Организация работы методической службы в образовательном учреждении. Организация работы методической службы по внедрению фгос Включает в себя деятельность методической службы

Разделы: Администрирование школы

Главным предназначением методической работы является подготовка кадровых ресурсов, способных создавать условия для повышения качества образовательных услуг, развития образовательного учреждения.

В понятие “подготовка кадров” включаю создание условий для:

  • профессионального творчества педагогов;
  • использования передового опыта;
  • анализа профессиональной деятельности, самообразования;
  • обмена опытом и распространения его;
  • возможности развиваться и самосовершенствоваться

Педагогический коллектив нашей школы состоит из 55 педагогов, для которых такие условия позволяют иметь высокий уровень квалификации. (2004 -2005г.-90%, 2005-2006г.-91%, 2006-2007г.-90%)

Педагогический коллектив начинает обновляться, средний возраст-42 года, по стажу работы распределились так: от 0 до10 лет – 32%, с 10 до 20 лет – 22 %, свыше 20 лет – 36%.

Как достигается такой уровень квалификации? Какова при этом роль методической службы и её деятельности?

Методическая работа нашей школы строится на основе диагностики, анализа, мониторинга и прогнозирования с учётом достижений науки и передового педагогического опыта, изменений в структуре и содержании, отвечающих современным требованиям и направлена на сопровождение опытно-экспериментальной инновационной деятельности в рамках программы развития образовательного учреждения и создание соответствующей образовательной среды.

Такой подход определяет понятие “модернизация”. Отсюда методическая тема школы:

“Модернизация методической службы с целью оптимального и эффективного развития личности в учебно-воспитательном процессе”)

План её реализации разработан в одноимённом 4 летнем проекте, цель которого “Осуществление инновационной работы в модернизированной структурно-функциональной модели методической службы, сориентированной на развитие творческой личности как учителя, так и ученика, развивающихся в личностно-ориентированном педагогическом пространстве”

В модели организационной структуры школы методическая служба её подструктуры занимает центральное место, так как содержание её работы – это целостная, основанная на анализе учебно-воспитательного процесса и достижениях науки и передового опыта система мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие инновационной, реализацию опытно-экспериментальной деятельности школы, а значит на качественное образование и развитие субъекта- обучающегося.

Своевременно сказать, что методическая служба качественно сопровождает УВ процесс, отмечен рост качества обучения.

Учебный год 2004-2005 2005-2006 2006-2007 I четв.2007-2008
Качество обучения 36% 37,8% 42,6% 44,5%

Результаты не случайны. Механизмом реализации программы развития являются инновации, которые приводят к качественным изменениям в обучении, воспитании, условиям образовательной среды. Приложение 1.

В структуре научно-методической службы выделены подструктуры, которые появились и функционируют в связи с опытно-экспериментальной деятельностью ОУ.

Главное действующее лицо в ней – методический совет.

Деятельность его начинается с анализа, причем это рейтинговый анализ, в котором прослеживается участие педагогов на всех уровнях выраженное в баллах. Учитывая результаты мониторинга методической деятельности структурных подразделений методической сети, роста профессионального мастерства и содержание затруднений в работе учителя, промежуточных итогов опытно-экспериментальной работы и других показателей планируется содержание основных направлений работы всех подструктур, а от них для каждого учителя.

При планировании руководствуемся принципами:

1) научность,

2) целостность,

3) системность.

4) перспективность,

5) конкретность и актуальность,

6) коллективность.

Направления работы научно-методической службы.

I. Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

а) Обновление содержания образования;

б) Новые образовательные и педагогические технологии:

1. Технология развития критического мышления.

2. Технология обучения в свободном пространстве: в информационном, экологическом, культурологическом, этнографическом пространстве уроков.

3. Интегрированная рефлексивная образовательная технология “Мастерская”.

4. Технология реализации принципа ценностной ориентации и успеха.

5. Технология проектного обучения. Информационные технологии.

II. Управление и контроль.

III. Организационно-методическое обеспечение системы повышения квалификации педагогического коллектива.

IV. Инновационная деятельность.

V. Научно-методическая работа с учащимися.

Какие изменения, инновации наметились в организации и содержании методической службы?

1. Изменена структура методической службы, нацеленная на создание условий для каждого педагогического работника школы по его профессиональному росту в соответствии с новыми задачами деятельности школы.

2. Формируется банк педагогического опыта в сфере гуманной педагогики.

3. Введены новые формы (для школы) непрерывного педагогического образования:

а) Методологический семинар, деятельность которого пролонгирована с сентября до конца учебного года (постановка проблемы – реализация индивидуальных маршрутов по её изучению)

б) Подготовка и публикация печатной продукции педагогами школы с целью обобщения лучшего педагогического опыта.

г) Участие в научно – практических конференциях, конкурсах всех уровней, в том числе дистанционных.

4. Разработаны и апробируются новые формы документации педагогов: планы уроков, памятки учителю при подготовке к уроку.

Какие создаются условия и проводятся мероприятия для непрерывного повышения квалификации, организуемые внутри школы?

Педагогические советы:

1. Формирование ключевых компетенций в соответствии с требованиями модернизации образования.

2. Социально-педагогическое проектирование развивающего пространства учащихся с использованием системно- деятельностного подхода.

3. Современный открытый урок.

4. Организация ситуации успеха на уроке.

5. Панорама воспитательной работы: перспективы и пути развития в рамках проекта школы достижений.

6. Роль моего предмета в будущей жизни ученика.

Тематические практические и теоретические семинары:

1. Организация предпрофильной подготовки, профильного обучения и разработка предметных учебных программ элективных курсов.

2. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения.

3. Совершенствование рефлексивных умений.

4. Основы развития личности учителя и ученика в новых социокультурных условиях.

5. Организация опытно-экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

6. Использование средств Музейной педагогики в учебно- воспитательном процессе.

Оформляются информационные тематические стенды в методическом кабинете:

1. Современный урок (формы, виды, структура).

2. Педагогические технологии.

4. Материалы опытно-экспериментальной деятельности.

5. Профильное обучение.

Причём это не только стенды, но и целые подборки таких материалов в папках.

Ведется внутришкольная курсовая подготовка обучению новым технологиям.

1. Обучение по системе Л.В.Занкова (4 семинара +практическое занятие с лентой открытых уроков учителями-занковцами) для соблюдения преемственности в обучении.

2. Обучение информационным технологиям:

а) Пользователь, быстрая печать, переработка и создание новой информации.

б) Технология создания презентаций.

Методическая выставка:

Например, “Выставка портфолио педагогов” приняли участие около 50 портфолио учителей, руководителей МО, педагогов дополнительного обучения (с подведением итогов).

