Черняховский латинский язык и основы медицинской терминологии. Латинский язык и основы медицинской терминологии

А) основная литература

1. М.Н. Чернявский Латинский язык и основы медицинской терминологии. Издание четвертое, стереотипное. М., «Шико», 2011. Допущено Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.

Б) дополнительная литература

1. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Указания по латинскому языку для самостоятельной работы. СПб, СПбГМУ, 2008.

2. Введение в античную культуру. Указания к элективному курсу, ч. 1, СПб, СПбГМУ, 1998.

3. Основы медицинской терминологии. Рецептура. Указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов I курса. СПб, СПбГМУ, 2008.

4. Латинский язык и основы анатомической терминологии. Указания к практическим занятиям по латинскому языку для студентов I курса стоматологического факультета. СПб, СПбГМУ, 2009.

5. Регистр лекарственных средств России. Энциклопедия лекарств. ООО

«РЛС – 2004».

6. Энциклопедический словарь медицинских терминов /под ред. акад. В.И. Покровского/. Москва, «Медицина», 2001.

7. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения. Учебное пособие /под ред. Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой/. СПб, Специальная литература, 1999.

8. Арнаудов Г. Медицинская терминология на пяти языках. София: Медицина и физкультура, 1978.

ФОРМЫ И МЕТОДИКА ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Успешное формирование знаний и умений зависит от систематического контроля успеваемости.

Основные формы текущего контроля - проверка заданий, выполненных самостоятельно в аудитории и дома, устный (ответы на вопросы) или письменный контроль (в виде теста).

Форма итогового контроля – зачет.

ТЕСТ 1. Правила чтения и ударение.

ТЕСТ 2. Имя существительное. Несогласованное определение. Именительный падеж множественного числа.

ТЕСТ 3. Имя прилагательное. Согласованное определение. Именительный падеж множественного числа.

ТЕСТ 4. Способы образования клинических терминов. ТЕСТ 5. Латинская часть рецепта.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ.

1. Краткий очерк истории латинского языка

2. Краткий очерк создания греко-латинской медицинской терминологии.

3. Латинский алфавит. Характеристика гласных и их сочетаний, произношение буквосочетаний согласных.

4. Основное правило латинского ударения. Правила долготы и краткости.

5. Имя существительное. Грамматические категории. Словарная форма.

6. Характеристика 1 склонения существительных.

7. Характеристика 2 склонения существительных.

8. Характеристика 3 склонения существительных.

9. Характеристика 4 склонения существительных.

10. Характеристика 5 склонения существительных.

11. Имя прилагательное. Грамматические категории. Словарная форма.

12. Прилагательные 1 группы.

13. Прилагательные 2 группы.

14. Клиническая терминология. Способы образования терминов.

15. Клиническая терминология. Греческие частотные суффиксы.

16. Фармацевтическая терминология. Наименования лекарственных средств.

17. Структура фармацевтического термина.

18. Химические элементы, названия кислот и оксидов.

19. Образование солей.

20. Латинская часть рецепта. Винительный падеж в рецептах.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ В ВИДЕ ТЕСТА

1.УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

1.processus 2.cranium 3.amoeba 4.angulus 5.apertura 6.canalis 7.philosophus

А. ударение на 2 слоге, т.к. в нем долгий суффикс

Б. ударение на 3 слоге, т.к. во 2 слоге краткий суффикс В. ударение на 2 слоге, т.к. гласная стоит перед двумя согласными Г. ударение на 2 слоге, т.к. стоит знак долготы Д. ударение на 3 слоге, т.к. гласная стоит перед гласной

Е. ударение на 2 слоге, т.к. он содержит монофтонг (дифтонг)

Ж. ударение на 3 слоге, т.к. гласная стоит перед греческим диграфом З. ударение на 3 слоге, т.к. во 2 слоге стоит знак краткости

2.ДОПОЛНИТЕ СЛОВАРНУЮ ФОРМУ:

3.eminentia, 4.nodus, 2, 5.tractus, 4, 6.gelu,

3. ДОПИШИТЕ ПРИСТАВКИ:

1.сращение пальцев-…dactylia

2.отсутствие памяти-…mnesia

3.недостаточное желчеобразование -…cholia

4.повышенная чувствительность- …aesthesia

2.Добавьте недостающие ТЭ:

1.разрушение крови-haemo…

2.мочеотделение с гноем-py…

3.пластическая операция носа-rhino…

4.уплотнение легкого-…osclerosis

Год выпуска: 2007

Жанр: Латинский язык

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: В условиях глубоких перемен и трудностей, которые переживают в начале XXI в. российское здравоохранение, медицинская наука и высшее медицинское образование, нельзя допустить снижения профессионально-культурного уровня новых поколений врачей. Свою скромную стабилизирующую роль в этом смысле призван сыграть и настоящий учебник.
Формирование профессионального языка - существенный фактор подготовки врача. Основы профессионального языка образуют системы терминов, или терминосистемы.
Автор исходит из убеждения, подкрепленного несколькими десятилетиями преподавательской деятельности и тесными контактами с представителями фундаментальных и клинических наук, что профессионально ориентированная дисциплина «Латинский язык и медицинская терминология» является неотъемлемым элементом обучения любой медицинской специальности. Усвоение этой дисциплины в рамках базового медицинского образования на I курсе способствует подготовке студентов второго и третьего уровней высшего образования и в конечном итоге формированию терминологически грамотного врача, его профессиональной языковой культуры.
В учебнике «Латинский язык и основы медицинской терминологии» наиболее полное и последовательное выражение нашли научные и методические принципы, которые автор на протяжении многих лет пропагандировал и внедрял в процесс обучения. Эти принципы получили одобрение и поддержку у преподавателей латинского языка медицинских вузов Российской Федерации и за ее пределами. В учебнике нашли отражение некоторые идеи и научные обобщения, которые возникли в новой теоретико-прикладной области современного языкознания - терминоведении. В ней разрабатывается теория образования, функционирования и упорядочения естественно сложившихся терминологий, формирования терминосистем. Терминоведение оперирует такими понятиями, как «термин», «дефиниция», «терминология и номенклатура», «терминообразование», «терминосистема», «терминоэлемент», «терминологический словарь», «терминологический стандарт» и др.
Настоящий учебник имеет четкую терминоведческую направленность. Преподавание элементов латинской грамматики последовательно ориентировано на преподавание основ медицинской терминологии. Студенты обучаются тем знаниям-умениям, которые необходимы главным образом для номинации - обозначения латинскими терминами специальных понятий в различных дисциплинах медико-биологического и медицинского характера.
Логико-дидактическая структура учебника базируется на системно-терминологическом принципе обучения. Как известно, в рамках всей медицинской терминологии, рассматриваемой как «система систем», ведущими подсистемами являются следующие: 1) терминология морфологических дисциплин - анатомии и гистологии; 2) терминология комплекса патологической анатомии, патологической физиологии и клинических дисциплин; 3) фармацевтическая терминология с номенклатурой лекарственных средств.
Содержание учебника распределено по трем самостоятельным разделам, каждый из которых посвящен одной терминосистеме. Поскольку каждая из указанных подсистем имеет характерные особенности: языково-генетические, структурные, словообразовательные, семантические, - организация обучения по отдельным терминосистемам значительно эффективнее, чем смешанное их изучение. Принцип системно-терминологического преподавания полностью себя оправдал. Он обеспечивает прочную мотивационную базу для учебно-познавательной деятельности студентов.
В практике преподавания полностью оправдала себя и та последовательность разделов, которая принята в учебнике. Клиническая терминология в понятийном и материальном плане органично связана с терминологией морфологических дисциплин. Третий раздел в значительной степени специфичен в грамматическом, лексическом и словообразовательном отношениях. Поэтому он вполне автономен и замыкает собой курс преподавания.
Структурная единица учебника - занятие. Оно строится по однотипной схеме и, как правило, включает следующее: содержание очередной новой темы; задание «Для самостоятельной работы» в аудитории с целью определения исходного уровня знаний по предшествующей теме и его коррекции; объяснение нового грамматического или терминологического материала; задание «Для самоконтроля», в котором путем подстановки пропущенных слов, играющих стержневую роль в усвоении определенных понятий, правил и т. п., студент не просто контролирует себя, а более активно овладевает новым материалом; упражнения и лексический минимум. В структуре некоторых занятий имеются контрольные вопросы для уточнения и систематизации знаний-умений.
Наиболее важные теоретические положения обозначаются аббревиатурой NB! (Nota bene!) - Заметь хорошо! (Обрати внимание!).
Материал упражнений и лексический минимум, как правило, разделены на две части. Первая, основная, под индексом А, включает наиболее частотные или тематически значимые термины и предназначена для обязательной проработки студентами всех профилей. Вторая, под индексом Б, содержит факультативный материал для всех профилей. Под индексом С представлен материал, интересный прежде всего и в основном для студентов стоматологических факультетов. По усмотрению преподавателя могут быть перемещены некоторые конкретные элементы упражнений и лексического минимума.
В данном издании для закрепления минимума лексических единиц и терминоэлементов больше внимания уделено их повторяемости в упражнениях на последующих занятиях.
Лексический минимум, представленный в учебнике в объеме около 900 единиц (слова и терминоэлементы), предназначен для прочного запоминания на уровне долговременной памяти. При его отборе учитывался ряд принципов, в первую очередь частотность применения, тематическая важность и словообразовательная валентность (участие в образовании производных слов).
Лексический минимум и соответственно упражнения составлены с учетом тех уточнений и изменений, которые были внесены за последние годы в новейшие издания Международной анатомической и гистологической терминологии, а также в учебники по общей патологии, патанатомии, патофизиологии и др.
Впервые в учебнике такого рода практическому курсу предшествует вступительная лекция, в которой кратко изложены история профессионального языка врача и некоторые ключевые понятия теории терминологии. Также впервые включены краткие сведения о греческом языке и принципах латинской транскрипции греческих слов; Сводный список-минимум «общих основ» для МНН и частотных отрезков с их значением в названиях лекарственных средств; учебный понятийно-терминоэлементный словарь; «Клятва Гиппократа» в латинском и русском переводах с подробными лексико-грамматическими пояснениями; развернутый перечень учебных вопросов по истории и теории медицинской терминологии; образцы практических заданий для подготовки к экзаменам. Достаточно широко представлены латинские афоризмы, специальные выражения, пословицы и их переводы на русский язык.
Автор выражает сердечную благодарность Ю.И. Городковой за неоценимую помощь в подготовке рукописи учебника к печати.

