Два противоположных взгляда на зависть. Зависть - это злость и причина несчастий

Зависть.

По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны».

Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
http://nperov.ru/soznanie/kak-izbavitsya-ot-zavisti/

Ещё одно мнение.

Пути проявления зависти

Энергетический. Человек теряет свою энергию, становится безынициативным и зависимым. Объект Зависти, напротив, получает ее. Блокируется чакра ЛАНА, которая отвечает за Формы, как следствие - изменения в человеческом теле и взаимоотношениях с людьми. Главное, что тревожит человека, его запросы. Он перестает владеть собой, становится исполнителем чужой жизненной программы, уничтожается индивидуальность.
Эмоциональный. Человек страстно желает чего-то, без приложения каких-либо усилий. Но, к сожалению, это невозможно. Когда субъект зависти начинает понимать это, то становится подвержен различным состояниям. Они могут быть направлены на объект зависти и против себя: коварство, лицемерие, упрёки, обида; или выражаться агрессией: мазохизм, желание пожалеть самого себя. Следствие всего этого - упадок сил, уменьшение шансов достичь желаемого.
Психический. Выражается в снижение творческого потенциала, отсутствием чувства радости из-за соперничества, ощущении себя неполноценным, зависимым, нежелании прикладывать усилий для достижения целей.
Физический: ощущение тягости в районе солнечного сплетения, удушья, трудности с дыханием, ухудшение зрения и слуха, изменение мироощущения, болезни печени, поджелудочной железы, поясницы.

Почему появляется зависть?

Человек не принимает себя, свою Судьбу, отрицает Божественное предназначение, ориентирован на потребительские отношения, ленив, имеет заниженную самооценку, не желает и не умеет учится.

Как выявить?

Нужно уметь отличать то, чего личность на самом деле жалеет и ее эгоистические запросы.
Зависть и радость за достижение других - не одно и тоже. Если при чужом успехе Вы чувствуете желание иметь точно такое же, сделать это так же, уметь делать это так же не хуже и отсутствие всего этого у себя вызывает только негативнее реакции - будьте осторожны, это Зависть.
Гораздо лучше уметь радоваться удаче и успехе других, стремиться достичь такого путем упорного труда и учения.

Как вылечить Зависть?

Зависть - сестра Эгоизма. Поселившись в человеке, она заполняет собой его энергетические структуры, отношения к людям. Ее можно сравнить с реакцией закипания. Если это происходит, нужно научиться владеть собой.

Как это сделать?

  1. Включите сознание, в Вашем теле появилась Зависть. Так Вы перенесете внимание в Сердечный центр, попробуете понаблюдать за собой «со стороны». Если это удалось - Вы уже смогли на 50% победить зависть.
  2. Когда «кипение» достигает своего апогея, Вы уже готовы выплеснуть свои эмоции, сделать какой-то поступок, что бы приблизить себя к объекту Зависти - остановитесь, сделайте усилие и не делайте этого.

После таких шагов нужно постараться направить энергию стресса на возобновление утраченных жизненных сил.
Внушайте себе, что энергия Зависти сейчас трансформируется. Наблюдайте за своими ощущениями. Негативное чувство перекипит, на смену ему придет Пустота (благодаря тому, что энергия не утрачена), вскоре Вами овладеет эмоциональная Мягкость и Чистота.
Научитесь властвовать собой, и Ваша жизненная энергия увеличится, Вы сможете понимать причины возникновения Зависти и контролировать этот процесс.

Психологически можно выделить такие формы зависти как:

Черная зависть — это желание или уничтожить объект зависти или сделать ему так же плохо, как завистнику. Одна из причин такого типа зависти «каузальное заблуждение» (Schoeck, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Человек полностью снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни. Его жизнь начинает подчиняться принципу «Нам ничего не надо, лишь бы у других ничего не было».

В этом контексте нужно так же вспомнить о феномене «порчи» и «дурного глаза». Если отвлечься от эзотерических учений, то наблюдается следующий механизм: человеку завидуют, он, естественно ощущает отношение к себе, в общении создается напряжение, которое требует больших затрат психической энергии. В результате в конце дня человек чувствует психическую усталость, называемую «порчей». Но следует отметить, что черная зависть непродуктивна и влияет на завистника: он страдает от зависти больше, чем ущерб, наносимый человеку, которому завидуют. По проведенным исследованиям, чувство зависти имеет и соматические симптомы. У человека, которого гложет чувство зависти, могут возникать физиологические симптомы: Петер Куттер (1998) отмечает, что человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью. Кроме того, такие люди мнительны, и живут в постоянном ожидании чужого провала, вместо того, чтобы создавать свой успех.

Белая зависть — несет некую пользу и для того, кто завидует и для общества в целом. Объект белой зависти становится неким эталоном и предметом восхищения. Завистник в таком случае, это человек, которого восхищают способности, качества или достижения другого человека. Такой завистник будет стремиться всячески подражать своему кумиру и надеяться, что когда-нибудь он станет таким же.

Черной зависть станет или белой, зависит от все тех же механизмов сравнения и структуры «Я-концепции».

Если речь идет о начинающем свое дело человеке, который полон надежд, он вполне может с восхищением смотреть на владельца крупной корпорации, мечтая, что в свое время он займет это место.

Если же в таком положении оказываются два бизнесмена, которые в свое время вместе учились, а затем каждый пошел своей дорогой, которая одного привела к богатству, а другому повезло меньше, тут речь неизменно будет идти о черной зависти. Это станет защитным механизмом — ведь кроме собственных способностей и судьбы винить больше некого, а признать это губительно для самооценки. И тогда агрессия и унижение конкурента хотя бы в собственных глазах, становится единственной защитой психики.

Так же выделяют:

Незлобная зависть — человек хочет иметь то же, что и объект зависти, и стремиться к этому, не испытывая враждебных чувств.

Злобная зависть — человек стремится не столько получить то же, а лишить объект зависти его превосходства. Такая зависть появляется вследствие чувства собственной неспособности достичь того же уровня.

Депрессивная зависть — так же возникает от чувства униженного положения, но для нее характерно чувство несправедливости, обделенности и обреченности.

Г.Ф. де ла Мора, исследуя феномен зависти в разные исторические эпохи, выделяет два типа зависти:

Личная зависть — скорее испытывается втайне и скрывается, считается постыдной. Это либо открытая агрессия к объекту зависти, либо другие формы неприятия этого человека.

Общественная зависть — для нее более характерно создание и использование стереотипов («Деньги портят характер», «В тесноте, да не в обиде» и т.п.). Это вечные стереотипы «Завистники умрут, но зависть никогда», так как они передаются и распространяются в обществе, как часть мировоззрения. С помощью этих стереотипов можно и продемонстрировав зависть, обвинить человека в наличии объекта зависти.

По мнению Г.Ф. де ла Мора, общественная предрасположенность к зависти направлена против индивидуальных особенностей личности. Этой теорией, можно объяснить агрессию к нестандартно мыслящим людям. Бывает, что группа выталкивает талантливого человека из-за неосознаваемой зависти к его качествам.

Данная теория имеет свои ограничения, так как не следует забывать, что обвинение в зависти весьма манипулятивно. Человек, просто высказывающий свое мнение, отличное от чужого, рискует получить обвинение в зависти, и тогда ему предстоит выбор: или отстаивать свою мысль, или поддаться моральным принципам и отступить, дабы показать отсутствие зависти. Эта манипуляция возможна только благодаря моральному аспекту зависти и стереотипам общества по отношению к зависти.

Таким образом, можно сказать, что зависть, это чувства неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти.

Чувство зависти может присутствовать во всех сферах жизни.

Роберт Плутчик рассматривает эмоциональное переживание и механизмы зависти как естественные переживания и выделяет три критерия:

Во-первых, они важны для выживания, как стимул развития и новых достижений (присутствуют даже у животных).

Во-вторых, распознаются без интроспекции.

