Объективные потребности возникновения нот. Объективные и субъективные потребности как возможности для развития сервисной деятельности Объективные потребности


Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности, требующая удовлетворения.
Потребности человека многообразны. Американский ученый А. Мас- лоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):
  1. Физиологические потребности (в еде, питье, тепле, воспроизводстве рода).
  2. Потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, болезней).
  3. Потребность в социальных связях (любви, дружбе, общении с людьми, причастности к какой-либо группе и т.д.).
  4. Потребность в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета).
  5. Потребность в саморазвитии (совершенствование всех способностей и возможностей человека).
Эти потребности принято представлять в виде пирамиды, в основании которой лежат биологические потребности людей, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.
До тех пор, пока у человека не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Однако эту классификацию можно дополнить и другими потребностями: материальными и духовными, рациональными и иррациональными, осознанными и неосознанными и др.
Именно потребности побуждают людей к деятельности. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму интереса.
Экономический интерес - форма проявления экономических потребностей.
Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду. Реализуя свои интересы, субъекты хозяйствования обеспечивают себе самостоятельность, саморазвитие.
Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразие экономических интересов. В зависимости от того, кто является носителем интересов, различают интересы общественные, коллективные и личные; национальные и интернациональные; групповые и семейные; классовые и др. Все они существуют в единстве, но между ними могут быть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом.
Удовлетворение потребностей - это процесс частичного или полного выполнения желания (потребностей) человека. Удовлетворение существующих потребностей и появление новых является бесконечным процессом. Поэтому самой общей целью экономического производства является удовлетворение потребностей человека в тех товарах, которые нужны ему в процессе жизни. В рыночной экономике удовлетворяется не всякая потребность, а лишь платежеспособная, т.е. обеспеченная деньгами и измеряемая экономической выгодностью, полезностью.
Следует отметить тот факт, что потребности людей в материальных благах и услугах практически не ограничены: люди постоянно стремятся к повышению своего уровня жизни; удовлетворив основные жизненные потребности, они хотят большего, причем по мере развития происходит увеличение потребностей. Два десятилетия назад мало кто мог мечтать о персональном компьютере, а сегодня он необходим каждому студенту. Это объясняет тот факт, что потребности людей в различных благах практически не имеют предела насыщения.

Еще по теме Понятие и классификация потребностей:

  1. 2.1. Понятие и правовая сущность потребительского кредита
  2. § 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
  3. 4.1. ПОТРЕБНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВО, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ СТРУКТУРА. ЗАКОНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Что касается макроэкономических и макросоциальных факторов, то напомним историческую ситуацию, которая сложилась на грани XIX - XX в.

Необходимость заняться социально-технологическими проблемами производства, во-первых, диктовалась тем, что в конце XIX - начале XX в. со всей остротой встал вопрос, как в условиях стремительной индустриализации наиболее эффективно включить в трудовой процесс миллионы людей.

Такая потребность отражала объективный процесс разделения и обогащения труда, который происходил и на предшествующих этапах. В этот период развитие экономики с неумолимой последовательностью демонстрировало рост новых профессий, усложнение других, исчезновение устаревших. Под влиянием промышленных революций XIX в. этот процесс в начале XX в. значительно ускорился. Сначала изменения на производстве носили в основном количественный характер и мало затрагивали качественную сторону. Но объективные потребности развития производства порождали необходимость внесения качественных изменений, среди которых организация труда приобретала решающее значение.

Во-вторых, продолжавшийся процесс концентрации производства сопровождался созданием крупных предприятий, которые в отличии от прошлых хозяйственных единиц насчитывали тысячи и десятки тысяч работников. Сохранение прежних форм и методов организации труда не вписывалось в новые потребности. Нужно было организовать производственный процесс так, чтобы технология использования овеществлённого и живого труда была рационально продумана и осуществлена. Жёсткий алгоритм организации труда, таким образом, был объективной необходимостью, в рамках которой каждому участнику трудового процесса предписывалась конкретная и чётко обозначенная роль.

