С суффиксом к пишутся качественные прилагательные. Образование имен прилагательных с помощью суффиксов -к- и -ск- (5-й класс)

1. С суффиксом -к- пишутся качественные имена прилагательные, образующие краткую форму, а с суффиксом –ск- относительные имена прилагательные, которые краткой формы не образуют: жаркий (жарок), сладкий (сладок); шотландский, штатский.

Перед суффиксом имени прилагательного -ск- конечные согласные основы имени существительного, от которого образовано имя прилагательное, в некоторых случаях сохраняются без каких-либо изменений, а в других случаях - чередуются или исчезают:

а) сохраняются конечные согласные основы имени существительного д, т, з, с: Канада> канадский, гигант > гигантский, Абхазия > абхазский, матрос > матросский.

б) буква ц сохраняется в том случае, если перед ней стоит любая согласная, кроме ц: Констанца > констанцский, Пфалъц > пфальцский.

Примечание. Если основа имени существительного оканчивается на ц (а также цц), которой предшествует гласная, то имя прилагательное образуется при помощи суффикса -к-: немец >немецкий, Череповец > череповецкий, Ницца > ниццкий.

Исключения: грацский в) если основа имени существительного оканчивается на согласные к и ч, то они чередуются с ц, а в имени прилагательном пишется суффикс -к-: бурлак > бурлацкий, ткач > ткацкий.

Исключения: таджикский вормский.

Исключения:гельсингфорсский дамасский, этруск > этрусский. Исключение: баскский (е) если основа имени существительного оканчивается на сс, то перед суффиксом -ск- одно с опускается, так как в русском языке не пишутся подряд три одинаковые согласные: одесский 2. В суффиксах -ев-, -ив- под ударением пишется буква и, без ударения - е: игривый, красивый, учтивый; но: нулевой, рулевой, теневой.

Исключения: юродивый, милостивый.

3.В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и: совестливый, доверчивый.

4.В суффиксах -ов-, -оват-, -овит- после твердых согласных пишется буква о; после мягких согласных, шипящих и ц пишется буква е: береговой, сероватый, домовитый; речевой, рыжеватый, глянцевитый.

5.Суффиксы -инск-, -ин- + -ск- характерны для имен прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на -ин- (елизаветинский Исключения: инзенский (В остальных именах прилагательных употребляется суффикс -енск-: керченский Примечание. В словах коломенский 6. Суффикс -еньк- служит для образования имен прилагательных от слов, основа которых оканчивается на любой согласный, кроме г, к, х: красивенький, маленький, аленький.

Суффикс -оньк- употребляется после согласных г, к, х: легонький, тихонький.

7. Если производящая основа оканчивается на -ск- (в словах воск, доска), то при образовании прилагательных это сочетание заменяется на щ в именах прилагательных: вощаной, дощатый

8. Если производящая основа оканчивается на -к-, то при образовании имен прилагательных посредством суффикса -am- наблюдается чередование к // ч: веснушчатый 9. Если производящая основа оканчивается на -ц-, то при образовании имен прилагательных посредством суффикса -чат- наблюдается чередование ц // т: реснитчатый (

1)Отметь существительные от которых образуются прилагательные с суффиксом к

а) январь
б)флот
в) пассажир
г)рыбак
д)ткач
ж) деревня
з) июнь
2) отметь прилагательное с суффиксом к
броский
пиратский
русский
одесский
3)отметь прилагательные в которых допущена ошибка.исправь.
а)казахкий
б)близский
в)адмиралтейский
г)зверский
д)вязский
е)майский
ж)московский
з)вильнюский
и)исследовательский
к)президенский
4)образуй сложные прил от слов и словосочетаний.запиши их в два столбика.
а)десять метров
б)яркий и желтый
в)белый ствол
г)научны и технический
д)строить корабли
е)северо запад
ж)левая сторона
з)бледное лицо
и)серебристый и синий
к)английский и немецкий
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ НАДО*)
ВСЕМ КТО ПОМОЖЕТ ПОСТАВЛЮ СПАСИБО*)
:)

1)Отметь существительные от которых образуются прилагательные с суффиксом -ск-:

а)узбек д)Горняк
б)белорус е)флот
в)Молодец ж)таджик
г) пират з)ткач
2)Найди прилагательное с суффиксом -к-.
а)французский
б)колдовской
в)векий
г)турецкий
д)матросский.
3)Вставь суффикс -к- или -ск-
а)черкес_ий
б)рязан_ий
в)тряс-ий
г)вяз_ий
д)брос_ий
е)город_ой
ж)швед_ий
з)свет_ий
и)кавказ_ий
к) энгельс_ий
4)Укажите прилагательные,в котором допущены ошибки:
а)кавказкий е)кулацский
б)низский ж)артиллерийский
в)белогвардейский з) дерзский
г) узкий и) комендантский
д)немецский к)громоздкий
5)Вставь,где необходимо,мягкий знак.Отметь слова,в которых мягкий знак не пишется перед -ск-
а)декабр_ский
б)казан_ский
в)ноябр_ский
г)июл_ский
д)сибир_ский
е) тюмен_ский
6)укажи прилагательное с буквой е:
а)камыш_вый
б)груш_вый
в)песц_вый
г) морж_вый
7)Укажи прилагательное с буквой о:
а)кварц_вый
б)холц_вый
в)ситц_вый
г) плюш_вый

652.Обьясните. чём заключются ошибки в употреблении имён прилагательных.Исправьт эти ошибки.1) Этот день был самый лучший, самый воспоминательный день

моих летних каникул. 2) Идет Алёнушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Это смелый и волелюбный человек. 4) он очень спокойно относится к своей бездельной жизни. Обьясните. чём заключются ошибки в употреблении имён прилагательных.Исправьт эти ошибки

1.Укажите неспрягаемую форму глагола

А.ворота Б. храбрость В. окно Г. прятки
2. Слова "эффектный" и "эффективный" по отношеню
А. синонемами Б. омонимами В. антонимами Г. паронимами
3. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным:
А. Человек,который вышел нас встречать,был нам не зваком.
Б. Мы не знали,где его искать.
В. Его дом стоял там,где овраг переходил улицу.
Г. Ветер дул с такой силой,словно хотел унести дома в океан.
4. Словообразовательный аффикс,выполняющий в структуре слова соединительную функцию,так как находиться между корнями сложного слова,называется:
А.суффикс Б. префикс В. интерфикс Г. постфикс
5. Не существует следующей категории имён прилагательных:
А. качественных Б. притяжательных В. указательных Г. относительных
6. Укажите слово,которое не является вещественным существительным:
А. сахар Б. вода В. масло Г. мороз
7. Укажите возвратный глагол:
А. рассказывать Б. веселиться В. лихорадить Г. приветствовать
8. Укажите часть речи,которая является неизменяемой
А. глагол Б. местоимение В. предлог Г. числительное
9. Укажите предложение,в котором присутствует прилагательное в превосходной степени:
А.В дальней комнате было холоднее всего Б. Это был наиболее талантливый студент. В. В этот превосходный вечер не хотелось ни о чём думать. Г. Эти двери надежнее,чем те,которые мы видели вчера.
10. Укажите словосочетание, в котором присутствует синтаксическая связь "согласование"
А. думать об этом. Б. новый дом. В. смотреть в окно. Г. давно приехали.
Ребята помогите пожалуйста!!! Ответы могут быть один,или два,или три,или четыре,или даже не какой помогите пожалуйста!!!

Цели:

  1. научить правильно образовать и употреблять в речи прилагательные с суффиксами -К-, -СК- ;
  2. научить отличать суффикс -К- от суффикса -СК-;
  3. обогатить словарный запас учащихся;
  4. воспитать чувство любви к играм бабушек и дедушек, вызвать интерес к ним.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пишут письмо по памяти.

II. Повторение пройденного.

1) Лексическая работа. Задание: определить лексическое значение иноязычных прилагательных, подбирая к ним синонимы. Затем с любым прилагательным каждый ученик составит по одному предложению.

Авангардный, инфекционный, флегматичный, активный, деликатный, аналогичный.

Слова для справок:

передовой, заразный, спокойный, деятельный, вежливый, похожий.

