Эсминец расшифровка. Эсминцы и миноносцы

Спустя два года для британского флота было построено еще одиннадцать более мощных миноносцев, для Франции - двенадцать, для Австро-Венгрии и Дании - по одному.

Успешные действия русских минных катеров в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. и развитие торпедного оружия привели к созданию концепции миноносного флота, согласно которой для обороны прибрежных вод не нужны большие дорогостоящие броненосцы, эту задачу может решить множество малых быстроходных миноносных лодок с малым водоизмещением. В восьмидесятых годах XIX века начался настоящий «миноносный» бум. Только ведущие морские державы - Великобритания, Россия и Франция - имели в своих флотах 325 миноносцев. Пополнялись такими судами и флоты США, Австро-Венгрии, Германии, Италии и других стран Европы.

Те же морские державы примерно тогда же приступили к созданию кораблей для уничтожения миноносцев и минных катеров. Эти «истребители миноносцев» должны были быть такими же быстроходными, помимо торпед, иметь в составе вооружения артиллерию и иметь такой же запас хода, как и другие крупные корабли основного флота.

Водоизмещение «истребителей» уже было значительно большим, чем у миноносцев.

Прототипами эсминцев считают британские торпедные таран «Полифемус» постройки 1892 года, недостатком которого являлось слабое артиллерийское вооружение, крейсеры «Арчер» и «Скаут», канонерские лодки типов «Дриад» («Халцион») и «Шарпшутер», «Ясон» («Аларм»), большой миноносец «Свифт» постройки 1894 года со сменным вооружением, достаточным для уничтожения миноносцев противника.

Англичане же построили для японцев бронированный миноносец первого класса «Котака» большого водоизмещения с мощной силовой установкой и хорошим вооружением, но с неудовлетворительной мореходностью, а вслед за ним корабль для борьбы с миноносцами «Деструктор» по заказу Испании, где его классифицировали как торпедную

Первые эсминцы

В извечном противостоянии британского и французского военного флота англичане первыми построили для себя шесть кораблей, которые несколько различались внешне, но имели сходные ходовые характеристики и сменное вооружение, чтобы поочередно решать задачи торпедоносцев или истребителей миноносцев. Их водоизмещение составляло около 270 т, скорость - 26 узлов. Вооружили эти корабли одним 76-мм, тремя 57-мм орудиями и тремя торпедными аппаратами. Испытания показали, что даже одновременная установка всего вооружения на маневренности и скорости не сказывается. Носовая часть судна покрывалась караласом («черепаший панцирь»), который защищал боевую рубку и установленную над ней платформу главного калибра. Ограждения-волноломы по бокам рубки защищали остальные орудия.

Первый французский эсминец был построен в последнем году XIX, а американский - в самом начале следующего века. В США за четыре года было построено 16 эсминцев.

В России на рубеже веков строились не имевшие имен, так называемые номерные миноносцы. При водоизмещении 90-150 тн они развивали скорость до 25 узлов, вооружены были одним неподвижным, двумя подвижными торпедными аппаратами и легкой пушкой.

Самостоятельным классом эскадренные миноносцы стали после войны 1904—1905 г.г. с Японией.

Эсминцы начала XX века

На рубеже веков в конструкцию силовой установки эсминцев приходят паровые турбины. Такое изменение позволяет резко увеличить скорость кораблей. Первый эсминец с новой силовой установкой на испытаниях смог развить скорость 36 узлов.

Затем Англия стала строить эскадренные миноносцы, работающие на нефти, а не на угле. Вслед за ней на жидкое топливо стали переходить флоты других стран. В России это был проект «Новик», построенный в 1910 году.

Русско-японская война с обороной Порт-Артура и Цусимским сражением, в котором сошлись девять российских и двадцать один японский эсминец, показала недостатки этого вида кораблей и слабость их вооружения.

К 1914 году водоизмещение эсминцев выросло до 1000 т. Их корпуса делались из тонкой стали, неподвижные и однотрубные подвижные торпедные аппараты сменились многотрубными на вращающейся платформе, с закрепленными на ней оптическими прицелами. Торпеды стали большими, значительно увеличилась их скорость и дальность действия.

Изменились условия отдыха матросов и офицеров экипажа эсминцев. Офицеры получили отдельные каюты впервые на британском эсминце «Ривер» в 1902 году.

В период войны эскадренные миноносцы с водоизмещением до полутора тысяч тонн, скоростью 37 узлов, паровыми котлами с нефтяными форсунками, четырьмя трехтрубными торпедными аппаратами и пятью орудиями калибра 88 или 102 мм активно участвовали в патрулировании, набеговых операциях, постановке минных заграждений, перевозили войска. В самом большом морском сражении этой войны - Ютландском бое - принимали участие больше 80 британских и 60 немецких эсминцев.

В этой войне эсминцы стали выполнять еще одну задачу - защищать флот от атак подводных лодок, атакуя их артиллерийским огнем либо тараном. Это привело к усилению корпусов эсминцев, оборудованию их гидрофонами для обнаружения подлодок и глубинными бомбами. Первый раз подводная лодка была потоплена эсминцем «Ллевеллин» в декабре 1916 года.

Великобритания создала в годы войны новый подкласс - «лидер эсминцев», с большими характеристиками и вооружением, чем у обычного эскадренного миноносца. Он предназначался для вывода в атаку своих эсминцев, борьбы с вражескими, управления группами эсминцев и разведки при эскадре.

Эсминцы в период между войнами

Опыт Первой мировой войны показал, что торпедное вооружение эсминцев недостаточное для боевых действий. Для увеличения количества залпов в строенных аппаратах стали устанавливать шесть труб.

Новым этапом в строительстве этого можно считать японские эсминцы типа «Фубуки». В их вооружение входило шесть мощных пятидюймовых орудий с большим углом возвышения, которые можно было использовать в качестве зенитных, и три трехтрубных торпедных аппарата с кислородными торпедами типа 93 «Лонг Лэнс». В следующих японских эсминцах запасные торпеды для ускорения перезарядки аппаратов стали размещать в палубной надстройке.

Эскадренные миноносцы США проектов «Портер», «Мэхен» и «Гридли» были оснащены спаренными пятидюймовыми орудиями, а затем увеличили количество торпедных труб до 12 и 16 соответственно.

Французские эсминцы типа «Ягуар» уже имели водоизмещение 2 тыс. т и 130-мм орудия.

Лидер эсминцев «Ле Фантаск» 1935 года постройки имел рекордную для того времени скорость 45 узлов и был вооружен пятью 138-мм орудиями и девятью торпедными трубами. Почти такими же быстрыми были и итальянские эсминцы.

В соответствии с гитлеровской программой перевооружения строила большие эсминцы и Германия, корабли типа 1934 имели водоизмещение 3 тыс. т, но слабое вооружение. Эсминцы типа 1936 уже были вооружены тяжелыми 150-мм орудиями.

Немцы в эсминцах использовали паротурбинную установку с паром высокого давления. Решение новаторское, но оно приводило к серьезным проблемам в механике.

В противовес японской и немецкой программам строительства больших эсминцев англичане и американцы стали создавать легкие, но более многочисленные корабли. Английские эсминцы типов A, B, C, D, E, F, G и H водоизмещением 1,4 тыс. т имели восемь торпедных труб и четыре орудия калибра 120 мм. Правда, одновременно были построены эсминцы типа «Трайбл» водоизмещением больше 1,8 тыс. т с четырьмя орудийными башнями, в которых установлены восемь спаренных орудий калибра 4,7 дюйма.

Потом были спущены на воду эсминцы типов J с десятью торпедными трубами и в трех башнях с шестью спаренными орудиями, и L, на которых устанавливались шесть спаренных новых универсальных орудий и восемь торпедных труб.

Эскадренные миноносцы США типа «Бэнсон», водоизмещением 1,6 тыс. т, были вооружены десятью торпедными трубами и пятью 127-мм (5 дюймов) орудиями.

Советский Союз перед Великой Отечественной войной строил эсминцы по проекту 7 и доработанному 7у, в котором эшелонированное расположение силовой установки позволило улучшить живучесть кораблей. Они развивали скорость 38 узлов при водоизмещении около 1,9 тыс. т.

По проекту 1/38 было построено шесть лидеров эсминцев (головной - «Ленинград») водоизмещением почти 3 тыс. т, со скоростью 43 узла и запасом хода 2,1 тыс. миль.

В Италии для черноморского флота был построен лидер эсминцев «Ташкент» водоизмещением 4,2 тыс.тн, с максимальной скоростью 44 узла и дальностью плавания больше 5 тыс. миль при 25 узлах скорости.

