Семинар как форма методической работы в доу. Новые формы методической работы в доу

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы

Ценность – обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Значение – это достижение важных целей:

Стимулирование интереса и мотивации самообразованию;

Повышение уровня активности и самостоятельности;

Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста № 58 «Теремок» муниципального образования г.Новороссийск «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ » Подготовила: Старший воспитатель Поспелова А.Н.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы Ценность – обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение – это достижение важных целей: Стимулирование интереса и мотивации самообразованию; Повышение уровня активности и самостоятельности; Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности; Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

«КВИК – НАСТРОЙКА » Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей. Вы самые лучшие и красивые, пусть все супер - модели мира вам позавидуют. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не даст. Трудности закаляют на пути к счастью.

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ» Новые Традиционные Новейшие

ТРАДИЦИОННЫЕ Семинар-практикум КРУГЛЫЙ СТОЛ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КВН.ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Педагогический совет наставничество тренинг Дни открытых дверей

НОВЫЕ ДЕЛОВАЯ ИГРА: имитационные, метод.инсценировки ВЫСТАВКИ-ЯРМАРКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ. АУКЦИОН МАСТЕР-КЛАСС БАНК ИДЕЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЧАС ДИСКУССИЯ ИКТ-технология-работа в паре

НОВЕЙШИЕ КРУЖКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИЛИ «АТЕЛЬЕ» СОЮЗ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ КОУЧИНГ-СЕССИЯ КВИК НАСТРОЙКА АКВАРИУМ Вечера вопросов и ответов

СИМПОЗИУМ ДЕБАТЫ ДИСПУТ СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ МОСТ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ТАБЛИЦА КОНТАКТОВ

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ТУРНИР-ВИКТОРИНА ТУРНИР-ЭРУДИТОВ МОЗГОВАЯ АТАКА ИЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ЗНАТОКИ МЕТОДИКИ ДРЕВО МУДРОСТИ КРОССВОРДЫ МЕТОД ИНСЦЕНИРОВКИ МЕТОД «КЕЙСОВ» МЕТОД «МОДЕРАЦИИ»

Традиционный педсовет Современный педсовет Тематика Цель Подробная повестка дня, с четким регламентом по каждому вопросу и принятием решения по ним Подготовка требует написания сценария Разделение участников на команды Распределение ролей Формы педсовета Применение словесных методов, традиционным характером содержания (авторитарным стилем общения администрации с педагогами): Традиционный (классический на основе доклада с обсуждением, выступлением); Доклад с содокладами; С приглашением докладчика-специалиста Или серия сообщений, объединенных одной тематикой Деловая игра, в форме коллективного творческого дела; Круглый стол; Диспут; Дискуссия; Конференция; Творческий отчет; Конкурс; Аукцион;фестиваль идр. Решение педсовета

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ? 1. Значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности. 2. Реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития. 3.Приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества.

« ГАЛЕРЕЯ ИЛИ ВРЕМЯ ПРИЗНАНИЙ» Ф.И.О.педагога Кому? За что?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И УСПЕХОВ В РАБОТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал (презентация) содержит формы работы с педагогами с целью реализации "дорожной карты" в переходный период к ФГОС ДО...

Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

"Интерактивные формы в методической работе с педагогами в ДОО"

Методическая разработка из опыта работы старшего воспитателя. Вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Модернизация кадрового обеспечения образовательног...

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привле­чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него « равняются».

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

  • пропаганда опыта;
  • обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин « игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

« Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора « круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, (сочинительство, владение речевыми навы­ками, образность высказываний и т.д.)

Творческие микрогруппы

Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы созданы на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обменива­ются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема проходит красной нитью через все формы методической работы и сочетается с темами самообразования воспитателей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель создаёт условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Для формирования и развития профессиональных знаний и умений педагогов, а также оценки достижений педагогов старшему воспитателю необходимо знать технологию методической работы, сущность которой заключается в выборе форм и методов своей деятельности.

Основные формы методической работы:

1. Ролевая игра. Это игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, где каждый из них имитирует или деятельность педагога на заня­тии, или воспитанников, или заведующего и старшего воспитателя. Результатом этого процесса должны стать новые методические навыки и приемы, полученные всеми участниками. Например, начинающий педагог имитирует деятельность педагога стажиста-профессионала в процессе образовательной деятельности (на занятии) со всеми свойственными тому приемами. Ролевая игра предоставляет педагогам большие возможности по овладению приемами, требующими практиче­ской тренировки, приемами имитации и развивает умение действовать в новой ситуации.

