Будет ли польза от инициативы министра образования и науки. «Вечный студент» или перспективный ученый? РАН анонсировала реформу аспирантуры

Почему стоит ожидать того, что качество аспирантских диссертаций вскоре упадет, как у аспирантов меняется философское осмысление мира, чем аспирантура похожа на смертную казнь и на кубинские ретроавтомобили, сайт рассказали ученые и преподаватели, узнавшие о том, что защита диссертаций по окончании аспирантуры станет обязательной.

На днях министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что теперь любая аспирантура будет обязательно оканчиваться защитой диссертации. Соответствующее положение, по словам министра, и в ближайшее время документ будет опубликован для обсуждения на портале правовой информации.

«Я убеждена, что аспирантура заканчивается диссертацией, если не можешь защититься, значит, тебе не быть ученым», - заявила министр на встрече с молодыми исследователями в Дальневосточном федеральном университете.

После того как в 2013 году был принят новый закон об образовании, аспирантура стала рассматриваться как третья ступень образования, а не как начало научной работы. В том, что предшественники Васильевой с реформой поторопились, а аспирантуре необходимо вернуть научный статус, уверены как ученые, так и министерские чиновники. Этот вопрос они подробно обсуждали на совместном заседании совета Российского союза ректоров и Президиума РАН в МГУ в конце июня. Тогда исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов аккуратно назвал реформу аспирантуры поспешной и предложил вернуться именно к научной аспирантуре. Министр Васильева эту идею поддержала и пообещала в том числе сделать .

Когда защита диссертации станет обязательной для аспирантов, пока неизвестно, рассказал сайт заместитель министра образования и науки Григорий Трубников. «Мы хотим это обязательно обсудить на Совете по науке при Министерстве, с Российской академией наук, с Ассоциацией ректоров и с Союзом ректоров. Это вопрос сложный, и тут не стоит цель как можно быстрее это дело реформировать. Мы спокойно все обсудим и эволюционным путем придем к исследовательской аспирантуре. Когда это состоится, зависит в первую очередь не от министерства, а от университетского и от научного, академического сообщества», - подчеркнул Трубников.

Так ли обязательна защита?

Введение обязательной защиты вряд ли повысит качество диссертаций, считает , руководитель аспирантской программы Сколтеха по направлению «Науки о жизни» Константин Северинов.

Эта инициатива вредная и глупая. Она приведет к ухудшению уровня диссертаций, так как и руководители аспирантов, и сами аспиранты будут вынуждены гнать халтуру, чтобы выполнить требования обязательной защиты по окончании аспирантуры.

Константин Северинов

Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

«Руководство министерства должно быть обеспокоено разработкой мер по улучшению качества образования и науки в нашей стране, а не начетничеством и желанием достичь бессмысленных показателей, которые позволят рапортовать об успехах "на бумаге", ухудшив ситуацию на деле», - считает Северинов.

Аспирантура должна быть нацелена на защиту диссертаций, но при этом необходимо сделать сроки защиты более гибкими, отмечает проектор МГУ Алексей Хохлов. «Нельзя от организации требовать защиты диссертации точно в срок окончания аспирантуры, поскольку это приведет к дальнейшему падению качества защищаемых диссертаций. Поэтому неправилен такой подход, когда нужно обязательно защитить диссертацию в срок, иначе организация будет наказана», - заявил Хохлов.

Профессор РАН, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Сергей Попов сравнил введение обязательных защит с ретроавтомобилями в Гаване. «Во многом система науки в России вообще и аспирантура в частности напоминают мне эти машины. А попытки министра что-то реформировать - ремонт таких машин. Можно обсуждать, в какой цвет их красить, можно переставлять руль с правой стороны на левую, можно менять обивку то на одном сиденье, то на другом (в зависимости от текущей концепции). Но все это не имеет отношения к нормальному автопрому или возможности граждан купить современный автомобиль», - прокомментировал Попов.

