Программа военная психология и педагогика. Педагогическая психология и военная психология

Взаимосвязь военной и педагогической психологии определяется прежде всего той ролью, которую играет обучение и воспитание в обеспечении боеспособности войск и сил флота. Во-первых , речь идет о сложившейся системе подготовки военных кадров, составляющих костяк любых вооруженных сил. Эта система состоит из нескольких взаимосвязанных звеньев включающих военные факультеты и институты, высшие военные училища и академии, Военный университет. Во-вторых , процесс поддержания боевой готовности в частях и подразделениях опирается прежде всего на занятия в системе боевой и общественно-государственной подготовки воинов. В-третьих , в нашей стране развернута широкая система допризывной подготовки юношей к службе в Вооруженных силах. Эффективность каждого из этих процессов обуславливается множеством факторов, среди которых не последнюю роль играют психологические условия и детерминанты. Исследовать их и призвана в первую очередь педагогическая психология.

При этом необходимо прежде всего очень четко разграничить предметную сферу педагогической психологии и военной педагогики. Военная педагогика как система научного знания занимается прежде всего изучением сущности, закономерностей, принципов, содержания, методов и форм эффективного построения воспитательного процесса. Тем самым, в качестве предмета научного знания выступает прежде всего система внешних по отношению к объекту педагогического воздействия способов и средств. Хотя при этом любой исследователь никогда не забывает о внутреннем плане педагогической деятельности, эта психологическая составляющая остается в педагогике как бы за кадром, вне детального анализа и учета. С другой стороны, любой психологический анализ педагогических ситуаций с неизбежностью наталкивается на необходимость учета специфики той деятельности, которую осуществляют субъект и объект педагогического воздействия. Наиболее рельефно эта взаимосвязь проявляется в психологической теории деятельностного опосредствования психической жизни человека. В этом случае никакой анализ психической стороны жизнедеятельности невозможен без учета ведущего типа деятельности, детерминирующего все остальные проявления личности и сознания.

Таким образом исследование процессов обучения и воспитания в рамках целостной системы предполагает единство педагогики и психологии по объекту изучения, но в то же время нуждается в последовательном различении предметной сферы анализа. В результате согласования этих двух противоречивых исследовательских тенденций и возникло такое направление исследовательской и практической деятельности как педагогическая психология. В силу этого педагогическая психология должна быть направлена прежде всего на изучение психологических вопросов целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, на выявление условий обеспечивающих оптимальный развивающий эффект обучения, на создание возможностей для учета индивидуальных психологических особенностей обучаемых, на исследование взаимоотношений между воспитателем и воспитуемыми а также внутри воспитательного коллектива. Кроме того представляют интерес психологические вопросы самой педагогической деятельности.


В условиях Вооруженных сил решение этих общих для педагогической психологии задач приобретает свою специфику. Прежде всего это обусловлено особенностями воинской службы как специфического вида деятельности. Как известно, психологическим дериватом любой деятельности является мотив. Процесс мотивообразования лежит в основе исследования всех остальных психических проявлений личности и коллектива. В случае же с воинской деятельностью нам приходится сталкиваться с ситуацией «почетного долга”, реализация которого не всегда согласуется с действительным положением дел в мотивационной сфере личности воина. Во-вторых, средства деятельности, используемые для решения поставленных задач представляют собой особые инструментальные образования предназначенные прежде всего для уничтожения, и поэтому не имеющие как правило аналогов в других сферах созидательной деятельности. Можно так же наверное говорить о необычайной по сравнению со всеми другими видами деятельности напряженности боевой деятельности войск, обусловленной прежде всего ее особой опасностью для жизни и здоровья самих военнослужащих. Все эти и другие особенности привносят в педагогический процесс в Вооруженных Силах свое неповторимое своеобразие, для учета которого военным психологам приходится использовать специальные средства и способы.

Основные тенденции психологического анализа проблем воинского обучения и воспитания наиболее ярко проявились в тематике, методологических предпосылках и полученных результатах диссертационных исследований военных психологов. Так, среди первых исследований по военной психологии заметное место занимают работы, направленные на анализ психологии обучения воинов тем или иным боевым навыкам. Например, диссертация Ф.Ф.Кудрейко (1947г.) была посвящена психологии подготовительных упражнений при обучении стрельбе из винтовки, работа П.А.Логинова (1952г.) психологии процесса формирования навыка стрельбы из пистолета и револьвера, исследование М.П.Коробейникова (1956г.) - формированию умений и навыков стрельбы из автомата на ходу. В дальнейшем, по мере усложнения боевой техники внимание психологов привлекают более крупные проблемы боевой учебы. Так И.И.Малопурин (1971г.) рассмотрел психологию формирования умений и навыков у воинов танкистов, И.В.Болтовский (1973г.) исследовал психологические особенности специальной подготовки молодых солдат ракетных частей, В.С.Тараненко (1978г.) выявил психологические особенности обучения специалистов-ремонтников по отысканию и устранению неисправностей артиллерийского вооружения. Все эти работы базировались в основном на ассоциативно-рефлекторной теории обучения и имели ярко выраженную практическую направленность на совершенствование процесса боевой учебы в частях и подразделениях.

Начиная с 70-х годов в военной психологии были развернуты исследования процесса обучения и воспитания опирающиеся на концепцию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. В соответствии с этим подходом военные психологи подходили к рассмотрению формирования боевых навыков как к многоэтапному процессу включающему формирование мотивационной основы действий, составление схемы ориентировочной основы действий, формирования действия в материальном плане, перевод действия в «громкую социализованную речь", формирование действия «во внешней речи про себя» и, наконец, формирование в сознании предметного содержания действия. В разное время в русле этой концепции были проведены исследования эффективности изучения марксистско-ленинской теории в Вооруженных Силах (Б.Ц.Бадмаев), формирования психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов в ходе изучения современной военной техники (С.И.Съедин), повышения эффективности усвоения правовых знаний курсантами и слушателями (Б.И.Хозиев), эффективного изучения первоисточников марксизма-ленинизма в ВВУЗах (Ю.И.Садчиков), деятельности летчика-инструктора по формированию летных умений и навыков у курсантов (И.С.Стегний) и ряд других работ.

