Народы российской империи в 18 веке. Национальный вопрос в российской империи

Стр. 137, Ключевые вопросы перед параграфом

Каким было положение народов, проживавших во второй половине XVIII в. в многонациональной Российской империи? Чем характеризовалась национальная политика российских самодержцев?

Положение народов, проживавших во второй половине XVIII в. в многонациональной Российской империи, было одинаковым. Вновь присоединенные территории вначале сохраняли свои органы власти, позднее вводились такие же органы власти, как и во всей России, но традиции, религия, язык, обычаи сохранялись. Сохранялись привилегии дворян, крестьяне попадали в крепостную зависимость от них.

Национальная политика российских самодержцев характеризовалась осторожным и терпимым отношением к обычаям и традициям различных народов, она способствовала упрочению государственного единства России. Вводя повсеместное управление губернаторов и наместников, власти старались не вмешиваться в уклад жизни местного населения.

Могущество империи создавалось не за счет эксплуатации колоний (как у других европейских государств), а за счет мобилизации средств и ресурсов на основной территории страны.

Стр. 144 Вопросы после параграфа

1. Покажите, какие народы проживали на территории Российской империи во второй половине XVIII в. Какие религии они исповедовали?

На территории Российской империи во второй половине XVIII в. проживали народы: русские, башкиры, татары, мордва, белорусы, украинцы, прибалты, народы Севера, Сибири

Они исповедовали религии: православие, католическое христианство, ислам, язычество.

2. Вспомним, что полный титул российских правителей включал перечисление множества территорий, владений, входивших в состав Российской империи. Как образ этой исторически сложившейся общности использовался в национальной политике самодержавия?

Образ этой исторически сложившейся общности использовался в национальной политике самодержавия для укрепления государства, для создания единого имперского пространства.

3. Объясните, как строились отношения центральной власти с аристократией, знатными представителями народов, входивших в состав Российской империи. Приведите примеры.

Отношения центральной власти с аристократией, знатными представителями народов, входивших в состав Российской империи строились уважительно к местной аристократии, обычаям. Примеры: Эстляндия, Лифляндия, Левобережная Украина, народы Севера, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

4. В чем заключались противоречия правительственной политики в отношении народов империи? Что порождало национальные выступления во второй половине XVIII в.

Противоречия правительственной политики в отношении народов империи заключались в следующем: с одной стороны центральные власти стремились учитывать национальные интересы, с другой стороны, на местах могли быть злоупотребления назначенными губернаторами или наместниками или могла возникнуть необходимость увеличения налогов (ведение войн, строительство крепостей).

Национальные выступления во второй половине XVIII в. порождал, в основном, сборы в пользу государства и произвол местных властей.

5. Раскройте, какое значение придавалось религиозным вопросам в политике российской власти.

Религиозным вопросам в политике российской власти придавалось большое значение. Поддерживались все вероисповедания – православие – главным образом, протестантизм, католицизм, мусульманство и даже язычество.

6*. Рассмотрите вопрос о том, что значило быть подданным Российской империи во второй половине XVIII в. Какие еще характеристики, помимо государственной принадлежности, определяли статус, положение человека.

Быть подданным Российской империи во второй половине XVIII в. значило быть гражданином Великой державы. Помимо государственной принадлежности, определяли статус и положение человека определяли еще такие характеристики: имущественное положение, знатность, титул, сословная принадлежность, образованность, служба на благо России.

Основные даты и события: 1764 г. - ликвидация гетманского правления на Украине; 1791 г. - введение черты оседлости для еврейского населения; 1783 г. - заключение Георгиевско­го трактата с Грузией; 1783 г. - введение крепостного права на Украине.

Исторические деятели: Екатерина; Ираклий 11; хан Люка. Работа с картой: показать территории расселения народов Рос­сийской империи в XVIII в.; территории, присоединенные к России в ХУIII веке.

План ответа: 1) территория и население страны в XVПI в.; 2) русская колонизация; 3) украинцы и белорусы; 4) народы По­волжья; 5) народы Казахстана; 6) калмыки; 7) народы Кавка­за; 8) народы Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки.

Материал к ответу: К концу XVIП столетия население Россий­ской империи составляло около 37 МЛН. человек. По мере присоединения к России новых территорий численность рус­ского народа в общем населении страны снижалась. Если по переписи 1719 г. русских было 70%, то к конпу века - лишь 49% от общего населения страны. Это означало, что Россия превратилась в многонациональное государство. В ряде случа­ев представители некоторых нерусских народов обладали боль-

шими правами, чем русские. К примеру, до 1783 г. украинцы не знали крепостного права, тогда как русские крестьяне на­ходились в крепостной зависимости уже более 130 лет.