От инициативы министерства не будет ни вреда, ни пользы, отметил философ и социолог Григорий Юдин (НИУ ВШЭ). «Это бесполезная и безвредная инициатива, как и большинство инициатив Васильевой. Заставлять защищаться никого все равно невозможно, даже если пригрозить смертной казнью», - подчеркнул эксперт.

Что нужно изменить в подготовке аспирантов

Обязательная защита - не единственное нововведение в аспирантуре. Изменения могут коснуться и программ подготовки аспирантов. Как их менять, Министерство образования и науки планирует обсудить с учеными и преподавателями вузов. «Все лучшее, конечно, останется. Все, что работает, все, что дает эффективную подготовку квалифицированных кадров, конечно, все эти практики останутся обязательно», - пообещал Григорий Трубников.

Сейчас много вопросов вызывают вступительные и кандидатские экзамены, обязательные курсы и педагогическая практика. В перечень обязательных вступительных испытаний во многих университетах входит «Философия». Аспиранты первого года обучения слушают курс по «Истории и философии науки» и сдают по нему кандидатский минимум. Однако качество философской подготовки аспирантов оставляют желать лучшего. «Этот экзамен всегда был насмешкой над философией, осмысленно подготовиться к нему было невозможно, и единственное, чему он надежно обучал, так это отвращению к философии. По счастью, некоторые университеты, такие как ВШЭ, начали отменять его как обязательный экзамен, и пока никто не жалуется, что уровень философского осмысления мира у аспирантов снизился», - заявил Григорий Юдин.

Ввести в программу обязательных курсов можно и более актуальные для аспирантов предметы, считает профессор Университета Северной Каролины и МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор химических наук Александр Кабанов. «Философия в зависимости от специальности, может, и нужна, но далеко не всем. Для химиков, биотехнологов, фармацевтов (области, которые я представляю хорошо) вместо философии я бы ввел какие-то другие курсы, современные и более полезные для специальности, которых не хватает выпускникам вузов. Это могут быть статистические методы, которым, по моим старым представлениям, учат не очень хорошо, или информатика, или курс, сфокусированный на взаимоотношении различных дисциплин, с целью подготовки специалистов к междисциплинарным, "конвергентным" исследованиям в будущем», - рассказывает Кабанов.

Кабанов добавил, что вместо философии внимание в подготовке аспирантов следует уделять иностранному языку. «Успехи в философии, конечно, не отражают способность поступающих к творческой научной работе. Куда важнее способность хорошо говорить и связно выражать свои мысли, в том числе по-английски», - отметил он. Такого же мнения придерживается и Константин Северинов.

Уровень владения английским подавляющего большинства выпускников российских аспирантур, мягко говоря, не высок, а те, кто знает язык, выучили его не благодаря официальным занятиям в аспирантуре.

Константин Северинов

Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

Помимо философии и качества преподавания английского языка, вызывает вопросы и то, что аспиранты обязаны преподавать. «Педагогическая практика не обязательна, но возможна, - считает Александр Кабанов. - За деньги и добровольно. Чтобы желающим аспирантам платили за ограниченное количество преподавательских часов».

По мнению Константина Северинова, педпрактика, наоборот, должна стать важным элементом подготовки кандидатов наук. «Другой вопрос, что правильно организовать педагогическую практику сложно, ведь речь должна идти не о мытье пробирок или переключении слайдов для профессора. Человек со степенью кандидата в принципе должен быть способен профессионально провести лекцию на университетском уровне в области своей специализации. Было бы здорово, если бы подготовка и чтение нескольких лекций были частью аспирантуры. Так же, как и руководство дипломниками. Лучший способ что-то понять самому - это объяснить другому», - полагает ученый.

Философию и педпрактику, по мнению Сергея Попова, едва ли можно считать проблемой российской аспирантуры. Он считает, что в аспирантуру (в основном по гуманитарным направлениям) часто идут люди, которые не планируют строить академическую карьеру и заниматься научными исследованиями. Более того, в России не работает «нормальная система организации науки» и нет запроса на аспирантов. «Это видно уже по отсутствию, скажем, сколько-нибудь заметного числа китайских-индийских постдоков в России. Это хороший индикатор», - поясняет Попов.

Едва ли реформирование аспирантуры в научную сторону что-то изменит, считает эксперт. «В короткой перспективе это приведет к тому, что просто ничего не изменится. Будут ругать руководителей за то, что не обеспечили достаточное число защит, но руководители уже привыкли, что их ругают за невыполнение каких-нибудь невыполнимых требований вроде так называемых "майских указов президента". Или пойдет поток очень слабых защит», - сетует Попов.

С ним согласен и Константин Северинов. «"Испеченные" по новым правилам "кандидаты" в будущем будут занимать различные руководящие посты в системе высшего образования и в науке, так что ущерб от предложенных мер, если они будут приняты, будет долговременный и переживет нынешнего министра», - согласился Константин Северинов.

Реформа аспирантуры (как и системы присуждения ученых степеней), возможно, даст большую автономность вузам. «В целом последняя реформа системы аттестации научных кадров показывает, что мы постепенно приходим к тому, что каждый университет может иметь собственные представления о том, как он хочет обучать аспирантов, что с них спрашивать и какие экзамены принимать», - комментирует Григорий Юдин.

По мнению Алексея Хохлова, необходимо отлеживать, насколько эффективна аспирантура в той или иной организации. «Если видно, что из года в год аспиранты, проучившись три или четыре года, уходят безо всякой защиты, не имеют никаких публикаций и идут работать в место, не связанное с наукой, это плохо. Если они публикуются регулярно на протяжении всего срока аспирантуры, защищаются, не обязательно в срок, но в течение одного, максимум двух лет после окончания аспирантуры, и после этого они используют свои знания, работают по специальности, это хорошо», - подводит итог Хохлов.

2018г. были опубликованы 2 интервью главы РАН Сергеева о скором реформировании аспирантуры и введении обязательной защиты для аспирантов. Тогда мы не стали комментировать слова главы РАН до выяснения всех деталей. Теперь же, благодаря нашим источникам, мы получили возможность узнать подробности и проанализировать их.

1. Сроки начала и проведение реформы

В 2017г. мы уже писали о проекте ФЗ "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ" , в котором предусмотрена обязательная защиту по окончании аспирантуры. Данный проект ФЗ должны были принять в 2018г., но перенесли на 2019. Именно принятие данного ФЗ положит начало реформированию аспирантуры. О нем и говорит в частности глава РАН в своих интервью. Наши источники подтверждают, что обязательной защита для аспирантов станет уже максимум до ноября-декабря 2019г. Если же принять проект ФЗ успеют до конца марта, то уже в сентябре 2019г. После этого, в течение 1-2 лет стоит ожидать обновления ГОСТ касающихся аспирантур.

2. Последствия введения обязательной защиты для аспирантов.