Опыт Второй мировой войны

Во Второй мировой войне активное участие принимала авиация, в том числе и в боевых действиях на море. На эсминцы стали ускоренно устанавливать зенитные орудия и радары. В борьбе против уже более совершенных подводных лодок стали использовать бомбометы.

Эскадренные миноносцы были «расходным материалом» флотов всех воюющих стран. Они являлись наиболее массовыми кораблями, участвовали во всех сражениях на всех театрах военных действий на море. Германские эсминцы того периода имели только бортовые номера.

К середине XX века некоторые эсминцы времен войны, чтобы не строить дорогие новые корабли, были модернизированы специально для борьбы с подводными лодками.

Также был построен целый ряд больших по размеру, вооруженных автоматическими орудиями главного калибра, бомбометами, радаром, сонаром кораблей: советские эсминцы проекта 30-бис и 56, английские - «Дэринг» и американские «Форрест Шерман».

Ракетная эра эскадренных миноносцев

С шестидесятых годов прошлого столетия с появлением ракет «земля-земля» и «земля-воздух» крупные морские державы начали строить эсминцы с управляемым ракетным оружием (российская аббревиатура - УРО, английская - DDG). Это были советские корабли проекта 61, английские - типа «Каунти», американские - типа «Чарльз Ф. Адамс».

К концу XX века размываются границы между собственно эсминцами, тяжеловооруженными фрегатами и крейсерами.

В Советском Союзе с 1981 г. начали строить эсминцы проекта 956 (тип «Сарыч» или «Современный»). Это единственные советские корабли, которые изначально классифицировались как эскадренные миноносцы. Они предназначались для борьбы с надводными силами и поддержки десанта, а затем уже для противолодочной и противовоздушной обороны.

По 956 проекту строился и эскадренный миноносец «Настойчивый», нынешний флагман Балтийского флота. Он был спущен на воду в январе 1991 года.

Его полное водоизмещение - 8 тыс. т, длина - 156,5 м, максимальная скорость - 33,4 узла, дальность плавания - 1,35 тыс. миль при скорости 33 узла и 3,9 тыс. миль при 19 узлах. Два котлотурбинных агрегата дают мощность 100 тыс. л. с.

Эсминец вооружен пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет «Москит» (две счетверенные), зенитно-ракетным комплексом «Штиль» (2 установки), шестиствольными бомбометами РБУ-1000 (2 установки), двумя спаренными артустановками калибра 130 мм, шестиствольными АК-630 (4 установки), два сдвоенных торпедных аппарата калибром 533 мм. На борту корабля располагается вертолет Ка-27.

Из уже построенных новейшими до недавнего времени были эсминцы индийского флота. Корабли типа «Дели» имеют на вооружении противокорабельные ракеты с дальностью поражения 130 км, ЗРК «Штиль» (Россия) и Barak (Израиль) для противовоздушной обороны, российские противолодочные реактивные бомбометные установки РБУ-6000 для противолодочной обороны и пять торпедных направляющих для торпед калибром 533 мм. Вертолетная площадка рассчитана на два вертолета Sea King. Предполагается в скором времени заменить эти корабли эсминцами проекта «Колката».

Сегодня эскадренный миноносец DDG-1000 Zumwalt ВМС США перехватил пальму первенства.

Эсминцы в XXI веке

Во всех основных флотах наметились общие тенденции строительства новых эскадренных миноносцев. Основной считается применение систем боевого управления аналогичных американской «Иджис» (AEGIS), которая предназначена для уничтожения не только самолетов, но и ракет классов «корабль-корабль» и «воздух-корабль».

При создании новых кораблей должна применяться технология Stealth: использоваться радиопоглощающие материалы и покрытия, разрабатываться специальные геометрические формы, какими, например, отличается эскадренный миноносец типа USS Zumwalt.

В новых эсминцах должна увеличиваться и скорость хода, за счет чего возрастут обитаемость и мореходность.

В современных кораблях высокий уровень автоматизации, но и он должен увеличиваться, а, значит, должен расти удельный вес вспомогательных энергетических установок.

Понятно, что все эти процессы ведут к удорожанию строительства кораблей, поэтому качественное повышение их возможностей должно происходить за счет сокращения численности.

Эсминцы нового века должны превзойти по размерам и водоизмещению все имевшиеся до сегодняшнего дня корабли этого вида. Новый эскадренный миноносец DDG-1000 Zumwalt считается рекордсменом по водоизмещению, оно составляет 14 тыс. т. Корабли этого типа планировалось ввести в состав ВМС США уже в 2016 году, первый из них уже вышел на ходовые испытания.

К слову сказать, отечественные эскадренные миноносцы проекта 23560, которые, как обещается, начнут строить к 2020 году, будут уже водоизмещением 18 тыс. т.

Российский проект нового эсминца

По проекту 23560, который, по данным СМИ, находится в стадии эскизного проектирования, запланировано построить 12 кораблей. Эскадренный миноносец "Лидер" длиной 200 и шириной 23 м должен иметь неограниченную дальность плавания, в автономном плавании находиться 90 суток, развивать максимальную скорость хода 32 узла. Предполагается классическая компоновка корабля с использованием технологий Stealth.

Перспективный эсминец проекта «Лидер» (надводный корабль океанской зоны) будет строиться, скорее всего, с атомной энергетической установкой и должен нести 60 или 70 крылатых ракет скрытого базирования. Предполагается прятать в шахтах и зенитные управляемые ракеты, которых должно быть всего 128, в том числе ЗРК «Полимент-редут». Противолодочное вооружение должно состоять из 16-24 управляемых ракет (ПЛУР). Эсминцы получат универсальную артустановку калибра 130 мм А-192 «Армат» и посадочную площадку для двух многоцелевых вертолетов.

Все данные еще носят предположительный характер и в дальнейшем могут уточняться.

Представители ВМФ считают, что эсминцы типа «Лидер» будут универсальными кораблями, выполняя функции собственно эсминцев, противолодочных кораблей и, быть может, ракетных крейсеров типа «Орлан».

Эскадренный миноносец «Замволт»

Эсминцы типа Zumwalt - это ключевой элемент программы ВМС США по надводным боевым кораблям XXI века (Surface Combatant SC-21).

Российский эсминец типа «Лидер» - это вопрос, может быть, и недалекого, но будущего.

А вот первый эскадренный миноносец нового типа DDG-1000 Zumwalt уже спущен на воду, и в начале декабря 2015 года начаты его заводские испытания. Своеобразный облик этого эсминца называют футуристическим, его корпус и надстройка покрыты радиопоглощающими материалами толщиной почти три сантиметра (1 дюйм), количество выступающих антенн уменьшено до минимума.

Серия эскадренных миноносцев типа Zumwalt ограничена всего 3 кораблями, два из которых еще находятся на разных стадиях строительства.

Эсминцы типа "Замволт" длиной 183 м, водоизмещением до 15 тыс. т и комбинированной мощностью главной энергетической установки 106 тыс. л. с. смогут развивать скорость до 30 узлов. Они имеют мощный радиолокационный потенциал и способны обнаружить на больших расстояниях не только низколетящие ракеты, но и лодки террористов.

Вооружение эсминцев состоит из 20 вертикальных пусковых установок MK 57 VLS, рассчитанных на 80 ракет«Томагавк», ASROC или ESSM, двух скорострельных зенитных орудий Mk 110 калибра 57 мм закрытого типа, двух 155-миллиметровых пушек AGS с дальностью стрельбы 370 км, двух трубчатых 324-мм торпедных аппаратов.

На кораблях могут базироваться 2 вертолета SH-60 Sea Hawk или 3 беспилотных летательных аппарата MQ-8 Fire Scout.

«Замволт» - тип эскадренных миноносцев, основная задача которого состоит в уничтожении береговых объектов противника. Также корабли этого типа могут эффективно бороться с надводными, подводными и воздушными целями противника и поддерживать артиллерийским огнем свои силы.

«Замволт» является воплощением новейших технологий, это самый последний на сегодня спущенный на воду эскадренный миноносец. Проекты Индии и России пока не осуществлены, и этот вид кораблей, похоже, еще не изжил себя.

Эсминцы второй мировой войны.

За тридцать лет между окончанием первой мировой войны и возобновлением кораблестрое­ния после второй мировой войны у эсминцев значительно увеличились водоизмещение, ско­рость и вооружение. Ограничимся лишь несколькими примерами эсминцев второй мировой войны, построенных в 1939-1940 гг.; английс­кие эсминцы типа «Джервис» и «Африди» (1939) водоизмещением 1 870 т на 300-400 т превыша­ли эсминцы, построенные в конце первой миро­вой войны, такие как «Уишарт» (1919), «Венчерос» (1917) водоизмещением 1 325-1 339 т. (Тем не менее отметим, что большинство английских эсминцев межвоенного периода приближались все же к «Уишарт»). Что касается вооружения, тип «Джервис» имел шесть орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) вместо четырех 4-дюймовых (102 мм) ору­дий и десять вместо шести торпедных аппаратов. Скорость возросла с 34 до 36-36,5 узлов.

