«Профессиональный кодекс учителя» расскажет о миссии педагога. Центр детского творчества котельниково волгоградской области

Кафедра Бухгалтерского учета и аудита

по преддипломной практике студента _ курса

группы ___________ Ф.И.О. ____________________________________

База (предприятие) наименование предприятия

Руководитель практики от МИЭМП _________________________

должность, Ф.И.О.

Руководитель практики от предприятия __________________________

должность, Ф.И.О.

Москва - 2013

Календарный план...................................................................................................

Дневник....................................................................................................................

Отзыв........................................................................................................................

Введение...................................................................................................................

1. Общая характеристика деятельности организации.........................................

1.1. Краткая характеристика организации........................................................

1.2. Существующая система управления........................................................

1.3. Анализ экономических показателей производственно-хозяйственной

деятельности организации................................................................................

2. Организация бухгалтерского учета в организации.......................................

2.1. Уровень организации работы бухгалтерии и ее содержание.................

2.2. Особенности бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате

труда....................................................................................................................

3. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда..................

3.1. Планирование аудита.................................................................................

3.2. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства........

3.3. Аудиторская проверка правильности начисления заработной платы..

3.4. Аудит правильности удержаний из заработной платы...........................

3.5. Аудит начисления страховых взносов......................................................

3.6. Результаты аудита.......................................................................................

Заключение............................................................................................................

Литература.............................................................................................................

Приложения...........................................................................................................

Календарный план

Наименование тем

Дата (период)

Руководитель

практики

прохождения

проведения

практики

практики

практики

(отдел, рабочее

Ознакомление со структурой

бухгалтерия

организации

Изучение практического

бухгалтерия

опыта работы сотрудников

бухгалтерского отдела на

рабочих местах

Изучение организации

бухгалтерия

учетно-аналитической

а) организация

бухгалтерского учета

б) порядок составления

первичных документов

в) порядок составления

бухгалтерской отчетности

г) организация проверок и

инвентарной работы

Учет и аудит расчетов с

бухгалтерия

персоналом по оплате труда

Обобщение и

бухгалтерия

систематизация

практического материала для

подготовки выпускной

квалификационной

(дипломной работы)

Оформление отчета о

бухгалтерия

прохождении практики

Защита отчета о практике

бухгалтерия

Руководитель практики:

прохождения преддипломной практики

на предприятии Общество с ограниченной ответственностью «_____» (название организации)

в период с «__» __________ 2013 г. по «__»__________ 2013 г.

студента группы ______________ Ф.И.О_________________________

Руководитель практики _____________________________________________

(Ф.И.О., должность, ученое звание, ученая степень)

Подпись ответственного

лица от организации

Знакомство с предприятием.

Вводный инструктаж

Изучение учредительных

документов

Изучение отраслевой

принадлежности

Исследование

организационной структуры

управления

Ознакомление с

должностными

инструкциями

Знакомство с регламентацией

деятельности бухгалтерии

Исследование учетной

политики организации

Изучение порядка

составления первичных

документов

Исследование постановки

бухгалтерского учета

Изучение формы

бухгалтерского учета

Изучение регистров

бухгалтерского учета

Исследование объектов

бухгалтерского учета

Изучение инвентарной

Анализ показателей

основного вида деятельности

Анализ показателей прочих

видов деятельности

Анализ показателей прибыли

Анализ показателей

рентабельности

Анализ расчетов с

персоналом по оплате труда

Оценка показателей

эффективности оплаты труда

Организация планирования

аудиторской проверки

расчетов с персоналом по

оплате труда

Проведение аудиторской

проверки расчетов с

персоналом по оплате труда

Сбор необходимого

материала и его

систематизация

Оформление отчета о

прохождении практики

О преддипломной практики студента МИЭМП

Прошел преддипломную практику

в ООО «_____» в период с_________________ по_______________ 2013 года

наименование базы практики

В период практики __________________________ работал в должности бухгалтера второй категории .

(выполнял обязанности ________________)

Провел практические исследования в организации

ООО «_____» с целью анализа расчетов с персоналом по оплате труда и формирования этих показателей в бухгалтерской отчетности организации.

Полученный аналитический материал был использован для разработки методических рекомендаций и предложений по совершенствованию и улучшению деятельности организации.

Введение

Цель прохождения преддипломной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе,

формирования необходимых для будущей профессиональной деятельности умений, навыков и личностных качеств.

Главной задачей практики является сбор и изучение особенностей организации учета на предприятии общественного питания, а также формирования этих показателей в бухгалтерской отчетности организации.

Для решения этой задачи в период прохождения практики были выполнены следующие задачи:

Ознакомление с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт деятельности предприятий общественного питания,

которой занят выбранный объект исследования;

- изучение нормативных документов по учету и методических положений по формированию данных показателей в бухгалтерской отчетности, регламентирующие работу предприятия общественного питания;

- анализ собранного фактического материала, изучение служебной документации предприятия, ознакомление с информацией по учету,

подготовка необходимого графического материала; - обобщение собранного материала.

Объектом преддипломной практики является ресторан ООО «_____».

Предметом преддипломной практики является методика ведения бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания.

1. Общая характеристика деятельности организации

1.1. Краткая характеристика организации

Предприятие «_____» зарегистрировано в администрации г. Москвы в мае 2002 года. Регистрационный номер – № 258.

Ресторан «_____» - предприятие общественного питания.

В основе своей хозяйственной деятельности ресторан «_____»

руководствуется «Правилами оказания услуг общественного питания», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от

Данный документ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулирует отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания.

Режим работы предприятия «_____» устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти.

Для ресторана «_____» установлен высший класс в соответствии с государственным стандартом. Ресторан «_____» соблюдает установленные в государственных стандартах санитарные, противопожарные правила, технологические нормативы.

Ресторан «_____» самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Предприятие имеет ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

Предприятие общественного питания «_____» имеет книгу отзывов и предложений, которая представляется потребителю по его требованию.

Торгово-коммерческое предприятие ресторан «_____» - предприятие общественного питания.

Состав производственных мощностей исследуемого предприятия отражён в таблице 1.

Таблица 1

Структура производственных помещений ресторана «_____» на

Собственную продукцию производят кондитерский цех и кухня.

Кулинарная продукция выпускается как из собственных, так и из покупных товаров.