Большое внимание уделялось психологами и вопросам воспитания советских воинов. При этом, безусловно, психологические аспекты темы рассматривались в тесном единстве с идеологическими основами воинского воспитания, а практические рекомендации тесно увязывались с организационными формами партийно-политической работы в мирное и военное время. Среди выполненных в этом русле - диссертации: В.Ф.Пирожкова (1964г.) о формировании коммунистического мировоззрения у советских воинов, В.В.Стрежнева (1965г.) об индивидуальном подходе в воспитании воинов, В.Н.Климова (1982г.) о психологических проблемах повышения эффективности воспитания молодых офицеров в части, Н.Н.Азарнова (1988г.) о повышении эффективности формирования политических убеждений у советских воинов и многие другие исследования.

На современном этапе исследование психологии обучения и воспитания приобретает особую актуальность. Это обусловлено прежде всего тем, что в частях и соединениях появились штатные военные психологи способные проводить систематическую работу по психологическому обеспечению процесса боевой и общественно-государственной подготовки. Поэтому, каждое новое исследование по данной проблематике уже изначально имеет своего исполнителя в лице этих структур, что значительно повышает эффективность таких исследований. Во-вторых, изменения в порядке комплектования армии и сроках прохождения службы с новой остротой поставили вопрос о поиске эффективных путей повышения качества овладения воинской специальностью, а применительно к воинам-контрактникам речь должна идти и о средствах поддержания этой обученности на протяжении всего периода службы. В-третьих, по мере деидеологизации армии значительно изменилась ситуация в сфере воспитательной работы и новым воспитательным структурам естественно очень были бы нужны научно обоснованные выводы и рекомендации о психологических предпосылках эффективного воспитательного воздействия.

Значительный вклад внесли военные психологи и в разработку проблем подготовки офицерских кадров в системе высшей военной школы. Среди основных направлений психологического анализа можно выделить такие, как психологические основы обучения и воспитания курсантов и слушателей в ВВУЗах, психологические предпосылки повышения эффективности преподавания отдельных предметов обучения, психология формирования и развития личности курсанта (слушателя) и курсантского коллектива, психология деятельности преподавателя.

Так, в диссертации Г.А.Давыдова (1975г.) были рассмотрены психологические основы повышения эффективности обучения курсантов военных училищ, в исследовании Б.А.Зверева (1975г.) были разработаны психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности восприятия курсантами учебного материала на занятиях по общественным дисциплинам, в докторской диссертации Л.А.Кандыбовича (1982г.) исследовались психологические проблемы формирования профессиональной готовности курсантов ВВУЗов к службе в войсках, в работе А.П.Скрыпникова (1984г.) было рассмотрено общение в курсантском коллективе как условие развития личности курсанта, в диссертации Н.Ф.Ильина (1983г.) анализировалось влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении.

Все эти и другие работы содержат ценный исследовательский материал связанный с изучением психологических аспектов высшей военной школы, каждая из них отличается своими теоретическими подходами и глубиной разработки проблем. Вместе с тем можно пожалуй выделить нечто общее в постановке исследовательской задачи, присущее всем этим работам. В качестве исходного положения, явно или неявно, предполагается, что педагогическая система в лице того или иного учебного заведения способна обеспечить формирование таких психологических качеств и характеристик, которые надолго обеспечивают служебную деятельность выпускника, оставаясь при этом в общем-то неизменными. Получается, что самые значительные изменения в психике будущего или настоящего офицера происходят во время его обучения в ввузе. Выйдя из него офицер лишь продолжает использовать накопленное, не претерпевая в общем-то значительных преобразований. Тем самым из психологического анализа обучения и воспитания как бы выпадала идея развития психики как ее самодвижения и идея развивающего обучения, как системы обеспечивающей психологические условия для возникновения такого самодвижения в психике каждого выпускника.

В связи с этим особый интерес представляет исследование процесса подготовки курсантов и офицеров к управленческой деятельности, осуществленное В.Ф.Переваловым (1995г.). В ходе него автор разработал и обосновал целостную концепцию персонализации, которая способна обеспечить качественно новый характер обретения обучаемыми требуемого уровня развития личностных качеств. Сущность персонализации процесса подготовки офицеров состоит в том, что на основе самоизучения и самоуправления обучаемые приобретают адаптированные к индивидуальному складу личности навыки тонкой инструментовки исполнения нормативной социально-психологической роли военного руководителя и получают условия для саморазвития способностей к управленческой деятельности. В качестве основных психологических условий такого саморазвития личности выступают: самоуправление, как важнейшая детерминанта прямого управленческого воздействия; самооценка личности по совокупности важнейших профессинально значимых качеств; индивидуальное отношение к подчиненному как эпифеномен управленческого взаимодействия. Реализация этих условий в учебном процессе ВВУЗа способна обеспечить по мнению автора саморазвитие управленческих качеств выпускника на всех дальнейших этапах служебной деятельности. Кроме того автором был разработан комплекс специальных курсов для всех типов высших военных учебных заведений, построенных по единой технологии, имеющих самоуправленческое основание и учитывающих специфику каждого звена базового образования в решении задачи самореализации личностью своего индивидуального склада и развития способностей к руководству.

Вместе с тем анализ показывает недостаточную разработанность в психологических исследованиях проблем, связанных с воспитанием курсантов и слушателей, с преподаванием отдельных дисциплин, особенно из числа вновь вводимых дисциплин гуманитарного цикла, с затруднениями в деятельности преподавателей высшей военной школы и педагогических коллективов. Особого внимания заслуживают вопросы связанные с преподаванием в военных учебных заведениях психологической теории и вопросы подготовки специалистов-психологов различного профиля. В частности, заслуживает, на наш взгляд, внимания проблема формирования особого типа «практического мышления» у слушателей военного университета, готовящихся к деятельности практического психолога. В этом случае традиционная « университетская» модель психологического образования к сожалению не срабатывает и требуется большая исследовательская работа со стороны самих психологов по ее модернизации.

Разработка и реализация на практике новой модели подготовки психологов очень тесно связана с задачей совершенствования методики преподавания предметов психологического цикла. Тот громадный опыт преподавания военной психологии, который был накоплен кафедрами военной педагогики и психологии военно-политических училищ и кафедрой военной психологии ВПА им. В.И.Ленина к сожалению не всегда применим в современных условиях. Дело в том, что из предмета прежде всего общеобразовательного и мировоззренческого психология перешла в разряд предметов профессинально значимых. В этом случае методика преподавания должна базироваться на иных принципах и использовать иные средства. Кроме того значительно изменилось и содержание того, что мы привыкли называть психологической теорией.

