Методы научных исследований наблюдение опрос тестирование. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тесты

Методы исследования: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование

Под наблюдением подразумевают пря­мую регистрацию событий очевидцем.

В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения - непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других - пользуемся данными наблюдений иных лиц.

В ряде других наук, например в экономической статистике, или демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру (визуальное наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по до­мам).

Наблюдение имеет рад особенностей:

(а) оно подчинено ясной исследовательс­кой цели и четко сформулированным задачам;

(б) на­блюдение планируется по заранее обдуманной процеду­ре;

(в) все данные наблюдения фиксируются в протоко­лах или дневниках по определенной системе;

(г) инфор­мация, полученная путем наблюдения, должна подда­ваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдений производится по раз­личным основаниям.

По степени формализованности выделяют неконтро­лируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) на­блюдения. В первом исследователь пользуется лишь об­щим принципиальным планом, во втором - регистри­рует события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя различа­ют соучаствующее (или включенное) и простое наблю­дения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои дей­ствия. Одна из модификаций включенного наблюде­ния - так называемое стимулирующее или "наблюдаю­щее участие", в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, что­бы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуа­ции "непросматриваемые".

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабо­раторные (в экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из от­ветов на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".

Наблюдение как метод получения первичной информации имеет свои достоинства :

Объективность,

Простота,

Относительная дешевизна,

Исключений искажений результатов в отсутствие контактов исследователя с объектом.

недостатки :

Не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов наблюдения,



Сложность правильного подбора средств и приемов наблюдения в конкретных случаях.

опрос

Опросы - выяснение позиций, непосредственного мнения опрашиваемых (респондентов) по какому-либо вопросу. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы

(Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассис­тентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов» суждений; особо выделяют­ся интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами суще­ственно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные ин­тервью - это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью умест­ны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение» детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Независимо от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным ("клиническим", т. е. глубо­ким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опраши­ваемого. Цель клинического интервью - получить све­дения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информа­цию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реа­гирует на отдельные компоненты информации (из мас­совой печати, лекции и т. п.). Причем текст информа­ции предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что вовсе не осталось в памяти . Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения бесе­ды принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".

Нарративное интервью - направляемый интер­вьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу..

Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые - это планируемая беседа, в процессе которой иссле­дователь стремится вызвать дискуссию в группе. Ме­тодика телевизионных встреч В. Познера напоминает данную процедуру. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техни­ки квазиинтервью в "фокус-группах". По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (напри­мер, переход к рыночной экономике или качества не­которого товара в прикладных исследованиях рын­ка).

Телефонные интервью применяют для быстрого зондажа мнений .

Опрос по анкете предполагает жестко фиксиро­ванный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируют­ся опрашиваемым либо наедине с самим собой (заоч­ный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой оп­рос).

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты выс­казываются в свободной форме. В закрытом опрос­ном листе все варианты ответов заранее преду­смотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс-опрос, применя­ется в обследованиях общественного мнения и содер­жит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых; Та­кие анкеты напоминают листы всенародных референ­думов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отли­чается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собира­ет опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается инди­видуально к каждому респонденту. Организация "раз­даточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, напри­мер, опросы через прессу, также широко используе­мые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении опреде­ленных групп населения, так что скорее могут быть отне­сены к приемам изучения общественного мнения читате­лей данных изданий. Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюдже­тов времени и т. д.

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействи­ям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с эти­ми факторами, любую разновидность опросных мето­дов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя ра­стягивать опрос на долгое время, так как к концу оп­роса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опра­шиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

Опрос, наблюдение, эксперимент

Опрос представляет собой метод психологическо­го исследования, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса применяются в следующих случаях:

■ когда фактор, который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю (например, содержание мотивов, временных и стойких);

■ когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперимен­те требуются длительное или сложное исследование (при­чины аварии, отношения в коллективе и т. п.);

■ когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации (например, при профессиональном отборе).

Рис. 6.1. Классификация методов опроса.

При использовании опросных методов (их класси­фикация приведена на рис. 6.1) большое значение имеет характер вопросов, их формулировка и направлен­ность. В связи с этим ко всем методам опроса выдви­гаются общие требования:

■ каждый вопрос должен быть логически завершенным;

■ следует избегать малораспространенных иностранных слов, специальных терминов и слов с двойным значением;

■ нельзя задавать слишком длинных вопросов;

■ каждый вопрос должен быть возможно более конкретным;

■ следует или указывать все возможные варианты ответов, которые опрашиваемые должны иметь в виду, или не да­вать ни одного;

■ необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть прием­лем в равной степени;

■ следует остерегаться включения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опра­шиваемого;

■ вопрос не должен иметь внушающего характера [цит. по 55].


Кроме этого нужно учитывать следующее. Нали­чие наводящих вопросов часто предопределяет харак­тер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросов, непонятных опрашиваемому. Для некоторых их них может быть непонятным, например, такой вопрос: «Как велика у вас скорость зрительного восприятия?». Однако этот же вопрос можно выяснить, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочесть надписи на экране кино или телевизора?» .

