Константин паустовский - золотая роза. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми

Вариант 4 .

(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

(2) Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (З)Случилось и у меня такое лето открытий в ле­систой и луговой стороне Средней России-лето, обильное грозами и радугами.

    Прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и пес­нях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

    В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - мно­го слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (7)А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

(8) Какие же это слова? (9)Их так много, что неизвестно даже, с каких начинать. (Ю)Легче всего, пожалуй, с «дождевых». (11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, гриб­ные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, силь­ные скатные дожди и, наконец, ливни(проливни).

    Но одно дело знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена свояпоэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, креп­нут, наполняются выразительной силой. (14) Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь
его машинально, по одной привычке. (15) Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя(1б)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

    Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли,
    чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (18) В этом, очевидно, и заключена тайна так называемого под­текста.

(К. Паустовский)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ навопрос: «Почему К.Г. Паустовского можно назвать тонким знатоком русской природы?»

    К.Г. Паустовский знал, как надо общаться с пажитями и ле­сами.

    К.Г. Паустовский умел любоваться стаями журавлей и зарос­лями таволги.

    К.Г. Паустовский познал летние дожди на ощупь, на вкус и на запах.

    К.Г. Паустовский умел подметить, какими были летом сосновые леса и ночное небо, облака и туман, дожди и ливни.

В каком предложении наиболее полно выражена мысль рассказчика о том, что лето, проведённое им в лесистой и луговой стороне средней России, было для него счастливым в творческом плане.

    Прошло это лето в гуле сосновых лесов и в журавлиных криках.

    Он узнал много новых, неизвестных слов.

А 3. Как характеризует К.Г. Паустовского информация, заклю­чённая в предложениях 5-12?

    К.Г. Паустовский - человек хозяйственный, практичный.

    К.Г. Паустовский - метеоролог.

    К. Г. Паустовский - тонкий знаток русского языка.

    К.Г. Паустовский - писатель-романтик.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово овладения (предложение 1).

    Взять 2) подчинить себе 3) охватить, наполнить 4) усвоить, изучить

А 5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «При каком условии, по мнению К.Г. Паустовского, писатель может оказать воздействие на читателя посредством слова?» Создавая художественное произведение,

    писатель должен использовать простые слова.

    писатель должен познавать на ощупь, на вкус, на запах много слов.

    писатель должен познать тайну подтекста.

    писатель должен за каждым словом видеть, чувствовать, пе­реживать то, о чём пишет.

А 6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время».

    Эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

А 6. Определите стиль и тип(-ы) речи, представленные в тексте.

    публицистический стиль; повествование с элементами опи­сания

    художественный стиль; повествование с элементами опи­сания

    публицистический стиль; повествование с элементами рас­суждения

    художественный стиль; повествование с элементами рассуж­дения

В1. Замените устаревшее слово пажить из предложения 1 стилисти­чески нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 8-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне:

В3. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:«Не пишется слитно с полными причастиями, не имеющими зависимых слов».

В4.Из предложений 5-10 выпишите слово, в котором право­писание -Н- определяется правилом: «В кратких страда­тельных причастиях прошедшего времени пишется одна буква -Н-».

В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые при вводном слове.

Какие же это слова? Их так много, (1) что неизвестно даже, (2) с каких начинать. Легче всего, (3) пожалуй, (4) с «дождевых».

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначаю­щие запятые между частями предложения с разными видами связи - с сочинением и подчинением.

Но одно дело знать умозрительно (1) а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, (2) что в каждом из них заключена своя поэзия, (3) свои признаки, (4) отличительные от признаков других дождей.

В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые между частями сложноподчинённого пред­ложения.

Между прочим (1) существует своего рода закон воздействия писатель­ского слова на читателя. Если писатель (2) работая (3) не видит за словами того (4) о чём он пишет (5)то и читатель ничего не увидит за ними.

В 8. Замените словосочетание писательского слова (предложе­ние 15), построенное на основе связи согласование, синони­мичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В 10. Среди предложений 4-9 найдите предложение с однородны­ми членами. Напишите номер этого предложения.

В 11. Среди предложений 13-18 найдите предложение с обособлен­ным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В 12. Укажите количество грамматических основ в седьмом (7) предложении.

В 13. Среди предложений 1-7 найдите простое осложнённое с уточняющим обстоятельством образа действия. Напишите номер этого предложения. Часть 3. Помогите Татьяне доказать свою точку зрения. Напишите сочи­нение-рассуждение на тему: «Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?»

