Тест по истории.9 класс. Кто из названных высших руководителей ссср был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного

Действительно, в 1929 г. происходит существенный сдвиг в процессе индустриализации. Тогда же страна столкнулась с большими трудностями. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29-1932/33 гг. Были определены три главных направления мобилизации капиталов: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Важнейшее значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строжайший режим экономии.

В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. В плане нашли отражение и социальные задачи: намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным.

Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Обоснование этому давалось в статье Сталина «Год великого перелома» (1929 г.), в которой такая политика объяснялась необходимостью быстрого развития экономики, и особенно ее оборонных отраслей. «Подхлестывание» развития экономики подогревалось еще и тем, что во второй половине 1929 г. разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны.

В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду добывающих отраслей. Среднегодовой прирост продукции, например, на 1931 г. был поднят до 45% вместо 22% по пятилетнему плану.

В результате производилась перекачка средств из фонда потребления в промышленность. Так, в течение первой пятилетки доля накоплений, составлявшая до революции не более 10% национального дохода, выросла примерно до 29% в 1930 г., 40% - в 1931 г. и 44% - в 1932 г.

Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, происходило снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, по углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам. Вместо намеченных 103% фактический рост его произошел на 60-70% (см.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М, 1989. С. 53, 55). Улучшение происходит позже, к концу второй пятилетки. К 1937 г. была решена важнейшая задача индустриализации - ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира.

Огромные трудности пришлось испытать деревне в годы ее форсированного скачка к социалистическому переустройству. В конце 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Проводившееся до этого в условиях нэпа кооперирование крестьянства было ориентировано на постепенную эволюцию деревни к социализму с учетом и мирового опыта, и достижений отечественной науки. В трудах видных отечественных ученых А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, А. А. Рыбникова и др. была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования, полезность соединения индивидуально-семейной и коллективной форм организации производства.

В 1926 г. возникли трудности с государственной заготовкой зерна. Начались перебои с хлебом, подскочили цены. Для страны, вступившей на путь индустриализации, возникла сложная проблема. Положение еще больше обострилось в 1928 г. Влияли и социальные процессы, происходившие в деревне, которые характеризовались дроблением крестьянских и увеличением числа середняцких хозяйств. Во многом дробление крестьянских хозяйств было следствием начавшейся в 1927 г. политики ограничения кулачества. Кулаку не продавалась крупная сельскохозяйственная техника, возросли налоги и т. д. В этих условиях часть кулаков, распродав свое имущество, уезжали в города, а другие делили свое хозяйство между членами семьи, чтобы перейти в разряд середняцких хозяйств. По данным комиссии СНК

СССР, в 1927 г. среди крестьянских хозяйств было 3,9% кулацких, 62,7% середняцких, 22,1% бедняцких и 11,3% батрацких. Основную массу составляли середняки (см .-.Данилов В. Коллективизация: Как это было? Страницы истории КПСС. М., 1988. С. 334). Эти хозяйства не могли производить большое количество товарного зерна. Низкий материально-технический и культурный уровень деревни вел к снижению урожайности и товарности сельскохозяйственного производства.

Однако из этого не следует, что мелкое крестьянское хозяйство к 1927 г. полностью исчерпало себя. К примеру, если производство зерна с 1925 по 1929 г. колебалось на уровне чуть выше довоенного, то поголовье скота увеличивалось примерно на 5% в год. Возможности развития мелкого крестьянского хозяйства были ограничены только с точки зрения потребностей развития крупной индустрии. В ходе ее развития резко возрастал спрос на продукцию сельского хозяйства как со стороны быстро растущего населения городов, так и со стороны промышленных предприятий, которые нуждались в сырье.

Недовольство значительной части крестьянства и проблемы дальнейшего развития индустриализации вызвали разногласия и внутри политического руководства страны. Сталин видел причину трудностей, возникавших в период 1926-1928 гг. с хлебозаготовками и снижением товарности сельскохозяйственного производства, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускоренное создание колхозов и совхозов. Возражавшие ему государственные и политические деятели страны Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский, Н. А. Угланов видели причину кризиса в несовершенстве управленческой системы и предлагали отказаться от чрезвычайных мер, повысить цены на хлеб, развивать кооперативное движение, учитывать реальные возможности крестьянского хозяйства и психологию крестьянина. Однако этот вариант не был принят, а его сторонники впоследствии были отстранены от руководства.

С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация.

5 января 1930 г. было принято постановление правительства «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором по темпам коллективизации страна была разделена на три группы районов: Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931 г.; во вторую группу входили все другие зерновые районы страны - Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г.; в остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т. е. к 1933 г.

В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 г. удельная доля крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, равнялась 0,8%, то к началу марта 1930 г. она составила свыше 50%. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т. д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооруженных столкновениях.

Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получения валютных средств и импортного промышленного оборудования. Перекачка средств негативно проявлялась в экономике деревни, особенно в период голода, в 1932-1933 гг. Это отразилось и на индустриализации, и в целом на социально-экономическом развитии страны.

Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. Известно, что борьба против кулаков как эксплуататоров началась еше в ходе Октябрьской революции и особенно усилилась в последующие годы. Однако в годы революции и Гражданской войны, в период нэпа перед кулаком не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы нэпа заметен был рост кулацких хозяйств: в 1927 г. их насчитывалось около 900 тыс. В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г. после постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» началось проведение крупномасштабных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т. д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки. В литературе приводятся различные цифры раскулаченных. Один из специалистов по истории крестьянства, В. Данилов, считает, что в ходе раскулачивания было ликвидировано не менее 1 млн кулацких хозяйств.