Ежегодный конкурс “Методических идей” (идет 4 год)

1. Конкурс разработок уроков с компетентностным подходом в обучении.

2. Конкурс разработок уроков построенных на основе развивающего обучения системы Л.В.Занкова (для учителей предметников).

3. Конкурс разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий.

Мастер-классы, обобщение опыта педагогов.

1) Формирование информационной культуры старшеклассников через экономическую подготовку.

2) Интеграция на уроках ИЗО и во внеклассной работе.

3) Место интерактивных форм обучения на уроках иностранного языка (МО).

4) Повышение качества обучения математике через педагогические компетенции учителей.

5) Проектная деятельность на уроках технологии

Предметные декады.

1) Мероприятия объединяются методической тематикой. Необходимо при проведении мероприятий показать применение различных технологий, реализацию практической части темы по самообразованию, либо показать реализацию темы эксперимента и т.д.

2) Все мероприятия оформляются в разработке с доказательной базой фото или видео материалов.

3) Закрытие декады проходит в форме презентации, анализа.

  • Методический месячник, методическая неделя, методический день с определенной целью и тематикой, методическим заданием, вытекающим из задач методической службы.
  • Педагогический марафон “Урок XXI века” (с целью показать использование компетентностного подхода, создание ситуации успеха, проектирование, интеграция).
  • Ленты открытых уроков (в рамках темы по самообразованию, экспериментальной деятельности, используя средства музейной педагогики).
  • Дистанционные конкурсы. Участие во всероссийском фестивале “Открытый урок”, дистанционной курсовой подготовке.
  • Обобщение опыта в публикациях.
  • Школьные педагогические чтения.
  • Школьный педагогический форум “Образование”.

Такой подход в работе методического совета дал результат уровня повышения квалификации, его рост с разряда на категорию, со II категории на I, с I на высшую.

Не только созданные внутришкольные условия и мероприятия повышают уровень мастерства педагогов, но и внешние методические формы работы, личные качества. Приложение 2.

Программа развития МОУ “СОШ№12” является важнейшим стратегическим документом, определяющим инновационный режим деятельности школы. Приложение 3.

В основу её положена программа опытно – экспериментальной площадки II уровня по теме “Использование средств музейной педагогики в формировании у школьников ценностных отношений к культурно – историческому наследию”, которая утверждена на коллегии Департамента образования.

Научно-методический совет и экспертный совет сопровождают экспериментальную работу, координируют деятельность образовавшейся кафедры опытно-экспериментальной площадки.

Наша совместная деятельность включает: (Приложение)

Особой подструктурой в методической службе являются предметные методические объединения.

Каждое из них имеет свой почерк в работе, свой подход.

МО начальных классов отличает опыт использования технологии развивающего обучения, в 9 из 11 классов ведется преподавание по системе Л.В. Занкова.

Делятся опытом на всех уровнях.

Одно из первых МО представлявших школу на всероссийском уровне. Их учащиеся являются лауреатами всероссийского конкурса “Занковец” в г. Москва.

Практически каждый педагог начальной школы является лауреатом конкурса учитель года.

МО математики и информатики отличает использование технологии проблемного обучения, информационных технологий, представление опыта на городских педагогических чтениях, участие в дистанционных конкурсах, ими впервые в школе введен конкурс творческих работ учащихся – предметные портфолио. Имеют публикации.

МО русского языка и литературы отличает активность ведения исследовательской деятельности с детьми, осуществление преемственности развивающего обучения, всегда интересна внеклассная деятельность. Педагоги располагают огромным количеством программ вариативной части. Есть свои лидеры в обучении и воспитании, участники городского форума “Образование – 2006”, лауреаты конкурса “Учитель года”.

МО учителей естественных и общественных наук – отличает использование интеграции, адаптивной системы обучения, умение использовать информационные технологии, участвуют в дистанционных конкурсах, как сами педагоги, так и учащиеся на различных уровнях. Имеют публикации.

МО учителей иностранных языков отличает использование проектной, информационной технологий. Широта внеурочной деятельности. Им удается создание учебных предметных программ для предпрофиля, профиля, в совершенстве владеют интерактивными формами обучения иностранному языку, лауреаты городского форума “Образования -2006”, есть лауреат конкурса учитель года, участие в дистанционных конкурсах. Имеют публикации.

МО учителей технологии и искусства отличает использование интеграции, проектирования, исследовательская деятельность. Широко используют обобщение опыта на разном уровне. Освоили дистанционную курсовую подготовку и участвуют в дистанционных конкурсах. Имеют много публикаций.

МО учителей физкультуры и ОБЖ наряду с практическими уроками ввели теоретические занятия, активно участвуют в школьных методических конкурсах, обобщают опыт работы в виде презентации результатов спортивных достижений учащихся, ведут городскую программу “Любовь к спорту с детства”, обмениваются опытом на уровне города.

В структуре научно – методической службы есть группа педагогов предметников организаторов исследовательской деятельности учащихся, которая планирует, организует исследовательскую деятельность учащихся, сопровождает ход работы, разрабатывает типы и формы исследовательских работ. Готовят презентации достижений учебного труда по предметам, подводят итог на пленарном заседании традиционной ежегодной научно – практической конференции. Таких проведено в школе-7. В сравнении с предыдущими учебными годами возраст ребят – участников снижается. Участниками стали ребята с 1 по 11 класс, работают уже 10 секций.

Из 55 педагогов – 50 охвачено курсовой подготовкой на различном уровне. 28 педагогов владеют компьютерной грамотностью и используют ИКТ технологии. Школа располагает 50 программами, спецкурсов, курсов предпрофильной и профильной подготовки.

Адаптированных 13%;

Традиционные программы с коррективами – 17,5%;

Традиционных программ – 30,5%;

Появились публикации об опыте работы, распространении опыта, только за последние 2 учебных года – 13 (на различном уровне, в т.ч. в журнале “Директор школы”).

Заметно улучшились результаты предметных олимпиад.

В 2006-2007 учебном году методическая служба прошла аттестацию на оптимальном уровне, в 2007-2008 учебном году заместитель директора по научно-методической работе представила опыт работы на конкурс в рамках городского форума “Образование-2007” и награждена Дипломом III степени в номинации “Лучшая организация методической службы в общеобразовательном учреждении”

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

· мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;

· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);

· изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;

· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

2. Информационная деятельность:

· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

· ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;

· информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.

3. Организационно-методическая деятельность:

· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

· организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;

· организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;

· участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;



· участие в разработке программы развития образовательного учреждения;

· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;

· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;

· помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;

· подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;

· организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;

· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.