Вопросы, которые задаются исследователем, обыч­но объединяются в опросники, которые составляются в каждом конкретном случае заново, с учетом специ­фики и цели опроса изучаемой профессии. Прежде чем составлять опросники, исследователь должен некото­рое время понаблюдать за работающими или же сам освоить основные трудовые операции.

Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач исследования. Так, при реконструкции рабочего места или оценке работы оператора задают­ся вопросы относительно параметров рабочего места, а также вопросы, отражающие взаимодействие чело­века с элементами рабочего места. Если же опросник составляется в целях профессионального отбора, формулируются вопросы, направленные на выявление у

оператора профессионально важных качеств. При социометрическом опросе (см. ниже) задаются вопро­сы, позволяющие определить характер межличностных отношений в производственном коллективе.

Данные опроса обрабатываются статистически­ми методами. Результаты обработки представляются в виде описания, причем разграничиваются данные собственных наблюдений и субъективные мнения оп­рашиваемых. Кроме того, описываемый материал не­обходимо подтвердить данными в виде таблиц и графиков. В таблицах следует представить процентное соотношение того или иного показателя по всем ис­пытуемым .

Эффективность опроса во многом зависит от уров­ня образования и профессионального опыта испытуе­мых. Поэтому в необходимых случаях к проведению опроса привлекаются специальные эксперты, облада­ющие необходимой профессиональной квалификацией.

Основным условием получения достоверных све­дений в ходе опроса является убеждение опрашивае­мого, что сообщаемые им сведения не будут использо­ваны во вред ему или его коллегам, что целью анализа не является повышение норм труда или темпа работы.

В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы (интервью) или письменно с помощью анкет. Этим двум основным разновидностям опроса характер­ны все основные особенности и требования, рассмот­ренные выше. Вместе с тем обе они имеют и свои специфические особенности.

Анкетирование может проводится по двум основ­ным типам: свободного ответа и выбранного ответа. В первом случае ответ пишется в произвольной форме, во втором случае нужно отметить один из заранее обусловленных ответов. Простейший случай выбран­ного ответа - да или нет. Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большого времени для заполнения и обработки ре­зультатов и не гарантируют точного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее за­полняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором. Анкетирование может проводится как очно, так и заочно. В зависимо­сти от числа опрашиваемых оно может быть индивиду­альным или групповым. Основными достоинствами анкетирования являются: сравнительная экономич­ность, возможность охвата больших групп исследуе­мых, применимость к различным профессиям, хорошая формализация результатов, малые затраты времени.

Беседа предусматривает прямое или косвенное получение от испытуемого сведений о его деятельности и поведении, в которых объективизируются свойствен­ные ему психические явления. С помощью беседы по­лучают дополнительную информацию об организации деятельности, о субъективном отражении человеком тех или иных явлений. Преимущество беседы перед анкет­ным опросом состоит в том, что при беседе можно вы­яснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обраща­ются не только к квалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы выяснить труд­ности, с которыми они встречаются в работе. Трудности опроса в процессе беседы заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет о характере своих дей­ствий. Иногда существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому перед проведением беседы нужно проводить подготовительную работу; для этого рекомендуется заранее составлять схему прове­дения беседы, подготовить необходимые вопросы. В этом случае беседа носит регламентированный характер. Помимо этого беседа может носить нерегламентированный характер и предполагает сводную беседу с опра­шиваемым. В ходе беседы исследователь фиксирует ответы на поставленные вопросу. Этот метод требует от испытателя определенного мастерства, такта, добро­желательного отношения к опрашиваемому. Метод ре­комендуется применять при опросе незначительного количества обследуемых.



Разновидностью опросного метода является экс­пертный опрос (от лат. expertus - опытный), который представляет анкетирование опытных специалистов с применением системы балльных оценок. Для получения экспертных (референтных) оценок привлекаются опытные специалисты, каждому из которых предъяв­ляется серия одинаковых, четко сформулированных вопросов, направленных на выявление их мнения об оцениваемом явлении. Ответы могут даваться либо в свободной форме, либо путем выбора одного из не­скольких вариантов, либо путем указания количествен­ной оценки в пределах заданной шкалы (например, в баллах или процентах).

Последние два вида ответов предпочтительнее, поскольку позволяют по результатам опроса получить однородные данные, поддающиеся статистической и машинной обработке. Важным условием достовернос­ти экспертного опроса является компетентность и объективность экспертов, согласованность их мнений. Последняя оценивается с помощью коэффициента конкордации. В инженерной психологии экспертный опрос применяется для получения тех или иных пока­зателей по количественно неизмеримым признакам, например, для оценки некоторых личностных характе­ристик, оценки рабочих мест, культуры производства и т. п.

Разновидностью экспертного опроса является ме­тод обобщения независимых характеристик и связан­ный с ним метод полярных профилей. Эти методы нашли наибольшее применение при оценке свойств личности (при применении личностных методов).