В связи с осуществлением коллективизации продолжались изменения и в положении самих колхозов. В 1933 г. были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. Машинно-тракторные станции получали натуральную оплату с колхозов за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном, и в денежном выражении. При этом допускались нарушения принципов колхозной демократии.

В итоге колхозы оказались огосударствленными. Лишь к 1935 г. в колхозной деревне стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень организации.

К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93% крестьянских хозяйств.

Характеризуя процесс коллективизации в нашей стране, необходимо учитывать все трудности и противоречия, связанные с этим процессом. С одной стороны, обновился и расширился производственный потенциал сельского хозяйства. Колхозы выдержали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. С другой стороны, в ходе его осуществления мы наблюдаем игнорирование объективных законов, выразившееся в форсировании коллективизации, в нарушении принципа материальной заинтересованности крестьянства, что приводило временами к замедленному развитию сельского хозяйства, обострению продовольственной проблемы.

Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня.

Культурное строительство в СССР в 1930-е гг. предполагало осуществление множества связанных между собой задач, включая в том числе идеологические аспекты.

Относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности.

Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамотности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70% взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигла 85%, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже в 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло около 80%, села - более 43,3%.

С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ. Организовывались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. Достаточно сказать, что в 1930-е гг. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального состава студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак страны был открыт в 1919 г. в Московском институте народного хозяйства (ныне Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами. В эти же годы происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках.

Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы, постепенного внедрения культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу.

В целом система, сложившаяся в 1930-1940-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой - внутренне противоречивой.

1929 год был в известной мере переломным и в политическом развитии страны.

По-прежнему существовала однопартийная система власти. Но в этот период наблюдаются и процессы, характеризующиеся заметным сращиванием партийных руководящих органов и государственных структур власти. Одновременно укрепляется административно- командная система управления и формируется база для возникновения культа личности Сталина. Для правильного понимания этих явлений необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исходный уровень социально-экономического развития страны в тот период, когда было начато социалистическое строительство, не обеспечивал необходимых объективных предпосылок для построения социализма. Поэтому придавалось огромное значение субъективным факторам, среди которых соответствующую роль играла деятельность партийных структур правящей Коммунистической партии. Под руководством партийных органов работали и профсоюзные, и комсомольские органы и организации. Тем самым в партийных органах концентрировалась реальная политическая власть. К тому же нормативных документов, регламентировавших отношения партии и государства, не было.

Нужно учитывать и такой момент. В условиях неразвитости демократии, монопольной власти одной партии принадлежность к ней была единственным средством для многих продвинуться по службе, сделать карьеру.

Социальный и кадровый состав партии находился в прямой связи с возникновением административно-командной системы и культом личности Сталина еще и потому, что форсирование индустриализации вызвало приток на производство огромной массы крестьян. Вырванные из привычной среды, став «новыми рабочими», они чувствовали себя в городе неуверенно, не были защищены социально. В определенной мере и они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т. д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба. Это рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало людей управляемыми.

Этой категории рабочих, составлявших в 1930-е гг. значительную часть рабочего класса в стране, соответствовал и тип политического руководства, сформировавшийся в те годы. В своем большинстве эти руководители формировались в годы Гражданской войны: для них приказные методы руководства были привычными.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели и особенности характера самого Сталина. В нем сильная воля, огромные организаторские способности сочетались с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т. д.

С конца 1920-х гг. меняется внутрипартийный режим в сторону ужесточения дисциплины и свертывания демократии. Заметно снижается уровень информированности низовых партийных звеньев: прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, прекращается издание журнала «Известия ЦК ВКП(б)», все реже и нерегулярнее проходят партийные съезды, конференции и пленумы ЦК ВКП(б). Все это приводило к свертыванию гласности, демократии.

Эти и другие изменения, происшедшие в партии, отражаются на всем политико-экономическом механизме страны. На смену политическим и экономическим методам работы приходят административно-командные методы руководства. Общество не прошло настоящей школы демократии. В стране, где веками существовало крепостное право, где до 1917 г. сохранялось самодержавие, отсутствовали демократические традиции. Россия была многонациональной страной, населенной более чем ста нациями и народностями. Для нее были характерны острые классовые, национальные и религиозные противоречия. Имела значение и живучесть принципов «военного коммунизма», которые реанимировались в новых условиях.

Необходимо учитывать также, что важной особенностью развития страны являлось то, что она длительное время развивалась в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага», который десятки лет формировал психологию «осажденной крепости».

Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его соратника.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», опубликованный в 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее основания, создавалась теория двух вождей - Ленина и Сталина.

В условиях культа личности пострадали десятки тысяч честных граждан, в числе которых немало видных деятелей партии и Советского государства. В августе 1936 г. прошел судебный процесс по делу троцкистеко-зиновьевского «объединенного центра»; все обвиняемые были расстреляны. Вскоре застрелился М. П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны. В январе 1937 г. состоялся процесс над участниками «параллельного антисоветского троцкистского центра», среди которых были названы видные руководители партии и государства: Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Г. Я. Сокольников, Л. П. Серебряков и др. Все они были расстреляны. В феврале 1937 г. ушел из жизни нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. В июне

  • 1937 г. застрелился начальник Политуправления Красной Армии Я. Б. Гамарник. В июне 1937 г. проходит суд над М. Н. Тухачевским и другими видными военными. Все были расстреляны. В марте
  • 1938 г. - процесс по делу антисоветского «правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский, X. Г. Раковский (К. Станчев), А. И. Икрамов, Ф. У. Ходжаев и др.). Все обвиняемые ранее занимали высокие партийные и государственные должности. В настоящее время все они реабилитированы.

Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства.

Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 1930-е гг. во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929-1933 гг., рост влияния социалистических и коммунистических партий и т. д.

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.

По данным Управления уполномоченного СНК СССР по репатриации на 1 февраля 1946 г. в Советский Союз с территории Германии и других государств было репатриировано всего 5,2 млн. человек. Где решалась их дальнейшая судьба?

1) В Государственном комитете обороны СССР

2) В ЦК ВКП(б)

3) В проверочно-фильтрационных лагерях

4) На местах

5) В Верховном Суде СССР

Существенную роль в структуре внешних источников послевоенного восстановления сыграли репарации, полученные СССР из Германии, Румынии, Венгрии, Манчжурии. Назовите еще одну страну из которой Советский Союз получал репарации?

1) Финляндия

4) Австрия

5) Испания

4. Какое судебное дело стало пиком борьбы с "безродным космополитизмом"?

1) "Ленинградское дело"

2) "Дело врачей"

3) "Дело Еврейского антифашистского комитета"

4) "Шахтинское дело"

5) Дело об "Антисоветском правоцентристском блоке"

5. Часто, особенно в публицистике, фронтовиков называют "неодекабристами". Почему?

1) Потому что, так же как и декабристы готовили заговор против власти;

2) Потому что несли в себе "потенциал" свободы, полученный от победоносной войны и заграничных походов

3) Так как в декабре 1945 г. выдвинули свои требования правительству о реформировании режима;



Чему была посвящена речь в Фултоне бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная в марте 1946 г.?

1) Проблеме реализации "плана Маршалла" и его распространения на СССР

2) Вопросам разрушения и будущего устройства мира

3) Предупреждению опасности ядерного оружия

4) Предупреждению об опасности распространения коммунизма

5) Оценкам итогов второй мировой войны

7. Имена ученых И.В. Курчатого, А.Д. Сахарова, Ю.Б. Харитона связаны с исследованиями в области:

1) органической химии

2) ядерной физики

3) теории космических полетов

4) биологических наук.

8. В каком году произошли важные для СССР события – испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической взаимопомощи, подписание Североатлантического пакта (НАТО):

9. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности

2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира

3) изменения экономического курса предвоенного времени

4) укрепления влияния СССР в мире.

10. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

1) М. Шолохов

2) К. Симонов

3) Д. Лихачев

4) Т. Лысенко

Понятие «холодная война» означает

1) активную идеологическую и военно-техническую подготовку к вооруженному противоборству

2) экономическое сотрудничество при сохранении идеологических противоречий

3) военные действия с ограниченным использованием ядерного оружия

4) переговоры об ограничении средств массового уничтожения

5) отказ от участия в локальных конфликтах.

12. Установите соответствие между социальными группами населения СССР и причинами репрессий против них в годы после Великой отечественной войны:

1) национальные меньшинства

2) бывшие военнопленные

3) творческая интеллигенция

5) борьба за власть в руководстве СССР

6) ужесточение идеологического давления

7) обвинения в сотрудничестве с оккупантами

8) подозрения в предательстве.

1-7 2-8 3-6 4-5

13. Теоретической основой "жесткого" курса в сфере идеологии можно считать Постановление ЦК ВКП(б), принятое в августе 1946 г. Постановление называлось:

1) "О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах"

2) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению"

3) "О кинофильме "Большая жизнь"

4) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"

5) Об учебнике Г.Ф. Александрова "История западноевропейской философии"

С 1947 года ЦК ВКП(б) принимает ряд мер по укреплению партийных школ и курсов. Чем были вызваны эти меры?

1) Низким культурным уровнем партийных работников и агитаторов

2) Большим количеством желавших учиться

3) Нехваткой кадров партийных агитаторов

15. Какое из указанных событий не связано с противостоянием СССР и стран Запада в 1945-1953 гг.:

1) испытание ядерной бомбы в СССР

2) идеологическая кампания против космополитизма

3) корейская война

4) «ленинградское дело».

16. Прочитайте отрывки из писем жителей Воронежской и Сталинградской областей (1946 г.) и ответьте на вопрос:

15.11.1946 г. «…Надвигающийся голод страшит, моральное состояние подавленное. Дети наши живут зверской жизнью – вечно злы и голодны. От плохого питания Женя стал отекать, больше всего отекает лицо, очень слабый. Голод ребята переносят терпеливо, если нечего поесть, что бывает очень часто, молчат, не терзают мою душу напрасными просьбами» (М.С. Ефремова. Воронежская область, ст. Бутурлиновка).

24.11.1946 г. «…Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только желудями» (В.В. Ершов, Воронежская обл., г. Борисоглебск).

Что из перечисленного не относилось к причинам бедственного положения людей в первые послевоенные годы:

1) засуха и неурожай 1946 г.

2) разорение сельского хозяйства страны

3) неэффективность колхозно-совхозной системы

4) принудительная кампания по выращиванию кукурузы

Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя К.М. Симонова о проходившем в 1948 г заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.