Во внешнем облике значительных изменений не произошло. Корпус эсминцев второй мировой войны все еще имел полубак, тянувшийся чуть ли не до половины длины ко­рабля, и на главной и на носовой палубе было множество надстроек. Количество труб уменьши­лось с трех-четырех до двух или даже одной, хотя единственная труба должна была быть слиш­ком большого диаметра. Чтобы проследить раз­витие эсминца (а теперь уже не «истребителя миноносцев») за тридцатилетний период, опишем четыре группы кораблей: эсминцы, построенные в 1916-1920 гг.; корабли, построенные в 1929- 1930 гг.; корабли 1935-1939 гг.; и эсминцы пос­левоенного периода до 1949-1950 г.

Из эсминцев второй мировой войны первой группы самыми больши­ми были английские корабли типа «Брюс» (1919), потому что они являлись лидерами. Их водоиз­мещение достигало 1 801 т, полубак тянулся примерно на треть длины корпуса, на носовой части и на корме имелись надстройки и две высокие трубы. Вооружение состояло из пяти орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм), размещен­ных следующим образом: два впереди - одно на полубаке, а другое на надстройке; одно меж­ду трубами и два на корме - одно на палубе, а другое на надстройке. Позади второй трубы находилось шестое орудие - 3-дюймовая (76 мм) зенитка. В середине корабля на главной палубе размещались шесть торпедных аппаратов в двух строенных установках. Силовой агрегат из двух турбин с редукторной передачей вращал два вин­та, позволяя развивать скорость до 36 узлов.

Американские корабли типа «Брук» («DD 232») 1920 г. постройки - эсминцы водоизмещением 1 308 т, с плоской верхней палубой, надстройкой мостика, еще одной надстройкой в середине кораб­ля и четырьмя трубами. Вооружение их состояло из четырех 4-дюймовых (102 мм) или 5-дюймовых (127 мм) орудий: одно на носу, два по сторонам на крыше средней надстройки между второй и третьей трубами, одно на надстройке на корме; двенадцать торпедных аппаратов в четырех строенных установ­ках. На корме дополнительно было установлено 3- дюймовое (76 мм) зенитное орудие.

Силовая установка включала в себя четыре котла и две турбины с редукторами мощностью 27 000 л. с. Максимальная скорость 35 узлов.

Японские эсминцы второй мировой войны - «Амацукадзе», построенные в 1917 г., водоизмещением 1 570 т имели полу­ бак, доходивший до трети длины корпуса, три трубы и маленькую мостиковую надстройку. Их вооружение состояло из четырех орудий калиб­ра 4,7 дюйма (120 мм) - одного впереди, одно­го между первой и второй трубой, двух на кор­ме - и шести торпедных аппаратов в трех спаренных установках на осевой линии. Трех- винтовые корабли имели турбины, напрямую со­единенные с валами, и делали 34 узла.

В 1917 г. французские ВМС построили две­надцать кораблей типа «Трайбл». Их названия начинались с «Алжериен» и «Аннамит» и закан­чивались «Туарег». Их строили в Японии и пе­регоняли в Европу. Водоизмещение этих эсмин­цев достигало 700 т. Они имели короткую носо­вую часть, одну мостиковую надстройку и четы­ре трубы. Вооружение состояло из орудия ка­либра 4,7 дюйма (120 мм) - на носу и четырех 3-дюймовых (76 мм) орудий - по одному борто­вому в середине длины корабля и два на осевой линии на корме. Четыре торпедных аппарата в двух спаренных установках на осевой линии - перед первой трубой и на корме. Силовая уста­новка все еще состояла из поршневых машин и котлов (частично на угле, частично на нефти), а максимальная скорость достигала 29 узлов.

В Италии эсминцы второй мировой войны строили с устаревшим внешним видом, так называемые «трехпалубники» - корабли типов «Пило», «Сиртори» и «Ла Маза», - "которые тем не менее имели турбинные силовые установки, но турби­ны соединялись с валами напрямую.

Эсминцы типа «Сиртори», которые строила верфь Одеро в Сестри, отличались коротким полубаком, маленькой мостиковой надстройкой и тремя трубами. Вооружение состояло из шести 4-дюймовых орудий (102 мм) - двух рядом на носовой палубе, двух по бортам на главной па­лубе и двух на корме. Четыре торпедных аппа­рата в двух спаренных установках. Противовоз­душное вооружение включало два пулемета ка­либра 1,5 дюйма (40 мм). Скорость 30 узлов.

Обзор эсминцев 1918-1920 г. можно завер­шить, упомянув русские корабли типа «Изяслав», последние из построенных в царской России, три из которых («Леннкж», «Стратилат» и «Брячис- лав») не были завершены. «Изяслав», позже пе­реименованный в «Карл Маркс», водоизмещени­ем 1 350 т, имел полубак, доходивший до пер­вой трубы, и надстройку во всю ширину корпу­са между второй и третьей трубой. Вооружение состояло из пяти 4-дюймовых (102 мм) орудий (все на осевой линии) - два (одно за другим) на носовой палубе и три (одно за другим) на корме. Девять торпедных аппаратов в трех стро­енных установках размещались: одна между пер вой и второй трубой и две - за третьей тру­бой. Турбовинтовая установка развивала скорость до 35 узлов.

Обратимся теперь к группе эсминцев второй мировой войны 1929-1930 гг. постройки. В 1929 г. ВМС Великобритании построили восемь кораблей типа «Акаста» водоизме­щением 1 330 т. Корпус имел полубак, кормовую надстройку и две трубы. Вооружение составляли четыре орудия калибра 4,7 дюйма (120 мм) - два на носу и два на корме - плюс семь зенитных пулеметов и два четырехтрубных торпедных ап­парата. Корабли имели три котла, две турбинные установки с редукторами мощностью 34 ООО л. с. и развивали 35 узлов.

Во Франции в 1928-1929 гг. были построены эсминцы второй мировой войны «Гепар», «Бизон», «Леон», за ними «Вобан», «Валми», «Вардэн». Их водоизмещение достигло 2 900-3 100 т, а корпус имел полубак, носовую и кормовую надстройки и все еще че­тыре трубы. Вооружение: пять орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) - два на носу и два на корме, а пятое на надстройке между третьей и четвертой трубой. Были еще четыре зенитных пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм), два трех­трубных торпедных аппарата плюс четыре бом­бомета для сброса глубинных бомб. Эти кораб­ли имели четыре котла и два комплекта турбин

с редуктором мощностью 64 000 л. с. и развива­ли скорость до 36 узлов. В 1927-1928 гг. Гер­мания, еще связанная Версальским мирным до­говором, построила эсминцы типа «Меве» и «Вольф» водоизмещением около 1 ООО т при полной нагрузке и 880 т стандартным, как обус­ловливалось договором. Вскоре эти корабли пе­ревели в разряд миноносцев. В 1930 г. ВМС Италии заложили четыре эсминца типа «Дардо», а в 1928-1929 гг. был построен многочислен­ный тип «Навигатори». Тогда их классифициро­вали как «легкие разведчики», и только в 1938 г. они стали эсминцами.

В Японии в 1927-1930 гг. построили двад­цать кораблей типа «Фубуки» водоизмещением 2 090 т. Эти эсминцы отличались полубаком, мос- тиковой надстройкой, кормовой рубкой и двумя трубами. Вооружение состояло из шести 5-дюй­мовых (127 мм) орудий в трех спаренных уста­новках - одна на носу и две на корме (на палубе и на кормовой надстройке), - двух зе­нитных пулеметов калибра 0,5 дюйма (13 мм) и трех трехтрубных торпедных аппаратов. Кораб­ли имели четыре котла, две редукторные тур­бинные установки мощностью 50 000 л. с. и могли развивать скорость 38 узлов.

Примеры эсминцев других стран включают корабли «Реджеле Фердинанд I», «Реджина Ма­рия», построенные для румынских ВМС в Неа­поле по проекту Торникрофт и, следовательно, похожие на английские эсминцы «Шекспир». Их водоизмещение 1 900 т, а вооружение состояло из пяти орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм): двух на носу, двух на корме (на палубе и на кормовой надстройке) и одного в середине за второй трубой. Силовая установка мощностью 75 000 л. с. позволяла развивать скорость 34 узла.