Важным методом психологического изучения дея­тельности оператора является наблюдение. Наблюдение это метод, при помощи которого исследователь целенап­равленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления трудовой деятельности и условий ее протекания. При этом исследователь не вмешивается ни в естественный ход исследуемой дея­тельности, ни в условия ее протекания.

Организация наблюдения предполагает решение следующих вопросов: определение цели и задач наблю­дения; выбор объекта, предмета и ситуации наблюде­ния; выбор способов наблюдения, наименее влияющих на поведение оператора и обеспечивающего сбор не­обходимой информации; выбор способа регистрации, наблюдаемого явления; обработка и интерпретация полученной информации .

С помощью наблюдения можно получить сведения о следующих аспектах деятельности: каналах поступ­ления информации и ее характеристиках (модальность сигналов, их кодирование и помехи); способах ввода управляющих воздействий (особенности управляющих движений, их силовые характеристики, периодич­ность); загрузке анализаторов, их взаимодействию, ведущем анализаторе; степени нервно-психической и эмоциональной напряженности (оценивается по пове­дению обследуемого, его эмоциональным реакциям); внешних условиях деятельности (наличие факторов, нарушающих нормативные условия деятельности) .

Важное значение при этом принадлежит также анализу ошибочных реакций оператора. Анализ харак­тера ошибок, причин их возникновения позволяет на­метить реальные пути их предотвращения. Так, в ра­боте был прдведен анализ ошибок, допущенных работницами механизированного учета при набивке перфокарт. Всего было изучено более 80 тысяч оши­бочно перфорированных карт. Анализ показал, что ошибки носят сенсорный, а не моторный (как часто думают) характер. В соответствии с этим была измене­на методика обучения работника: обучение было на­правлено на формирование прежде всего необходимых сенсорных навыков.

Различают включенное наблюдение, когда наблю­датель становится членом трудового коллектива, и невключенное наблюдение, которое ведется как бы со стороны, то есть человеком, не являющимся членом исследуемой группы. Включенное наблюдение более предпочтительно, так как присутствие наблюдателя может оказать существенное влияние на деятельность оператора.

Кроме того различают субъективное и объективное наблюдение. В первом случае оно осуществляется визу­ально, результаты фиксируются в специальных протоко­лах. Во втором случае наблюдение ведется с применени­ем технических записывающих средств (магнитофона, фото- или киноаппарата). Иногда наблюдение могут ве­сти одновременно несколько человек. Это значительно повышает достоверность такого метода.

Объектом наблюдения является субъект и процесс труда. Во время наблюдения можно получить сведения о характере поступающей информации, о степени заг­рузки анализаторов, об особенностях управляющих воздействий оператора и т. п. Большое внимание уде­ляется сопоставлению внешних проявлений деятель­ности оператора (мимика, поза, речь, рабочие движе­ния, приемы, действия, оперирование орудиями труда, общение в процессе работы) с целью, характером и результатами труда. Наблюдение позволяет также определить, какие элементы трудовой деятельности обус­ловливают то или иное профессиональное требование к оператору.

Наблюдение может быть уточнено с помощью за­меров. Это могут быть замеры геометрических разме­ров рабочего места, замеры времени и последователь­ности труда и отдыха в течение работы (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). В процессе на­блюдения могут производится также замеры физиоло­гических показателей человека. Проведение замеров позволяет повысить объективность наблюдения.

Одним из важных принципов наблюдения является сравнительный подход к изучению профессий. Срав­нительному наблюдению и анализу подвергаются спе­циалисты с высокими и низкими показателями в тру­довой деятельности, с большим и малым стажем в работе. Сравниваются показатели работы, особенности и последовательность приемов у разных специалистов при выполнении одних и тех же трудовых операций. Это позволяет выяснить причины успехов и затруднений при освоении профессий, а также выявить психофи­зиологическую структуру профессиональной деятель­ности .

Обладая несомненными достоинствами (простота, возможность получения фактического материала о де­ятельности оператора), метод наблюдения имеет и один существенный недостаток. Наблюдение не вносит из­менений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. От этого недостатка свободен такой метод инженерно-психологи­ческого исследования, каким является эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) в инженерной психологии - это изучение психологических и производственных особенностей деятельнос­ти оператора, вызванных изменениями условий, цели или способов ее выполнения. Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполага­ет специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или нескольки­ми переменными (факторами) и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемо­го (оператора).

Эксперимент позволяет осуществить относитель­но полный контроль переменных. Если при наблюде­нии часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулиро­вания переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство его заключается также в том, что можно специально выз­вать какой-то психический процесс, проследить зави­симость психического явления от изменяемых внешних условий.

Проведение эксперимента можно условно разде­лить на три этапа: планирование, собственно экспери­мент, анализ .