Значительно расширилась география русской колонизации, активно поощрявшейся правительством, росло число русских поселенцев в Поволжье, Приуралье, Сибири и на Дальнем Вос­токе. Местное население этих районов традиционно занима­лось кочевым скотоводством или охотой. Русские колонисты принесли не известную здесь прежде кулылуру земледелия. Правда, захват русскими помещиками пустуюших земель ко­чевников вызывал массовые выступления местного населения, порой обращенные не только против правительства, но и про­тив русского населения. Таким было, например, башкирское восстание в начале века.

С включением в состав России земель Прибалтики нача­лось заселение ее русскими. Особенно важно было быстро за­селить и освоить вошедшие в состав России в конце XVI1I в. землиСеверноro Причерноморья. Льготы, предоставленные для этого правительством, были беспримерны. Уже через де­сять лет после присоединения Крыма к России туда пересели­лось свыше 300 тыс. человек, в основном русских. Сибирские просторы вместе с вольными переселенцами осваивали ссыль­ные крестьяне, казаки, горожане. Численность русского насе­ления в Сибири выросла втрое и составила к концу века

1 млн. человек.

Положение народов России было неравноправным. Была введена черта оседлости для еврейского населения польских территорий, вошедших в состав России, ограничено переселе­ние нерусского населения в ряд городов Центральной России.

Численность украинцев, живших на территории России, резко возросла в XVII1 в. за счет присоединения Правобереж­ной Украины (с 260 до 924 тыс. человек, а удельный вес - с 4,6 до 8,8%). Белорусы почти полностью вошли в состав Россий­ского государства в резулылате разделов Польши. В отношении украинцев и белорусов царское правительство проводило по- . литику русификации. Многие конфискованные земли были розданы русским помещикам, генералам и вельможам. Им были переданы и государственные крестьяне, а также земли и крестьяне католических монастырей. Однако были сохране­ны как традиционные привилегии городского населения, так и местные церковные приходы. В отношении Левобережной Украины все правители России, начиная с Петра 1, проводили политику ограничения самоуправления. В 1764 г. былo окон­чательно ликвидировано гетманское правление, оно стало осу-

ществляться через Малороссийскую коллегию. Однако украин­ское дворянство было уравнено в правах с русским. Правда, и украинские крестьяне стали теперь крепостными, как их рус­ские собратья.

Народы Поволжья в XVПI в., как и прежде, в основном пла­тили дань центральному правительству. Новым было привлече­ние их к разработке природных ресурсов, в первую очередь на Южном Урале. Нехватка рабочих рук приводила порой к на­сильственной отправке татар и башкир для работы на заводах. Продолжалась политика насильственной христианизации наро­дов Поволжья, что вызывало ожесточенное сопротивление со стороны не только мусульман (в первую очередь татар), но и язычников (мари, мордвы, чувашей). Ценой болылих усилий к середине века удалось обратить в христианство не­сколько сотен мусульман, но как только давление властей ос­лабло, большинство из них вернулись к исламу.

Разрозненные казахские племена, принявшие российское подданство, к середине XVlII в. по-прежнему занимались коче­вым скотоводством и вели меновую торговлю с государствами Средней Азии. Казахи разводили овец, крупный рогатый скот, коз, верблюдов и лошадей. Поскольку кочевые перегоны до­стигали порой 1000-1200 км, племенам были подконтрольны болылие территории Центральной Азии. Присоединение к Рос­сии Младшего и Среднего жузов способствовало началу раз­вития земледелия у казахов, они стали сеять просо и пшени­цу. Ремесло носило в основном семейный характер. Женщины пряли овечью и верблюжью шерсть, вышивали золотом и би­сером, ткали ковры, плели циновки. Мужчины занимались обработкой металла, резьбой по дереву, тиснением кожи.

Калмыцкие племена в конце XVIl-XVIIl в. вытеснили во­инственных ногайцев из Поволжья на Северный Кавказ. Болылую роль в установлении прочных связей калмыков с Россией сыграл хан Люка. для калмыков, принявших христианство, на левом берегу Волги в районе Самары был основан город Ставрополь, ставший центром калмыцких поселений. Однако из-за нежелания вести оседлый образ жизни калмыки вскоре были переселены в оренбургские степи. Весной 1771 г. кал­мьщкий хан, недовольный усиливающимся гнетом со стороны царского правительства, принял решение покинуть террито­рию России и уйти в подданство Джунгарского ханства. В ре­зулылате большинство калмыков ушли на восток. В составе Рос­сии их осталось не более 20 тыс. человек. Калмыцкое ханство на территории России было ликвидировано, а его территория вошла в состав Астраханской губернии.