В-третьих, заметны по всему поведению речи, действиям и т.д.

Если рассмотреть стадии жизни человека, то станет заметно, что чувство зависти присутствует в той или иной степени в поведении любого человека.

За первое проявление чувства зависти человек всегда обязан своим родителям, так как родители, желая добра и в целях воспитания, всегда так или иначе ставят в пример своему любимому ребенку другого, более аккуратного и способного. Такой пример может касаться чего угодно и присутствует в жизни ребенка с ранних лет — в психике возникает закономерная реакция агрессии к тому, с кем сравнивают: «чем я хуже», «они меня не любят, потому что я не такой\такая как он…». В дальнейшем, с возрастом, такое постоянное сравнение собственной самодостаточности и чужих побед может интернализоваться, и человек превращается в завистника, хотя, на самом деле, он просто сравнивает себя с другим и чувствует собственную несостоятельность.

В мире бесконечного потока информации постоянно появляется множество поводов завидовать, а еще больше поводов страдать от явного несоответствия эталону (объекту зависти). Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.

Еще один аспект иллюзии и магии цивилизации — мода и внешность, то, что существует на глянце есть только там, но подростки и не только, как правило, испытывают зависть, смешанную с восхищением по отношению к моделям, у которых, как кажется, есть все.

Зависть всегда основана на идентификации: завидуют тем, на кого хотят быть похожими, даже если это миф и недостижим.

В 1999 году был напечатан ряд статей о влиянии идеального образа куклы Барби на психику девочек. Девочки идентифицируют себя с Барби и мечтают соответствовать ей. С возрастом оказывается, что параметры Барби нереальны: девушка явно не соответствует ее требованиям внешне и поклонники не засыпают ее цветами, как того ожидалось, все как-то не случается само собой.

Сам образ, философия жизни Барби, оказываются настолько несовместимы с реальной жизнью, что эта пропасть между иллюзией и реальностью может быть причиной множества депрессий. Все это буквально рушит представление девушки о мире и о ее месте в нем. Ей начинает казаться, что это у нее так случилось, а у других все иначе, — тогда на смену Барби приходят глянцевые журналы с идеальными моделями, их отретушированные тела и звездная жизнь.

По сути, зависть — глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть — нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти.

Зависть — некий обман, желание быть счастливым переносится на предмет или образец, который есть у другого, таким образом, образуется зависимость от образца, как символа достаточности. Таким образом, круг замыкается: подавление неудовлетворенности влечет за собой агрессию, затем возникают зависть и чувство вины, накладываемые установкой «Сверх-Я» — так человек перестает чувствовать собственную жизнь и только кипит в котле собственных страстей, не зря говорят, что зависть разрушает изнутри.

Цикл семейных отношений часто сопряжен с природной завистью: с появлением ребенка в семье, когда мать — целый мир для ребенка, мужчина завидует ей и их отношениям с ребенком, тесной связи и может чувствовать себя отвергнутым. С возрастом внимание ребенка переключается на отца, как символа активности, деятельности, связи с внешним миром — и уже мать завидует той форме отношений, которую не может построить с ребенком. Позже уже оба родителя завидуют компании, которая становится смыслом жизни их ребенка в подростковом возрасте. Затем цикл повторяется, но уже тот ребенок становится на место родителя. Это переживание свойственно всем людям, но большинство боится себе в этом признаться.

Есть категория людей, которые, имея многое, все же завидуют другим, — это не желание обладать чем-то конкретно, а скорее чувство собственной неполноценности, завистник ищет преимущества, которого ему не хватает в ком угодно и в чем угодно, лишь бы заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворение собой. Такой человек завидует тем чувствам, качествам, которыми обладает тот, кому завидуют. Этот феномен объясняется результатами исследования С. Фрэнкель и И. Шерик.

Результаты проведенного исследования С. Фрэнкель и И. Шерик говорят, что первый глубинный психологический аспект зависти в том, что хотят получить не столько благо, которое недоступно, а ощущение от него. В проведенном эксперименте было выявлено, что ребенок испытывает зависть к игрушке только тогда, когда ею заинтересовывается его сосед. Ему хочется получить от нее такое же удовольствие (хотя сначала она не была ему интересна).

  1. Должна существовать способность противопоставления «Я» и объекта (для либидо-агрессивного замещения объекта зависти);
  2. Должно существовать представление о собственности;
  3. Должна существовать способность представлять себе и предвидеть желаемое конечное состояние.

Этот эксперимент в свою очередь подтверждает и дополняет теорию равновесия Ф. Хайдера, который считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней — то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого. Ф. Хайдер предположил, что существует так называемый мотив, желание одинаковой судьбы и равных результатов.

Таким образом, зависть — это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе. Интересно, что этот мотив срабатывает только в контексте одинаково хорошей, благополучной судьбы, что подтверждает природный эгоизм человека.

Бороться с завистью бесполезно, так как зависть всегда маскируется под другие чувства: агрессия, раздражение, подавленность.

Способами избавления от зависти могут стать:

  1. Активные способы — такие как самосовершенствование, поиск новых, собственных целей и возможностей их реализации;
  2. Пассивные способы — у людей, которым не хватает сил справится с конкуренцией, наступает депрессия, апатия.

Более продуктивным, хотя и пассивным способом избавление от зависти является рефлексия, поиск ответов на вопросы, почему именно этот предмет нужен и что он принесет для счастья, чьи это цели и что они значат конкретно для завидующего: «Мы чаще огорчаемся, по поводу того, чего у нас нет, чем радуемся тому, что у нас есть».

Тема очень сложная и противоречивая. Чем больше копаешь, тем дальше дно.

Мой вывод и моё мнение на данном этапе жизни.

Удары зависти очень сильны. Раскачивают маятник на раз два.
1. На физике ощущение удара, давления, жжения на уровне груди со спины. Тошнота.
2. Почувствовали, уходим из этого места, бороться бесполезно.
3. Восстановились, проанализировали, поняли кто это. Убрали без жалости этого человека из круга своего Доверия.
4. Благодарим Высшие силы за урок.
5. Мы настолько свободны, что зависти со стороны окружающих для нас просто нет. Наблюдаем за этой игрой со стороны и не принимаем в ней участия. Просто наблюдаем. Прикольно)). Сами не завидуем и повода не даём.

В современном мире, где границы между добром и злом размыты, людям необходимы четкие нравственные ориентиры, маяки, помогающие переплыть житейское море с наименьшими для души потерями. Ведь душа человеческая слишком слаба и иногда очень быстро подхватывает то или иное заболевание. Чтобы излечить его, можно потом «издержать на врачей всё имение» (Лк. 8, 43), но так и не достигнуть результата. Тем не менее, для правильного лечения необходима своевременная диагностика. Как обнаружить и искоренить в своей душе грех зависти? Об этом мы побеседовали с духовником Московской епархии протоиереем Валерианом Кречетовым.

Первая ступень покаянного пути

– Отец Валериан, скажите, может ли человек завидовать, а сам не знать, что болеет этой болезнью?

Это происходит сплошь и рядом.

– Когда человек признался себе: «я завидую», значит ли это, что он осознал свой грех и может двигаться дальше?

Большей частью, увы, чем глубже человек погрязает в бездне греха, тем меньше осознает свою греховность. А чем человек чище, тем строже он к себе относится. Святые люди, которые, по нашему понятию, вели почти праведную жизнь, чувствовали себя очень грешными.

Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя праведником». Эта истина и является главной. Если взять Евангелие, видно, что мытари, прелюбодеи чувствовали себя грешными, сознавали свою греховность, а книжники и фарисеи – нет. Последние были погружены в пучину не грубых греховных удовольствий, а более тонкого греха, что еще страшнее.