Планирование включает постановку задачи, выбор показателя, подвергающегося исследованию, рассмотрение факторов, влияющих на него. Во многих случаях при проведении эксперимента приходится иметь дело с неконтролируемыми факторами. Для усреднения их влияния на выбранный показатель используют специальный прием, называемый рандомизацией, позволяющий считать ошибки измерения взаимонезависимыми. Основным шагом на этом этапе является выбор показателя оптимальности и нахождение матриц планирования с помощью методов математического планирования эксперимента. Его применение в инженерной психологии показано в работах . Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то предварительно бывает целесообразным проведение специального пилотажного исследования (пробного или поискового эксперимента), результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Собственно эксперимент должен проводится в соответствии с программой и планом, составленном на первом этапе. Для правильного проведения эксперимента необходимо соблюдать ряд условий. Во-пер­вых, следует определить пригодность испытуемых операторов к данному виду деятельности. Во-вторых, следует обеспечить их высокую мотивацию на выпол­нение заданной в эксперименте деятельности. В-тре­тьих, следует исключить нежелательные эффекты (ар­тефакты), связанные прежде всего с присутствием экспериментатора и наличием других нежелательных явлений.

Анализ - окончательный этап, включающий процесс упорядочения экспериментальных данных, вычис­ление необходимых показателей деятельности опера­тора, построение аналитических зависимостей этих показателей как функции от исследуемых факторов. Частично эти вопросы рассмотрены в главе VIII, более подробно они описываются в специальной литературе .

Эксперимент в инженерной психологии может быть двух видов: лабораторным или естественным.

Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора («физическое» моделирование). Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определен­ные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет в лабораторных усло­виях изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Однако в силу искусственности лабораторных условий получен­ные результаты могут отличаться от тех, которые име­ют место в реальных условиях деятельности человека. Поэтому лабораторный эксперимент (так же как и любая другая модель деятельности оператора) имеет лишь определенное приближение к реальной деятель­ности. Его результаты обязательно должны проверяться и сопоставляться с данными наблюдения или экс­перимента в реальных условиях.

Лабораторный эксперимент может быть двух ви­дов: синтетический и аналитический. При синтетическом эксперименте пытаются воспроизвести возможно более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы.

Одна из возможных схем моделирующего стенда для проведения синтетического эксперимента показа­на на рис. 6.2. Стенд представляет собой аналого-цифровой комплекс, с высокой степенью точности воспроизводящей реальные условия деятельности оператора. Его основа - модель управляемого процесса или объекта. Между моделью и реальным объектом долж­но быть существенное сходство в главном и несуще­ственное - в остальном. Модель может представлять собой специализированное устройство или выполняться на базе ЭВМ. Стенд содержит также аппаратуру, регистрирующую состояние и результаты работы опе­ратора, а также результаты поведения машины. Сигналы с регистрирующей аппаратуры поступают в ЭВМ, которая по специальной программе в реальном масш­табе времени вычисляет характеристики поведения объекта, показатели состояния и работы оператора, выходные характеристики системы «человек – машина» .

Рис. 6.2. Структурная схема моделирующего комплекса для проведения инженерно-психологического эксперимента.

При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются. Этот вид эксперимен­та обычно применяется для изучения влияния различ­ных условий на отдельные элементы деятельности. Примером такого эксперимента является исследование групповой деятельности с помощью гомеостата.

Естественный эксперимент проводится в обычных для исследуемого условиях труда (на рабочем месте, в цехе, кабине самолета или электровоза, за пультом управления и т. п.). Он соединяет в себе положитель­ные черты объективного наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). При проведении естественного эксперимента процессы труда по своим технологическим характеристикам не изменяются, но в условия и способы выполнения работы вносятся те или иные изменения, необходимые для целей иссле­дования.

Часто испытуемый не знает о проведении экспе­римента, и его поведение ничем не отличается от обычного. В других случаях (например, при изменении структуры трудовой деятельности или организации рабочего места) испытуемый становится активным участником эксперимента. Сближая эксперименталь­ное исследование с практикой, естественный экспери­мент позволяет изучать психические процессы и свой­ства личности в естественных условиях трудовой деятельности. Он доступен и несложен для проведе­ния, само исследование нередко дополняется беседой с испытуемым.

Как лабораторный, так и естественный экспери­мент имеют несколько разновидностей. Так, в ряде случаев большое значение имеет ситуационный экс­перимент, в котором в лабораторных или реальных условиях воспроизводятся наиболее важные ситуации, характерные для деятельности оператора. Наибольшее значение имеют ситуации, вызывающие стрессовые психические реакции. Практически лишь в таких условиях можно получить надежные характеристики эмоциональных и волевых качеств специалистов и надежности СЧМ в сложных условиях. Модели стрессовых ситуаций должны отвечать трем условиям: иметь определенную мотивационную направленность, адекватную задачам эксперимента; испытуемые должны субъективно воспринимать их как реальность; должны быть соблюдены этические нормы .

Различают также констатирующий и формирую­щий (обучающий) эксперимент. Первый из них направлен на констатацию (подтверждение) имеющих­ся фактов и гипотез. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов как восприятие, память, мышление и пр.; в этом плане он включается в процесс психологической под­готовки операторов. В других случаях эксперимент представляет специально организованное и контро­лируемое обучение тем или иным действиям.