4. Консультационная деятельность:

· организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;

· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Формы работы методической службы образовательного учреждения

Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.

1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования :

· курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

· обучающие семинары;

· теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);



· школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

· участие в работе сетевых сообществ Интернета;

· научно-методические конференции;

· круглые столы;

· мастер-классы;

· постоянно действующие семинары;

· деловые игры;

· единые методические дни по учебным дисциплинам;

· методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);

· самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

· наставничество;

· консультирование по научно-методическим вопросам;

· индивидуальная методическая помощь;

· стажировка;

· работа над личной методической темой;

· иннновационная работа;

· экспертиза результатов педагогической деятельности;

· диагностика затруднений;

· творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;

2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности :

· инновационная работа;

· работа в творческих группах;

· практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;

· фестивали (например, педагогических технологий);

· открытые уроки;

· мастер-классы;

· творческие отчёты;

· конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

· печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.

3. Формы информационно-методической работы :

· изучение информационных запросов педагогических кадров;

· формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

· обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

· создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;

· размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;

· освещение деятельности педагогов в СМИ и др.

По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы можно отнести:

· семинары;

· практикумы;

· научно-практические конференции;

· школьные методические объединения (МО);

· кафедры;

· школы передового опыта;

· временные творческие учителей;

· школьные методические кабинеты.

К индивидуальным формам работы относятся:

· индивидуальные консультации;

· наставничество;

· стажировка;

· работа над личной методической (творческой) темой;

· индивидуальное самообразование.

Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.

Методические объединения

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.

Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций - чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.

Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.

Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.

Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.

Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.

Педагогические семинары

Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.

Изначально семинар - это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность - отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.

С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы - круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.

Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.

Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с учеными, представителями НИИ, педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.

Методическая работа всегда являлась неотъемлемой частью деятельности профессиональных учебных заведений в России с момента их возникновения более 250 лет тому назад. Интерес к проблеме изучения и совершенствования методической работы всегда был самый неподдельный. До революции цвет русской педагогики - Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, С.А.Владимирский, П.Ф.Каптеров, П.Ф.Лесгарт, В.В.Розанов, Д.К.Советкин, П.И.Устинов, К.Д.Ушинский и др., в советские времена - Ю.К.Бабанский, А.М.Гельмонт, М.А.Данилов, Н.И.Кравцов, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, Н.П.Тучнин и др. обращались к решению проблем методической работы.

Понятие «методическая служба» появляется в начале 90-х г.г. XX в. в связи с переходом на новое содержание профессионального образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Формирование и развитие методической службы профессиональных учебных заведений становится предметом пристального внимания со стороны современных исследователей (Л.И.Белоусова, О.Г.Бутузова, А.Т.Глазунов, Н.Л.Гунявина, Э.Д.Идиатулина, А.Н.Лейбович, Т.В.Максимченко, В.И.Мигаль, А.М.Моисеев, Н.В.Немова, А.М.Новиков, Т.И.Олифиренко, Т.А.Сергеева, И.П.Смирнов, П.И.Третьяков, Н.М.Уварова, Л.Д.Федотова, П.С.Хейфец и др.).

В результате анализа научной, справочной и нормативной литературы по теме настоящего диссертационного исследования нами выделен ряд ключевых понятий, представляющих собой его содержательную основу.

«Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предмет и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними» . С целью исключения неоднозначности, двусмысленности употребления понятий и терминов был проведен их анализ. Рассмотрим прежде всего сущность понятий «методика», «методическая работа», «методическая служба».

В словаре иностранных слов указывается, что методика - это «совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой- либо работы».

В Педагогическом словаре термин «методическая работа» определяется как «оказание методической помощи учителям и повышение их методической квалификации», в других источниках - как «деятельность с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, качества подготовки квалифицированных рабочих», «целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя», «разработка и применение на основе педагогической практики совокупности методов и приемов целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, его содержания, методов и форм при изучении определенного предмета или цикла предметов или подготовки рабочих конкретной профессии в системе обучения».

В новых социально-педагогических условиях трактовка методической работы получила несколько другое направление. В Педагогическом энциклопедическом словаре она характеризуется как «часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей», целью которой является «освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом». По другим определениям, «методическая работа - это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала, профессионального мастерства, педагогического менеджмента и повышение квалификации инженерно- педагогических и методических работников образовательных учреждений»

, «… особый вид педагогической, исследовательской, управленческой деятельности, которая направлена на обучение и развитие педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» .

В связи с переходом на новое содержание профессионального образования с введением государственных образовательных стандартов, с повышением требований к методической работе в практику работы профессиональных образовательных учреждений вводится понятие «методическая служба», которой предстоит осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, количество изданных методических рекомендаций, количество проведенных мероприятий и т.п.) к ориентации на достижение конечных и частных целей реализации государственных стандартов профессионального образования.

Применительно к системе профессионального образования О.Г.Бутузова пишет, что «методическая служба - это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала, профессионального мастерства и повышение квалификации инженерно- педагогических работников учреждений профессионального образования». Т.А.Сергеева, Н.М.Уварова дают следующее определение методической службы: «Совокупность различных видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей субъектов практики». На основании этих определений Л.И.Белоусова и А.Т.Глазунов рассматривают методическую службу как «основанную на достижениях науки и педагогического опыта совокупность различных видов деятельности, направленных на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном счете - на рост уровня обученности, развитости и воспитанности учащихся, конкурентоспособности выпускников на рынке труда». Такое определение представляется нам наиболее соответствующим современной методической службе инновационного профессионального образовательного учреждения.

Изучение научных исследований в области совершенствования методической службы показывает, что создание методической службы нового типа является необходимостью в инновационных образовательных учреждениях, однако сегодня потребность реформы методической службы назрела и в других учебных заведениях, которые только выходят на путь развития.

Деятельность методической службы осуществляется на основе поставленных перед методической службой целей и задач. Для определения целей и задач методической службы О.Г.Бутузова, Н.М.Уварова и др. выстраивают последовательность:

Анализ ситуации на предмет выявления затруднений в работе педагогов > фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе > формулирование заказа управленцев и педагогов > постановка цели, исходя из заказа > выделение основных направлений деятельности, адекватных поставленным целям.