Уже сейчас понятно, что введение обязательной защиты принесет только части аспирантов относительно гарантированный выход на защиту Стоит обратить внимание на то, что в своем интервью глава РАН говорит именно о проценте защитившихся аспирантов, а не о росте числа защит. По его словам основная задача реформы - рост процента защитившихся не менее чем в 1,25 раза, а представивших к защите не менее чем в два раза до конца 2024г. Что вполне объяснимо тем, что рост числа самих защит невозможен прежде всего в виду ожидаемого сокращения количества аспирантов на фоне сокращения числа аспирантур (наличие аспирантуры в ВУЗе будет обусловлено наличием диссертационного совета по аналогии с докторантурами). Также не стоит забывать о политике Минобрнауки по сокращению числа дисс. советов до 1200-1300 в конце 2019г. (в рамках оптимизации сети дисс. советов и перехода еще определенного количества ВУЗов на собственные степени) , и ужесточении ответственности оставшихся (Новое положение о совете по защите диссертаций). Поэтому, если сейчас из 90 тысяч аспирантов защищается только 12%, то после проведения реформы количество аспирантов сократится в разы, но процент защитившихся действительно будет выше. В этой связи стоит ожидать также ухудшения положения соискателей. Прежде всего потому, что процент защит у аспирантов можно будет увеличить фактически только за счет сокращения процента защит у соискателей (который и сейчас крайне невысок). Возможность советов допускать к защите лиц "со стороны" тоже заметно сократится. Важно понимать, что диссертационные советы сейчас поставлены в такие условия, при которых они не могут значительно увеличить число защит и при этом не оказаться заподозрены в постановке защит "на поток". Подозрения в том, что совет стал "фабрикой диссертаций", как показывает практика, ведет к его довольно быстрому закрытию. Есть исключения, но они касаются в основном диссертационных советов южных регионов России, на деятельность которых пока смотрят довольно лояльно. Что не гарантирует защитившихся там от скандалов и репутационных издержек. Рассуждая о последствиях введения обязательной защиты для аспирантов и соискателей нельзя не упомянуть, о том, что это существенно повлияет на повышение расходов. Очевидно, что ВУЗы поднимут официальную стоимость обучения / прикрепления в виду того, что количество аспирантур и советов заметно сократится. Что касаемо бесплатных мест в аспирантурах, то следует ожидать их сокращения. Если конечно они вообще будут доступны для рядового аспиранта (почему - см в п. 4) С ростом официальных, вырастут затраты и неофициальные. В условиях существенно ограниченной возможности защититься, а также повышения рисков для диссертационных советов, соискатель вынужден будет либо оплачивать помощь в работе над диссертацией и защите, либо отрабатывать саму возможность защититься. Подобную практику мы наблюдаем уже давно, но в новых условиях она скорее всего приобретет еще большую массовость. Все рассматриваемые последствия несомненно будут способствовать росту интереса к собственным степеням ВУЗов. Что в свою очередь увеличит стоимость получения вузовских степеней. Особенно из числа первой пятерки-десятки, которые уже сейчас способны в какой-то степени конкурировать с обычными степенями. В тоже время нужно понимать, что статус собственных степеней все равно будет несколько ниже. Сложность получения обычных степеней существенным образом повышают их статус. Для преодоления подобной ситуации требуется полный отказ от государственных степеней. Однако в ближайшие лет 5-6 этого точно не произойдет. Политика Минобрнауки последних 6 лет явно нацелена на сокращения числа остепененных государством граждан, но никак не на полный отказ от степеней.

Важно отметить: Введение обязательной защиты будет касаться только аспирантов, которые поступят в аспирантуру после вступления в силу нового ФЗ. Что касаемо аспирантов, поступивших в аспирантуры до вступления в силу нового ФЗ и соискателей, то в случае если они не успеют защититься до 2020-2021г., они также начнут ощущать на себе эффект от реформы аспирантуры т.к. к этому времени поменяют ГОСТ и уже не только новый ФЗ будет влиять на деятельность аспирантур и диссертационных советов.

3. Увеличения сроков обучения в аспирантуре до 5-6 лет и сокращение образовательной нагрузки на аспирантов

Согласно нашим источникам, действительно стоит ожидать увеличение сроков обучения в аспирантурах. Это произойдет как только вступят в силу новый ГОСТ, о котором говорит глава РАН. Т.е. в 2020-2021гг. В первую очередь это будет касаться технических и естественно-научных специальностей. По данным специальностям срок скорее всего увеличат до 6 лет. Также сейчас рассматривается возможность установления минимального пятилетнего срока обучения для остальных специальностей. Точный перечень специальностей станет известен в 2020г. При этом планируется сократить образовательную нагрузку на аспирантов для "увеличения времени на занятие наукой". Однако фактически это просто приведет к "размазыванию" программы аспирантуры на дополнительные 1-2 года. Положительный эффект от данных нововведений оценят разве что только аспиранты, не желающие идти в армию. Для остальных же категорий потенциальных аспирантов это сделает аспирантуру куда менее привлекательной и они будут искать иные пути для получения ученой степени. Прежде всего это соискательство. Что станет в свою очередь дополнительным фактором увеличения официальной стоимости соикательства в ВУЗах, а также неофициальных затрат на защиту.