О грехах, касающихся земной телесной стороны нашей жизни, как, например, чревоугодие, святые отцы говорили: «Когда мы не оставляем их, со временем они нас оставляют». Приходит время, когда человеку ничего не нужно. В старости всё лишнее отходит, и человек оставляет некоторые привязанности, но страсти, которые гнездятся в душе, мучают человека независимо от его возраста, со временем еще только больше усиливаются. Оттого люди и кончают жизнь самоубийством, хотя внешне для этого, вроде, и нет причин.

Люди, не сознавая этого болезненного состояния, даже боятся почувствовать себя грешными, стараются как-то извинить, оправдать грех, ввести его чуть ли не в закон. Признак духовного здоровья – осознание своей греховности даже в мелочах. Признак духовного омертвения – отрицание своей греховности даже после совершения самых страшных преступлений. Более того, человек считает, что он всегда и во всём поступает правильно. Сейчас, например, стараются узаконить явный разврат, пытаясь назвать открытый блуд «браком», в современном смысле. Узаконить грех.

Самая конечная точка падения человека – «мерзость запустения на месте святе», когда там, где должны стоять закон и истина, будут беззаконие и ложь.

Первая ступень покаянного пути – сознание, что многое из того, что ты делаешь, осквернено греховностью, или просто грех. Блудный сын из евангельской притчи пришел в себя, осознал это и у него появилось покаянное чувство.

– Получается, что большая часть людей даже не сознает, что страдает тем или иным грехом, например, той же завистью?

Да. Пример – русская революция 1917 года. Люди позавидовали тому, как живут другие, и решили всё отнять под благородными лозунгами «справедливости». На самом деле это была попытка узаконить зависть, чтобы «по закону» отнять то, что принадлежит другим. Иван Ильин написал об этом целую работу. Он, светский писатель, философ, был человеком верующим и всё это отметил.

Зависть еще и источник войны. Видим мы соседнее благоденствующее государство – значит, надо захватить его богатства.Именно к этому относится библейское изречение «суть пути мнящиеся благи, а конец их во дно адово». Зачинщики революций и переворотов считают, что совершают всё, вроде, бы во благо человечества. В свое время А.К. Толстой об этом хорошо сказал:

«…Коль у кого именье.

Отнимешь и разделишь,

Начнется вожделенье»…

Весь мир желают сгладить

И тем ввести равенство,

Что всё хотят загадить

Для общего блаженства.

Достоевский прекрасно написал, что если справедливости добиваться через кровь и слезы – это уже не справедливость.

– Почему в мире не может быть равенства?

Потому что, как святые отцы говорят, если у всех всё будет, то не будет места любви. У тебя избыток богатств? Прояви свою любовь по отношению к другому, а он проявит любовь по отношению к тебе. В неравенстве скрыт глубокий смысл. Оно заложено в мире с самого его начала. Даже ангельские чины не были равны.

Равенства на этой Земле быть не может. Равны мы все перед Богом, но каким образом? Если математически сравнить любое число с бесконечностью, то перед ней все числа – точки, ничто. Перед Богом мы все равны, а между собой, конечно, отличаемся, как не равна, к примеру, шестерка девятке.

Дайте трем работникам по сто монет: один положит в кубышку, второй пропьет или прогуляет, а третий употребит в дело и рост – и сразу же они станут неравны. Что делать? У кого отнять? У того, кто увеличил, и отдать тому, кто пропил? Чтобы было равенство? Так и происходит в жизни.

Погоня за призраками

– Допустим, коммунистический проект, основанный, по Ильину, на зависти, потерпел крах. Но ведь капиталистическая идея основана на том же: попытка догнать других, жить так же или еще лучше. Видя красивые дома, рекламу, люди хотят также стать обладателями этих вещей, потому что чужая красивая жизнь вызывает у них зависть.

– Совершенно верно, это подпитывает зависть. Множество людей несчастно не потому, что на самом деле несчастно, а потому, что им показывают все эти богатства, они завидуют, и мучаются оттого, что они не имеют того, чему завидуют.
Это безумие. Часто человек нафантазирует что-то, начнет подгонять свою жизнь под придуманный идеал, а ничего не получается. В результате человек разочаровывается, в сущности, не в жизни, а в своих миражах.

– Бывает так, что один человек завидует конкретному человеку, а другой – увиденным по телевизору декорациям?

– Безумие современного мира состоит в том, что, как сказал сербский святой Иустин (Попович), что люди не только ушли от истинной духовной жизни в менее реальную временную жизнь, в которой каждый момент проходит, меняется, но уже и из этой жизни человек уходит в совершенно нереальную жизнь. Раньше человек отдавался во власть грёз, воображения, теперь они уступили место телевизионным сериалам и компьютерным играм. Человек мнит себя чем-то, сражается, а на самом деле просто нажимает кнопки.

Один человек, который когда-то увлекался автогонками, говорил мне, что наивно считать, что так легко летать на виражах, на самом деле это, очень опасно. Но молодые люди наивны, опыта у них нет. Они воображают себя сильными, ловкими, но, на самом деле, за них все делает программа. Играя, человек ничего не приобретает. Эфемерные представления собственной самодостаточности создаются техническими средствами.

Так же раньше человек действительно имел вокальные данные, потрясал театры. А теперь новички грызут микрофон и считают себя певцами, ничего собой на самом деле не представляя. Фонограмма – это же полный обман. Они на сцене только рот открывают.

Печальное состояние. Несмотря на это, все едят пищу, которая растет на земле. А сейчас не очень-то много трудящихся. Работать на земле никто не хочет, трудятся только кое какие бабушки по инерции. Остальные думают, что пищу можно запросто где-то достать, а главное, купить-продать. Вот главный уход от реальной жизни: через эти приманки и обман.

– Видимо люди находят в виртуальной реальности успокоение, потому что пытаются сбежать от чего-то, что им не нравится в реальной жизни?

– Совершенно верно. Люди бегут от реальной жизни и её трудностей. Никто не хочет ни потерпеть, ни смириться. Вот сейчас, например, объявлен Год семьи, а ведь семьи почти все разрушены. Нет ни одной, наверное, за редким исключением, нормальной семьи.

– Неужели нет? Вокруг все постоянно женятся …

– Вот именно, они «постоянно» женятся: сначала одна, потом вторая, потом третья… Мы же постоянно об этом слышим, мы с этим соприкасаемся. Взять любой приход: не так много семей, в которых сохранен первый постоянный брак, проведенный супругами в полной чистоте.

Корень этого тоже в зависти?

В зависти и лени, в отсутствии труда над собой. Люди готовы всё вокруг переделать, кроме самих себя. Говорят: «В другой семье, с другим мужем я буду другая, с другой женой я буду другим».

Увы, нечасто меняется человек. Умный человек старается приспособиться к тем обстоятельствам, в которых он находится. А дурак хочет всё приспособить под себя.

Нужно учитывать обстоятельства, но держаться духовного стержня. Часто люди пугаются: «Как это возможно?» Все возможно, тем более с Божией помощью.

Святые отцы о зависти

– Значит зависть – это противоположность любви?

Вот именно. Там, где зависть – там нет любви. Собственно говоря, зависть – это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти – гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри – не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», – говорил Иаков, брат Господень.

Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть – душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них – мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – Василий Великий.

Человек часто считает, что достоин того-то, а другой – нет. В сущности это зависть. Зависть – это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.

Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» – Бог, а «без» – только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть – в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему – появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.

– Зависть – это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.

Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.

Справедливость-то – понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни – очень непростые.

Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая – как ничто пред Богом.

Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.

Проявления зависти

– Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?

Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.

– То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?

Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».

– Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?

Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.

Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее – все и всё. Это свойство страсти.

– Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.

– Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.

Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».

И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.

– В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?

Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.

– Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?

Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.

Если можно так сказать, белая зависть – это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других – это не зависть.

– А бывает ли зависть к святости святых?

Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.

Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.

Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».

– Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?

Да, по крайней мере, младостарчество – один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Зависть не дает человеку ничего

Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны - разные или похожие стороны одного человечества.

– Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.

Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.

– Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?

Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.

Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть – это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.

Зависть – слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.

– Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?

Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно – это ствол. А сучок – всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол – это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.

Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».

Путь исцеления

– Что делать человеку, который осознал, что он завидует?

Святитель Феофан как раз и говорит: «Надо спешить возбудить добрые чувства особенно к тому, кому завидуешь, и обнаружить его делом. Тотчас зависть стихнет».

Нужно порадоваться тому, что у человека что-то есть. А если ты не радуешься – значит, в тебе еще сидит зависть.

Когда у твоего друга все благополучно, а ты, вместо радости за него, испытываешь холодное, скептическое настроение, надо об этом задуматься.

– Надо похвалить другого и попытаться порадоваться?

Именно так. Сказать себе: «Ну, слава Богу, есть у человека этот дар, и хорошо. Пусть живет во славу Божию». Верующему человеку в этом смысле проще. Ну, дал Бог, и дал.

– Если человек понял, что он позавидовал, покаялся, это ему поможет? Эта болезнь лечится покаянием?

Конечно. Во-первых, Человек ничего не может понимать, если ему не дано свыше, как сказано в Евангелии. Если ему дано, то дано, а почему – второй вопрос. Вся беда в том, что мы все время забываем эту евангельскую истину: волос не упадет с головы человека без воли Божией. Ничто не происходит случайно. Случай – это Псевдоним, под которым Бог действует в мире – как говорил Паскаль.

– Как бороться с завистью в семье? Она очень распространена среди сестер и братьев, которые постоянно сравнивают себя с другими.

Ничего не происходит с человеком сразу, зависть не сразу черная, со временем цвет ее усугубляется. По большей части это начинается незаметно. В детстве это зависть к чужим игрушкам, нарядам, еде, к тому, что другому уделяют больше внимания. Это мелочи, но они растят эту страсть.

У меня пять сыновей и две дочери. Как-то, придя вечером домой, я обратил внимание, что дети уже лежат по своим кроваткам. На полу валяются игрушки. И я сказал: «Видите, игрушки, из-за которых днем вы так спорили, сейчас лежат спокойно. Вы лежите и они лежат. А днем почему-то надо эту игрушку у другого отнять. Отнять легко – нужна только сила. А уступить – это смирение».

Потом однажды вижу, как двое сцепились из-за игрушки, и спрашиваю: «А у кого есть смирение?» Они – раз, и отступили оба, а игрушка упала между ними.

Помню случай, когда один из сыновей (сейчас он уже стал священником), увидев, как братья ссорятся, подошел и сказал одному из них: «Отдай ему эту игрушку, ведь ему даже не она нужна, а он просто хочет её у тебя отнять».

С детьми нужно говорить на эту тему, и говорить прямо и конкретно. Они понимают иногда гораздо больше, чем взрослые. И это воспитание потом подскажет правильное решение.

Если у другого есть, а тебе этого тоже очень хочется – просто немного потерпи. Господь и тебе пошлет. Как сказал мне один батюшка: «Имей терпение, и Господь всё тебе пошлет, и даже больше».

Происходит так, наверное, потому, что человеку, даже взрослому, не полезно получать всё сразу. Острота момента – это вещь очень важная во всех отношениях.

Вот, например, супруги начинают спорить. Есть такой очень полезный совет, который надо бы, чтобы священники рекомендовали своим духовным чадам: «Заспорили вы между собой – остановитесь и договоритесь, что пойдете и спросите решения у священника, имеющего для вас духовный авторитет». Вы знаете, когда они потом доходят до священника, обычно уже и нечего спрашивать.

В тот момент кажется – надо сейчас все решить, а потом все само разрешается.

Императрица Елизавета Петровна была очень верующим человеком. Когда ей представляли документы для решения каких-то вопросов, она выслушивала противоположные стороны, но не давала делу хода сразу, а выжидала, пока все само собой как-то не складывалось. Поэтому, наверное, её царствование прошло без особых потрясений. С одной стороны, это, казалось бы – просто оправдание бездеятельности, но с другой, очень часто это наилучший выход. Не рваться, и уж, конечно, не идти по трупам. Все сделается само, де еще лучше, чем мы могли хотеть, если не дергать друг друга, не нервировать, не грызть, не ругать.

Есть такой совет о правильном питании: «Никогда не ешь и не готовь еду в раздраженном состоянии: это не только не полезно, но и вредно». Я нашел этот совет в светской книге, хотя давно знал об этом из духовных книг.

Если в таком состоянии какое-то дело делаешь, то исполняешь 1/8, а 7/8 упускаешь. Потому что мы не даем места благодати. Совершает все, в конце концов, Сам Господь, а девиз человека должен быть как у медиков: «Не навреди».

Господь сказал: «Я есть путь, истина и жизнь». Это значит, что Он и Путь, и Цель, и Средство достижения цели. «Все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип, антихристианский, точнее.

Разумно ли быть эгоистом?

– Как человеку понять чужую боль? Ставить себя на место другого сложно и неприятно.

К приобретениям стремится большинство, но получают всё немногие. Почему – вопрос второй.

Что человеку, собственно, нужно? Одежда? После Елизаветы Петровны осталось, кажется, полторы тысячи платьев. У Соломона было 600 жен и 800 наложниц. Куда больше? Но все равно оказалась, что это «суета сует и томление духа». Съесть больше, чем вмещает желудок, невозможно. На двух машинах одновременно тоже никуда не поедешь Что дальше? Власть? За нее еще и отвечать нужно. Но потом, и она тоже кончается.

На этом свете всё кончается, и человеку, на самом деле, не так уж много и нужно. Бывает, человек живет, удовлетворен тем, что есть, и счастлив. Один счастлив оттого, что ему хватило денег дотянуть до пенсии, а другому не хватает на «Мерседес». Не от количества зависит счастье.

– Мы говорили о том, что люди не хотят работать над собой и потакают своему эгоизму. Как понять, что такое эгоизм?

– Как вы думаете, почему к старшим обращаются на «вы»?

Смысл в этом очень глубокий. За каждым из нас стоит множество поколений. Человек не является чем-то совершенно самобытным. Он же вырос в обществе, его учили другие люди. Личность складывается из того, что достигнуто многими поколениями. Человек говорит: «Мое мнение». Будь честен, это не твое мнение, всё это существовало задолго до тебя. Нового очень мало. Всё новое это давно забытое старое. Что такое «я»? Снимите с человека всю одежду и поместите его в лес. Он же не изобретал ни дома, в котором живет, ни одежды, ни посуды. Да и тело дано ему родителями. Так наглядно можно показать, что эгоисту нечем гордиться, как своим. Почти всё, что ему дано, не есть собственно его.

Но люди очень уверенно продолжают существовать в своем эгоизме. Всем хочется хорошо жить здесь и сейчас.

Есть люди, исцелить которых может только сам Бог, но Господь часто таких слепцов не останавливает, как не желающих понять эту истину. Но, простите, увы, как бы все ни сопротивлялись, все умрут.

Двери вечной жизни

– Можно возразить: «Зато я умру довольным, я прожил богатую жизнь, все пробовал, все повидал»

Ну, тогда получится как в Евангелии. Прочти и делай выбор. Никто, говорите, оттуда не приходил? Вспомните притчу о богаче и Лазаре. Кстати, когда богатый просил Авраама, чтобы Господь послал к его родственникам Лазаря, Господь сначала отказал… но потом все-таки послал Лазаря. Несмотря на то, что сказал «нет», Он и это изволил. Лазарь, именно Лазарь воскрес. Но этому не поверили, и хотели его убить.

В Евангелии сказано всё. Как хорошо сказал Белинский: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной книги».

А вот слова Данте: «Я утверждаю, что из всех человеческих скотств самое глупое самое подлое и самое вредное – это верить, что после этой жизни не будет другой».

– Одним словом можно сказать, что бороться с завистью можно, только обратившись к Богу.