Исходя из проблем, стоящих перед профессиональной школой по повышению качества профессионального образования, из потребностей основных заказчиков на методические услуги, О.Г.Бутузова , Т.И.Олифиренко основными целями и задачами методической службы в новых социально-педагогических условиях называют следующие:

  • - создание необходимых условий педагогическим работникам образовательных учреждений для подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях рынка труда;
  • - создание системы методических услуг в соответствии с потребностями основных заказчиков (управленцы, педагоги, наука) по основным проблемам реформирования профессиональной школы;
  • - развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
  • - трансляция результатов научных исследований и педагогического опыта в практику работы образовательных учреждений;
  • - создание условий научно-практической работы педагогам в условиях инновационной деятельности учебного заведения.

Г.И.Горская считает, что в процессе методической работы решаются еще и другие задачи: подготовка педагога к освоению им содержания новых программ и технологии их реализации; регулярное ознакомление педагога с достижениями педагогических дисциплин и методики преподавания; обогащение новыми, прогрессивными и более совершенными методами и средствами обучения; совершенствование навыков самообразовательной работы педагога, оказание ему квалифицированной помощи как в вопросах теории, так и в практической деятельности, в повышении результативности педагогического труда.

В результате глубокого и всестороннего анализа требований, которые необходимо учесть при постановке целей методической службы нового типа, Т.А.Сергеева, Н.М.Уварова, Т.В.Максимченко , конкретными ее целями определяют:

«Первая цель - удовлетворение актуальных потребностей педагогов и руководителей учебного заведения в реализации их профессиональной деятельности. Вторая - «выращивание» у педагогов потребностей, которые находятся в зоне их ближайшего развития. Другими словами, методическая служба должна не только обслуживать практику профессионального образования, но и способствовать ее развитию.

Актуальнейшая цель современной методической службы - оказание помощи руководству образовательного учреждения в создании педагогического коллектива, способного к инновационной деятельности».

Систематизирующим фактором развития методической службы профессионального учебного заведения являются принципы ее деятельности.

По мнению В.Н.Максимовой , основными из них являются следующие: актуальная направленность, научность, целенаправленность и систематичность методической работы, творческая активность, сочетание коллективных и индивидуальных форм; учет индивидуальных особенностей инженерно-педагогических работников.

В новых социально-педагогических условиях, как отмечает О.Г.Бутузова , основными принципами деятельности методической службы становятся: принцип сравнительного педагогического анализа, позволяющий определить место авторской педагогической идеи в педагогическом процессе, выверить свою позицию в сравнении с другими педагогическими работниками; принцип системного анализа, т.е. вычленение во множестве взаимодействующих элементов тех компонентов, которые необходимы педагогу для подтверждения своей позиции; принцип содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающийся в создании условий для реализации собственной гипотезы или идеи конкретного педагогического работника.

В своем исследовании А.М.Моисеев выделяет следующие принципиальные требования: научность; системность; комплексный характер; систематичность, последовательность, преемственность, непрерывность; творческий характер, максимальная активизация педагогов; конкретность; единство теории и практики при всей практической направленности методической работы; оперативность, гибкость, мобильность; создание благоприятных условий для эффективных творческих поисков педагогов.

Как отмечает подавляющее большинство современных исследователей, традиционная методическая служба профессионального образования в настоящее время не может полностью обеспечить потребности практических работников. Поэтому одним из фундаментальных вопросов методической работы является определение направлений деятельности инновационной методической службы, что позволит решить комплекс поставленных перед ней задач. Применительно к системе профессионального образования, А.Е.Терюкова пишет, что направления деятельности методической службы многогранны: «планирование и руководство методической работой; повышение квалификации педагогов; обобщение и распространение передового педагогического опыта; участие во внутриколледжном контроле; проведение диагностики и анализа полученных результатов; оказание помощи молодым педагогам в период их адаптации; обеспечение постоянной связи с научно - учебно-методическим центром».

С позиций системного подхода представлены основные направления деятельности методической службы профессионального образования в трудах В.А.Ермоленко, Т.А.Сергеевой, О.Г.Бутузовой, В.А.Скакуна . По мнению авторов, таковыми являются: стандартизация профессионального образования; научно-методическое обеспечение образовательных стандартов; мониторинг образовательных стандартов; выбор и применение новых педагогических и информационных технологий; использование результатов педагогической науки и педагогического опыта; повышение квалификации и развитие педагогического творчества.

Т.И.Олифиренко классифицирует направления деятельности по их применению: в области содержания профессионального образования; в области форм и методов профессионального обучения и воспитания; в области научно-методического обеспечения нового содержания профессионального образования; в области определения содержания и организации методической работы; в области научно- организационной деятельности.

В исследовании В.А.Ермоленко, Т.А.Сергеевой основными направлениями деятельности методической службы в современных условиях обозначены: стандартизация профессионального образования; научно- методическое обеспечение образовательных стандартов; мониторинг образовательных стандартов; применение новых педагогических и информационных технологий.

На основании основных задач, стоящих перед профессиональной школой по повышению качества профессионального образования, направления деятельности методической службы определены О.Г.Бутузовой :

Разработка и совершенствование содержания профессионального образования. «Методическая служба профессионального образования принимает непосредственное участие в реализации требований государственного стандарта и его научно-методического обеспечения. Разработка регионального компонента содержания профессионального образования, рабочей учебно-программной документации, аппарата контроля результатов качества профессионального образования и т.д. потребует от методической службы определенных знаний по основным вопросам стандартизации профессионального образования».

Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов.

«Научно-методическое обеспечение образовательных стандартов - это разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации, учебной и научно-методической литературы и других средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения предметам (профессиям) в рамках времени, отведенного учебным планом в соответствии с моделью учебного плана».

Совершенствование форм и методов профессионального обучения. Одним из основных направлений деятельности методической службы, по мнению автора, является выбор технологий и средств обучения - как теоретического, так и производственного, а также педагогический контроль качества результатов профессионального образования.

Повышение квалификации. Развитие педагогического творчества.

«Главным условием качественной перестройки профессиональной школы является существенное повышение психолого-педагогической компетентности ее руководителей и преподавателей». «К передовому педагогическому опыту относятся методы и приемы обучения и воспитания, применяемые педагогическими работниками, инициативы педагогических коллективов образовательных учреждений, обеспечивающие высокое качество профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта».

По мнению О.Г.Бутузовой, Н.М.Уваровой методическая работа в профессиональном учебном заведении охватывает следующие виды деятельности: педагогическая, собственно методическая, управленческая, научная, экспертная.

В некоторых исследованиях выделяют следующие направления деятельности: технологическая, педагогическая, управленческая, научная.

Технологическая деятельность при этом включает анализ на диагностической основе педагогической деятельности инженерно- педагогических работников, феноменологическое и нормативное описание педагогического труда преподавателей и мастеров производственного обучения, доведение педагогического опыта до уровня педагогической технологии. Технологическая деятельность методической службы направлена на осознание педагогическими работниками необходимости перехода на новые педагогические технологии, позволяющие формировать в соответствии с требованиями образовательных стандартов и рынка труда качественно иного выпускника.

