Особенности психологии как научной дисциплины. Раскройте особенности психологии как науки

Психология - наука особого типа. Оформлению психологии как науки предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. В системе наук о человеке психологии отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Отличия психологии от других наук:

1. Человек в психологии одновременно является и субъектом и объектом исследования;

2. предмет исследования психологии – наиболее сложная субстанция из всех известных человечеству;

3. уникальные практические следствия;

4. занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками;

5. состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии.

1) Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как "оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном".

Армянский поэт Паруйр Севак писал: «Мы ещё толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой».

2) Во-вторых, в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Так как свое сознание человек исследует с помощью же сознания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Т.е. психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Таким образом в психологии научное сознание человека становится его научным самосознанием.

3). В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Американский психолог Френк Бич справедливо заметил: «Труднейшая задача в наши дни заключается не в том чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научится им управлять».

Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, грандиозная. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

4) Психология, состоит из многочисленных научных школ и течений, по разному трактующих предмет исследования психологии;

5) Занимает промежуточное положение между философскими, социальными науками.

Еще по теме Особенности психологической науки:

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  2. Военная психология как отрасль современной психологической науки, ее структура и функции

Вопрос

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

1.1.1. Психология – наука о психике

В дословном переводе психология – наука о душе (psyche – душа, logos – понятие, учение), таким образом, психология – наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи .

1 Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности, – это нематериальность психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь. При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики.

Психика человека – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Особенности психологии как науки

Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Особенности психологии как науки

Вопрос

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной

жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.



Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно,

великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители

и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. 06 этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.



То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: <Это то, что следует проверить по документам>. Я не буду сейчас говорить о том, как понятие <личность> определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно <вить веревки>, а из кого нельзя.

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле <идя на ощупь>. Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема <отцов и детей> состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому <набивать шишки> для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

В этих областях, имея дело с различными стадиями и Уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п.,- психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный <канал>, через который они могут вступать в контакт с внешним миром, - это осязание.

И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень

медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через <временную лупу> (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков). Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей - развития

восприятия, мышления, личности.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?

Предположим, вы окончили университет, стали образованными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом состоянии. А теперь вообразите рядом с собой

какого-нибудь мудреца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древнегреческого философа, например.

Особенности психологии как науки

Первой причиной того почему необходимо выделить психологию в системе наук это является то, что она изучает самое сложное что только известно человечеству – это психика . Психика является «высокоорганизованной материей» и если применить это понятие к человеку, то можно к нему добавить и слово «самая». Человеческий мозг является самой высокой организованной материей, которая только известна человечеству.

Во-вторых, психология является уникальной наукой, в ней сливаются субъект и объект познания .

Для того чтобы вам было больше понятно как это происходит, давайте рассмотрим простейший пример. Человек после рождения в младенческом возрасте себя абсолютно не помнит, но со временем он развивается очень большими темпами. Ребенок развивает способности как физиологические, так и психические. Дети постепенно учатся говорить, ходить они постепенно начинают взаимодействовать с окружающим их миром.

Потом с процессом своего развития к ребенку приходит ощущение своего собственного «Я» и в подростковом возрасте это ощущение начинает приобретать более осознанные формы. Ребенок начинает задаваться различными вопросами « Кто я? Какой я?» , и вот ведь что интересное происходит, все те способности которые он использовал для познания окружающего мира теперь он использует для познания самого себя, то есть сам человек становится предметом осмысления и осознания себя.

Такую тенденцию можно проследить на протяжении всей истории человечества. Сначала человек научился взаимодействовать с внешним миром, все силы бросались на борьбу за существование и познание внешнего мира.

Человечество создало письменность, культуру, искусство, науки и т.д. И со временем человечество подобно ребенку, начало задаваться вопросами о том по каким закономерностям работает их разум, каким образом функционирует их психика, что дает ему силы исследовать и творить в мире. Этот момент можно назвать моментом рождения самосознания человечества, или если сформулировать по-другому психологического знания .

Из этого всего можно сделать вывод, что особенность психологии как науки заключается в том, что задачи психологии являются наиболее сложными, если их сравнивать с другими науками. Только в этой науке мысль человека которая раньше направлялась на окружающий мир, направляется со временем на саму себя.

В-третьих, особенность психологии состоит в уникальных ее практических следствиях .