В некоторых случаях эксперимент может проводиться по типу лонгитюдного (от англ. longitude - долгота) исследования. Оно представляет длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного или трудового цикла человека. Первоначально такое исследование применялось в детской и возрастной психологии. Его применение в инженерной психологии позволяет проследить процесс становления профессионального мастерства, формирования сложных навыков, овладе­ния различными приемами труда и т. п. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, опроса, тестирования и пр.

Инженерно-психологический эксперимент должен отвечать основным требованиям, предъявляемым к любому научному эксперименту: нацеленность на про­верку определенной гипотезы, точность дозировки и регистрации изучаемых явлений, создание сравнимых условий, устранение побочных факторов. Последнее требование имеет особенно большое значение для естественного эксперимента, поскольку при его проведении имеет место наличие неконтролируемых факторов, то есть факторов, причина которых не может быть устранена или количественно определена. Данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе и интерпретации полученных результатов.

Методы диагностирования личности (наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностика)

К методам диагностирования личности можно отнести наблюдение, беседу, анкетирование, социометрию, тестирование, мониторинг, биографический метод, изучение вторичных данных, психодиагностику.

Под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем . В отличие от обыденного профессиональное наблюдение подчинено ясной цели и четко сформулированным задачам. Оно распланировано заранее согласно установленной процедуре; а полученные данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной схеме.

Классификация наблюдений производится по различным основаниям. По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (он регистрирует событие "со стороны") наблюдения. В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито.

Наконец, одна из модификаций включенного наблюдения - так называемое стимулирующее, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые".

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). В ситуации социальной диагностики в социальной работе наблюдение может применяться как при работе с группой, так и при работе с индивидуальными клиентами.

Беседа в социальной диагностике - метод получения информации в ходе вербальной и невербальной коммуникации. Беседа должна строиться на принципах взаимного уважения, и здесь на первый план выходят профессиональные и личностные качества социального работника, а также его коммуникативные компетенции.

Особое внимание нужно уделять невербальному языку общения, так как с их помощью передается более 65% информации. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к проговариваемой теме, партнеру по общению, ситуации. Невербальные и вербальные средства общения находятся в сложном взаимодействии и дополняют друг друга. В социальной диагностике они должны учитываться в своей совокупности.

Анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного письменного или устного опроса .

Метод экспертной оценки заключается в опросе и обобщении ответов компетентных лиц и включает в себя ряд этапов:

определяется круг экспертов;

выявляются проблемы;

намечается план и время действий;

разрабатываются критерии для экспертных оценок;

У обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы.

Социометрия - это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Тестирование. Тестирование - это особый метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления, ситуации. В отличие от других методов, тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и специфику их последующей интерпретации. Тестов было разработано очень много, они подразделяются по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Биографический метод опирается на изучение человека в контексте его личной истории.

Изучение вторичных данных может быть совершенно различным. К примеру, обращение к страницам в социальных сетях поможет социальному работнику в постановке социального диагноза, так как выявит предпочтения клиента, его интересы, ценностные ориентиры, эмоциональные реакции.

Психодиагностика является инструментом психологии, однако социальные работники могут успешно ею пользоваться. Поскольку они не являются специалистами, то им рекомендуется применять только те методики, которые теоретически и психометрически хорошо обоснованы и не требуют при интерпретации результатов специальных знаний. Обязательна предварительная консультация с психологами, работающими в данной сфере.

Если для правильного использования той или иной методики требуются общие знания по психодиагностике или нужна специальная подготовка, то специалист-непсихолог обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к данной методике психолога.

Необходимо помнить, что недобросовестное или недостаточно квалифицированное применение специалистом психодиагностических методик может причинить серьезный вред.

Поскольку в качестве объектов социальной диагностики выступают различные социальные, возрастные, профессиональные категории людей, то методы психодиагностики могут быть разделены на группы в зависимости от возраста, специфики проблемы. Особую группу представляют методики, касающиеся диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия.

Можно выделить методики диагностики детей, а именно: методики изучения познавательных, эмоционально-волевых, мотивационно-личностных, психодинамических и характерологических особенностей детей; методики диагностики взрослых, а именно: методики диагностики индивидуально- личностных особенностей субъекта и методики диагностики взрослого человека как субъекта деятельности; методики диагностики пожилых людей; методики диагностики лиц, перенесших сильные психотравмирующие воздействия; методики диагностики специалистов по социальной работе, позволяющие оценить уровень сформированности у них профессионально важных качеств, уровни профессионального выгорания .

Спектр методов социальной диагностики чрезвычайно широк. Специалист или мультидисциплинарная команда могут выбирать те из них, которые в наибольшей степени способствуют реализации поставленных задач диагностики, соответствуют профессиональному уровню и предпочтениям специалиста, адаптированы под социальные, культурные, возрастные и другие особенности клиента.

1) наблюдение

Наблюдение в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Оно представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение - это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов (покупатель, читатель, продавец и т.д.) и вещей, товаров процессов (изучение потока покупателей, использования различных приборов, машин и т.д.).