4. Введение грантов на обучение в аспирантуре и зарплаты для аспирантов как фактический отказ от бесплатных мест аспирантуре

По нашим данным, введение грантов на обучение в аспирантуре вопрос практически решенный. В 2020-2021гг. они будут введены. Цель их введения - предоставление возможности бесплатного обучение в аспирантурах только лицам, разрабатывающим важные для государства и организаций научные темы. При чем способным довести обучение до логического конца. Т.е. до защиты диссертации. В данном обзоре мы не будет писать о возможных злоупотреблениях при предоставлении грантов, отметим только, что само по себе это может стать непреодолимым барьером на пути к бесплатному обучению для большинства. Фактически предлагается (и об это как раз говорит Сергеев), что потенциальный аспирант должен будет найти себе научного руководителя, определиться с темой и аспирантурой (еще и там договориться). Затем подать вместе с руководителем заявку на грант, получить его и только после этого он сможет получить возможность бесплатного обучения. Если аспирант в итоге не защитится, то он не выполнит условия предоставления гранта. В этом случае встанет с большой вероятностью вопрос о возврате средств. Иными словами получить возможность учиться в аспирантуре бесплатно станет либо практически невозможно для рядового человека, либо рискованно.

Также скорее негативный результат может принести введение зарплат для аспирантов. Глава РАН недаром говорит о том, возможно имеет смысл предоставлять возможность открывать аспирантуры (с бесплатными местами) только ВУЗам, которые смогут обеспечить зарплату для аспирантов как минимум в первые годы обучения. Сколько таких ВУЗов найдется? Скорее всего крайне мало. Эта мера сейчас обсуждается и многие признают ее весьма спорной. Скорее всего в ближайшие годы ее не введут. Однако, даже если все ограничится грантами, бесплатных мест в аспирантурах фактически не будет. Обучение в аспирантурах станет практически полностью платным.

5. Заключение.

В заключении хотелось бы отметить следующее: К сожалению реформа аспирантуры, которая начнется в этом году, принесет в основном только дополнительне сложности аспирантам и соискателям.. По мере реформирования уже к 2020-2021г. аспирантуры станут для поступающих фактически полностью платными. А стоимость и сроки обучения в них возрастут. Неофициальные затраты аспирантов и соискателей также будут расти. Еще раз хотим подчеркнуть, что основная цель реформы не увеличение количества защит, а увеличение ее процента. Количество же аспирантов и соискателей будет только сокращаться. Поэтому, если перед вами стоит цель получить степень кандидата наук, вам стоит уже сейчас договариваться с конкретным диссертационным советом и форсировать по возможности выход на защиту. Если у вас есть необходимые связи, то ими стоит воспользоваться. После разработки новых ГОСТов и по мере приближения срока защит аспирантов из рефомированных аспирантур, выйти на защиту станет все более проблематично. Как для аспирантов, закончивших аспиратуру по старым правилам, так и для соискателей. Если же вы твердо решили поступить в аспирантуру, то поступать имеет смысл только после вступления нового ФЗ в силу. При этом вы должны быть готовы к тому, чтобы потратить на это минимум 5 лет и весь этот срок нести существенные расходы. Если у вас есть научный руководитель, способный помочь вам получить грант на бесплатное обучение, то в этом случае вы должны быть точно уверены, что имеете необходимые силы и время чтобы довести все до логического конца.

На прошлой неделе в РАН состоялись слушания по развитию аспирантуры в России, в которых приняли участие президент Академии наук Александр Сергеев и его коллеги, а также представители Министерства науки и высшего образования и Рособрнадзора. С докладом о предложениях по развитию научной аспирантуры России выступил член-корреспондент РАН Юрий Ковалев [ , ].

— 1 ноября в Академии наук прошли общественные слушания о научной аспирантуре. Каков главный итог состоявшейся дискуссии, на ваш взгляд?

— Мне кажется, был достигнут консенсус: мы категорически не можем позволить, чтобы произошла очередная болезненная и тяжелая реформа аспирантуры. При этом научная аспирантура должна быть организована так, чтобы было удобно научным и образовательным организациям, аспиранты вместе со своими руководителями могли заниматься именно наукой, а российские дипломы кандидатов наук признавались в мире.