На смену одному-двум предметам пришли новые учебные дисциплины: история психологии, общая психология, психофизиология, экспериментальная психология, возрастная психология, психотерапия и др. Каждая из этих дисциплин имеет свою внутреннюю логику которая во многом влияет на методику ее преподавания. Все эти вопросы нуждаются в своем научном осмыслении и разрешении.

Еще одно направление психологического анализа - это подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах. Она как правило осуществляется в рамках либо общеобразовательных школ либо в специализированных учебных заведениях. Суворовские училища уже давно попали в поле зрения психологов. Так еще в 1951 году С.Г.Крантовским была защищена диссертация, посвященная изучению военных идеалов суворовцев старших классов. В дальнейшем психологические проблемы суворовцев исследовались А.В.Мощенко. Вопросы формирования психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах рассматривались В.Лоскутовым (1991г.), а психологические аспекты ориентации юношей на профессию офицера исследовались В.В.Алешкиным (1990г.). На современном этапе система подготовки юношей к воинской службе претерпевает серьезные изменения. Поэтому вполне оправданным был бы научный интерес психологов к этим проблемам. Особенно актуальным в этом плане является соединение идей педагогической и возрастной психологии в рамках исследования одного объекта - допризывной молодежи.

В целом психологический анализ различных педагогических систем в рамках вооруженных сил представляет собой довольно мощное научное направление со своими традициями и со своими особенностями. Уже накоплен большой научный потенциал, который к сожалению не всегда существенно влияет на реальную практику обучения и воспитания. Поэтому первоочередная задача - актуализация и пропаганда достигнутого. Но жизнь не стоит на месте и поэтому психологию ждут новые не менее сложные задачи, решать которые предстоит новым поколениям военных психологов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Военная психология и педагогика

Лекция №1

Тема: «Военная педагогика как наука. Содержание, принципы, формы и методы обучения военнослужащих»

Количество часов: 2

Дата проведения: 27.01.2016г.

Форма проведения: лекция

Лекцию разработал: Начальник службы отдела ВСПР

Департамента по делам обороны Карагандинской области

майор К. Смагулова

План

1. Военная педагогика как наука

1. Военная педагогика как наука

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

*факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;

*научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;

*гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

*методики исследования военно-педагогической реальности;

*система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

*военно-педагогический процесс - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

*воспитание военнослужащих - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

*обучение военнослужащих - целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

*развитие военнослужащих - процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

*психологическая подготовка военнослужащих - формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;

*образование военнослужащих - процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Военная педагогика как наука решает следующие задачи:

*исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;

*исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;

*разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;

*способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;

*обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;

*выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;

*обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учетом специфики видов и родов войск;

*разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;

*исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;

*разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;

Решение задач военной педагогики связано прежде всего с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил РК, формирования у командиров (начальников) современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины. военный педагогика офицер

Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

Прежде всего, офицер занимается обучением, подготовкой подчиненных, совершенствованием их воинского мастерства, боевой выучки. Будучи непосредственным начальником для своих подчиненных, он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. Кроме того, офицер обучает прапорщиков (мичманов), сержантов (младших командиров) практике обучения и воспитания подчиненных, организует и направляет их педагогическую деятельность.

Эти положения закреплены соответствующими статьями Устава внутренней службы ВС РФ и являются обязательными для выполнения в повседневной деятельности.

Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера - руководителя воинского коллектива - знаний, навыков и умений в области военной педагогики.

Педагогические знания позволяют офицеру:

*умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;

*успешно руководить боевой подготовкой, методически грамотно обучать личный состав;

*продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ;

*результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;

*обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;

*целесообразно строить работу с подчиненными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний и методического мастерства;

*эффективно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением;

*использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.

Педагогические знания командира (начальника), его навыки, умения по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Это обусловлено тем, что объект педагогических воздействий (военнослужащие и воинский коллектив) постоянно изменяется, развивается и все в большей степени (в соответствии с современными подходами) рассматривается как один из субъектов педагогического взаимодействия. Кроме того, изменяются и условия, в которых осуществляется военно-педагогический процесс.

В ВС РК функционирует система вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике. Ее основные элементы:

*изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;

*занятия в системе командирской подготовки, прежде всего по общественно-государственной подготовке;

*специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;

*анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;

*обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;

*самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;

*совершенствование психолого-педагогических знаний офицеров в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации в учебных центрах, на курсах.

Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

В настоящей главе военная педагогика рассматривается как отрасль педагогики, раскрываются ее сущность, содержание, особенности, задачи, методы, основные категории.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).

Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:

*задачи военно-педагогического процесса;

*организационная структура;

*субъекты и объекты данного процесса.

Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:

1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;

2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;

3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;

4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;

5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Организационно военно-педагогический процесс включает:

*различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;

*педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;

*воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.

Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.

В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.

Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.

Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.

Военно-педагогический процесс (ВПП) представляет собой систему учебно-воспитательной деятельности органов военного управления, всех категорий должностных лиц и специалистов воспитательных структур по подготовке военнослужащих, подразделений и частей к выполнению задач по боевому предназначению в интересах личности, общества и государства.

Это социальный процесс, направленный на реализацию положений Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти. Его основными компонентами являются цели (социальный заказ общества) и задачи, организационная структура (боевая и общественно-государственная подготовка; педагогические аспекты боевой, служебной, учебной и других видов деятельности), составные части (обучение, воспитание и психологическая подготовка), содержательная и методическая (технологическая) структуры, а также соответствующие субъекты и объекты.

Следует отметить, что в ВПП проявляются определенные закономерности. В повседневной профессиональной деятельности офицерского состава они находят свое отражение в принципах обучения и воспитания военнослужащих, под которыми понимаются руководящие положения, ведущие идеи и выработанные правила, определяющие вопросы организации, содержания и методики учебно-воспитательной работы в части, подразделении. Их перечень соответствует содержанию выявленных к настоящему времени закономерностей ВПП, но в то же время отражает и специфику каждой из его рассматриваемых составных частей. В результате систему основных (ведущих) принципов обучения и воспитания подчиненных можно представить в следующем виде.