Основными областями применения наблюдения могут быть поведение покупателей при покупке товаров, моментные наблюдения для анализа характеристики общения (внимательности, любезности, предупредительности), физиологические измерения психологических проявлений (переменных), поведение покупателя, эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением.

Наблюдение - пассивный метод исследования.

Наблюдения могут быть лабораторными и полевыми. Полевые наблюдения применяются в основном для изучения поведения объекта в его нормальной среде, обстановке. Лабораторные наблюдения осуществляются путем создания для объекта искусственной среды близкой к действительным условиям его поведения.

Основными недостатками этого метода исследования являются невозможность участия наблюдателя при выборе наблюдаемого объекта, в отдельных случаях отсутствует возможность исследования всех характеристик наблюдаемого объекта одновременно, невозможность зарегистрировать субъективные факторы поведения изучаемого объекта.

В процессе наблюдения широкое распространение получили технические средства: видеокамеры, магнитофоны, специальные зеркала и пр.

Важно: определение круга лиц, которые участвуют в опросе (эксперт, торговец, потребитель и др.), выбор тактики опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц.

Опросы можно проводить при помощи анкеты

Эффективность проведения опроса во многом зависит от определения выборки. Здесь возникает необходимость получить информацию о параметрах «группы», среди членов которой будет проводиться маркетинговое исследование. Например, управляющий маркетингом желает знать данные об объеме сбыта продуктов его организации через различные типы розничных магазинов. Такая «группа» в статистике называется генеральной совокупностью или просто совокупностью. Иногда совокупность является достаточно малой по своей численности, и менеджер может изучить всех ее членов. Обычно же это сделать невозможно: изучить, например, мнение всех детей возраста от 3-х до 5 лет относительно игрушек определенного типа. Следовательно, проводиться изучение только части совокупности.

Для получения точных результатов, соотношение численности членов различных групп среди опрашиваемых должно быть равно соотношению численностей членов данных групп в генеральной совокупности (т.е. если ваши презервативы покупают 70% мужчин и 30% женщин опрашивать следует аудиторию с таким же соотношением полов)

Наиболее распространенные формы опроса:

Анкетирование по телефону применяется в тех случаях, когда необходимо собрать информацию в короткие сроки в широких географических размерах рынка. Опрос по телефону необходимо вести заранее подготовив вопросы. Характеристиками телефонного опроса являются низкая себестоимость, быстрота проведения полевых работ, возможность проведения исследования на больших выборках, высокая степень стандартизации и небольшой объем анкеты. Продолжительность – не более 15 минут. Недостатки способа - менее доверительный контакт между интервьюером и респондентом, невозможность использования визуальных материалов.

При уличном опросе непосредственный контакт интервьюера с респондентом позволяет получать более достоверную информацию, использовать визуальные материалы и включать в анкету открытые вопросы. Максимальная продолжительность интервью 20-25 минут. Способ наиболее эффективен в случае легко доступной целевой аудитории исследования, хорошо подходит для исследований со специфическими группами респондентов (например, молодежью), трудно достижимыми в других видах опросов.

Магазинный опрос проводится в местах продаж товаров исследуемой категории, что позволяет легче рекрутировать представителей целевой аудитории. Максимальная продолжительность интервью 20-25 минут.

Квартирный опрос позволяет строить выборки, репрезентативные всему населению города. Возможен большой объем анкеты, предъявление образцов продукта и т.д.

Ин-Холл тест - способ сбора данных, предоставляющий исследователям наибольшие возможности. Опрос проводится в специально подготовленном помещении, что позволяет использовать различную аппаратуру, предъявлять респондентам большое количество образцов и т.д. В случае труднодостижимой целевой аудитории (например, высокодоходные потребители, специалисты-профессионалы, дети с родителями и т.д.) возможен предварительный пдбор респондентов.

Метод "Фокус-групп" заключается в проведении группового глубинного фокусированного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от его участников по обозначенному кругу проблем. Рекомендуемое количество проведения фокус-групп при изучении той или иной проблемы - 3-5.

Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования, ассоциаций и мнений с ним связанным, а также для моделирования возможного потребительского поведения. В процессе фокус-группы участники свободно обмениваются мнениями под руководством модератора, имеющего специальное психологическое образование, по определенному сценарию, согласованному с заказчиком. Для этого по особым критериям отбираются и приглашаются представители определенной группы населения, как правило, являющиеся целевой аудиторией заказчика данного исследования.

Опрос в письменном виде может производиться несколькими способами. Анкеты могут рассылаться исследуемым потребителям по почте, при этом может рекламироваться организация или ее товар. Используя этот метод, исследователь должен понимать, что не все анкеты будут заполнены и возвращены. По данным специалистов получение ответов составляет от 20 до 50% от полного объема охваченных опросом. Применение различных стимулов в отношении опрашиваемых является залогом получения высокой доли заполненных анкет. Письменные опросы часто проводятся среди потенциальных партнеров и потребителей организации, которые могут участвовать в выставках, ярмарках, презентациях организации.

