Что такое морфемика и морфема. Обсуждаем проблему толкования

М орфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Без знания состава слов невозможно научиться определять способы словообразования и решать проблемы орфографии.

Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом морфемы. Основной частью слова является корень. Перед корнем может быть одна или несколько приставок , а после корня – один или несколько суффиксов . В конце изменяемых слов есть окончание (иногда оно нулевое). Неизменяемые слова не имеют окончаний. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова. Теперь поговорим подробнее обо всех морфемах.

Основа слова и окончание.

Чтобы выделить окончание , надо слово изменять, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Например: зелёный лес , зелёного леса (окончания м.р., ед.ч., им. и род. падежей); живу , живём (окончания 1л. ед. и мн.ч. , наст. вр.).

Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. В словосочетании зелёный лес окончание -ый у прилагательного зелёный указывает на его связь с существительным лес.

Окончанием слова называется его изменяемая часть , которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание может быть нулевым . Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но при изменении слова нулевое окончание появляется. Нулевые окончания обнаруживаются:

1)у существительных в форме им. п. м.р. ед.ч.: дом - дома

2)у существительных в форме р. п. мн. ч.: гор - горы

3)у кратких прилагательных в форме мужского рода: красив - красива

4)у глаголов в форме м.р. пр. вр.: пел - пела

5)у притяжательных прилагательных с суффиксом – ий: лисий - лисья

Часть слова без окончания называется основой . Основа слова содержит его главное лексическое значение .

Обратите внимание на состав таких слов, как нация , армия , в которых буква я обозначает два звука [йа]. Звук [й] входит в основу , [а] – окончание .

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

Морфемика: Морфема. Виды морфем. Основа и окончание.

Морфемикой называется совокупность морфем данного языка и раздел языкознания, в котором изучаются морфемы.

Внутри морфемики выделяют следующие разделы: 1) классификация морфем по месту в слове; 2) классификация морфем по типам значений; 3) учение о морфемах и их речевых представителях.

1) Классификация морфем по месту в слове.

Морфемы делятся на корневые и служебные . Последние называются родовым термином аффикс . К аффиксам относятся префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия, амбификс, трансфикс и др.

Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами. Служебные морфемы намного менее информативны, чем корень: ср. -изн- (белизна ) или -ить (белить ). Если мы знаем корень, то это гораздо больше, чем если нам известны все аффиксы.

Префикс (лат. prae ‘перед’, fixus ‘прикрепленный’) – часть слова перед корнем, которая имеет словообразовательное (делать – переделать ) или формообразующее значение (видовая пара делать сделать ). В русском языке, как и в североамериканском языке хайда – 70 префиксов.

Суффикс (лат. sub ‘под’) – часть слова, следующая сразу после корня и имеющая словообразовательное (чай – чайник ) или формообразующее значение (учить – учил ) значение.

Флексия (лат. fleхio ‘сгибание’) – изменяемая часть слова, как правило, выражающая словоизменительное значение и связывающая слова в синтаксическую конструкцию. Менее частотна словообразовательная функция флексии: математик – математика , раб – раба (женщина, подчиненная какой-либо страсти – раба любви ), синий – синь , выходить – выход . Окончание не теряет словоизменительного значения, если служит средством словообразования. В любом случае часть слова без окончания называется словоизменительной основой .



Внутренняя флексия – чередование гласных корня, выражающее словоизменительное, словообразовательное или грамматическое значение: англ. goose ‘гусь’ – geese ‘гуси’. Иногда такая морфема описывается как трансфикс (см. ниже). Понятие внутренней флексии возникло при описании немецких диалектов, где чередование гласных имеет широкое распространение. Например, германский корень со значением ‘ломать’ содержит все восемь возможных для немецкого языка огласовок: Bruch ‘перелом’, gebrochen ‘сломан’, brach ‘сломал’, bräche – ‘сломал бы ’, brechen ‘ломать’, brich ‘ломай’, brüchig ‘ломкий’, abbröckeln ‘отломить’. В русской лингвистике чаще употребляется термин чередование : соберу – собирать – собрать . Строго говоря, корень здесь -бр- , а не -бир- / -бер- , как принято говорить в школе.

Постфикс – часть слова после окончания: ся- , кто-нибудь , гдекорень к- , окончание -то (к-ого-нибудь , к-ому-нибудь ) и постфикс -нибудь .

Амбификс – морфема, которая без изменения значения может присоединяться к корню с любой стороны: англ. come-out и outcome ‘исход’.