2. Деловая обучающая игра. Примером такой игры может служить подготовка и ими­тация проведения образовательной деятельности (занятия) педагогами по одной и той же теме, но с разными возрастными группами детей. По оконча­нии игры необходим анализ проведенной деятельности.

3. Мастер-класс. Это одна из самых эффективных форм методической деятельности, где педагог-мастер передает на практике собственную педагогическую систему. Профессионализм такого педагога предполагает общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.

4. Смотр-конкурс. Это способ проверки профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. К тому же предоставляется возможность оценивать путём сравнения свои результаты с результатами других.

5. Дискуссия. Подразумевается обсуждение какого либо актуального вопроса. Активизирует творческую деятельность и инновационный потенциал педагогов. Самой дискуссии должна предшествовать подготовка. Прежде всего, определяется тема дискуссии, устанавливается, какие знания и умения в ходе ее должны получить педагоги. На основании этого старший воспитатель разрабатывает вопросы для дискуссии, составляет список литературы для самостоятельной подготовки к дискуссии, продумывают план ведения дискуссии и заключительное слово, в котором должно быть проанализировано всё сказанное и предложено решение поставленной задачи.

6. Дебаты. Данную форму предлагают Л.Н. Вахрушева и С.В. Савинова. Авторы рекомендуют применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров. Дебаты – технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. В рамках дебатов осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особенностью дебатов является возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать собственное мнение. Сложность дебатов заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе.

7. Организация творческих (проблемных) микрогрупп (по К.Ю. Белой). Они создаются не только при содействии старшего воспитателя, но и добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею. В группе могут быть один — два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов. Каждый член группы самостоятельно изучает закреплённый за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимные посещения педагогического процесса, обсуждение лучших приёмов и способов. Как только поставленная цель достигнута, группа распадается. С результатами работы знакомят весь коллектив детского сада.

8. Брифинг. Это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает. Или организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

9. Эстафета педагогического мастерства . Проводится в форме соревнования между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают, вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

10. Творческая гостиная . Такая форма применяется для организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

11. Круглый стол. При обсуждении любых вопросов психолого-педагогического сопровождения дошкольников круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить их в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор «круглого стола» продумывает вопросы к обсуждению.

12. Мозговая атака. Это кратковременное разовое объединение группы педа­гогов, возникающее с целью овладеть конкретной методической идеей или приемом, либо чтобы найти новое решение создав­шейся учебно-методической проблемы.

Все эти формы организации методической деятельности объединяет стремление старшего воспитателя более полно реализовать, развить потенциальные возможности и способности каждого педагога, максимально активизировать про­цесс усвоения методических идей и приемов.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Организация: МАДОУ д/с №369 «Калейдоскоп»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Статья посвящена созданию модели организации методической работы, способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. В статье раскрываютсяаспекты повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада.

Ключевые слова: мониторинг, профессиональная компетентность, инновационные группы, инновация.

С вступлением в силу ФЗ от29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого
педагога, специалиста к созданию следующих условий:

  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме. Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного
    процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо
использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение
педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей как:

  • стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  • повышение уровня активности и самостоятельности;
  • развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  • развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить педагогов.

На данном этапе в такой работе необходимо найти такие методы, с помощью которых можно преодолеть все негативные явления в работе с педагогами. Главными из них являются активизация человеческих факторов в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов ДОУ. Современная реальность, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в ДОУ.

Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. В настоящее время практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, обмену опытом и повышению творческого потенциала педагогов.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической работы на новом этапе:

    Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.

  • Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  • Формирование в ДОУ коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  • Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Методическая работа, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск и внедрение в практику работы новых, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Работа нашего дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Она направлена на: организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий; повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ;
обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития
образования; научно - методическое обеспечение содержания образования;
объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка; мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенка в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

1. Традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве;
-проблемные семинары;
- семинары- практикумы;
- дни открытых дверей;
- творческие микрогруппы;
-наставничество;
-эстафеты педагогического мастерства;
- педагогические советы;
- повышение квалификации.