3-е изд., испр., и доп. - М.: 2007. - 448 с.

В 3-е издание внесены незначительные редакционные изменения, уточнения и добавления. Все основные научные и методически принципиальные новшества и установки 2-го издания, необходимые для базовой терминологической подготовки будущих врачей любой специальности, полностью сохранены. Впервые в учебнике даны сведения о Программе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по разработке системы Международных непатентованных наименований лекарственных веществ (МНН) и представлен "Алфавитный сводный список-минимум "Общих основ" для МНН и частотных отрезков с их значением. Логико-дидактическая структура базируется на обучении по трем ведущим подсистемам медицинской терминологии: анатомо-гистологической, клинической и фармацевтической. Практическому курсу предшествует вводная лекция, посвященная истории и специфике профессионального языка врача. В учебник включены краткие сведения о греческом языке, понятийно-терминоэлементный словарь, "Клятва Гиппократа" в латинском и русском переводах, латинские афоризмы, пословицы.

Формат: pdf

Размер: 5,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 7
Вступительная лекция к курсу практических занятий 11
I. Из истории профессионального языка врача 13
1.1. Письменные памятники древневосточной медицины 14
1.2. О греческом языке. Формирование профессионального языка древнегреческой медицины 15
1.3. Из истории латинского языка. Древнеримские медицинские сочинения (I в. до н.э. - II в. н.э.) на латинском и греческом языках 20
1.4. Роль греческого, латинского и арабского языков в истории позднеантичной, средневековой медицины Византии и Западной Европы 25
1.5. Совершенствование профессионального языка врача в эпоху Возрождения (эпоха Ренессанса) 28
1.6. Роль латыни и национальных языков в истории медицины XVII-XVIII вв 30
1.7. Вклад классических языков в формирование профессионального языка русской медицины 31
1.8. Основные языковые источники современной русской медицинской терминологии 35
II. О некоторых теоретических вопросах терминологии 39
II. 1. Термин и терминология 40
II.2. Специальное, научное понятие. Дефиниция 40
II.З. Система понятий и терминосистема 42
II.4. Судьба значения и звукового комплекса (формы) термина в связи с развитием научных знаний 43
III. Основы медицинской терминологии 46
III. 1. Медицинская терминология - система систем 46
III.2. Анатомическая и гистологическая номенклатуры 48
III.3. Комплекс патологоанатомической, патологофизиологической и клинической субтсрминосистсм 50
III.4. Фармацевтическая терминология 51
IV. Общекультурнос (гуманитарное) значение латинского языка 52
Список условных сокращений 55
РАЗДЕЛ I
ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ. ФОНЕТИКА. НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКОЙ ГРАММАТИКИ АНАТОМО-ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Занятие 1 (§ 1-10) 58
Тема. Алфавит. Фонетика. Чтение гласных. Особенности чтения согласных 58
Занятие 2 (§ 11-17) 70
Тема. Ударение 71
Занятие 3(§ 18-30) 79
Тема. Грамматика: элементы морфологии имени существительного. Грамматические категории. Словоизменение - система склонений. Понятие о словарной форме. Общее правило определения рода Структура анатомических терминов. Синтаксис именного словосочетания: управление - вид подчинительной связи. Несогласованное определение 79
Занятие 4 (§ 31-42) 95
Тема. Имя прилагательное. Грамматические категории. Склонение. Словарная форма. Две группы прилагательных. Синтаксис именного словосочетания: согласование - вид подчинительной связи. Согласованное определение 95
Занятие 5 (§ 43-48) 106
Тема. О степенях сравнения прилагательных. Сравнительная степень: образование и склонение 108
Занятие 6 (§49-63) 113
Тема. Превосходная степень прилагательных. Степени сравнения, образованные от разных основ. Обобщение сведений о прилагательных.
Субстантивация. Предварительные сведения о приставках. О сложных прилагательных 114
Занятие 7 (§64, §65) 123
Тема. Самоподготовка к контрольной работе по материалам занятий 1-6 123
Занятие 8 (§66-76) 126
Тема. Имя существительное (продолжение). III склонение существительных. Грамматические признаки мужского рода и характер основ. Наименования мышц по их функции 126
Занятие 9 (§77-83) 135
Тема. Существительные женского рода III склонения. Грамматические признаки женского рода и характер основ 135
Занятие 10(§ 8Ф-88) 142
Тема. Существительные среднего рода III склонения. Грамматические признаки среднего рода и характер основ 143
Занятие И (§ 89, § 90) 146
Тема. Самоподготовка к контрольной работе на материале существительных мужского, женского и среднего родов III склонения 146
Занятие 12 (§91-99) 148
Тема. Именительный падеж множественного числа (Nominativus pluralis) существительных I, II, III, IV, V склонений и прилагательных... 148
Занятие 13(§ 100-105) 155
Тема. Родительный падеж множественного числа (Genetivus pluralis) существительных I, II, III, IV, V склонений и прилагательных 156
Занятие 14 (§ 106-108) 161
Тема. Самоподготовка к итоговой контрольной работе по I разделу курса на материале анатомо-гистологической терминологии. Сводная таблица основных грамматических сведений, включенных в I раздел учебника 161
РАЗДЕЛ II
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Занятие 15 (§ 109-115) 169
Тема. Некоторые общие понятия терминологического словообразования: состав слова - морфема -> словообразовательная структура - производящая (мотивирующая) и производная (мотивированная) основы - терминоэлемент (ТЭ) - членимость слов - способы словообразования. Суффиксация в терминологическом словообразова¬нии. Частотные латинские и латинизированные греческие суффиксы 169
Занятие 16 (§ 116-128) 187
Тема. Осново(слово)сложение. Производные - сложные слова. Свободные и связанные ТЭ. Греко-латинские дублеты и одиночные ТЭ. Некоторые особенности основосложения. Формально-языковые ти¬пы клинических терминов. ТЭ в структуре слов. Греко-латинские дублетные обозначения и одиночные ТЭ (таблицы) 188
Занятие 17 (§ 129-134) 207
Тема. Словообразование (продолжение). Суффиксы -osis, -iasis, -itis, -oma, ismus в клинической терминологии. Сложносокращенные слова.
Греко-латинские дублеты и одиночные ТЭ (таблицы) 207
Занятие 18(§ 135-138) 217
Тема. Словообразование (продолжение). Префиксация. Префиксально-суффиксальные производные. Частотные латинские и греческие приставки 217
Занятия 19-20 (§ 139-142) 229