В течение XVIII в. неуклонно росло влияние России на Се­верном Кавказе. Первым шагом в этом направлении стал пер­сидский поход Петра I, закончившийся присоединением Дагеста­на к России. .во второй половине века Россия распространила свое господство на Кавказе до северных предгорий Болылого Кавказского хребта. В этот период здесь существовало несколь­ко грузинских княжеств, испытывавших постоянное давление со стороны соседних мусульманских государств - Персии и Тур­ции. В середине XVПI в. необходимость противостояния гроз­HbI~i соседям привела к объединению нескольких княжеств в два царства - Восточное (Картлийско-Кахетинское) и Запад­ное (Имеретию). Включение после первой русско-турецкой войны Кабарды в состав России приблизило границы Россий­ской империи непосредственно к Грузии. Грузинские правите­ли, страдавшие от постоянных набегов турок и персов, стреми­лись упрочить связи с единоверной православной Россией. В 1783 г. грузинский царь Ираклий II заключил с правительст­вом Екатерины II Георгиевский трактат, по которому Восточ­ная Грузия переходила под покровительство России.

Усиление русской колонизации Сибири и Дальнего Восто­ка в XVIII в. впервые вызвало значительное сопротивление со стороны местного населения. В 1731 г. поднялось восстание. на Камчатке. Камчадалы и коряки не желали видеть в рус­ских колонистах хозяев своей земли. В резулылате неравной борьбы численность коренных народов Камчатки значитель­но сократилась. Сильным было и сопротивление чукчей, ко­торые окончательно смирились с русскими властями лишь в середине XIX века. Дойдя до Тихого океана, казаки-земле­проходцы приступили к освоению близлежащих островов. В начале века ими были обследованы Курильские острова. В конце 1820-х - начале 1840-х п. были предприняты две экспедиции командора В. И. Беринга, в ходе которых он до­стиг берегов Аляски и открыл ряд островов Алеутского архи­пелага. С 1870-х гг. начались регулярные" экспедиции русских купцов на Аляску и Алеутские острова, где были построены первые поселения, а затем открыты торговые компании, по­лучившие право на управление американскими владениями России. Ряд островов был открыт русскими купцами и перво­проходцами в Арктике. Особенностью освоения Сибири и Дальнего Востока в XVIII в. стало начало широкой добычи полезных ископаемых. Здесь сложились три горнопромыш­ленных района: Екатеринбургский, Алтайский и НерчинскиЙ. ДЛя их охраны и защиты от неприятеля были созданы специ­альные военные линии из крепостей.

Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия.

По данным Всероссийской переписи 1897 г., население страны составляло 125 640 тыс. человек (без Финляндии, в которой в то время насчитывалось 2556 тыс. жителей). При этом на Европейскую Россию приходилось 102,9 млн. и на Азиатскую Россию - 22,7 млн. жителей.

Российская империя была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия, согласно «Основным законам империи», была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание.

Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; миллионы последователей имели православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.

В Российской империи к 1917 году проживало свыше 100 народов, не считая небольших этнических групп. По данным переписи 1897 года (во время которой задавался вопрос не о национальности, а о родном языке) великороссы составляли 44,35 % населения (55,667 млн чел.), малороссы - 17,81 % населения (22,381 млн чел.), белорусы - 4,69 % (5,886 млн чел.). Все они официально считались «русскими», численность которых, таким образом, составляла 83,934 млн чел. или 66,81 %. Вместе славяне (восточнославянские народы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75 % населения империи. Значительной национальной группой были евреи - 5,2 млн чел (4,1 %).

Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и единства страны.

Народы, населявшие Российскую империю, имели разный уровень культурного и экономического развития. Они по-разному относились к верховной государственной власти, и их представления о своем месте в общественно-политической жизни России часто были прямо противоположны. Стоит заметить, что некоторые народы (поляки) тяготились пребыванием в составе Российской империи и неоднократно поднимали национально-освободительные восстания.

Александр II (1855 - 1881 гг.) и Александр III (1881 - 1894 г.) проводили, в общем, единую политическую линию в национальном вопросе. Ее стержнем была унификация (добровольная или насильственная) национальных регионов. Реализовывалась данная политика обычно в форме русификации.

Польша

Особенно четко это просматривается в отношении развитых народов западной окраины страны. После подавления восстания 1863 - 1864 гг. в Польше началась ускоренная насильственная русификация. Польская администрация была заменена на русскую, уволены все польские чиновники; делопроизводство, юриспруденция, преподавание в гимназиях и университете - все переведено на русский язык. Серьезным гонениям подверглось и католическое духовенство. Прошла секуляризация церковных земель, закрыто большинство монастырей и низложено несколько епископов. Униатские храмы передавались православной церкви, деятельность которой особо поощрялась. Главным носителем национально-освободительной идеи Александр II считал шляхту и поэтому в 1864 г. провел аграрную реформу, больно ударившую по ее экономическим интересам. Даже само слово «Польша» изымалось из оборота и заменялось нейтральным «Привислинский край». Важно заметить, что эти мероприятия находили поддержку и понимание в российском обществе. Популярный тогда журналист М.Н. Катков писал об отношениях России и Польши: «Оба государства никогда не были простыми соперниками, но были врагами, которые никогда не смогут существовать друг подле друга, врагами до самого конца».