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка – язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород – ель и сосна, осина и береза – растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

– Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. – Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

– Да, должно быть, – согласился я.

– Я большой любитель разбирать слова, – неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. – И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

– Вы, говорят, вроде книги пишете?

– Да, пишу.

– Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

– А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.

– Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! – повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

Язык и природа

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с "дождевых".

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово "крапать" хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится . Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. "Дождик собрался", "дождик припустил ", "дождик траву обмывает".

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово "спорый" означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба – плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет". Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

– Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Высказывания Константина Паустовского о величии Русского языка.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. -Константин Паустовский

По отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. - Константин Паустовский

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. - Константин Паустовский

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. - Константин Паустовский

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. - Константин Паустовский

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники. - Константин Паустовский
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. - Константин Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Константин Паустовский
С русским языком можно творить чудеса! - Константин Паустовский

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -Константин Паустовский

Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. –Константин Паустовский

Счастье дается только знающим. - Константин Паустовский
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. - Константин Паустовский

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. - Константин Паустовский

Рецензии

МНОГОУВАЖАЕМАЯ МАРИНА! ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА ВАМ ЗА ПРОЧТЕНИЕ И ОТЗЫВ! ВЫ - ПРАВЫ! ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКИХ КЛАССИКОВ, ПОТОМУ Я ВЫСТУПАЮ ЗА ТО, ПРИ ПРИМИТИРОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕЛЬЗЯ И О ЧИСТОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТЫВАТЬ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ! СОВСЕМ ЗАБЫЛИ. ЧТО ЕСТЬ СЛОВО "СЕЙЧАС" , А НЕ ЩАС. С ПОЧТЕНИЕМ САРИЯ!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:

  1. Исключение:

Вводных слов;

Однородных членов предложения;

Повторов;

Однотипных примеров;

Риторических вопросов и восклицаний;

Цитат;

Деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

Пояснений;

Рассуждений;

Описаний;

Слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.

Например: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

В данном предложении избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:

Сказка живет везде, во всем . (5 слов)

2. Обобщение или объединение:

Парцеллированных предложений;

Ряда предложений, связанных одной мыслью;

Частей предложений;

Конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Например: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

3. Замена:

- однородных членов обобщающим словом;

Сложного предложения – простым;

Части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

Прямой речи – косвенной;

Части текста одним предложением;

Части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо:

Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

Сформулировать получившееся предложение.

Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

Сочетание исключения и обобщения (объединения):

Например: Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше . (20 слов)

Сочетание исключения и замены:

Например: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения:

Например: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

Что нельзя удалять из текста?

Основные детали, помогающие понять авторскую идею;

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении:

  1. Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
  2. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
  4. Запомните последовательность событий, рассуждений.
  5. Определите количество абзацев, ключевые слова.
  6. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  7. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения:

  1. Разделите текст на смысловые части.
  2. Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  4. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
  5. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Обучающее занятие: приемы компрессии текста

Задание №1. Прочитай текст для сжатого изложения.

1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком. 2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

4.В это лето я узнал на ощупь, на вкус, на запах много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

7. Какие же это слова?

8. Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

9. Но одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

10. Тогда все эти слова, рассказывающие о дождях, крепнут, наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

(По К.Г. Паустовскому)

  1. слов)

Задание №2 . Примени приёмы сжатия текста для каждого абзаца:

Приёмы сжатия:

1.Найди и выдели в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или грамматические основы, если предложение сложное.

2. Предложение №1 – сложноподчинённое с разными видами связи, причём вторая часть осложнена однородными членами. Значит, выберем только ту часть развёрнутой информации, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом. Поэтому в первую очередь необходимо определить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. В очерке К.Г.Паустовского речь идет о словах, наполненных природного, близкого сердцу русского человека смысла. Общую информацию, связанную с темой текста, выражает второе придаточное предложение, а ключевым словом, «подсказывающим» эту взаимосвязь, является выражение «чувство языка». Поэтому, во-первых, исключим из состава сложного предложения частично главную и полностью первую придаточную части. А из состава продолжения главной части (концовка предложения, осложнённого однородными членами) исключим весь однородный ряд, применив следующий способ сжатия текста - свёртывание предложения за счёт обобщения. Другими словами, мы обобщим мысль, выраженную автором при помощи ряда однородных дополнений, одним словом или небольшим выражением. Например: общение с окружающим нас миром.