2) Синтаксический разбор предложения

Кони были вороные.
Степная снежная пустыня однообразна и скучна.

3) Образование имен прилагательных с суффиксами -ЧИВ-, -ОВАТ-, -ЛИВ-.

Отзываться, разбирать, синий, хлопотать, серый, красный, молчать.

III. Усвоение нового материала.

1) Анализ примеров.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение правил образования имен прилагательных с помощью суффиксов. А именно с помощью суффиксов -К-, -СК-. На письме учащиеся нередко смешивают суффиксы -К-, -СК-. Необходимо научиться отличать прилагательные с суффиксами -К- (низкий) от прилагательных с суффиксами -СК- (кавказский). Запишем в тетрадях и на доске прилагательные НИЗКИЙ, УЗБЕКСКИЙ, БЛИЗКИЙ . Образуйте их краткую форму (низок, узок, близок).

– Когда же в именах прилагательных пишется суффикс -К-? (В качественных прилагательных пишется суффикс -К- (т.е. в прилагательных, если можно образовать краткую форму)).

А теперь образуем прилагательные от существительных:

Немец- немецкий, рыбак – рыбацкий, ткач – ткацкий.

Какие это прилагательные? На что оканчивается основа у существительных?

– Что происходит в корне при образовании прилагательных? (чередование К//Ц, Ч//Ц)

– При помощи какого суффикса образовались прилагательные?

Вывод:

  1. К основе слов на -Ц присоединяется суффикс -К- при образовании прилагательных.
  2. В остальных прилагательных, чаще всего образованных от различных географических названий и названий лиц (московский, уральский, норвежский) , употребляется суффикс -СК-.

IV. Закрепление материала.

1. Задание: выделить суффиксы, согласовать с существительными .

Турок – турецкий язык, ленинградские мосты, комсомольский, грузинский. Татарский, португальский, учительский, зрительский, резкий, чуткий, волжский, детский, китайский, ямщицкий.

2. Выполнить упражнение 676. Выписать имена прилагательные суффиксами -СК-, разобрать по составу.

3. Индивидуальная работа на доске . Задание: разобрать слова по составу

а) русских, белорусский; б) удмуртские, калмыцких.

4. Выполняется упражнение 677.

V. Физкультминутка.

VI. Чтение правила § 88 (стр.274)

VII. Усвоение нового материала.

Правописание буквы Ь перед суффиксом-СК-

– После какой согласной в прилагательных с суффиксами -СК- пишется буква Ь?

– Когда буква Ь не пишется?

– Какое слово составляет исключение?

VIII. Закрепление правила.

1. Выполняется упражнение 678, 679.

2. Диктант с цифровыми (или буквенными) обозначениями. Задание: Вместо прилагательных записать цифры (или буквы):

-ЬСК- обозначаем цифрой 1 (или буквой А);
-СК- обозначаем цифрой 2 (или буквой Б).
-К- обозначаем цифрой 3 (или буквой В);

  1. Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.
  2. Мы охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
  3. Был ясный январский день, всюду сверкало серебряное солнце.
  4. Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки.
  5. Узкие улицы быстро наполняются людьми.
  6. Армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление.
  7. Бенгальские огни зажигаются в новогоднюю ночь.

Ключ к заданию : 1, 3, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 2, 1. (АВБББББВВБА)

IX. Итог урока .

– Что нового узнали на уроке?

– Когда в прилагательных пишется –К-, -СК-?

X. Домашняя работа .

– О каких играх чувашского народа вы знаете? Поинтересуйтесь о них у бабушек и дедушек. Запишите ход игры.

Например, игра «Сельский хоровод».

У чувашского народа есть удивительная игра «Сельский хоровод», по-чувашски это звучит «Вайа карти». В старые, давние времена, красные девицы и добрые молодцы собирались после вечерних работ на центральной улице деревень или на широком лугу. Здесь с праздника святой Троицы и до Петрова дня (12 июля) сельская молодежь начинала

свой культурный отдых, водила хоровод. Хоровод – народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей – участников какой-то игры, танца.

Сельская молодежь веселилась, радовалась жизни.