— Идея, предложенная Советом по науке, чтобы существовали как научные, так и научно-педагогические аспирантуры, многими коллегами была отвергнута. Большинство высказалось только за научные аспирантуры…

— Год или полтора назад, когда мы начали заниматься этим вопросом в Совете по науке прошлого Министерства образования и науки, я тоже говорил о том, что нужна только научная аспирантура. Однако обсуждение этого вопроса с чиновниками Минобрнауки привело к пониманию, что помимо значительного числа организаций с серьезной научной компонентой есть не менее значительное число образовательных организаций, которым аспирантура нужна для доучивания своих магистров до уровня, необходимого для работы преподавателем в вузах. Для них крайне важно иметь возможность в рамках аспирантуры дать выпускникам магистратур дополнительные знания, необходимые для работы преподавателем. В рамках современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) таким аспирантурам работается хорошо, но аспирантам, стремящимся к научной работе, и их научным руководителям в этой системе неудобно. Поэтому мы предлагаем вариант, который направлен на вариативность и существование двух путей развития аспирантуры.

Первый — научно-педагогическая аспирантура . Если уровень подготовки магистров недостаточен и организации нужно доучить человека, то ей можно пойти по пути научно-педагогической аспирантуры. Тогда большое количество учебных часов, которые запланированы в рамках ФГОСов, будут организации в помощь. Может быть, организация захочет еще больше часов на лекции и семинары. Логично, если после завершения подобного обучения люди будут получать дипломы об окончании аспирантуры и с этими дипломами смогут преподавать. Тогда не нужно будет пытаться «лепить» слабых кандидатов наук, если у молодых коллег нет цели работать в науке.

Второй путь — научная аспирантура. На слушаниях в РАН как раз обсуждалось, чтó сегодня мешает научной аспирантуре. Обязаловка по «палкам» большого количества учебных часов приводит к тому, что наши аспиранты сидят на не очень нужных им занятиях. В рамках научной аспирантуры должно быть минимальное количество учебных курсов — только то, которое необходимо для сдачи кандидатских минимумов. И это всё! Остальное время наши аспиранты должны заниматься научной работой: учиться и выполнять исследовательскую работу.

Мы считаем, что научная аспирантура должна заканчиваться защитой диссертации. Соответственно, в ее рамках мы должны готовить кандидатов наук. Хочу заметить, что пожелание заканчивать научную аспирантуру именно защитой диссертации не должно привести к требованию 100% защит по окончании аспирантуры. Иначе в этом случае далеко не все диссертации будут на необходимом высоком уровне.

Вариативность, которую мы предлагаем, можно реализовать в рамках существующего закона об образовании изменением ФГОСов. Это как раз и позволит вузам и научным организациям выбирать, по какому пути в рамках аспирантуры они хотят пойти. Замечу, что существуют и другие пути решения данной задачи. Они обсуждались нами и коллегами на общественных слушаниях.

— Воспринимаются ли ваши идеи Министерством науки и высшего образования?

— Да, у нашей рабочей группы есть взаимопонимание с министерством о том, как идеи, связанные с научной аспирантурой, претворить в жизнь. Но следующий шаг сейчас должна сделать Академия наук по результатам состоявшихся общественных слушаний. Как было сказано во время заключительного слова президента РАН А. М. Сергеева и вице-президента РАН А. Р. Хохлова, будет подготовлен результирующий документ, который должен отразить консенсусное мнение, сформированное в ходе этого обсуждения. И этот документ будет направлен в Министерство науки и высшего образования.

Теперь вопрос в том, какой документ подготовит Академия наук и как на него отреагирует министерство. У меня позитивные ожидания. Мне кажется, что на слушаниях мы все, при существующей разнице в деталях, говорили об одном и том же. Нам вместе с чиновниками необходимо принять решение о том, как наиболее оптимально с точки зрения закона и наиболее эффективно и безболезненно для научно-образовательных организаций, аспирантов и их научных руководителей реализовать решение обсуждаемых выше задач.