«Сталин, обращаясь… к сидевшим за столом членам Политбюро, сказал: «Я думаю, нам все-таки следует объяснить товарищам, почему мы сняли с обсуждения вопрос о книге товарища Тихонова «Югославская тетрадь…Товарищ Тихонов тут ни причем, у нас нет претензий к нему за его стихи, но мы не можем дать ему за них премию, потому что в последнее время Тито плохо себя ведет».

Какое событие вызвало такую реакцию со стороны Сталина:

1) подписание Югославией политического соглашения с США

2) конфликт между партийным и государственным руководством Югославии и СССР

3) вступление Югославии в НАТО

4) выход Югославии из Совета экономической взаимопомощи.

СССР в послевоенный период. Тест по истории 9 класс.

1 . Вторая Мировая война закончилась

2 . Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:

А) расширение демократии на заводах и колхозах

Б) ослабление власти государственного аппарата

В) прекращение политических репрессий

Г) укрепление тоталитарного режима

3 . Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 40-х гг.:

А) отмена карточной системы

Б) установление пенсии колхозникам

В) восстановление восьми часового рабочего дня

Г) отмена подписки на госзаймы

4 . Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:

А) подготовкой к началу третьей мировой войны

Б) монополией США на атомную бомбу в условиях « Холодной войны»

В) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США

Г) необходимостью продажи ядерного оружия странам « третьего мира»

5. Чем было вызвано усиление в СССР и идеологического давления и репрессий в 1945-1953гг.:

А) массовыми выступления населения против власти

Б) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима

В) восстаниями узников ГУЛАГа

Г) опасностью иностранного вторжения в СССР

6 . Какая из наук оказалась фактически запрещённой в СССР в конце 40-х гг.:

А) кибернетика

Б) ядерная физика

В) биология

Г) история

7 . План восстановления народного хозяйства был принят в:

8 . Что объединяет даты 1949г. и 1953г. :

А) проведение экономических реформ в промышленности

Б) ввод советских войск в другие страны

В) заключение международных договоров

Г) испытание в СССР ядерной бомбы и водородной бомбы

9 .В каком из названных периодов был проведён процесс по «ленинградскому делу»:

А) 1941-1945 гг.

Б) 1945-1953гг.

В) 1950-1953гг.

Г)1965-1985гг.

10 . Послевоенная денежная реформа предусматривала:

А) введение золотого эквивалента рубля

Б) обмен « старых» денег на « новые» из расчёта 10:1

В) открытие личных счетов трудящихся

Г) увеличение денежной эмиссии

11 . Постановление ЦК ВКП(б) « О журналах « Звезда» и «Ленинград» было принято в:

12 . Первый берлинский кризис разразился:

13 . ФРГ была создана:

14. Совет экономической взаимопомощи был образован в:

15. Расположите в хронологической последовательности:

А) Ялтинская конференция

Б) Речь У. Черчилля в Фултоне

В) «Доктрина Трумэна»

Г) Создание НАТО

16 .Расположите в хронологической последовательности:

А) послевоенная денежная реформа

Б) начало четвёртой пятилетки

В) «дело врачей»

Г) «ленинградское дело»

17 . Установите соответствие:

1. Образование НАТО А) 1952г.

2. Берлинский кризис Б) 1945 г.

3. Упразднение ГКО В) 1949г.

4. 19 съезд ВКП(б) Г) 1948г.

18. Установите соответствия:

1. И. Сталин А) Великобритания

2.У.Черчилль Б) Югославия

3.И. Броз Тито В) СССР

4.Г. Трумэн Г) США

19. Сравните политическое развитие СССР в 30-е гг. с политическим развитием после окончания войны. Что было общего и в чём различие(не менее двух общих и трёх различий).

ДЕ 47.

1. Впервые ядерное оружие было испытано в:

а) Великобритании в) фашисткой Германии

б) США г) СССР

2. Речь У. Черчилля в Фултоне была началом:

а) создания системы Варшавского Договора

б) создания Североатлантического альянса (НАТО)

в) создания Совета Экономической Взаимопомощи

г) «Холодной войны»

3. К понятию «железный занавес» относится:

а)ограничения, поставки изделий из металлов из США в СССР

б) единая пограничная система стран «социалистического лагеря»

в) раскол Европы на две части по идеологическому принципу

г) организация «железной» дисциплины среди государственных служащих США

4. Форсирование государственно-политическим руководством СССР мер по созданию ядерного оружия было вызвано:

а) попыткой совершить мировую революцию

б) желание И.В. Сталина установить мировое господство

в) монополией США на оружие массового поражения

г) потребностями военно-промышленного комплекса СССР

5. Год создания НАТО ____________ г.

6. Наиболее ярко «Холодная война» проявилась в:

а) спортивном соперничестве

б) научной сфере

в) гонке обычных и ядерных вооружений

г) культурной сфере

7. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) был создан в:

а) марте 1946 г. в) марте 1953 г.

б) январе 1949 г. г) феврале 1956 г.

8. Год образования Варшавского договора (ОВД) _________ г.

9. Установить соответствие между локальными конфликтами и их датами:

а) Война в Корее 1) 1950-1953 гг.

б)Арабо-израильский конфликт 2) 1967 г.

в) Война в Афганистане 3) 1979-1989 гг.

10. Восстание в Венгрии в октябре-начале ноября 1956 г. вспыхнуло из-за:

а)недовольства навязываемой советской модели социализма

б) усиления НАТО в Европе

в) денежной реформы

г) активизации миграционных процессов

11.Установить соответствие между событием и датой:

а) Нюрнбергский процесс 1) 1948 г.

б) Создание Совета Экономической 2) 1955 г.

Взаимопомощи (СЭВ)

в) Первый «Берлинский кризис» 3) 1945-1946 гг.

г) создание Организации 4) 1949 г.

Варшавского договора

12. Карибский кризис связан с:

а) размещением на Кубе советских ракет средней дальности

б) активизацией СССР поддержки национально-освободительных движений народов Латинской Америки

в) созданием СССР Организации Варшавского договора

    1. Г) испытанием в ссср первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты

    2. 13. Дипломатические отношения с фрг были установлены при:

а) И.В. Сталине в) Л.И. Брежневе

б) Н.С. Хрущеве г) М.С. Горбачеве

14. Соглашения о контроле над стратегическими вооружениями и ограничением систем противоракетной обороны подписали:

а)Л. Брежнев и Р. Никсон

б) И. Сталин и Г. Трумэн

в) Н. Хрущев и Д. Кеннеди

г) М. Горбачев и Р. Рейган

15. Год подписания в Хельсинки Заключительного акта Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в _____________ г.

а) августе 1968 г. в) декабре 1979 г.

б) марте 1969 г. г) феврале 1989 г.

17. Политика «разрядки» означала:

а)полное прекращение «Холодной войны»

б) усиление противостояния между СССР и Западом

в) временное «потепление» в отношениях между СССР и США, переход к конструктивному диалогу

г) отсутствие стремления противоборствующих сторон к соглашениям во имя мира

18. Резкое обострение между странами Запада и СССР в конце 1970-х годов было вызвано:

а) усиление противоречий по берлинскому вопросу

б) установлением просоветских режимов в Анголе и Сомали

в) вводом советских войск в Афганистан

г) обострением противоречий с Китаем

19. Год уничтожения советским истребителем «Боинга-747» южнокорейской гражданской компании ___________ г.

ДЕ 48.

1. Приоритетной сферой в программе восстановления народного хозяйства в СССР в послевоенный период была:

а) тяжелая промышленность

б) легкая промышленность

в) сельское хозяйство

г) социальная сфера

2. Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:

а) развитие демократизации в советском обществе

б) ослабление власти государственного аппарата

в) прекращение политических репрессий

г) укрепление тоталитарного режима

3. Понятие «куль личности» И. В. Сталина включало:

а) развитие контактов с лидерами стран Азии

б) эрудиция и осведомленность вождя в вопросах культуры

в) поклонение Сталину и его неограниченную власть

г) сосредоточение внимания руководителя на вопросах развития культуры и искусства

4. Тяжелое положение населения в 1945-1950-х гг. сохранялось из-за:

а) существования 10 часового рабочего дня

б) регулярных задержек заработной платы

в) введения рыночных отношений между городом и деревней

г) недостатка жилищного фонда

5. Ко второй половине 1940-х гг. относится:

а) отмена карточной системы

б) установление государственных пенсий колхозникам

в) восстановление 8-часового рабочего дня

г) отмена подписки на государственные займы

6. Для послевоенного экономического развития страны было характерно:

а) Отказ государства от монополии внешней торговли

б) Достижение уровня промышленного производства в тяжелой индустрии к 1948 г.

в) Разрешение индивидуальной трудовой деятельности и частной торговли

г) Переход к рыночным отношениям.

7. Год преобразования народных комиссариатов в министерства _________ .

8. Год ВКП (б) переименования в КПСС ___________.

9. В период с 1945-1953 гг. критике со стороны властей подвергся:

а)А. Шнитке в) Д. Шостакович

б) В. Соловьев-Седой г) А. Александров

11. Год разрыва советско-югославского договора имел место _________.

12. Хронологическая последовательность событий:

а) Судебный процесс по «Ленинградскому делу»

б) Начало борьбы с «космополитизмом»

в) Судебный процесс по делу «еврейского антифашистского центра»

г) Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда»

13. Год объявления в прессе о «деле врачей-отравителей» __________.

14. Год роспуска еврейского антифашистского центра был осуществлен в __________.

15. «Сталинский план преобразования природы» предусматривал:

а)Создание искусственного моря в Западной Сибири и плотины через Тихий океан

б) Увеличение лесопосадок

в) Строительство городов за полярным кругом

г) Введение новых методов мелиорации

16. Год испытания первой атомной бомбы в СССР ________.

17. Для космополитизма не характерно:

а)отрицание национальных различий

б) развитие патриотических настроений

в) тяга к «мировой» культуре

г) «мировое гражданство»

18. Проведение насильственной коллективизации в странах Прибалтики осуществлялось в:

а) 1945-1946 гг. в) 1952-1953 гг.

б) 1949-1950 гг. г) 1957-1958 гг.

19. Год открытия Волго-Донского судоходного канала _____________.

20. Пятый пятилетний план развития народного хозяйства включал период:

а)1946-1950 гг. в) 1956-1960 гг.

б) 1951-1955 гг. г) 1961-1965 гг.

ДЕ 49.

1. Установить хронологическую последовательность событий:

а) запуск первого искусственного спутника земли

б) смерть И.В. Сталина

в) деление партийных и хозяйственных органов на городские и сельские

г) визит Н.С. Хрущева в США

2. К мероприятиям внутренней политики Н.С. Хрущева относилось:

а) сокращение продолжительности рабочей недели

б) увеличение производства мяса, молока и хлеба

в) введение платного образования

г) сокращение объемов жилищного строительства

3. Установить хронологическую последовательность событий:

а) похороны И.В. Сталина

б) публикация И. Эренбурга романа «Оттепель»

в) арест Л.П. Берия

г) ввод войск в Тбилиси и подавление выступлений с помощью танков и огнестрельного оружия.

Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.

Ф. М. Достоевский

В декабре 1927 года в СССР началась коллективизация сельского хозяйства. Данная политика была направлена на то, чтобы по всей стране сформировать колхозы, в которые должны были войти отдельные частные собственники земельных участков. Реализация планов коллективизации была поручена активистам революционного движения, а также, так называемым, двадцатипятитысячникам. Все это привело к тому, что в Советском Союзе произошло укрепление роли государства в аграрном и трудовом секторе. Стране удалось преодолеть «разруху» и провести индустриализацию промышленности. С другой стороны это привело к массовым репрессиям и знаменитому голоду 32-33 годов.

Причины перехода к политике массовой коллективизации

Коллективизация сельского хозяйства была задумана Сталиным как крайняя мера, с помощью которой можно решить подавляющее большинство проблем, которые на тот момент стали очевидны для руководства Союза. Выделяя основные причины перехода к политике массовой коллективизации можно выделить следующие:

  • Кризис 1927 года. Революция, гражданская война и неразбериха в руководстве привели к тому, что в 1927 году был собран рекордно низкий урожай в аграрном секторе. Это было сильным ударом для новой Советской власти, а также для ее внешнеэкономической деятельности.
  • Ликвидация кулачества. Молодая Советская власть по-прежнему на каждом шагу видела контрреволюцию и сторонников имперского режима. Именно поэтому было массово продолжена политика раскулачивания.
  • Централизованное управление сельским хозяйством. В наследие советскому режиму досталась страна, где подавляющее большинство людей занимались индивидуальным сельским хозяйством. Новую власть такая ситуация не устраивала, поскольку государство стремилось контролировать все в стране. А контролировать миллионы независимых аграриев очень тяжело.

Говоря про коллективизацию необходимо понимать, что этот процесс был напрямую связан с индустриализацией. Под индустриализации понимается создание легкой и тяжелой промышленности, которая смогла бы обеспечить советскую власть всем необходимым. Это есть, так называемые, пятилетки, где всей страной строили заводы, гидроэлектростанции, платины и так далее. Это все было крайне важно, поскольку за годы революции и гражданской войны практически вся промышленность российской империи была уничтожена.

Проблема же заключалась в том, что индустриализация требовала большого количества рабочих рук, а также большого количества денег. Деньги были нужны не столько для оплаты труда рабочих, сколько для закупки оборудования. Ведь все оборудование производилось за рубежом, а внутри страны оборудования не производилось никакого.

На начальном этапе лидеры Советской власти часто говорили о том, что западные страны сумели развить собственную экономику только благодаря своим колониям, из которых они выжимали все соки. В России таких колоний не было, тем более их не было у Советского Союза. Но по замыслу нового руководства страны такими внутренними колониями должны были стать колхозы. Фактически это и произошло. Коллективизация создавала колхозы, которые обеспечивали страну продовольствием, бесплатной или очень дешевой рабочей силой, а также рабочими руками, с помощью которых проходила индустриализация. Именно для этих целей был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Этот курс был официально задом 7 ноября 1929 года, когда в газете «Правда» появилась статья Сталина под названием «Год Великого перелома». В этой статье Советский лидер говорил о том, что в течение года страна должна сделать рывок от отсталого индивидуального империалистического хозяйства к передовому коллективному хозяйству. Именно в этой статье Сталин открыто заявил о том, что в стране должно быть ликвидировано кулачество как класс.

5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКПб о темпах коллективизации. В этом постановлении говорилось о создании особых регионов, где реформирование сельского хозяйства должно было происходить прежде всего и в кратчайшие сроки. Среди главных регионов, которые были определены для проведения реформы, были обозначены следующие:

  • Северный Кавказ, Поволжье. Здесь устанавливался крайний срок создания колхозов к весне 1931 года. Фактически две области должны были перейти к коллективизации за один год.
  • Остальные зерновые регионы. Любые другие регионы, где массово выращивалось зерно, также подлежали коллективизации, но в срок до весны 1932 года.
  • Остальные регионы страны. Оставшиеся регионы, которые были менее привлекательными в плане сельского хозяйства, планировалось приобщить к колхозам за 5 лет.

Проблема заключалась в том, что данный документ четко регламентировал с какими регионами работать и в какие сроки должно быть проведено действие. Но этот же документ ничего не говорил о том, какими путями следует проводить коллективизацию сельского хозяйства. Фактически местные власти самостоятельно стали принимать меры для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. И практически все сводили решение этой задачи к насилию. Государство сказало «Надо» и закрыло глаза на то, как это «Надо» реализовывалось…

Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием

Решение задач, которые были поставлены руководством страны, предполагали наличие двух взаимосвязанных процессов: формирование колхозов и раскулачивание. Причем первый процесс очень сильно зависел от второго. Ведь для того чтобы сформировать колхоз, необходимо этому экономическому инструменту дать необходимый инвентарь для работы, чтобы колхоз был экономически выгодным, и мог сам себя прокормить. Государство на это деньги не выделяло. Поэтому был принят путь, который так нравился Шарикову, - все отнять и поделить. Так и сделали. У всех «кулаков» изымали имущество, которое передавалось в колхозы.

Но это не единственная причина, почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием рабочего класса. Фактически одновременно руководство СССР решало несколько задач:

  • Сбор бесплатного инструмента, животных и помещений для нужд колхозов.
  • Уничтожение всех, кто смел высказывать недовольство новой властью.

Практическая реализация раскулачивания свелась к тому, что государство устанавливало норму для каждого колхоза. Необходимо было раскулачить 5 - 7 процентов всех «частных». На практике же идеологические приверженцы нового режима во многих регионах страны эту цифру значительно превосходили. В результате раскулачиванию подверглась не установленная норма, а до 20% населения!

Удивительно, но не было абсолютно никаких критериев для определения «кулака». И даже сегодня историки, которые активно защищают коллективизации и Советский режим, не могут четко сказать, по каким принципам происходило определение кулака и рабочего крестьянин. В лучшем случае нам говорят о том, что под кулаками понимали с люди, у которых в хозяйстве было 2 коровы или 2 лошади. На практике же таких критериев практически никто не придерживался и кулаком могли объявить даже крестьянина, у которого за душой не было ничего. Например, прадед моего близкого друга был назван «кулаком» за то, что у него была корова. За это у него отобрали все и сослали на Сахалин. И таких случае тысячи…

Выше мы уже говорили о постановлении от 5 января 1930 года. Это постановление, как правило, цитируется многими, но большинство историков забывают о приложении к этому документу, где давались рекомендации о том, как следует поступать с кулаками. Именно там мы можем найти 3 класса кулаков:

  • Контрреволюционеры. Параноидальный страх Советской власти перед контрреволюцией вывел эту категорию кулаков к наиболее опасным. Если крестьянин признавался контрреволюционером, то все его имущество изымалось и передавалось колхозам, а сам человек отправлялся в концлагеря. Коллективизация же получала все его имущество.
  • Богатые крестьяне. С богатыми крестьянами также не церемонились. По замыслу Сталина имущество таких людей также подлежат полной конфискации, а самих крестьян вместе со всеми членами их семьи переселяли в отдаленные регионы страны.
  • Крестьяне со средним достатком. Имущество таких людей также конфисковывали, а людей отправляли не в дальние регионы страны, а в соседние регионы.

Даже здесь видно, что власть четко разделила людей и меры наказания к этим людям. Но власть абсолютно не указала, как определить контрреволюционера, как определить богатого крестьянина или крестьянина со средним доходом. Именно поэтому раскулачивание свелось к тому, что часто кулаками назывались те крестьяне, которые были неугодные людям с оружием. Именно так и происходила коллективизация и раскулачивание. Активистов советского движения наделили оружием, и те с энтузиазмом несли знамя советской власти. Нередко под знаменами этой власти, и прикрываясь коллективизацией, они просто сводили личные счеты. Для этого был даже придуман специальный термин «подкулачные». И к этой категории относились даже бедные крестьяне, которые ничего не имели.

В результате мы видим, что массовым репрессиям были подвергнуты те люди, которые были способны вести прибыльное индивидуальное хозяйство. Фактически это были люди, которые долгие годы выстраивали свое хозяйство таким образом, чтобы оно могло позволить зарабатывать деньги. Это были люди, которые активно переживали за результат деятельности. Это были люди, которые хотели и умели работать. И всех этих людей из деревни убрали.

Именно благодаря раскулачиванию Советская власть организовала свои концлагеря, в которые попало огромное количество людей. Эти люди использовались, как правило, в качестве бесплатные рабочей силы. Причем этот труд использовался на самых тяжелых работах, на которых обычные граждане работать не хотели. Это были лесозаготовки, добыча нефти, добыча золота, добыча угля и так далее. Фактически политические узники и ковали успех тех успех Пятилеток, о которых так гордо рапортовала Советская власть. Но это тема для другой статьи. Сейчас необходимо отметить, что раскулачивание в колхозах сводилось к проявлению крайней жестокости, что вызывало активное недовольство у местного населения. В результате во многих регионах, где коллективизация шла наиболее активными темпами, стали наблюдаться массовые восстания. Для их подавления даже использовали армию. Стало очевидно, что насильственная коллективизация сельского хозяйства нужных успехов не дает. Более того, недовольство местного населения стало перекидываться и в армию. Ведь когда армия вместо войны с врагом сражается со своим же населением, это сильно подкашивает ее дух и дисциплину. Стало очевидно, что в короткие сроки загнать людей в колхозы просто невозможно.

Причины появления статьи Сталина «Головокружение от успехов»

Наиболее активными регионами, где наблюдались массовые волнения были Кавказ, Средняя Азия и Украина. Люди использовали как активные формы протеста, так и пассивные. Активные формы выражались в демонстрациях, пассивные в том, что люди уничтожали все свое имущество, чтобы оно не досталось колхозам. И такого волнения и недовольства среди людей удалось «добиться» всего за несколько месяцев.


Уже в марте 1930 года Сталин понял, что его план провалился. Именно поэтому 2 марта 1930 года появилась статья Сталина «Головокружение от успехов». Суть данной статьи была очень простой. В ней Иосиф Виссарионович открыто перекладывал всю вину за террор и насилие во время коллективизации и раскулачивания на местные власти. В результате стал складываться идеальный образ советского вождя, который желает народу добра. Для укрепления этого образа Сталин разрешил всем добровольно выходить из колхозов, отмечаем, что эти организации не могут быть насильственными.

В результате большое количество людей, которых насильственно загнали в колхозы, добровольно из них вышли. Но это был только один шаг назад, чтобы сделать мощный рывок вперед. Уже в сентябре 1930 года ЦК ВКПб осудила местные органы власти за пассивные действия в проведении коллективизации аграрного сектора. Партия призвала к активным действиям с тем, чтобы добиться мощного вступления людей в колхозы. В результате в 1931 году уже 60% крестьян были в колхозах. В 1934 году - 75%.

Фактически «Головокружение от успехов» была необходима Советской власти, как средство воздействия на собственный народ. Нужно было как-то оправдать те зверства и то насилие, которое происходило внутри страны. Взять вину на себя руководство страны не могло, поскольку это моментально бы подорвало их авторитет. Именно поэтому были выбраны местные органы власти, как мишень для крестьянской ненависти. И этой цели добиться удалось. Крестьяне искренне поверили в душевные порывы Сталина, в результате чего всего через несколько месяцев перестали сопротивляться насильственному вступлению в колхоз.

Итоги политики сплошной коллективизации сельского хозяйства

Первые итоги политики сплошной коллективизации не заставили себя долго ждать. Производство зерна по стране сократилось на 10%, количество крупного рогатого скота сократилось на треть, количество овец в 2,5 раза. Такие цифры наблюдаются по всем аспектам сельскохозяйственной деятельности. В дальнейшем эти негативные тенденции удалось победить, но на начальном этапе негативный эффект был крайне силен. Этот негатив вылился в известный голод 1932-33 годов. Сегодня этот голод известен во многом из-за постоянных жалоб Украины, но на самом деле многие регионы Советской Республики очень сильно пострадали от того голода (Кавказ и особенно Поволжье). Всего события тех лет на себе ощутили порядка 30 миллионов человек. По разным данным от голода погибло от 3 до 5 миллионов человек. Эти события были обусловлены как действиями Советской власти по коллективизации, так и неурожайным годом. Несмотря на слабый урожай за рубеж продали практически весь запас зерна. Эта продажа была необходима для того, чтобы продолжить индустриализацию. Индустриализация была продолжена, но это продолжение стоило миллионов жизней.

Коллективизация сельского хозяйства привела к тому, что из деревни полностью исчезла богатое население, средне состоятельное население, и активисты, которые просто радели за результат. Там оставались люди, которые насильственно были загнаны в колхозы, и которые абсолютно никак не переживали за конечный результат своей деятельности. Связано это было с тем, что государство забирало себе большую часть того, что производили колхозы. В результате простой крестьянин понимал, вне зависимости от того сколько он вырастет государство заберет практически все. Люди понимали, что даже если они вырастят не ведро картошки, а 10 мешков, государство все равно им даст за это 2 килограмма зерна и все. И так было со всеми продуктами.

Крестьяне получали за свой труд оплату за, так называемые, трудодни. Проблема заключалась в том, что денег в колхозах практически не было. Поэтому крестьяне получали не деньги, а продукцию. Данная тенденция изменилась только к 60-м годам. Тогда стали выдавать деньги, но деньги очень маленькие. Коллективизация же сопровождалась тем, что крестьянам выдавалось то, что просто позволяло их прокормить. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что в годы проведения коллективизации сельского хозяйства в Советском Союзе проходила выдача паспортов. Факт, о котором сегодня не принято массово говорить, заключается в том, что крестьянам паспорт не полагался. В результате крестьянин не мог уехать жить в город, поскольку у него не было документов. Фактически люди оставались привязанными к тому месту, где они были рождены.

Итоговые результаты


И если мы уйдем от советской пропаганды и взглянем на события тех дней независимо, то мы увидим отчетливые признаки, которые делают схожими коллективизацию и крепостничество. Как происходило крепостное хозяйство в имперской России? Крестьяне жили общинами в деревне, они не получали деньги, они подчинялись хозяину, были ограничены в свободе передвижения. С колхозами ситуация была такая же. Крестьяне жили общинами в колхозах, за свой труд они получали не деньги, а продукты, они подчинялись главе колхоза, и из-за отсутствия паспортов не могли покинуть коллектив. Фактически советская власть под лозунгами социализации вернула в деревню крепостное право. Да, это крепостное право было идеологически выдержанным, но суть от этого не меняется. В дальнейшем эти негативные элементы были во многом устранены, но на начальном этапе все происходило именно так.

Коллективизация с одной стороны базировалась на абсолютно античеловеческих принципах, с другой стороны это позволило молодой Советской власти провести индустриализацию и твердо встать на ноги. Что из этого важнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Абсолютно точно можно сказать только то, что успех первых Пятилеток базируется не на гениальности Сталина, а исключительно на терроре, насилии и крови.

Итоги и последствия коллективизации


Основные итоги сплошной коллективизации сельского хозяйства можно выразить в следующих тезисах:

  • Страшный голод, в результате которых погибли миллионы людей.
  • Полное уничтожение всех индивидуальных крестьян, которые хотели и умели работать.
  • Темпы роста сельского хозяйства были очень низкими, поскольку люди не были заинтересованы в конечном результате своей работой.
  • Сельское хозяйство стало полностью коллективным, истребив все частного.