1) Опросы могут быть единовременными или повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью . Этот термин произошел от английского слова panel , что в переводе обозначает список. Панельное исследование - это опрос определенного, представительного круга лиц в течение длительного времени или в течение определенного промежутка времени по определенной теме. В качестве панели может выступать как группа лиц, так и организации. Этот метод используют при изучении потребительских мнений определенной группы лиц за какой-либо период времени, и на его основе изучается тенденция изменения мнений потребителей, их потребностей, привычек, вкусов и т.п.

2) Эксперимент является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга. В зависимости от условий проведения различают полевой и лабораторный эксперимент. Главная цель эксперимента - это исследование поведения объекта – зависимость реакций от различных условий. Например, изменение структуры покупателей при изменении средств рекламы и цены, или изменения поведения конкурентов и коммерсантов.

Наибольшее применение на практике находит полевой эксперимент, который проводится в нормальных условиях окружающей среды.

В зависимости от отношения тестируемого к условиям процесса тестирования различают четыре вида эксперимента:

открытый эксперимент, когда тестируемый осведомлен о цели, задачах и условиях эксперимента;

1. Общая характеристика методов.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

4. Измерение. Тестирование.

5. Метод опроса.

6. Метод анализа результатов деятельности.

7. Методы обработки и интерпретации данных.

8. Теоретические методы. Моделирование.

Общая характеристика методов. Методы научных исследований – это приемы и средства получения достоверных сведений, впоследствии используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Проблемами методов психологического исследования занимается такая научная дисциплина как экспериментальная психология. Все методы современной науки условно делят на эмпирические и теоретические. В качестве самостоятельных можно выделить метод моделирования, интерпретационные методы (методы представления и обработки данных).

К эмпирическим методам относится наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, анализ результатов деятельности.

Наблюдение - это преднамеренное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. По внешним проявлениям наблюдатель судит о психологических причинах поведения, о протекании эмоциональных и познавательных процессов. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации – аудио-,фото- и видеоаппаратура. Наблюдение имеет несколько вариантов.

Свободное, несистематическое наблюдение не имеет заранее установленных процедур. Проводится в тех случаях, когда невозможно заранее определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления не известны исследователю. При свободном наблюдении важно не строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям : а) должно исходить из четко поставленной цели; б) должно строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; в) результаты наблюдения должны быть зафиксированы.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и применяется там, где наблюдаемые признаки легко могут быть выделены и оценены.

Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в котором оно непосредственно представлено в его сознании. Т.о., психолог либо наблюдает за своими мыслями, чувствами, образами, либо пользуется аналогичными данными, сообщенными ему людьми, ведущими наблюдение за собой по его заданию. Самонаблюдение необходимо там, где отсутствуют надежные внешние признаки явления, интересующего исследователя. Дневники и переписка относятся к опосредованному самонаблюдению.


При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Наблюдение осуществляется человеком и поэтому не исключены ошибки. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности эффекту ореола (гала-эффекту), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к преувеличению или преуменьшению наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию. Эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением о нем.

При наблюдении исследователь не может целенаправленно воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. И в то же время, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, но это влияние оказывается неконтролируемым.

Эксперимент – метод исследования, заключающийся в планомерном изменении одной или нескольких переменных (независимые переменные) и регистрации возникающих изменений в поведении изучаемого объекта (зависимая переменная). Позволяет делать выводы о причинно-следственных связях изучаемого явления с другими феноменами, о его закономерностях. Т.е., в отличие от наблюдателя, экспериментатор может влиять на изучаемый процесс и контролировать это влияние (действие независимой переменной на зависимую).

Основные особенности эксперимента, выделенные С.Л. Рубинштейном . Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида психологического эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий . Лабораторный эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. В лабораторном эксперименте могут изучаться психические реакции (простая, сенсомоторная, реакции выбора, реакции на движущийся объект), психофизиологические процессы (определение порогов и динамики чувствительности), такие процессы, как восприятие, память, внимание, мышление и т.д. Недостатком лабораторного эксперимента является искусственность создаваемых условий.

Естественный эксперимент свободен от вышеназванного недостатка. Воздействие на испытуемых осуществляется в привычных условиях их деятельности и поведения. Участники естественного эксперимента не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых. Данные, полученные в естественном эксперименте менее точны, чем результаты лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты практикуются в психологии труда, авиационной, космической психологии, в психологии спорта, военной психологии.

Примером естественного эксперимента может служить исследование продуктивности запоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала в памяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужно изучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следующий день, а второму – что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашивали через две недели. В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

Формирующий эксперимент – прослеживание изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов, а раскрывать закономерности, механизмы, динамику психического развития. Удается экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру.

