Педагогический процесс по фгос. Традиционные подходы к преемственности

С 1 сентября 2015 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования введён в штатном режиме во всех дошкольных образовательных учреждениях вида.

В 2014 году наше учреждение приняло участие в региональном эксперименте (он перед вами) «Апробация ФГОС дошкольного образования как механизм обеспечения качества и развития вариативности системы услуг дошкольного образования в образовательных учреждениях Ленинградской области» в качестве пилотной площадки.

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Что же изменилось в реализации образовательного процесса в связи с введением ФГОС ДО?

1. Хотелось бы начать с Планирования.

Планирование - организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Мы чётко понимаем, что от качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Наша практика работы показывает, что наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста является комплексно-тематическое планирование. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса мы предлагаем ребёнку для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Таким образом, ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЯЕТСЯ С «ПРЕДМЕТНОГО» НА «СМЫСЛОВОЙ» /«СОБЫТИЙНЫЙ». И для нас критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

2. Изменились с способы организации детских видов деятельности.

Изменилась позиция участников образовательных отношений: «НЕ РУКОВОДСТВО ВЗРОСЛОГО», А «СОВМЕСТНАЯ (ПАРТНЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА».

Если раньше воспитатель должен был быть главным: руководить и управлять ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. И сегодня педагогу необходимо иметь в своём «арсенале» множество педагогических практик, чтобы быть интересным ребёнку, вызывать желания взаимодействовать с ним.

Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого. Но для этого сам педагог должен грамотно владеть речью, речевыми формулами и речевыми мотиваторами, чтобы поощрять активность детей.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП «АКТИВНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ» МЕНЯЕТСЯ НА «АКТИВНЫ: И ВЗРОСЛЫЙ, И РЕБЕНОК - КАК УЧАСТНИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

2. Конечно невозможно недооценивать роль педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребёнка в успешности реализации образовательного процесса. Ведь именно данные мониторинга позволяют нам корректировать и направлять этот процесс.

На сегодняшний день не изданы методические рекомендации по проведению Педагогического мониторинга по программе «От рождения до школы» в разрезе по всем возрастам. Однако оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Мы проводим такую оценку в ходе регулярных наблюдений за детьми в процессе их повседневной жизни. Такая оценка позволяет выделить детей которые нуждаются в особом внимании педагога. И, что немаловажно, выявить общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий педагогов группы на разных ступенях образовательного процесса.

ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОРИЕНТАЦИИ НА «СРЕДНЕГО» РЕБЁНКА И ПЕРЕЙТИ НА ОРИЕНТАЦИЮ «ЛИЧНОСТНАЯ, УЧИТЫВАЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА».

3. Изменилось понятие «занятие».

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие» , но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается.

В нашей практике понятие «занятие» мы рассматриваем как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире.

ТАКИМ ОБРАЗОМ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ НАС СТАНОВИТСЯ НЕ УЧЕБНАЯ, А СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

4. Сегодня изменилась обязательность участия детей в разных видах деятельности. Если раньше у них не было выбора и каждый ребёнок обязан был «заниматься на занятии», то сегодня мы стараемся, чтобы у ребёнка была возможность участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другим делом. Тем более, что сегодня так действовать нам помогает развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группах.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе! А соответственно ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы он принял участие в запланированных видах деятельности. Следовательно сегодняшнему педагогу необходимо профессиональное владение методами речевых мотиваций и технологиями моделирования образовательных ситуаций с учётом требований ФГОС ДО для умелого вовлечения ребёнка в тот или иной вид деятельности.

НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЙТИ ОТ «АВТОРИТЕТА ВЗРОСЛОГО» К «ИНТЕРЕСУ И УДИВЛЕНИЮ РЕБЁНКА».

5. Ну и главная особенность: Игра во главе угла.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места - ПОЛОЖИТЕЛЕН, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит.

Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.

Таким образом, хочется выделить главную особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - ЭТО УХОД ОТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ИГРЫ, КАК ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

6. И конечно невозможно говорить об организации полноценного образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО без активного участия родителей: родители должны участвовать в реализации программы, должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

И здесь роль педагога я вижу в обеспечении вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. СЕГОДНЯ МЫ ПЕРЕСМОТРЕЛИ ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УШЛИ ОТ «РОДИТЕЛЬ - НАБЛЮДАТЕЛЬ» К «РОДИТЕЛЬ – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК».

Заканчивая своё выступление хотелось бы отметить, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

А это зависит от того, кто работает с детьми – от нас с вами! Так давайте все вместе поможем нашим детям стать успешными в жизни! Хорошего всем учебного года!

Требования ФГОС ООО к организации учебного процесса

Нынешний век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Ученик должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

* определять цели познавательной деятельности;

* находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

* использовать разнообразные информационные источники;

*искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

* организовывать свою деятельность;

* сотрудничать с другими учащимися.

Социологи и педагоги признают, что ценности сегодняшнего времени сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями грамотно распоряжаться. Именно поэтому задача школы состоит не только в том, чтобы дать знания обучающимся, но и научить их умению применить свои знания в жизни.

Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направлены на ее успешное

включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:

1) отвечать индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством;

2) отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты;

3) способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что требует кардинальных изменений в системе образования. Реальностью образовательного процесса стал компетентностный подход, при котором формирование ИКТ - компетентности становится ключевой. Перед учителями - предметниками встала задача организовать деятельность, направленную на формирование ИКТ - компетентности учащихся, требующая личностно - ориентированного подхода, способствующего развитию логического мышления, росту качества знаний, экономии времени на разных типах урока, умению учиться самостоятельно.

Информационно - коммуникационная компетентность учащихся определяется как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания - определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания - продуцирования и передачи - распространения, достаточной для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, основанной на знаниях. Формирование информационно

Коммуникационной компетентности – это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Это является одной из основных целей внедрения ФГОС ООО.

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью ФГОС ООО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования стал обязательным для всех школ России с 1 сентября 2011года.

В соответствии с Законом об образовании стандарт определяет требования к результатам обучения, структуре образовательной программы и условиям образовательного процесса. К условиям относятся кадровые, материально-технические и финансовые. Для обеспечения материально-технических условий в начальной школе в соответствии с ФГОС требуется создание информационно-образовательной среды, включающей учебное оборудование и средства информационных технологий (компьютерная техника и программное обеспечение, доступ к сети Интернет, локальные вычислительные сети и т.д.). В информационной среде образовательного учреждения должно происходить планирование, размещение учебных материалов и работ учащихся, регистрация хода и результатов образовательного процесса. За счет использования информационно-образовательной среды каждое образовательное учреждение становится прозрачным для родителей и открытым для общества.

По существу ФГОС начального образования – первый стандарт информатизации. Из требований к результатам и требований к условиям ФГОС следует, что выпускники начальной школы наряду с ручным письмом должны овладевать клавиатурным вводом и обработкой текста, готовить выступление и выступать с аудио- видео- и графическим сопровождением, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины, владеть поиском информации в Интернете и многое другое. В начальной школе в соответствии с ФГОС также должны быть созданы условия для:

проведения учащимися самостоятельных экспериментов с естественно-научными и математическими объектами с помощью традиционного лабораторного оборудования и цифровых (компьютерных) измерительных приборов, цифровых планов, карт, и спутниковых снимков и т.д.;

изучения родного и иностранного языков, развития навыков чтения, устной и письменной речи (что эффективно может быть реализовано за счет использования современных средств ИКТ);

знакомства в ходе практической деятельности с традиционными видами ремесел, (работа с глиной на гончарном круге, с деревом на верстаке, ткачество на ручном ткацком станке и т.д.) и основами конструирования, проектирования и компьютерного управления (в том числе моделей с обратной связью);

музыкального и художественного творчества (исполнение, сочинение,

аранжировка музыкальных произведений с использованием традиционных инструментов и компьютерных технологий; овладение практическими умениями в различных видах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ, таких как мультипликация, видеозапись, цифровая фотография).

С выходом в свет ФГОС стало очевидно, что требует радикального пересмотра подход к оснащению образовательной среды школы: требуется,

учитывая задачи индивидуализации образования, формирования у всех учащихся универсальных учебных действий и ИКТ-компетентности, обеспечения психомоторного развития с ориентацией на возрастные особенности учащихся, оснащение учебным оборудованием кабинетов материальных технологий в начальной школе, естественно-научных лабораторий, музыки и изобразительного искусства, выделение и оборудование помещений для двигательной активности и игры (помимо помещений, предназначенных для регулярных занятий физической культурой), психомоторного развития, занятий математикой, изучения иностранных языков и т.д.

Стандарт устанавливает требования к:

Личностным результатам, включающим готовность и способность --обучающихся к саморазвитию,

Сформированность мотивации к -обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный

набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый в свете нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, далее работа продолжается на уроке окружающего мира в связи с изучением времен года. Результат - видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для

информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шести, семилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Особое внимание следует уделить разъяснительной работе с родителями. С увеличением количества домашних компьютеров возрастает необходимость информирования родителей младших школьников о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места ученика,

о временных ограничениях пребывания перед экраном не только компьютера, но и телевизора. Сложно предотвратить потерю зрения учащимися, если дома младшие школьники предоставлены самим себе и бесконтрольно проводят время за компьютерными играми, часами смотрят телевизор. Конечно, выходом из подобной ситуации могла бы стать широко распространенная ранее практика занятости учащихся начальной школы в кружках и спортивных секциях во второй половине дня. Но эту организационно-педагогическую задачу не в силах решить один учитель. Зато он может каждое родительское собрание начинать с разговора о том, что охрана и укрепление здоровья ребенка во всех его аспектах – долг окружающих взрослых.

Практика организации целенаправленной работы с родителями позволяет утверждать, что положительный результат во многом зависит от отношения пап и мам младших школьников к собственному здоровью. Особенно важно, чтобы родители осознали не только значимость формирования и развития информационной культуры их детей, но и тех опасностей, включая компьютерную зависимость, которые подстерегают ребенка, с увлечением осваивающего компьютер.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в каждом

образовательном учреждении должен быть обеспечен доступ к информационно-коммуникационным технологиям:

1. Каждый учитель школы должен иметь доступ к современныому мобильному персональному компьютеру, обеспечивающиему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащен

(встроенной или внешней) вебкамерой, шумопоглащающими наушниками и

звукоусиливающим комплектом.

На компьютере должно быть предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, натурные мультипликации, работать с электронными таблицами, лентами времени и геоинформационными системами, строить семейные деревья.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса, в том числе:

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

фиксацию хода образовательного процесса, размещения учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценку такой деятельности;

доступ, в том числе по сети Интернет, к размещаемой информации для всех участников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех уровней, ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать также обмен данными с системами административного управления, учета контингента обучающихся и педагогических работников, материального и бухгалтерского учета в образовательном учреждении, с органами, осуществляющими управление в сфере образования

Каждый учащийся, в ходе образовательного процесса в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в тексте Стандарта и Основной общеобразовательной программы, должен иметь доступ к современному персональному

компьютеру, с выходом в интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащенному встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглащающими наушниками, микрофоном.

Особенности построения образовательного процесса в МОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Цель : СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭТО - СТАНДАРТ поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?..
Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Индивидуализация дошкольного образования
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником и активным субъектом образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество Организации с семьёй.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, Общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
1.Социально – коммуникативное развитие
2.Познавательное развитие
3.Речевое развитие
4.Художественно – эстетическое развитие
5.Физическое развитие.
КАЖДАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗРАБОТАНА ПО СЛЕДУЮЩЕМУ АЛГОРИТМУ:
Федеральные задачи;
Программные задачи;
Формы работы с детьми по реализации образовательной области:
непосредственная образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность.
Примерные виды интеграции;
Программно-методическое обеспечение;
Предметно-развивающая среда.
ТРИ ОСНОВНЫ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-УЧЕБНЫЙ - обучение - ведущий образовательный процесс дошкольников (в буквальном смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие); специально организованные занятия - основная форма процесса обучения. Использование форм учебной деятельности (занятие – основная форма): - достаточно жесткая регламентированность, - превалирование активности и инициативности взрослого, - открытая постановка цели обучения, - отсутствие необходимой мотивации, - вопросно-ответное «общение», прямое воздействие на ребенка.
-ПРЕДМЕТНО – СРЕДОВОЙ
Главной составляющей предметно-средовой модели является дидактический материал действие, с которым автоматически развивает ребенка. Взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала.
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности этих моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
-КОМПЛЕСНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ
В основе идея комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
ТРИ МОДЕЛИ ОРГАНИАЦИИ ОБРАОВАТЕЛЬНОО ПРОЦЕССА В ДО
Учебная МОДЕЛЬ
Принцип – раздельных учебных методик.
Позиция взрослого – учительская.
Образовательная среда – методики.
Предметная среда – «учебные пособия».
Образовательный процесс – школьно-урочная форма.
«+» – разработано много конспектов.
«+» – технологична для воспитателя.
Комлексно – тематическая МОДЕЛЬ
Принцип – тематического планирования.
Позиция взрослого – приближенная к партнерской.
Образовательная среда – более творческая.
Образовательный процесс – реализация темы в разных видах детской деятельности.
«-» - тематическая узость.
«-» – поглощение темой всего ОП, заслонение других значимых явлений.
«-» - скорее расширение представлений ребенка об окружающим мире, чем его развитие.
Предметно - средовая модель
Принцип – предметности.
Позиция взрослого – организатор предметных сред; подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Образовательная среда – ограничение только предметным материалом.
Образовательный процесс – ставка на саморазвитие ребенка.
«-» – утрата систематичности ОП.
«-» – сужение культурных горизонтов дошкольника.
«+» - технологична.
«+» - не требует творческих усилий от педагога.
Модель организации ОП
(до введения ФГОС)


Основная форма –


Модель организации ОП
(до введения ФГОС)

Учебный блок Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Основная форма –
проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно-развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.);
закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятель¬ной деятельности.
Требования к определению содержания ФГОС
ФГОС ДО: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс»
ФГТ ООП ДО: «обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста»
ФГТ ООП ДО «…построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра
ФГОС ДО - «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»; «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»
ФГТ ООП ДО: «… с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей»
ФГОС ДО: «…комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях…»
ФГТ ООП ДО: «виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение)»
ФГОС ДО: «ряд видов деятельности, таких как игровая.., коммуникативная…, познавательно-исследовательская…, восприятие художественной литературы и фольклора…, самообслуживание и элементарный бытовой труд…, конструирование…, изобразительная…, музыкальная … и двигательная …формы активности ребенка

ФГТ ООП ДО: «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования»
Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДО
В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
Согласно СанПиН СанПиН 2.4.1.3049-13 термин «занятие» понимается как непрерывная непосредственно образовательная деятельность (пункты 11.9, 11.10, 11.12, 11.13).
Останутся ли ЗАНЯТИЯ в системе дошкольного образования?
Занятие – занимательное дело, основанное на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
ЗАНЯТИЕ как дидактическая форма учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте. В чем отличие «занятий» от «непосредственно образовательной деятельности»? Прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

Педагогическая технология (от др.-греч. Τέχνη - искусство, мастерство, умение;λόγος- слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения

П едагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

    по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

    по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

    по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ .

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

По своему определению «педагогическая технология» - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают :

Общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

Частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

Локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают :

Классно-урочные;

Альтернативные;

Академические;

Клубные;

Индивидуальные;

Групповые;

Коллективных способов обучения;

Дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью :

Традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

Дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»);

Программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

Авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

Сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);

Свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

Личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

Гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

Массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

Технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

Технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

Информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

Операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

Технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);

Эвристические (развивают творческие способности учащихся);

Прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

Обучающие;

Воспитательные;

Светские;

Религиозные;

Общеобразовательные;

Профессиональные;

Гуманистические;

Технократические;

Моно- и политехнологии;

Проникающие.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

Современные педагогические технологии по ФГОС

И нтегрированного обучения

Суть. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

Чему способствует технология интегрированных обучения?

    1.Повышению мотивации обучающегося, формированию познавательного интереса к целостной картине мира и рассмотрению явления с разных сторон;

    2.Развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

    3.Углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность;

    4.Нахождения новых связей между фактами.

    6.Работа объединяется основной мыслью;

    7.Деятельность составляет единое целое, этапы работы являются фрагменты целого;

    8.все составляющие находятся в логико-структурной зависимости;

    9.Дидактический материал соответствует замыслу, последовательность
    информации подаётся как «предъявленное» и «новое».

Проектная технология

Суть. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от учащихся применение знаний для решения проблемных заданий.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Что даёт обучающемуся. Какие УУД формирует

    Рефлексивные умения:

    умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
    задачи?

    Поисковые (исследовательские) умения:

    умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
    привлекая знания из различных областей;

    умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
    специалиста);

    умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    умение выдвигать гипотезы;

    умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Навыки оценочной самостоятельности.

    Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    умение коллективного планирования;

    умение взаимодействовать с любым партнером;

    умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    навыки делового партнерского общения;

    умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

    Коммуникативные умения:

    умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
    задавать вопросы и т.д.;

    умение вести дискуссию;

    умение отстаивать свою точку зрения;

    умение находить компромисс;

    навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

    Презентационные умения и навыки:

    навыки монологической речи;

    умение уверенно держать себя во время выступления;

    артистические умения;

    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    умение отвечать на незапланированные вопросы.

Здоровьесберегающие технологии

Суть. Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

    соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

    рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

    четкая организация учебного труда;

    строгая дозировка учебной нагрузки;

    смена видов деятельности;

    обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

    место и длительность применения ТСО;

    включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

    построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

    формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

    благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

    профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более«слабый» ученик чувствует поддержку товарища;

    стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить
    неправильный ответ;

    проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

    целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

    Технология активных методов обучения

    Суть . Технология активных методов обучения - это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Активные методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач:

    формирование положительной учебной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

    стимулирование самостоятельной деятельности;

    развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

    эффективное усвоение большого объема учебной информации;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности об-ся

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать
    проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать
    сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание
    разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение
    работать в команде и др.
    Технология опережающего обучения

Суть. Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.

Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия.

Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Усвоение материала происходит в три этапа:

первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики;

второй этап -уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены;

третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

Особенности технологии: управление с комментариями, опорные схемы. С помощью комментированного управления:

средний и слабый тянутся за сильным учеником;

развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса

Доклад подготовил учитель начальных классов МКОУ СОШ № 6 Сопова Галина Алексеевна

Источник: Журнал "Управление начальной школой" № 8, 2011 года

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

В управлении образовательным учреждением (далее – ОУ) произошли изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами организации питания обучающихся и взаимодействия с родительской общественностью.

Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.

Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.

Объектами контроля администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).

Проводятся мониторинги:

    развития образовательной среды;

    использования учебного и компьютерного оборудования;

    реализации программ урочной и внеурочной деятельности;

    здоровья обучающихся;

    обновления и использования сайта ОУ.

Изменения в деятельности педагогов

Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в приложении 1 .

Изменения во взаимодействии между педагогами

Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы.

Методические объединения переросли в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стали трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Заседания методических объединений проводятся в творческих группах, по результатам их работы готовятся регламенты, методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности.

Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.

Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.

Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 2 .

Изменения в деятельности обучающихся

Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 3 .

Приложение 1

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Приложение 2

Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС

Предмет изменений

Особенности работы с родителями до введения ФГОС

Особенности работы с родителями после введения ФГОС

Технология проведения родительского собрания

Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой

Адаптационный период

Родители не участвуют в организации адаптационного периода

Родители выступают в роли тьюторов:

Присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;

Активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;

Помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся

Отсутствует

Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

Участие родителей в проведении уроков

Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

Совместная проектная деятельность

Отсутствует

Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок"

Участие в праздниках

Родители выступают в роли зрителей

Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника

Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок"

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.

Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).

Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы

Приложение 3

Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС

Предмет изменений

Деятельность первоклассника до введения ФГОС

Деятельность первоклассника после введения ФГОС

Вид деятельности

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интернет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Учителем организована деятельность детей:

По поиску, обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т. д.

Взаимодействие ученика и учителя

Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя

Адаптация к школьному обучению

Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца

Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная

Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная

Результаты обучения

Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями

Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания
(на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля
и самооценки