3. Предложение №2. Это предложение можно исключить при сжатии текста, так как оно лишь дополняет смысл предыдущего и найдёт «своё продолжение» в третьем предложении.

4. Предложение №3 - простое, осложнённое приложением и распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку конструкции осложнения как правило несут добавочную информацию, то исключить надо именно их. Но будьте внимательны: проверьте, не содержат ли они ярких, эмоциональных, образно-обобщающих выражений, тесно связанных с главной мыслью текста. В нашем тексте обобщающе-образное средство – метафора лето открытий 1 находится в основной части предложения, которую мы сохраняем.

5. Предложение №4 – осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Внимание! В составе причастного оборота находятся слова (два однородных определения далёкими и непережитыми ), которые очень важно сохранить, так как они подчёркивают идею текста К.Г.Паустовского – пробудить в читателе «переживание, ощущение» живого слова. Поэтому мы исключаем из состава предложения все слова, за исключением подлежащего и сказуемого (я узнал) и дополнения (слов). Перенесём два определения далёкими и непережитыми из причастного оборота в основную часть предложения и согласуем с существительным слов 2 (см далее образец сжатого изложения данного текста).

6. Предложение № 5 – исключаем полностью, так как оно лишь распространяет смысл предыдущего.

7. Предложение № 6 – отсекаем полностью главную часть и часть конструкции осложнения простого предложения, за исключением обобщающе-образного выражения бездна живых образов в концовке предложения. Соединим эту конструкцию с предыдущим предоложением№5 3 (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

8. Предложение №7 – выполняет особую смыслово-риторическую функцию: является предложением-абзацем, и поэтому не может быть исключено, так как нарушится логика построения текста. Кроме того, вопрос, заданный автором текста, не только задаёт тон рассуждению, но и является смысловой связкой между частями сжатого изложения. Убери его, и нарушится смысловое единство уже полученного сжатого текста.

9. Предложение №8 – сложноподчинённое, придаточная часть которого осложнена однородными определениями. Применим следующий приём сжатия текста – обобщение-замену. Другими словами, заменим ряд однородных членов одним определением разные дожди . Кроме того, исключим вводное слово, так как вводные слова и конструкции всегда несут только добавочную информацию.

Возможен и другой вариант сжатия: отсечем главную часть сложноподчинённого предложения, чтобы не допустить речевого повтора конструкции я знал . Тогда полученное предложение будет простым неосложнённым – кратким, несущим только основную, обобщённую информацию.

10. Предложение №9 – сложная синтаксическая конструкция, т.е. предложение с разными видами связи. Из состава сложносочинённого предложения оставим только союз но . Далее включим в конструируемое предложение слово главное 4 , которое будет выполнять функцию главного члена нового предложения. Добавим часть придаточной части, которая непосредственно связана с главной мыслью текста автора. Распространённое определение отсечём, заменив его определением отличительны е 5 и согласуем его с существительным признаки (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).

11. Предложение №10 - простое, осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Хотя причастный оборот несёт дополнительную информацию, но именно в нём содержится обобщённо-выразительное выражение (слова) рассказывающие о дождях, непосредственно связанное с темой текста К.Г.Паустовского. Поэтому его необходимо включить в состав реконструируемого предложения.

12. Предложение №11 – сложноподчинённое, придаточная часть которого находится в середине главной, что осложняет приём сжатия предложения. Поэтому структуру сложноподчинённого предложения нужно сохранить, чтобы не допустить грамматической ошибки (нарушение структуры предложения). Но можно исключить второй однородный член с зависимыми словами, который несёт дополнительную, а не главную информацию, напрямую не связанную с главной мыслью текста.

Проверь себя:

1.[Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того] чтобы не потерять чувство [этого] языка, нужно [не только постоянное общение с людьми, но] общение с [лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком]. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий [в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.]

4.[В это лето] я узнал [на ощупь, на вкус, на запах много] слов, [бывших до той поры хотя и известными мне, но ] далёкими и непережитыми. [ 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове] заложена бездна живых образов.

7.Какие же это слова?

8.Я, [конечно,] знал, что ]есть дожди [моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)].

9. Но [одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и]понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные[от признаков других дождей.]

10. Тогда [все эти] слова, рассказывающие о дождях, [крепнут], наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, [а не произносишь его машинально, по одной привычке]

Задание №3 . Напиши сжатое изложение, используя Памятку к написанию сжатого изложения.

Образец сжатого изложения:

Чтобы не потерять чувство языка , нужно общение с окружающим нас миром. Случилось и у меня одно такое лето открытий.

Я узнал далёкие и непережитые слова, в которых заложена бездна живых образов.

Какие же это слова?

Я знал, что есть разные дожди.

Но главное понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои отличительные признаки.

Тогда слова, рассказывающие о дождях, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь.


Конспект урока русского языка для учащихся 11 классов

Описание материала. Вашему вниманию предлагается конспект урока русского языка для учащихся 11 класса. Данный материал будет интересным и для учителей, работающих в старшей школе, и для учеников, готовящихся к ЕГЭ. Материал урока раскрывает структуру написания сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ, дает пошаговую инструкцию ученикам при выполнении этой работы.

Цель урока – 1. продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1.
2. приобщить учащихся к тайнам языка, показать красоту и богатство исконно русских слов.

Задачи урока : 1. научить ребят работать с текстом (выделять ключевые слова) при написании сочинения С1. 2. формировать навык семантического анализа слова 3. воспитывать любовь к родному языку.

На уроке использованы технология проблемного обучения, прием – маркировка текста, методика развития речи учащихся.

1.Организационный момент.

На прошлом уроке «Душа слова», проведенном в рамках фестиваля Дни Русского языка, мы с вами говорили о красоте русского языка, обращали внимание на смысловое наполнение слов. Сегодня мы продолжим этот разговор. Однако результатом нашей работы станет не беседа, сегодня мы продолжим учиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Вы знаете, что вся ваша работа имеет одну цель – подготовиться к написанию части С на ЕГЭ. Текст, который я предложу вам для обсуждения, содержит ряд проблем о современном состоянии нашего языка и поэтому является прекрасным материалом для составления сочинения-рассуждения.

Итак, цель нашего урока - продолжить работу по формированию навыка написания сочинения в формате С1. И в процессе работы приобщиться к тайнам языка, постараться увидеть красоту и богатство исконно русских слов. Хочу напомнить вам приемы работы с текстом: чтение текста, беседа по прочитанному, маркировка текста, поиск ключевых слов.

2. Основная часть урока.

Порассуждать о красоте родного языка приглашает нас с вами К. Г. Паустовский. Перед вами текст для написания части С1 ЕГЭ. Давайте прочитаем его и попробуем выяснить, о чем пишет Паустовский, на что обращает наше с вами внимание. Я читаю текст вслух, потом ребята читают его про себя.

Паустовский К.

1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
2.Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами.
4.Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.
5.В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и не пережитыми.6.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7.А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов. 8.Какие же это слова? 9.Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 10.Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
11.Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). 12.Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. 13.Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. 14.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.15 Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 16.Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. 17.Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
18. В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

О чем текст? – запишите ответ в своих тетрадях. (О красоте родного языка, о тайнах родного языка, о великих открытиях П., об умении писателя видеть в обычном, так привычном нам, новое необычное, неоткрытое)

Определите стиль речи данного текста. (публицистический)

Прочитайте текст еще раз, возьмите карандаш, промаркируйте слова, которые являются ключевыми в каждом абзаце.

Что значит ключевые слова? - Ключевые слова – это слова в тексте, способные в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст. Кроме того, это близкие, но не сводимые друг к другу понятия, объединенные в одну семантическую группу и «работающие» на идею текста. Ключевые слова, необходимые для определения проблемы и составления комментария.

При прочтении текста следует помнить, что каждый писатель имеет свой особый стиль, каждый писатель по - особому воздействует на читателя. Он может использовать в тексте одно и то же слово, так называемое сквозное слово, использовать прямое и переносное значение слов, тропы. Кроме того, особого внимания заслуживают «редкие» слова и сочетания слов, так как они служат для обозначения особо важных элементов текста.

На основе сказанного выше (о чем текст, то есть теме текста), на основе подчеркнутых вами ключевых слов, подумайте, что хотел до нести до нас писатель? Каково его видение проблемы? В каком предложении это отражено? Действительно, предложение №17 содержит мнение автора по данной проблеме. Давайте прочитаем и запишем ее.