Измерение – метод представления числами психических свойств или параметров психического процесса. Измерение позволяет объективно зарегистрировать характеристики изучаемого объекта, в отличие от наблюдения, но не позволяет воздействовать на объект, в отличие от эксперимента. При измерении невозможно выявит причинно-следственные зависимости, но можно установит связи между разными свойствами объекта (корреляционное исследование). Связи между свойствами исследуемого человека устанавливаются в ходе сопоставления результатов их измерения. В ходе измерения психические свойства человека могут быть представлены в виде чисел. Измерительным инструментом может быть прибор, тест или другой человек – эксперт. Измерение является частью эксперимента.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Как и эксперимент, представляет собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях.

Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Для того, чтобы тесты могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых – на людях одного возраста или одного уровня образования. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием. С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Т.е., индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах или ранговых оценках, объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к норме.

Наличие тестовых норм – одно из важнейших требований к тесту. Тестовые нормы – показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок. Всякая норма со временем изменяется, т.к. уровень мышления людей возрастает. Поэтому тестовые нормы, особенно для интеллектуальных тестов, должны пересматриваться как минимум раз в пять лет. В описании теста обязательно должно быть указано, где, как, на ком и когда были установлены тестовые нормы.

Стандартизированные тесты: тесты успешности (шкала оценок знаний), тесты интеллекта, тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности. Тесты достижений контролируют школьную, спортивную, профессиональную успешность. Интеллектуальные тесты оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения).

По особенностям используемых в тесте задач они делятся на вербальные и невербальные . Невербальные тесты содержат упражнения с картинками, рисунками, схемами, символами. Вербальные тесты предполагают оперирование словами.

Социометрия – социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. С помощью социометрии определяется статус личности в группе.

В целях психодиагностики свойств личности применяются проективные тесты (пятна Роршаха, незаконченные предложения, тест Розенцвейга и пр.). Это опосредованный способ изучения личностных особенностей человека по результатам продуктивной деятельности, например, рисункам, рассказам, описаниям какого-либо объекта. Короткая и самая общая инструкция, даваемая испытуемому, стимулирует самые разнообразные по содержанию ответы. Изучению подлежат психологические свойства и характеристики, существования которых испытуемый не осознает или сознательно не хочет признавать их наличия у себя. Такими характеристиками являются многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В основе проективных тестов лежит механизм проекции – свои собственные неосознаваемые недостатки человек склонен приписывать другим людям. Проецирование провоцируется введением испытуемого в сюжетно неопределенную ситуацию, которую надо проинтерпретировать.

При проведении тестирования обязательно соблюдение некоторых этических норм:

А) человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев, судебной или медицинской практики, оговоренных законом.

Б) перед проведением тестирования человека необходимо предупредить о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, которую сам не осознает.

В) любой человек, если противоположное не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

Г) результаты тестирования предоставляются испытуемому в доступной для правильного понимания форме.

Д) при тестировании несовершеннолетних детей их родители имеют право знать результаты тестирования.

Е) если тестирование производится при конкурсном отборе или приеме на работу, то человек имеет право знать цели тестирования, а также кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

Тесты, также как и любые другие методики, применяемые в психологическом исследовании, должны отвечать требованиям валидности и надежности . Валидность методики означает, что она пригодна для оценивания именно того психологического качества, для которого предназначена. Валидность может быть теоретической и эмпирической.

Теоретическая валидность достигается, если показатели исследуемого качества, полученные с помощью данной методики, соответствуют показателям других методик, измеряющих то же качество. Теоретическую валидность проверяют по наличию корреляционных связей между этими показателями. Эмпирическая валидность проверяется по соответствию показателей методики реальному поведению испытуемого. Надежность означает устойчивость результатов при повторном тестировании и при использовании теста разными исследователями.

К тестам предъявляется требование социокультурной адаптированности – соответствие тестовых заданий особенностям культуры, в которой он применяется. Второе требование к тестам – ограниченное время выполнения тестовых заданий. полное время выполнения теста не должно превышать 1,5 – 2 часов, т.к. в течение большего времени работоспособность снижается.

Метод опроса используется в форме анкетирования и беседы (интервью). При использовании опроса человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. На основании интервью, анкет, вопросников распознаются общественное мнение, настроения, социальные ожидания, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Преимущество анкетирования состоит в том, что в нем одновременно может принять участие множество лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. Метод анкетирования представляет собой средство первичной ориентировки. Результаты анкетирования не могут считаться надежными и достоверными даже при полной искренности испытуемых, т.к. на содержание высказываний влияют неосознаваемые мотивы. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, ее применяют, когда нелегко провести интервью. Например, используется для выявления групп со сходными интересами, формирования относительно однородных групп. Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых. Вопросы в них не формулируются прямо.

Личностные опросники предназначены для измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей. Наиболее известные среди них – опросники Айзенка, Кеттела, MMPI. В силу своей стандартизованности также называются личностными тестами.

Для беседы характерно непосредственное общение исследователя с опрашиваемым. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Беседа (интервью) дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, оценку событий и т.п.

Метод анализа результатов деятельности . Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта. Вариант данного метода – контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их авторов. Другой вариант – биографический метод. Биографический метод – собирание и анализ данных о жизненном пути человека (анализ документации, свидетельств современников, событий жизни).