2. Инновационные:
-« копилка» педагогического мастерства;
- мастер-классы;
-проектная деятельность;
- создание банка инновационных идей;
- стажёрские площадки;
- творческие конкурсы;
- творческая лаборатория молодых специалистов;
- издательская деятельность.

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно - образовательного процесса.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы и технологий с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей:
«Банк идей» - нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применения в практике педагогов.
«Педагогических портфель» - направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
«Эффективный старт», модель проекта разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели « Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования, который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням.
В управленческой деятельности ДОУ эффективен современный метод
«Коучинг». Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг- это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя. приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.
«Педагогический ринг» - сориентирует воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов в решении педагогических проблем.
Метод мозговой атаки, или банк идей рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических задач, не поддающихся решению традиционными способами.
Следует отметить ещё одну эффективную инновационную технологию в работе с педагогическим коллективом-« Педагогическая гостиная». Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринуждённого общения.

Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педколлективом:
- индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребёнка
-дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье проведение тренингов.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической работы, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

В заключении необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующему:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;

2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,

3) повышение профессиональной компетентности педагогов;

4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Издательство «Детство – Пресс», 2009.

4. Елжова Н. В. Е 50 Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н. В. Елжова.- Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 216

5. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010.

6. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации в схемах и таблицах. Педагогическое общество России М.2014)

7. Педагогические советы в ДОО/Сост.Камалова Н.Р.,Благушко Л.Н., Стрельникова Л.Н., Петрова А.В.,Бабчинская В.Ю.,Мурченко Н.А. – Волгоград: издательство «Учитель», 2016.

8. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования/Сост. Бацина Е.Г., Сертакова Н.М., Крылова Л.Ю., Бабчинская В.Ю. – Волгоград: издательство «Учитель», 2014.

9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2008; № 3 – 2009; № 3, 12 – 2010.

10. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Коллективные традиционные формы методической работы:

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

Педагогический совет:

Педагогический совет - это законодательная форма собрания педагогов; все решения, принятые на педсовете. Обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Семинары:

Семинары могут быть теоретическими и практическими.

Практический семинар – форма повышения практических умений и навыков воспитателей.

Теоретический семинар направлен на повышение теоретических знаний педагогов в ДОУ.

Семинары могут быть длительными и кратковременными.

Консультации:

Консультация – это коллективная форма работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства, преподнесение новой информации в виде монолога по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса.

Консультации могут быть индивидуальные и групповые (коллективные), по заявкам воспитателей, по основным направлениям работы всего коллектива и др.

Индивидуальные формы методической работы:

2. Беседа;

4. Самообразование;

6. Собеседование

7. Стажировка

8. Наставничество и др.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.



Билет № 9. Индивидуальные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Наблюдение и педанализ учебно-воспитательной работы в группах;

2. Беседа;

3. Индивидуальные консультации;

4. Самообразование;

5. Взаимное посещение занятий.

6. Собеседование

7. Стажировка

8. Наставничество и др.

Билет № 10. Коллективные формы методической работы в ДОУ (традиционные).

1. Педагогический совет.

2. Консультации (групповые);

3. Семинар, семинар-практикум;

4. Научно-практические конференции;

5. Педагогические чтения;

6. Методические выставки

7. Открытые мероприятия;

8. Творческие микрогруппы

9. Открытые просмотры

10. Деловые игры

11. Работа по единым методическим темам

Педагогический совет

Пед.совет- законодательная форма собрания педагогов, все решения, принятые на педсовете обязательны для всех работников ДОУ.

Главная цель педсовета-объединить усилия коллектива ДОУ для повышения качества воспит- образов. процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Задачи педсовета:

1. Реализация государственной политики по вопросам образования

2. Ориентация пед. коллектива ДОУ на совершенствование образовательного процесса

3. Разработка общей методической темы и ее содержания в деятельности ДОУ

4. Ознакомление с достижениями пед.науки и передовым опытом и внедрение их в практическую деятельность ДОУ.

5. Решение вопросов по организации образовательного процесса

6. Принятие решения об изменении обр.программ, о коррективе сроков освоения обр.проограмм

Основные принципы деятельности педсовета: актуальность, научность, перспективность, системность.

Консультации

Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем в зависимости от того, какие затруднения испытывают воспитатели в своей работе. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций.

Так, в работах Н.С. Голициной мы находим характеристику такой формы методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели - выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация-парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Методист называет количество ошибок, которые он сделает в процессе двухчасовой консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется