистического текста оказывает ограниченный объем этого текста, необходимость вместить в него как можно больше информации

В книге И.Р. Гальперина «Очерки по стилистике английского языка» газетно-публицистическому стилю посвящен большой раздел главы о речевых стилях. Внутри газетного стиля автор различает две разновидности: а) стиль газетных сообщений, заголовков и объявлений, которые и составляют, по мнению И.Р. Гальперина, существо газетного стиля, и б) стиль газетных статей, составляющий разновидность публицистического стиля, куда также входят стиль ораторский и стиль эссе (2, с. 397-426)

М.Д. Кузнец и Ю.М. Скребнев, авторы «Стилистики английского языка», считают, что объединять специфические черты языка газеты в понятие газетного стиля неправомерно, поскольку при этом признаки функционального стиля подменяются признаками жанра. Эти авторы также указывают на то, что в разных разделах газеты: передовых статьях, текстах политических документов и выступлений, в статьях по различным вопросам культурной жизни, науки и техники - отражаются различные стилевые системы языка. (4, с. 379). Наряду с публицистическим стилем в газете можно встретить и официально-деловой при публикации документов общего значения, и научный; наконец, в газетах публикуются и художественные произведения или отрывки из них.

Газеты в своей направленности подразделяются на несколько типов. Так, например, в Великобритании для массового читателя существует так называемая popular paper - массовая газета, печатающая, в основном, материалы сенсационного характера с большим числом фотографий и издающаяся многомиллионным тиражом. К числу таких газет относятся «Дейли Миррор», «Дейли Экспресс» и «Сан». Массовой газете противостоит так называемая quality paper, солидная, респектабельная газета, рассчитанная преимущественно на осведомленного и более образованного читателя и публикующая значительное количество информации на международные, внутриполитические и экономические темы, а также аналитические обзоры. Такие газеты обычно выходят меньшим тиражом. К ним относятся «Таймс», «Гардиан» и «Обсервер».

В Соединенных Штатах различие отмечается между так называемыми tabloids, малоформатными газетами, публикующими сенсационные сообщения, сопровождаемые многочисленными иллюстрациями, и более солидной прессой. Типичным примером tabloids является нью-йоркская Daily Mirror. Такого рода издания пользуются популярностью среди малоимущих и малообразованных читателей. Для более просвещенной читательской аудитории существуют такие газеты, как «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», и другие.

Газетно-публицистический стиль является самостоятельным функциональным стилем, обладающим определенным социальным назначением, комбинацией языковых функций, ставящей своей главной целью сообщение, призыв и убеждение (воздействие). (1, с. 386). Поэтому в газетно-публицистическом стиле имеется большой выбор лингвистических, грамматических и композиционных особенностей, помогающих сблизить автора с собеседником.

1. Лексические особенности

В лингвостилистическом плане данный стиль оперативно регистрирует возникновение новых слов и выражений, заимствований и специфических сокращений, принятых в национальном языке, изобилует интернационализмами. (2, с. 412). К лексическим особенностям относятся и сочетание стилистически нейтральной и эмоциональной лексики, наличие стереотипов и неологизмов, упрощенный синтаксис разговорной речи (to bar, to ban, to ax, сленг - to snog «целовать», booze «алкоголь), рассчитанный на восприятие широкими слоями населения, и усложненный, приближающийся к научному стилю (терминов: mortgage, leukaemia).

Исследователи отмечали большой процент собственных имен: топонимов, антропонимов, названий учреждений и организаций и.т.д., более высокий по сравнению с другими стилями процент числительных и обилие дат. С этимологической точки зрения характерно обилие интернациональных слов и склонность к инновациям, которые, однако, весьма быстро превращаются в штампы и клише: vital issue, free world, pillar of society, escalation of war, terrible tension, plea of mercy, фразеологизмов: to give smb. the boot «уволить». Обилие клише замечено давно и указывается всеми исследователями. Все эти клише, так же как некоторые литоты типа not unimportant, not unworthy, и т.п., придают тексту глубокомысленное звучание, даже если его содержание совершенно банально, например: in my opinion it is not an unjustifiable assumption that вместо I think. Клише обслуживают ситуации, регулярно повторяющиеся в рамках газетно-публицистического стиля. Многие клише почерпнуты из профессиональных жаргонов (полит. hard - liner консерватор), многие - из общего сленга (think - tank мозг).

Авторы работ по газетно-публицистическому стилю отмечают большой процент абстрактных слов, хотя информация, как правило, конкретна. Отмечается обилие не столько эмоциональной, сколько оценочной и экспрессивной лексики: When the last Labour Government was kicked out. (Daily Mail). Эта оценочность часто проявляется в выборе приподнятой лексики (4, с. 395).

Наконец, особенностью газетно-публицистического стиля являются аллюзии на хорошо известные факты и события дня. Наиболее часто аллюзии встречаются в статьях, комментирующих события внутренней жизни страны. В зависимости от характера газеты, от содержания самой статьи, от цели, которую преследует автор, меняется характер аллюзий, тип образности и соотношение разговорных и книжных элементов в статье.

В газетно-публицистическом стиле встречается лексика из профессионализмов. Цель - облегчить восприятие информации читателем, достичь определенного коммуникативного воздействия. Политические термины выражают точно определенные политические концепции, такие как republic, monarchy, national servanty.

Также стоит отметить замену простого глагола устойчивым сочетанием, что добавляет в каждое предложение лишние слоги и создает впечатление большей плавности: militate against, make contact with, be subjected to, have the effect of, play a leading part (role) in, take effect, exhibit a tendency to, serve the purpose of и т.д. (4, с. 397). В таких сочетаниях чаще всего участвуют такие глаголы, как prove, render, serve, form, play. Используются они часто в пассивной форме: greatly to be desired, a development to be expected, brought to a satisfactory conclusion.

К композиционным особенностям можно отнести вариабельность в оформлении заголовка, изложение основной информации и главной мысли обычно в начале текста.

2. Грамматические особенности

Грамматическое своеобразие языка в газетно-публицистическом стиле исследовано В.Л. Наером . Он отмечает своеобразие в использовании времен и залогов, высокий удельный вес неличных форм, обилие сложных атрибутивных образований, особые формы введения прямой речи и преобразования прямой речи в косвенную, а также особенности порядка слов.

Исследователи газетно-публицистического стиля отмечают также множество цитат прямой речи и развитую систему различных способов передачи чужой речи. Один из этих специфических способов - недословная, сокращенная передача речи с примечаниями журналиста в запятых; цитируемая речь приводится при этом без кавычек. Такую прямую речь называют «вольной прямой речью», «неотмеченной» или «адаптированной». (3, с. 291). Но еще больше случаев прямой речи, отмеченной кавычками. Иногда сама цитата, данная в кавычках, содержит ироническую переделку содержания того или иного высказывания. Отмечается также тенденция к опущению артиклей.

Предложным оборотам всегда отдается предпочтение перед герундием (by examination of, а не by examining). Аналогичное явление наблюдается в области союзов и предлогов, где простые короткие слова заменяются такими оборотами, как with respect to, having regard to, in view of, on the hypothesis that.

3. Использование выразительных средств

В отличие от официально-делового стиля газетно-публицистический стиль, входя в систему массовой коммуникации, не является обезличенным. Он индивидуализирован по группам людей: возрастным, образовательным, социальным, идеологическим, по интересам и т.д. В отличие от художественных произведений, в газетно-публицистическом стиле не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам.

Черта, сближающая этот стиль со стилем художественной речи, - это проявление индивидуального в изложении содержания. И здесь, конечно, степень проявления индивидуального ограничена особенностями самого стиля (4, с. 399).

Среди стилистических средств изобразительности и выразительности используются тропы, сравнения, гиперболы, аллегории, эвфемизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, цитаты. Очень сильным средством создания публицистичности выступают авторские обновления стилистических средств, т.е. намеренное изменение формы этих средств. Для выделения и подчеркивания тех или иных слов или словосочетаний применяется намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении - инверсия, антитеза, риторический вопрос, вопросно-ответная структура высказывания.

В газетно-публицистическом стиле могут употребляться литературно-книжные слова, неологизмы (даже такие, которые требуют пояснения в тексте), вводные предложения и другие компоненты газетно - публицистического стиля (2, с. 408).

