Чем отличается научный стиль речи. Научный стиль речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения .

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность .

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий .

Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки - однозначно и терминологично.

Сравните:

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является .

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются :

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).

Адресат цель Академический Ученый, специалист Выявление и описание новых фактов, закономерностей Научно-учебный Учащийся Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом Научно-популярный Широкая аудитория Дать общее представление о науке, заинтересовать
Отбор фактов, термины Академический Отбираются новые факты. Общеизвестные факты не объясняются Объясняются только новые термины, предлагаемые автором Научно-учебный Отбираются типовые факты Все термины объясняются Научно-популярный Отбираются интригующие, занимательные факты Минимум терминологии. Значение терминов объясняется через аналогию.
Ведущий тип речи Заглавие Академический Рассуждение Отражает тему, проблему исследования Кожина М.Н. «О специфике художественной и научной речи» Научно-учебный Описание Отражает тип учебного материала Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» Научно-популярный Повествование Интригует, вызывает интерес Розенталь Д.Э. «Секреты стилистики»

Языковые особенности научного стиля определяются тем, что основной задачей автора научного текста является описание мира как объекта познания. Это значит, что автор должен представить сведения, касающиеся предмета исследования, и доказать, что они являются истинными. Поэтому научный текст должен быть, с одной стороны, информативен, а не «эмоционален», а с другой – должен быть построен так, чтобы убедить читателя в правоте автора.

Основные признаки научного стиля. Для научного текста характерны информационная насыщенность, объективность, строгость и простота, регламентированность, официальный характер, определённая стандартизированность и преимущественно письменная форма изложения. При этом под регламентированностью следует понимать использование ограниченного набора языковых средств, отражающих процесс научного познания и логику развития научной мысли. Стандартизированность указывает на то, что тексты научного стиля строятся в соответствии с определённой моделью и с помощью формул-клише.

К лексическим особенностям научного текста относятся термины – слова и словосочетания, называющие понятия той или иной науки. Как известно, каждая наука имеет свой терминологический аппарат. Знание терминов даёт возможность понимания научного текста. В большинстве случаев термины являются интернациональными. Научное знание – это результат труда учёных разных стран, поэтому учёные должны иметь особый язык, на котором они могли бы общаться и вместе развивать свою науку. Не случайно, например, тексты нефтегазового профиля насыщены терминами, заимствованными из английского и немецкого языков: арматура, вибрация, газлифт, гидробур, деформация, зумпф, кабель, кардан, кронблок, овершот, пакер, превентер, редуктор, сваб, скрепер, турболизатор и др.

Многие слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, в научных текстах получают особые, терминологические значения: мантия, муфта, фартук, щека, челюсть, вышка, чеканка, шатун, клин, стол, стакан, скребок, свеча, пята .

Морфологические особенности . Для научных текстов характерны имена существительные, образованные от глаголов и прилагательных, выражающие отвлечённость и обобщённость: знание, исследование, бурение, ископаемое, месторождение, происхождение, добыча, хранение, особенность, разведка, переработка, залегание и др.

Вопреки общей закономерности русского языка в научной речи широко используются краткие прилагательные для выражения постоянного признака предмета (Пространство однородно и изотропно ).

Для научной речи характерны только местоимения третьего лица (он, она, они). Местоимение «мы» выполняет строго ограниченные две функции: 1) так называемую функцию скромности (На основе результатов экспериментов мы пришли к заключению… ); 2) функцию совокупности участников в исследовании (Мы ведём поиск и разведку шельфовых месторождений нефти и газа ).

Количество глаголов, употребляемых в научных текстах, сравнительно невелико. Они в основном описывают признаки явлений (длиться, сохраняться, зарождаться , следовать ), устанавливают тождественность явлений (являться, служить, относиться к, представлять собой ) указывают причинно-следственные отношения (обусловливать, обеспечивать, объяснять/-ся, лежать в основе ), предписывают какие-либо действия (выделять, различать, отмечать, описывать, классифицировать, подразделять ).

Глагольные формы настоящего времени выражают отвлечённость и обобщённость научного стиля (Хлорид разлагается. Направления переработки нефти зависят от химического состава нефти ). Формы прошедшего времени используются при описании истории вопроса, истории возникновения изучаемого явления (Раньше нефтяные месторождения часто находили случайно по естественным выходам нефти на поверхность ). При прогнозировании предпочтительна форма будущего времени (Через несколько лет нефть будут добывать в акватории Северного Ледовитого океана ).

Формы настоящего времени глаголов несовершенного вида в научном тексте составляют около 80%, а глаголы совершенного вида характерны для устойчивых повторяющихся оборотов (Уравнение примет вид… Рассмотрим некоторые условия образования и залегания нефти и газа ). В научной речи глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида (Кислота разъедает – не допускается употребление «Кислота разъест» ).

Причастные и деепричастные обороты используются в целях компрессии текста, во избежание нагромождения текста сложными предложениями (Антиклиналь, состоящая из слоя проницаемого для нефти пласта, является ловушкой для нефти и газа ).

Особенностью научных текстов в синтаксическом плане являются страдательные конструкции, чаще без указания на субъект действия (Нефть используется как сырьё для нефтехимического синтеза ), нанизывание форм родительного падежа имён существительных (Установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома ).

В научных текстах широко используются сложные предложения, преимущественно с придаточными предложениями времени, причины и условия, средством связи в которых являются отымённые (сложные) союзы, предлоги, наречия, вводные слова и частицы (вследствие, в связи с, в то время как, в случае если, по мере того как, ввиду, итак, таким образом, следовательно, отсюда, поэтому ).

На уровне текста научный стиль представлен описанием и рассуждением. Композиционно тексты однотипны: состоят из введения, основной части и заключения, что адекватно отражает закономерности процесса познания и формирования знания. Структура текста представляет динамику этапов познания, движения от познанного к новому по закону «отрицание отрицания».

