Программа развития воспитания в техникуме. План воспитательной работы Основная цель воспитательной работы в техникуме: Повышение качества воспитательного процесса, развитие воспитательной системы техникума

Проект «Совершенствование системы государственно- общественного управления техникумом» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ЦИВИЛЬСКИЙ АГРАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ » МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ




Мероприятия проекта: 1.Создание нормативно-правовой базы для обеспечения участия обучающихся в управлении образовательным процессом 2.Создание эффективной системы оценки качества подготовки специалистов с привлечением стратегических партнеров 3.Активизация работы Студенческой ассоциации 4.Развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов 5. Разработка системы стимулирования образовательной деятельности обучающихся. Создание стипендиального фонда работодателей 6.Разработка технологии мониторинга качества ресурсного сопровождения стратегическими партнерами профессионального образования 7.Привлечение специалистов предприятий к работе по подготовке и проведению обучающихся семинаров и спецкурсов для обучающихся по применению современных технологий и оборудования 8.Организация практики на штатных рабочих местах под руководством наставников предприятий


Ожидаемые результаты: Создание оптимальной структуры управления. Формирование эффективно- функционирующей системы менеджмента качества. Повышение эффективности деятельности Техникума. Расширение участия субъектов образовательного процесса в управлении Техникумом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическая часть
  • Глава 2. Практическая часть
  • 2.1 Сценарий воспитательного мероприятия
  • Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность: Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Современное воспитание обучающихся осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. За последние годы снижена воспитательная функция образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания студентов должно быть создание условия для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом студенте человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться воспитательная система колледжа.

В поисках средств преодоления сложившейся ситуации в обществе и в частности в образовательной среде был сделан выбор темы исследования:

«Методика формирования воспитательной среды в колледже».

Цель данной работы - изучение методики формирования воспитательной среды в колледже.

1. Изучить литературу по воспитательной среде

2. Провести воспитательное мероприятие

Объект: воспитательная среда образовательного учреждения.

Предмет: влияние воспитательной среды колледжа на формирования личности будущего специалиста

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Воспитательная среда, воспитательная система колледжа

Воспитательная среда это - совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность обучающегося и становление его как личности.

Воспитательная среда (пространство) - среда обитания обучающегося, благоприятная для формирования у обучающегося положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т.д.

В современном обществе главной целью образования становится формирование личности, профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в законе «Об образовании», определяющем образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Воспитательная система колледжа основана на фундаментальности подготовки с ориентацией на базовые ценности общей и профессиональной культуры, на взаимодействии естественнонаучных и гуманитарных знаний, интеграции учебной и научной деятельности, на академических свободах и опережающем характере образования. Это воплощается в модели специалиста.

Цель воспитания должна рассматриваться как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

Задачи воспитания:

При реализации воспитательной системы учитываем и реализуем следующие принципы:

· связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

· деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;

· гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач, направлений;

· единство воспитания и самовоспитания;

· одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;

· последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня и направления обучения;

· творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Воспитательная система колледжа базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов. Предполагаем, что именно в этом случае будет достигнут положительный воспитательный эффект.

· Модель организации внеурочной деятельности.

Системообразующей составляющей модели организации внеурочной деятельности обучающихся является воспитательное пространство колледжа, представляющее собой:

· специальные мероприятия по согласованию позиций студентов, преподавателей, администрации, родителей, социальных партнеров колледжа;

· организационно-педагогические условия, обеспечивающие возникновение ситуаций, направленных на активизацию самоопределения всех субъектов; организацию научно-исследовательской работы, разрешающей возникающие проблемы взаимодействия;

· согласованные между всеми заинтересованными субъектами критерии и показатели, обеспечивающие анализ воспитательного и образовательного процессов;

· мониторинг воспитательного процесса и рефлексия деятельности колледжа с последующей оценкой результатов и коррекцией средств достижения поставленных целей.

Приоритетными являются следующие направления работы:

1. Приобщение студентов к здоровому образу жизни.

2. Психолого-педагогическое изучение студенческого коллектива с целью оптимизации системы воспитательной работы в колледже.

3. Организация содержательной внеаудиторной деятельности в соответствии с интересами студентов.

4. Работа с родителями.

5. Создание действенной оптимальной модели студенческого самоуправления (соуправления).

6. Организация музейно-педагогической, краеведческой работы.

7. Организация и проведение воспитательных мероприятий согласно годовому плану.

8. Организация МО классных руководителей, изучение опыта работы образовательных учреждений СПО, СНО области и Российской Федерации. Участие в семинарах, конференциях по обмену опытом работы, взаимодействие с научно-методическими службами КГУ, КИНПО (ПК и ПП) СОО.

9. Организация сотрудничества студенческого коллектива с коллективами других образовательных учреждений области.

10. Участие студентов в проектной деятельности.

11. Воспитание в студенческом коллективе сознательной дисциплины.

Условия организации воспитательной деятельности:

· мотивационно-стимулирующие - создание атмосферы позитивного отношения к научно-исследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности; создание условий для популяризации достижений в области вне учебной деятельности среди студентов и преподавателей; создание предпосылок для самореализации творческих способностей;

· кадровые - подбор, повышение квалификации педагогических кадров для успешного руководства вне учебной деятельностью;

· материально-технические - создание необходимой материально-технической базы для реализации программы развития воспитательной деятельности;

· нормативно-правовые и методические - наличие документации, необходимой для реализации основных направлений воспитательной деятельности; обеспечение права студентов на участие во вне учебной деятельности, осуществляемой структурными подразделениями колледжа и органами студенческого самоуправления;

· информационные - доступ студентов ко всем информационным ресурсам учебного заведения, освещение основных направлений воспитательной деятельности и достижений во вне учебной работе;

· организационные - обеспечение возможности каждому студенту найти свое место во вне учебной деятельности для развития способностей, становления творческих и других профессионально и личностно значимых качеств; организация PR-деятельности в студенческих сообществах.

Положительный эффект воспитательной деятельности достигается совокупным действием всех структур единого воспитательного пространства колледжа как внутри, так и за его пределами.

1.2 Воздействие студенческого коллектива на становление личности студента

Коллектив -- социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа -- это небольшое по размеру объединение людей, связанных между собой. Несомненно, период обучения в вузе - важнейший период социализации человека. Социальные процессы формируют личность в определенных социальных условиях, также человек усваивает социальный опыт, в ходе которого преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, - широк и очерчивается неопределенно.

Традиционный подход к воспитанию студентов базируется на том, что воспитание студентов происходи при воздействии на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств - направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Свойства и качества являются целостным выражением личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.

Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идут усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит непосредственное образование качеств.

Необходимо подчеркнуть, что было бы неправильно сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно. Иногда требуется гибкость в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умение помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.

Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.

Общение и складывающиеся межличностные отношения в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.

Социально-политические условия, легли в основу взаимодействия нового органа студенческого самоуправления со службами вуза, а также конкретного функционирования подразделений самого органа. Следует придерживаться принципа, что службы вуза и педагоги ни в коем случае не должны предпринимать попытки навязывать свое мнение органам студенческого самоуправления по тем вопросам, которые решением ректора были отнесены к ведению самоуправления. Этого не следует допускать даже в том случае, когда решение вопроса руководством вуза, деканатов было бы, очевидно, более правильным и оперативным. Следует пристально следить за тем, чтобы каждое решение самоуправления было выполнено без волокиты и о результатах докладывалось на совете самоуправления.

Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства лежит в основе, так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении.

Преподаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Самый главный прием воспитания - принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.

Отношение же педагога к студенту как к социально зрелой личности, напротив, как бы повышает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.

Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе, - это собственно способность учиться. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний. Еще важнее способность самостоятельно добывать знания, основанная на творческом мышлении.

Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании «образа Я», включающем три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

Потребность в достижении, если она не находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается на другие сферы жизни - в спорт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений. Но человек обязательно должен найти для себя область успешного самоутверждения, в противном случае ему грозят уход в болезнь, невротизация или перемещение в криминальную жизнь.

Благоприятное положение студента в окружающей его среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, получаемой студентом от значимых для него людей (референтной группы), к которым обязательно должен относиться и преподаватель. В этом случае он может помочь студенту в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы. Это можно сделать целенаправленно, организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы студент предстал перед значимыми для него "другими" в выгодном свете и получил положительную оценку, что приведет к повышению ожидаемой оценки, улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию в целом.

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям, а так же рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

Такие индивидуальные особенности преподавателя, как его психосоциотип, характер, стиль руководства, может существенно влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на самофункционирование студенческого коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.

Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы - учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения», «коллективные мнения», явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования. Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».

Ассоциацией называют группу, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперацией называют группу людей отличающихся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

А группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма, называют корпорация.

Коллективом называется устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода.

Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточно много времени и как бы является членом их коллектива, их руководителем, но, с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заводил». Педагогу мешают стать полноправным членом студенческого коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт, наконец, педагог не может быть полностью равным студенту. Но, может быть, к этому и не надо стремиться, студенты чутко реагируют на фальшь заявлений о "полном равенстве". Такое положение педагога затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому куратору, нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений студентов его группы.

1.3 Воспитательная среда колледжа как условие формирования личности будущего специалиста

Проблемы современного общества привели образовательное учреждение к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены, тем не менее, многое изменить в подходе к воспитательному процессу. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании - это принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодёжью теперь переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося.

Воспитательная среда колледжа - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на создание условий для самореализации, самосовершенствования и самоактуализации личности будущего специалиста. Организацию воспитательного процесса стоит рассматривать, прежде всего, как поддержание этих условий для каждого студента, с другой - эти условия создаются педагогами, которые организовывают этот процесс с учетом новых вызовов нашего времени и современных требований, предъявляемых к профессиональному образованию. Эти требования, прежде всего, должны быть связаны со способностью освоения новых педагогических компетенций, работой на основе рефлексии собственной и командной деятельности. Среди специфических особенностей организации воспитательной деятельности в колледже, следует отметить: ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника, перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания, компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подростков, профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса.

Организация воспитательной работы со студентами учебной группы, в первую очередь, начинается с изучения стартовых (потенциальных) возможностей обучающихся, развития познавательной и социально-психологической сферы. Это своего рода ключ к эффективной деятельности педагогов, и, как следствие, - успешному обучению студентов на уровне профессиональной образовательной организации, успешности, в целом.

воспитание студент личность

Глава 2. Практическая часть

2.1 Сценарий мероприятия

Психолого-педагогическая характеристика группы 405 Г ПФ

Название учебного заведения:

Список группы:

1. Васницов Л.К.

2. Житнухина К.С.

3. Борисовская О.Г.

4. Морпех К.М.

5. Коневская О.Н.

6. Мариков В.Д.

7. Лысюкская О.С.

8. Заверуха О.А.

10. Красивский В.А.

11. Радько Д.С.

12. Саарян С.А.

13. Милова Ю.П.

14. Филинов В.А.

15. Каренина К.О.

16. Шпаков С.В.

17. Михайлов А.Н.

1.Общие сведения

В группе обучается 17 человек - 9 девушек и 8 юношей. Среди них есть русские и другие национальности. Возраст учащихся колеблется от 15 до 17 лет. В основном все студенты из семей со средним достатком. По социальному происхождению имеются дети из семей рабочих и служащих. В группе обучаются как москвичи, так и приезжие.

2.Учебная деятельность

В группе есть преуспевающие учащиеся, которая имеют по все предметам хорошие оценки, это такие учащиеся как Милова Ю.П, Каренина К.О, Михайлов А.Н. Большинство из группы имеют среднею успеваемость.

3.Социальная активность

В группе учащиеся общаются между собой, но разделены по группам. В основном по 2-4 человека. Также учащиеся общаются в социальных сетях, могут быстро обсудить и сообщить важную информацию.

4.Морально-психологический климат в группе

В целом благоприятный морально-психологический климат. В группе никто некого не цепляет и не оскорбляет. Все участники довольно воспитанные.

Одна из проблем группы, это низкая посещаемость занятий, это можем быть следствием различных причин. Например, некоторые студенты работают, болеют, ленятся, плохо мотивированы и т.д, поэтому моя рекомендация, проводить беседы с учащимися, проводить воспитательные мероприятия, мотивировать и поощрять студентов.

2.2 Сценарий воспитательного мероприятия

Этап 1. Подготовительный: На этом этапе преподаватель ставит цели и задачи мероприятия, подготавливает интересный материал, продумывает выступление.

Воспитательное мероприятие: Классный час «Роль воспитательной среды в формирование личности»

Цель: Донести до студентов, как важна воспитательная среда в формировании их личности.

· Познакомить с понятием воспитательная среда в колледже

· Проанализировать с обучающимися что такое воспитательная среда

· Проанализировать с обучающимися как на них влияет студенческий коллектив

· Провести тест, изучить мотивацию к учебе, и определить отношение к обучению, на основе прямых вопросов

Инвентарь: бумага, ручки (карандаши).

Методы: Лекция с элементами беседы, беседа, тест

Этап 2. Основной: Подразумевает выступление преподавателя перед студентами.

Преподаватель: приветствует студентов, объявляет тему классного часа.

Воспитательная среда в колледже- это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на создание условий для самореализации, самосовершенствования и самоактуализации личности будущего специалиста.

Задачи воспитания в учебном заведении

· обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов;

· ориентация студентов колледжа на успех, на социальную активность;

· развитие воспитательной среды и воспитательных систем, их вариативности;

· обеспечение комфортного, эффективного существования студентов и педагогов;

· персонализация среды, т.е. фиксация определенной части как своего «Я»

1. Какая должна быть воспитательная среда в колледже?

2. Оказывает ли влияние воспитательная среда на личность студента?

3. Как на вас повлияла воспитательная среда в учебном заведении?

Воспитательная среда в колледже должна быть направлена на обеспечение комфортного и эффективного существования студентов и педагогов, создавать ориентированность на успех, на социальную активность, быть комфортной и мотивировать учащихся.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

Приоритетными являются следующие направления работы колледжа:

· Приобщение студентов к здоровому образу жизни.

· Психолого-педагогическое изучение студенческого коллектива с целью оптимизации системы воспитательной работы в колледже.

· Организация содержательной внеаудиторной деятельности в соответствии с интересами студентов.

· Работа с родителями.

· Создание действенной оптимальной модели студенческого самоуправления (соуправления).

· Организация музейно-педагогической, краеведческой работы.

· Организация и проведение воспитательных мероприятий согласно годовому плану.

· Организация МО классных руководителей, изучение опыта работы образовательных учреждений СПО, СНО области и Российской Федерации. Участие в семинарах, конференциях по обмену опытом работы, взаимодействие с научно-методическими службами КГУ, КИНПО (ПК и ПП) СОО.

· Организация сотрудничества студенческого коллектива с коллективами других образовательных учреждений области.

· Участие студентов в проектной деятельности.

· Воспитание в студенческом коллективе сознательной дисциплины.

Как воздействует студенческий коллектив на становление личности студента?

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ

ФИО________________________________________________________

Класс_______________________________________________________

Школа_______________________________________________________

Выбери пять наиболее подходящих ответов и подчеркни их».

Какая у тебя мотивация в получении образования?

Это мой долг.

Хочу стать грамотным.

Хочу приносить пользу людям.

Хочу быть умным и эрудированным.

Хочу все знать.