Педагогическая деятельность подразумевает оказание практической помощи педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства и повышении квалификации, в развитии творческой инициативы и самообразования, консультирование при разработке научно-методического обеспечения образовательных стандартов, методическое обеспечение повышения квалификации.

Управленческая деятельность связывается с созданием педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям образовательного процесса в условиях реализации требований государственных образовательных стандартов, информационного банка данных учебной документации, научной, учебно-методической литературы, организация разработки комплекса методического обеспечения образовательного процесса, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального мастерства.

Научная деятельность включает организацию опытно-экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ, экспериментальных площадок по изучению и апробированию учебно-программной документации в условиях стандартизации профессионального образования, проведение научно-практических конференций, оказание помощи администрации образовательного учреждения в работе по мониторингу введения образовательных стандартов в практику работы учреждения образования.

Таким образом, единого определения направлений деятельности методической службы профессионального учебного заведения у ученых нет. В последние годы появились публикации, авторы которых выделяют новые направления. Анализируя деятельность региональной методической службы в условиях реализации стандарта образования, Л.И.Белоусова и А.Т.Глазунов

Пришли к выводу, что функции методической службы (педагогическая, технологическая, управленческая, научная и информационная) остаются прежними, но наполняются новым содержанием и технологией реализации; в своем исследовании ученые выделили новые направления деятельности методической службы:

  • - «научно-методическое обеспечение стандартизации профессионального образования;
  • - повышение профессионального мастерства инженерно-педагогических работников в связи с необходимостью внедрения образовательных стандартов, развитие педагогического творчества;
  • - создание условий для научно-практической деятельности педагогов, включение в работу педагогов элементов научного исследования».

Устройство методической службы определяется ее моделью.

«Модель - отражение реальных объектов или процессов, аккумулирующих в себе наиболее существенные структурные элементы и связи этого реального объекта (процесса)» .

Модель должна удовлетворять следующим требованиям: «… быть адекватной отражаемому объекту (иначе она не выполнит своей функции); должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения: либо появлением (устранением) одного из структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.; должна быть реальной, т.е. построенной с учетом условий «внешней» по отношению к модели среды (можно спроектировать самую идеальную, с точки зрения строения и структуры, модель, но она не будет работать в силу своей фантазийности); должна быть проверяемой на достоверность» .

Для построения модели методической службы образовательного учреждения необходимо:

  • - определить потребности педагогических работников в методической службе;
  • - определить задачи конкретного образовательного учреждения в соответствии с проблемами, стоящими перед профессиональной школой, и наметить мероприятия по их реализации;
  • - определить основные направления деятельности и содержание работы методической службы по реализации постановленных задач повышения качества профессионального образования на конкретный период и на перспективу.

Как далее отмечает автор, «чрезвычайно значимым является существование в системе методической службы структур, непосредственно реализующих задачи, стоящие перед педагогическими коллективами образовательных учреждений в условиях стандартизации профессионального образования, способных взять на себя и функции обеспечения названных выше условий».

Идеальная модель методической службы профессионального образования, если создание таковой возможно, должна быть построена таким образом, чтобы могли быть реализованы все потребности основных ее заказчиков.

Т.И.Олифиренко предлагает следующую структуру модели методической службы профессионального учебного заведения (рис. 1):

Методический кабинет

педагогическая и технологическая функции

Научно-методический совет

организационная функция

управленческая функция

Информационный центр Экспериментальные лаборатории

информационная функция научная функция

Рис. 1. Структура модели методической службы профессионального образовательного учреждения

Проблема построения модели методической службы профессионального образования в современных условиях нашла отражение в работах многих ученых-педагогов . Современные модели методической службы располагают рядом достоинств и недостатков, связанных с формированием структуры инновационного типа. Как отмечают авторы, кардинальное изменение структуры методической службы по сравнению с традиционной - это требование, вызванное необходимостью совершенствования методической работы, переходом ее из сферы обеспечения образовательного процесса в сферу разработки и реализации образовательной политики, в сферу координации всех направлений учебно-методической, творческой, экспериментальной, инновационной деятельности профессионального учебного заведения.

Исследуя структуру методической службы в условиях конкретного региона или конкретного учебного заведения, авторы констатируют наличие в структурах нетрадиционных элементов: научно-методический совет; ученый совет; научно-методический центр (учебно-методический центр); совет по информационным технологиям; лаборатория новых педагогических технологий; инновационно-методическая лаборатория; лаборатории профессиональной и общеобразовательной подготовки; лаборатория лицензирования, аттестации и аккредитации; творческие (проблемные) группы и др.

Особое место в структуре методической службы занимает методический совет, реализующий ее организационную и управленческую функции. «Методический совет - организационно-управленческий компонент методической службы образовательного учреждения», «…основной орган, обеспечивающий руководство методической работой» . В советское время основные направления работы методического совета обобщены В.Н.Максимовой и Г.С.Беловым: «Методический совет утверждает темы и планы методической работы, организует повышение квалификации инженерно-педагогических кадров и планирует их участие в этой работе на базе ИУУ, ФПК, ИПК, вузов. Методический совет определяет наиболее актуальные направления методической работы по номенклатуре учебно-производственных работ, по порядку аттестации инженерно-педагогических работников, по совершенствованию и развитию обучения и воспитания учащихся и др.» .

В новых социально-педагогических условиях методический совет профессионального учебного заведения получает дополнительные функции: анализ потребностей педагогов и управленцев; проектирование концепции и программы функционирования и развития методической службы образовательного учреждения; анализ эффективности деятельности методической службы и др. .

В связи с внедрением государственных образовательных стандартов появляется понятие «научно-методический совет». Придание научной направленности деятельности методического совета возникает в связи с необходимостью «…стимулирования педагогов на разработку учебно-методической документации нового поколения; приобщения педагогов и студентов к участию в научно-исследовательской и творческой работе» , «создания контрольно-измерительных материалов для проведения как итоговой аттестации выпускников, так и промежуточной аттестации студентов техникумов и колледжей» .

В исследованиях Т.И.Олифиренко, Н.А.Подхомутникова и др. содержатся задачи научно-методического совета современного профессионального учебного заведения.

В Положении о научно-методической организации начального профессионального образования акцентируется внимание на следующих направлениях работы научно-методического совета:

«Обсуждает и утверждает программы развития образовательного учреждения в новых социально-экономических условиях и инновационной деятельности, обсуждает результаты мониторинга введения государственных стандартов в практику работы образовательных учреждений, рассматривает и обобщает результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой в образовательном учреждении» и др.

Старейшей формой методической работы и структурным элементом методической службы являются методические комиссии (предметные цикловые методические комиссии).

Работа методических комиссий профессиональных учебных заведений исследовалась многими авторами. Обобщая исследования Н.И.Кравцова , И.П.Поздняка, В.В.Малашевича , В.Н.Максимовой, Г.С.Белова , О.Г.Бутузовой , Т.И.Олифиренко и других авторов, отметим следующее:

  • - однозначного определения понятия «методическая комиссия» авторами дано не было, определения сводятся к характеристике методической комиссии как «объединения преподавателей и мастеров производственного обучения определенного предмета или родственных предметов (профессий)»; как «одной из важных форм коллективной методической работы» или как «элемента в структуре методической службы с определенными целями и задачами»;
  • - функции методической комиссии, по мнению исследователей, сводятся к решению методических и педагогических проблем применительно к конкретной группе предметов (профессий).

«цикловая комиссия»: «Предметная комиссия - объединение преподавателей одной и той же учебной дисциплины; цикловая комиссия - объединение преподавателей нескольких учебных дисциплин цикла» .

Основными направлениями их деятельности являются: учебно-методическое и учебно-программное обеспечение учебных дисциплин; определение технологий обучения; обеспечение проведения аттестации обучающихся; совершенствование методического и профессионального мастерства преподавателей; изучение, обобщение и введение в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий; организация экспериментально-конструкторской работы.

Неотъемлемым элементом методической службы профессионального учебного заведении является методический кабинет. В результате анализа научной литературы и нормативных документов было выявлено, что практически одинаковую или сходную трактовку на протяжении многих лет получали понятия «педагогический кабинет» и «методический кабинет», («методический (педагогический) кабинет»). Работа педагогического кабинета наделена методическими функциями: «проведение коллективных мероприятий по повышению квалификации педагогических работников, …обеспечение мастеров, преподавателей и воспитателей учебной и методической литературой, организация выставок по соответствующим разделам методики обучения» и др.

И.П.Позняк и В.В.Малашевич в качестве основных функций педагогического кабинета перечисляют: «оказание помощи мастерам и преподавателям в повышении их общеметодического уровня и педагогического мастерства, в овладении новейшими достижениями науки и техники, передовым опытом» . Положением о методической работе в профессионально-техническом учебном заведении, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию №6 от 11 января 1982 г., установлено, что педагогический кабинет в учебном заведении создается «в целях обеспечения необходимых условий для проведения методической работы» . В.Н.Максимова и Г.С.Белов называют педагогический кабинет «центром методической работы в профтехучилище» .

Таким образом, педагогический кабинет можно условно считать частично выполняющим функции методического кабинета, поэтому попытаемся раскрыть смысл этих двух понятий как одного целого.

По определению О.Г.Бутузовой, «методический (педагогический) кабинет является: центром методической работы в образовательном учреждении; центром методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения; местом, где обеспечены условия для подготовки инженерно-педагогическим работникам к занятиям; центром научно-технической и педагогической информации» .

Согласно Положению об учебно-методическом кабинете профессионально-технического образования (приложение 2 к приказу Госпрофобра СССР от 7 мая 1987 г. №67) учебно-методический кабинет -

«центр научно-методической работы с инженерно-педагогическими кадрами профессионально-технического образования по повышению эффективности подготовки квалифицированных рабочих» .

Специалисты ИРПО в результате проведенных исследований выделили три основные группы педагогических (методических) кабинетов учреждений системы профессионального образования : 1) инновационные педагогические кабинеты; 2) педагогические кабинеты, основным направлением деятельности которых является методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по проблемам повышения качества профессионального образования; 3) кабинеты, деятельность которых направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и развитие педагогического творчества.

В рамках модели методической службы нашли место и проблемные группы. Исходя из значения термина «проблема» (от греч. problema - задача)

- «сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения, в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо объектов, явлений, процессов» , - проблемные группы, по определению О.Г.Бутузовой, «это творческие лаборатории, созданные для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или для педагогического коллектива в целом» . Л.И.Белоусова, А.Т.Глазунов под «проблемными группами» подразумевают объединения преподавателей и мастеров производственного обучения, выполняющие научную и технологическую функции методической службы: «они анализируют индивидуальные методические затруднения, совместно исследуют состояние возникшей или предложенной им проблемы, выбирают способы решения проблемы» . Цель создания проблемных групп, как указывает Т.Ю.Ильина, - «профессиональное сближение педагогов, мастеров производственного обучения, выработка позиций, вокруг которых соберутся единомышленники» .

Важным структурным компонентом модели методической службы нового типа является экспериментальная лаборатория . Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п. . В некоторых исследованиях структуры методической службы встречается термин инновационная лаборатория.

Экспериментальная (инновационная) лаборатория - проектно- исследовательская структура в рамках методической службы, с ее помощью создаются, апробируются и внедряются образцы новой практики. Основные функции лаборатории следующие: проектирование концепции образовательного учреждения; разработка программы опытно- экспериментальной деятельности образовательного учреждения; обеспечение опытно-экспериментальной деятельности нормативными и учебно-методическими средствами; диагностика хода экспериментальной работы; «запуск» и научно-методическое обеспечение экспериментальных процессов; научное консультирование педагогов и работников управления, имеющих затруднения в опытно-экспериментальной деятельности; описание и оформление результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Сложившаяся практика методической работы, а также исследования российских ученых позволяют выделить организационные формы методической работы, традиционно подразделяемые на коллективные (массовые) и индивидуальные. Согласно классификации, предложенной А.Е.Терюковой , к массовым формам методической работы относятся: совет колледжа; педсовет (методический совет); цикловые комиссии; педагогические чтения; школа передового опыта; школа молодого педагога; конференции. К индивидуальным формам автор относит: рекомендации; методические разработки; рецензирование методических разработок, пособий; доклады; сообщения; реализацию инновационных методов; систематизацию дидактического материала; беседы - учебу на ФПК; самообразование; проведение открытых занятий; взаимопосещения занятий.

Методическая служба как открытая система нуждается в постоянном совершенствовании.

Повышение качества методической службы можно рассматривать как улучшение деятельности методической службы на основе создания оптимальной ее структуры. Таким образом, совершенствование методической службы нужно рассматривать в двух аспектах: функциональном (изменение деятельности) и структурном (изменение состава, структуры).

Совершенно очевидно, что важнейшим вопросом деятельности методической службы нового типа является определение ее эффективности.

Эффективность деятельности методической службы определяется на основе критериев (эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) - результат, следствие каких-либо причин, действий) .

Общим критерием оценки всех подсистем является мера соответствия происходящего в них процесса искомому конечному результату, в нашем конкретном случае - качеству профессиональной подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования , а также созданию педагогического коллектива инновационного типа .

Оценка качества методической службы зависит от удовлетворения потребностей руководителей и педагогов в методических услугах.

Обеспечить высокую эффективность деятельности методической службы - это значит достичь заранее предусмотренного, оптимального результата при минимальных затратах общественного труда и времени.

Основные требования системы оценки методической службы следующие: объективность (независимость от воли проверяющего); значимость каждого критерия в оценке; научность (достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в качестве основных); практическая направленность (связь с практикой работы профессиональных общеобразовательных учреждений); доступность (возможность исправления критериев в практической деятельности); полнота (всестороннее отражение всех сторон деятельности методической службы); связь оценки критериев деятельности методической службы с целями обучения; диагностичность (возможность по перечисленным критериям поставить однозначный диагноз уровня эффективности методической службы) .

Исследованию эффективности деятельности региональной методической службы посвящена монография Л.И.Белоусовой и А.Т.Глазунова. На основании глубокого и всестороннего анализа работ отечественных и зарубежных авторов, а также на основании экспериментальных данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, ученые пришли к выводу, что «показателем эффективности в образовании является качественный рост образовательного процесса, а критерий эффективности характеризуется как средство, с помощью которого выбираются и измеряются альтернативы наивыгодного решения практических задач в существующих конкретных условиях» .

Эффективность любой педагогической системы вообще и методической службы в частности определяется по конечному результату. В нашем случае - это качество образования, что подразумевает уровни знаний, умений студентов, их развития и воспитанности. Так как качество образования в новых социально-педагогических условиях регламентируется стандартами образования, Л.И.Белоусова и А.Т.Глазунов выделяют в качестве одного из главнейших критериев эффективности методической службы качество реализации стандарта образования. По их мнению, «этот критерий проявляется в результатах итоговой аттестации выпускников, анализируется на педагогических конференциях и методических секциях по результатам работы учреждений профессионального образования за учебный год».

На основании экспериментальных данных ученые пришли к выводу, что инженерно-педагогические работники нуждаются в специальной подготовке к реализации Государственных образовательных стандартов, освоению технологии их внедрения, разработке учебно-методического комплекса. Такой вывод позволил предложить в качестве следующего критерия эффективности деятельности методической службы профессионализм руководителей, методистов, педагогов в области стандартизации и внедрение индивидуализированной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Важным критерием, по глубокому убеждению Л.И.Белоусовой и А.Т.Глазунова, является методическая обеспеченность стандарта, так как достаточно полная реализация стандарта возможна только лишь при хорошем научно-методическом обеспечении. «Названный критерий характеризуется тем, насколько полно методическая служба обеспечена нормативной документацией Госстандарта, научно-методической литературой, периодическими изданиями, раскрывающими формы и методы реализации Госстандарта, наличием банка учебно-программной документации по подготавливаемым профессиям».

Еще одним важным критерием эффективности деятельности методической службы, как отмечают авторы, является инновационность образовательного процесса, его направленность на удовлетворение запросов и развитие личности, так как для профессионального учебного заведения большое значение имеет уровень организации образовательного процесса, его постоянное совершенствование. Этот критерий определяется внедрением новых педагогических технологий, нетрадиционных форм обучения, результативностью образовательного процесса (динамикой роста основных показателей учебного процесса) .

Несомненный интерес для нашего исследования представляет модель оценки эффективности методической работы В.М.Лизинского , которая включает следующие критерии: положительный психолого-педагогический климат в коллективе; высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью; овладение современными методами обучения и воспитания, педагогическими технологиями; положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся; высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов; своевременное распространение передового педагогического опыта; внимание к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования развития педагогической деятельности; качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

В результате проведенного обзора по предмету исследования можно сделать выводы: несмотря на разносторонность исследований, отраженных в отечественной литературе, роль методической службы в реализации стандарта профессионального образования и проблема комплексного совершенствования методической службы специально не исследовались; тема настоящего исследования разработана учеными в незначительной степени. Большинство авторов работали в области изучения организации деятельности методической службы на уровне системного анализа факторов, предопределяющих необходимость становления и развития методической службы в профессиональной школе; исследования проблем образовательной деятельности, регионализации образования, содержания, форм и методов деятельности методической службы. Однако принципиальные проблемы совершенствования методической службы, связанные с происходящими в системе образования изменениями, учеными исследовались не достаточно.

Отдельные вопросы, а именно: цели и задачи методической службы профессионального учебного заведения, модель региональной методической службы, представленные в обзоре, решены, но не в полной мере. Многие вопросы исследователями были поставлены, но не решены: правовые основы деятельности методической службы, анализ состояния методической службы в современных условиях, нормативное обеспечение ее деятельности и направления ее совершенствования.

ОРГАНИЗАЦИЯ

работы методической службы

по внедрению ФГОС.

В национальной стратегической инициативе "Наша новая школа" обозначены

6 основных направлений развития общего образования:

-переход на новые образовательные стандарты;

-развитие системы поддержки талантливых детей;

-совершенствование учительского корпуса;

-изменение школьной инфраструктуры;

-сохранение и укрепление здоровья школьников;

-расширение самостоятельности школ.

Национальная образовательная инициатива, являясь основным политическим документом государственной образовательной политики, определяет переход от стандартов , содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Внедрение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к внедрению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) внедрения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению внедрения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом методическая служба занимает центральное место по разъяснению требований ФГОС, организации образовательного процесса, внедрения и использования современных образовательных технологий, инновационных способов и методов организации учебного процесса.

Прежде чем выстраивать научно-методическое сопровождение и обеспечение внедрения ФГОС и правильно организовать методическую работу, необходимо четко понимать значение таких понятий как : сопровождать, сопровождение, научно-методическое сопровождение и обеспечение.

В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то , а "Сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то .

Следовательно, научно-методическое сопровождение внедрения ФГОС - это правильно организованные действия (процесс) по организации внедрения ФГОС в образовательном процессе. Научно-методическое сопровождение – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование плана действий и первичная реализация плана.

Методическое обеспечение :

Необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;

Совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);

Апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; - информирование, просвещение и обучение кадров.

Методическая работа - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

Следовательно, работа методической службы представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения педагогами методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеурочной деятельности, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива.

Миссия методической службы в условиях перехода на новые образовательные стандарты – это создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образовательного процесса к «деятельностной» – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Таким образом, перед методической службой стоят следующие задачи:

1. Создать условия для:

Развития вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для

субъектов образовательного процесса;

(вариативность - способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся,

индивидуальная образовательная траектория - представляет собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям района, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам.)

Внедрения технологий системно-деятельностного,

компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения

формирования базовых компетентностей современного человека

(информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

Обеспечения в ОУ современных условий образовательного процесса в соответствии

с требованиями ФГОС.

2. Обеспечить научно-методическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы в общеобразовательной организации.

3. Совершенствовать деятельность методических объединений педагогов на этапах планирования учебного процесса, анализа его результатов, коррекции организации учебного процесса по итогам мониторинга и анализа, выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

4. Организация повышения профессиональной квалификации педагогов.

Принципы работы методической службы:

Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей).

В качестве "зоны ближайшего профессионального развития " выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития " для каждого педагога сугубо индивидуальна .

Реализация данного принципа предполагает :

Изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога

при внедрении ФГОС;(тестирование, мониторинг)

Актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание

помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

Определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

Помощь в составлении индивидуальной программы профессионального роста

педагога;

Систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их

корректировку.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования . Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Реализация данного принципа предполагает :

Систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку

профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;

Оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер

деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать

образец решения проблемы для других своих коллег;

Определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом

особенностей педагогов, их возможностей;

Разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по

результатам инновационной, творческой деятельности педагогов.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает , что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Реализация данного принципа предусматривает :

Изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов,

их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов

педагогов;

Определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм

методической работы;

Предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы

повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах

и в других формах методической работы;

Возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения

квалификации.

Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовки.

Этот принцип предусматривает :

Обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОО;

Координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;

Сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы,

а также внедрение новых;

Учет опыта, уровня подготовленности педагогов, а также определение перспектив их

профессионального роста,

Выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих

способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность

педагогов.

1. Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников школы:

    Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);

    Обучающие семинары;

    Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);

    Участие в работе сетевых сообществ Интернета;

    Мастер-классы;

    Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;

    Индивидуальная методическая помощь;

    Опытно-экспериментальная работа;

    Диагностика затруднений.

2. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:

    Научно-практические конференции;

    Практические семинары по направлениям образовательной деятельности;

    Фестивали (например, педагогических технологий);

    Открытые уроки;

    Мастер-классы;

    Творческие отчёты;

    Конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;

    Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях.

3. Формы информационно-методической работы:

    Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;

    Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;

    Создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов

    Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);

    Размещение информации о деятельности методической службы на сайте.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения квалификации методистов, программно-методического обеспечения деятельности педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.

В связи с острым дефицитом квалифицированных методических кадров большинство руководителей учреждений дополнительного образования принимает на работу методистов независимо от уровня их профессиональной подготовки, без педагогического образования, имеющих отдаленное представление о работе методиста.

Определяется методическая деятельность как система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Функции методической службы

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ:

  • актуальность;
  • насыщенность;
  • предельная конкретность;
  • объективность.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Внутренняя

Директивы и нормативные документы

о работе с педагогическими кадрами;

Общественная

о качестве преподавания

научно-педагогическая

о внешних связях учреждения

о качестве обучения по программам

ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ:

Оперативная - включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.

Стратегическая - включает в себя данные о реализации программы развития и перспективах развития учреждения.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

ПРИНЦИПЫ:

  • индивидуализация получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории;
  • полнота и интегральность анализа информации;
  • открытость проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
  • непрерывность и динамичность получения анализа информации и действенности его использования;
  • экономичность используемой информации.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ - выявление проблем отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ - выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.

3. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.

ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

  • социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на учреждение через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
  • будущие возможности учреждения: материально-техническое и программно-методическое обеспечение;

реализация образовательных программ; контингент обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса;

  • ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений;
  • последствия конкретных управленческих решений;

УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ:

  • четкое определение целей и задач;
  • учет уровня и состояния методической службы;
  • выбор путей и средств деятельности.

4. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения, которое включает:

  • программу развития учреждения и другие стратегические документы;
  • программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные, адаптационные,

технологии их реализации;

  • нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;
  • методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
  • технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
  • наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

Уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит.

РЕЗУЛЬТАТ: создание проекта деятельности, который представляет собой будущее состояние учреждения.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Организация деятельности методической службы носит гибкий характер, учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;
  • рациональное распределение функционала между организаторами методической службы;
  • научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация конференций, семинаров, конкурсов…;
  • организация системы внешних связей учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведений;
  • координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей других организаций;
  • координация деятельности учреждения с другими областными учреждениями дополнительного образования детей и УДО области;
  • организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, методических рекомендаций, пособий.

6. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на повышения профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

  • организация работы на диагностической основе;
  • добровольность педагога в повышении профессионального мастерства;
  • выбор оптимального объема изучаемого материала.

7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Процесс управления методической деятельностью требует надежной обратной связи между педагогическими системами учреждения на любом уровне.

Обратная связь - это обмен информацией между взаимодействующими участниками педагогического процесса.

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей

Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:

Ø деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

Ø управленческий аспект подразумевает следующие компоненты: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.

Цель методической работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.

Задачи методической работы в УДОД: оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников УДОД.

Структура методической работы разрабатывается в каждом учреждении самостоятельно. Обязательными элементами структуры являются: педагогический совет, методический совет, методическое объединение. В структуру могут входить: творческие проблемные группы, временные творческие (научные) коллективы, художественный совет и др.

Организация деятельности методической работы может осуществляться через следующие формы: научно-практические конференции, педагогические творческие отчеты, семинары, школы передового опыта, школы молодого специалиста, опытно-экспериментальные лаборатории.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:

актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ "Об образовании", Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;

научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;

системность - этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;

комплексный характер - принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);

оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;

творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;

последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;

конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;

единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.

Заключение

Изучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба

Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовать разработку других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Основными элементами методической деятельности при таком подходе являются:

Ø оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;

Ø внедрение в практику научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

Ø доведение до сведения педагогов нормативных документов;

Ø организация системы повышения квалификации педагогов;

Ø руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.

Особую значимость деятельности методической службы придают следующие задачи:

Ø обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;

Ø развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших, выделение в нём главного и доведение до сотрудников;

Ø разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания; достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме;

Ø разработка образовательных программ дополнительного образования нового поколения;

Ø организация проведения опытно-экспериментальной работы.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

Ø отсутствие жесткой регламентации в работе;

Ø значительное расширение возможностей получения информации;

Ø модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.