Заключение

На основании обзора теоретических источников, мы пришли к выводу:

  1. На лексическом уровне газетно-публицистического стиля характерно наличие неологизмов, фразеологизмов, слов разговорной лексики, профессионализмов, обилие клише и штампов. Необходимость в сжатии информации приводит к применению аббревиатур.
  2. На грамматическом уровне - использовании времен и залогов, обилие сложных атрибутивных образований, особые формы введения прямой речи и преобразования прямой речи в косвенную, а также наличие цитат.
  3. Среди стилистических средств изобразительности и выразительности используются тропы, сравнения, гиперболы, аллегории, эвфемизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова.

Газетно-публицистическому стилю свойственны все языковые функции за исключением эстетической и контактоустанавливающей. Однако, это справедливо по отношению не ко всем газетным материалам. Статьи и публицистика могут в большей или меньшей степени приближаться то к научному, то к художественному тексту и иметь соответствующий набор функций.

Газетно-публицистический стиль более или менее однороден по своим стилистическим характеристикам, однако и здесь часто можно встретить случаи соединения литературно-книжной и разговорной речи. Это объясняется чрезвычайно разнообразными сферами общественной деятельности, которые находят свое освещение на страницах газет.

Список использованной литературы

газетный стиль публицистический лексический

  1. Арнольд И.В. «Стилистика современного английского языка» - Л., 1981 423 стр.
  2. Гальперин И.Р. «Очерки по стилистике английского языка» - М. 1958, 459 стр.
  3. Наер В.Л. Функциональные стили английского языка. - М., 1981, 458 стр.
  4. Скребнев Ю.М.М.Д. Кузнец «Стилистика английского языка» - 1960, 433 стр.