Инфикс – морфема, вставляемая внутрь корня: тагальск. sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писать, написать’ – s-in-ulat ‘был написан’; лит. jutau ‘ощущал’ – juntu ‘ощущаю’; лат. vici ‘победил’ – vinco ‘побеждаю’.

Конфикс (лат. con – приставка со значением совместности), или циркумфикс (лат. circulus ‘круг’) – двух- или трехкомпонентная («разорванная») морфема, представляющая собой комбинацию префикса и суффикса (постфикса). Первая ее часть находится перед корнем, а вторая после него: нем. machen – gemacht , голл. maken – gemaakt (от переходного глагола – страдательное причастие: делать – сделанный ), wonen – gewond (от непереходного глагола – действительное причастие: жить – проживший ); венг. legnagyobb ‘самый большой’ – превосходная степень образуется циркумфиксом leg- -bb (корень слова nagy ‘большой’). Некоторые лингвисты не употребляют термин конфикс , описывая образование подобных форм как присоединение двух морфем. В русистике, например, данный способ словообразования называется префиксально-суффиксальным: за-речь-j-е , под-зем-ный .

Трансфикс (лат. trans ‘сквозь, через’) – разорванный инфикс, или внутрикорневой конфикс. Трансфикс, представляя собой гласные звуки, проходит через корневую морфему. При этом он разрывает корень, а корень – его. Встречается несколько вариантов трансфиксации. Гласные окружают центральный корневой согласный: араб. katib ‘пишущий, писец’, kitab ‘письмо, книга’. Другой вариант – гласные окружают два первых согласных: араб. qtl ‘убивать’ – uqtul ‘убей’, iqtal ‘заставляющий убивать’; ср. qatala ‘oн убил’, qutila ‘он был убит’, qutilu ‘они были убиты’, uqtul ‘убей’, qatil ‘убивающий’, iqtal ‘заставляющий убивать’.

2) Классификация морфем по типам значений.

Морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные. Словоизменительные морфемы иногда называют лексическими , что создает двусмысленность. Можно подумать, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно. Лексическое значение выражается всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только корнем.

3) Учение о морфемах и их речевых представителях – морфах. Морфема – абстрактный языковой инвариант. Он реализуется конкретными (материальными) речевыми вариантами – морфами . Морфема -друг - может быть представлена следующими морфами: [друг] (друга ), [друк] (друг ), [друш] (подружка ), [друз, ] (друзья ), [друж](дружить ).

С одной стороны, морфемы могут быть омоничными: пропол-к-а – опредмеченное действие; студент-к-а – показатель женского рода. С другой стороны, между морфами одной морфемы может отсутствовать всякое фонетическое сходство: сказ-к -а >сказ-оч -к-а.

Морфемика (от греч. morph - ‘форма`) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.

Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл . Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.

Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.

Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.

Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.

Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.

Виды морфем

Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.

В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть . Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.

Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню. С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.

У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.

Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.


Приставки, суффиксы и окончания

В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.

До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.

Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.

В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.

Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.


Морфемика. Определение морфемы. Типы морфем.

I. Словообразование – относительно новый самостоятельный раздел науки о языке.

Сведения по словообразованию появляются давно, но до XIX века оно не имело собственного объекта и сливалось либо с морфологией, либо с этимологией.

Как особый раздел языкознания стал складываться в 40–50-е годы ХХ века.

В 60–80-е годы наука о СО, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Термин «словообразование» в лингвистике используется в двух значениях: с одной стороны – это сам процесс образования новых слов и форм слов, с другой – раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке, а также законы, по которым одни слова мотивируются другими, способы образования слов и словообразовательные типы, которые активно участвуют в образовании новых слов.

Подобно лексикологии и фонетике объектом словообразования является слово. Вспомним, что в лексикологии слово рассматривается прежде всего со стороны его предметного содержания, а в фонетике – со стороны его звучания.

Словообразование же изучает слова, между которыми существует двойная связь – общность предметного содержания и фонетического оформления. Причём СО интересуют такие части слов, которые, являясь формально близкими, обладают одновременно и содержательной общностью.

Таким образом, основная единица СО меньше, чем слово, она представляет собой лишь часть слова, однако крупнее, чем звук. В отличие от звука основная единица СО обладает значением и не может быть разделена на более мелкие значимые единицы. Слово же, в отличие от составляющих его значимых единиц, обычно морфологически охарактеризовано и способно к самостоятельному употреблению.

Следовательно, СО тесно связано и с лексикологией, и с фонетикой, и с морфологией.

Выделяя в различных словах повторяющиеся (по форме и значению) части, СО отвечает на вопрос о том, как устроены слова в русском языке, из каких более мелких значимых частей они состоят.

Однако СО позволяет не только выделять более мелкие части из целого, оно устанавливает и те правила, по которым одно слово образовано от другого. А установив такие правила, позволяет не только определить, как устроены слова, но и показывает, каким образом можно образовать новые слова.

Следовательно, СО как особый раздел науки о языке включает две основные части – морфемику (учение о значимых частях слова – морфемах (гр. мorphe – форма), т. е. учение о строении, структуре слова) и собственно СО, изучающее словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

II. Изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики – учения о морфемах (минимальных, далее неделимых, значимых частях слова: корня, приставки, суффикса, окончания).

Все слова русского языка состоят из морфем: одни слова (метро, кафе, сегодня) состоят из одной корневой морфемы; другие из двух, трёх, четырёх морфем (рук-а, письм-о, красив-ее – из двух, на-пис-а-ть, про-беж-к-а – из четырёх) и т. д.

Каждая минимальная значимая часть слова имеет определённое значение. Например, слово перечитывать содержит четыре морфемы: корень -чит- несёт основное лексическое значение – обозначает определённое действие; приставка пере- обозначает повторность действия «ещё раз» (ср.: пере-писывать, пере-делать и т. п.); суффикс –ыва- имеет значение несов. вида (ср.: передел-ыва-ть, разбрас-ыва-ть и т. п.); -ть – показатель формы инфинитива.

Морфема реализует своё значение лишь в составе конкретного слова; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но даже её принадлежность к корням или аффиксам (ср.: истец, лучистый, таксист; иной, тополиный, льдина и т. п.).

Подобно другим единицам языка, морфема – это обобщённая единица, которая в конкретных словах представлена своими разновидностями – морфами. Морф так же соотносится с морфемой, как звук – с фонемой, словоформа – со словом. Например, в словах носить и ношу представлены два морфа одной и той же корневой морфемы нос-; в словах бросок, броска, бросочек – три морфа одной и той суффиксальной морфемы -ок.

При классификации морфем учитываются такие признаки, как позиция морфемы в слове, функция и значение морфемы, особенности её сочетаемости с другими видами морфем, характер формального выражения.

III. По позиции в слове противопоставляются два основных типа морфем: корневые, или знаменательные, и аффиксальные (от лат. аffixus – прикрепленный), или служебные. К корневым морфемам относятся корни слов, к аффиксальным – приставки, суффиксы и окончания. Аффиксы группируются в слове вокруг корня, образуя периферийные элементы слова.

Следовательно, аффикс – общий термин для всех морфем, присоединяемых к корню.

На следующем уровне классификации различаются конкретные типы корней и аффиксов.

Семантическим (смысловым) и структурным ядром слова является корень.

Корень – центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова; нет ни одного слова без корня.

В корне заключено основное значение слова, а аффиксы (суффиксы и приставки) лишь конкретизируют его значение. Так, в однокоренных (родственных) словах вода, водичка, водный, подводный, подводник, водяной, водянистый основное значение заключено в корне -вод-, а суффиксы -ичк-, -н-, -ник-, -ян-, -ист- и приставка под- лишь конкретизируют значение корня: суффикс –ичк- вносит в слово уменьшительно-ласкательное значение; -н- в словах водный, подводный указывает на отношение к месту (на воде или под водой); суффикс -ник вместе с приставкой под- в слове подводник обозначает профессию и т. п.

Но не всегда найти корень в слове бывает легко, так как он может видоизменяться. Связано это с тем, что в корнях происходят различные чередования. (Основные чередования гласных и согласных в корнях слов нужно знать и учитывать их при нахождении корня.) Например: Слова водить, вожу, вождение, водитель однокоренные, но корень в них имеет различный вид –вод-, -вож-, вожд-; в однокоренных словах растение, росли, поросль, выращенный корни раст-, рос-, росл-, ращ-; в словах жгу, жжёный, жёг корни жг-, жж-, жёг.



В современном русском языке выделяются свободные и связанные корни.

Свободные корни могут употребляться в сочетании со словообразовательными аффиксами (удочери-ть, перепева-ть, синеват-ый) и без них (дочь-, пе-ть, син-ий).

Связанные корниупотребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (прибавить, убавить; палец, беспалый; улица, переулок и т. п.).

В зависимости от того, какую функцию в слове выполняют служебные морфемы, различают:

1. Словообразующие аффиксы, образующие новые слова: город – город+ск(ой), при+город.

Эти аффиксы имеют определённое словообразовательное значение. Так, суффикс -ск- в прилагательном городской обозначает «относящийся к тому или свойственному тому, что названо производящим словом». Приставка при- в существительном пригород означает «близость к городу».

2. Формообразующие аффиксы, образующие различные грамматические формы одного и того же слова. Так, формы настоящего времени глагола образуются при помощи личных окончаний: бежать – бег-у, беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите, бег-ут.

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: а) аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью звуков или одним звуком (высок-ий, сестр-а, читал-а); б) нулевые аффиксы, материально не выраженные, т. е. те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков, звукосочетаний (высок-, сестёр-, читал-, пят-Ø-ый, прыгØ, нёсØ и т. п.). Нулевыми могут быть окончания и суффиксы.

Нулевой суффикс или окончание выделяется в словах, где есть такой компонент значения, который не имеет формального выражения, но в других словах с таким же компонентом значения он может выражаться с помощью суффикса или окончания.

В соответствии с особенностями сочетаемости различаются аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные.

Регулярность аффиксов связана с их повторяемостью, воспроизводимостью в ряде слов или словоформ; таковы, например, аффиксы -ость (скорость, ёмкость), -к- (пианистка, акробатка), -тель (писатель, учитель), при- (прилечь, прибавить), -в (написав, увидев) и др.

Нерегулярные аффиксы встречаются только в отдельных словах; такие аффиксы часто называют унификсами (му- в мусор: ср. сор; -адj- в попадья: ср. поп; су- в сумрак: ср. мрак; унок- в рисунок и др.).

Продуктивными называются те аффиксы, которые образуют новые слова и грамматические формы: диетик, лазерный, агитировать и т. п.

Непродуктивные аффиксы в современном русском языке не образуют новых слов. Так, при помощи суффикса -ей- в настоящее время не создаются новые существительные с обозначением лица типа грамотей, богатей. Непродуктивными являются некоторые окончания (дв+ух, тр+ёх, да+м, да+шь и т. п.), единичные приставки, суффиксы, выделяемые только в одном слове (ра+дуга, рис+унок, люб+овь, черни+л(а), бели+л(а) и т. п.).

Понятие продуктивности/непродуктивности и регулярности /нерегулярности не совпадают. Но, как правило, все нерегулярные словообразовательные аффиксы являются непродуктивными. Регулярные аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными. Так, регулярный суффикс -изн(а), выделяющийся в ряде слов (белизна, новизна и т. п.) в современном русском языке является непродуктивным, так как он не используется при образовании новых слов, а выделяется лишь в существующих словах. К регулярным, но непродуктивным аффиксам относятся также суффикс -ат в значении «лицо» в словах адресат, азиат, стипендиат или –ущ-, -ащ- в отглагольных прилагательных типа завидущий, загребущий, завалящий, работящий.

К числу аффиксов регулярных и одновременно продуктивных относятся, например, суффикс прилагательных -н- и глагольный префикс пере-, используемый при образовании огромного количества слов, включая и неологизмы: лифтный, подвозочный; перевербовать, перезаказать, перекантоваться и т. п.

Вопросы:

1. Что означает термин «словообразование»?

2. Что изучает морфемика?

3. Что такое морфема?

4. Какие типы морфем выделяются в современном русском языке?

5. Что называется корнем слова? Чем отличаются свободные корни от связанных?

6. Какие функции выполняют аффиксы?

7. Что такое приставка?

8. Что называется суффиксом?

9. Что такое постфикс?

10. Чем отличаются нулевые морфемы от материально выраженных?

11. Что такое интерфикс? Где они встречаются?

12. Какие аффиксы называются продуктивными и какие – непродуктивными?

13. Какие аффиксы относятся к регулярным, а какие – к нерегулярным?

Опорные слова и словосочетания: словообразование; морфемика; морфема; типы морфем: корневые и служебные, или аффиксальные; свободные и связанные корни; морфемы префиксальные, суффиксальные, постфиксальные; интерфикс; нулевые морфемы; аффиксы продуктивные и непродуктивные, регулярные и нерегулярные.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 2003.

2. Русская грамматика. М., 1991 т I, II.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2002.

4. Лекант П. А. Современный русский язык. М., 2003.

5. Современный русский язык в 3-х частях. Под редакцией Н.М. Шанского. М.,1981, 1988. Ч. 2.