В-третьих, нужно было преодолеть во многом сохранившуюся стихийность и неупорядоченность трудового процесса. Индустриализация во многих странах наглядно показала, что путь к успеху в те годы лежал в упрощении работы, в создании «модели» рабочего места с «малой свободой действий». Тейлор выдвинул и всесторонне обосновал идею рационализации рабочего места за счёт уменьшения свободы действий, что в очень серьёзной степени увеличивало производительность труда. Благодаря рационализации движений работника, оптимальной организации снабжения, расположения инструментов и оборудования достигалась высокая эффективность труда. Новые требования привели к тому, что человек выступал как придаток машины, как часть производственного процесса, способная к быстрой адаптации при изменяющейся технологии. Этот подход способствовал значительному скачку в росте производительности труда, именно тогда были заложены принципы его научной организации, хотя внимание обращалось в основном на внешнюю сторону рационализации, организацию, говоря словами В.И. Ленина «научной системы выжимания пота».

В гротескной форме, но, по сути, убедительно это показал Чарли Чаплин в фильме «Огни большого города», выпущенном в конце 1920-х гг. В фильме есть эпизод, когда Чаплин демонстрирует занятость рабочего: отдельными операциями заняты не только руки, но и ноги. Питается работник также при помощи автомата, который, однажды испортившись, пытался запихнуть салфетку в рот рабочего, продолжающего выполнять трудовые операции без остановки на обеденный перерыв. Этой комичной мизансценой актёр вызывает смех - но каково было реальным работникам, возможности и способности которых использовались на пределе допустимого.

Объективно процесс рационализации привёл к значительному росту производительности труда. Формировались такие качества работника, которые были направлены на точное и беспрекословное выполнение поставленных задач с их подробнейшей регламентацией, использованием природных физических и физиологических возможностей и задатков человека. Исполнительность, беспрекословность, послушность стали мерилом высших ценностей поведения работника в условиях капиталистического производства.

В-четвёртых, требовались изменения в стиле и методах управления производством. Малодейственными и неэффективными оказались призывы «надо», «должны», «давай работай» - нужно было показать, как и каким образом необходимо не просто работать, а результативно, с меньшей затратой сил, но с большей отдачей.

А для этого нужна была разработка инструкций, должностных обязанностей, карт рабочего места, которые могли быть созданы только на основе научного обобщения практики работы многих профессионально подготовленных работников.

И, наконец, всё более распространяющаяся механизация (а затем и автоматизация производства) требовала состыковать работу машины с деятельностью работника, что оказалось достаточно сложным, ибо функционирование машин и механизмов нередко осуществлялось автономно, без учета физических и физиологических возможностей человека.

Это противоречие во взаимоотношениях человека и машины, впервые осмысленное в процессе обоснования позиции технологического работника, возникало постоянно и на последующих стадиях развития. Актуальным остаётся оно и поныне.

Таким образом, объективные потребности общества и производства привели к возникновению феномена «технологического человека», суть которого заключалась в том, чтобы контролировать методы работы, обеспечить конкретизацию требований рациональной организации деятельности каждого участника производственного процесса. И хотя это требование на первых порах воплощалось в основном в формировании правил поведения рабочих, оно в скором времени повлекло необходимость рациональной организации труда специалистов (инженеров, техников), а затем и менеджеров, руководителей производства.

Это направление в социальной организации труда, возникшее в начале XX в., сохраняет силу и влияние до настоящего времени. Конечно, оно не оставалось неизменным: последующие годы XX столетия внесли свою лепту в приумножение знаний о физических и физиологических возможностях человека. Процесс обогащения знаний был многосторонним и многообразным. И если сначала эксперименты осуществлялись в основном с рабочим местом как таковым, то затем актуальной стало совершенствование всех звеньев производственной организации. На этом пути были открыты огромные социальные возможности работника, многие из которых актуальны и до сих пор.

Революционное, кардинальное значение этой новой ступени в познании возможностей человека и их использование в производстве заключается в том, что был поставлен вопрос о методах работы. Иначе говоря, реализовывался принцип: контролировать не просто процесс работы, а те приёмы и способы, которые работник использовал в ходе своей производственной деятельности.

Рассмотрим понятия потребность, нужда, экономический интерес , выявим их соотношение, а также изучим виды потребностей .

Потребность, нужа, экономический интерес

Побудительным мотивом организации общественного производства являются потребности людей . В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей.

Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, которое он стремится преодолеть. Е сть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо; объективно необходимые условия жизни и др.

Нужда - это настоятельное желание получить какое-либо благо (еду, одежду, жилье и т.п.) или избежать чего-то нежелательного (опастности, одиночества, позора и т.п.)

Потребность - это нужда, принявшая конкретную форму в зависимости от уровня развития общества и отдельного индивида.