Без Божией помощи невозможно одолеть никакую страсть. Они настолько изворотливы, что одна будет постоянно подменяться другой. И человек никак не ухватит за корень.

Лечение – покаяние и молитва. Чтобы понять, что ты что-то не так делаешь, нужно молиться, просить Бога открыть эти грехи. Нужна исповедь, Причастие.
Скажу очень просто. Я вырос в верующей семье, с детства ходил в церковь и никогда не бывал на всяких развлекательных общественных мероприятиях. Став студентом, я вместе с однокурсниками посещал «вечера отдыха» и там танцевали вальсы, танго, фокстрот… Одновременно я продолжал бывать на службах. Из церкви я приходил часто уставший, но удовлетворенный, спокойный. А с «вечера отдыха» – разбитый. Этот контраст сразу же чувствовался.

Почему так важно ходить в храм Божий? Почему важна молитва? Помолившись, сравни свое состоянии «до» и «после», и уже потом делай выводы.

– Некоторые люди к посещению храма относятся как к формальной обязанности, не понимая, что, в первую очередь, это очень многое дает им самим.

Так же обстоят дело и с постом. Говорят: «Неужели Богу нужно, чтобы я что-то не ел?» Это нужно не Богу, а нам. Воздержание в пище полезно даже физически, а уж для детей это просто тренировка силы воли. Мы же не считаем преступлением, когда запрещаем ребенку есть не вовремя. Говорим: «Подожди обеда, тогда и будешь кушать». Это же обычное воспитание. А когда это происходит в Церкви, все начинают возмущаться.

Храм нужен самому человеку. Таинства даны и утверждены здесь, на земле, для того, чтобы через них человек укреплялся душой. Когда человек не ходит в храм, он просто лишает себя всего: помощи Божией, благодати…

Когда чаще человек ходит в храм, начинает поститься, у него жизнь меняется. Я знаю людей, довольно-таки известных в своей области, которые, начав ходить в церковь, говорили: «Мы чувствуем, что жизнь наша стала другой. Более богатой, более содержательной». Не говоря уже о том, что приходит понимание многих вещей. Конечно, гордыня всегда воюет и человеку трудно что-то осознать, но это труд. Труд и подвиг всей жизни. Потому священномученик Сергий Мечев и говорил: «В миру герои, а в христианстве – подвижники».


С моим лучшим другом мы часто спорим о разных вопросах, многие из них весьма философские, а какие-то жизненные. И один из самых острых - отношение к зависти. Мы очень по-разному воспринимаем эту проблему, и каждый отстаивает свою позицию. Я считаю, что зависть - это очень полезное чувство, он же, наоборот, отвергает ее во всех проявлениях.

Кто из нас прав, я не знаю, но право на жизнь имеют обе точки зрения. И самое странное, что искать истину где-то по середине тут не получается.

Зависть - это отличный стимул

Мое мнение однозначное: - вещь полезная. Когда мы смотрим на достижения других людей, мы мечтаем, чтобы так же сложилось и у нас. Это стимул к росту и развитию. Например, успехи моего брата меня радуют, и я хочу так же. Тоже мечтаю открыть свой бизнес, купить дорогую машину и построить уютный загородный дом. И это чувство дает мне надежду, что если я буду упорно работать, то тоже добьюсь результата.

Конечно же, я говорю не о той зависти, из-за которой людей убивают или уничтожают это приобретенное имущество. Это уже не зависть, а злость. Но в допустимых количествах это чувство способно заставить человека двигаться вперед.

Я думаю, что весь наш мир построен на зависти. Ведь именно из-за нее мы мечтаем стать моделями, банкирами, президентами. Это просто желание быть успешным и нужным, но чтобы этого добиться, мы выбираем объекты для подражания. Это тоже зависть, но ее принято называть «белой».

Как часто человек видит в рекламе или просто на улице какую-то вещь. Он начинает ее желать, а ведь прекрасно знает, что она принадлежит другому. Но если этот другой смог ее купить, то значит это возможно! И тогда стоит только лишь мобилизовать все силы, и подобный объект зависти можно будет приобрести. И с этого дня человек не лежит на диване, а начинает работать, что-то делать, чтобы получить задуманное.

Разве к таким стимулам можно относиться плохо? Это же возможность развития не только для отдельного индивида, но и для человечества в целом. Да и не завидовать может не каждый, это чувство существует в нашем мозге, поэтому я считаю, что его нужно не уничтожать, а просто повернуть в нужное русло.

Зависть - это злость и причина несчастий

Мнение моего друга противоположное. Зависть - это негативная эмоция, которая может испортить любую жизнь. Если человек начинает переживать от того, что у кого-то что-то лучше, он не может спать, есть. Эта злоба может даже перерасти в серьезные заболевания.

Завидовать – значит, желать другому зла. Для энергетики это чувство очень разрушительно. А еще оно влияет на обоих: и на того, кто думает, и на того, кто вещью обладает. Стоит избегать подобных мыслей, чтобы не портить свою психику и здоровье.

Зависть – плохое чувство, оно не стимулирует, а наоборот, разрушает. Трудно сосредоточиться, когда у соседа все хорошо. Подобные чувства не дают покоя, и часто приводят к жестокости по отношению к окружающим. А еще это повод самоунижения и развития комплексов. Как часто люди говорят, если у меня этого нет, то значит я ничтожество, значит не могу ничего добиться.

Ощущение невостребованности, понимание несостоятельности, а так же неумение принять достижения окружающих иногда становятся причиной трагедии. В 90-е годы много было криминала именно из-за зависти. Да и сегодня разборки существуют. Стоит ли доводить до такого?

Чтобы развиваться, не нужны подобные чувства, наоборот, важно стремление к совершенству, а не желание чем-то обладать.

Как же справиться с завистью?

Кто из нас двоих прав, непонятно. Но все-таки стоит разобраться с этим странным чувством. Как же стоит себя вести, если вдруг данная эмоция проявилась? Путей решения может быть два: перенаправить эту энергию в позитив или попытаться убрать ее.

Первый путь - самый простой. Если вы завидуете, то не нужно ругать человека, который является источником зависти. Пусть это лучше станет стимулом. Например, в вашем окружении кто-то купил машину, которую вы очень хотите. Не расстраивайтесь, решите, что вы тоже способны на такую покупку, и начинайте действовать. Пусть сила желание будет направлена не на осуждение, а на реализацию. Все время и силы старайтесь вложить в то, чтобы подобная вещь была и у вас.

Источником зависти могут стать и отношения, например, отличные отношения в семье подруги . Но это не повод отбивать ее мужа, нужно лишь потратить силы на то, чтобы в своей семье создать не менее привлекательные условия. Не злиться, а стремится к мечте!

Второй способ - . Сегодня он весьма популярен в мире, с ним работают разные психологи. Нужно просто заметить эту эмоцию и начать за ней наблюдать. Попытайтесь проанализировать, что ее вызывает, какие действия хочется делать, когда она проявляется, к чему все это ведет. Обычно подобные вопросы данную эмоцию просто стирают, переживание исчезает.

Можно работать с этим чувством через прощение. Нужно простить человека за то, что он стал источником данной эмоции и простить себя за то, что испытал это переживание. Много об этом написано в книгах Лууле Вилмы. Этот способ помогает освободится от ненужных мыслей и действий, ведет к позитивной и приятной жизни.

Зависть - сложное чувство, кому-то она помогает, кому-то мешает. Нужно лишь научиться правильно воспринимать ее, и тогда все будет здорово.

- Вот именно. Там, где зависть - там нет любви. Собственно говоря, зависть - это диавольское состояние души, лишающее человека добродетели. Зависть есть печаль о благополучии ближнего, говорил святой Василий Великий. Начало зависти - гордость. «Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

Что сеем, то и жнем. Где нет любви, там зависть. «…где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16). «Зависть порождает споры. Откуда у вас вражды и распри - не отсюда ли завидуете и не может достигнуть», - говорил Иаков, брат Господень.

Зависть является величайшим злом для души. «Как ржавчина разъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она». «От нее страсть к славе, к стяжанию, от нее властолюбие и сребролюбие». «Служение этой страсти не только в земной жизни не дает отрады, но и в загробной приносит страдание». «После смерти души умерших проходят мытарства, десятое из них - мытарство зависти, поэтому надо всегда искоренять в себе зависть».

«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», - Василий Великий.

Человек часто считает, что достоин того-то, а другой - нет. В сущности это зависть. Зависть - это желание иметь то, что есть у другого. Слава ли это, успех, благополучие или что-то еще.

Я обратил внимание, что слово «зависть» не имеет множественного числа. Такая глубина в этом слове. Общеизвестно, что, когда безбожники воевали с Богом, то в своем собственном наименовании не могли избежать обличения самим себе. Корень-то слова «безбожник» - Бог, а «без» - только приставка. С точки зрения простой орфографии, они не являются чем-то самим в себе, они есть только отрицание какой-то сущности. Сущность существует. Также и зависть - в основе ее «зависимость» от чего-то, от чьей-то воли, от чьего-то благополучия. Зависть появляется при наличии чего-то где-то. На пустом месте нечему завидовать. А вот когда есть чему - появляется эта зависимость. Самое печальное, что человек этого часто не осознает, и начинает вдруг видеть кругом несправедливость, а на самом деле просто испытывает зависть.

Зависть - это желание не зависеть от того, кто сильнее тебя? Ведь чаще завидуют люди неимущие, подчиненные, слабые, те, кто зависит от другого.

- Сатана хотел быть независим от Бога. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов (Ис., 14, 13). Гордость вызывает зависть и злобу, и наоборот. Эти вещи переплетены между собой, как метастазы раковой опухоли, которые проникают всюду.

Справедливость-то - понятие очень сложное. Понятие правды и неправды в духовной жизни - очень непростые.

Есть понятие правды человеческой, а есть правда Божия. Всякая правда человеческая - как ничто пред Богом.

Когда-то Владыка Стефан (Никитин), Калужский архиерей, очень интересно объяснил мне смысл притчи о неправедном Судии. Судия неправды. Кто такой Судия неправды, Который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился? Это Сам Бог. Он не боится и не стыдится никого. А почему «Судия неправды»? Потому что, если бы нас всех судить по правде, то все бы были осуждены, а Он нас всё время милует. Судит Он милостиво.

Проявления зависти

- Как в жизни людей чаще всего проявляется зависть?

- Зависть порождает неприязнь. Человек, когда завидует, начинает искать изъяны в другом. Он не может прямо сказать, но чувствует, что что-то не так и пытается оправдать свое чувство.

- То есть он не понимает, что завидует другому, и начинает его осуждать?

- Большей частью да. Зависть потому черная, потому что пытается очернить других. Тогда ведь не так захочется иметь то, что есть у других. Помните, как в басне Ивана Андреевича Крылова лисица говорит о винограде, который не смогла достать: «Да зелен еще».

- Если человек завидует, то он завидует многим или кому-то конкретно?

- Так же, как в случае с добродетелью, если у человека есть любовь к одному, то на основании этого он и к другим старается проявлять те же чувства. К несчастью, страсть имеет такое же свойство: если он одному завидует, то он и другим завидует: ему кажется, что он один несчастлив, а вокруг все счастливые.

Это начинает проявляться и в речи: «Кругом одни негодяи», «понаехали тут», «кругом одни дураки»… Начинает с одного, а потом весь мир ненавидит. Я знаю конкретные примеры. Человека сначала раздражал один человек, потом его стали раздражать другие, потом третьи, а далее - все и всё. Это свойство страсти.

- Эти черты в человеке, к сожалению, обостряются к старости.

Но «старого учить, что мертвого лечить». Но я знал таких людей, которые настолько благодушны, что у них всё было хорошо: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости.

Потому что человек начинает что-то понимать обычно только к старости, и тогда хочет, чтобы другие сразу были такими же, как он. Как сказал покойный отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка то, что из себя не смог сделать?».

И рай, и ад начинаются на земле, но это внутреннее устроение самого человека, ведь в одних и тех же условиях один благодушествует, а другой несчастлив.

В жизни благодушного человека все складывается гладко. Он может добиться вершин успеха, а может и остаться в нынешнем состоянии, но он все равно будет счастлив, так?

- Есть такое замечательное изречение. «Не забывай даже в самые темные дни твоей жизни благодарить Бога, Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.

Завистливый же человек не спит, мучается, его самого жалко, потому что он не находит себе покоя. А человек, положившийся на милость Божию, уже здесь, в земной жизни, спокоен, его многое не задевает, не приводит в нетерпение или раздражение.

- Кстати, иногда говорят о «белой зависти». Что это такое?

- Это не совсем правильно выражение. Зависть, если это зависть, всегда в основном черная. Говоря о «белой зависти», наверное, хотят выразить радость от того, что другой обладает каким-то дарованием.

Если можно так сказать, белая зависть - это соревнование в добре. Радуешься за другого и пытаешься достичь того же совершенства. Заимствование опыта других - это не зависть.

- А бывает ли зависть к святости святых?

- Это и есть со-ревнование. Здесь можно ревновать и стараться достигнуть того, что достиг другой. А тут плохими путями ничего не добьешься.

Апостол Павел призывает: «Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Другое дело, что здесь нужно стремиться к совершенству, к духовному очищению, но не к дарованиям.

Когда мечтаешь о даре прозорливости, чудес, прорицания, уже завидуешь. Потому что эти дарования, именно дарования, они даются Богом. А почему Господь так распоряжается, нам неизвестно. «А что Бог творит, никому не говорит».

- Таким путем рождаются различные секты, религиозные течения и т.п.?

- Да, по крайней мере, младостарчество - один из таких примеров. Когда стремятся не к духовному совершенству, смирению и любви, а к дарованиям. Господь даже апостолов остановил, говоря: «Не радуйтесь тому, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20).

Зависть не дает человеку ничего

- Реклама вообще играет на человеческих страстях. Я недавно слышал интересное высказывание: «В нашей стране можно быть счастливым, но только чтобы об этом никто не знал». Но это применимо не только к нашей стране. Да и все страны — разные или похожие стороны одного человечества.

- Одним словом, не только самому завидовать плохо, но невесело, когда тебе самому завидуют.

- Больше того, это очень неприятно. Как раз у Ильина есть размышление об очень красивой женщине, которая говорит: «Я так устала. Мужчины смотрят на меня как на товар, а женщины завидуют. Сразу начинают меня оценивать и искать изъяны. Мне одинаково неприятно и от тех, и от других взглядов. Я не считаю, что красота приносит счастье. Никто не видит мою душу. Женщина может и должна быть красива изнутри. Кто такую женщину не полюбит, тот просто ее не достоин». Очень хорошо сказано.

- Как человеку понять, что зависть снедает его, вредит ему и мешает его жизни?

- Когда человек завидует, у него покоя-то нет. Как сказал святитель Василий: «Это, пожалуй, единственная страсть, которая не приносит человеку удовлетворения. Сребролюбие, чревоугодие приносят хотя бы временное удовлетворение, а зависть человека сама съедает.

Вспомните поговорки о зависти. «Где счастье, там и зависть». «Завистью ничего не возьмешь». «В зависти нет корысти». Корысть - это приобретение. А завистью ничего не приобретешь.

Зависть - слово женского рода, имеет единственное число. Не имеет множественного числа, т.е. она всегда индивидуальна.

Человек должен остановиться и подумать, не было ли у него чувства недовольства какими-то людьми последнее время. Искать в себе зависть не по названию, а по ее плодам, корням и веткам?

- Недаром в Евангелии говорится о человеке, который ищет сучок в глазе брата, не видя в своем бревна. Что такое бревно - это ствол. А сучок - всего лишь ответвление от ствола. Так вот ствол - это страсть. Мы видим в других то, что есть в нас, что касается и задевает нас самих. Если бы не это, ты бы прошел мимо и не зацепился за этот сучок. Нас задело это.

Есть такое мирское выражение: «Человек все понимает в меру своей испорченности».

Беседовала Валерия Ефанова

Зависть, одно из самых распространенных и острых человеческих переживаний, проявляется в самом раннем возрасте. Даже маленьких детей обуревает это чувство; стоит ребенку увидеть у кого-то в руках что-то понравившееся ему, его первое побуждение - схватить и отнять. С годами объекты зависти, конечно, меняются, но сама ее природа остается неизменной. Становясь взрослыми, мы перестаем завидовать игрушке в чужой руке, но вместо нее появляется что-либо иное - скажем, солидный банковский счет. В общем, зависть носит настолько универсальный характер, что мы частенько либо не замечаем ее, либо не считаем, что она создает нам проблемы.

Не исключено, что изначально зависть - черная зависть, как ее иногда называют, - возникает из ощущения обездоленности, но чаще всего она связана с инстинктом собственника: у кого-то это есть, а у меня нет; я тоже хочу! Зачастую появляется желание получить какую-либо вещь не потому, что хочется ее иметь, а из-за того, что она есть у другого. У детей такой инстинкт далеко не всегда направлен на конкретный предмет. Попав в огромный магазин игрушек, малыш с горящими от жадности глазами просит купить ему все игрушки просто потому, что они тут есть. Его просьба не означает, что он мечтает о каждой из них. У многих людей есть опыт покупки подарка (ребенку или взрослому - все равно), совершенной только по той причине, что у них долго выклянчивали это или даже требовали. Но как часто бывало, что стоило им выполнить просьбу, как на их глазах долгожданную вещь откладывали в сторону, немедленно потеряв к ней всякий интерес! Иногда к ней вообще никогда больше не притрагивались, так как сама по себе она была не нужна, - точнее, нужна только потому, что кто-то другой имел такую же.

Зависть неразборчива. Она может быть вызвана чем угодно, подогреваясь осознанием статуса желаемой вещи как собственности другого, как знака отличия определенной общности, как символа принадлежности к какой-либо социальной группе. Объект зависти имеет мало отношения к реальным потребностям конкретного человека, он, скорее, указывает на место, которое тот хотел бы занимать в обществе. В некоторых примитивных цивилизациях женщины выбивают себе передние зубы, чтобы считаться красивыми. Нам это может показаться диким, но не нужно далеко ходить за примером из нашей собственной действительности: зайдите в любой спортивный клуб и вы непременно найдете секцию, в которой мужчины и женщины истязают собственное тело, чтобы придать ему желаемую форму. Ради достижения современного идеала красоты они истощают свою плоть настолько, что становятся похожими не на топ-модели, а на огородные пугала. Объективный результат этой физкультурной пытки значения для них не имеет, потому что людям в действительности не столь важно, как они выглядят, - их гораздо больше волнует соответствие моде, распространенной в конкретной социальной группе. Если мода диктует определенный внешний вид, то они считают необходимым добиться соответствия ей, даже если в глубине души не приемлют ее.

Мы начинаем испытывать зависть, если не хотим отставать от остальных. Кроме того, нам хочется иметь то, чему завидуют другие.

Иногда зависть легко удовлетворить: надо лишь приобрести то, что есть у других. В этом случае самая большая потеря - уменьшение толщины бумажника. Желание (которое порой превращается в навязчивую идею) во всем походить на соседа можно удовлетворить покупкой такой же машины, как у него, или даже более дорогой и престижной.

Но зависть может быть и не столь безобидной. Если человек не в состоянии получить вожделенный предмет конвенциональным путем, у него может возникнуть желание отобрать его у того, кто им обладает, и стать его полновластным хозяином. Зависть в таком случае может стать причиной преступления. Грешно желать чужую жену или имущество, принадлежащее другому, но еще хуже пытаться завладеть этим, ибо тогда зависть превращается в алчность. Зависть может быть тихой и пассивной. Алчность - это реализуемая зависть.

Логика алчности такова: если кто-то имеет то, чего у меня нет, значит, он меня в чем-то превосходит. Забрав у него этот предмет, я всего лишь восстанавливаю справедливое равенство. Поскольку я не в состоянии смириться с чужим превосходством, подобная «уравниловка» приносит мне огромное удовлетворение. Если я не могу подняться на его высоту, дайте мне низвести его до моего положения.

Иногда я могу отнять у ближнего его имущество даже вполне законным путем, но с моральной точки зрения это не может служить оправданием. В определенном смысле захват чужой собственности при помощи юридических механизмов может оказаться делом еще более омерзительным. Подобные деяния уголовно ненаказуемы, и поскольку человек, совершивший их, находится под защитой системы правосудия, он автоматически защищен и от угрызений совести. (В Талмуде, трактат «Гитин», 58а, есть история о человеке, который с помощью юридического крючкотворства отобрал у своего друга жену и имущество. Затем он женился на разведенной, а ее бывшего мужа взял себе в слуги. Хотя он не нарушил букву закона, Талмуд утверждает, что именно этот поступок стал той каплей в чаше зла на весах Небесного суда, из-за которой целый народ был приговорен к изгнанию и геноциду ).

Зависть может принимать и публичный, политический характер. В большинстве случаев стремление воплотить в жизнь принципы эгалитаризма - движущая сила многих политических движений - лишь один из способов удовлетворить требование зависти: если у меня этого нет, пусть и у других не будет. Неравенство первично, и неважно, что лежит в его основе - полученное наследство или статус, которого добиваются благодаря таланту или тяжелому труду. Не каждому суждено жить во дворце и вести существование, напоминающее золотой сон своей мечты. Зависть может вызвать у нас стремление уравнять всех, уничтожить дворцы и сделать жизнь каждого одинаково жалкой.

Мысль о том, что у кого-либо есть то, чего хочется мне (неважно, что именно: собственность, свойство или положение в обществе), может точить нас без перерыва, не давая спать по ночам. Через какое-то время становится уже все равно, будет это моим или нет; остается одно лишь неистовое желание: отнять это у другого. Подобная разрушительная страсть уже никак не связана с первоначальным объектом зависти. На этом этапе раздражает уже само существование человека, который им обладает.

Есть старая сказка, один из героев которой завидовал другому. Однажды завистнику было дозволено попросить у царя все что угодно с условием, что его соперник получит вдвое больше. Подумав немного, он попросил, чтобы ему выкололи глаз.

В одной из притч об аде есть такой рассказ: группа голодных людей сидит за столом, перед каждым стоит миска с аппетитным супом и лежит ложка, слишком длинная, чтобы донести суп до своего рта. Единственный выход для сотрапезников - кормить своего соседа, однако, поскольку речь идет о грешниках, то они остаются вечно голодными. Все мы слышали о знаменитом суде царя Соломона («Вторая Книга царств», 3:16–28). Две женщины родили одновременно, но один из младенцев умер. Каждая пыталась доказать, что оставшийся ребенок - ее. Соломон предложил разрубить ребенка пополам. Самозванка с ухмылкой сказала: «Рубите - пусть он не достанется ни ей, ни мне».

Зависть не нуждается в подпитке со стороны и растет, постепенно превращаясь в ненависть, не находящую удовлетворения, пока не будет уничтожен человек, ее вызывающий. В книге «Ѓа-Йом - йом» сказано от имени раби Йосефа-Ицхака Шнеерсона, шестого Любавичского Ребе: «Любая ненависть излечима, кроме той, которая вызвана завистью». (Противоположность зависти - самодовольство. Еврейские мудрецы, трактат «Авот», 4:1, восхваляли человека, довольствующегося тем, что имеет. Однако удовлетворенность собой тоже может оказаться обоюдоострым оружием. Тот, кто удовлетворен своей долей, не стремится к большему, потому что у него нет стимула ). Тот, кому завидуют, не может даже смягчить завистника, ибо чем добрее и щедрее он будет, тем большую зависть, а следовательно, и ненависть, вызовет. Его будут ненавидеть не за то, что он богаче или мудрее, а потому что он человечнее.

Самые безобразные тяжбы из-за наследства вызваны завистью, переросшей в ненависть. Часто они даже не связаны или почти не связаны с тем, что именно завещано. Даже если имущества хватает на всех, для некоторых людей невыносима сама мысль о том, что кому-то достанется больше, чем им. Тяжбы такого рода могут тянуться годами (между странами - даже сотни лет), но так и не прийти к завершению. Они по сути не являются имущественными спорами - это зависть, ставшая самоцелью, растет, а затем пожирает душу. Подобная борьба в ожидании падения и гибели соперника может стать единственным смыслом существования человека. Мания может зайти так далеко, что если одержимому ею наконец удается достичь вожделенной цели, он вдруг понимает, что жить ему больше незачем.

И удовлетворенная, и неудовлетворенная зависть разрушительна для всех, кто вовлечен в поле ее магнетизма, включая самого завистника. Он необязательно становится опасным для окружающих, ибо далеко не всякий человек, какими бы черными ни были его мысли и грешными - вожделения, способен перейти к непосредственным действиям, причинить кому-нибудь вред. Как правило, он все равно ограничен моральными нормами и законом. Но неизменным остается одно: неудовлетворенная зависть разъедает душу.

Обычно зависть считают чисто негативным чувством, однако, как и многие другие эмоции, она не однозначна. Потаканию ее аппетитам служат промышленные предприятия, целые отрасли индустрии, которые могут быть столь же велики, а может быть, и гораздо мощнее созданных по необходимости, в соответствии с нуждами населения. Вот два примера: машины и мода. Чем больше развита страна, тем больше средств вкладывается в «индустрию зависти». Бизнесмены делают все возможное для появления у людей новых потребностей, разрабатывается прямая и скрытая реклама, после чего создается продукт, призванный эти потребности удовлетворить.

Зачастую отвратительная и разрушительная, зависть, тем не менее, может способствовать рождению великого и прекрасного. Маймонид в предисловии к своему комментарию трактата «Авот» говорил, что если бы на свете не было бы завистников, наш мир бы не существовал. Он писал о людях, работавших не покладая рук, подвергавших свою жизнь опасности, и все это ради того, чтобы построить, например, прекрасную виллу, которая простоит не одну сотню лет, хотя хозяин сможет наслаждаться делом рук своих относительно недолго.

Зависть тесно связана с духом соперничества, который сильнее даже, чем желание обладать. Состязаясь, человек все делает лучше, чем делал бы, не имея конкурента. Соревнование заставляет нас стараться быть выше, богаче, сильнее противника. Дух соперничества, заставляющий нас стремиться к победе, заложен в нашем подсознании. Он присущ даже животным и является для нас и для них очень мощной движущей силой. Даже стихии - огонь и вода, земля и небо - могут быть представлены как силы, непрестанно соревнующиеся друг с другом . То немногое, что нам известно об ангелах, позволяет предположить, что и им не чужд какой-то элемент соперничества и ревности .

Зависть нельзя игнорировать, но можно использовать в благих целях. Еврейские мудрецы считают, что всякая зависть - зло, за исключением зависти ученых к успехам коллег (кинат-софрим ). Такая зависть в состоянии подвигнуть человека на самоусовершенствование, поможет подняться на новый, более высокий уровень. Соперничество наблюдается и в спорте, и в стремлении к приобретению материальных благ, однако точно так же оно способно стимулировать тягу к познанию мудрости или даже достижению святости.

Подобного рода зависть может стать созидательной силой. На конференциях, коллоквиумах и симпозиумах, где собирается большое количество ученых, используют, среди прочего, и этот механизм для продуцирования и развития новых идей. Благотворительность тоже в значительной степени подпитывается конкуренцией и завистью. Разумеется, здесь присутствует и доля (порой значительная) эгоизма, но в общем и целом результат всего этого положительный.

В Книге притчей Соломоновых (23:17) говорится: «Пусть не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно всегда в страхе пред Богом». Человек рождается с большим потенциалом желаний, которые мы не можем, да и не должны подавлять. Проблема не в зависти, а в том, на что она обращена. Наша задача состоит в том, чтобы определить, как управлять нашими эмоциями и как распоряжаться природными склонностями. Их можно использовать в качестве материала для духовного роста или как сильнейший яд, который уничтожит все живое вокруг. Мы завистливы от природы, однако свобода воли позволяет нам избрать объект зависти. Можно завидовать негодяю и хотеть превзойти его в пороке, но можно завидовать и тем, кто интеллектуально выше нас, благороднее и добрее. Стремясь превзойти их, мы растем духовно.

К сожалению, люди чаще всего завидуют тем, кто богаче, и получают удовлетворение от сравнения себя с теми, кто беднее духовно. Среди нас есть люди, слишком гордые для того, чтобы грешить, и мы могли бы брать с них пример в этом и воздерживаться от уродливого чувства зависти. Мы можем решить, что нам не к лицу подобные низкие чувства, что это ниже нашего достоинства.

В этом и заключается разница между завистью к духовному богатству и тем же чувством, направленным на материальное. Ведь завидуя первому, мы не захотим, чтобы его стало меньше у ближнего. Хотя движущей силой и такой зависти остается эгоизм, это эгоизм сублимированный. Можно спорить по поводу исходной чистоты и благородства этого чувства, однако это та самая зависть, что заставляет людей стремиться к большему и достигать его, преобразует эгоистичное желание в движущую силу для превращения нашего мира в место, более пригодное для обитания. (Но все-таки и в эту сферу может проникнуть зло. Зависть к учености и даже к праведности может обернуться стремлением завоевать более высокое общественное положение посредством попытки принизить достойного человека, который выше завистника во всех отношениях, чтобы выглядеть более мудрым и порядочным, чем он (см., напр., Маймонид, «Мишнэ Тора», кн. «Сефер ѓа-мада», разд. «Ѓильхот деот», 6:4 ).

Мне бы хотелось закончить эту главу рассказом о хорошей зависти. Великий хасидский Ребе, больше известный как Святой Еврей , говорил, что всеми своими достижениями обязан кузнецу. В детстве он жил по соседству с очень трудолюбивым кузнецом, который каждое утро вставал на работу ни свет ни заря. Однажды, услышав звук молота, Святой Еврей сказал себе: «Этот человек работает за деньги. Я изучаю Тору, что намного возвышенней. Если кузнец может заставить себя недосыпать и вставать на работу так рано, то почему я не могу делать это?» И он стал вставать на занятия немного раньше. В тот же день кузнец, услышав голос йешиботника, учащего вслух Тору, подумал: «Я зарабатываю деньги, а этот молодой человек за свои занятия не получает ни гроша. Если он может вставать так рано, то я должен подниматься еще раньше». Так он и поступил. Тогда Святой Еврей стал вставать вообще чуть свет. Так они соревновались долгое время. Потом Святой Еврей рассказывал, что это соперничество помогло ему стать ученым.

В таком состязании ни кузнец, ни Святой Еврей ничего не потеряли, оба только выиграли. Завидуя друг другу, они искали путь к максимально эффективному использованию времени и заочно соревновались в этом, занимаясь каждый своим делом. У них даже появился дух соперничества, желание победить, стремление стать первым, и это заставило двух людей разных профессий и ведущих разный образ жизни добиться большего.

Примечания:

См. «Тикуней-Зоѓар», с. 196.

«Мидраш раба», гл. «Брейшит», 12:8.

Вавилонский Талмуд, «Бава батра», 22б.

Раби Яаков-Ицхак Рабинович (1765–1814).