Финляндия

Стремясь не допустить дальнейшего обострения национальных проблем, правительство Александра II, подавляя польское восстание, провело ряд преобразований в Финляндии. В 1863 г. был созван финский сейм, не созывавшийся в течение многих лет. Сейм установил сроки последующих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием. В учебных заведениях вводилось обучение на финском языке.

В 1860-1870-х гг. Финляндия получила свою денежную систему, имела свою таможню. Доходы ее не поступали в общеимперскую казну.

Из уроженцев Великого княжества Финляндского комплектовались финские стрелковые батальоны, находившиеся в подчинении местного генерал-губернатора. Финляндия: проблема согласования имперского и местного законодательства.

Но в 1891 принят закон об урегулировании несоответствий имперского и местного законодательств российской стороной. Начинается русификация Финляндии: первый министр-секретарь нефинского происхождения – Плеве, русский язык в делопроизводстве. Финские стрелковые батальоны расформированы, распространение на Финляндию российского закона об общей воинской повинности. В ответ — волна терроризма, убийство Бобрикова (1904) – генерал-губернатора Финляндии.

Белоруссия. Украина

В отличие от Финляндии и Польши, где правительством допускались определенные национальные послабления, в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) проводился более жесткий курс. Рассматривая украинцев и белорусов как часть русского народа, правительство не признавало их языка и культуры .

В 1850-1860-х гг. среди белорусской интеллигенции укрепилось представление о белорусах как о самостоятельном народе. Начала издаваться литература на белорусском языке. Поскольку своих высших учебных заведений белорусы не имели, они обучались в Петербурге. Именно в столице империи возникла первая организация белорусской интеллигенции - «Го­мон».

Возникшие в ряде городов Малороссии культурно-просветительские организации - громады - были обвинены в сепаратистской деятельности. Издание громадами литературы на украинском языке, изучение украинской поэзии и фольклора было воспринято правительством Александра II как стремление к обособлению. В 1863 г. министр внутренних дел П.А. Валуев издал циркуляр о приостановлении печатания на украинском языке («малороссийском наречии» по терминологии того времени) литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. К пропуску цензурой разрешались «только такие произведения на этом языке, которые принадлежат к области изящной литературы». Поводом для издания циркуляра, который появился в разгар польского восстания 1863-1864 годов, согласно версии, изложенной в самом документе, послужили «обстоятельства сугубо политические» - попытка осуществления «сепаратистских замыслов» «под предлогом распространения грамотности и просвещения». «Высочайше одобренный» циркуляр выражал точку зрения российского правительства в отношении украинского языка. Опираясь на высказываемые в прессе (напр., в киевском «Вестнике Юго-Западной России») и Киевском цензурном комитете мнения об употреблении малороссийского наречия, Валуев писал, что «большинство малороссов сами весьма основательно доказывают, что никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может, и что наречие их, употребляемое простонародьем, есть тот же русский язык, испорченный влиянием на него Польши »

В 1876 года в германском городе Бад-Эмс (нем. Bad Ems) был подписан Эмский указ Александра II. Направлен на ограничение использования и преподавания украинского языка (по терминологии того времени - «малорусского наречия») в Российской империи. Он был подписан по предложению начальника III отделения генерал-адъютанта А. Л. Потапова, получившего письмо от помощника попечителя Киевского учебного округа М. В. Юзефовича, в котором он обвинил украинских просветителей в том, что они хотят «вольной Украины в форме республики, с гетманом во главе».

Эмский указ дополнял основные положения Валуевского циркуляра 1863 года .

Если попытки интеллигенции сохранять и развивать национальную культуру не находили положительного отклика у правительства, то в социальных вопросах оно порой шло на уступки. Так, крестьяне нескольких губерний Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины были переведены на обязательный выкуп, им возвратили отрезанные от их наделов земли, снизили на 20 % барщину и оброк.

Евреи

Ещё в XVIII в. для евреев была введена «черта оседлости» — области, где им разрешено проживать. В неё входили Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Бессарабия, Черниговская и Полтавская области.

В 1860-х годах позитивные перемены произошли в отношении еврейского населения. Уходила в прошлое практика обращения евреев в православную веру как средство приобщения еврейского населения к государственной жизни. Новым веянием стало внедрение в еврейскую среду русского языка. В 1860-х гг. было разрешено проживать вне «черты оседлости» купцам первой гильдии, обладателям ученых званий. В Польше евреям разрешалось приобретать недвижимость. Как след­ствие, стала численно возрастать прослойка еврейских предпринимателей, а также представите­лей творческой интеллигенции. Однако национальной политике того периода были свойственны избирательность и противоречивость.

Так, в 1870-х гг. вновь последовал ряд ограничений евреев в правах: ограничивалось еврейс­кое представительство в городских думах; были закрыты созданные для евреев в 1844 г. государст­венные школы.