Наценка в предприятии ресторане «_____» составляет 65%.

Количество посадочных мест в обеденном зале ресторана составляет

Таблица 2

Перечень оборудования используемого в ресторане «_____»

Наименование оборудования

Количество, штук

Шкаф жарочный

Электрическая сковорода

Тестомесильная машина

Холодильная камера

Холодильник бытовой

Плиты электрические

Кремосбивалка

Цены на продукцию собственного

производства отражаются в

калькуляционных карточках, которые отражены в Приложении 5 настоящей

1.2. Существующая система управления

Управленческий персонал ООО «_____» состоит из работников,

обеспечивающих управление предприятием. Сюда входят руководители данного предприятия.

На рисунке 1 представлена организационная структура управления

ООО «_____». Она в большей степени чем какая-либо из известных соответствует анализируемому предприятию и по отраслевой принадлежности, и по средним размерам, и по масштабом деятельности.

Генеральный директор

Менеджер

Менеджер по

Системный

бухгалтер

персоналу

администратор

Бухгалтерия

Торговый

Рис. 1. Организационная структура управления ООО «_____»

Общее руководство рестораном осуществляет генеральный директор,

он является главным руководителем предприятия, который занимается анализом и контролем всеобщей работы своих подчиненных, также он поручает задания сотрудникам высшего звена для их реализации с целью достижения общих целей фирмы. Он же занимается вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

К компетенции Генерального директора ООО «_____» относятся следующие вопросы:

Определение стратегических целей и приоритетов развития ресторана;

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Общая характеристика ООО «Прогресс»…………………………………......5

2.Анализ финансового положения ООО «Прогресс»…………………………10

3.Предложения по оптимизации финансово-экономического положения

ООО «Прогресс»…………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………….................20

Дневник преддипломной практики……………………………………..............21

Заключительный отзыв руководителя практики от организации….................23

Приложение 1…………………………………………………………….............24

Приложение 2………………………………………………………….................25

Введение

Актуальность преддипломной практики обусловлена необходимостью обобщения, систематизации, закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в течение обучения в Филиале ГОУ ВПО МГУТУ в г. Чебоксары, и применения их в практической деятельности применительно к специальности и профилю будущей профессии.

Целью преддипломной практики является анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а также выявление и обоснование направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Объектом исследования является ООО «Прогресс».

Предметом исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность и хозяйственная деятельность предприятия, на основе которых будет строиться анализ финансово-экономических показателей.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить функционирование и развитие предприятия, как системы управления;

Собрать информацию, характеризующую основные направления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

Рассмотреть и обобщить информацию, связанную с внешней и внутренней средой изучаемого объекта;

Собрать и проанализировать финансовую отчетность предприятия;

Разработать предложения по улучшению и совершенствованию системы показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прогресс».

В ходе практики были использованы следующие методы: аналитический метод, метод расчета показателей, метод группировки, метод сопоставления и сравнения.

Практическая значимость проделанной работы определяется тем, что за время прохождения практики собрана информация, характеризующая организационные и экономические параметры деятельности ООО «Прогресс». Ко всему прочему изучена информация, характеризующая основные направления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Получен опыт использования таких методов работы, как аналитический метод, метод расчета показателей, метод группировки, метод сопоставления и сравнения, непосредственно по профилю будущей профессии. Приобретен опыт анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработки предложения по оптимизации показателей финансово-хозяйственной деятельности. Принципиальную значимость имеет тот факт, что в процессе прохождения практики собран практический материал для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

1.Общая характеристика ООО «Прогресс»

Общество с ограниченно ответственностью «Прогресс», небольшое предприятие по производству хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

Предприятие было создано в начале 2006 года и осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность по настоящее время. Место нахождения ООО «Прогресс»: Чувашская Республика, Шумерлинский район, 62 квартал Мыслецкого лесничества Торханского сельского поселения, д.2.

Согласно Уставу ООО «Прогресс» предприятие является правопреемником всех прав и обязанностей присоединенного ООО «Шумерлинский производственный комбинат Чувашпотребсоюза».

История создания и функционирования предприятия относительно небольшая, ООО «Прогресс» начало свою предпринимательскую деятельность в начале 2006г. Основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли и расширение рынка товаров и услуг.

Организационная структура управления ООО «Прогресс» отображена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Прогресс»

Организационная структура предприятия в целом отвечает масштабу и характеру финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Производственная структура ООО «Прогресс» пре6дставлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Производственная структура ООО «Прогресс»

Предприятие обеспечивает занятость в среднем 63 человек, среднемесячная заработная плата – 20,4 тыс.руб. Для Мыслецкого лесничества Торханского сельского поселения это высокий уровень оплаты труда, вследствие чего нет проблем с трудовыми ресурсами. Если и наблюдается небольшая текучесть кадров, то она связана с такими причинами, как переезд работников в другие города, выход в декрет и пр.

В экономике Мыслецкого лесничества Торханского сельского поселения ООО «Прогресс» играет важную роль, т.к. здесь действует немного предприятий, занимающихся производственной деятельностью. К тому же ООО «Прогресс» действует не только на местном рынке, но и на региональном уровне.

Общество обязано вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном правовыми актами РФ. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а так же сведений о деятельности Общества, предоставляемых кредиторам и средствам массовой информации, несет руководитель в соответствии с правовыми актами РФ.

Внешняя среда ООО «Прогресс представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Внешняя среда ООО «Прогресс»

Рассмотрим структуру имущества ООО «Прогресс» на настоящий момент времени (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура имущества ООО «Прогресс» по состоянию на 01.01.2010г., тыс.руб.

На начало 2009 года доли внеоборотных активов и оборотных активов в структуре имущества составляла 38,5% и 61,5% соответственно, а на конец 2009г. – 40,5% и 59,5% соответственно. Структура имущества соответствует области деятельности ООО «Прогресс», т.е. производству.

На рисунке 5 представлена динамика выручки по обычным видам деятельности, т.е. от реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения за период с 2006г. по 2009г.

Рисунок 5 – Динамика выручки от реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, тыс.руб.