Мне нравится учиться.

Хочу научиться работать самостоятельно.

Все учатся, и я тоже.

Родители заставляют.

Я узнаю много нового и интересного.

Нравится получать хорошие отметки.

Чтобы товарищи со мной дружили.

Для расширения кругозора.

Чтобы получить интересную профессию.

Классный руководитель заставил.

Чтобы получить высокооплачиваемую работу.

Хочу учиться.

Чтобы все меня уважали.

Чтобы надо мной не смеялись.

Хочу порадовать родителей.

Чтобы родители не ругались.

Чтобы быть лучше других.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (НА ОСНОВЕ ПРЯМЫХ ВОПРОСОВ)

ФИО_________________________________________________________

группа_______________________________________________________

учебное заведение _____________________________________________

Интересно ли тебе в учебном заведение? Почему?

__________________________________________________________________

Есть ли у тебя любимые предметы? Если есть, то почему они тебе нравятся?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли предметы, которые тебе не нравятся? Если есть, то почему они тебе не нравятся?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нравится ли тебе выполнять домашние задания? Почему?

Чем ты любишь заниматься в свободное время? Почему именно этим?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 3. Подведение итогов работы группы. Высказываются студенты (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о заданиях, выскажете пожелания и т.д.).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод что формирование воспитательной среды в колледже - это совокупность, различных факторов. Его основные признаки: ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника, перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания, компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подростков, профессиональная направленность учебно- воспитательного процесса. Организация воспитательной работы со студентами учебной группы, в первую очередь, начинается с изучения стартовых (потенциальных) возможностей обучающихся, развития познавательной и социально-психологической сферы. Это своего рода ключ к эффективной деятельности педагогов, и, как следствие, - успешному обучению студентов на уровне профессиональной образовательной организации, успешности, в целом.

Итак, в первом пункте мы рассмотрели понятие воспитательная среда, воспитательная система колледжа, это помогло нам понять что такое воспитательная среда, какие задачи стоят перед ней.

Во втором пункте мы отметили воздействие студенческого коллектива на становление личности студента, это помогло нам понять как влияет коллектив на личность студента, что коллектив является компонентом воспитательной среды учебного заведения.

В третьем пункте мы рассмотрели воспитательную среду колледжа, как условие формирования личности будущего специалиста, и пришли к выводу, что основа новой педагогической позиции в воспитании - это принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

В группах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Также очень важно отношения группы с преподавателями, что бы преподаватель учитывал индивидуальные способности каждого студента, умел мотивировать и поощрять. Все это и другие факторы способствуют формированию хорошей воспитательной среды в колледже.

Список литературы

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений/ В.С. Агеев - М.: МГУ, 1983. - 80 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

3. Лутошкин А.Н. Эмоцианальные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1989.

5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский - М.: Политиздат, 1982. -153 с.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый - М.: Владос, 1999. - 65 с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, А.Б. Шапиро - М.: Москва, 1956. - 1261 с.

8. Смирнова С.А. Педагогика / С.А. Смирнова - М., 1999. - 512 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура воспитательной системы. Социализация школьников как цель. Цели, задачи и направления воспитательной деятельности. Модель личности выпускника. Социально - психологическое обеспечение воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.

    реферат , добавлен 18.10.2008

    Профессиограмма, ее сущность и составляющие. Роль профессиографического подхода в подготовке будущих специалистов. Профессиональная культура как одно из качеств личности будущего специалиста, особенности ее формирования посредством иностранного языка.

    доклад , добавлен 06.04.2010

    Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Воспитание растущего человека как одна из главных задач современного общества. Условие эффективности воспитания. Взгляды Толстого на процесс воспитания личности. Условия формирования коллективистских качеств личности у детей подросткового возраста.

    реферат , добавлен 20.01.2010

    Под методами воспитания понимают совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, использующиеся в процессе формирования личностных качеств. Какие примеры используются в процессе воспитания. Повышения воспитательной роли примера.

    реферат , добавлен 25.06.2008

    Изучение процесса профессионального становления личности будущего специалиста в условиях инновационной воспитательной среды в соответствии требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

    статья , добавлен 29.07.2013

    Изучение особенностей воспитательной системы в начальной школе - способа организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, способствующего развитию личности и коллектива. Социально-психологические особенности младшего школьника.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2010

    Внеурочная работа как составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Актуальные цели и задачи воспитания учащихся. Разнообразие форм воспитательной работы и их практическое применение.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Общие задачи педагогической деятельности. Оценка совместимости учебной и воспитательной деятельности учителя. Анализ профессиональных и личностных качеств педагога. Значение культуры речи в педагогической деятельности, личностно-гуманная модель общения.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Особенности и стадии развития коллектива. Формирование личности в коллективе – ведущая закономерность гуманистического воспитания. Формирование психологического климата коллектива.

Основная цель воспитательной работы в техникуме:

Повышение качества воспитательного процесса, развитие воспитательной системы техникума.

Цели воспитательной работы в техникуме:

1. Совершенствование системы управления воспитательного процесса.

2. Совершенствование работы по сохранности контингента студенческих групп, в том числе организация работы с группой риска.

3. Развитие личности студента с учетом их личностных особенностей и профессиональной специфики.

4. Развитие способностей студента к самоопределению, саморазвитию, самореализации в виде кружковой и клубной работы.

5. Внедрение новых средств и технологий в воспитательный процесс, укрепление и развитие материальной базы для организации воспитательной деятельности.

6. Развитие личности студентов с учетом их личных особенностей и профессиональной специфики на уроках и во внеурочной работе, в том числе в форме организации мероприятий «недели специальности»

Создание условий для перехода на стандарты нового поколения;

Совершенствование содержания образования:

Совершенствование системы мониторинга качества образования;

Поддержание и формирование новых традиций техникума, в том числе организация и проведение традиционных праздников, соревнований по различным направлениям, организация встреч с выпускниками;

Организация учебной и внеучебной деятельности в форме организации мероприятий «недели специальности» в целях создания условий для развития личности студентов, привития общей культуры, навыков профессионализма и профессиональной культуры;

Формирование положительной мотивации на участие в социально значимых сферах деятельности, способствующих становлению гражданственности, политической и правовой культуры;

Развитие отношений сотрудничества студентов и преподавателей, родителей студентов;

Развитие отношение сотрудничества с правоохранительными органами , комитетами по делам молодежи, центром занятости, учреждений культуры.

Поддержание чистоты и порядка в техникуме.

Основные направления воспитательной деятельности в техникуме

Для осуществления цели и решения задач, поставленных перед техникумом, необходимо обозначить направления, по которым будет развиваться воспитательная деятельность в техникуме.

Направления деятельности:

Патриотическое воспитание.

Гражданско-правовое воспитание.

Нравственно-эстетическое воспитание.

Профессиональное воспитание.

Воспитание культуры здорового образа жизни.

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанности по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания является развитие высокой социальной активности студентов, гражданской ответственности , становление студентов, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.

1. Утверждение в сознании и чувствах студента социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурным традициям и историческому прошлому России, своей малой Родины.

2. Привитие студентам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

3. Формирование толерантного сознания студентов.

Сроки реализации

Исполнители

Проведение информационных часов в группах на гражданско-патриотические темы.

По плану работы в группах

Классные руководители, мастера групп

Организация участия студентов в фольклорных праздниках.

В течение всего периода

Педагог-организатор

Организация участия студентов в праздновании Дней воинской славы России:

● Дня Победы

● Дня защитника Отечества

● Дня народного единства

В течение всего периода

Зав. отд. по ВР

Организация и проведение торжественных встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, «круглых столов » по обсуждению вопросов патриотической работы и воинской службы

По плану работы преподавателя ОБЖ

Классные руководители, мастера групп,

Преподаватель ОБЖ

Организация шефской работы с ветеранами ВОВ, бывшими работниками техникума

В течение всего периода

Педагог-организатор

Участие в торжественных и памятно-мемориальных мероприятиях

преподаватель ОБЖ,

Кл. рук., мастера

Участие в краевых, городских и районных мероприятиях направленных на патриотическое воспитание

В течение всего периода

Зав. отд по ВР,

Организация книжных выставок к Дням воинской славы России

В течение всего периода

Библиотека техникума

Проведение уроков мужества для 1 и 2 курсов

2 раза в год

Совет самоуправления

Проведение военно-спортивных игр

В течение всего периода

Преподаватели физической культуры

Организация работы спортивных секций.

В течение всего периода

Руководители физ. воспитания

Инсценированный конкурс патриотической песни

Февраль, май

Совет самоуправления

Спортивный праздник «А, ну-ка, юноши!»

По плану работы

Руководители физ. воспитания

Просмотр и обсуждение военно-патриотических кинофильмов о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Выпуск стенных фотогазет на патриотическую тему

По особому плану

Классные руководители, мастера, совет самоуправления


Гражданско-правовое воспитание

Подготовка материалов в сайт техникума по учебно-воспитательной работе и студенческой жизни в техникуме

Выпуск общеучилищной газеты «Вести ЕКТС»

выпуск стенных газет по отделениям

По плану работы

Зав. отд. по ВР, педагог-организатор, руководитель «Пресс-центра»

Профессиональное воспитание

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в техникуме важнейшую роль играет профессиональное воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности .

При воспитании конкурентоспособного выпускника техникума должен сформировать у каждого студента:

Систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;

Высокую нравственность и этику трудовой деятельности;

Высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности;

Осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;

Индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий;

Активный интерес к избранной профессии;

Организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.

Целью профессионального воспитания является подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего развитой профессиональной компетентностью.

Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях.

Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.

Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования . В связи с этим актуальное значение приобретает создание условий для формирования профессиональной компетентности студентов в процессе внеучебной воспитательной деятельности.

1. Развитие профессиональной направленности личности студентов, формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности.

2. Совершенствование воспитательного потенциала технологий обучения.

3. Ориентация студентов на профессиональные творческие достижения и реализацию профессионального потенциала.

4. Формирование способности к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию, самообразованию, самоорганизации).

Ежегодно

преподаватели, зам. директоров по УВР

Организация и проведение недели специальностей

Ежегодно

Организация и проведение тематических классных часов

Ежемесячно

Классные руководители

Организация и проведение дней открытых дверей

Ежегодно

Зав. отд по ВР, начальник доп. образования, педагоги-организаторы

Организация фотовыставок «Мое учебное заведение – удивительный мир»,

Ежегодно

Зав. отд. по ВР, педагог - организатор

Воспитание культуры здорового образа жизни

На здоровье студентов оказывают влияние многие факторы:

Психологическое обеспечение учебного процесса;

Правильная организация учебно-воспитательного процесса;

Двигательная активность студентов и др.

Целью воспитания культуры здорового образа жизни является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме психоактивных веществ.

1. Формирование понимания здорового образа жизни и адекватного отношения к собственной жизнедеятельности.

2. Развитие и совершенствование индивидуальных способов использования своих внутренних ресурсов психического и физического здоровья.

3. Помощь студентам в самореализации собственного жизненного предназначения.

4. Психологическая поддержка всех субъектов образовательного процесса.

Сроки реализации

Исполнители

Психологическое просвещение:

Тематические классные часы;

Тематические семинары для преподавателей и студентов;

Беседы для студентов и родителей;

Лекции специалистов;

Организация просмотра и обсуждение видеофильмов на темы профилактики употребления психоактивных веществ

В течение всего периода

Классные руководители, зав. отд. По ВР, педагоги-организаторы, представители общественных организаций

Организация и проведение творческих работ, утверждающих здоровый образ жизни

В течение всего периода

Организация и проведение мероприятий в рамках «Дня единых действий»

Международного дня борьбы со СПИДом

По плану работы

Организация и проведение антинаркотических акций

По плану работы

Организация студенческих научно-практических конференций, семинаров по проблеме «Здоровый образ жизни»

По особому плану

Зам. директора по НМР, зав. отд. по ВР

Распространение информационного материала с целью профилактики табакокурения, алкоголизации, наркотизации

В течение всего периода

Совет самоуправления, классные руководители

Участие в профилактической акции «Подросток – игла»

В течение всего периода

Совет самоуправления, классные руководители

Организация и проведение «Дней здоровья» для студентов

По особому плану

Конкурс стенгазет и плакатов «Выбери будущее», «За чистоту окружающей среды»

По особому плану

Зав. отд. по ВР, Совет самоуправления

Фотовыставка ко Дню борьбы со СПИДом

По особому плану

Совет самоуправления, классные руководители, зав. отд. по ВР

Организация и проведение акции: «Сделай мир чистым»

По особому плану

Зав. отд. по ВР, Совет самоуправления

Тематическая викторина «За здоровый образ жизни»

По особому плану

Зав. отд. по ВР, классные руководители

Нравственные классные часы «Здоровый образ жизни – основа профессионального роста»

По особому плану

Зав. отд. по ВР, классные руководители

Конкурсы сочинений:

- «Наркотик уничтожит твою душу, наркотик разрушит твое тело, наркотик лишит тебя свободы»,

- «Наркоманы свободны от всех радостей жизни»

По особому плану

Зав. отд. по ВР, классные руководители

Выпуск стенгазет в защиту человека от влияния вредных привычек;

По особому плану

Совет самоуправления, Зав. отд по ВР

Проведение и организация акции «Красная ленточка»

По особому плану

Зав. отд по ВР, Совет самоуправления

Организация и участие в спортивных мероприятиях районного уровня


В течение всего периода

Руководитель физ..воспитания.

Организация и проведение мероприятий направленных на борьбу с курением:

Акция «Брось сигарету»;

Конкурс «Самая некурящая группа»;

Интерактивный опрос;

Круглые столы.

В течение всего периода

Зав. отд. по ВР, Совет самоуправления


Цель воспитательной системы техникума: Организовать образовательную среду как единое воспитательное пространство таким образом, чтобы создать условия для активной жизнедеятельности студентов, их самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, социально- культурном и нравственном развитии. Организовать образовательную среду как единое воспитательное пространство таким образом, чтобы создать условия для активной жизнедеятельности студентов, их самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, социально- культурном и нравственном развитии.














































Директор Попечительский совет Заместитель директора по УВР Родительский комитет Служба маркетинга Зав. учебной частью Зав. отделения по воспитательной работе Классные руководители Руководители физвоспитания Психологическа я служба Руководители кружков и секций Зав библиотекой Председатели ПЦК Преподаватели, мастера по Студенческое сообщество


ГОУ СПО «Жигулевский радиотехнический техникум» Отдел по делам семьи материнства и детства Комитета по социальному развитию г.о. Жигулевск Центр социальной помощи семьи и детям «Семья» Средства массовой информации Комитет по делам молодежи г.о. Жигулевск МУ «Дом молодежных организаций» Отделение по делам несовершеннолетних и защиты их прав при Администрации г.о. Жигулевск Отдел по борьбе с распространением наркотиков МВЛ г.о. Жигулевск


СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СекторКультурно-массовой работыУчебный секторСектор научно -исследовательской работыСектор художественно-офрмительской работыПресс-сектор газетыStud_Life Сектор связи с общественными и молодежными организациями Сектор по пропагандездорового образа жизни(спортивныйсектор)Сектор социальной и правовойподдержки студентовСектор социологическихисследований и статистикиЖилищно-бытовой ихозяйственный секторСектор информационнойподдержки Студенческий советСтуденческий молодежный центр Старостат Активы групп Студенты