Опираясь на тему текста, ключевые слова и выделенную позицию автора, давайте с вами попытаемся определить проблему данного текста.

Вы помните, что проблема текста шире позиции автора – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Давайте вместе обозначим проблему или проблемы текста.

Не забывайте, что проблема формулируется или в виде вопроса или в сочетании ПРОБЛЕМА ЧЕГО?

ПРОБЛЕМЫ : овладения тайнами языка; воздействия писательского слова на читателя.

Перечитаем текст еще раз. Обратите еще раз свое внимание на ключевые слова-маркеры. Давайте их прокомментируем. Почему именно это слово вам показалось важным?

Ребята называют слово/слова и комментируют по отношению к записанной проблеме.

Выписывают слова в тетрадь.

Подумайте и запишите, какие чувства испытывал автор в процессе написания этого текста, на что он хотел обратить внимание читателя.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ И КЛИШЕ:

Запишите знакомые вам фразы-клише, отражающие авторское отношение к исследуемой нами проблеме.

Самый сложный для учеников раздел написания части С1 – подбор аргументов. Мы с вами говорили, что аргументы должны зеркально отражать то, о чем пишет автор. В качестве примера для аргумента можно использовать высказывания великих писателей о языке.

Я же сегодня предлагаю вам окунуться в тайны языка, совместно в группах провести маленькую исследовательскую работу – проанализировать предложенные предложения, дать толкования слов, сделать для себя открытия, обогатить свой жизненный и читательский опыт.

Объединитесь между собой по 4 человека. Каждая группа получит карточку и задание.

ГРУППА 1,3,7

1. определите его ЛЗ;

2. подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

4. подберите синонимы

СЛОВО: ГОСТЬ

«Пристают к заставе гости,

Князь Гвидон зовет их в гости»

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили, куда?»

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

(А.С.Пушкин)

ГОСТЬ м. посетитель, человек пришедший по зову или незваный, навестить другого, ради пира, досуга, беседы.

ГОСТЬ . Общеслав. Родственно нем. Gast "гость", лат. hostis "чужеземец, враг" и др. Некоторые ученые считают суф. производным (суф. -t-) от индоевроп. *hos "поедать" (ср. др.-инд.ghasati). В таком случае гость буквально - "тот, кто ест, когда его в знак гостеприимства потчует хозяин".

ГРУППА 2,5

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

3. подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4. подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО: ГНЕВ

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?»

А.К.Толстой: «Князь Курбский от царского гнева бежал.»

Ответ:
ГНЕВ , бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление, опала, остервенение, раздражение, свирепость, ярость.

ГНЕВ . Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным, родственным гнить, др. диал. гнев "гниль", В таком случае гнев буквально - «чувство раздражения».

ГНЕВ . Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и гнить. Развитие значения шло таким образом: "гниение", "гниль", "гной", "яд", "злоба", "гнев".

ГРУППА 4,6

Проанализируйте предложения, дайте толкование указанному слову, для этого

1.определите его ЛЗ;

2.подберите однокоренные слова. Выделите в них корень, определите значение корня.

3.подберите близкие слова этому слову, подумайте над их значением.

4.подберите синонимы

Подумайте и запишите, изменилось ли значение слова? Как? Почему?

СЛОВО: Вежливый

«Капитан был подчеркнуто вежлив той грубоватой вежливостью, которой щеголяют старые моряки» (И.С.Соколов – Микитов «Морской ветер»)

«Аринин говорил о докладе на пресс-конференции и встретил вежливое сопротивление» (В.А.Каверин «Косой дождь»)

«Вы когда-нибудь слышали о вежливой ведьме? Обычно эти существа, как известно из сказок, обладают скверным нравом и к вежливости отнюдь не склонны» (этимологический словарь)

Вежливый . Прил. Соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный.

ВЕЖЛИВЫЙ . Др.-рус. суф. производное от вежа "знаток" Первоначально - "знающий", опытный".

Скажите, ваши исследования совпадают с тем, о чем пишет Паустовский в своем тексте? Значит, данные примеры и ваши рассуждения можно использовать в качестве аргументов к данному тексту.

Итак, перед вами на доске представлена структура сочинения – рассуждения, этимология рассматриваемых слов. Оформите свои рассуждения в виде сочинения, обозначив проблему текста, дайте ее комментарий, укажите позицию автора, подберите аргументы.

Домашнее задание: завершить написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту
К. Г. Паустовского.