Евреев лишили права селиться вне городов и местечек даже в пределах «черты оседлости». Им запрещалось приобретать недвижимость в сельской местности. Для еврейских детей вводи­лись ограничения при поступлении в учебные заведения (число евреев в них не должно было превышать установленную норму). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности. Однако эти притеснения распространились лишь на тех евреев, кто не перешел в православную веру.

Ряд монархических изданий вели пропаганду враждебного отношения к евреям, влияя на правительственную политику.

Начало 80-х: еврейские погромы на юге России – ожесточение политики в отношении выбора евреями места проживания.

1882 – восстановление черты оседлости, евреям-ремесленникам и купцам 1-ой гильдии запрещено поселяться в Москве, процентная норма для поступления в институты.

В 1887 г. для евреев была определена норма при приеме в высшие учебные заведения – 3% в столицах, 5% — вне черты оседлости.

В поисках лучшей жизни евреи устремились в страны Западной Европы и в Америку. Власти легко отпускали их, с условием – назад не возвращаться.

В Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка.

Либеральной в целом была национальная политика в Прибалтике.

На смену насильственной христианизации народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др., проводившейся в 30-егг. XIX в., в 60-70-е гг. пришла относительно гибкая политика: приобщая эти народы к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.

Впрочем, национальная политика Александра III в целом была нацелена на принудительную русификацию национальных окраин (исключением была недавно присоединенная Средняя Азия).

России в XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

На территории Российской империи проживало более сотни различных этносов. По мере расширения государства самые малочисленные из них были поглощены более крупными народами - русскими, татарами, адыгами, латышами.

Бухарцев правильнее будет именовать этносоциальной группой, которая мигрируя из Средней Азии, расселялась преимущественно на территории Западной Сибири. Этническая составляющая бухарцев сложная: в ней обнаружены таджикские, уйгурские, узбекские, в меньшей степени казахские, каракалпакские и киргизские национальные черты. Бухарцы говорили на двух языках - персидском и чагатайском. Главная специализация этой группы - купечество, хотя встречались миссионеры, ремесленники и земледельцы.

Количество бухарцев в Сибири стало резко увеличиваться после упрощения условий принятия российского подданства. Так если в 1686 - 1687 годах в Тюменском уезде было 29 бухарских дворов, то в 1701 году их число достигло 49. Бухарцы нередко селились вместе с сибирскими татарами, постепенно с ними ассимилируясь. Возможно, это объяснялось тем, что, даже проживая на одной территории с татарами, бухарцы обладали меньшими правами.

Этнографы считают, что одному из традиционных видов ремесла - кожевенному делу сибирских татар обучили именно бухарцы. Благодаря бухарцам за Уралом появились первые учебные заведения, первая национальная библиотека, первая каменная мечеть.

Несмотря на то, что вплоть до начала XX века в Тарском уезде Тобольской губернии существовала Бухарская волость, этот этнос фактически исчез еще до распада Российской империи. Последний раз слово бухарец в национальном смысле встречается в переписи народов СССР за 1926 год. После этого бухарцами называли исключительно жителей узбекской Бухары.

Кревинги

Сегодня кревинги («Krewinni» - «русаки») с одной стороны обрусевшее, с другой ассимилированное латышами финно-угорское племя, населявшее с середины ХV до конца ХIХ века Бауский уезд Курляндской губернии в окрестностях деревни Мемельгоф. Предание сообщает, что праотцы кревингов изначально заселяли остров Эзель (сегодня самый крупный остров Моонзундского архипелага), но были выкуплены владельцем Мемельгофа и переселены в собственные земли на место погибших от чумы крестьян.

Однако историки больше доверяют версии, согласно которой в середине XV столетия немецкие рыцари по приказу ландмейстера Тевтонского ордена в Ливонии Генриха Винке во время одного из своих набегов захватили группу финно-угорского народа води и отправили под Бауск (территория нынешней Латвии). Впоследствии их потомки образовали новый этнос - кревинги. Рыцари использовали кревингов как рабочую силу для строительства укреплений защищавших Ливонию от армии Великого княжества Литовского, в частности, ими был возведен Бауский замок, сохранившийся до наших дней.

В 1846 году российский лингвист Андрей Шёгрен обнаружил недалеко от столицы Курляндии Митавы около десятка кревингов, которые еще сохранили смутные знания о своих предках и языке - так называемом кревингском диалекте, в настоящее время вымершем. К началу XX века кревинги фактически слились с латышами, отличаясь от них только традиционным костюмом.

Саянские самодийцы

Если одна часть самодийских народов, например, ненцы, нганасаны, селькупы, все еще проживает на территории Сибири - в Ненецком автономном округе, Тюменской области, на Таймыре и в Красноярском крае, то другая уже канула в Лету. Речь идет о саянских самодийцах, когда-то населявших горную тайгу Саян (в пределах южной части современного Красноярского края) и говоривших, согласно лингвистуЕвгению Хелимскому, на двух не связанных друг с другом диалектах.