Например, все люди для поддержания своей жизнедеятельности нуждаются в еде. Одни имеют потребность в приобретении макарон и копченого мяса, другие не едят мяса и макароны, а удовлетворяют свою потребность в пище с помощью рисовой каши и яблок.

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму - экономического интереса .

Экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей.

См. также:

Виды потребностей

Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация. Можно выделить следующие критерии классификации:

· по значимости (первичные , или биологические, и вторичные , или социальные);

· по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные );

· по объекту (материальные, духовные, этические, эстетические );

· по возможности реализации (реальные, идеальные );

· по сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и экономические );

· по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадий общественного развития предложил американский ученый А. Маслоу (пирамида Маслоу ):

· физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, продолжении рода);

· потребность в безопасности (защита от врагов и преступников, помощь при болезни, защита от нищеты);

· потребность в принадлежности к социальным группам, в социальных связях и общении (дружба, любовь, нежность и др.);

· потребность в уважении (со стороны других людей и самоуважении);

· потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Рис. 1. Пирамида Маслоу

Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества.

Немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля . Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем меньше их спрос на продовольственные товары.

Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления , а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества.

Социальное пространство потребителя

Ключевые понятия темы

Статусная позиция. Социальная роль. Обязанности.

Права. Социальные ожидания.

Роли инициатора, фактора, покупателя, пользователя

Объективная потребность. Осознанная потребность.

Объективный интерес.

Объективный социальный интерес. Осознанный интерес.

Внимание и стремление. Реализуемый интерес.

Статусная позиция - это место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. Статус - это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции. Студент, преподаватель - это статусные позиции, наделенные определенными правами и обязанностями. От индивида, занявшего одну из этих позиций, окружающие ждут поведения, вписывающегося в рамки их прав и обязанностей, традиций. На рынок выходят люди, занимающие разные статусные позиции: рабочие или ИТР той или иной отрасли, жители города или деревни, принадлежащие к мужскому или женскому полу и т.д. Права и обязанности включают и сферу потребления.

Обязанность проявляется на двух уровнях: позиции и индивида. В первом случае обязанности сформулированы как служебные инструкции (например, продавца), неписаные моральные нормы. Многие социальные позиции предписывают определенные модели потребления (например, тип одежды, воздержание в рабочее время от алкоголя и т.д.). На индивидуальном уровне обязанность - это то, что человек чувствует вынужденным делать исходя из места, занимаемого в обществе. Эти два уровня далеко не всегда совпадают (так, есть инструкции, которые никто, кроме авторов, не читал и соответственно не собирается выполнять, и есть обязанности, которые нельзя проигнорировать, даже если одна мысль о них портит настроение).

Права также имеют два уровня: предписанный и принятый, то есть тот, который есть в писаных и неписаных нормах, и тот, который реален. Последний проявляется в форме социальных ожиданий (экспектаций ) по отношению к другим участникам взаимодействия. Так, покупатель, придя в магазин, ожидает, что продавец поможет ему подобрать товар, даст примерить и т.д.

Одной из характеристик статуса является материальное вознаграждение за исполнение обязанностей. Поэтому статус выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих экономический потенциал покупателя.

Роль - это статус в действии. Описать роль значит охарактеризовать, как используются права и обязанности. Иными словами, роль - это модель поведения, обусловленная статусной позицией. Роль является условностью, результатом договоренности (порою молчаливой) между людьми. Роль как модель поведения существует в виде представлений людей о том, какое поведение ожидается от человека в данной ситуации.

Роль проявляется в том, что в сходных обстоятельствах совершенно разные люди ведут себя одинаково, как разные артисты, исполняющие роли одной пьесы.

Описывая статус человека, мы отвечаем на вопрос "Кто он?" (по месту в обществе). Описывая роль, мы отвечаем на вопрос "Что он делает?". Поэтому роль - это динамический аспект статуса (Предвечный: 233).

Играть роль значит исполнять обязанности, налагаемые ролью, осуществлять свои права по отношению к другим (Шибутани 1969: 45).

Как артисты учат роли перед выходом на сцену, так и люди, живущие в обществе, зубрят их добровольно или по принуждению. Человек живет не в абстрактном обществе, а в конкретную эпоху, в конкретном городе, дворе, семье... Поэтому роли, которые он изучает (и играет) в разных социальных группах, формулируются тоже по-разному.

Если индивид играет роль, нарушая социальные ожидания, то по отношению к нему применяются социальные санкции , представляющие собой внешние по отношению к индивиду меры принуждения к исполнению социальной роли (Предвечный: 234).

Потребительское поведение включает в себя целую серию ролей.

Роль инициатора состоит в принятии решения о том, какая потребность в данный момент наиболее актуальна, и в принятии решения о совершении покупки с целью ее удовлетворения.

Роль фактора (influencer) состоит в действиях, оказывающих влияние на процесс принятия решения о покупке. Это может быть слово или целая речь, обосновывающая необходимость покупки или отвергающая ее. Советчик - это разновидность данной роли. Это могут быть и действия, способствующие покупке или предотвращающие ее. Например, я показал за рулем, как работает данный автомобиль, его плюсы и минусы. При этом ни одного слова может быть и не произнесено, но потенциальный потребитель примет во внимание организованный мной эксперимент.

Роль покупателя состоит в акте покупке, в процессе которой отдаются деньги в обмен на товар или услугу.

Роль пользователя состоит в действиях по потреблению или использованию купленного товара.

Роль не равнозначна индивиду. Роль - это набор предписаний. Сегодня их исполняет один индивид, завтра - другой. Кроме того, роль может исполняться как одним индивидом, так и группой, например семьей, приятелями и т.д. Таким образом, роль и индивид автономны по отношению друг к другу. Однако индивидуальные качества человека могут оказывать влияние на исполнение им роли. Например, в театре мы можем наблюдать, как в классических пьесах одну и ту же роль разные артисты исполняют по-разному.

2.1.Потребность

Потребность - это объективное условие, предпосылка существования субъекта (индивида, группы, организации и т.д.). Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию.

Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Так, многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их раскодирования (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть природная потребность в воде, но общество сформировало в людях чувство брезгливости по отношению ко всему нечистому, поэтому возникает синтетическая осознанная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще.

Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д.

2.2. Интерес

Объективный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности. Интерес выступает и как путь в полном смысле этого слова, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребность.

Объективный социальный интерес - это объективно оптимальный путь к удовлетворению потребности в социальном пространстве.

Осознанный интерес - это представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность. Этот интерес может совпадать с объективным, может от него более или менее существенно отличаться, а может вообще вести в противоположном направлении.

Осознанный интерес проявляется в двух психологических состояниях. (1) Внимание - это психологическая направленность субъекта без перестройки системы его ценностных ориентаций. (2) Стремление - это психологическая направленность субъекта, вызывающая перестройку системы его ценностных ориентаций, в результате чего данная вещь, явление становится базовой ценностью (Предвечный: 100).

Реализуемый интерес - это тот путь к удовлетворению потребности, которым пошел субъект. Он может как совпадать с осознанным интересом, так и противоречить ему. Например, курильщики в большинстве своем осознают, что курение вредит их здоровью, а в более зрелом возрасте часто характеризуют свою привычку как глупость, но справиться с ней они не в состоянии, поэтому, осознавая свой интерес, они в то же время поступают ему вопреки.

Товар - это разновидность интереса. Он представляет собой способ удовлетворения потребности, путь к ней. Есть товар как объективно оптимальный способ удовлетворения потребности и товар, который кажется покупателю таковым. Покупается не самый оптимальный товар, а тот, который кажется таковым покупателю.

Например, мой организм испытывает чувство голода. Это объективная потребность. Я ее осознаю и формулирую вывод: "Мне хочется есть". Далее идет выход на уровень интереса: как удовлетворить уже осознанную потребность? Съесть кусок хлеба? Сходить в ресторан или купить бутерброд? Или вообще потерпеть до дома? Я делаю выбор интереса, основываясь на своих представлениях о полезном и вредном, на своем отношении к проблеме здоровья, исходя из своего волевого потенциала.

Товар как интерес носит многоуровневый характер. Товар редко предлагается изолированно. Обычно он является звеном большой цепи. Покупатель, правда, может не осознавать, что он выбирает не отдельный интерес, а целый комплекс интересов.

Например, потребитель для удовлетворения своих личных и семейных потребностей приобретает автомобиль, представляющий собой интерес как путь к удовлетворению определенной потребности. Однако эта покупка формирует целый комплекс интересов автомобилиста: интересы в сети бензоколонок и станций техобслуживания, мойках, хороших дорогах, страховых компаниях, дорожной полиции, пунктах быстрого питания на дорогах, сети магазинов и ларьков вдоль них, особенно магазинов запчастей и т.д.