Психология постоянно накапливает все новые и новые факты в процессе познания человеком самого себя. Ведь познавать что то, означает научиться управлять этим. Причем самое интересное что, познавая себя человек, может изменить себя. Всегда новое знание человека о себе самом делает его другим, меняет его отношения, цели, мировоззрение. Смотря на это можно с уверенностью сказать что те практические результаты которые дает нам психология являются достаточно качественными и ценными.

Таким образом, эта наука является не только познающая, но и конструирующая и созидающая человека и только поэтому ее можно отнести к особому типу.

психологии в системе наук.месте Связь с естественными науками вполне очевидна. Наиболее явная связь с биологическими науками. Психология заимствовала некоторые общебиологические теоретические положения для обоснования закономерностей развития психики. На стыках со многими биологическими дисциплинами появились смежные отрасли. Сложнее усмотреть связь психологии с физикой . Психология в определенных отношениях и направлениях отражает то мировоззрение, которое определяется основными открытиями в области физической картины мира. В ряд психологических теорий вошли такие понятия, как “энергия”, ”поле”. Связь психологии и химии аналогична, но в ряде случаев более определенна. Существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Существует психофармокология – дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов. Ряд психологических направлений ориентировано на понимание психологии как естественной науки .
Однако, не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах. С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь. Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений. Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психология не только “берет”, но и предлагает свои способы понимания явлений. Мы не коснулись связи психологии и философии . Хотя эта связь чрезвычайно важна. Для психологии определенные философские концепции выступают в качестве методологической основы. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления. Непосредственна связь и с педагогикой . Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации. Таким образом, место психологии в системе других наук можно определить следующим образом: если основные науки представить в виде тетраэдра, а за его вершины взять математику, философию, биологию, технику, то место психологии будет посередине, т.к. и исторически, и актуально она связана со всеми основными областями знаний. Т.е. психология – это наука, занимающая промежуточное положение между естествознанием и гуманитарными науками, использующая естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию .

Житейская и научная психология связь и различия

Житейская психология - это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие бытовой опыт людей, а также жизненный… Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают,… житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком,

Основные отрасли психологических знаний

С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности определенные отрасли этих знаний постепенно выделились и стали самостоятельными.

Различают психологию общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую, инженерную, военную, медицинскую, юридическую, спортивную, зоопсихология,психология труда, искусства, патопсихологии. В связи с космическими полетами возникла специальная отрасль психологии - космическая.

Каждая из указанных отраслей психологических знаний имеет определенные предметы и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий труда в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально-психологических качеств личности. Однако все отрасли психологических знаний требуют знаний общей психологии, изучающей методологические вопросы психологии, природе психологических явлений, закономерности развития и течения познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности психики человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности Теплый пол теплофол, подключение теплых полов. Выгодные условия. .

В эпоху научно-технического и социального прогресса особое внимание психологов привлекают проблемы психологии труда и социальной психологии.

Психология теоретическая и практическая

Сегодня эти две области существенно разделены, однако все больше появляется людей, которые понимают необходимость слияния теоретической и… Основные этапы развития представлений о предмете психологии Этапы развития психологии:

Становление отечественной психологии

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов. А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением… Начав разговор об эксперименте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге - одного из основателей экспериментальной…

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который создал факультет психологии ЛГУ.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова , который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятиечеловеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

Краткая характеристика особенностей изучения психических явлений в зарубежной психологии

ПСИХОАНАЛИЗ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех… Однако очень немногие последователи 3. Фрейда были согласны с ним в том, что… Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес…

Гештальтпсихология.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи… Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная… Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания - характерная тенденция психики к…

Психология как наука о дуще.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе. В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто… Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с…

Что такое факты поведения?

во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.; в-третъих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный… Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.

Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ "Я", позитивное мнение человека о самом себе. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха). Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями). Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого "приличного" поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми. Уравновешивающее поведение – когда человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их "примирить", согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний. Освобождающее поведение – человек стремится "обезопасить себя" (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся "негативных условий существования" (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию. Экспрессивное поведение – в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от "хорошо сделанного дела", при сохранении стабильно высокой самооценки , постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего "локуса контроля" своих поступков, представление о себе как об активном "деятеле", а не исполнителе чьих-то приказов, чьей-то воли). Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий . Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность "терпеть" информационную неопределенность, "редуцирование" разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки . Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека .

Поступки - еще более крупные акты поведения, которые имеют, как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой и т. д. Итак, внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки - вот перечень явлений, относимых к поведению. Все они объекты психологического интереса, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния содержания сознания, свойства личности.

Какой-либо поступок человека может быть:

1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо

2. проявлением какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка человека может быть:

1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо

2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо

2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).

Поступок человека включает три компонента:

1. само действие,

3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Методы психологии.

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Организационные методы: сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный.

Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического… Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении… Комплексный методпредполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных…

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности. Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.… Обработка материала включает следующие стадии:

Общая классификация методов эмпирического исследования в психологии.

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психо-логии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенап-равленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

· пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);

· мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);

· речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);

· поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.);

· наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);

· поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);

· поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);

· поведение в основной деятельности (работе).

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

· многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

· многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

· уникальный характер и неповторимость психических явлений .

Существует следующая классификация видов наблюдения

В зависимости от позиции наблюдателя:

· открытое наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

· скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.

В зависимости от активности наблюдателя:

· пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;

· активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;

· лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

В зависимости от регулярности:

· случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

· систематическое – преднамеренное наблюдение, со вер шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику;

· включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

По упорядоченности:

· случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

· сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере рыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необ хо димости получить наиболее полную информа цию о динамике изу чаемых явлений;

· выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про ме жутки времени, выбираемые исследователем по своему ус мотрению;

· систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику.

5. С точки зрения хронологической организации наблюдения:

· лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;

· периодическое – наблюдение в течение определенных промежут-

ков времени;

· одиночное – описание отдельного случая.

Особенности применения метода наблюдения

Богатство собираемых сведений (анализ как вербальной информа-ции, так и действий, движений, поступков)

Субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, работоспособности исследователя)

Сохранение естественности усло-вий деятельности

Допустимо использование разнооб-разных технических средств

Необязательно получение предва-рительного согласия испытуемых

Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя

Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;

точность и образность формулировок;

обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.

Эксперимент

Рис. 6. Классификация видов эксперимента: а – в зависимости от условий проведения эксперимента; б – в зависимости от… психических явлений

Анкетирование

1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях. 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и… 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Метод тестирования

Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и… В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают… Выделяют следующие виды тестов:

Метод экспертных оценок

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и…

Метод анализа процесса и продуктов деятельности

Биографический метод

Характеристика основных методов. Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях…

Основные типы психологических тестов.

I. Тесты личности (особенности интеллекта): а) тесты действия (целевые личностные тесты): · тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра (методика исследования особенностей мышления);

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент - вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора - нет.

Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии, и нередко проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.

Возможности и ограничения метода

При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Ограничения метода - ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.

Виды и формы естественного эксперимента

· Вводные задачи. В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи… · Формирующий эксперимент

Контроль над дополнительными переменными

В качестве контроля над дополнительными переменными исследователь должен осуществлять:

· Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить

· По возможности - сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента

· Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента

Примеры психологических лабораторных экспериментов

Эксперимент Милгрэма Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») - проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.

«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

На «150 вольтах» актёр-"ученик" начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Формирующий эксперимент

В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное… Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря…

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения: – составление плана наблюдения; – фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);

Леонтьев выделял инстинктивную, Перцептивную, интеллектуальную стадию психики.

Раздражимость и чувствительность.

2. Изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий, называемых… Раздражимость относится к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие -… ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (англ. sensitivity).

Простейшие формы поведения животных

Таксисы Одноклеточные существа, находящиеся на нижнем конце лестницы животных, обладают более сложным поведением. Такова, например, парамеция (рис. 1.5)-крошечный организм, едва видимый невооруженным глазом (длина его 0,25 мм), обитающий в прудах и лужах почти по всему земному шару. Она состоит из одной клетки, снабженной «ртом» и примитивной пищеварительной системой, а на ее поверхности разбросаны участки, чувствительные к свету, теплу, прикосновению и к различным химическим факторам. Парамеция покрыта ресничками, благодаря волнообразному биению которых, направленному назад, клетка передвигается вперед. Парамеция питается бактериями, которых она переваривает, извлекая из них питательные вещества и выбрасывая остальное в воду. С помощью очень простых автоматических движений парамеция направляется ко всему тому, что похоже на пищу, и удаляется от любых неприятных стимулов, в частности от слишком яркого света. Такая общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения получила название таксиса. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией.

Как мы только что видели, таксисы представляют собой реакции организма в целом на определенные раздражения, исходящие от среды. Эти примитивные формы поведения исчезают по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. Их место занимают более локализованные и более точные реакции - рефлексы; это уже механизмы, связанные с развитием нервной системы. За одноклеточными организмами в процессе эволюции следуют многоклеточные, у которых разные группы клеток выполняют разные функции. Хорошим примером служит медуза, тело которой состоит из студенистой массы в форме зонта. Медуз можно встретить, плавая в море (рис. 1.6). У них еще нет мозга, но уже имеется примитивная нервная система, состоящая из нервных клеток, связанных между собой наподобие рыболовной сети. Если прикоснуться к поверхности медузы в каком-то месте, то раздражение быстро распространяется по всей сети, и в результате сокращения мускулатуры животное удаляется от раздражителя. Например, когда краб пытается ухватить медузу своими клешнями, нервная сеть реагирует на это раздражение и животное уплывает в сторону от источника опасности.Инстинктивное поведение и индивидуальные навыки.

. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существование (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение жизни.

Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление существует у всех животных.

Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное.
Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи – насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.

Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды.
Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
индивидуальные навыки .
Теперь необходимо ответить на вопрос, почему возможно данное поведение у животных? Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности . На более высокой ступени развития стоят моллюски. Ввиду выгибания пластинок светочувствительные органы приобретают сферическую форму, благодаря чему моллюски в состоянии воспринимать движение окружающих объектов.

У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения – нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного – сетевидная нервная система.
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные , последовательно действующие раздражители. Описывая данный вид поведения, Леонтьев А.Н. приводит в качестве примера некоторых насекомых, откладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое отправляется к кокону под влиянием обоняния . Затем при приближении к кокону насекомое действует зрительно. Наконец, само откладывание совершается уже в зависимости от того, подвижна ли личинка в коконе, что обнаруживается при прямом контакте с коконом, т.е. на основе осязания .

СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Благодаря экспериментам, проведенным сотрудниками Павлова и его последователями, сегодня мы имеем четкое представление об уровне развития животных… Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались… Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то, что она была выполнена только 1 раз, будет…

Язык и орудийная деятельность животных.

Другой важной чертой языка животных является зависимость алфавита сигналов от ситуации. Многие животные имеют в алфавите лишь 10-20 звуковых… Язык поз и телодвижений. Важную роль в обмене информацией играет язык поз и… Язык запахов. Важнейшим элементом языка животных является язык запахов. У многих видов есть специальные запаховые…

Общее понятие о психике

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются… Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание… Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между…

Виды психических процессов

Познавательные

· Ощущение

· Представление

· Воображение

· Внимание

Относящиеся к высшим психическим функциям:

· Восприятие

· Мышление

Эмоциональные

· Чувства

· Аффекты

Волевые

· Борьба мотивов

· Принятие решения

· Постановка цели

Классификация психических явлений

Группы психических явлений:

1) Психические процессы (наиболее кратковременные);

2) Психические состояния (более протяженные);

Психические свойства (наиболее устойчивы).

Познавательные психические процессы: 1. Процессычувственного познания; 2. Процессылогического (рационального) познания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Психология и эзотерика

Психология наука в которой сливаются объект и предмет познания слияние предмета и объекта психологии объясняется тем что человек с помощью психики познает окружающий мир а потом на основе этого и свою собственную психику влияние мира на нее 3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях уникальные практические следствия психологии состоят в том что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно поскольку объясняют причины всех действий поступков и поведения...

Особенности психологии как науки

В.Г. Крысько

1. Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству (психология одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган, да и сами психологические явления очень многогранны и большинство законов психики до сих пор не изучено)

2. Психология – наука, в которой сливаются объект и предмет познания (слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние мира на нее)

3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях (уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека)

4. Психология – одна из наиболее перспективных наук (постоянно возрастающая роль и значение прогнозирования поведения и поступков людей)

Ю.Б. Гиппенрейтер

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству . Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи" . Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам .

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания .

В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять . (Психология – наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека).

Соотношение научной и житейской психологии

В.Г. Крысько

Житейская психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни

Особенности

ПСИХОЛОГИЯ

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных

Конкретность , т.е. привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам человеческой деятельности

Сравнительные характеристики

Обобщенность , т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности

Интуитивность , свидетельствует о недостаточной осознанности происхождения знаний и закономерностей функционирования психики

Рациональность , свидетельствует о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны

Ограниченность знаний , недостаточность представлений человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов

Знания неограниченны , т.е. могут использоваться множеством людей

Основана на наблюдении , обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению

Основана на эксперименте , научные психологические знания исследованы в различных условиях

Ограничена в материалах , человек обладающий определенными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей

Не ограничена в материалах , в научных психологических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливается

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев

Житейская

Научная

Объект

Конкретные люди

Многообразные проявления человеческой психики

Уровень обобщенности знаний

Знания приурочены к конкретным ситуациям, людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую знания выражаются образно и метафорически.

Знания отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Знания выражаются а понятиях, которые указывают на существенные и постоянные свойства человеческой психологии

Способы получения

Непосредственное наблюдение за другими людьми и самонаблюдение

Использование арсенала методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты

Особенности получаемых данных

Данные несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу

Наличие обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Материал обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях.

Пути и способы передачи знаний

Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому весьма ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных переживаний в языке для их передачи, а с другой – присутствует определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений.

Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний; исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др.

Ю.Б. Гиппенрейтер

Житейская

ПСИХОЛОГИЯ

Научная

Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам

Сравнительные характеристики

житейской и научной психологии

Научная психология стремится к обобщениям, использует научные понятия

Житейские психологические знания носят интуитивный характер (приобретаются путем практических проб)

Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны (выдвигаются гипотезы и проверяются логически вытекающие из них следствия)

Способы передачи знаний в сфере житейской психологии весьма ограничены

В научной психологии знания аккумулируются и передаются благодаря их кристаллизации в понятиях и законах

Методы получения знаний – наблюдение и размышления

Методы получения знаний – наблюдение, размышление и эксперимент, что позволяет не ждать стечения обстоятельств, а дает возможность вызывать явление самостоятельно и создавать соответствующие условия

Ограничена в материалах

Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме носителю житейской психологии

Е.Е. Соколова

Житейская и научная психология различаются по ряду оснований.

1. Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Субъектом же научного познания изучаемой в психологической науке реальности может быть как отдельный представитель научного сообщества, так и само научное сообщество в целом. Поэтому так важно для любой науки — и тем более психологии — знание закономерностей жизни различных научных сообществ, одной из типичных форм которых является научная школа.

2. Объектом познания житейского психолога выступают, как правило, другие люди и он сам в повседневных ситуациях общения. Поэтому получаемые в них знания заведомо ограничены этими обыденными условиями и привычными объектами. Когда житейский психолог оказывается в каких-либо экстремальных ситуациях, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал ни о себе, ни о других людях, потому что теперь они ведут себя как-то иначе (неслучайно народная мудрость утверждает, что «друзья познаются в беде»). Или, скажем, житейский психолог никогда не сталкивался с психически больным человеком, и поэтому никакой житейский опыт не поможет ему в практической работе в клинике.

Напротив, обучение научной психологии предполагает знакомство с поведением людей (в том числе с отклонениями в развитии) в самых различных, в том числе экстремальных, ситуациях, и не только людей, но и обладающих психикой животных. При этом в научной психологии объектом исследования выступают также тексты различного рода, представляющие собой «следы» деятельности человека, объективированную форму существования его мыслей, чувств и т.п. (мемуары, письма, созданные человеком литературные тексты, картины и т. п.). Овладевая методами научной психологии, человек получает возможность приобрести знания о любом объекте психологических исследований.

3. Соответственно различаются и методы получения знаний в житейской и научной психологии. Житейский психолог может для решения своих задач использовать самонаблюдение и наблюдение за поведением других людей.

Решая задачи научной психологии, профессиональные психологи не ограничиваются этими методами, а используют также различные виды психологического эксперимента, изучение продуктов деятельности человека и другие методы.

4. Используя наблюдение и самонаблюдение, житейский психолог приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий. Они конкретны и ситуативны, нечетко определены и не связаны в систему, более того, в житейских обобщениях могут уживаться друг с другом прямо противоположные истины, и житейский психолог это не всегда замечает (те же пословицы русского народа фиксируют эту противоречивость житейского познания: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут» — и «Работа не волк, в лес не убежит»). Житейский психолог может попытаться использовать созданное в собственном опыте обобщение в других ситуациях — и потерпит крах. Потому что созданное обобщение изначально ограничено имеющимся у житейского психолога опытом и его перенос в другие, отличные от исходной, ситуации весьма ограничен или вообще невозможен.