Динамика выручки от реализации говорит о том, что предприятие достаточно успешно функционирует на рынке реализации хлеба и мучных кондитерских изделий, на протяжении 2006 – 2008 гг. выручка постоянно расчет. Доход от производства и реализации хлеба и мучных кондитерских изделий снизился лишь в 2009 году, и то только относительно 2008г. Причиной тому не всемирный финансово-экономический кризис, поскольку хлеб – это товар неэластичный по спросу, он не имеет товаров–заменителей. Причина тому ценовая политика предприятия, поскольку ООО «Прогресс» пошло на небольшое снижение цен в отношении мучных кондитерских изделий дабы не потерять клиентов. Цены на хлеб остались на уровне 2008г., т.к. их изменение не привело бы к тому, что хлеб стали бы есть больше или меньше обычного.

Динамика чистой прибыли от реализации соответствует динамике выручки от реализации (рисунок 6).

Рисунок 6 – Динамика прибыли ООО «Прогресс» за период 2006 – 2009гг., тыс.руб.

2.Анализ финансового положения ООО «Прогресс»

Финансовый блок (или анализ финансового состояния) процесса оценки финансово-экономического состояния предприятия представляет собой набор универсаль­ных показателей, рассчитываемых на базе основных форм бухгалтерской отчетности.

К основным аспектам данного анализа показателей, которые необходимо оценить, относятся:

Анализ ликвидности и платежеспособности;

Анализ финансовой устойчивости;

Анализ деловой активности;

Анализ эффективности деятельности предприятия.

Основой анализа финансового положения ООО «Прогресс» послужили следующие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности:

Бухгалтерский баланс (форма № 1) на 01.01.2008г. и Отчет о прибылях и убытках за 2007 год;

Бухгалтерский баланс (форма № 1) на 01.01.2009г. и Отчет о прибылях и убытках за 2008 год;

Бухгалтерский баланс (форма № 1) на 01.01.2010г. и Отчет о прибылях и убытках за 2009 год.

В табличном виде показатели данных форм бухгалтерской финансовой отчетности представлены в Приложении 1 и Приложении 2 данного отчета о преддипломной практике.

На рисунке 7 отображена структура оборотных активов предприятия на 01.01.2010г., где отчетливо видно, что большая часть активов сосредоточена в краткосрочной дебиторской задолженности. Приблизительно одинаковые доли активов (32% и 27%) сосредоточены в денежных средствах и запасах. Подобная картина структуры оборотных средств уже может свидетельствовать об избыточной величине денежных средств.

Рисунок 7 - Структура оборотных активов ООО «Прогресс» на 01.01.2010г., в %

Расчет показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Прогресс» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Прогресс»

Наименование показателя

Способ расчета по данным агрегированного баланса

Способ расчета по строкам бухгалтерской отчетности

Нормальное ограничение

Расчет показателей

1.Общий показатель платежеспособности

(А1+0,5А2+0,3А3)/

(П1+0,5П2+0,3П3)

стр. 250 + стр. 260 + 0,5 x (стр. 240) + 0,3 x (стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270) / стр. 620 + 0,5 x (стр. 610 + стр. 630 + стр. 660) + 0,3 x (стр. 590 + стр. 640 + стр. 650)

> либо = 1

2.Коэффициент абсолютной ликвидности

(стр. 250 + стр. 260) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660)

от 0,2 до 0,5

3.Коэффициент критической (промежуточной) ликвидности

(А1+А2)/(П1+П2)

(стр. 250 + стр. 260 + стр.240) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660)

4.Коэффициент текущей ликвидности

(А1+А2+А3)/ (П1+П2)

(стр. 290) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660)

Динамика показателей ликвидности и платежеспособности отражена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Динамика показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Прогресс» за 2006 – 2009гг.

Динамика коэффициентов не совсем однозначная, но в целом демонстрирует рост на протяжении рассмотренного периода времени.

Оценка данных коэффициентов говорит о том, что ООО «Прогресс» обладает чрезмерно избыточной ликвидностью средств. В целом предприятие платежеспособно, о чем говорят значения общего показателя платежеспособности. Предприятие в состоянии расплатиться по своим краткосрочным обязательствам (а долгосрочных обязательств у него и нет, судя по бухгалтерской финансовой отчетности), за счет своих оборотных активов.

Несмотря на то, что современный финансово-экономический кризис в России зачастую называют кризисом ликвидности, видно, что ООО «Прогресс» он не коснулся, поскольку в конце 2009г. на счетах предприятия находилось столько денежных средств (633 тыс.руб.), что оно в состоянии было с лихвой расплатиться по всем своим финансовым обязательствам (490 тыс.руб.).

Значения показателей ликвидности и платежеспособности свидетельствуют, скорее всего, о некачественном управлении денежными средствами.

Расчет показателей финансовой устойчивости представлен в таблице 2.

Таблица 2

Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «Прогресс»

Наименование показателя

Способ расчета

Нормальное ограничение

Фактическое значение показателей

1.Коэффициент капитализации

(стр.590+стр.690)/ стр.490

не выше 1,5

2.Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

(стр.490-стр.190)/ стр.290

> 0,1; оптимально >либо =0,5

3.Коэффициент финансовой независимости

стр.490/стр.700

4.Коэффициент финансирования

стр.490/ (стр.590+стр.690)

>либо = 0,7; оптимально =1,5

5.Коэффициент финансовой устойчивости

(стр.490+стр.590)/ Валюта баланса

> либо =0,6

Значения рассчитанных показателей существенно превышают необходимые оптимальные ограничения, что с одной стороны говорит о сверхвысокой финансовой устойчивости, с другой стороны настораживает: в чем причина такого положения дел?!

Во-первых, предприятие обладает более чем достаточным количеством собственных оборотных средств, о чем свидетельствует значения коэффициентов обеспеченности собственными источниками финансирования, значения которых составляют от 0,65 до 0,75 в течение 2006 – 2009гг.

В структуре пассивов ООО «Прогресс» существенно преобладают собственные источники финансирования, о чем говорят значения показателя финансовой независимости, которые на протяжении 2006 – 2009гг. не опускались ниже 0,8. Предприятие финансово не зависит от внешних источников финансирования.

Для комплексного анализа финансового положения необходим также анализ оборачиваемости имущества ООО «Прогресс» (Таблица 3).

Таблица 3

Система показателей деловой активности ООО «Прогресс»

Показатель

Фактическое значение показателей:

количество оборотов

(Скорость оборота в днях)

К-т.оборачиваемости активов

(Выручка от продаж – Косвенные налоги)/ (0,5(Внеоборотные и оборотные активы на нач.года + внеоборотные и оборотные активы на конец года))

К-т.оборачиваемости оборотных активов

(Выручка от продаж-Косвенные налоги)/(0,5(Оборотные активы на нач.года+Оборотные активы на конец года))

К-т.оборачиваемости собственного капитала

(Выручка от продаж-Косвенные налоги)/(0,5(Капитал и резервы +Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов на нач.года + Капитал и резервы+Доходы будущих периодов +Резервы предстоящих расходов на конец года))

К-т.оборачиваемости материально-производственных запасов

Себестоимость выполненных работ/(0,5(Запасы на нач.года+Запасы на конец года))

К-т.оборачиваемости дебиторской задолженности

Выручка от реализации/(0,5(Дебиторская задолж-ть на нач.года +Дебиторская задолж-ть на конец года))

Показатели деловой активности говорят о достаточно высокой оборачиваемости средств ООО «Прогресс». В среднем имущество предприятия оборачивается 4,4 раза в году или 82 дня, т.е. за этот период времени прокручиваются все средства, вложенные в оборот, и предприятие получает доход.

Дебиторская задолженность оборачивается в среднем за 26 дней. Собственный капитал оборачивается в среднем 66 дней.

Значения коэффициентов оборачиваемости ООО «Прогресс» свидетельствуют о высоком уровне деловой активности предприятия.

Тем не менее, необходимо отметить, что в течение 2008 года наблюдалось повышение уровня деловой активности, а в 2009г. произошло небольшое снижение скорости оборачиваемости имущества предприятия. Вероятно, причиной тому общеэкономическая кризисная ситуация в стране, которая не может ни отразиться на хозяйствующих субъектах.

Таблица 4

Оценка эффективности деятельности предприятия, %

Наименование показателя

Расчетная формула

Рентабельность активов по чистой прибыли

Чистая прибыль /(0,5(Внеоборотные и оборотные активы на нач.года+внеоборотные и оборотные активы на конец года))

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (нераспределенной)

Прибыль чистая/(0,5(Собственный капитал на нач.года+Собственный капитал на конец года))

Рентабельность продаж по себестоимости продаж

Чистая прибыль/(Себестоимости продаж)

Рентабельность продаж по чистой прибыли

Чистая прибыль/(Выручка-НДС)

Предприятие отличается невысокой рентабельностью финансово-хозяйственной деятельности. В 2008 году наблюдалось повышение эффективности деятельности, в 2009 году произошло снижение показателей рентабельности относительно 2008г., однако они не упали ниже значений данных коэффициентов в 2007г.

В целом в 2009г. ООО «Прогресс»:

С 1 рубля, вложенного в имущество (активы) предприятия, получило 11,1 копеек чистой прибыли;

С 1 рубля, вложенного в собственный капитал предприятия, получило 13,4 копеек чистой прибыли;

С 1 рубля, потраченного на расходы на осуществление производственно-хозяйственной деятельности предприятия, получило 2,8 копейки чистой прибыли;

С 1 рубля, вложенного в оборот (доход) предприятия, получило 2,6 копейки чистой прибыли.

В целом можно говорить о благополучии финансово-экономического состояния ООО «Прогресс», хотя не будет лишним предпринять ряд мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности деятельности и оптимизации показателей ликвидности и платежеспособности.

3.Предложения по оптимизации финансово-экономического положения ООО «Прогресс»

Выявленный излишек ликвидных средств - нежелательное явление, его наличие является свидетельством недостаточно эффективного использования ООО «Прогресс» временно свободных денежных средств и других оборотных активов.

Предполагается, что чем выше коэффициент текущей ликвидности, тем надежнее положение кредиторов, поскольку в случае невыполнения кредитных договоров заемщик сможет удовлетворить претензии кредиторов за счет превышения текущих активов над краткосрочной задолженностью.

Росту этого коэффициента способствует рост долгосрочных источников финансирования запасов и снижение уровня краткосрочных обязательств.

В то же время слишком высокая текущая ликвидность, наблюдающаяся у ООО «Прогресс», с точки зрения действий менеджмента организации является признаком недостаточно эффективного оперативного управления активами, доверенными им владельцами организации. Она свидетельствует о денежных средствах, зависших на банковских счетах и не вовлеченных в хозяйственный оборот, об уровне запасов, который стал излишним по сравнению с реальными потребностями организации, о неправильной кредитной политике.

ООО «Прогресс» необходимо избыток денежных средств, скопившихся на банковских счетах и в кассе предприятии, направить в оборот на развитие производственной деятельности, возможно, на расширение технологических процессов.

В связи с невысокой рентабельность производственно-хозяйственной деятельности ООО «Прогресс» перед предприятием остро стоит задача оптимизации затрат посредством выбора наиболее рациональных и эффективных методов учета и контроля за затратами.

В условиях рыночных отношений и конкуренции наиболее прогрессивным является нормативный метод учета затрат, который представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Поэтому ООО «Прогресс» можно порекомендовать использовать в полной мере нормативный метод учета затрат.

Действенность этого метода проявляется и в том, что он предполагает своевременное вмешательство в формирование производственных затрат, строгое соблюдение технологической и производственной дисциплины. По существу это метод повседневного текущего контроля и выявления новых резервов экономии, выполняющий роль способа снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности хозяйствующего субъекта.

Основное достоинство системы нормативного учета и контроля - выявление в оперативном порядке отклонений фактических затрат от действующих норм расхода сырья и материалов, заработной платы и других производственных затрат, их причин и влияния на себестоимость продукции.

Основные принципы нормативного метода учета затрат сводятся к следующему:

1) предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому виду предоставляемых услуг на основе действующих на предприятии норм и смет; ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость и эффективность мероприятий, послуживших причиной их изменений;

2) учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм;

3) установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения;

4) определение фактической себестоимости как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Резервом повышения рентабельности выпускаемой и реализуемой продукции (товаров) может быть и снижение объема остатков незавершенного производства. В течение рассматриваемого периода по данным бухгалтерских балансов отчетливо видно существенное повышение в структуре внеоборотных активов величины незавершенного производства: с 5 тыс.руб. в 2007 году до 353 тыс.руб. в 2009г.

К незавершенному производству относятся продукция, которая не прошла все стадии (фазы, переделы) обработки, предусмотренные технологическим процессом, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и техническую приемку. А ведь профиль деятельности ООО «Прогресс» - хлеб и мучные кондитерские изделия недлительного хранения. Поэтому наращивание величины незавершенного производства может вообще привести к серьезным проблемам сбыта в дальнейшем, если уже сегодня не активизировать данный процесс. Таким образом, ООО «Прогресс» необходимо сосредоточить усилия на снижении величины незавершенного производства.

На предприятие наблюдается наличие огромной величины добавочного капитала. В частности, в 2006г. добавочный капитал составлял 2036 тыс.руб., в 2009г. величина его составляла 2410 тыс.руб.

Источниками формирования добавочного капитала ООО «Прогресс» являются:

Суммы дооценки объектов основных средств и нематериальных активов;

Превышение стоимости вклада участника в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью над номинальной стоимостью оплаченной участником доли;

Дополнительные вклады в имущество общества.

Поскольку суммы, отнесенные в кредит счета 83 «Добавочный капитал», как правило, не списываются, то ООО «Прогресс» можно порекомендовать следующие варианты его использования:

Увеличение уставного капитала за счет сумм добавочного капитала;

Выплаты участникам при уменьшении уставного капитала.

Таким образом, реализация выше предложенных мероприятий позволить ООО «Прогресс» сохранить высокий уровень платежеспособности, преодолеть избыточную ликвидность, расширить оборот производственно-хозяйственной деятельности, оптимизировать затраты и повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В целом, предприятие упрочит свое финансово-экономическое положение в современных нестабильных условиях хозяйствования.

Заключение

В процессе прохождения преддипломной практики в ООО «Прогресс» в качестве экономиста по анализу была реализована возможность закрепления теоретических знаний, полученных в течение обучения Филиале ГОУ ВПО МГУТУ г.Чебоксары, и использования их в практической деятельности применительно к специальности и профилю будущей профессии.

Для реализации поставленной цели в период выполнения практики выполнены следующие задачи:

Изучено функционирование и развитие предприятия, как системы управления;

Собрана информация, характеризующая основные направления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

Рассмотрена и обобщена информация, связанная с внешней и внутренней средой изучаемого объекта, а именно ООО «Прогресс»;

Собрана и проанализирована финансовая отчетность предприятия;

Изучены инструктивные и нормативные документы, регламентирующие показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, а также порядок его функционирования как хозяйствующего субъекта;

Проведен анализ финансового состояния ООО «Прогресс» на основе данных бухгалтерской отчетности, в частности форм № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007 – 2009 гг.;

Разработаны предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прогресс».

Приложение 1

Данные бухгалтерских балансов ООО «Прогресс», тыс.руб.

Конец 2007г.

Конец 2008г.

Конец 2009г.

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы, в т.ч.

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

Расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе:

покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

Конец 2007г.

Конец 2008г.

Конец 2009г.

III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль отчетного года

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность, в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед гос. внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Доходы будущих периодов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

Приложение 2

Данные отчетов о прибылях и убытках ООО «Прогресс», тыс.руб.

Наименование показателя

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 - 020 - 030 - 040))

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

Прочие платежи в бюджет

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Постоянные налоговые обязательства (активы)

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этический кодекс педагога.

Раздел 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Источники этики педагога ДО.

Нормы этики педагога устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норма международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской педагогики.

Принципы этики педагога ДО..

При осуществлении своей деятельности педагог ДО руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.

ЦЕЛЬ. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить педагогов-психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Нормами Профессионального кодекса педагога ДО руководствуются в своей деятельности все педагоги, работающие с дошкольниками.

Цель кодекса – определить основные формы профессиональной этики в отношениях педагога с дошкольниками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Миссия педагога заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и будущем.

Раздел 2.

Личность педагога ДО.

2.1. Педагог ДО должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.

2.2. Педагог ДО не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Педагог ДО дорожит своей репутацией.

2.3. Педагог ДО должен быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Педагог ДО не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Педагог ДО соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Педагог ДО является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой педагога ДО не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Педагог ДО должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество ДО (помещение, мебель и др.), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3.

Взаимоотношения педагога с воспитанниками.

3.1. Педагог ДО выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Педагог ДО в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Педагог ДО является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

3.4. Требовательность педагога ДО по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5.Педагог ДО выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Педагог ДО должен стремиться к повышению мотивации обучения и воспитания у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагогу ДО следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Педагог ДО справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не допуская заниженного оценочного суждения.

Взаимоотношения педагога ДО с педагогическим сообществом.

3.12. Педагоги стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации ДО.

3.13. Педагогов объединяет взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Педагог имеет право выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога ДО, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Педагог ДО имеет право на поощрение от администрации ДО. Личные заслуги педагога не должны оставаться в стороне.

3.17. Педагог имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ДО. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Педагог ДО в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с педагогом-психологом, медсестрой, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья воспитанников.

Взаимоотношения педагога ДО с родителями воспитанников.

3.21 Педагоги ДО должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников.

3.22. Педагог ДО консультирует родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников.

3.23. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей – о детях.

3.24. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения педагогов ДО с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями ДО.

Взаимоотношения педагога с обществом и государством.

3.26. Педагог ДО не только воспитывает и обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.

3.27. Педагог ДО старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Педагог ДО понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Раздел 4.

ПРИНЦИПЫ. Основные этические принципы деятельности педагога.

Этические принципы призваны обеспечить :

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми педагоги вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, участников исследований и др. лиц;

Сохранение доверия между педагогом и людьми.

Основными этическими принципами являются:

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип профессиональной кооперации.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования.

1. Принцип конфиденциальности.

  1. Информация, полученная педагогом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов.
  2. Лица, участвующие в исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
  3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

2. Принцип компетентности

  1. Педагог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
  2. Педагог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы.

3. Принцип ответственности

  1. Педагог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом за свою профессиональную деятельность.
  2. Проводя исследования, педагог заботится о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
  3. Педагог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он педагогическую работу сам или она идет под его руководством.
  1. Педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на педагогические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
  2. Педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

4. Принцип этической и юридической правомочности

  1. Педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению педагогической деятельности.
  2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
  3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения педагога с субъектами образовательного процесса.

5. Принцип профессиональной кооперации

  1. Работа педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
  2. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы образования.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования

  1. В процессе профессиональной деятельности педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
  1. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
  2. В ходе обследования педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Раздел 5.

ОБЯЗАННОСТИ

1 Кодекс деловой этики педагога устанавливает принципы и нормы поведения работников детского сада, определяет правила взаимоотношений внутри ДОУ, а также взаимоотношений с родителями, органами власти, юридическими и физическими лицами.

2. Положения настоящего Кодекса разработаны с учетом миссии и ценностей учреждения.

К ценностям (обязанностям) педагога относятся : открытость, поддержка и сотрудничество.

Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер.

Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер.

Для педагогов характерно постоянный поиск партнеров и выстраивание профессиональных взаимовыгодных связей.

Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.

Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами., поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.

Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.

Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются равноценными и уникальный опыт каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.

Здоровье. Здоровье – мы понимаем как, гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

Профессионализм и высокое качество образовательных услуг.

Педагоги ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

3. Принципы, нормы и правила, установленные настоящим Кодексом, имеют общий характер и могут получить свое развитие и детализацию в стандартах служебного поведения, правилах внутреннего распорядка и других внутренних документах учреждения.

4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех должностных лиц и других работников учреждения.

5. Должностные лица и другие работники учреждения в своей служебной деятельности должны быть добропорядочны и честны, обязаны соблюдать правила деловой этики, установленные настоящим Кодексом, иными внутренними документами учреждения, а также являющиеся общепринятыми.

Конфликт интересов

Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту личных интересов и интересов учреждения

использование имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной выгоды;

других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для учреждения последствиям.

В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении ситуации к своему непосредственному руководителю. При невозможности разрешения конфликта интересов непосредственным руководителем, сотрудник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.

Порядок присоединения к Кодексу деловой этики.

Сотрудники учреждения, присоединившиеся к настоящему кодексу, принимают на себя добровольные обязательства применять изложенные в нем нормы и принципы деловой этики в своей повседневной практике, добиваться признания их частью деловой культуры организации.

Меры, принимаемые к нарушителям правил и норм деловой этики

Нарушение правил и норм деловой этики, содержащихся в настоящем Кодексе, иных внутренних документах учреждения, или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения меры стимулирующего характера (премии), не повышения в должности, рассмотрения информации о нарушении на собрании трудового коллектива и принятия иных мер к нарушителю.

Качество реализации кодекса деловой этики будет обсуждаться в рамках общего собрания коллектива и отслеживаться через систему обратной связи (анкетирование).

Раздел 6.

Заключительные положения

Коллектив учреждения утверждает настоящий Кодекс, вносит в него изменения и дополнения, а также определяет основные направления реализации настоящего Кодекса.

Текст настоящего Кодекса размещается на сайте учреждения и должен находиться во всех подразделениях учреждения в виде отдельного издания.

Информация о настоящем Кодексе и практике его соблюдения раскрывается в годовом отчете учреждения.

При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что педагог должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса педагога ДО, и ознакомить педагога с содержанием указанного кодекса.

Нарушение положений кодекса педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ДО, а при необходимости – более профессиональной организацией.


Правила обучения, касающиеся учителя, оставили после себя многие выдающиеся учителя в истории мировой педагогики. Эти правила, как правило, были руководством в жизни и самих этих учителей. Они именно примером собственной жизни учили последующие поколения нравственным канонам человечности. Таким выдающимся гражданином своей страны и всего мира был и Адольф Дистервег (1790–1866) – немецкий педагог, либеральный политик, преподававший математику и физику, служил директором учительской семинарии. Стремился объединить немецкое учительство: открыл в Берлине 4 учительских общества в 1831-41 гг., его избрали председателем «Всеобщего немецкого учительского союза» в 1848 г. Он выпускал педагогический журнал,боролся с реакционными законами по образованию, до конца жизни активно участвовал впрогрессивной общественной и педагогической деятельности. Написал в 1835 году свою главную книгу «Руководство к образованию немецких учителей» - произведение, не потерявшее своей актуальности и значимости для педагогов и по сей день. В этой работе педагог оставил свод правил для учителей, который гласит:

«I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

1.1.Обучай природосообразно!

1.2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

1.3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

1.4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

1.5. Обучай наглядно!

1.6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

1.7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

1.8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

1.9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

1.10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

1.11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

1.12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

1.13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

2.1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2.2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

2.3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!


2.4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

2.5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

2.6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

2.7. Связывай родственные по содержанию предметы!

2.8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

2.9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

2.10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

2.11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

3.1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

3.2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3.3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

4.1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать её своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной.

4.2. Обучай энергично!

Мне много раз случалось задумываться над тем, в чём собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах её недостаёт. Я нашёл источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечёткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

4.3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Говорить самому (т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощимого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотречения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко – мы хорошо это знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние обосновывают свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперёд слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но действительно ли ученики подвигаются вперёд только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслуживают даже опровержения.

Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идёт о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то, во всяком случае, неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью – самые худшие из всех.

У ученика должно войти в привычку всё, что он слышит и учит, выражать мысленно про себя в правильных предложениях, хотя бы от него и не требовалось передачи их вслух. Я знал одного учителя, который за несколько часов преподавания не говорил и десяти предложений, ученики же наоборот – сотни их. То был настоящий учитель. Вредная привычка – заговаривать учеников до одури, обрекать их на вечное слушание. Они должны, конечно, научиться внимательно слушать, и они учатся этому во многих наших школах при живом увлекательном преподавании. Но правильная речь самих учеников важнее этого; она также бесконечно важнее, чем правильное писание.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчётливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

4.4. Никогда не останавливайся!

Недостаточно только помнить пословицу: «Остановка - шаг назад». К этому надо добавить, что лишь до тех пор являешься способным начать образование другим, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.

Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершённым. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их вдохновении, а это вдохновение зависит от самодеятельности вдохновляющего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, при условии, если его обучение действительно является вдохновением других и вместе с тем самовдохновением».

Другим выдающимся педагогом, оставившим для учителей правила для руководства в жизни, был великий педагог Януш Корчак, который говорил: «Детей нет, есть люди». Пример его собственной жизни является образцом для подражания для всех педагогов настоящего и будущего.

Генрик Гольдшмидт (Януш Корчак) родился 22 июля 1878 года. Его отца, известного варшавского адвоката, звали Юзеф Гольдшмидт, мать - ЦецилияГембицкая. Они оба были из давно ассимилированных в польское общество еврейских семейств, поэтому никогда не говорили о своем происхождении, и Генрик не знал ни идиша, ни иврита. Он получил хорошее воспитание и рос преданным патриотом своей страны. Генрик учился на медицинском факультете Варшавского университета с 1898 по 1903 годы.

Как Януш Корчак он становится известным, благодаря своим замечательным произведениям: «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Король Матиуш I» (1923), «Как любить ребёнка» (1914), «Право ребёнка на уважение» (1929) и другим.

Корчак начал работать врачом в 1903 году в маленькой варшавской детской больнице, где проявилась его тяга к детскому воспитанию. С начала 10-х годов XX столетия он начинает работать в приюте для еврейских сирот, с которым он был связан до конца своей жизни.

В детском доме существовала система самоуправления, служившая самовоспитанию, воспитанию самостоятельности, справедливости. Воспитатель же по этой системе был помощником для детей. Действовали стенгазета, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, доска для контактов с детьми, совместные заседания, товарищеский суд (для него Корчак составил кодекс воспитания). Дети могли подавать в суд не только друг на друга, но и на взрослых. В предисловии к «Кодексу товарищеского суда» Корчак написал:

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».

В суде соблюдалась свобода высказывания, судьями были дети, которых сами же и выбирали в обстановке полной гласности. Воспитатель при этом выполнял роль секретаря с правом совещательного голоса. Судебный совет составлял основу для Совета самоуправления, который исполнял функции и законодательного, и исполнительного органа суда. Он разрабатывал принципы для регулирования жизни Дома сирот. Совет включал в себя десять детей и воспитателя в роли секретаря и председателя.

Совет принимал решения, которые касались и всего коллектива, и отдельных групп воспитанников. Решения носили временный или бессрочный характер. Совет выполнял свои воспитательные функции через комиссии по проблемам (например, комиссия по проверке чистоты учебников и тетрадей), контролю и указаниям которых подчинялись все дети.

Затем Совет превратился в исполнительный орган, когда стали избирать детский сейм, который находился на вершине системы детского самоуправления и состоял из 20 депутатов. Сейм избирался путем всеобщего голосования один раз в год. В его задачи входило принятие или отклонение решений Совета самоуправления, а также установление знаменательных дат и праздников в жизни Дома, присвоение наград и т.д. Позже Сейм даже принимал участие в принятии решений о приёме и отчислении воспитанников.

Органы самоуправления занимались решением и конкретных задач (поддержание чистоты и порядка, организация концертов, спектаклей и т.д.), и постоянных задач (организация работы, охрана собственности и т.д.).

Однако, самоуправление, несмотря на большие полномочия, не могло отменить деятельность самих воспитателей, которые входили в состав Педагогического совета, несшего ответственность за цели и результаты обучения, опеку над детьми, программу воспитательной работы, организацию жизни в Доме и развитие каждого воспитанника.

Кроме этого, реформы Януша Корчака включали в себя и введение широкой системы мелкой стимуляции и мотивов к самовоспитанию. К примеру, шкаф находок, почтовые ящики, списки благодарностей и извинений, нотариальная контора, «списки драк», «списки раннего вставания» и «плебисциты доброты и антипатии», через которые воспитанники давали оценку друг другу, тем самым, учреждая категории «гражданства».

Януша Корчака можно характеризовать как великого экспериментатора, отрицавшего любую догматичность и замкнутость любойсистемы.

Когда началась Вторая Мировая война, немцы создали гетто в Варшаве, в которое в 1940 году переселили и Дом сирот. На территории Польши началось планомерное истребление еврейского населения.

С зелёным флагом, символом надежды, расцвета, роста, в знак немого протеста против ужасов фашизма 5 августа 1942 года дети заходили в вагон очередного состава, отправлявшегося от Гданьского вокзала в лагерь смерти Треблинка. С ними находился и Януш Корчак, который мог спастись, поскольку ему предлагал спасение немецкий офицер на вокзале, который в детстве читал его книгу «Банкротство юного Джека» и узнал писателя. Великий Януш Корчак сказал ему: «Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!». И дверь захлопнули, а доктор Януш Корчак и его воспитанники погибли в лагере смерти Треблинка.

Жизнь Корчака является примером жертвенности, с которой связывали профессию учителя все выдающиеся классики педагогики от Сократа до Сухомлинского. Это планка, которую установили настоящие Учителя, и каждый учитель может задать себе вопрос: «А готов ли я к этому?» Тот Учитель, которого ждут ученики, так или иначе всегда жертвует, в той или иной степени отдавая частичку себя детям.

Педагогическое наследие Я. Корчака содержит также 10 заповедей воспитания:

«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека-это его встречи с детьми.

Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок-это праздник, который пока с тобой».

Полезными для учителей могут быть определенные правила жизни, оставленные Корчаком:

«1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.

2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним.

3. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.

4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтоб ты мог выиграть.

5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

6. Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей...»

Система пари, как способ познать себя, демонстрирует мудрость воспитательного подхода Януша Корчака и также может быть добавлена в копилку любого учителя. В своей книге «Как любить ребёнка» Я. Корчак так описывает победу воспитанника по системе пари:

«Помню последнюю победу одного мальчика. Он стоял на лестнице. Другой мальчишка мчался по лестнице вниз, пихнул его, этот того. Но тот вспетушился и дал сдачи. А мой покраснел, насупил брови, закусил губы, сжал кулаки... Это длилось какое-то мгновение. И вдруг ринулся вниз прямо во двор. Там он долго стоял и ждал, когда успокоится.

Когда пришёл срок нашему пари, он сказал улыбаясь:

Чуть не проиграл, на волосок был от драки!

Мальчик этот уже взрослый и говорит, что благодаря пари, он отучился драться.

Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с пятьдесят. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по пятидесяти и более. Дело тут не в конфетках, а в победе.

Спорят о том, что будут вставать сразу, как проснутся, умываться как следует, не опаздывать к столу, читать по пятнадцать минут в день; что не будут выскакивать с ответами в школе, стоять в углу, забывать, терять, лезть, приставать, надоедать, давать прозвища, болтать; что будут переписывать старательно по пяти строчек в день и чистить зубы. Что будут или не будут что-либо делать.

От вранья трудно отвыкнуть. Тот, кто часто врёт, начинает с четырнадцати раз в неделю (по два раза в день).

Да, но кто проверяет, что без обмана? Никто, ведь чтобы выиграть, можно оговорить любое число.

На прошлой неделе ты оставлял за собой право соврать четырнадцать раз, а на этой семь. Не мало ли?

А трудно тебе не врать?

Сначала было очень трудно».

При этом необходимо отметить, что для того, чтобы эта система пари реально работала, важно доверие учеников к учителю и собственный правдивый образ жизни педагога…

Педагогическая этика изучает особенности, содержание, принципы и функции педагогической морали, характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде, разрабатывает основы педагогического этикета. Педагогический этикет - свод выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Моральный аспект педагогической профессии предполагает личную ответственность каждого педагогического работника за свои действия и их последствия. Педагог обязан действовать так, чтобы его ученикам было хорошо, и не допускать никаких действий, которые причиняют им вред или зло. Он свободен в выполнении или нарушении этого морального долга. Как и для чего он использует свои профессиональные знания, умения и навыки, зависит от его профессиональной этики.

В большинстве стран мира учителям до сих пор не удалось создать для самих себя с помощью своих профессиональных организаций кодекс профессиональной морали. И в нашей стране вместо четко сформулированных норм педагогической морали действуют многочисленные ведомственные инструкции и правовые предписания.

Моральные нормы, фиксируя правила или модели профессионального поведения, представляют собой некий желательный стандарт , в поддержании которого заинтересована соответствующая социально-профессиональная группа. Нормы профессионально-педагогической морали, минимум которых приводится ниже, входят в структуру нравственного сознания каждого эффективно работающего учителя. Для тех, кто серьезно относится к своей профессии, стремится достичь высот педагогического мастерства, эти нормы перестают быть требованиями извне, а превращаются в собственные убеждения.

Знание и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей . Очевидно, каждый учитель согласится с тем, что необходимо знать и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, о которых говорилось выше. Но не каждый придерживается этой нормы. Между тем их незнание, забвение или недобросовестное исполнение приводит к большим человеческим потерям, моральным и интеллектуальным. Особое значение приобретает знание этой нормы для будущих учителей. Сознательный выбор педагогической профессии предполагает знание связанных с ней обязанностей и норм, чтобы проверить, насколько кандидат в педагоги соответствует предъявляемым педагогической профессией требованиям. К сожалению, такая самопроверка происходит во многих случаях поверхностно и слишком поздно.

Профессиональная увлеченность . Эта норма предполагает полную самоотдачу учителя при выполнении профессиональных обязанностей. Чтобы хорошо делать свое дело, надо его любить, отдавая ему все силы и способности. Это, по свидетельству психологов, дает возможность самовыражения, приносит чувство удовлетворенности и счастья.

Профессиональное мастерство и самосовершенствование . Профессиональное дилетанство всегда безнравственно. Оно наносит не меньше вреда обществу, нежели открытое безделье. Оно снижает уровень образованности детей, препятствует ускоренному внедрению высокоэффективных методов и технологий, передового педагогического опыта в практику массовой школы. Профессиональное мастерство учителя, напротив, повышает эффективность всей педагогической системы, порождает чувство гордости за человеческое умение, уверенность в своих силах.

Недостаток профессионального мастерства особенно остро ощущают начинающие учителя в трудные для них годы профессиональной адаптации. Чтобы выйти из этого состояния профессиональной незрелости, необходимо заниматься самосовершенствованием своей личности: пополнять и расширять специальные и психолого-педагогические знания, совершенствовать методические умения, развивать профессионально значимые качества. И делать это нужно на протяжении всей профессиональной жизни педагога, следуя мудрости древних: меньше учить, больше учиться.

В качестве минимальной нормы здесь следует назвать свободное владение теми знаниями и умениями, которые учитель должен передать ученикам. Для нравственной ориентации, вынесения правильных моральных оценок учителю необходимо свободно распоряжаться разнообразными знаниями, легко их увязывать и соотносить друг с другом. Это особенно важно в условиях возросшей информированности учащихся.

Конечно, можно быть хорошим учителем, обладая различными чертами характера. Однако, следующие качества , как свидетельствует практика, имеют существенное значение для успешной профессиональной деятельности и прогрессивного развития личности учителя. Это любовь (доброжелательность ) к детям, самодисциплина , терпеливость , оптимизм , отзывчивость , бодрость и живость . Эти ценные черты характера не появляются сами собой, а вырабатываются и совершенствуются в течение всей профессиональной деятельности педагога. Причем наряду с их развитием следует преодолевать негативные черты, такие, как раздражительность, мелочность, придирчивость, мстительность, властность, обидчивость, болтливость. Достижение высокого уровня профессионального мастерства невозможно без непрерывной работы над своим педагогическим характером.

Забота учителей о благе своих учеников . Школы и учителя существуют для учеников. Об этом часто забывают потому, что ученики приходят и уходят, а учителя остаются. Прежде всего упускается из виду, что школа существует не для учеников вообще, а для каждого ученика в отдельности. Для учителя отдельный ученик легко растворяется в массе соучеников. От отношения ученика к учителю мало что зависит, а от отношения учителя к ученику - многое. Для учителя это отношение является чем-то второстепенным среди многих других, для ученика, напротив, оно может оказать большое - положительное или негативное - влияние на его судьбу. Поэтому настоятельное требование профессиональной морали педагогов - заботиться о благе каждого отдельного ученика. В чем состоит это благо в каждом конкретном случае учитель должен научиться решать сам, исходя из анализа личности конкретного ученика, его положения в классе, семье и взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми. Мораль требует от педагога постоянного творческого напряжения. Важнейшим критерием моральности педагогических поступков является мера заботы об ученике.

Следование норме "Не навреди!" предполагает самокритичный анализ учителем своего профессионального поведения.

Социальная функция педагогического образования и самообразования состоит в том, чтобы сформировать профессионально значимые качества личности педагога, максимально совпадающие с нормативными требованиями его профессиональной роли.