Английские эсминцы «Джервис» 1939-1940 гг. постройки, водоизмещением 1 690-1 695 т, име­ли длинный полубак, большую переднюю над­стройку, рубки в средней части корабля и на кор­ме и одну трубу. Вооружение включало в себя шесть орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) в трех спарен­ных установках, а также шесть зенитных пуле­метов и два пятитрубных торпедных аппарата в средней части корабля. У этих кораблей было

лишь два котла и две турбины с редукторами мощностью 40 000 л. е., позволявшие развивать скорость 36 узлов.

Суперэсминцы французских ВМС «Могадор» (1938-1939) и «Ле Фантаск» (1934) водоизме­щением 3 500 т в полном грузу имели длинный полубак, значительных размеров мостиковую над­стройку, большую кормовую рубку и две трубы. Эти типы различались по вооружению и количес­тву котлов: шесть эсминцев «Ле Фантаск» имели пять орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) - два на носу и три на корме: одно на палубе и два на крыше надстройки. Противовоздушное воору­жение - четыре зенитных пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм) и четыре пулемета 0,5-дюйма (13 мм). Девять торпедных аппаратов в трех строен­ных комплексах, а также четыре бомбомета. Четыре котла и силовая установка мощностью 74 ООО л. с. позволяли развивать крейсерскую скорость 37 узлов. Для сравнения, у эсминцев типа «Могадор» было восемь орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) в четырех спаренных установ­ках - две на носу и две на корме, как у крей­сера. Зенитное вооружение - такое же как на «Ле Фантаск», хотя число торпедных аппаратов было четыре: два двухтрубных и два трехтруб­ных. Силовая установка с шестью котлами мощ­ностью 90 000 л. с. позволяла развивать макси­мальную скорость 38 узлов.

В Германии четырнадцать эсминцев типа «Фон Рёдер» (1938-1940) и шестнадцать «Маас» до­стигли полного водоизмещения 3 415-3 190 т, хотя официально стандартное водоизмещение их было 1 811 и 1 625 т. Оба типа имели одинако­вый профиль с полубаком, носовой надстройкой, кормовой рубкой и двумя трубами. Одинаковое же вооружение состояло из пяти 5-дюймовых (127 мм) орудий - двух на носу и трех на корме.

Зенитное вооружение: четыре зенитных пулеме­та калибра 1,4 дюйма (37 мм) и восемь - ка­либра 0,7 дюйма (20 мм), а также два четырех- трубных торпедных аппарата - один между трубами и другой между второй трубой и кор­мовой надстройкой. Двухвинтовые корабли с си­ловой установкой мощностью 70 000 л. с. с шестью котлами развивали скорость до 38,2 узлов.

ВМС Италии строили корабли водоизмещени­ем 2 460 т, такие как эсминцы типа «Камича Нэра» (1938-1939), и 2 320 т типа «Орионе» (1937). Оба типа были вооружены четырьмя орудиями калибра 4,7 дюйма (120 мм) в двух спаренных установках - одна на носу и одна на корме, на надстройке; одним или двумя ору­диями калибра 4,7 дюйма (120 мм) для сигналь­ных ракет - на крыше кормовой рубки между двумя трехтрубными торпедными аппаратами; десяти-двенадцати зенитных пулеметов калибра 1,4 дюйма (37 мм) и 0,7 дюйма (20 мм). Три котла, выхлоп из которых шел в одну трубу, и две турбинные установки мощностью 50 000 л. с. Максимальная скорость 38 узлов.

Хотя ВМС Японии - океанские, там строи­ли эсминцы второй мировой войны водоизмещением лишь 2 490-2 370 т, принадлежащие типам «Кагэро» (1937-1941) и «Асасио» (1935-1939). Японские эсминцы тоже имели две трубы, хотя котлов было три. Сило­вая установка мощностью 50 000-52 000 л. с. позволяла развивать скорость 35 узлов. Вооруже­ние было достаточно мощным - шесть 5-дюймо­вых (127 мм) орудий в трех спаренных установ­ках (одна на носу, одна на главной палубе и одна на кормовой надстройке), четыре дюймо­вых (25 мм) зенитных пулемета и два четырех- трубных торпедных аппарата на осевой линии. Кроме того, в состав вооружения включались шестнадцать бомбометов.

Соперник Японии, американские ВМС, также строили эсминцы с полным водоизмещением приблизительно 2 300-2 500 т. Тип «Симе» (1934-1941) - «ДО 409»-«00 420») и тип «Бенсон» (1938-1942) «Ой» с номерами 421-444, 453-464, 483-497, 598-628, 632-641, 645-648 имели стандартное водоизмещение 1 570 т и 1 630 т соответственно. Подобно итальянским эсминцам, корабли класса «Симе» имели лишь одну трубу при четырех котлах. Первоначально они были вооружены пятью 5-дюймовыми (12 мм) орудия­ми: два на носу и три на корме. Во время во­йны одно из кормовых орудий сняли, заменив зенитным. Тип «Симе» первоначально имел три четырехтрубных торпедных аппарата - один на осевой линии и два по бортам, но они были слишком тяжелыми, и число их вскоре снизи­лось до двух. Эсминцы класса «Бенсон» имели два пятитрубных торпедных аппарата, позже их число снизилось до одного. Корабли этих типов развивали скорость до 36-37 узлов и имели весьма внушительную дальность плавания - 6000 миль, что было необходимо для действий в Ти­хом океане.

Примером кораблей, построенных в 1939-1940 гг. малыми ВМС, были греческие эсминцы «Василе- ус Георгио I», построенные в Англии на верфи Ярроу и аналогичные английским «Интрепид». Корабли водоизмещением 1 350 т имели полу­бак, надстройки в передней части корпуса и на корме, две трубы. Вооружение составляли четы­ре 5-дюймовых (127 мм) орудия - два на носу и два на корме, четыре зенитных пулемета и два четырехтрубных торпедных аппарата. Мак­симальная скорость 36 узлов.

Теперь перейдем к эсминцам 1944-1950 гг. Это несложно, поскольку, по мере того как стра­ны выходили из войны, Франция не заложила и не построила ни одного эсминца после 10 июня 1940 г.; Италия - после 8 сентября 1943 г., а Германия и Япония - после мая 1945 г.

Между 1944 и 1950 гг. по проектам военного времени английские, американские и русские ВМС построили несколько эсминцев, которые представляли собой финальную стадию развития эсминцев до изобретения ракетного вооружения.

Англия построила одиннадцать кораблей в 1947-1948 гг.: четыре - типа «Бэттлэкс» или «Уэпон», заложенные в 1944 г., и семь - типа «Эджинкорт», или «Баттл», заложенные в 1943 г.

Оба типа имели корпус с полубаком, боль­шой передней надстройкой и кормовой рубкой. У «Бэттлэкса» было две трубы и большая ре­шетчатая мачта для антенны радара, тогда Как у «Эджинкорта» была лишь одна труба, а решет­чатая мачта отсутствовала. Водоизмещение пер­вого достигало 3 000 т, а вооружение состояло из четырех 4-дюймовых (102 мм) орудий в двух башнях, обе впереди. Зенитное вооружение со­ставляли шесть пулеметов калибра 1,5 дюйма (40 мм), четыре из которых на спаренных уста­новках находились на кормовой надстройке, а два одиночных - по обоим бортам на уровне мос­тика. Противолодочное оружие представляли два трехствольных бомбомета «Сквид» - один на носовой палубе, а другой на кормовой надстрой­ке. Силовая установка мощностью 40 000 л. с. позволяла развивать скорость 31 узел.

У типа «Эджинкорт» было пять орудий ка­либра 4,5 дюйма (114 мм) в двух спаренных и одной одинарной установках. Спаренные находи­лись в носовой части корабля (одна на носовой палубе, другая на надстройке), а одинарная - на платформе за трубами. Восемь зенитных пу­леметов калибра 1,5 дюйма (40 мм): три спарен­ных установки стояли на кормовой надстройке, а две одинарные - по бокам от мостика. Завер­шался арсенал двумя пятитрубными торпедными аппаратами и одним бомбометом «Сквид». Сило­вая установка имела мощность 50 000 л. с. Мак­симальная скорость достигала 31 узла.

Во время войны Соединенные Штаты постро­или большое количество эсминцев второй мировой войны различных типов, наиболее представительным из которых стал тип «Гиринг», образованный кораблями, за­конченными в 1945-1946 гг., и класс «Самнер» (1943-1945).

Оба типа водоизмещением около 3 400 т име­ли гладкую палубу вровень с бортами. Эта фор­ма корпуса была принята начиная с типа «Флетчер» (корабли постройки 1942-1945 гг.) и после окончания войны распространилась среди ВМС многих стран. Внешний вид всех трех типов был примерно одинаков: длинная надстройка на па­лубе от мостика до кормы; две довольно высо­кие, узкие трубы; трехногая мачта и широкая мостиковая надстройка. В советских ВМС на­иболее впечатляющим типом эсминцев того пе­риода явился тип «Скорый», построенный в 1950-1953 гг, полным водоизмещением 3 500 т: большая мостиковая надстройка, высокая трех­ногая мачта, две трубы. Вооружение: четыре ору­дия калибра 5,1 дюйма (130 мм) в двух спарен­ных установках, два орудия калибра 3,4 дюйма (85 мм) и семь зенитных пулеметов калибра 1,4 дюйма (37 мм) на спаренных установках на плат­формах по бортам у второй трубы и на крыше кормовой надстройки; кроме того, два пяти-трубных торпедных аппарата и четыре бомбомета. Силовая установка мощностью 60 000 л. с. поз­воляла развивать скорость до 36 узлов.

Эскадренные миноносцы представляют собой быстроходные многоцелевые корабли, которые могут выполнять целый ряд боевых и пограничных задач. Они оснащены орудиями, установленными на борту для борьбы с подводными, надводными и воздушными силами. Эсминцы входят в состав эскорта авианосцев и тяжелых крейсеров, осуществляют огневую поддержку десанта, занимаются патрулированием и разведкой. При необходимости расставляют минные заграждения и выполняют другие операции.

Такое многообразие выполняемых задач делает современный эскадренный миноносец универсальным судном. Оно является одним из самых скоростных среди всех экземпляров, плавающих на дальние расстояния. При этом у эсминцев есть возможность создания дымовой завесы, благодаря которой они могут прятаться от противника. Размеры и набор вооружения у таких кораблей в разных странах достаточно разнообразны. Это могут быть довольно крупные судна с ядерными установками на борту. В то же время некоторые вооруженные силы называют эскадренными миноносцами небольшие маневренные корабли, способные ловко обойти любые преграды.

Так, израильский эсминец «Эйлат», который ранее принадлежал британцам, имел водоизмещение не больше двух тонн. В годы Второй мировой войны основным назначением корабля было арктическое конвоирование в северных морях важных военных объектов из Британии в СССР. Однако даже для тех лет такой размер был слишком мал для подобного класса боевого судна. Не удивительно, что в 1967 году он стал первым в истории кораблем, который сумели потопить противокорабельные ракеты. Египетские катера выпустили в него 4 ракеты, в результате которых «Эйлат» затонул, а вместе с ним погибло 47 членов экипажа.

Свое имя миноносец получил благодаря тому, что в дореволюционной России торпеды (которые являются основным вооружением описываемого корабля) называли «самодвижущимися минами». В англоязычных странах данный класс боевых судов называют Destroyer, что в переводе означает «истребитель».

История создания эскадренных миноносцев

Первой попыткой создания корабля с самодвижущейся миной на борту стала американская подлодка «Черепаха», которая была построена еще в конце 18 века в годы войны за независимость США. Однако предшественника торпеды так и не удалось прикрепить к днищу судна. В середине 19 века русские кораблестроители также пытались установить минное вооружение на паровой катер. Но и он затонул еще на этапе испытаний. После неудачных попыток установить на боевой корабль прототипы будущих торпедных установок основной целью стало обеспечение улучшения живучести судна.

Лишь в 1877 году появились первые действующие корабли с торпедными установками. Ими стали сразу два судна: британский миноносец «Лайтнинг» и российский «Взрыв». На обоих были установлены торпеды Уайтхеда, которые предназначены для потопления любых видов кораблей. Успешные испытания позволили уже спустя два года произвести для Англии еще 11 подобных судов. В этот же период было построено 12 французских миноносцев, а также по 1 для Австро-Венгрии и Дании.

Первым боевым опытом миноносцев стало сражение Российской империи с Турцией: 14 января 1878 года два катера с минами на борту затопили пароход «Интибах», имеющий турецкое происхождение. Новость о быстром затоплении прошла по всей Европе. Стало понятно, что наряду со строительством громоздких броненосцев необходимо выпускать легкие и маневренные миноносцы. Последние были легкой добычей для тяжелых вражеских кораблей днем, однако ночью они могли незаметно подплывать на критически близкие расстояния к неприятелю и выпускать смертоносные торпеды. Так, спустя менее 10 лет после постройки первых миноносцев, большинство европейских военно-морских сил уже имело на вооружении множество подобных судов. Лидерами являлись следующие страны:

  • Англия – 129 кораблей;
  • Россия – 119 кораблей;
  • Франция – 77 миноносцев.

Эсминец – предпосылки создания, назначение корабля

Развитие строительства миноносцев поставило под угрозу существование значительно более дорогих тяжелых крейсеров и линкоров. Необходимо было создавать корабли, которые способны выходить в открытое море вместе с тяжелыми судами. В то же время они должны нести в себе вооружение для уничтожения вражеских мелких и маневренных минных катеров, а также артиллерию, которая не позволит миноноскам подойти на необходимое для атаки расстояние. Перед кораблестроителями поставили задачу – построить истребителей миноносцев.

Первым в числе подобных судов стал таранный миноносец «Полифемус», изготовленный в Британии. Его длина составляла свыше 70 метров. На борту располагалось пять торпедных установок и 6 скорострельных пушек. В качестве еще одного оружия выступал форштевень – удлиненный киль в форме тарана, внутри которого размещалась торпедная установка. Однако данный экземпляр получился достаточно неудачным из-за низкой скорости хода и мелкокалиберной артиллерии. Далее британцы создали целый ряд торпедных крейсеров и лодок, среди которых самыми значимыми считались «Скаут», «Арчер», «Свифт» и другие. Следует отметить, что лидерами в строительстве предшественников эсминцев стали англичане и французы.

Не только Великобритания искала варианты строительства корабля нового класса. Японцы также получили корабль, напоминающий эсминца – торпедную канонерскую лодку «Котака». Справедливости ради следует отметить, что строили судно также британцы. Это был бронированный миноносец – все основные элементы были защищены бронированным 25-мм слоем металла. Киль также имел форму тарана. На борту располагались 4 артиллерийские пушки и 6 торпедных аппаратов. Боевой опыт судно получило в японо-китайской войне конца 19 века. 5 февраля 1895 года торпеды «Котака» потопили китайский крейсер «Лай Юань».

Первые эскадренные миноносцы

Самыми успешными и маневренными миноносцами в конце 19 века считались французские образцы. Известный в те годы британский кораблестроитель Альфред Ярроу отправился во Францию для изучения их новых кораблей. По приезду домой он сконструировал новый тип боевых судов, которым дал название Torpedoboats Destroyers – истребители миноносцев. В 1893 году было спущено на воду шесть новейших судов, которые стали первыми образцами нового класса кораблей – эскадренных миноносцев. Два из них были построены компанией Альфреда Ярроу. Их скорость хода составляла около 26 узлов. Артиллерия включала 67-мм и 57-мм пушки, а также по три 457-мм торпедные установки. Данные образцы эсминцев имели удлиненную форму: при длине почти 50 метров, ширина судна не превышала 6 метров. Испытания, проводимые в море, показали, что носовой торпедный аппарат не годен к работе – самодвижущиеся мины, выпущенные из него на полном ходу, могли быть легко уничтожены самим кораблем, он их таранил в прямом смысле слова.

Вездесущий конкурент Великобритании – Франция, построила свой первый эскадренный миноносец в 1894 году. В первый год 20 века также стали обладателями корабля нового класса. А уже спустя 4 года Америка имела на вооружении 16 подобных судов.

Эсминцы США типа «Бейнбридж»

США запустили программу по разработке эсминцев после анализа военных столкновений между чилийцами в 1894 году и японо-китайской войны того же года. В ходе морских сражений маневренные и экономичные миноноски сумели потопить несколько тяжелых и дорогостоящих крейсеров. Кроме того, война Америки с Испанией в 1898 году дала понять американцам, что Европа уже активно использует эскадренные миноносцы, которые с легкостью справляются с поставленными задачами – предотвращают нападение американских торпедных катеров, при этом ничуть не уступают им в скорости движения. Необходимо было ускорить разработку и строительство собственных эсминцев.

Первые 13 судов типа «Бейнбридж» были построены за четыре года. Их длина равнялась 75 метрам, проектная скорость хода 28 узлов. Вооружение включало 2 75-мм и 6 57-мм пушек, а также два торпедных аппарата Уайтхеда. Последующая эксплуатация показала, что данные корабли не могут плавать на дальние расстояния и не выдерживают обещанной скорости. Однако они были широко распространены на Тихоокеанском флоте и даже участвовали в Первой мировой войне.

Миноносцы Российского императорского флота

Первые российские миноносцы обладали меньшими размерами в сравнении с аналогичными кораблями у европейских соседей. Их скорость движения не превышала 25 узлов. На борту, как правило, размещалось 2 легкие пушки и не более двух поворотных торпедных аппаратов. Кроме того, в носовой части корпуса размещалась еще одна торпедная установка. Класс эскадренных миноносцев появился в русском флоте лишь после окончания войны с Японией.

  • Миноносцы типа «Кит» были спущены на воду в количестве 4 единиц. Один из них был взорван в годы Русско-японской войны, остальные приняли участие в Первой мировой войне и были списаны лишь в 1925 году.
  • Пять миноносцев типа «Форель» были произведены для Российской империи во Франции. Однако ряд несогласованных моментов выявили несоответствия планируемых и фактических показателей. Все судна участвовали в Русско-японской войне, 3 из них затонули во время сражений. Оставшиеся в 1907 году были переклассифицированы в эскадренные миноносцы. Вооружение эсминца включало 75-мм и 47-мм пушки, а также две поворотные 380-мм торпедные установки.
  • Самым многочисленным типом кораблей класса эсминцы в России стал «Сокол». Всего было спущено на воду 27 единиц. Они считались классикой эскадренных миноносцев, однако морские сражения с Японией показали, что вся техника, находящаяся на борту корабля, устарела.
  • 10 эсминцев типа «Буйный» было построено на берегу Ладожского озера. Основой для них стал проект компании Ярроу, которые строили для Японского Императорского флота первые серийные эскадренные миноносцы.

К началу первой мировой войны Россия имела на вооружении уже 75 эсминцев. Однако, на самом деле, большинство из них не имели современного оружия.

эскадренный миноносец тип Сокол

Еще одни миноносцы Русско-японской войны типа «Грозный» стали продолжением серии эсминцев «Буйный». Первый корабль данной серии был введен в эксплуатацию в сентябре 1904 года. Спустя полгода он участвовал в Цусимском сражении. После сокрушительного поражения Российского флота «Грозный» вместе с другим эсминцем отправились во Владивосток. Однако японские миноносцы и истребители обнаружили судна и начали атаку. Второй миноносец – «Бедовый», поднял белый флаг и сдался неприятелю. В это время за «Грозным» началась погоня. Японский миноносец «Кагеро» находился от русского судна на расстоянии менее 4 километров. После продолжительной перестрелки, получив множественные ранения оба корабля разошлись. Так «Грозный» стал одним из трех выживших судов Тихоокеанской эскадры, сумевших попасть во Владивосток. В дороге у него закончилось топливо, в результате чего в печь пошли все деревянные конструкции, вплоть до спасательных шлюпок.

Изменение конструкции эсминцев в начале 20 века

Начало 20 века ознаменовалось строительством кораблей с паровыми турбинами, благодаря которым скорость хода можно было увеличивать. Первым эсминцем с паровой установкой стал британский «Вайпер», его скорость достигала 36 узлов. Во время шторма судно раскололось на две части, однако это не остановило англичан и в скором времени у них на вооружении появились новые паровые эскадренные миноносцы.

С 1905 года снова британцы стали основоположниками нового вида топлива. Теперь корабли ходили не на угле, а на нефти. Водоизмещение эсминцев также было увеличено с 200 до 1000 тонн.

В ходе многочисленных испытаний все страны отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов, оставили только поворотные палубные аппараты. Размер торпеды также был увеличен до 600 мм в диаметре, вес достигал 100 кг.

Стоит отметить, что несмотря на значительное количество построенных эсминцев в конце 19 – начале 20 века, их вооружение все еще находилось на недостаточном уровне. У мировых лидеров ВМС не хватало боевого опыта, у воюющих стран не было времени и средств на разработку новых образцов. Однако впереди мир ожидала Первая мировая война, где каждая страна должна была показать свои умения и самоотверженность.

Первая мировая война

В день объявления Британией войны против Германии английский эскадренный миноносец «Ланс» выпустил первую торпеду, направленную на немецкое судно «Кёнигин Луизе». Именно с этого минного заградителя была выпущена мина, подорвавшая первый английский корабль.

Британские эсминцы Первой мировой войны

Эсминец типа «Ланс» был спущен на воду незадолго до начала войны – в феврале 1914 года. На борту располагались 3 легкие 102-мм пушки, 1 зенитка и два 533-мм торпедных аппарата. Во время патрулирования в Северном море экипаж корабля обнаружил немецкий корабль, расставляющий мины на пути следования британских торговых судов. Тотчас был отдан приказ выстрелить в сторону противника из 102-мм пушки. Надежды на спасение не было – капитан немецкой «Королевы Луизы» приказал потопить судно.

Китайские эсминцы типа 052D

С 2014 года на вооружении Китая находятся новые эсминцы типа 052D. Запланировано 13 кораблей, по состоянию на январь 2018 года в строю находится 6 судов. На борту расположена 130-мм артиллерийская установка H/PJ-38, различные виды ракетного вооружения, торпедные аппараты, 1 вертолет. Информации о наличии противокорабельного вооружения в открытых источниках нет.

Следует отметить, что наибольшее число новых эсминцев расположено в Азии. Индия и Япония также обладают новыми судами данного класса. Такое поведение ВМС азиатских держав не случайно. Одно из самых непредсказуемых государств расположено именно там. Какими будут действия КНДР и как на это отреагирует США и страны НАТО остается только догадываться.

Эскадренные миноносцы проекта 956 – это советские эсминцы третьего поколения, постройка которых продолжалась с 1976 по 1992 год. Корабли этого проекта стали последними эсминцами, построенными в СССР. Шифр проекта 956 – «Сарыч», в НАТО их называли Sovremenny class destroyer – по названию первого корабля этой серии, эскадренного миноносца «Современный».

Постройка кораблей проекта 956 проводилась на заводе № 190 им. Жданова в Ленинграде, заказчиком последних кораблей серии уже был ВМФ РФ . Сегодня в составе российского флота находится шесть эсминцев «Сарыч»: три в строю, два в резерве и еще один корабль проходит плановый ремонт.

После распада СССР закладка новых кораблей проекта 956 «Сарыч» была прекращена из-за недостаточного финансирования, два корабля были достроены для ВМС Китайской Народной Республики по экспортному проекту 956-Э (1997-2000 гг.), в нулевые годы для китайцев были изготовлены еще два «Сарыча» по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Изначально планировалось, что эскадренные миноносцы проекта 956 станут самыми массовыми не только в своем классе, но и во всем советском флоте. Всего их планировали построить около пятидесяти. Всего же на вооружение ВМФ СССР (а затем и России) поступило 17 эсминцев проекта «Сарыч».

История создания

Эскадренный миноносец (эсминец) – это класс многоцелевых быстроходных маневренных кораблей, способных решать большое количество боевых задач: бороться с подводными лодками, уничтожать летательные аппараты противника (в том числе и ракеты), работать по надводным кораблям неприятеля, прикрывать соединения кораблей и сопровождать конвои. Также эсминцы можно использовать при проведении десантных операций, несения дозорной и разведывательной службы, постановки минных заграждений.

Первые эскадренные миноносцы появились еще в конце XIX столетия. В то время их основной задачей было уничтожение миноносцев противника с помощью мощного артиллерийского вооружения. Приставка «эскадренный» обозначала то, что эти корабли могут действовать в составе корабельного соединения в морской или океанской зоне.

Эсминцы активно использовались во время Первой и Второй мировой войны. Широкий спектр задач, которые могли решать эти корабли, существенно повысило их значимость в составе флота. Водоизмещение современных эсминцев примерно равняется крейсерам периода Второй мировой войны, но значительно мощнее их. Еще более выросла роль эскадренных миноносцев после появления ракетного оружия.

В начале 60-х годов в СССР начинается активное развитие надводного флота. В 50-е годы большое количество крупных надводных кораблей было утилизировано, основной упор делался на подводный флот и ракеты. Это была явная ошибка.

В 60-е годы ВМФ СССР становится океанским, перед ним был поставлен целый ряд новых задач: охранение районов патрулирования советских ракетных подлодок, слежение за стратегическими подлодками противника, обнаружение и разведка авианосных групп неприятеля, контроль морских коммуникаций, проведение внешнеполитических акций.

Для выполнения подобных задач лучше всего бы подошли авианесущие корабли, но их постройка обходилась очень дорого. Советской альтернативой авианосцам стали большие противолодочные корабли (БПК), однако их следовало прикрывать кораблями эскорта, которых остро не хватало. Кроме того, эсминцы, которые находились в тот момент на вооружении ВМФ СССР, уже считались морально устаревшими. Корабли проектов 3-бис, 56, 68-К и 68-бис не имели ракетного вооружения и не могли на равных противостоять своим зарубежным аналогам. Особенно наглядно все вышесказанное показали большие океанские маневры «Океан», проведенные в 1970 году.

Советскому флоту нужен был современный эскадренный миноносец, обладающий мощным артиллерийским и ракетным вооружением и способный действовать как в составе корабельных группировок, так и самостоятельно.

Создание подобного корабля было предусмотрено в судостроительной программе на 1971-1980 гг., которая была принята в 1969 году. Военные хотели, чтобы новый эсминец мог принимать участие в десантных операциях, уничтожать малоразмерные цели на берегу, подавлять противодесантную оборону противника, обеспечивать противовоздушную оборону в зоне высадки. Будущий эсминец назывался «кораблем огневой поддержки десанта». Его прототипом был выбран эсминец проекта 56, поэтому новому проекту присвоили номер 956.

Работы над созданием нового эсминца стартовали в 1971 году и продвигались довольно медленно.

Дело в том, что заказчики несколько раз меняли целевое назначение корабля прямо в процессе проектирования. Сильное влияние на советских военных оказала программа создания американских эсминцев Spruance – первых по-настоящему многоцелевых кораблей ВМФ США . Именно появление подобной программы у американцев способствовало превращению «корабля огневой поддержки десанта» в многоцелевой эсминец.

Кроме того, эсминцы проекта 956 планировалось использовать совместно с БПК проекта 1155 . Советские стратеги считали, что вместе они будут обладать большей эффективностью, чем пара американских эсминцев Spruance.

Аванпроект нового корабля разрабатывался ленинградским ЦКБ-53 (Северное ПКБ). По ходу выполнения работ конструкторам ставились все новые и новые задачи, постоянно менялись варианты вооружения корабля и тип его силовой установки. Разработчиков ограничивали возможности судостроительного завода им. Жданова, где планировали строить новые эсминцы: его длина не должна была превышать 146 метров, а ширина – 17 метров.

Всего было изготовлено тринадцать вариантов предэскизных проектов, все они тщательно изучались с точки зрения боевой эффективности и стоимости.

В итоге для будущего эсминца были выдвинуты следующие требования:

  • паротурбинная энергетическая установка (ЭУ);
  • наличие в составе вооружения ПКР «Москит»;
  • ЗРК «Ураган»;
  • размещение на палубе корабля вертолетной площадки для Ка-252 ;
  • наличие артустановок АК-130.

Эскизный проект был утвержден адмиралом Горшковым в конце 1972 года. Однако и после этого в проект продолжали вноситься изменения. Паротурбинная ЭУ была заменена на котлотурбинную, что признается многими экспертами довольно неудачным решением.

В качестве основного гидроакустического комплекса будущего эсминца был выбран ГАК «Платина». Установить на «Сарычи» более совершенный комплекс «Полином» не представлялось возможным из-за значительных массо-габаритных характеристик последнего.

По этой причине корабли проекта 956 так и не смогли приблизиться к возможностям ПЛО американского эсминца Spruance, но зато советский корабль значительно превосходил своего оппонента по мощи артиллерийского вооружения.

Результатом всех доработок и изменений стало увеличение водоизмещения корабля на тысячу тонн. Разработка проекта эсминца 956 обошлась советскому бюджету в 165,6 тыс. рублей.

1 ноября 1973 года началось проектирование нового корабля, в следующем году с судостроительным заводом им. Жданова был заключен официальный договор на постройку кораблей. Стоимость рабочего проектирования составляла 2,22 млн рублей.

В июне 1975 года началось строительство первого корабля проекта 956 - эсминца «Современный». Завершен проект «Сарыч» был в 1993 году, когда последний корабль из этой серии был принят представителями ВМФ РФ.

Изначально в 1976 году планировалось построить от 32 до 50 эсминцев «Сарыч», то есть, проект 956 должен был стать одним из самых массовых в истории советского флота. В 1988 году количество кораблей было уменьшено до двадцати единиц. Однако всего советскому и российскому флоту было передано 17 эсминцев данного проекта. В среднем каждый эсминец проекта 956 строился четыре года.

Была попытка наладить производство на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. Там даже начали строить новый эллинг и получили документацию из Северного ПКБ, но в 1986 году от этой идеи отказались, а два уже заложенных корпуса эсминца были законсервированы.

До момента распада Советского Союза военно-морскому флоту были переданы 14 эсминцев проекта 956, еще три корабля достраивались уже для российского ВМФ («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный»).

Постройка кораблей проекта 956 «Сарыч» проводилась с использованием секционного метода сборки корпуса. Стоимость одного эсминца (на момент постройки головного и двух последующий кораблей) составляла более 90 млн рублей. Цена постройки последующих кораблей снизилась до 71 млн рублей.

Проект эсминца 956 создавался исключительно для нужд советского ВМФ. Это был новейший корабль, и никто не собирался продавать его за рубеж. Однако после распада СССР ситуация изменилась: недостаточное финансирование вынудило искать заказчиков на стороне. К тому же к началу 90-х годов вооружения «Сарычей» несколько устарело.

В середине 90-х годов была создана экспортная модификация эсминца – 956Э. В 1999 году в состав ВМС КНР вошел первый «Сарыч». Он вооружен противокорабельными ракетами с несколько большей дальностью поражения (до 200 км), вместо четырех АК-630 на нем установлены два ракетно-артиллерийских комплекса «Каштан», нет кормовой артиллерийской установки, зато оборудован полноценный вертолетный ангар. Несколько увеличено водоизмещение корабля. До 2006 года для Китая были построены четыре эскадренных миноносца проекта 956Э и 956ЭМ.

Описание конструкции

Отечественные и зарубежные исследователи истории флота отмечают, что практически все боевые корабли, созданные в «Северном ПКБ», имеют характерный «эффектный» внешний вид. Проект 956 не является исключением. В описаниях облика эсминцев этого проекта часто используют определения «агрессивный», «зловещий», «выразительный». И это вряд ли можно считать случайностью.

Военный корабли – это не только инструмент ведения боевых действий на море, они также являются серьезным геополитическим инструментом, символом мощи страны, флаг которой они представляют. Военный флот – это средство политического убеждения и влияния, демонстрация достижений научно-технического развития страны и могущества ее экономики.

Естественно, что «выразительность» внешнего облика корабля не должны уменьшать его боевую эффективность. Однако у кораблей проекта 956 с этим все нормально: большинство экспертов считают, что эсминцы этой серии – это пример прекрасного сочетания высоких функциональных качеств и эстетического совершенства.

Эсминцы «Сарыч» имеют длинопалубную конструкцию с седловатостью носовой части. Форма корпуса надежно обеспечивает незаливаемость палубы и оптимальные углы обстрела артиллерийского вооружения корабля. Обводы корпуса обеспечивают незаливаемость при волнении до 6-7 баллов. Коэффициент удлинения палубы составляет 8,7. Корпус корабля выполнен с учетом требований уменьшения радиолокационной заметности судна, хотя, следует отметить, что эсминцы «Сарыч» не относятся к «стелс-кораблям».

В носовой части корпуса, в подкильной бульбе, находится антенна ГАК «Платина».

Площадь боковой парусности эсминца — 1700 м2. Палубы размещаются параллельно ватерлинии, что упростило установку оборудования во время постройки и сделало эсминцы проекта 956 более технологичными.

Пятнадцать основных переборок делят корпус судна на шестнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабли проекта 956 имеют шесть палуб: вторая, третья и верхняя палубы, палуба полубака, две платформы, одна из которых плавно переходит в настил второго дна. Главные конструкции корпуса, подкрепления и фундаменты выполнены из низколегированной стали. От кормы до машинного отделения расположены две продольные переборки, они обеспечивают дополнительную жёсткость кормовой части корабля. Шпангоуты эсминца имеют значительный развал, что увеличивает остойчивость корабля.

Эсминцы проекта 956 обладают высокими мореходными качествами (мореходность неограниченная). Моряки могут использовать бортовые комплексы вооружения при волнении моря до пяти баллов. Суда оснащены успокоителями качки. При волнении моря в шесть баллов эсминцы способны развивать ход до 24 узлов.

Надстройки кораблей проекта 956 выполнены из алюминиево-магниевого сплава, они соединяются с корпусом и палубами с помощью заклепок.

Надстройку корабля можно условно разделить на две больших блока: носовой и кормовой. Носовая часть заканчивается фок-мачтой, а кормовая состоит из блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором расположена грот-мачта.

Стандартное водоизмещение эсминца составляет 6500 т, пол¬ное водоизмещение — 7940 т, с перегрузом — 8480 т.

Силовая установка эсминцев проекта 956 состоит из двух котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 (общая мощность 100 тыс. л. с.), расположенных в двух машинных отделениях – носовом и кормовом. Следует отметить, что «Сарычи» - это единственные в мире боевые корабли третьего поколения с котлотурбинной ЭУ.

Турбозубчатый агрегат имеет систему управления, которая способна регулировать частоту вращения в разных режимах работы установки. В каждом из машинных отделений находятся два котла и паровая турбина. На все эсминцы, начиная с седьмого («Стойкий»), были установлены более надежные котлы КВГ-3. Несмотря на это, котлы называют самым слабым местом кораблей этой серии. Они очень требовательны к подаваемой воде, довольно часто выходят из строя.

Система водоподготовки, установленная на корабли проекта, не обеспечивает должным образом качество воды, что приводило к быстрому изнашиванию котлов. В отличие от атомных подводных ракетоносцев, она является открытой, то есть сообщается с атмосферным воздухом.

Опыт использования высоконапорных котлов показал, что отечественный флот (как советский, так и российский) пока еще не готов переходу на такие энергетические установки.

Кроме основных, в силовую установку корабля входит и дополнительный аварийный котел, который может дать 14 тыс. кг пара. У эсминца два вала и два малошуных винта. Максимальная скорость кораблей этого проекта – 33,4 узла. Запас топлива составляет 1,7 тыс. тонн, что обеспечивает дальность плаванья в 3900 морских миль.

Рулевой агрегат состоит из гидравлической машины и полусбалансированного руля.

Эсминцы проекта 956 оснащены двумя парогенератора (общая мощность 2500 кВт) и двумя дизель-генераторами (по 600кВт), которые обеспечивают корабли электроэнергией.

В обычных условиях численность экипажа составляет 296 человек, включая 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время корабельная команда увеличивается до 358 человек. На эсминцах «Сарыч» созданы комфортные условия для обитания команды: для офицеров оборудованы одно- и двухместные каюты, а для мичманов – двух- и четырехместные. Матросы размещаются в шестнадцати кубриках по 10-25 человек в каждом. На одного человека приходится более трех квадратных метров жилой площади.

На борту есть отдельная кают-компания для питания офицеров, еще одна предназначена для питания мичманов и несколько столовых, где пищу принимают матросы. На борту есть несколько душевых и сауна. К услугам экипажа библиотека, кинозал, кабельное телевидение, есть даже сборной бассейн.

Все жилые и рабочие помещения эсминца оборудованы системой кондиционирования, она обеспечивает комфортные условия для работы экипажа в температурном диапазоне от −25°C до +34 °C. Следует отметить, что эсминцы проекта 956 выгодно отличаются от других кораблей советской и российской постройки в плане условий для обитания экипажа.

Автономность эсминцев «Сарыч» по запасам провизии составляет 30 суток.

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение эсминцев «Сарыч» состоит из ЗРК М-22 «Ураган», который является морской модификацией комплекса «Бук ». На кораблях позднейшей постройки установлены ЗРК «Ураган-Торнадо». Две пусковые установки зенитных ракет находятся на носу (надстройка полубака) и на корме (за взлетно-посадочной площадкой) корабля. Масса каждого ЗРК составляет 96 тонн, общий боекомплект – 48 управляемых ракет, которые находятся в погребах на специальных барабанах.

Характеристики ЗРК «Ураган» позволяют одновременно вести огонь по 4-6 целям на высотах от 10 до 1 тыс. метров и на удалении до 25 км. Возможности ЗРК «Ураган-Торнадо» еще более впечатляющи: максимальная дальность поражения — 70 км. Темп стрельбы – один запуск ракеты в 6-12 секунд. Вероятность поражения самолета залпом из двух ракет составляет от 0,81-0,96, крылатой ракеты — 0,43-0,86.

Эсминцы проекта «Сарыч» имеют мощное артиллерийское вооружение, состоящее из двух спаренных артиллерийских установок АК-130 (калибр 130 мм) и скорострельной зенитной артиллерии, которая является последним рубежом ПВО кораблей. Также в состав артиллерийского вооружения эсминцев входит многоканальная система управления огнем МР-184, состоящая из РЛС, лазерного дальномера, телевизора и баллистического вычислителя.

Каждая артустановка имеет механизированную подачу боеприпасов, что позволяет ей вести огонь с темпом от 30 до 90 выстрелов в минуту на дальность свыше 24 км. Боезапас на каждый ствол составляет 500 снарядов, из которых 180 всегда готовы к использованию.

Автоматизация процессов загрузки и подачи боеприпасов позволяет вести огонь до полного исчерпания боекомплекта.

Вес одной артустановки составляет 98 тонн.

Скорострельная зенитная артиллерия эсминцев проекта 956 состоит из двух батарей автоматических комплексов АК-630М. Батареи располагаются с каждого борта корабля и предназначены для уничтожения крылатых ракет на малых высотах. В состав каждой из батарей входит по две шестиствольные артустановки с вращающимся блоком стволов и СУ «Вымпел». Дальность стрельбы АК-630М – 4 км, темп стрельбы 4 тыс. выстрелов в минуту.

Главное противокорабельное оружие эсминца «Сарыч» - противокорабельные ракеты «Москит». На «Беспокойном» и всех последующих кораблях проекта установлен модернизированный комплекс «Москит-М». Эсминцы проекта 956 имеют по две неподвижные пусковые установки, в каждой из которых размещено по четыре ПКР «Москит».

Дальность поражения цели у «Москита» составляет 140 км, а у «Москита-М» - 170 км. Ракеты имеют боевую массу весом в 300 кг и развивают в полете скорость до M=2,5-3. Корабль может выпустить все восемь ракет всего за 30 секунд.

На верхней палубе эсминцев установлены два двухтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. Минное вооружение представлено двумя реактивными минометами РБУ-1000, которые могут вести огонь на дистанции в 1 тыс. метров. Бомбометы расположены в кормовой части корабля. Их основная задача – уничтожение подводных лодок противника на малых глубинах в непосредственной близости от корабля. Боевая часть каждой из реактивных бомб – 98 кг. Эсминцы проекта 956 могут устанавливать мины заграждения (на борт принимается до 22 мин).

У эсминцев проекта 956 нет постоянно вертолетного ангара, но предусмотрен временный, сдвижной. В нем может базироваться вертолет Ка-27 . Вертолетная площадка расположена практически по центру корабля, поэтому на нее оказывает меньшее влияние килевая качка.

Вертолет можно использовать для противолодочной борьбы, также он может проводить разведку и давать целеуказание для противокорабельных ракет.

На эскадренных миноносцах «Сарыч» установлены несколько типов радиолокационных станций: «Фрегат», «Фрегат-М» и «Фрегат-МА». Для загоризонтного обнаружения объектов противника и целеуказания используется система «Мост», она может осуществлять поиск на дистанциях до 200 км. Целеуказание для противокорабельного ракетного комплекса выдает система «Минерал», она имеет и активный, и пассивный радиолокационный канал. Корабль может принимать целеуказание от самолетов или вертолетов.

На эсминцах проекта 9566 отсутствует бортовая информационно-управляющая система, ее функции выполняет планшет обстановки «Сапфир-У».

Корабли проекта 956 оснащены комплексом средств радиоэлектронной борьбы, в который входят средства радиотехнической разведки и система постановки помех, а также средства пассивного и активного противодействия.

Эсминцы проекта 956 имеют продуманную систему обеспечения живучести. Вокруг потенциально опасных помещений корабля (погреба, машинное отделение) созданы противопожарные отделения за счет усиления корпуса стальными конструкциями.

Есть противопожарная магистраль с несколькими насосами, системы объемного пожаротушения, пенотушения, водяного орошения сходов и переборок. Также на корабле имеют системы быстрого орошения и затопления погребов.

Для устранения водной угрозы на кораблях проекта имеются: системы осушения, водоотлива и балансировки цистерн. Есть система внешнего обмыва в случае заражения внешних поверхностей.

Броневой защитой (противоосколочной) обеспечены только артиллерийские установки и ПУ ПКР «Москит».

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу»
«Важный»
27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу»
«Вдумчивый»
16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» - Постройка прекращена
«Тайчжоу»

«Внушительный»

27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо»

«Вечный»

23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая

Характеристики

Водоизмещение, т:
Стандартное 6500
Полное 7940
Размеры, м:
Длина 156,5
Ширина 17,19
Осадка 5,96
Макс. скорость, уз. 33,4
Дальность плавания, миль:
на скорости 32,7 узла 1345
на скорости 18 узлов 3920
Автономность, суток 30
Экипаж, чел.
мирного времени 296
военного времени 358
Главная энергетическая установка 2хГТЗА-674
Суммарная мощность, л. с. 100000 (2х50000)
Вооружение
Ударное ракетное ПКР «Москит»
Зенитное ракетное М-22 «Ураган»
Артиллерийское вооружение АК-130
Артиллерийское зенитное вооружение АК-630М
Противолодочное 2хДТА-53, 2хРБУ-1000

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк », что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» - это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них