Многие научные тексты, в зависимости от жанра, строятся по определённой модели (шаблону) и обладают определённой текстовой структурой, оптимальность которой доказана многими поколениями учёных. Специфика научной информации требует от автора системной подачи материала, в связи с этим научным текстам свойственна чёткая и подробная рубрикация – деление текста на разделы, параграфы, пункты и подпункты, в которых могут быть рисунки, таблицы, графики и большие перечисления.

Для научного текста присуща общепринятая строгая композиция: заголовок, введение, основная часть, заключение, использованная литература. Заголовок отражает тему текста. Введение, или вводная часть, включает обоснование актуальности, цель и задачи работы, методы исследования. В основной части содержатся тезисы и иллюстративный материал. Заключение представляет собой выводы и окончательно сформулированную концепцию.

При создании научных текстов, как и текстов любого другого стиля, используются различные способы изложения материала . Чаще всего встречаются следующие методы:

1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему, к обобщениям и выводам;

2) дедуктивный метод – изложение от общего положения к частным, объясняющим смысл общего конкретными примерами, фактами, деталями;

3) метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов параллельно, при этом новое сопоставляется с уже известным;

4) концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, автор последовательно переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углублённому его анализу;

5) ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим;

6) исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые могли произойти в чём-то с течением времени.

Наряду со способами изложения материала в тексте необходимо знать типы связи высказываний в тексте . Различают параллельную и последовательную связь. Самой распространённой является последовательная (цепная) связь, которая предполагает последовательное изложение мысли – каждая последующая мысль развивается из предыдущей: На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в её комнате причёсывал парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный вечер. Подобная связь осуществляется при помощи лексического повтора, повтора синонимов или местоимений. При изменении порядка следования предложений смысл высказывания разрушается.

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу благодаря параллелизму конструкций, анафоре: Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном. В тексте главным является первое предложение. Второе и третье предложения параллельно завися от первого. При изменении порядка следования второго и третьего предложений смысл высказывания существенно не меняется.

Жанры научного стиля подразделяются на следующие подстили: собственно научный (монография, диссертация, статья, тезисы, рецензия), учебно-научный (учебник, лекция, методическое пособие, курсовая и дипломная работа), научно-информативный (автореферат, аннотация, реферат, отзыв, конспект, справочник, каталог, резюме), научно-популярный (очерк, книга, популярная лекция).

Приведём два текста научного стиля, первый из которых относится к собственно научному подстилю, а второй – к научно-популярному.

1 Нефть – сложное вещество. Основными химическими элементами, которые входят в состав нефти, являются углерод и водород. В зависимости от места добычи нефти различаются по своему составу и свойствам. Существует несколько вариантов классификации нефтей. По плотности нефти делятся на лёгкие, утяжелённые и тяжёлые. По химическому составу нефти можно разделить на парафиновые, нафтеновые (беспарафиновые) и промежуточные.

Для данного текста характерны точность, логичность и информативность. Среди языковых особенностей текста выделяются лексические : преобладание терминов (элемент, добыча, углерод, водород, вариант, классификация, плотность, химический состав и др.) и слов с абстрактным значением (свойство, состав, зависимость ).

К морфологическим особенностям относятся: глагольные пассивные конструкции (различаются, делятся ), уточнение понятий прилагательными (сложное вещество, химический элемент, утяжелённые нефти ), употребление формы множественного числа вещественных существительных (нефти, нефтей ).

Из синтаксических особенностей можно отметить наличие сложного предложения с придаточным определительным (с союзным словом «которые» ), употребление отымённых предлогов (в зависимости от ), преобладание предложений с однородными членами (лёгкие, утяжелённые и тяжёлые; парафиновые, нафтеновые и промежуточные ). По содержанию текста можно определить, кому он адресован.

2 Люди знают нефть около четырёх тысяч лет. Говорят, что нефть – это основа «жизни» техники, как вода – основа всего живого на земле. Как всё живое на земле невозможно без воды, так и техника не может существовать без нефти. «Чёрное золото», «кровь современной цивилизации» – так часто называют нефть.

Нефть – это сложная смесь химических соединений. В её состав, кроме углерода и водорода, входят сера, кислород, азот и другие химические элементы. Нефть относится к горючим веществам, которые обладают способностью к горению.

Второй текст относится к научно-популярному подстилю. Его содержание доступно для человека, интересующегося новостями в мире науки. Языковые особенности данного текста не отличаются от особенностей текстов собственно научного подстиля соответствующего жанра.

Трудно представить себе учебный процесс без научного стиля, который служит для переработки и воспроизведения информации при помощи так называемых вторичных текстов. К ним относятся: план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат. Вторичные тексты создаются на основе первичного текста с определённой степенью переработки его содержательной и языковой структуры. Каждому из видов вторичных текстов свойственны свои текстовые и языковые особенности.

Аннотация. Под аннотацией понимают краткую характеристику текста, статьи, книги с точки зрения назначения, содержания и формы. По своему объёму аннотация не должна превышать 400 – 500 печатных знаков. В аннотации указывается тематика источника, перечисляются вопросы, освещённые в тексте, но содержание вопросов не раскрывается.

Различают справочную и рекомендательную аннотации. В справочной аннотации даётся краткая характеристика тематики текста, сообщаются какие-либо сведения о тексте без критической оценки. Рекомендательные аннотации нацелены на оценку пригодности текста для определённой категории читателей.

В аннотации используются общепринятые речевые стандарты, которые характерны для всех видов аннотаций. Приведём образец справочной аннотации.

Лысенко В.Д.Проектирование разработки нефтяных месторождений. – М.: Недра, 1987. – 247 с.

Даны формулы для расчёта динамики изменения основных технологических показателей при различных системах разбуривания залежей и проведения на них геолого-технических мероприятий. Рассмотрены условия применения конкретных мероприятий по интенсификации добычи нефти и увеличению конечного коэффициента нефтеотдачи и определению их эффективности. Особое внимание уделено методике проектирования разработки нефтяных месторождений в неоднородных коллекторах.

Для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием разработки нефтяных месторождений и добычей нефти.

Содержит 38 таблиц, 9 иллюстраций и список литературы из 23 названий.

Аннотация должна начинаться с библиографического описания аннотируемого источника. Затем следует тематика источника (автор ставит, освещает следующие вопросы, касается следующих вопросов ). В тексте аннотации предпочтительны пассивные конструкции (в статье затрагивается что? / говорится о чём? / обобщается что? / даётся анализ, оценка, обобщение чего? / представлена точка зрения и т. д.). В заключение указывается, кому адресован аннотируемый источник и даётся краткая характеристика структуры источника.

В аннотации не употребляются эмоционально-экспрессивные и образные средства, в ней уместны оценочные элементы, отражающие критический подход автора к аннотируемому источнику.

Ермакова, Е.В. О нефти по-русски: пособие для иностранных учащихся по обучению языку специальности (нефтегазовый профиль). Книга для студентов / Е.В. Ермакова, О.В. Константинова, А.А. Муравьёва. – М.: Русский язык. Курсы, 2011. – 120 с.

Данное учебное пособие адресовано иностранным учащимся нефтегазового профиля, владеющим русским языком в объёме базового уровня.

Целью предлагаемого пособия является изучение подъязыка специальности, формирование коммуникативной компетенции учащихся для общения в профессиональной сфере.

В книге использованы тексты узкоспециального характера.

Рецензия представляет собой особый жанр письменной научной речи. В научной сфере рецензии пишут на статьи, монографии, учебники и учебные пособия, на дипломные работы (проекты) и диссертации. Рецензия характеризуется небольшим объёмом и краткостью.

Рецензия предполагает комментирование основных положений текста (толкование авторской мысли), дополнения рецензента к мысли, высказанной автором, выражение отношения к постановке проблемы, обобщённую аргументированную оценку и выводы о значимости работы.

В композиционном отношении рецензия должна составляться по типовому плану:

1. Предмет анализа.

2. Актуальность темы.

3. Формулировка основного тезиса.

4. Краткое содержание

5. Общая оценка.

6. Недостатки, недочёты.

7. Выводы.

Составитель рецензии должен использовать в своём тексте языковые средства и речевые стандарты, характерные для данного жанра научного стиля.

При описании предмета анализа (1) допускаются такие клише, как в статье…, в работе автора..., в рецензируемой работе…, в диссертационной работе… и т. д.

Для отражения актуальности темы (2) употребляются следующие конструкции: работа посвящена актуальной теме..., автор посвятил свою работу актуальной проблеме…, актуальность темы рецензируемой работы обусловлена…, актуальность темы непосредственно следует из названия работы и т. п.

Формулировка основного тезиса (3) строится при помощи таких конструкций, как в статье / работе / монографии центральным вопросом является…, в работе на первый план выдвигается вопрос о…, основным вопросом, при решении которого автор добился значительных / ощутимых / существенных результатов,… и т. д.

Обычно пишется только положительная рецензия, в которой обязательно должна быть дана общая оценка (5). При написании рецензии для выражения положительной оценки употребляются следующие формулировки: безусловным / очевидным / главным достоинством работы является…, работа ценна тем, что в ней по-новому осмысляется теория…, работа отличается высокой информативностью / богатым фактическим материалом…, автор справедливо отмечает / убедительно доказывает / чётко определяет / детально анализирует…, автор прав, утверждая, что…, безусловной заслугой автора является новый методический подход / предложенная классификация / некоторые уточнения существующих понятий… и т. д.

При выражении неоднозначной оценки рецензент должен придерживаться определённых этических правил и в доброжелательной форме дать свою оценку: необходимо отметить ряд спорных моментов, такая постановка вопроса представляется небесспорной, однако отдельные тезисы автора остаются бездоказательными, некоторые утверждения не подкрепляются фактами, автор приводит ряд не всегда убедительных аргументов. Но после таких выражений следует указать, что рецензент отнюдь не навязывает автору работы свои вкусы: несмотря на несогласие с основной концепцией данной работы, нельзя недооценивать её значение и актуальность…

Общая оценка работы формулируется такими конструкциями, как оценивая работу в целом,…, суммируя результаты исследований автора,…, таким образом, рассматриваемая работа…

Указывая на недостатки и недочёты (6) работы, рецензент должен помнить, что он не ревизор и не судья, а доброжелательный и компетентный «соавтор», этично выражающий свою позицию, поэтому категоричность замечаний недопустима. При этом уместны следующие клише: сомнение вызывает целесообразность такого подхода к…, автор упускает из виду…, автору не удалось показать / доказать / убедить…, к недочётам работы следует отнести…, остались неосвещёнными некоторые вопросы, касающиеся…, однако отмеченные недочёты не снижают значимости работы…

В выводах (7) указывается оригинальность работы, её актуальность и практическая значимость: в целом, на наш взгляд, рецензируемая работа заслуживает положительной оценки…, представляется, что работа / статья / книга / монография / диссертация имеет важное значение и может внести существенный вклад в…

Приведём образец рецензии на научную статью:

Рецензия

на статью Иванова М.С. «Охрана окружающей среды при сооружении и эксплуатации газо- и нефтепроводов», опубликованную в сборнике «Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук: материалы Международной научно-технической конференции. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. – Вып. 5. – С.85-91.

В рецензируемой статье представлено описание компонентов окружающей среды: биосферы, гидросферы, атмосферы и литосферы, которые подвергаются загрязнению.

Детально рассмотрена их защита от воздействия отходов промышленных предприятий. Данная тема достаточно актуальна, поскольку проблема загрязнения окружающей среды при сооружении трубопроводов является очень важной. Воздействие на среду может изменять её состав и нарушать равновесие в экосистеме. Автор рассматривает прямые и косвенные воздействия и виды их последствий – обратимые и необратимые.

Оценивая работу в целом, можно сказать, что автор наиболее полно раскрыл суть данного вопроса и возможности уменьшения воздействий на природу. При детальном изучении компонентов среды можно определить степень воздействия, а также провести мероприятия по охране окружающей среды.