Нормы публицистического стиля речи Лексика Неоднородность лексического состава, проявляющаяся в сочетании книжной лексики с разговорной и просторечной. Использование специальной лексики и терминологии из различных областей знаний: политики, экономики, культуры и т. д. Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением. Широкое использование неологизмов, окказионализмов. Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики. Использование крылатых слов, пословиц и поговорок. Употребление «газетизмов» (языковых средств, распространенных преимущест-венно в газетно-публицистическом стиле) и стандартизованной газетной фразеологии как общеязыковой, так и собственно газетной). Недопустимость немотивированного повтора слов, тавтологии. Широкое использование собственных наименований, аббревиатур. Общий именной характер газетной лек-сики. Синтаксис Допустимость простых и сложных пред-ложений только с четкой структурой. Синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание книжного синтаксиса (употребление сложных пред-ложений и простых, осложненных обособ-ленными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями и т. д.) с разговорным (использование неполных предложений, парцеллированных и присоединительных конструкций и т. д.). Недопустимость использования однооб-разных синтаксических структур. Широкое применение побудительных и вопросительных предложений. Активность пассивных синтаксических конструкций. Использование прямой речи, диалога. Употребление простого глагольного ска-зуемого, выраженного устойчивыми гла-гольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия. Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, града-ция. Использование специфических по форме и семантике простых предложений в роли газетных заголовков. Распространенность номинативных пред-ложений (использование цепочек номина-тивных предложений в начале и в середи-не текста). Предпочтительное использование слож-ноподчиненного предложения среди дру-гих видов сложного предложения. Малоупотребительность сложного пред-ложения с разными видами связи. Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональ-ной оценочностью. Использование средств словесной образ-ности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифо-ры и т. д.). Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности. Способ изложения Сочетание обобщенности и авторской индивидуальности в изложении: - использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении; - автор-повествователь выступает как обобщенное лицо; - обобщенность и понятийность изло-жения; - обобщенность и открытая оценочность изложения. Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения. Аргументированность изложения. Фактологичность изложения. Пример текста публицистического стиля: Единята – дружные ребята Юные медведи носят красно-синие галстуки и еще не знают, кто такой Шойгу В саратовском област-ном центре «Единство» – боль-шой праздник. В Пет-ровском районе ряды «медведей» пополни-лись сразу тремя тыся-чами школьников. Делу партии Шойгу присяг-нули 90 процентов петровчан в возрасте от семи до четырнад-цати лет. Сие знаменательное событие вовсе не явилось следствием боль-шой пропагандистской работы местных активистов-заединщиков. Петровская партячейка пришла, как говорится, на готовенькое, взяв под свое крыло уже два года существующую молодежную орга-низацию, самую крупную в рай-оне. Основал ее директор Дома детского творчества Олег Тумкин, который пестует молодое поколе-ние почти четыре десятка лет. Олег Николаевич говорит, что первона-чально он ставил не политические, а чисто воспитательные цели. – В районе 30 школ, каждая «лепит» ребенка по-своему. А в воспитательной работе должен быть идеологический стержень, подобный пионерии, но с учетом современных особенностей. Мы собрали завучей и вожатых и ре-шили все школьные организации объединить. Название для своего клуба придумывали сами школьники. Дело было в декабре 1999 года, и информированная молодежь предложила именоваться «Един-ством». Теперь выясняется, что поступили ребята очень дально-видно. Впрочем, иного и ожидать было трудно в районе, где весь административный ресурс работал на «медвежью» агитацию. В организацию вступили поч-ти все подростки до 14 лет, а в це-лом половина школьников рай-она. Родители особо политикой не интересуются, но рады, что ча-да хоть как-то пристроены <…> (Н.Андреева Единята – дружные ребята // Общая газета. № 18, 24.10.2001 ) Художественный стиль Сфера общения – эстетическая (художественная литература). Функция речи – эстетическая (создание художественного образа). Специфические черты – образность, эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность. Типичные жанры – роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д. Нормы художественного стиля Лексика Неоднородность лексического состава (сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектизмами, жарго-низмами и т. д.). Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции. Активность многозначных слов всех сти-левых разновидностей речи. Большая предпочтительность использо-вания конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Минимальное использование родовых понятий. Широкое употребление народно-поэти-ческих слов, эмоциональной и экспрессив-ной лексики, синонимов, антонимов. Общий глагольный характер художест-венной речи и в связи с этим широкое использование личных глаголов и личных местоимений. Синтаксис Возможность использования всех типов простого и сложного предложения. Уместность синтаксических конструкций с избыточными языковыми средствами, инверсией; разговорных конструкций. Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобствен-но-прямой и косвенной. Активность парцеллированных структур. Немотивированное использование кли-шированных синтаксических конструкций. Недопустимость синтаксически моното-нной речи. Использование средств поэтического синтаксиса. Использование образных средств Самое широкое, по сравнению с другими функциональными стилями, употребление средств словесной образности: тропов и фигур. Достижение образности за счет намерен-ного столкновения разностильных языко-вых средств. Использование всех средств языка, в том числе и нейтральных, для создания системы образов. Способ изложения Полисубъектность художественной речи: сочетание речи автора (автора-повествова-теля, автора-создателя) с речью персонажей. Ярко выраженный индивидуально-автор-ский способ изложения. Пример текста художественного стиля: Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, ти-шина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюш-не и прочим службам, окружающим двор... Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низ-кий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, с двух сторон видный за домом, наша завет-ная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зе-леную верхушку в синее яркое небо из-за крыши дома, из-за ее крутого ската, подобного снежной горной вер-шине, между двумя спокойно и высоко дымящимися тру-бами... На пригретых солнцем фронтонах крылец сидят, приятно жмутся монашенки-галки, обычно болтливые, но теперь очень тихие; приветливо, щурясь от слепящего, веселого света, от ледяной самоцветной игры на снегах, глядят старинные окна с мелкими квадратами рам… Скри-пя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, прохо-дишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные се-ни... (И. Бунин. Жизнь Арсеньева) Разговорный стиль Сфера общения – межличностные отношения (бытовая сфера). Функция речи – установление межличностных отношений. Специфические черты – непринужденность, неподготовленность, зависимость от ситуации. Жанры – диалог при покупке, разговор по телефону и т.п. Языковые черты разговорного стиля Лексика Использование бытовой, разговорной лексики (сынок, окошко, телек ). Эмоциональная лексика (ручища, дощечка, крохотный и т.п.). Использование эмоционально окрашенных фразеологизмов (ни кожи ни рожи, через пень колоду и т.п.). Синтаксис Неполные предложения (Ты домой? Вы на трамвае? Я скоро ). Преобладание конструкций с бессоюзной связью. Специфический порядок слов (В школу ее отдали английскую. Малину, я знаю, ты не любишь ). Использование вопросительных и побудительных предложений. Междометные сказуемые (Блузка не ах ). Пример текста разговорного стиля: Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны! (Из разговорной речи) Вопросы для самоконтроля

    Что такое функциональный стиль речи? Охарактеризуйте систему функциональных стилей современного русского языка. Чем отличаются книжные стили речи от разговорного?

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

1. Отличительные черты научного стиля речи.2. Жанры устной и письменной научной речи.3. Виды сокращения текста. Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Речевыми жанрами, воплощающими этот стиль речи, являются научные монографии, научные статьи, диссертации, различные жанры учебной, научно-технической, научно-популярной литературы, научные доклады, лекции. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, семинары, возрастает роль устной научной речи. Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они формируют этот функциональный стиль, определяют выбор лексики, используемой в произведениях научного стиля. Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная, терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии. Это свидетельствует, с одной стороны, о тенденции к международной стандартизации языка науки, а с другой – является показателем «отстраненности» средств научного стиля от общеупотребительной лексики языка. По утверждению лингвистов, терминологизация литературного языка – общеевропейская тенденция. Это значит, что в современной жизни значительно расширена сфера влияния научно-технического прогресса. Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные стилистически нейтральные слова употребляются в научном стиле не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Весьма частотными являются существительные с абстрактными значениями: мышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения и т.п. Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же. В научном функциональном стиле отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю в меньшей степени свойственна оценочность, чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Специфической чертой научного стиля является логичность. Безусловно, этим качеством должно обладать каждое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части текста жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно. На последовательность развития мысли указывают наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно; союзы: так как, потому что, поэтому. Объективность – еще один признак научной речи. В научных текстах излагаются научные теории и законы, факты, явления, эксперименты и их результаты. Все это требует количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных. Поэтому недопустимо личное, субъективное мнение. Чаще используются неопределенно-личные и безличные предложения. Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т.п. Работа с научным текстом требует особых умений – умений сокращать текст. Сокращать текст можно разными способами:

    исключить отдельные его части; сократить пересказ; заменить развернутые предложения более простыми.
Существуют различные виды сокращения текста: составление плана, тезисов, выписки, конспекта, реферата, аннотации. Рассмотрим подробнее. 1. Составление плана. Текст делится на части, каждая из которых анализируется с точки зрения темы этого микротекста. Таким образом формулируется микротема, или пункт плана. 2. Составление тезисов. Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи или книги, выводы или обобщения, записанные в виде цитат или собственных формулировок. Тезисы имеют утвердительный характер. Составление тезисов начинают с составления плана. Каждый тезис излагает основную мысль микротекста. 3. Создание выписки. Выписка – дословная, точная запись частей текста. Необходимость в выписке возникает, когда интересующему нас вопросу посвящены лишь отдельные фрагменты текста. Выписки применяются при подготовке доклада или реферата. Выписки должны быть точные, в скобках указывается название произведения, глава, параграф, страница. 4. Создание конспекта. Конспект – это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к подлинному, исходному тексту; он занимает больше места, чем план или тезисы. Тематический конспект – это конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме. Если в тематическом конспекте обеспечивается единство формы и содержания, выражается собственное мнение по затрагиваемым вопросам, создаваемый текст становится рефератом. Реферат – это краткое изложение исходного текста, но не расчлененное, как допускается в конспекте, а связное, последовательное. 5. Создание аннотации. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание в виде перечня главнейших вопросов и дающая иногда их оценку. Это текст из трех-четырех предложений, независимо от объема исходного текста. Научная деятельность предполагает умение выражать отношение к тому, что и как написано. Такая оценка научного текста называется рецензией. Это письменный разбор научного произведения, содержащий критическую оценку. Обобщая отличительные особенности научного стиля речи, отметим что данный стиль обслуживает одну из важнейших сфер человеческой деятельности и общественного сознания – сферу науки, а также связанную с ней сферу обучения и просвещения. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы отличительные черты научного стиля речи? 2. Назовите жанры устной и письменной научной речи. 3. Чем обусловлена терминологизация современного литературного языка? 4. Какие виды сокращения текста используются в научной работе? 5. Чем реферат отличается от тематического конспекта?

Жанры публицистического стиля речи – это определенные композиционные и стилистические типы произведений, присущие средствам массовой информации.

В публицистическом стиле выделяют три основных подстиля:

  1. Информационный;
  2. Аналитический;
  3. Художественно-публицистический.

Каждый из них имеет собственную структуру, задачи и особенности.

Информационный публицистический стиль

Информационный жанр ставит перед собой единственную цель: осведомить читателя о каком-либо событии. Его функция – вызывание какой-либо реакции людей на определенную информацию.


Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:

  • Заметка;
  • Репортаж;
  • Интервью;
  • Зарисовка;
  • Отчет.

В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.

Существует несколько их разновидностей:

  • Заметка-событие – отрывок о каком-либо происшествии;
  • Мини-анонс – это, своего рода, мини-реклама, сообщающая о предстоящем событии;
  • Аннотация – краткое описание новой книги, статьи;
  • Небольшая рецензия – отзыв о каком-либо объекте массовой информации;
  • Блиц-портрет – небольшая заметка, содержащая актуальную информацию о каком-либо человеке с целью представить его с одной стороны, той, которая наиболее выгодна автору;
  • Мини-обозрение – это небольшой текст, совокупность нескольких событий, связанных между собой;
  • Мини-история – жанр, который наиболее часто встречается в женских журналах. Такая история рассказывает о семейной, любовной или профессиональной жизненной интриге. Она интригует читателей именно интересными и завуалированными отношениями между людьми;
  • Мини-совет – заметка, содержащая рекомендации по какому-либо вопросу. Ее задача – упростить работу читателям.

Примеры текстов-заметок отличаются краткостью и емкостью. В них недопустимо какое-либо отклонение от темы и описание личного мнения автора.

Репортаж – это не просто отражение каких-либо событий, это текст , отраженный через непосредственное восприятие его создателя. В основе репортажа лежит не просто общественно значимое событие, а целая история, за которой читатели готовы наблюдать.


Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.

Особенности информационного интервью:

  • Иногда имеет научно-публицистическую наклонность;
  • Содержит конкретные вопросы корреспондента и лаконичные ответы на них;
  • Может содержать дополнительные, уточняющие вопросы, технические детали;
  • Иногда корреспондент или журналист сообщает читателям ответы героя более простым текстом, доступным широкой аудитории;
  • Интервью может быть посвящено как биографии конкретного человека, так и обсуждению какого-либо факта, теории, события.

Текст в сухом публицистическом стиле – это отчет. Его задача – раскрыть информацию о каком-либо собрании, съезде, заседании, конференции, при этом с точностью изложить, какие решения были приняты, к чему пришли участники события и как это отразится на других людях. Обязательное требование к отчету – актуальность и правдивость информации, она ни в коем случае не должна быть искажена.

Зарисовка – это небольшой рассказ, и отличается он от предыдущих стилей своей направленностью. Зарисовка обычно бывает:

  • Пейзажная – описание природы;
  • Ассоциативная – основанная на ассоциациях какого-либо лица;
  • Портретная – это портрет, причем не только человека, но и явления и даже местности.

На самом деле подстили публицистического стиля речи очень разнообразны, но основные из них – информационные – мы видим чаще всего. Они фигурируют ежедневно: в газетах, журналах, научных книгах, на телевидении и даже на улице, когда корреспондент проводит социальные опросы населения.

Вот пример информационно-публицистического стиля текста:

«Как сообщили представители министерства культуры столицы, будет реконструировано здание бывшего крупного кукольного театра «Дружба», который был официально открыт в 2001-2002 годах. После реконструкции кукольный театр вновь возобновит свою деятельность. Также власти планируют отвести часть здания под детский развлекательный комплекс».

Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.


Жанры аналитического информационного стиля таковы:

  • Беседа;
  • Статья;
  • Корреспонденция;
  • Рецензия.

Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.

Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.

Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:

  • Общеисследовательский – это анализ значимых на уровне страны или мира вопросов. Например, это может быть экономическая ситуация в стране, уровень нравственности в современном обществе, влияние внешней политики на ситуацию внутри государства. В такой статье очень важно, чтобы журналист соблюдал грань. Крайне легко аналитический материал превратить в пропагандистский. Автор должен придерживаться стороны рассказчика, человека, который анализирует информацию, но не более того.
  • Практико-аналитический – это описание повседневных проблем. В такой статье рассказывается о событиях в какой-либо отрасли, например, в промышленности, и предлагается несколько вариантов решения проблемы и избегания трудностей.
  • Полемический – это исключительно политическое направление. Такая статья публикует обзор противоположных взглядов двух или более политических деятелей. Интересно, что чаще всего полемические статьи пишут не журналисты, а политики, ученые, экономисты, психологи и прочие. Поэтому написать такой публицистический текст должен быть готов представитель любой профессии. Текст предполагает обязательное доказательство фактами какой-либо теории. Недопустимо искажать смысл слов оппонента и смешивать реальные факты и личное мнение. Такая статья предусматривает взаимопонимание между оппонентами, а значит, автор должен в достаточной степени владеть литературным языком.

Корреспонденция в некотором роде схожа с репортажем или отчетом. Она повествует о каком-либо событии и истолковывает его.

Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.

Рецензия – это полный обзор какого-либо художественного произведения или научной книги.


Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.

В такой форме могут описываться:

  • Документальные фильмы;
  • Мультфильмы;
  • Телевизионные передачи;
  • Рекламные ролики;
  • Музыкальные клипы.

Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.

По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.

Пример аналетически-публицистического стиля текста:

«Согласно мнению известного психолога Авдеева В. К., в каждом человеке есть определенный уровень справедливости, совести, чувства стыда и доброты, зрелости и опытности. Никто не знает, откуда берутся эти качества и от чего они зависят, поэтому психологи всего мира работают над этим важным педагогическим открытием. Предполагается, что не только генетика влияет на формирование полноценной личности.»

Художественно-публицистический стиль

Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:

  • Очерк;
  • Фельетон;
  • Памфлет;
  • Пародия.

Очерк – это публицистический текст, который не просто освещает какое-либо событие, но и художественно их оформляет.

Здесь вполне уместны художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, олицетворения и прочие. Очерк бывает:

  • Портретный – описание лица, события, книги, фильма, явления;
  • Проблемный – рассказ об определенной проблеме.

Фельетон – это исключительно сатирический текст публицистического стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.

Успех такого жанра зависит от умения журналиста преподнести события грамотным литературным языком, но без откровенного хамства и насмешек над объектами статьи.

Памфлет – жанр публицистического текста, который очень схож с предыдущим. Но есть одно существенное отличие: памфлет высмеивает не явление и не событие.


Это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек. Журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным.

Пародия – это немного сатирическое изображение чужой речи.

При этом пародировать можно:

  • Героя литературного произведения;
  • Политического деятеля;
  • Научно-философского персонажа.

Отдельно стоит выделить пример публицистического текста, как сатирический комментарий. Это также небольшое высмеивание отрицательного события, в котором допускается гиперболизация, то есть сознательное преувеличение каких-либо отрицательных или положительных сторон человека, явления или события.

Пример художественно-публицистического жанра:

«Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй - замечательный творческий деятель. В ту эпоху были перспективные поэты и музыканты. «Снежный человек» - не только тема застольной болтовни, но тайна, не дающая покоя нескольким серьезным ученым. Дело не в самих загадках, о которых идет речь. Они абсолютно разнятся между собой, и каждая требует особого подхода. Беда в народных поверьях, распространяющихся, как какая-то эпидемия или болезнь, о которой можно только догадываться».

Конечно публицистический стиль речи, примеры текстов и разновидности публицистических выступлений бывают самые разные. Мы рассмотрели лишь часть из них. Существует множество более мелких жанров, которые, в свою очередь, делятся на поджанры. Каждый из них имеет свои особенности, но всех их объединяет одно – автор публицистического произведения должен владеть грамотной литературной речью, уметь сопоставлять факты и держать нейтральную позицию.