Рассматривая перечисленные принципы важно учитывать, что каждая идея, заложенная в них, как правило, является отражением нескольких закономерностей. На практике их содержание реализуется в виде педагогических правил (требований) учебно-воспитательной деятельности - руководящих положений, раскрывающих отдельные стороны применения того или иного принципа. Иными словами, правила представляют собой конкретные указания офицеру о том, что нужно сделать для организации и эффективного осуществления учебно-воспитательного взаимодействия с подчиненными. Следовательно, принципы обучения и воспитания - связующее звено между военно-педагогической теорией и повседневной практикой войск.

Для примера раскроем содержание принципа социальной обусловленности и научности обучения и воспитания подчиненных. Его реализация в войсковых и флотских условиях в настоящее время обеспечивается соблюдением следующих основных правил:

При организации учебно-воспитательного процесса руководствоваться требованиями общества (социальным заказом) к профессиональным качествам (уровню специальной подготовки и развитию личностной сферы) военнослужащих; тесно увязывать обучение и воспитание с жизнью страны и ее Вооруженных Сил (спецификой осуществляемых реформ, стоящими задачами); неуклонно проводить в жизнь требования органов государственного и военного управления;

Осуществлять научно обоснованный подход к отбору учебного и воспитательного материала; в военно-педагогическом процессе рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, выделять закономерности и противоречия в обучении и воспитании, а также пути их совершенствования; включать в учебный и воспитательный материал последние достижения отечественной науки;

Постоянно заботиться о развивающем эффекте обучения и воспитания; формировать у подчиненных качества гражданина, защитника Отечества и военного профессионала; популяризировать военную службу, показывать значимость ратного труда и его необходимость, искать пути повышения престижа воинской службы, на деле повышать его;

Добиваться научной организации учебно-воспитательных мероприятий, активно внедрять современные информационные технологии в учебный и воспитательный процессы.

Важно подчеркнуть, что в повседневной учебно-воспитательной практике офицерского состава требования различных принципов проявляются в единстве и тесно взаимосвязаны. Их нельзя отделять друг от друга, соблюдать одни и пренебрегать другими. Особенно это актуально для обеспечения достаточной эффективности форм обучения и воспитания подчиненных.

Формы обучения и воспитания можно рассматривать как варианты организации конкретного учебного занятия или воспитательного мероприятия. Само понятие «форма» означает способ организации, установленный порядок, вид существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса. В отечественной военной педагогике под формами обучения и воспитания понимается организационная сторона военно-педагогического процесса, предполагающая определенные состав и группировку военнослужащих, структуру и содержание учебных занятии или воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Каждая из форм решает вполне определенные педагогические задачи, используя при этом присущие ей учебные и воспитательные возможности, что обусловило существенное отличие форм обучения от форм воспитания подчиненных.

С учетом предложенного определения формы обучения объединены в пять родственных групп по определенному признаку.

Перечень форм обучения первой группы определен составом обучаемых по их категориям (занятия с офицерским составом, прапорщиками, сержантами и т.д.) и должностной принадлежности (занятия с командирами подразделений, отделений, экипажей и др.).

Вторая группа отражает особенности группировки обучаемых и включает в себя индивидуальное и групповое обучение.

Третья группа соответствует месту проведения учебных занятий (занятия в учебных классах, полевые занятия, занятия в местах несения дежурства).

Перечень форм обучения четвертой группы обусловлен продолжительностью учебного занятия (кратковременные - несколько минут; непродолжительные - 2-6 часов; продолжительные - до одних суток; многосуточные).

Пятая группа объединяет формы обучения в зависимости от подхода к формированию структуры занятия. В настоящее время в рамках данной группы объединены общие, применяемые во всех подразделениях вне зависимости от решаемых боевых, служебных и других задач, и специальные, используемые только в конкретном подразделении (например, авиационном, военно-морском, мотострелковом и т.д.) (схема 2).

В свою очередь формы воспитания представляют собой варианты организации конкретного воспитательного мероприятия, его композиционное построение. Они всегда взаимосвязаны с содержанием, вследствие чего каждая из них решает вполне определенные воспитательные задачи, использует те или иные рычаги развития личности, интересов и потребностей подчиненного, формирует у него профессионально значимые личностные свойства и качества.

Учитывая современное понимание сущности воспитания, можно утверждать, что форм воспитания бесконечно много - от элементарных форм уставных взаимоотношений между военнослужащими, индивидуальных и групповых бесед до всех форм учебной, служебной и общественно-плановой деятельности военнослужащих. Те же ОГП и информирование являются не только формами обучения и разъяснения военно-политической обстановки в мире, положения дел в части, подразделении, но и решают важные воспитательные задачи. В специальной же литературе к основным формам воспитательной работы офицерского состава отнесены общее собрание личного состава, подведение итогов, групповые и индивидуальные беседы, диспуты, принятие военной присяги, встречи с ветеранами ВС РФ и родителями военнослужащих, тематические вечера, вечера вопросов и ответов и др. Нельзя не отметить, что их перечень достаточно разнообразен и во многом определяется уровнем военно-педагогической подготовки и мастерства офицеров органов военного управления, спецификой решаемых задач, развитостью информационной, культурной, социальной инфраструктуры региона дислокации частей и подразделений.

Эффективность тех или иных форм обучения и воспитания зависит от профессиональных знаний, навыков и умений военнослужащих, от степени сформированное -ти их личностной сферы, от избранных офицером способов учебного и воспитательного взаимодействия с подчиненными в рамках конкретной учебной или воспитательной формы. В военно-педагогической литературе они обозначаются понятием методы обучения и воспитания, под которыми понимается система способов совместной деятельности офицера и подчиненного, при которой достигается овладение знаниями, формирование навыков и умений, а также развитие умственных и физических сил военнослужащих, совершенствование ведущих компонентов их личностной сферы, необходимых им для решения профессиональных задач по предназначению. Как и формы, методы обучения и методы воспитания существенно отличаются друг от друга.

Педагогический анализ особенностей реализуемых в войсках и на флотах методов обучения позволяет объединить их в две группы. В основе группы традиционных методов обучения находятся положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения, предусматривающей последовательный переход обучаемых от понимания предъявляемой им учебной информации к сохранению ее в памяти в виде знаний и последующему практическому применению. К их числу относятся методы устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и инструктирование), его обсуждения (беседа, семинар), а также методы показа (демонстрации), упражнения, практических работ и самостоятельной работы.