Первым саянских самодийцев обнаружил шведский офицер и географ Филипп Иоганн фон Страленберг, о чем сообщил в 1730 году в своей книге «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии»; позднее этот народ изучали немецкий естествоиспытатель Пётр Паллас и российский историк Герхард Миллер. К началу XX века практические все саянские самодийцы были ассимилированы хакасами, отчасти - тувинцами, западными бурятами и русскими.

Тептяри

Историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто такие тептяри. Одни называют их беглыми татарами, которые не захотели подчиниться Ивану Грозному после взятия Казани, другие считают их представителями разных национальностей - татар, чувашей, башкир, марийцев, русских, превратившихся в отдельное сословие.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в XIX столетии писал, что «тептяри - это народность, живущая среди башкир в количестве 117 тысяч душ, которая образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами».

В 1790 году тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, из которого сформировали тептярские полки. Позднее они были переведены в подчинение Оренбургского военного губернатора. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк участвовал в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова. После установления власти большевиков тептяри потеряли свое право на национальное самоопределение.

Тубинцы

В российской историографии племя тубинцев, входившее в состав адыгских народностей, известно с XVIII века. Царский генерал Иван Бларамберг в своем «Историческом, топографическом, статистическом, этнографическом и военном описании Кавказа» сообщал: «Тубинцы являются одним из обособленных обществ абедзехского племени и говорят на том же диалекте черкесского языка. Они дерзки и занимают наиболее высокогорные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша, вплоть до снеговых вершин, южные склоны снеговых гор». К концу Кавказских войн тубинцы были ассимилированы другими горскими народами.

Туралинцы

По мнению многих исследователей Сибири, в частности Герхарда Миллера, туралинцами назывались сибирские татары, оседло проживавшие на территориях между реками Иртыш и Тобол. Это была особая народность тюрко-татарского племени, по обычаям схожая с казанскими татарами, имеющая некоторую примесь монголоидных черт.

Впервые с туралинцами встретился Ермак, разрушивший их поселения Епанчин и Чинги-Туру и подчинивший это племя русской короне. Туралинцы занимались преимущественно земледелием, скотоводством и рыболовством, в незначительной степени охотой и торговлей. К началу XVIII века подавляющее большинство туралинцев приняли православие и вскоре обрусели.

Вашему вниманию предлагается отрывок из статьи Я.Е.Водарского и В.М. Кабузана “Территория и население России в XV-XVIII вв.”, посвящённый этническому и конфессиональному составу населения Российской империи в 18 веке. Статья опубликована в сборнике “Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории”.

В XVIII веке этнический и конфессиональный состав населения России претерпел весьма существенные изменения. Этому, в первую очередь, способствовало расширение границ страны, включение в ее пределы больших территорий с пестрым национальным составом (Литва, Белоруссия, Прибалтика, Правобережная Украина, Крым).

Однако и в неизменных рубежах 1720-х годов численность и главное – удельный вес проживающих там народов не остались неизменными. Внутренние миграции, приток переселенцев из-за рубежа и за рубеж, различные показатели естественного прироста и, наконец, ассимиляционные процессы способствовали этому. Изменения в конфессиональном составе обуславливались не только присоединением к России новых земель, но и массовой христианизацией народов Поволжья и Приуралья в 40-50-е и Сибири в 80-90-е годы XVIII в.

Таблица № 1 наглядно демонстрирует изменения в численности и удельном весе основных народов империи в XVIII веке.

Таблица № 1.
Численность и этнический состав населения Российской империи по данным I (1719 г.) и V (1795 г.) ревизий

Основным этносом страны были русские. Их удельный вес с 1719 по 1795 год понизился с 70,7 до 48,9%, а в границах 1720-х годов – с 70,7 до 68,5%. Это явление было вызвано, в основном, пониженным уровнем естественного прироста в центральных великороссийских регионах.

В XVIII веке роль русских в деле заселения окраин была исключительно высока. Доля русских в населении страны несколько понижается и в основных регионах их коренного обитания (в Центрально-Промышленном – с 97,7 до 96,2%, в Северном – с 92,0 до 91,3%, в Центрально-Земледельческом – с 90,6% до 87,4%, в Северном Приуралье – с 90,8% до 84,0%) Это были либо регионы, куда интенсивно мигрировали другие народы (украинцы – в Черноземный центр, народы Поволжья – в Северное Приуралье), либо территории значительного выселения русских (Северное Приуралье).

В окраинной Новороссии доля русских понизилась с 90,6% до 19,1%, так как она быстро заселялась украинцами с 1730-х годов.

Зато во многих других окраинных регионах картина оказалась иной. В Нижнем Поволжье удельный вес русских повысился с 12,6 до 70,7%, и оно превращается в русскую этническую территорию.

И это – несмотря на приток сюда немецких колонистов в 60-е годы. Сходная ситуация отмечалась и на соседнем Северном Кавказе (без его горной части), где доля русских увеличилась с 3,4 до 53,1%. В Южном Приуралье русских было в 1719 году всего 15,2% (и здесь абсолютно доминировали башкиры). А в 1795 году их оказалось 40,8%, хотя в заселении региона активное участие приняли татары, мордва и чуваши соседнего Среднего Поволжья. На Левобережной Украине доля русских повысилась с 2,3 до 5,2%, хотя значительного переселения сюда русских из центральных губерний не отмечалось.

Среди русских преобладали коренные жители Слободской Украины (проживавшие здесь еще до прибытия сюда украинцев), а также старообрядцы, заселившие север Черниговщины. В Сибири удельный вес русских повысился с 66,9 до 69,3% преимущественно за счет миграционного движения (притока не только вольных мигрантов, но и ссыльных). В остальных регионах (Прибалтика, Правобережная Украина, Литва) русских было немного. Иными словами, в XVIII веке, благодаря миграции, в границах империи значительно расширилась русская этническая территория. Удельный вес украинцев в России с 1719 по 1795 год вырос с 12,9 до 19,8%, а в границах 1719 года – до 16,1%.

Это было обусловлено, в первую очередь, включением в состав империи Правобережной Украины (региона, где доля украинцев приближалась к 90%), а также высоким естественным приростом в Новороссии и Слободской Украине.

Украинцы быстро заселили новые земли в границах империи. В начале века они компактно проживали лишь на Левобережной Украине (95,9%), в Земледельческом Центре (8,5%), Новороссии (9,4%). Украинцы заселяют Новороссию, их доля здесь повышается до 52,2%. Они приступают к освоению Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, составив тут в 1795 году соответственно 18,3 и 7,2%; но они не стали здесь преобладающим этническим компонентом. А в целом в XVIII веке украинская этническая территория в России значительно расширяется за счет Новороссии и отдельных районов Северного Кавказа и Земледельческого Центра.

Особое место занимали белорусы. В 1719 году в тогдашних границах России они достигали 2,4% жителей империи, а в 1795 году на той же территории – 2,3%.

Они размещались в Смоленской губернии (61,5%), на Левобережной Украине (1,9%) и в Нечерноземном Центре (1,2%). Основные же территории, заселенные белорусами, вошли в состав империи в 1772-1795 годы по трем разделам Речи Посполитой. В конце столетия белорусские земли объединяются в тогдашних границах России, и их доля в населении империи повышается до 8,3%, а в Белорусско-Литовском регионе достигает 62,4%.

Немцы в начале XVIII века в заметном количестве проживали только в Прибалтике (6,1% ее населения), составляя в стране лишь 0,2% общего числа всех жителей. Однако с 1760-х годов немецкие переселенцы появляется во многих регионах страны. В 60-е года они поселяются в Нижнем Поволжье и к 1795 году достигают уже 3,8% всех его жителей. Начинается заселение немцами Новороссии (в 1795 году 0,3% ее населения). Во всей империи их удельный вес в 1795 году повысился до 0,6%, а в рубежах 1720-х годов – до 0,3%.

В 1719 году в империи практически не было поляков, в 1795 году составивших уже 6,2% ее населения.

Их доля достигала на Правобережной Украине 7,8%, в Белоруссии и Литве – 5,4%.
Татары размещались во многих регионах России. Их удельный вес в XVIII столетии фактически не изменился (1,9% населения), а в рубежах начала века даже повысился с 1,9 до 2,1%. Это было обусловлено более высоким уровнем естественного прироста, а также ассимиляцией ими некоторого числа других народов региона.

В начале XVIII в татары размещались в основном в Среднем Поволжье (13,4%), Южном Приуралье (13,3%) и Сибири (5,8%).

Благодаря миграциям, к концу столетия возрастает их доля в Нижнем Поволжье (в 1795 году – 4,4%), Южном Приуралье (14,4%), Северном Приуралье (2%) и Северном Кавказе (21,2%). В Среднем Поволжье, откуда много татар мигрировало в соседние регионы, их удельный вес понижается с 13,4 до 12,3%. В Новороссии в 1795 году татары составляли 10,3% всех жителей. Они размещались в Таврической губернии.

Удельный вес чувашей в стране с I по V ревизию снизился с 1,4 до 0,9%, а в рубежах начала XVIII века – с 1,4 до 1,2%.

В 1720-х годах они проживали только в Среднем Поволжье (13,8%) и в очень небольшом числе – в Южном Приуралье (0,03%). В основном они размещались на территории будущих Казанской (23,3%) и Симбирской (12,9%) губерний. Отсюда они интенсивно переселяются в Южное Приуралье и к концу века достигают 5,2% населения этого региона. В Среднем же Поволжье с 1719 по 1795 год их удельный вес снизился с 13,8 до 12,7%. Это было вызвано не только миграцией отсюда больших групп чувашей, но и их ассимиляцией татарами в основном в 40-50-е годы. Тогда ряд чувашей, не пожелавших принять православие, перешли в магометанство и слились с татарами.

Мордва в начале XVIII века проживала в трех регионах: Среднем Поволжье (4,9% всего населения), Промышленном Центре (0,4%) и Земледельческом Центре (0,3%). В целом в империи удельный вес мордвы достигал 0,7% всего населения. К 1795 году доля мордвы в стране повысилась до 0,8%, а в границах 20-х годов – до 1,2%. Их процент увеличивается во всех регионах: Центрально-Промышленном – с 0,4 до 0,7%, Центрально-Земледельческом – с 0,3 до 0,5%, а в Среднем Поволжье – с 4,9 до 7,3%.

В целом, в XVIII столетии существенно изменяются и численность, и доля, и ареалы расселения народов России.

Главными факторами, оказавшими решающее влияние на ход этого процесса, были различный уровень естественного прироста и далеко не одинаковое участие в миграционном движении. Именно в XVIII веке сильно расширяются русская, украинская и татарская этнические территории. К сожалению, значительная часть сформировавшейся в этом столетии русской этнической территории позже, в ходе распада СССР, оказалась вне границ России (в Новороссии, Южной Сибири и т. д.).

В конфессиональном составе населения Российской империи и России в ее нынешних рубежах и XVIII веке произошли не менее значительные изменения (см. таблицу № 2).

Таблица 2. Конфессиональный состав населения в границах Российской империи и современной России в XVIII веке по результатам ревизского и церковного учёта

В границах всей империи с I по V ревизию, в основном благодаря присоединению новых территорий, понижается удельный вес православных (с 84,5 до 72,0% всех жителей) и магометан (с 6,5 до 5,0%). Очень сильно, но уже в связи с массовым крещением, падает доля язычников (с 4,9 до 0,8%). И одновременно с этим повышается процент протестантов (с 4,1 до 5,5%) и появляются представители новых конфессий: иудаисты (в 1795 году – 2,3%), римско- католики (10,6%), армяно-григориане (0,1%) и униаты (3,7%).

Россия превращается в страну с пестрым, многоконфессиональным составом.

Однако православные остаются абсолютно преобладающими в империи, даже на рубеже XIX века они достигали 72% (30,9 млн. чел.) всех жителей страны. В начале XVIII века православными были русские, украинцы и большая часть белорусов, а также ряд старо-крещеных этносов северных регионов (карелы, коми, ижора и т.д.). В рубежах империи проживало около 80% всех православных мира.

К концу XVIII века в православие пришли многие народы Поволжья и Приуралья (мордва, марийцы, чуваши, удмурты). Благодаря миграциям в стране появляется значительная протестантская – в основном немецкая община.

В неизменных рубежах начала XVIII века в России растет удельный вес православных (с 85,4% в 1719 году до 89,6% в 1795-м), почти не изменяется доля протестантов (1719 г. – 1,2%, 1795 г. – 1,1%) и магометан (1719 г. – 7,6%, 1795 г. – 7,8%) и резко снижается у язычников (1719 г. – 5,8%, 1795 г. – 1,5%).

Дело в том, что в 1740-1760-е годы в России успешно осуществляется крещение языческого населения Поволжья и Приуралья (мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов). Этот процесс мало затронул магометан – татар, и совсем не коснулся башкир.

Массовое крещение начало производиться после того, как в 1738 году казанским епископом был назначен отличавшийся необычайной ревностью к вере Лука Конашевич.

Он создает в 1740 году при Свияжском Богородицком монастыре «Контору новокрещенных дел», которая и приступает к обращению в православие местного населения.

Если в 20-е годы в четырех губерниях, где осуществлялось крещение, было обращено в православие 3,2% всех иноверцев (13,5 тыс.), то в 1745 году – 16,4% (79,1 тыс. душ мужского пола) и в 1762 году – 44, 8% (246,0 тыс. душ мужского пола). Процесс этот затронул, в первую очередь, Казанскую губернию (I ревизия – 4,7%, III – 67,2%).

В Нижегородской, Воронежской и особенно Оренбургской губерниях число крещенных было относительно невелико. Именно поэтому абсолютное число язычников в России составило в 1719 году 794 тыс. чел., обоего пола, а в 1762-м – только 369 тыс. чел.

В Сибири к массовому крещению приступили лишь в 1780-е годы. Здесь в 90-е годы в Тобольской губернии православные составляли 49%, магометане – 31%, а язычники – 20% всего населения. А в Иркутской губернии было крещено к этому времени лишь 18,9% (около 40 тыс.) всех «инородцев». Якуты, часть бурятов и других народов Сибири были крещены уже в начале XIX в.

Таким образом, в XVIII веке в России значительно расширяется территория абсолютного преобладания православного населения. По своим масштабам христианизацию народов Поволжья можно сравнить только с возвращением в православие униатов Украины и Белоруссии в 1839 году и в Царстве Польском – в 1875 году.