Греко-латинские дублетные обозначения тканей, органов, секретов, выделений, пола, возраста (таблицы) 233
Занятие 21 (§ 143-145) ". 241
Тема. Словообразование в клинической терминологии (продолжение).
Одиночные ТЭ, обозначающие различные физические свойства, качества, отношения и другие признаки (таблица) 244
Занятие 22 (§ 146, § 147) 249
Тема. Самоподготовка к контрольной работе по II разделу курса на материале словообразования в клинической терминологии 249
РАЗДЕЛ III
ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКОЙ ГРАММАТИКИ В СВЯЗИ С РЕЦЕПТУРОЙ. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И РЕЦЕПТ
Занятие 23 (§ 148-154) 257
Тема. Общее представление о фармацевтической терминологии. Номенклатура лекарственных средств: наименования лекарственных веществ и торговые названия препаратов. О международных непантентованных наименованиях лекарственных веществ (МНН).
Главные принципы составления МНН 257
Занятие 24 (§ 155-161) 267
Тема. Торговые названия препаратов (продолжение). Краткие сведения о лекарственных формах 267
Занятие 25 (§ 162-172) 277
Тема. Глагол (vcrbum). Грамматические категории. Представление о характере основ и о четырех спряжениях. Повелительное наклонение
(imperativus). Сослагательное наклонение (conjunctivus) 278
Занятие 26 (§ 173-186) 288
Тема. Винительный падеж и аблятив. Предлоги. Рецепт. Структура рецепта. Основные правила оформления рецептурной строки и латинской части рецепта 289
Занятие27(§ 187-194) 306
Тема. Химическая номенклатура на латинском языке. Названия химических элементов, кислот, оксидов, гидроксидов 307
Занятие 28 (§ 195-201) 315
Тема. Названия солей 316
Занятие 29 (§ 202-207) 323
Тема. Важнейшие рецептурные сокращения. Частотные отрезки с химическим значением (продолжение) 324
Занятие 30 (§208) 331
Тема. Самоподготовка к контрольной работе по III разделу курса на материале рецептуры и фармацевтической терминологии 331
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Занятие 31 (§ 209-214) 336
Тема. Числительные. Наречия. Местоимения 336
Занятие 32 (§215-218) 341
Тема. Настоящее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов 341
§ 218. Студенческий гимн "Gaudeamus" 343
Занятия 33-34(§219-223) 345
Тема. Причастия (participia). Причастие настоящего времени действительного залога (participium praescntis activi). Причастие прошедшего времени страдательного залога (participium pcrfecti passivi) 345
§ 224. Краткие сведения о греческом языке 350
§ 225. Гиппократова клятва 354
Перечень учебных вопросов по истории и теории медицинской терминологии на основе материала вступительной лекции и трех разделов учебника (для подготовки к экзамену) 359
Рубежный и конечный контроль 359
Экзаменационные вопросы 359
Образцы практических заданий для подготовки к экзаменам 362
Латинские афоризмы, специальные выражения, пословицы 370
Справочный материал 388
Алфавитный сводный список-минимум "общих основ" для МНН и частотных отрезков с их значением 388
Понятийно-терминоэлементный словарь (от значения к ТЭ) 391
Латинско-русский словарь 397
Русско-латинский словарь 428

В условиях глубоких перемен и трудностей, которые переживают в начале XXI в. российское здравоохранение, медицинская наука и высшее медицинское образование, нельзя допустить снижения профессионально-культурного уровня новых поколений врачей. Свою скромную стабилизирующую роль в этом смысле призван сыграть и настоящий учебник.
Формирование профессионального языка - существенный фактор подготовки врача. Основы профессионального языка образуют системы терминов, или терминосистемы.
Автор исходит из убеждения, подкрепленного несколькими десятилетиями преподавательской деятельности и тесными контактами с представителями фундаментальных и клинических наук, что профессионально ориентированная дисциплина "Латинский язык и медицинская терминология" является неотъемлемым элементом обучения любой медицинской специальности. Усвоение этой дисциплины в рамках базового медицинского образования на I курсе способствует подготовке студентов второго и третьего уровней высшего образования и в конечном итоге формированию терминологически грамотного врача, его профессиональной языковой культуры.