Напротив, научно-психологические знания в идеале представлены в виде более или менее единой системы научных понятий, отличающихся более строгим и более высоким по уровню обобщением не только опыта знакомых данному психологу конкретных ситуаций, но и опыта работы других психологов. И поэтому, работая, например, в семейной консультации, профессиональный психолог-практик никогда не даст своему клиенту конкретный совет, который уже однажды привел к успеху, — он прежде всего проанализирует ситуацию и выделит то существенное в ней, которое либо оправдывает использование данного приема, либо запрещает его использование и дает основание применить что-то еще (ведь психолог владеет знаниями о психологических законах, которые в реальных конкретных ситуациях могут проявляться прямо противоположным образом в зависимости от условий). Не всегда, конечно, научно-психологическое познание в реальности отвечает требованию создания системы собственно научных понятий (в силу специфики предмета и исторического пути психологии в ней много еще житейских или близких к ним понятий), однако стремиться к решению данной задачи необходимо. Л.С. Выготский как методолог психологической науки всегда высоко оценивал собственно понятийную работу в психологии, потому что понятия — это не слова, это обобщенные способы познания мира и управления им.

5. Знания житейского психолога отличаются от собственно научных понятий не только уровнем обобщения — они более субъективны, пронизаны эмоциональным отношением к познаваемому; при этом человек в обыденной жизни, как правило, не задается вопросом, как именно получил он то или иное знание (чаще всего это происходит интуитивно).

Напротив, научная психология всегда стремится к строго рациональному познанию изучаемой реальности (отдавая себе отчет в том, насколько это сложно именно в психологии) и постоянно обсуждает принципы и методы научного познания.

  1. Наконец, полученное в житейской психологии знание практически невозможно передать другому человеку как раз в силу его интуитивности, эмоциональности и видимой несистемности (можно, впрочем, что-то извлечь из опыта хорошего житейского психолога, долго находясь рядом с ним, присматриваясь к используемым им приемам и т.п.).

Напротив, для системы научно-психологического познания характерно постоянное стремление к упорядочиванию полученных знаний и методов их постижения и создания способов трансляции (передачи) этих знаний новым поколениям исследователей. Это происходит разными способами, главным из которых является организация специального обучения психологическим дисциплинам в соответствующих учебных заведениях. Здесь уже требуется профессиональная работа преподавателей психологии, которая также имеет свои особенности (не всегда исследователь может быть хорошим преподавателем и наоборот). Тем не менее, эти две сферы работы профессиональных психологов (исследование и преподавание) связаны друг с другом не менее тесно, чем психологическая наука и практика.

Подводя итоги вышеизложенному, представим их для наглядности в виде небольшой таблицы, разводящей житейскую и научную психологию по ряду оснований.

Сравнение житейской и научной психологии

№ п/п

Основания разведения

Житейская психология

Научная психология

Субъект познания

Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной

Научное сообщество

Объект познания

Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях

Самые различные виды деятельности человека (и животных), в том числе в уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие собой результаты прошлой деятельности человека

Конкретные методы получения психологических знаний

Самонаблюдение и наблюдение

Наблюдение (в различных его видах), эксперимент, а также иные научные методы получения знаний

Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления)

Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне

Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям

Способы приобретения опыта и степень его субъективности

Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью

Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств

Способы передачи (трансляции) опыта

Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта

Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта

Может создаться впечатление, что научная психология может больше дать житейской психологии, чем наоборот. Это не совсем так: научной психологии очень многое могут дать, например, описания «диалектики души» в художественной литературе, представление психологии человека в произведениях изобразительного искусства, созданных житейскими психологами, а также мемуары, письма, дневники, устные рассказы и т.п. историков, юристов, педагогов, политиков и представителей других профессий, имеющих дело с человеком вообще и особенностями его психологии в частности. Научная психология должна попытаться выразить в научных понятиях всю полноту реальной душевной жизни разных людей, к более или менее адекватному описанию которой приближались великие житейские психологи: писатели, поэты, художники, историки, священники, мудрые старцы и др.

Мир психических явлений

Психические явления

Психические процессы – психические явления, раскрывающие основной способ существования психического

Познавательные:

ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание

Регулирующие:

эмоции, чувства, воля

Психические свойства – психические явления, обозначающие устойчивые проявления психики:

темперамент, характер, способности, направленность

Психические состояния – психические явления, определяющие своеобразие разных психических процессов

В.Г. Крысько

Психические явления –

совокупность явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека, изучаемые психологией как специфической отраслью знаний

Психические процессы –

это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.

Психические процессы делятся на:

Познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь)

Эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля).

Психические свойства –

это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

Психические состояния –

это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психические образования –

это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические

явления и процессы –

это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78018. Рахитоподобные болезни 96.5 KB
Развитие его связывают с первичным нарушением процессов всасывания кальция и фосфора в кишечнике; с первичным дефектом транспорта неорганических фосфатов в почках и повышением чувствительности эпителия канальцев почек к действию паратгормона...
78019. Комплексная переработка птицы 272 KB
Птицеперерабатывающая промышленность является одной из крупнейших отраслей пищевой промышленности, она призвана обеспечивать население страны пищевыми продуктами, являющимися основным источником белков.
78021. Черные дыры и время. Бездонные пропасти вселенной 123.5 KB
Все чёрные дыры притягивают газ из окружающего пространства, и вначале он собирается в диск возле нее. От столкновений частиц газ разогревается, теряет энергию, скорость и начинает по спирали приближаться к черной дыре. Газ, нагретый до нескольких миллионов градусов, образует вихрь, имеющий форму воронки.
78022. Защитные формы альтруизма 82 KB
В нашей работе мы рассмотрим взгляды различных авторов на так называемые защитные формы альтруизма. Вообще, альтруизм можно определить как поведение, направленное на другое лицо или социальное объединение, и не связанное с какими-либо внешними наградами и поощрениями.
78023. ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ УРОВНЯХ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА 3.09 MB
Исследование реорганизации пространственных когерентных отношений колебаний биопотенциалов мозга протекающих в основных частотных диапазонах ЭЭГ при выполнении испытуемыми заданий связанных с анализом...
78024. Течение и прогноз доброкачественных и злокачественных новообразований органов женской репродуктивной системы на фоне коморбидных состояний 523.5 KB
Это приводит к тому что женщины обращаются к терапевтам кардиологам неврологам которые как правило считают имеющиеся у пациентов симптомы проявлениями соматического заболевания или возрастной инволюции и не испытывают при этом должной онкологической настороженности.
78025. Страхование «Автокаско» 72.5 KB
Страхование автотранспорта является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства как источника повышенной опасности.
78026. Задачи и методы специальной психологии 75.5 KB
Специальная психология изучает причины сущность и закономерности отклоняющегося нарушенного психического развития психологические особенности детей с недостатками в развитии познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы личности.

Во-первых , это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи»: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Во-вторых , психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания (кто познает и что познают). Человечество первобытного общества, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление. Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя . Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

В-третьих , особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. Можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Выдающийся древнегреческий философ Аристотель в своем трактате «О душе». утверждает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном»

Отрасли психологии

(структура современной психологии)

В настоящее время психология - сложная, разветвленная система наук. Каждая входящая в эту систему отрасль науки представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление, имеющее свой предмет и использующее свои методы.

На современном этапе психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать (структурировать) эти многочисленные отрасли психологии?

Основной базисной отраслью психологии является общая психология.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные , или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей (общая психология, психофизиология, социальная психология, психоло­гия развития и др.). В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, которые стремятся к получению новых знаний, но приоритет отдает изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая и др.).

Разновидность прикладных исследований выступает практическая психология решает на научной основе конкретные задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов, а получение нового знания является, как правило, необязательным приложением. Практическая психология - особый вид деятельности психолога, который предполагает получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей, анализ этой информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии, разработку (планирование) и реализацию воздействия на них с целью изменения или измерения их поведения.

Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида , выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии - медицинская и патопсихология, а также психотерапия - имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки - объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Если же в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей.

1. По принципу деятельности: психология труда, военная, педагогическая, спортивная, инженерная, клиническая, юридическая, искусства, авиационная, науки, космическая, и д.

Психология труд а изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли – выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п.

В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.)

Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика , к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Психология художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную.

2. По принципу развития: Возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопсихология, психогенетика и др.

Возрастная психология , изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения.