Есть ли смысл в высшем образовании. А стоит ли получать высшее образование? Почему вы не пошли бы учиться

А за окошком — месяц май. Тот самый месяц, когда неокрепшие юные умы вдруг неожиданно находят мой малость подзаброшенный в последнее время сайт. Некоторые из них даже пишут письма. Наставь, мол, Учитель, на путь истинный, открой путь к Свету и всё такое. Скажем, вот:

Был мифистом, перевёлся (не доучился), сейчас, так сказать, на распутье. Не то учиться, не то работать и сразу пытаться что-либо делать. Как славный мифист, периодически почитывал летопись мифи, но вот только сегодня наткнулся на . Про выбор вуза — поучившись — я полностью с вами согласен. Но мне кажется, вы оборвали мысль. Как по вашему, вся эта затея с высшим образованием себя оправдывает? При наличии мозга, рук и интернета, можно научиться всему (или почти всему), избежав вороха ненужной ерунды и уймы потраченного в никуда времени.


Кстати, относительно упомянутой в тексте письма заметки. Недавно гулял с одной очаровательной мадемуазелью по местам её детства. В частности, проходили мимо детского сада, кудя ей в нежном дошкольном возрасте посчастливилось быть отгружаемой по рабочим дням. Нормальный такой, типовой советский детский садик. На ограждающем его заборе ныне гордо красуется вывеска: «Негосударственное образовательное учреждение. Институт какого-то там предпринимательства с каким-то там менеджментом. Диплом государственного образца. Бла-бла-бла. Отсрочка от армии» . Чёрт, в наше странное время я даже готов поверить, что сие образовательное учреждение в процессе перепрофилирования особо и не меняло штат сотрудников. Но я не об этом.

Так вот, вопрос. Оно вообще надо, это высшее образование? Ведь есть же, в самом деле, интернет, где, вроде бы, в свободном доступе информации в миллионы раз больше, чем дадут в каком бы то ни было образовательном учреждении. В одной Википедии, вон, ну всё же написано.

Но как-то смешно даже представить, что можно стать толковым специалистом хоть в какой-либо области, лишь просидев сколько-то времени за монитором. При наличии мозга, рук и интернета можно научиться, на самом деле, только тому, что и, так сказать, «в бою» требует только мозга, рук и интернета. А это, если честно, очень ограниченный набор... хм... наук.

Да и дело-то не только и не столько в самих науках. Самое важное, что человек получает в процессе обучения в ВУЗе — это практика самостоятельной творческой работы. От курса к курсу тебе ставят всё менее формализованные задачи, давая всё меньше вводных инструкций. Сначала всё просто: минимум творчества, максимум чётких алгоритмов. Делай это, получишь это. Плавно, постепенно всё доходит до того, что в качестве финального аккорда обучения тебе уже просто говорят: поставь себе задачу, реши её, напиши об этом кирпич страниц на сорок, расскажи об этом уважаемым людям — и мы дадим тебе вожделенный диплом.

Пункт первый. Почти невозможно самостоятельно научиться чему-либо, не имея связанной с этим реальной практической задачи. Пункт второй. Вот так вот вдруг взять и поставить самому себе эту самую реальную практическую задачу, да не слишком простую (а то неинтересно, да и мало чему научишься в процессе решения), да не слишком сложную (а то опустишь руки посреди дороги) — ещё сложнее. Пункт третий. Пункту второму тоже нужно сперва научиться, смотри пункт первый.

И самая большая ценность высшего образования, главный смысл этого пяти- (плюс-минус год) летнего марафона — это как раз получение такого волшебного скилла: уметь самому себе поставить задачу, разобраться в ней и решить, по дороге научившись чему-то новому. Человек, не имеющий такого скилла, к так называемому высококвалифицированному труду просто не пригоден.

Да, есть люди, которым высшее образование в указанном смысле не помогает. Есть и такие, которые и так умеют самостоятельно учиться. Но этих настолько мало, что надеяться на свою принадлежность к ним (едва удержался, чтобы не написать «к нам») — верх самонадеянности.

Уже 11 комментариев

Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.

«Без диплома ты не найдешь работу»

Фраза, которую в той или иной интерпретации я часто слышал от своих родителей. В ней есть доля правды, поскольку с точки зрения рынка труда специалист без «корочки» действительно имеет огромные трудности в поиске работы, да и стоит такой сотрудник гораздо дешевле «одипломленных», даже если они не из «топ» ВУЗов. Однако, каждый раз, когда родители говорят своим детям подобное, они в действительности обманывают и себя, и своих детей. Со стороны родителей есть потребность в стабильном и качественном уровне жизни своего ребенка, поэтому они хотят, чтобы у него был диплом, т.к. это некое условие «стабильности» в существующей системе. Но подобные формулировки создают у детей неправильную систему ценностей: они идут именно к диплому, а не к знаниям и мозгам, отсюда возникает нежелание учиться - прогулы лекций, «халява, приди» и тому подобное. Для них образование = диплом, что в корне неверно. Вопрос совсем не в том, что без диплома сложно найти работу, вопрос в том, что в ВУЗ нужно идти не за дипломом.

«Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха»

Марк Цукерберг никогда не бросал учебу, как и Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и др. Все они отказались от системного (классического) образования в пользу самообразования и очень усердной работы. И 17-ти летний я этого совсем не осознавал. Я витал в иллюзиях о легкости и крутости предпринимательства, о ненужности образования (именно образования, не диплома), хотел идти против системы и стать миллионером в 20 лет. Но, как это ни банально, не каждый человек - предприниматель. Суть предпринимательства в том, чтобы не только генерить крутые идеи, но и уметь их реализовывать, а значит уметь идти на серьезные риски. Отказ от классического образования - один из таких рисков. Фишка таких людей, как Марк Цукерберг, в том, что их самообразование и талант позволили быстро получить крутой результат, который вывел их из классической системы определения ценности кадров. У них появились кейсы, которые были на порядки ценнее дипломов MIT и других «топ» ВУЗов. Есть ли у Вас абсолютная уверенность в том, что Вы сможете быстро создать подобные кейсы? А если честно?

Классическое образование или самообразование

Самый главный плюс классического образования в давно отлаженной системе мотивации через зачеты, экзамены, курсовые и иные аттестации. Вы попадаете в систему, которая постоянно на Вас давит и заставляет учиться. Это то, за что студенты не любят учебу, но и то, что заставляет их учиться в принципе. В случае с самообразованием никакой подобной системы не будет, что является самым главным риском отказа от классического образования, который необходимо осознавать. Я знаю немало примеров людей, которые бросили ВУЗы и очень быстро деградировали. Не потому что они неумные или плохие люди, а потому что им не хватило собственной воли и интереса заниматься самообразованием. Кроме того, в 17 лет Вы, скорее всего, не в силах правильно организовать собственное обучение с точки зрения полноты, актуальности и нужности получаемых знаний, в тот момент когда классическое образование, хоть и дает немало лишнего, в тот же момент дает и действительно много нужного.

Хватит ли у меня мотивации к развитию?

Долгое время я не питал интереса к учебе, всегда ленился и учился на три-четыре. После второго года обучения в МИФИ я понял, что занимаюсь не тем и перевелся в коммерческий непрестижный ВУЗ, где формально продолжил путь к получению диплома, а в реальности сконцентрировался на «работе». Причем скоро я нашел «работу мечты», где мне платили очень хорошую зарплату, и где практически ничего не нужно было делать. Спустя полтора года я осознал, что, как бы мягче сказать, отупел. Я отстал от трендов, утратил компетенции, мои мозги, не нагружаемые новыми задачами, атрофировались, я перестал заниматься образованием, короче, я отстал и отстал очень сильно. Я измерял свою ценность размером получаемой зарплаты, не понимая, что теряю свою реальную ценность день ото дня. Вывело меня из этого омута только то, что я кардинально сменил направление своей работы и «поймал волну» - стал получать реальное удовольствие от своей деятельности, из-за чего у меня исчезла лень как в части работы, так и в части образования. Я вновь раскачал свои мозги, я набрал и продолжаю набирать необходимые компетенции и опыт. Я пошел получать второе высшее образование уже ради образования, а не ради диплома. Я стал понимать, что именно хочу изучать. Я уже думаю о том, где буду обучаться дальше. Иначе говоря, реальная мотивация у Вас появится только в тот момент, когда Вы найдете дело, которым действительно хотите заниматься. Тогда же Вы начнете понимать, что именно нужно изучать, чтобы добиваться большего успеха в своем деле. Но всё это редко происходит в 17 лет, поэтому то, что Вы сейчас видите своим будущим может оказаться не тем, которое Вы захотите спустя 3-5 лет.

Три главных актива

Реальную ценность Вам создают: развитые мозги, накопленные знания и накопленный опыт. Делайте всё, чтобы системно прокачивать эти активы. Не имеет значения как Вы будете это делать: учась в ВУЗе, читая книжки, участвуя в тематических тусовках, работая на дядю или на себя. Если Вы абсолютно уверены, что знаете как прокачивать все три актива без классического образования, как стоять на ногах (зарабатывать), при этом уверены в том, что собственной мотивации будет достаточно и что Вы точно понимаете к чему и как идёте - дерзайте. Но не витайте в облаках, помните, что Вы строите свою жизнь и чьи-либо примеры или советы не должны быть в этом определяющими. Осознавайте все риски и минусы такого подхода. И да, при отказе от классического образования, формальный диплом всё же получайте, ВУЗов пруд пруди, сделать это не трудно и без отрыва от остальной деятельности. «Корочка» не будет создавать Вам дополнительной ценности, но все-таки нужна. Правила такие.

Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация


Как мне кажется, получать высшее образование стоит. Все равно хоть что-то оно дает в плане расширения кругозора (если, конечно, учиться, а не бухать с утра до ночи). Сегодня высшее образование - это просто галочка, помогающая преодолеть один из множества фильтров при устройстве на работу (без высшего образования на работу берут очень неохотно, либо вообще не берут). Высшее образование ничего не дает в плане трудоустройства, никаких преимуществ, ничего не гарантирует. Зачастую его наличие требуют даже там, где оно вообще не нужно (при работе дворником, например, когда очень много желающих и их нужно как-то фильтровать). С другой стороны - тратить 5 лет на то, чтобы просто стать немного более эрудированным, даже если учиться на бюджете и не платить за обучение? Сомнительная перспектива. А если еще и платить за обучение - так вообще. Уж проще тогда купить диплом и не париться (что и сделала большая часть наших Госдумы, Совета Федерации и пр.). Лично мне ВУЗ вообще мало что дал - программа на 95% состояла из всякого фуфла, впихнутого не глядя, чтобы хоть как-то забить эти 5 лет обучения. А все, что реально понадобилось в работе, пришлось уже получать самостоятельно из книг, интернета и пр. Причем у меня еще и красный диплом (а в итоге - польза от его получения - ноль, а сил и времени пришлось приложить очень много, так теперь работодатели вообще боятся брать на работу краснодипломников - им кто-то внушил, что эти люди шаблонно мыслят, не умеют думать и вообще ни к черту не годятся именно потому, что у них красные дипломы). Короче, если бы я сегодня стоят перед выбором, то не задумываясь бы купил диплом и не тратил бы 5 лет жизни непонятно на что (точнее, понятно, на что - на пустышку бесполезную). Многие мои знакомые шли в ВУЗ с одной единственной целью - получить высшее образование. А какое - инженер или специалист по удобрениям - не важно вообще. Все они понимали, что работать по специальности не будут никогда. Кто-то считает, что учеба в ВУЗе - это приобретение нужных связей. Но это не так. Потому как туда, где приобретаются хорошие связи, вас не пустят даже близко. И находятся эти заведения где-то в районе Гарварда или Оксфорда, в Швейцарии, Лондоне, еще где-то, но уж точно не в России. А учитывая то, что большая часть страны в силу ограниченного бюджета и низкой мобильности вынуждена учиться во всяких Мухосранских Государственных Университетах Дружбы Народов Кавказа с Уклоном на Фортепиано, то никаких связей не наладит в процессе учебы вообще (те, что со связями, там не учатся). Плюс еще один очень важный момент - если бы мы говорили про СССР, я бы еще подумал. Потому как образование в СССР было одним из лучших в мире. Сегодня качество образования в РФ упало ниже плинтуса, поэтому я не готов его получать даже бесплатно, даже если мне за это будут платить стипендию. Поэтому я и не получил второго высшего образования, потому как понимаю, что это мне не даст ровным счетом ничего, но сил и денег отнимет - будь здоров. ВУЗ для женщин - это вообще отдельная тема, потому что это Выйти Удачно Замуж. Они вообще туда не учиться ходят.
Резюмирую сей несвязный поток мыслей - современное высшее образование вообще ни к черту не годится. Сил и денег нужно потратить очень много, минимум 5 лет жизни, а вот будете ли вы после всего этого работать по специальности - это ООООчень большой вопрос. Игра не стоит свеч.

Опрос портала для молодых специалистов сайт показал, что 9% выпускников, будь у них второй шанс и выбор - пойти учиться или купить «корочку» - предпочли бы второй вариант. В то же время 83% всех опрошенных отметили, что вновь стали бы студентами на 4–5 лет, однако в первую очередь не потому, что для них ценны знания сами по себе, а из-за важности тех качеств, которые в них сформировала учеба в вузе и которые необходимы как в работе, так и в личной жизни, - самостоятельность, умение учиться, доводить дело до конца, целеустремленность и многое другое (49%). Менее трети (29%) отметили, что пошли бы учиться вновь из-за самого образования. 10% выбрали бы студенческую скамью, поскольку считают неприемлемым для себя приобретение противозаконных документов. Студентов, желающих купить диплом и отправиться в свободное плавание, на 3% больше (12%), чем молодых специалистов (9%).

83% респондентов отметили, что можно получать большие деньги, не имея высшего образования. При этом 84% указали, что пробиться в жизни без диплома сложно: не потому, что знаний, требуемых на рынке, может не хватить (20%), а потому что работодатели везде и всюду требуют «корочку» (54%).

Онлайн-опрос проведен порталом сайт 10–12 мая 2012 года среди 1075 российских студентов и молодых специалистов.

Если бы у вас был второй шанс начать все сначала, вы пошли бы учиться в вузе или купили бы диплом?

При условии, что деньги на его покупку у вас есть

Почему вы пошли бы учиться, отказавшись от покупки диплома?

Назовите основную причину

Ответ %
Потому что вуз заложил во мне основы самостоятельности, целеустремленности, умения учиться – всего того, что обязательно пригодится в жизни 49
Потому что вуз дал мне хорошее образование, теоретическую подготовку, и это позволит мне профессионально расти и развиваться 29
Покупка противозаконных документов для меня неприемлема 10
Потому что время обучения было самым веселым, я приобрел верных друзей и завел много интересных знакомств 9
Другое 4

Почему вы не пошли бы учиться?

Назовите основную причину

Если бы у вас были деньги на покупку диплома перед поступлением в вуз, вы бы купили его?

Ответ %
Да 12
Нет 78
Затрудняюсь ответить 10

Как вы думаете, можно ли, не имея высшего образования, получать большие деньги?

Ответ %
Да 83
Нет 10
Затрудняюсь ответить 7

Почему «да»?

Варианты ответов
Если разбираешься в своем деле, то наличие диплома необязательно. Хуже, когда наоборот: диплом в руках, а в голове пусто.
Много людей, не имея высшего образования, но имея мозги и четко сформулированные цели, добиваются успеха, выходя на нужные контакты. Яркие примеры - Джобс, Рокфеллер, Возняк, Форд.
Необходимые знания можно получить и самостоятельно.
Главное не образование, а то, на что человек способен, к чему он стремится.
Чаще всего высшее образование в нашей стране стране не подразумевает практических знаний, они приобретаются уже на работе. Поэтому главное – опыт.
Сила и красота более оплачиваемы, нежели мозг эрудитов и интеллектуалов.
Если есть ярко выраженные способности и талант, то и без теоретических знаний можно добиться успеха.
В настоящее время высшее образование – это лишь «корочка». Весь потенциал скрыт внутри человека, при условии, что человек отдается своему любимому делу без остатка.
Главное – руки и голова на плечах.
С высшим образованием можно устроиться на высокооплачиваемую работу, но бывает так, что человек сам по себе очень начитанный или у него есть хорошие связи. Он может открыть свой бизнес и без высшего образования, все придет с опытом.
Диплом – это бумажка, необходимая для подтверждения статуса и не означающая наличие каких-либо знаний.
К сожалению, в России нет однозначной положительной зависимости между образованием и зарплатой.

Почему «нет»?

Варианты ответов
Без высшего образования двери приличных компаний будут закрыты.
Честно заработать приличные деньги можно, только имея высшее образование и профессию.
Можно зарабатывать достаточно денег, но в своей сфере нужно постоянно развиваться, изучать специальную литературу. Большие деньги без высшего образования могут заработать лишь единицы.
Для получения хорошей заработной платы необходимы хорошие знания в какой-либо сфере деятельности.
Неквалифицированный труд не может оплачиваться достойно. И неважно, сколько физических сил на это требуется: будь то уборщица или грузчик.
Не дадут продвинуться дальше, даже если ты хороший работник. Без высшего образования в наше время никуда – и это факт.
Без образования человек не поднимется выше определенного уровня, а с образованием перед ним открыты все двери.
Высшее образование, прежде всего, дает понимание того, что «жизнь часто дает нам шанс. И обычно этот шанс одет в рабочий костюм и очень сильно похож на работу». Суть в том, что успех достигается только упорным трудом через множество ошибок и проб.