Группа активных методов обучения в отличие от традиционных предполагает непосредственное участие военнослужащих в формировании собственных профессиональных знаний, навыков и умений. В их число включены методы анализа конкретных ситуаций, инцидента, мозговой атаки (мозгового штурма), челночный, деловой игры, погружения и др. Однако сам термин «активные методы» не является строго научным, так как все методы обучения изначально рассчитаны на активную совместную работу обучающего и обучаемого. Его же употребление направлено на подчеркивание специфики применяемых в них средств и приемов, которые ориентированы прежде всего на активную познавательную и практическую деятельность самих подчиненных.

Практика воспитательной деятельности опытных офицеров показывает, что в их арсенале находится также широкое разнообразие методов, которые можно объединить в две группы: педагогические и психологические методы воспитания. Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие офицера на сознание (рациональную сферу личности) подчиненного. К ним относятся методы убеждения, поощрения, примера, критики, упражнения и принуждения.

Действие психологических методов воспитания направлено на подсознание подчиненного. Наиболее эффективными из них являются методы невербального (мимика, жесты, поза, характер движений, выражение глаз, интонация голоса), эмоционального (сопереживание, возмущение, поучение) и рационального (внушение) взаимодействия. Вместе с тем офицеру необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими, что позволяет усиливать или ослаблять воспитывающее воздействие на рациональную сферу личности (сознание) военнослужащего.

Знание принципов, форм и методов обучения и воспитания подчиненных, их реализация при организации и осуществлении военно-профессиональной деятельности являются главным показателем военно-профессиональной культуры офицерского состава, важным критерием оценки уровня его педагогического мастерства.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Система педагогического знания. Предмет и понятие педагогики. Связь педагогики с другими науками. Цели образования и воспитания. Определение педагогических способностей. Основные составляющие педагогического процесса в современной системе образования.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.

    реферат , добавлен 23.04.2017

    Понятие и варианты определения педагогики, предмет и методы ее изучения, место и значение в современном обществе, связь с другими науками. Категориальный аппарат педагогики, ее инструментарий. Стратегия развития и закономерности педагогического процесса.

    шпаргалка , добавлен 05.02.2010

    Педагогика как наука о воспитании, обучении и образовании. История развития и задачи педагогической науки. Методологическая база педагогики. Обучение как компонент педагогического процесса. Воспитание как важнейшая функция педагога в процессе обучения.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Педагогика как наука и практика. Этапы развития научно–педагогического знания. Отрасли педагогики. Функции и цели современного образования в России. Теоретико-методологические основы педагогики, роль воспитания. Теория и содержание системы обучения.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Понятие православной педагогики, ее главнейшие правила. Общие принципы христианской педагогики. Классификация методов и средств обучения в воскресных школах и других православных учебных заведениях. Средства развития творческого мышления учащихся.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Педагогика как система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Основные отрасли педагогики. Классификация направлений педагогики. Задачи и назначение основных отраслей педагогики. Возрастная педагогика. Специальные педагогические науки.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Принципы и методы в структуре военно-педагогического процесса. Устное изложение учебного материала как один из методов обучения. Метод упражнения и тренировки в образовании военнослужащих. Влияние форм обучения на процесс подготовки специалистов в ВУЗе.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2015

    Педагогика наука о систематической специальной деятельности по формированию человека. Цели развития индивидуальности. Барьеры общения, актуальность их минимизации в условиях совместной деятельности. Структура педагогики и система педагогических дисциплин.

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План.. предмет и задачи педагогической психологии психология и педагогика.. история развития педагогической психологии в России и за рубежом..

Ответственный курса психологии и педагогики: книсарина малика максатовна – магистр педагогики и психологии
Сведения о преподавателях.. ответственный курса психологии и педагогики бекешова гульмира утегалиевна врач психолог старший преподаватель обучается научно педагогическом институте общий стаж года из них..

: учебное пособие
Российской федерации.. федеральное агентство по образованию.. орловский государственный институт экономики и торговли..

Предмет и методы психологии. Предмет психологии. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и.. ход занятия..

Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в ms project 7
Использованная литература в в богданов управление проектами в microsoft project учебный курс санкт петербург питер г..

Основы психологии и педагогики
Система открытого образования.. Основы психологии и педагогики..

Основы психологии и педагогики
Учреждение образования.. Полоцкий государственный университет.. И Н Андреева Н Н Струнина Н Н Петриашвили..

Основы психологии и педагогики
Учреждение образования.. полоцкий государственный университет..

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представления о предмете социальной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение.. глава дискуссия о предмете социальной психологии в е годы глава современные представ ления о предмете соци альной психологии..

Основы специальной педагогики и психологии
На сайте сайт читайте: основы специальной педагогики и психологии. основы..

0.074
  • Реферат - Военная психология как отрасль психологической науки (Реферат)
  • Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии (Документ)
  • Военная психология и ее прикладные аспекты. Учебное пособие (Документ)
  • Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы (Документ)
  • Шпора по истории психологии (Шпаргалка)
  • Селиверстов В.И. (ред) Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии (Документ)
  • Ефремов Е.Г. История психологии (Документ)
  • Словарь по семье. Из курса Семья как субъект (Справочник)
  • n1.doc

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Омский государственный технический университет»

    И. Ю. Лепешинский, В. В. Глебов,
    В. Б. Листков, В. Ф. Терехов

    ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
    И ПСИХОЛОГИИ

    Конспект лекций

    Омск

    Издательство ОмГТУ

    2011

    УДК 355:37:159

    ББК 68.43+88.4

    Рецензенты:

    В. И. Голиков , канд. истор. наук, доцент, начальник Института
    военного образования ГОУ ВПО «Томский государственный университет»;

    Ю. Д. Божескул , начальник военной кафедры при

    ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия», полковник

    О–75 Основы в оенной педагогики и психологии : конспект лекций /
    И. Ю. Ле­пе­шинский, В. В. Глебов, В. Б. Листков, В. Ф. Терехов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. – 180 с.

    ISBN 978-5-8149-1044-8

    Главной особенностью конспекта лекций является обобщение и систематизация опыта практической деятельности офицерского состава в войсках в мирное время. Конспект разработан и составлен в соответствии с квалификационными требованиями и программой подготовки офицеров запаса при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования по специальностям Главного автобронетанкового управления МО РФ применительно к программе курса дисциплины «Управление подразделениями в мирное время» раздела «Военная педагогика и психология».

    Материал, изложенный в конспекте, может быть использован для подготовки слушателей военных кафедр, курсантов учебных военных центров и военных институтов, а также в системе командирской подготовки.

    Печатается по решению редакционно-издательского совета

    Омского государственного технического университета

    УДК 355:37:159

    ББК 68.43+88.4

    © ГОУ ВПО «Омский государственный

    технический университет», 2011

    ISBN 978-5-8149-1044-8

    ВВЕДЕНИЕ

    Военно-педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность военнослужащих с целью формирования необходимых знаний, навыков и умений, боевых и морально-психологических качеств личности воина и воинских коллективов.

    Военно-педагогический процесс представляет сложное социальное явление, включающее в себя воинское обучение и воспитание, которые выступают в неразрывной связи друг с другом.

    Под воинским обучением понимается организованный и целенаправленный процесс передачи воинам военных знаний, навыков и умений, необходимых для практической деятельности, а также подготовки и слаживания воинских коллективов (подразделений, частей, соединений) для ведения боевых действий (выполнения боевых задач).

    Под воинским воспитанием понимается преднамеренное, организованное и систематическое формирование у военнослужащих качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

    В ходе обучения и воспитания осуществляется развитие военнослужащих, т. е. совершенствование их умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями военной специальности, производится психологическая подготовка, заключающаяся в формировании у военнослужащих эмоционально-волевой устойчивости и внутренней готовности к действиям в бою, в сложных и опасных ситуациях, в резко меняющейся обстановке, при длительном нервно-психологическом напряжении, при преодолении тягот и трудностей, связанных с выполнением воинского долга, как в военное, так и мирное время.

    Важной составной частью военно-педагогического процесса является самообразование и самовоспитание.

    В чем же сущность военно-педагогического процесса?

    Сущность военно-педагогического процесса заключается в целенаправленной организаторской и учебно-воспитательной деятельности командиров и штабов по подготовке военных специалистов, подразделений и частей к успешному ведению боевых действий (выполнению боевых задач) в условиях современной войны.

    Воинская направленность, специфические условия труда и быта воинов решающим образом влияют на содержание, методику проведения военно-педагогического процесса, определяют его характерные особенности.

    В интересах постоянной боевой готовности боевая учеба военнослужащих строится с таким расчетом, чтобы в сравнительно короткое время вновь прибывшего военнослужащего подготовить как специалиста, а в процессе дальнейшей службы совершенствовать его знания, навыки и умения.

    Особенностью военно-педагогического процесса является его многоплановый, ступенчатый характер. Это обусловливается тем, что в подразделениях имеется большое количество различных специалистов, а это в ряде случаев делает невозможным применение единых для всех форм обучения. Кроме того, различен и уровень профессиональной подготовленности, боевого мастерства во­еннослужащих (одни только начинают овладевать специальностью, другие уже борются за повышение классности).

    Особенность военно-педагогического процесса проявляется и в том, что обучение военнослужащих специальности в подразделении проходит в условиях различного уровня их общеобразовательной подготовки: по одной и той же программе обучаются воины, имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее, а иногда и неполное среднее образование, что требует максимальной индивидуализации обучения.

    Таковы сущность военно-педагогического процесса и его особенности, которые необходимо знать и учитывать при организации процесса обучения.

    Глава 1. Основы обучения
    военнослужащих. Организация боевой
    подготовки подразделений

    1.1. Сущность и содержание процесса обучения.

    1.1.1. Сущность и содержание процесса обучения

    Обучение по своей сущности – это социальный процесс, который присущ как обществу в целом, так и Вооруженным Силам. В общем случае обучение – основной путь получения образования, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов.

    Воинское обучение представляет собой специфический педагогический процесс, сущность которого заключается в овладении обучаемыми системой знаний, умений и навыков, в развитии у них творческого мышления, закалки воли и характера, формировании морально-психологических и боевых качеств, готовности к выполнению боевой задачи.

    Ведущим элементом содержания учебного процесса выступает познавательная составляющая и ее основа – знание. Знание – это отражение человеком явлений и предметов реального мира и их причинно-следственных связей и отношений. Усвоить знания – это значит сделать определенные понятия, законы, теории своим достоянием, понимать их, постоянно сохранять в памяти, творчески пользоваться ими в практической деятельности.

    Навык – автоматизированный компонент сознательного действия. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо с наименьшим напряжением и наивысшим результатом.

    Умение – способ действия, основанный на высокой теоретической и практической подготовке, позволяющий творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных условиях служебно-боевой деятельности. Умения характеризуют степень подготовки военнослужащих к выполнению своих обязанностей. Следовательно, умение – это подготовленность к сознательным, быстрым, творческим и точным действиям, а навык – умение автоматически выполнять эти действия.

    Знания, умения и навыки теснейшим образом связаны между собой. Ведущая роль в этом единстве принадлежит знаниям. На основе знаний развиваются умения и навыки, которые, в свою оче­редь, расширяют, углубляют и закрепляют знания.

    Овладение знаниями представляет собой процесс, включающий осознание познавательной задачи, восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание, применение знаний на практике.

    Начинается процесс овладения знаниями с осознания познавательной задачи. Только уяснив суть и значимость этой задачи, обучаемые с помощью обучающего и самостоятельно изучают пути ее решения, активнее воспринимают изучаемый материал и творчески его используют.

    Восприятие учебного материала осуществляется путем организованного наблюдения, слушания речи, чтения текста или одновременно путем наблюдения и слушания. Учебное восприятие обязательно предполагает понимание сути изучаемого.

    Осмысление проявляется в мысленном расчленении изучаемого на составные части, выделении в нем главного, установлении причинно-следственных связей и отношений, соединении этих частей воедино, во включении изучаемого в системы уже имеющихся знаний. Осмыслив учебный материал, военнослужащие проникают в суть соответствующих явлений и процессов, усваивают их содержание.

    Изучаемый материал военнослужащие запоминают непроизвольно и произвольно. В связи с этим необходимо активнее использовать возможность непроизвольного запоминания, особенно на первых порах усвоения знаний, систематически обучать военнослужащих приемам осмысленного запомина­ния, развивать у них логическую память.

    Основой процесса овладения знаниями является применение знаний на практике, только в результате применения знаний военнослужащие полностью овладевают ими. Для этого военнослужащих необходимо специально обучать применению знаний на практике, формировать у них приемы сочетания умственных и практических действий. Обучаемые на каждом занятии должны убеждаться в том, что теоретические знания, которые они усваивают, – это основа их практической деятельности, а практическая деятельность дает им конкретный материал для сознательного усвоения теоретических знаний и является обязательным условием овладения ими.

    Процесс воинского обучения, таким образом, представляет целеустремленную, взаимосвязанную деятельность обучающего (командира, начальника, инструктора), получившую название преподавание, и обучаемых (подчиненных), называемую учение.

    Преподавание по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью обучаемых и включает в себя следующие функции:


    • побуждение к учению;

    • изложение содержания изучаемого материала;

    • организацию познавательной деятельности обучаемых;

    • контроль знаний, умений и навыков.
    Эти функции обучающий выполняет в процессе обучения.

    Учение – усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков.

    Обучение осуществляется в определенной последовательности:


    • постановка учебной задачи перед обучаемыми;

    • закрепление знаний и привитие умений и навыков;

    • применение знаний, умений и навыков на практике;

    • проверка знаний, умений и навыков.
    Воинскому обучению как процессу подготовки личного состава присущи свои закономерности.

    Важнейшей закономерностью обучения является взаимодействие между обучающим и обучаемыми. Обучение эффективно только тогда, когда деятельность обучающего, его воздействие на обучаемых соответствуют их познавательным возможностям и характеру деятельности. Эта зако­номерность выражает направленность усилий обучаемого и обучаемых, характер их совместной деятельности.

    Другой закономерностью обучения является моделирование (воссоздание) деятельности обучающего и обучаемых в соответствии с требованиями современной войны. Эта закономерность требует на всех занятиях создавать интеллектуальные, моральные, психологические и физические напря­жения, соответствующие боевому духу, максимально приближать обстановку обучения к условиям боя, не допускать послаблений и упрощений, избегать условностей.

    Таковы структура и содержание процесса воинского обучения.

    Обучение осуществляется в соответствии с определенными принципами обучения, применением соответствующих методов и форм обучения.

    1.1.2. Принципы, методы и формы воинского обучения

    Важнейшую часть теории воинского обучения составляют принципы обучения.

    Под принципами обучения принято понимать руководящие педагогические положения, которые отражают закономерности военно-педагогического процесса и определяют деятельность обучающего по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками. Каждый из принципов выражает одну какую-либо определенную закономерность процесса обучения. Поэтому успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации всей системы принципов в их тесной связи между собой. Следовательно, глубокое понимание каждым офицером сущности принципов обучения в их взаимосвязи, практическая реализация их требований являются важнейшими условиями военно-педагогической деятельности.

    Основными принципами воинского обучения являются:


    • учить войска тому, что необходимо на войне;

    • сознательность, активность и самостоятельность обучения;

    • наглядность в обучении;

    • систематичность, последовательность и комплексность в обучении;

    • обучение на высоком уровне трудностей;

    • прочность овладения знаниями, умениями и навыками;

    • коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
    Рассмотрим содержание требований каждого из перечисленных прин­ципов.

    Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип определяет содержание обучения и условия боевой подготовки, придает учебному процессу военно-практическую направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным развитием военного дела, выражает связь теории с практикой. Подготовка войск в соответствии с этим принципом требует детального изучения вероятного противника, опыта войн и конфликтов, максимального приближения обстановки на занятиях к возможным условиям боя, не допускать упрощений и послаблений.

    Сознательность, активность и самостоятельность обучения . Данный принцип требует такой постановки обучения, при которой военнослужащие ясно понимают свои задачи, осмысленно приобретают знания, сознательно применяют их и проявляют при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность. Сочетание сознательности в овладении знаниями, умениями и навыками с активностью способствует развитию у обучаемых самостоятельности суждений, умения отстаивать свои убеждения, проявлять инициативу и творчество в решении учебно-боевых и служебных задач, правильно оценивать обстановку и применять полученные знания на практике.

    Наглядность в обучении. Этот принцип требует такой организации боевой подготовки, когда военнослужащие усваивают знания и формируют умения и навыки на основе чувственного восприятия реальных образцов оружия и боевой техники, различных явлений и предметов или их изображения в процессе практической деятельности. При обучении личного состава комплексно применяются следующие виды наглядности:


    • натуральная (или естественная) – реальные образцы вооружения, техники, приборов, учебные поля, полигоны, стартовые позиции, различные виды снаряжения;

    • изобразительная – макеты, мишени, миниатюры, схемы, плакаты, рисунки, кино- и диафильмы, диапозитивы;

    • словесно-образная – словесные описания, использование сравнение.
    Принцип систематичности последовательности и комплексности в обучении. Овладеть знаниями и умениями можно лишь тогда, когда учебный предмет изучается в определенной системе в соответствии с его внутренней логикой. Принцип требует последовательно в строгом логическом порядке изучать учебный материал, систематически руководить обучаемыми, добиваться усвоения ими системы знаний, умений, навыков. Реализуется данный принцип через всю организацию учебного процесса, где важную роль играет совершенное планирование и создание единого комплекса предметов обучения на основе комплексирования вокруг тактической (тактико-специальной) подготовки, означает безусловное подчинение этого комплекса предметов обучения интересам тактической (тактико-специальной) подготовки.

    Обучение на высоком уровне трудностей . Данный принцип отражает зависимость уровня интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности. Обучение будет иметь успех тогда, когда обучаемые сознательно преодолевают трудности учебы, прилагают значительные усилия в достижении намеченной цели. Необходимо воспитывать у военнослужащих сознательное отношение к преодолению реальных трудностей боевой подготовки. Реализация данного принципа обеспечивается через отбор, распределение и дозировку учебного материала на каждом занятии.

    Прочность овладения знаниями, умениями, навыками. В любых условиях обстановки в мирное и военное время военнослужащий призван хорошо помнить все то, чему его обучали командиры, быстро и умело применять свои знания и навыки при выполнении поставленных задач. На прочность знаний, умений и навыков оказывает влияние весь ход боевой подготовки. Важно, чтобы обучающий отбирал материал для прочного усвоения, давал установку на запоминание, ведение записей, а также на систематическое повторение пройденного.

    Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Воинская деятельность по своему характеру коллективная. Коллективизм военнослужащих – это единство воли, действий и ответственности. Основой его развития является организация коллективных действий на занятиях по боевой подготовке и в процессе всей службы. Вместе с тем необходимо учитывать и индивидуальные особенности и возможности каждого военнослужащего.

    Таково краткое содержание принципов обучения. Их нельзя рассматривать как нечто застывшее, неизменно повторяющееся во всех случаях практики обучения. К реализации принципов нельзя подходить однозначно. Принципы обучения реализуются с использованием различных методов и форм обучения.

    Под методом обучения понимают способ практических и теоретических действий человека, направленных на достижение определенной цели. Каждому виду деятельности присущи свои методы.

    Метод воинского обучения – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение военных знаний и формирование умений и навыков, необходимых военнослужащим для их практической деятельности, а также боевое слаживание подразделений, частей, соединений и органов управления. Другими словами – это способ совместной деятельности обучающего и обучаемых, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и физических возможностей обучаемых, формирование у них качеств, необходимых для успешного выполнения сложных задач в мирное и военное время.

    Каждый метод обучения состоит из взаимосвязанных элементов, которые называются приемами обучения или методическими приемами. Одни и те же приемы могут входить в состав различных методов.

    Методы обучения можно подразделить:


    • на методы при участии обучающего;

    • самостоятельную работу.
    Основное обучение – при участии обучающего.

    Методы обучения под руководством обучающего по источникам получения знаний можно подразделить на группы: словесные методы; наглядные методы; практические методы. В словесных методах слово является ведущим источником информации об элементах знаний.

    Среди словесных методов различают группу методов устного изложения и обсуждения изучаемого материала. К методам устного изложения относятся: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

    Рассказ – это образное, живое, эмоциональное последовательное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме.

    Объяснение – в отличие от рассказа в наибольшей степени акцент на раскрытие смысла явлений, процессов, действий, их причинно-следственных связей и отношений.

    Инструктирование – краткие, лаконичные, четкие указания (рекомендации) о выполнении того или иного действия (задачи).

    Лекция – развернутое изложение крупных теоретических и практических проблем.

    В процессе воинского обучения практикуется обсуждение изученного материала. Оно проводится в форме бесед, классно-групповых, семинарских занятий.

    Беседа – это диалогический метод, при котором обучающий, опираясь на имеющиеся у обучаемых знания и личный опыт, посредством системы вопросов подводит их к усвоению новых знаний, закреплению, проверке и применению учебного материала.

    Наглядные методы характерны тем, что основным источником информации являются сами физические объекты изучения как в натуральном виде, так и в изображениях. К наглядным методам относятся наблюдения и демонстрации.

    Практические методы характеризуются тем, что основным источником информации являются самостоятельно выполненные обучаемыми действия, формирующие соответствующие умения и навыки. К ним относятся упражнения и практическая работа.

    Самостоятельная работа – работа обучаемых по овладению теорией или практическими действиями без непосредственного участия обучающего. Основными видами самостоятельной работы военнослужащих являются: работа с печатными источниками, изучение техники, тренировки, просмотр видеоматериала.

    Знание и умение пользоваться различными методами обучения каждым обучающим – непременное условие успеха обучения.

    Задачи обучения решаются в определенных формах учебной и служебной деятельности, характеризующих прежде всего организационную сторону боевой подготовки. Качество обучения во многом зависит от организации процесса обучения, от форм, в которых он осуществляется.

    Форма обучения – установленный порядок и режим деятельности обучаемого и обучаемых, вид учебного занятия, выражение организационной стороны обучения.

    Форма обучения определяет состав и группировку обучаемых, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. Формы обучения диалектически взаимосвязаны с методами обучения, наполняют их конкретным внутренним содержанием. Большинство форм обучения позволяют использовать различные методы обучения, однако некоторым формам присущ конкретный метод.

    В практике боевой подготовки используются разнообразные формы обучения. Условно их можно представить в виде следующих групп:


    • учебно-плановые занятия;

    • служебно-плановые мероприятия;

    • общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа).
    Учебно-плановые занятия – основная группа форм обучения. К ней относятся: теоретические и практические занятия, тренировочные занятия, боевые стрельбы, учебно-боевые пуски ракет, учения, военные игры.

    Служебно-плановые мероприятия проводятся с целью поддержания боевой техники и вооружения в боевой готовности. Вместе с тем они располагают большими возможностями обучения личного состава вопросам эксплуатации вооружения и боевой техники. К ним относятся парково-хозяйственные и парковые дни, работы по обслуживанию техники, дни регламентированного технического обслуживания (регламентированного обслуживания).

    Общественно-плановые мероприятия (внеучебная работа) – организуются в основном в часы воспитательной работы и при правильной постановке являются дополнительным резервом для повышения воинского мастерства, для быстрого освоения боевой техники.

    Таковы основные методы и формы обучения военнослужащих в Вооруженных Силах.

    Они развиваются с изменением задач и содержания обучения, штатной организации войск, специфики служебной и боевой деятельности, уровня общего развития личного состава, особенностей боевой техники и реализуются при обучении отдельных военнослужащих, органов управления, подразделений, частей и соединений.

    Таким образом, воинское обучение и воспитание наших воинов – это двуединый процесс, целью которого является подготовка сознательных и умелых защитников нашей Родины, формирование у них высоких боевых и моральных качеств, слаживание подразделений, частей, соединений и в конечном итоге – повышение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил страны.

    Существенной особенностью военно-педагогического процесса является то, что он осуществляется в неразрывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и носит ярко выраженный практический характер. Получаемые военнослужащими знания, навыки и умения в процессе обучения сразу же применяются при несении боевого дежурства, выполнении регламентированных работ, бое­вых задач и т.д. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений воинов, а с другой – способствует закреплению и поддержанию боевой и мобилизационной готовности.

    Одной из важнейших особенностей военно-педагогического процесса является высокая напряженность занятий по боевой подготовке. Это обусловливается, с одной стороны, сокращением срока службы в армии и на флоте, а с другой – все увеличивающимся объемом программного материала.

    Успешное решение задачи обучения возможно лишь на основе реализации системы принципов и методов в их тесной связи между собой, а это означает: обучение войск тому, что необходимо на войне, применение сознательности, активности и самостоятельности обучения, обучение на высоком уровне трудностей, прочность овладения знаниями, умениями и навыками военнослужащими.