В целом работу можно оценить положительно, поскольку представленное изучение отдельных компонентов среды поможет найти эффективные методы охраны окружающей среды.

Реферат – это аналитический обзор или развёрнутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы. Структура реферата определяется его видом.

В зависимости от типа содержательной информации (различают фактографическую, логико-теоретическую и оценочную информацию) и по полноте изложения содержания выделяют два вида реферата: информативный и индикативный. А по количеству реферируемых источников различают обзорный и монографический рефераты.

Информативный реферат в обобщённом виде содержит: все основные положения реферируемого источника; важнейшую аргументацию; сведения о методике исследования, об использованном оборудовании, о сфере применения.

Индикативный реферат иногда называют указательным или рефератом-резюме. В нём кратко характеризуются предмет исследования и его результаты. В реферате содержатся лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого текста. Текст данного вида реферата состоит по существу из набора ключевых слов, поэтому он может быть использован читателем только для выяснения вопроса о том, нужно ли ему обращаться к первичному тексту. В реферате не содержится подробного изложения результатов и выводов исследования.

Обзорный реферат , в отличие от монографического реферата , составленного по одному источнику, пишется по нескольким источникам на одну и ту же тему.

Объём реферата может колебаться в пределах 10 – 15 печатных страниц (без приложений). Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал и более мелким шрифтом, чем текст).

Структура реферата . Титульный лист является первой страницей и оформляется по определённым правилам, которые следует соблюдать. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки текста реферата и указываются страницы, с которых они начинаются. Во введении формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика использованной литературы. Основная часть может содержать иллюстративный материал (рисунки, фотографии, схемы, таблицы и др.). В заключении подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации. В конце реферата приводится список использованной литературы . Кроме того, чтобы не перегружать основную часть, некоторые таблицы, графики и схемы могут быть перенесены в приложения .

В основе реферирования лежит оценка информации первоисточника с точки зрения её значимости для передачи основного содержания текста, которая достигается в ходе языковых трансформаций при компрессии текста. Как известно, свёртывание текста требует осуществления лексико-семантических трансформаций, при выполнении которых необходимо оперировать различными языковыми средствами, выбирать языковые формы, адекватные коммуникативной задаче и ситуации общения.

Необходимо знать конструкции, связывающие все композиционные части реферата: В данной (настоящей, предлагаемой, рассматриваемой, реферируемой ) работе (книге, статье, монографии… ) автор (учёный, исследователь, соискатель… ) ставит (поднимает, рассматривает, выдвигает… ) ряд (несколько ) следующих (важных, основных, главных, существенных, спорных, интересных… ) вопросов (проблем ).

При перечислении основных вопросов реферируемого текста употребляются такие конструкции, как автор рассматривает (анализирует, раскрывает, излагает, останавливается на…, говорит о…). Для обозначения исследовательского или экспериментального материала используются глаголы: исследовать, выяснять, разрабатывать, доказывать, утверждать и др. При указании на попутно затрагиваемые вопросы пользуются конструкциями: Кроме того автор касается (чего), замечает (что), упоминает (о чём ). Кглаголам, фиксирующим аргументацию автора (цифры, примеры, иллюстрации, результаты эксперимента), относятся: автор приводит, ссылается, опирается, аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, сравнивает, сопоставляет, соотносит, противопоставляет . Для формулирования обобщений, выводов и подведения итогов используются конструкции: автор приходит к выводу, поводит итоги, делает вывод, обобщает, суммирует… и т. д. Для перечисления вопросов, тем, проблем используют сочетания с вводными словами или наречиями времени и места: итак, таким образом, во-первых, во-вторых, далее, затем, кроме того, после этого, в заключение и т. д.

При реферировании статей полемического или критического характера автор может выразить своё позитивное отношение при помощи глаголов одобрять, защищать, соглашаться, быть на стороне, разделять (чьё) мнение, отстаивать, доказывать (кому что). Негативное отношение автор реферата передаёт глагольными сочетаниями: полемизировать, спорить с кем по поводу чего, отвергать, опровергать, подвергать сомнению, пересмотру, сомневаться в чём, пересматривать, отрицать, обвинять в искажении научной истины и т. п.

С образцами рефератов можно ознакомиться в реферативном журнале (РЖ) в научной библиотеке любого высшего учебного заведения или научно-исследовательского института.

Конспект. Конспектирование можно определить как особый вид аналитико-синтетической переработки информации. Целью конспекта является извлечение, систематизация и обобщение наиболее существенного содержания источника и письменная фиксация в форме, избавляющей от необходимости повторного обращения к нему. Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого текста.

С точки зрения полноты изложения конспекты подразделяются на краткие, подробные и смешанные. Краткий конспект представляет собой только основные положения источника с минимальным количеством аргументов, пояснений и объяснений. В подробном конспекте отражаются не только основные положения, но и ход доказательств и детализация основных положений, подкреплённых иллюстративным материалом. Смешанный конспект может содержать как подробное изложение основной информации, так и общую проблему в тезисной форме. С точки зрения количества используемых источников различают монографический конспект (одного источника) и сводный конспект (нескольких источников).

Следует иметь в виду, что конспект любого из перечисленных выше типов должен позволить автору конспекта через некоторое время с необходимой полнотой восстановить информацию источника. Конспектирование самым тесным образом связано с ознакомительным и изучающим видами чтения. Если при ознакомительном чтении автор стремится понять общую линию содержания текста, то изучающее чтение должно обеспечить максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и запоминание её словесного выражения.

При конспектировании используются те же языковые формулы и конструкции, что и при составлении реферата, как-то: языковые структуры для передачи содержательной стороны текста; языковые формулы, выражающие согласие / несогласие с автором источника; конструкции, выражающие способы сравнения; конструкции, выражающие вывод. Эффективность конспектирования зависит от сформированности навыка быстрого выделения информативных единиц исходного текста, скорости отбора, оценки и извлечения необходимой для данной темы информации.

Следует отметить, что конспект как вторичный текст представляет собой письменный продукт творческой деятельности личности, которая воспринимает содержание источника сугубо индивидуально. Кроме того, непременным условием успешного составления конспекта является использование сокращённых слов, общепринятых сокращений, аббревиатур, знаковых обозначений и самостоятельно сокращённых слов.

План – это заранее намеченный порядок, последовательность в изложении содержания какого-либо произведения, текста, статьи или речи. Форма записи в виде плана помогает восстановить и сохранить в памяти и позднее воспроизвести содержание прочитанного. Существует несколько типов планов: вопросный, назывной, тезисный и план – опорная схема.

При составлении вопросного плана каждому информативному центру должен соответствовать один вопрос, содержащий вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (1. Какие способы транспортировки нефти существуют в настоящее время? 2. Каковы недостатки и преимущества водного транспорта? ).

Назывной план представляет собой перечень пунктов плана из предложений именного строя (1. Физико-химические свойства нефтей. 2. Молекулярная масса нефтей и нефтепродуктов), в то время как тезисный план составляется из предложений глагольного строя (1. Физико-химические свойства нефти характеризуют её способность прокачиваться по трубопроводам. 2. Молекулярная масса нефти и нефтепродуктов определяется экспериментально ).

План – опорная схема состоит из опор, т. е. из слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По таким опорам легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор обычно зависит от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Перед написанием дипломной работы (дипломного проекта), различных исследовательских работ, диссертаций составляют развёрнутый план , который реализуется в разбивке текста на композиционные блоки (введение, основная часть, заключение). Формально развёрнутый план выражает развитие логики мысли автора научного труда.

Тезисы – это совокупность кратко сформулированных основных положений доклада, лекции, сообщения, статьи или другого текстового материала. При этом часто подразумевается, что доказательство логически связанных друг с другом отдельных положений имеет место в тексте основной публикации. Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объём, в котором излагаются все основные идеи научного труда. По качеству тезисов читатель принимает решение о необходимости познакомиться с материалом в полном объёме

К написанию тезисов предъявляются определённые требования. Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким, но ёмким. К тому же оно должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой. В тезисах не рассматривается решение проблемы, поскольку тезисы – это аналитический труд по выборочной теме. При написании следует строго соблюдать научный стиль, избегая эмоций. Текст должен быть понятен даже неподготовленному читателю.

С образцами тезисов докладов (статей) можно ознакомиться в материалах любых научных конференций, которые регулярно проводятся вузами и научно-исследовательскими центрами.

Научный стиль - один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Его также называют научно-профессиональным стилем, подчеркивая тем самым сферу его распространения.

Каждый стиль появляется в свое время – тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах. Так, в средние века, в эпоху феодализма, «ученым языком» всей Западной Европы была латынь - международный язык науки. С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.

Первый научный журнал был издан только 5 января 1655 г. при Французской академии («Журнал ученых»). В настоящее время в мире выпускается более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки относится к первой трети XVIII в. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы ХVIII века язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. И это не удивительно, если вспомнить научные творения таких крупных ученых, как М.В. Ломоносов, С.П. Крашенников, П.И. Рачков, И.И. Лепехин и др. Однако в этот период и позднее – вплоть до начала ХХ века – язык науки еще не выделился в самостоятельный функциональный стиль. Он был очень близок к языку художественной литературы описательного характера. Сочинения ученых и писателей трудно было различить, настолько они были похожи. Вот, например, отрывок из научной работы Вл. Вагнера «Об окраске и мимикрии у животных», написанной в 1901 году.

И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашел паука этого вида только однажды и нашел его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо, тотчас же исчезнувшее из глаз; после тщательных поисков на месте исследования животного я наконец заметил паука – почку.

Нетрудно заметить, как далек этот текст от современных аналогичных по теме работ, суховатых и лаконичных. Автор присутствует в нем не только как исследователь, но и как писатель, описывающий свои впечатления и переживания.

Точно так же работы известного русского физиолога И.М. Сеченова отличались от беллетристических произведений описательного характера лишь терминологией. Строй же произведений, набор синтаксических конструкций, лексика и фразеология не имели значительных отличий.

Дальнейшее развитие научной речи стремилось к формированию собственной системы языковых средств, обособленной и замкнутой, стремилось к строгому и четкому изложению мыслей, к исключению всего эмоционального и образного. Так, образность, широко использовавшаяся в античные времена, в средние века, позже стала изгоняться из научных трудов. Эталоном научной прозы становится строгое, логическое, сухое изложение «Математических начал» Ньютона. Так формировался современный облик научного стиля.

Быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.

В настоящее время научный стиль подразделяется на подстили: собственно научный (его жанры – монография, статья, доклад), научно-информативный (жанры – реферат, аннотация, патентное описание), научно-справочный (жанры – словарь, справочник, каталог), учебно-научный (жанры – учебник, методическое пособие, лекция), научно-популярный (очерк и др.).

Отличительная черта собственно научного стиля – академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие к публицистике. Здесь также используется терминология.

Научно-информативный подстиль должен точно передать научную информацию с описанием научных фактов.

Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам, и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.

Научный стиль отличает ряд общих черт, обусловленных особенностями научного мышления. Специфика научного мышления диктует обобщенность и отвлеченность языка научной прозы. Наука использует понятия, выражает абстрактную мысль, поэтому язык ее лишен конкретности. И в этом отношении он противопоставлен языку художественной литературы. Гипотенуза – сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла. Датчик фиксирует изменения температуры.

Эти предложения из разных областей науки и техники, но объединяет их предельная обобщенность, отвлеченность. Первое предложение из области математики, в нем речь идет не о конкретной гипотенузе конкретного данного прямоугольного треугольника. Напротив, здесь говорится обо всех существующих и возможных прямоугольных треугольниках. Во втором предложении характеризуется не определенный датчик, но все датчики данного типа, данного класса. И очень характерно использование особого вневременного, т.е. тоже обобщенного, значения настоящего времени: фиксирует (изменения) – значит не сейчас, в данный момент фиксирует, но всегда, постоянно – способен фиксировать.

Отвлеченность и обобщенность пронизывают собой каждый научный текст. Это сказывается прежде всего в широком употреблении в нем абстрактной лексики (включая терминологическую), в том, что почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета.

Интеллектуальный характер научного познания обусловливает такую важную особенность языка науки, как его логичность. Она выражается в предварительном продумывании сообщения, монологическом характере и строгой последовательности изложения. В этом отношении научный стиль, как и некоторые другие книжные стили, противопоставлен разговорной речи.

Коллективный характер современных научных исследований определяет объективность языка науки. Роль говорящего, авторского «я» в научном изложении, в отличие, например, от художественной речи, публицистики, разговорного стиля, весьма незначительна. Главное – само сообщение, его предмет, результаты исследования или эксперимента, представленные ясно, четко, объективно, независимо от тех чувств, которые испытывал исследователь во время эксперимента, в процессе написания научной работы. Чувства и переживания автора научного сообщения выносятся за скобки, не участвуют в речи. Субъективность и эмоциональность исключаются.

Научное исследование объективно, что выражается, как правило, в безличности языкового выражения, в отсутствии по преимуществу авторского «я» и сопутствующих ему эмоций. Основная задача научного стиля – предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию.

Еще одна особенность научного изложения – точность. Точность в научной речи предполагает отбор языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом выразить сущность понятий.

Лексика научной речи состоит из трех основных пластов: общеупотребительных слов, общенаучных и терминологических, а также номенклатурных наименований и своеобразных служебных слов, организующих научную мысль.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, но это научная речь. В любом научном тексте такие слова преобладают, составляют основу изложения.

Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общелитературным языком и не превращается в язык мудрецов или, как иногда говорят, в язык жрецов, понятный только посвященным, ученым.

В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов (может составлять не больше половины всех слов), и возрастает в сочинениях, обращенных к широкой аудитории.

Научный стиль не просто берет слова из общелитературного языка. Он производит значительный отбор слов – прежде всего тех, которые наиболее оптимально выполняют главную функцию, установку научного стиля. Слово в научной речи обычно называет не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а класс однородных предметов, т.е. выражает не частное, индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением. Например: Возможность количественного определения основывается на следующем положении. Химия занимается только однородными телами.

Здесь почти каждое слово обозначает общее понятие или абстрактное явление: химия вообще, тела вообще. Научный стиль подчеркивает в слове общее, отвлеченное, абстрактное.

Однако научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлеченным значением. Она и изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.

Так, у многих глаголов в научной речи (составлять, служить, считаться, характеризоваться, заключаться и др.) значение ослабляется, стирается и обобщается. И они превращаются в своеобразные глаголы–связки, которые позволяют соединить любые понятия, оформлять практически любое научное сообщение.

Например, глагол составлять по словарю И.С. Ожегова имеет 7 значений. Однако в научной речи глагол составлять реализуется лишь в одном, самом широком и обобщенном значении: «образовать собой». Например: Расход составляет 400 рублей. Затраты труда составляют значительную долю стоимости товаров. Так происходит изменение, приспособление значения общеупотребительных слов к задачам научной речи.

Общенаучная речь – это второй значительный пласт лексики научной речи. Это уже непосредственная часть языка науки, или, как выражаются ученые, метаязыка науки, т.е. языка описания научных объектов и явлений.

При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, абстрактный, ускорять, ускорение, приспособление и др.

Так, слово вопрос как общенаучное понятие имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: Изучить вопрос; Узловые вопросы; Национальный вопрос; Крестьянский вопрос; Поднять вопрос; Оставить вопрос открытым; Вопрос требует незамедлительного решения.

Третий пласт лексики научного стиля – термины.

Интересна история самого слова термин, рассказанная А.А. Введенской и Н.П. Колесниковым. Терминус, по преданию, имя римского бога, блюстителя границ, пограничных столбов, межевых знаков и камней, считавшихся священными. Легендарный римский царь Нума Помпилий построил в Риме храм Термина и учредил в честь бога праздник – терминалии. К межевому знаку приходили жители окрестных сел, украшали камень, приносили жертвы и веселились. Первоначально слово термин означало «межевой знак, пограничный камень», позже – «окончание, конец, граница», еще позже – «срок, период» и наконец его стали использовать в современном значении.

Терминология – это ядро научного стиля, последний, самый внутренний круг, ведущий, наиболее существенный признак языка науки. Можно сказать, что термин воплощает в себе основные особенности научного стиля и предельно соответствует задачам научного общения.

Что же такое термин?

Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание. В основе термина лежит научно построенная дефиниция. Термин обладает строгим, четко очерченным значением. Он называет все существенные признаки, необходимые для раскрытия понятия, обозначенного словом–термином: показывает общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. Например: Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях.

Сначала из этой дефиниции, определения мы узнаем, что химия – это наука, и этим мы объединяем химию с другими науками – физикой, географией, математикой и т.д. Но, с другой стороны, дефиниция раскрывает специфичность понятия, заключенного в термине: в отличие от других естественных наук химия изучает вещества, их строение, состав и т.д.

То, что в основе термина лежит научно построенная дефиниция, - одна из основных его особенностей, придающая ему строгость, четкость, исчерпанность значения, благодаря точному раскрытию всех необходимых компонентов понятия.

Благодаря тому, что термин обозначает строгое научное понятие, он входит в систему понятий той науки, к которой принадлежит. И нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса –ит обозначают воспалительные процессы в органах человека, например: аппендицит – воспаление аппендикса; бронхит – воспаление бронхов. Ср. также дерматит, гайморит, радикулит, трахеит и др. Существование термина в системе – также важная его особенность.

Термин можно по-настоящему понять, усвоить только в системе, в связи с другими терминами данной области науки и техники. В терминологической системе различают термины, обозначающие родовые и видовые понятия. Возьмем для примера термин металлообрабатывающего производства - верстак . Если принять его как родовое понятие, то видовыми будут являться термины, обозначающие детали, составные части верстака.

Одно и то же слово может быть использовано в качестве термина в разных областях науки, но в разных терминологических системах оно будет иметь разные значения. Например, слово реакция в качестве термина может быть использовано прежде всего в химии, а также в физиологии, в истории. В химии оно обозначает взаимодействие между веществами. В физиологии – ответ на раздражение. В историческом тексте – политику жесткого подавления общественного прогресса. А теперь приведем пример использования этого слова в словосочетании: химическая реакция, реакция ребенка на антибиотики, цепная реакция, политическая реакция и т.д. Термины следует отличать от их общеупотребительных омонимов. Так, например, слово палец может быть общеупотребительным (палец руки) и термином (деталь машины, служащая осью вращения механизма); фартук (вид одежды) в значении термина – составная часть винторезного станка.

Ученые-лингвисты считают, что специальная лексика должна быть точна, определенна, недвусмысленна. Однозначность – важнейшее качество термина. У него не должно быть синонимов. Однако в практике это случается, например, пневмония – воспаление легких, шпатлевка – замазка; гепатит – желтуха и т.д. По мнению ученых, это снижает точность и строгость терминологии.

Особую группу в составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки. Они резко, существенно отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков – единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич – 408; Южно-Атлантический хребет; СМ-8 – передвижная дробильно-сортировочная установка.

В лексическом составе научного стиля отсутствуют лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не только языковую информацию, но и графическую, формулы, символы.

Научный стиль постоянно испытывает потребность в новых единицах для обозначения вновь рождающихся понятий, поэтому процессы словотворчества идут активно.

Как правило, более 50 % новых слов, приходящих в язык, составляют термины. Нередко появление новых специальных слов связано с конкретными событиями. Например, термины сейсмичность, сейсмический вошли в обиход после землетрясения в Ташкенте 26 апреля 1966 года.

Термины, как и другие слова, образуются: а) с помощью приставок, б) с помощью суффиксов, в) суффиксально-префиксальным способом, г) сложением корней и основ.

Широко используются приставки: анти- (антитела, антикриминальный), би - (бицветный, биполярный), квази- (квазиколичественный), сверх- (сверхновая звезда) и др.; суффиксы – ист (импрессионист), -ость (нефтегазоносность, озерность), -изм (мистицизм, символизм), -от-а (долгота), -м-а (морфема), -ни-е (клонирование) и др.

Одним из весьма продуктивных способов образования терминов является словосложение (при этом могут использоваться даже части, обозначенные специальными символами: Fe – ядро, нефтегазоносность).

Научная речь выработала и свои служебные средства, организующие научное изложение. Они выполняют общие для научного анализа, научного рассуждения функции: 1) подтверждают ранее приведенные рассуждения (поэтому, следовательно, таким образом, тем самым и т.д.); 2) отрицают эти соображения (однако, с другой стороны, тем не менее, все же, наоборот, в противоположность этому); 3) расширяют приведенные ранее соображения (кроме того, в свою очередь, и в данном случае); 4) ограничивают соображения, указывают на время осуществления исследования, на последовательность аргументации, вводят примеры, констатируют степень объективности информации (считают, полагают, утверждают, возможно, вероятно, конечно, по-видимому, разумеется).

Структуру научного стиля можно представить следующим образом. Основу, ядро ее составляет терминология. Далее близкий по функции и важный пласт – общенаучная лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляющая не менее половины всех слов.

Есть некоторые особенности научной речи и в области морфологии. Главная из них - преобладание имен (существительных и прилагательных) над глаголами. Высокий процент существительных обусловлен предметным, а не динамическим характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные – имена этих вещей. Роль же глаголов сводится к функции связи, соединения понятий. Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.

Интересна морфологическая особенность научной речи – использование во множественном числе абстрактных и вещественных существительных. Слова глина, сталь, темнота, длина, спирт, минимум, стоимость и другие вещественные существительные во всех стилях, кроме научного, не имеют множественного числа. В научной же речи они приобретают во множественном числе значение вида или сорта. Если мы скажем: Наша область богата глиной , это означает, что в области большие запасы глины. Фраза же Наша область богата глинами говорит о разных сортах, видах глины. Такое же значение («сорт, вид») имеют стали, спирты, смолы .

Изменяется во множественном числе и значение отвлеченных существительных. Так, мощность - это величина, которой определяется количество энергии, развиваемой двигателем, например: Мощность – мотора – 100 лошадиных сил . Во множественном числе это существительное приобретает конкретное значение, оно обозначает конкретные производственные объекты – заводы, машины и т.п. Например: Введены в действие новые энергетические мощности.

Точно так же емкость – это способность вмещать в себя что-либо, например: Емкость сосуда 1,5 литра. Во множественном числе в научно-технической речи слово обозначает не вместимость, а сами конкретные предметы, служащие вместилищем для жидких или сыпучих тел. Например: Нам нужны емкости для сыпучих продуктов .

Единственное число существительных, обозначающих единичные считаемые предметы, обычно служат для выражения обобщенного понятия: Далее в глубь материка преобладают дуб и граб. (Л.С. Берг). Почему автор написал дуб и граб , а не дубы и грабы ?

Дело в том, что формы множественного числа конкретны по значению, указывают на отдельные считаемые предметы. Автору же важно было выразиться обобщенно, указать на породу дерева, класс деревьев, а не на множество конкретных дубов и грабов. Ср. также: Береза относится к породе светолюбивых. Единственное число подчеркивает: береза вообще, любая береза.

Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи.

Необходимость доказывать, аргументировать высказываемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений ведет к преимущественному употреблению сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладает сложноподчиненное как наиболее емкая и характерная для научной речи языковая форма. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо).

Часто употребление причастных и деепричастных оборотов.

Используются простые предложения типа что есть что (водород есть газ), неопределенно-личные и безличные предложения.

Особенностью научной речи является активное использование родительного падежа. Это вызвано необходимостью последовательных действий при описании и характеристиках, пояснении. Использование этой формы несколько раз в одном словосочетании называется нанизыванием родительного падежа. Например: методика определения химического и физического состава любой зоны мантии луны.

Для научного стиля характерна в целом неличная манера изложения. Авторское «я», как правило, исключается, его заменяет более скромное и объективное авторское «мы», означающее «мы с вами», «я и аудитория». Длинный звук мы называем музыкальным . Итак, мы имеем теорему… Значение личного местоимения мы здесь настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем – называется, имеем теорему – имеется теорема.

Таким образом, современную научную речь отличает неличная манера изложения.

Однако неверно было бы думать, что язык науки сух, невыразителен, что он не представляет интереса для стилиста и стилистики. Конечно, главное для ученого – точно и ясно изложить свои мысли. И все же языку науки присущи если не изящество, то выразительность и красота. И они заключаются не во внешних словесных украшениях - ярких метафорах, броских эпитетах, в разнообразии риторических упражнений. Красота и выразительность языка научной прозы – в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщенности слова, в энергии мысли.

Обобщенность и отвлеченность научной речи отнюдь не означает, что ей в принципе противопоказана образность. Анализ конкретных предметов и явлений входит составной частью в научное познание. Словесные же образы помогают выражению понятий мысли.

Из всех образных средств наиболее созвучным стилю научной речи оказывается сравнение, поскольку оно выступает как одна из форм логического мышления. Сравнения широко используются для пояснения характеризуемых явлений, для иллюстрации, не преследуя специально экспрессивных целей. В этих случаях сравнения точны, нередко содержат в своем составе уже известные термины.

Естественно, что большей экспрессивностью, эмоциональностью и образностью отличаются научные произведения полемического характера, научно-популярная литература, но также и труды теоретического характера с особенной новизной темы и проблематики, части работ историко-библиографического характера («история вопроса») и разного рода отступления от основного изложения.

Разумеется, речь идет здесь об образцовых научных текстах, о выразительных возможностях, ресурсах научной речи, об эстетическом идеале языка науки, к которому все должны стремиться.

Однако практика часто далека от идеала. Нередко научные сочинения грешат многословием, перегруженностью специальной лексикой, неоправданно усложненным языком.

Итак, научный стиль – своеобразная и влиятельная разновидность современного русского литературного языка. Влиятельность научной речи заключается в сильном и постоянном воздействии ее на весь литературный язык. Если раньше он обогащался главным образом за счет диалектов, то теперь основной источник его пополнения – терминология, специальная лексика. Вслед за новыми предметами и понятиями в наш язык мощным потоком вливаются новые слова: акселераты, алгоритм, антитела, гидропоника, голограмма, канцерогенный, компьютер, лазер, ракетоносец, стресс, реанимация и тысячи других.

Но дело даже не в том, что появляются тысячи новых слов, что стремительно растет словарный запас литературного языка. Происходит не только количественное, но и качественное изменение литературного языка под воздействием специальной лексики. Научные термины органически врастают в литературный язык, о чем свидетельствует их переосмысление: душевная травма, общественный резонанс, моральный вакуум, вирус стяжательства.

Очень заметным стало употребление терминов в обиходной разговорной речи, когда для выражения соответствующего содержания есть и обиходные слова, но специалист предпочтет употребить термин для точности выражения мысли: “Какая вкусная сегодня была каша, гомогенная (однородная) такая”. (Из речи врача).

Все эти факты, массовое переосмысление терминов свидетельствуют об изменении сознания современного человека. Стирается грань между термином и общелитературным словом. Укрепляются связи между научным и обыденным сознанием. А это, в свою очередь, меняет качество литературного языка, который приобретает тенденцию к строгому и точному выражению мысли, становится более емким, информативным, выразительным.

Резюме

Развитие общества, прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность. Именно они организуют в систему языка все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля.

Структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Основу ее составляет терминология, далее – общенаучная лексика. И затем – общеупотребительная, в количественном отношении составляющая не менее половины всех слов.

Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только в одном. В научной речи по сравнению с другими стилями наблюдается более широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной.

Лексический состав научного стиля характеризуется одностильной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов.

В научном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской.

Особенности научной речи в области морфологии:

· преобладание имен существительных и прилагательных над глаголами;

· использование во множественном числе абстрактных и вещественных существительных;

· употребление единственного числа существительных в научной речи обычно служит для выражения обобщенного понятия либо неделимой совокупности и целостности.

Значительными особенностями отличается синтаксис научной речи. В синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Стремление к логичности изложения материала в научной речи приводит к активному использованию сложных предложений, а среди типов сложного предложения преобладают сложноподчиненные как наиболее емкая и характерная для научной речи языковая форма. Активно используются конструкции, осложненные вводными словами и словосочетаниями, причастиями и деепричастными оборотами и пр.

Красота и выразительность языка научной речи заключается в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщенности слова.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Расскажите о зарождении и формировании научного стиля в России.

2. Какова основная тенденция развития научного стиля?

3. Каковы основные стилевые особенности языка науки?

4. Что представляет собой лексика научной речи? Из каких пластов она состоит?

5. Что такое терминология? Каковы особенности термина?

6. Охарактеризуйте морфологические особенности научной речи.

7. Расскажите о синтаксисе научной речи.

8. В чем заключается идеал языка научной прозы?

9. В чем проявляется влияние научного стиля на литературный язык?

ЛИТЕРАТУРА

1. Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине// Русская речь, 1998, №1.

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. - М., 2006.

3. Культура русской речи. Учебник для вузов/ Под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998.

4. Кудрявцева Л.А. Технические термины в общелитературном языке //Русская речь. - 1990. - №2.

5. Как ученые говорят//Русская речь. - 1995. - №3.

6. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - М., 1995.

7. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля. – Спб., 2002.

8. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под редакцией В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И, Герцена, 2002.

9. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976.

10. Солганик Г.Я. Русский язык 10-11 кл. Стилистика: Учебное пособие для общеобразовательные учебных заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995.

11. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. Курс лекций. - М.: Флинта: Наука, 2004.

12. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов – нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999.