Социальная психология / Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.А. . М., 1975.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

Введение

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т.д.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Характерными особенностями потребностей являются:

1) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т.п.);

2) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т.п.);

3) наличие часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;

4) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

5) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Цель данной работы - изучить основные теории и методы измерения потребностей.

Ш изучение литературы;

Ш выявление основных понятий;

Ш изучение основных теорий потребностей;

Ш изучение психологического аспекта выявления и измерения потребностей.

Сущность потребностей

В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность -- значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента -- объективный и субъективный.

Объективное в потребностях -- это реальная зависимость человека от внешней природной и социальной среды и от свойств его собственного организма. Таковы потребности в сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности.

Субъективное в потребностях -- это то, что привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент потребности -- это осознание человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное).

Учитывая взаимосвязь между объективным и субъективным компонентами потребности, можно сформулировать такое определение:

Потребность -- это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Только в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым для их достижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим:

Ш человек может иметь объективно обусловленную потребность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либо предметах и услугах, но не осознавать этого;

Ш потребность может осознаваться неясно и неточно, когда человек смутно ощущает ее, но не находит путей реализации;

Ш в наиболее сложном случае субъективные стремления человека не совпадают с его объективными интересами и потребностями или даже противоречат им, в результате формируются так называемые псевдопотребности, извращенные потребности, неразумные потребности (существуют различные термины для обозначения явлений этого рода) Сервисная деятельность. / Под общей ред. Романович В.К. - СПб.: Питер, 2005. - с.-16..

Сама постановка вопроса о существовании «разумных» и «неразумных» потребностей (псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокое философско-мировоззренческое содержание: каков критерий разумных потребностей? У людей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследовании, а потребность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста типична потребность в известности и широком признании. Меломан испытывает потребность слушать музыку, а для истощенного человека на первый план выдвигается потребность в пище.

В потребностях можно выделить два больших пласта.

1. Существуют так называемые первичные, насущные, или витальные, потребности, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать. Это потребности в пище, жилье и одежде. Однако способы удовлетворения насущных потребностей постоянно меняются, порождая новые, вторичные, или производные, потребности. Экономисты сформулировали особый закон -- закон возвышения потребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к формированию других, более сложных.

2. Представление о разумных потребностях опирается не только на объективные свойства человеческого организма, но и на систему ценностей, мировоззренческие представления, господствующие в обществе в целом или в отдельной социальной группе. Поэтому люди, имеющие сходные первичные, биологические потребности, могут обладать совершенно разными потребностями социального характера. Социальные потребности не передаются по наследству биологическим путем, а заново формируются у каждого человека в процессе воспитания, приобщения к культуре своего времени. Эти приобретенные в ходе индивидуального развития потребности зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценностей.

В современной европейской цивилизации гуманистические ценности преобладают. Поэтому большинство людей считают, что разумными являются потребности, удовлетворение которых способствует развитию личности, реализации заложенных в каждом человеке задатков и способностей, а также прогрессивному развитию всего человеческого сообщества. Общество относит к неразумным, деструктивным (разрушительным) те потребности, удовлетворение которых разрушает человеческую личность и социальную систему, например, потребность в алкоголе, наркотиках, совершении преступных и аморальных действий, в самоутверждении посредством участия в террористической деятельности и т. п.

Таким образом, существуют социально одобряемые, поддерживаемые обществом и государством виды потребностей, которые общество признает разумными.

Собственно социальные потребности связаны с развитием образования, культуры, процессом труда, использованием технических устройств, искусством и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности подвергаются в обществе социальной корректировке, так и социальные потребности не изолированы от биологических. В любой социальной потребности содержится включенный в нее биологический компонент, который необходимо учитывать при оказании услуг по удовлетворению данной потребности.

Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. - М.: Дашков и К, 2005. - с.-54.. Человек стремится удовлетворить свои потребности. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряженности или спокойствия, эмоции радости или горя, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребности человека многообразны, но для каждой личности характерна определенная система потребностей. Она включает доминирующие потребности и подчиненные им потребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения. Например, человек испытывает сильную потребность в успехе. Он все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде я т.д.