Виды занятий по художественно продуктивной деятельности. Рекомендации к организации и проведению продуктивной деятельности дошкольников


Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Ориентировка в пространстве для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере о...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

Лепка для детей

Многие родители наверняка слышали о той пользе, которую для развития речи представляют тренировки па...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. ...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
23 2

Является игровая. Но, помимо этого, существует и продуктивная. Что это такое? Это значит, что в итоге занятий ребенок создает какой-то готовый продукт. Организация продуктивной деятельности дошкольников - задача каждого воспитателя. Занимаясь ей, ребенок социализируется, у него вырабатывается усидчивость, стремление довести начатое дело до конца, графический навык. Множественные исследования доказали, что это важнейшая деятельность детей старших групп детского сада, благодаря ей создаются благоприятные условия для педагогов, в том числе и будущих учителей, которые будут заниматься с ребенком в младших классах. Дело в том, что продуктивная деятельность дошкольников, совмещенная с игрой, готовит детскую психику к школе.

Что представляют собой продуктивные виды деятельности?

Так называют занятия, в результате которых ребенок создаст заданный продукт с указанными качествами. Какие же из них являются продуктивной деятельностью:

  • лепка фигурок и и глины;
  • сборка интересной конструкции всевозможными способами;
  • изготовление поделок из различных материалов (бумага, картон, бусинки, листва и прочие);
  • сложные занятия с макетами;
  • создание картин красками, карандашами, мелом;
  • изготовление аппликаций и мозаики.

Для развития детей важны все виды продуктивной деятельности. Дошкольников нужно заинтересовать, чтобы получить необходимый результат, но это уже работа педагогов. Во всех учреждениях, нацеленных на воспитание детей младшего возраста, включены эти занятия. Родители должны знать, на что направлена продуктивная деятельность дошкольника, почему это столь важно. Если вы занимаетесь дома со своим чадом самостоятельно или предпочитаете его не водить в детский сад, то эта публикация будет для вас полезна.

Необходимость продуктивной деятельности

Целью занятий является всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольной Развиваются дети многосторонне, поэтому важно включить в занятия все виды продуктивной деятельности дошкольников, не зацикливаясь лишь на рисовании или лепке. Занятия должны проводиться в игровой форме, а не "из-под палки", малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом. В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата.

Во всем мире специалисты изучали продуктивную деятельность дошкольников, и пришли к выводу, что она способна развить в детях следующие качества:

  1. Хорошее творческое воображение, механизм мышления, то есть - умение логично мыслить, сравнивать, анализировать и синтезировать.
  2. Целеустремленность, усидчивость и настойчивость.
  3. Хорошие умственные способности, так как продуктивная деятельность дошкольников - это познавательные занятия.
  4. Мелкую моторику пальчиков и мускулатуру кистей рук.
  5. Методы продуктивной деятельности дошкольников направлены на донесение до детей необходимости самостоятельной работы.
  6. Любознательность, пытливость и инициативу.

Еще занятия положительно сказываются на дисциплине детей, педагогами отмечена хорошая связь продуктивной деятельности с сенсорным воспитанием. То есть, чтобы ребенок имел хорошее представление о предмете, он должен знать, как он выглядит, его цвет, пользу, величину и расположение в пространстве.

В процессе занятий проявляются все качества, в первую очередь умственные и физические и педагоги точно знают, с каким ребенком и чем необходимо больше заниматься, они дают дельные советы родителям.

Продуктивная дошкольников дает практику и навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения и работы. Например, для создания аппликации требуется приложить определенные усилия, хорошо подумать о размещении предметов, правильно их расположить, а для этого нужны созидательные действия. В процессе занятий детки набираются опыта самостоятельной работы.

Хорошо реализуется в продуктивной деятельности дошкольников интегрированный подход. Помимо этого, малыши способны полностью расслабиться, а это избавление от всевозможных страхов перед социумом. Дети, самостоятельно создавая продукт, могут реализовать в модели свои представления о том или ином предмете, получают материальное воплощение воображаемой конструкции.

Направления

Предлагаем познакомиться с продуктивной деятельность ближе, чтобы иметь точное представление о ней.

  1. Самостоятельное создание различных предметов, которые годятся для игр, познавательной и исследовательской деятельности.
  2. Изготовление предметов, которые наполнят художественную галерею дошкольного учреждения.
  3. Умение создавать макеты.
  4. Оформление собственной книги группы, куда будут внесены рисунки, рассказы детей, их летопись. Также можно создать дневник природы, а дети оформят его картинками, гербарием.
  5. Изготовление декораций и украшений к праздникам. Например, гирлянды, афиши, плакаты, елочные украшения.
  6. Создание на праздник для родителей, поздравительных открыток для них, сувениров, которые раздадутся в конце представления.
  7. Разработка стенгазеты группы.
  8. Придумывание рассказа всей группой. Разнообразить занятия можно тем, что каждый раз создавать сказку или рассказ нужно будет так, чтобы каждое слово начиналось с одной буквы. Кстати, это очень хорошее занятие для развития устного творчества, логики, помощь в обучении чтению и письму.
  9. Создание собственного спектакля. Для него можно приготовить собственный сценарий, и дети должны помогать. Также коллективно создаются декорации, элементы костюмов.

Зачем все это нужно? Дело в том, что развитие продуктивных видов деятельности дошкольников - это не только интересно, но и очень полезно.

Результаты занятий

Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:

  • дети будут развиты творчески;
  • в группе будет отличная психологическая обстановка;
  • дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.

Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. В таком возрасте с ней имеется множество проблем, это скудность (бедный словарный запас), односложность, она состоит лишь из простых предложений, и слова далеки от красивых, литературных. Например: "чо", вместо "что", "красивый цветочек", вместо "мне нравится этот цветок, потому что...", ну а вместо "мне этого не хочется, потому что..." можно услышать и "отстань", и прочие выражения. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно.

Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера:

  • активность;
  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • желание доводить до конца начатое;
  • умение "раскладывать по полочкам" полученную информацию и ее усвоение.

Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, "настроить" вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру.

Теперь предлагаем познакомиться с основными видами продуктивной деятельности. И заодно отметим особенности каждого.

Продуктивная деятельность дошкольников: рисование

Особенно сильно малыши любят рисовать. Здесь у них - простор для воображения, изображается на бумаге все: герои сказок, космос, лес, отдельные предметы, узоры, сценки, пережитые в жизни - здесь ребенок полностью реализовывает свое мышление. Рисуя, дети еще раз переживают пережитые эмоции, раскрывают свои мысли. Обычно задание по рисованию дается на самостоятельные темы, то есть каждый сам решает, что, как и каким цветом изобразить. По рисункам можно судить и о характере малыша, и узнать его страхи, которые он держит в себе. Иногда рекомендуется посещение психолога, чтобы он разрешил проблему ребенка, скорректировал представление об окружающем мире.

Изобразительное искусство

Необходимо заниматься данной деятельность коллективно, рисовать по одной теме. Изобразительное искусство позволяет привить детям чувство прекрасного, эстетическое представление о мире, отдельных предметах. Развитие продуктивной деятельности дошкольников бесценно, ведь занятия учат видеть прекрасное во всем окружающем, а на это способен только гармоничный, развитый и умный человек. У детей формируется чувство эстетики, они меняют свое отношение к каждому жучку, травинке, стоит только правильно рассказать, что и как рисовать. Например: "Посмотрите, какие длинные усики у этого жучка, без них он не сможет жить, поэтому обязательно нарисуйте". Ну как после этого можно жуку эти усики поотрывать, поймав его в траве? Ребенок во всем учится видеть только хорошее, у него меняется поведение в лучшую сторону, формируются убеждения.

Граттаж (цап-царапки)

Нужно взять картон (белый), заштриховать его восковыми разноцветными мелками, а потом при помощи губки нанести толстый слой черной гуаши, а лучше туши, так как гуашь, даже высохшая, будет пачкать пальчики малыша и его одежду при соприкосновении. После этого детям выдаются перья или другие предметы с острым, но безопасным наконечником, и они должны выцарапывать рисунок на полученном материале. В итоге получится узор, или какой-либо предмет, созданный из тонких разноцветных полосочек на черном фоне. Радости детей не будет предела!

Лепка и аппликация

Особенность лепки в том, что ребенок может создать объемное изображение машинок, животных, фруктов и прочих любимых предметов. Тематика очень разнообразна. Лепка отменно сказывается на мелкой моторике, формирует воображение и чувство пространства, ведь после изготовления предметов их можно расположить дальше или ближе друг от друга, удовлетворяет потребности детей в познаниях и творчестве.

Создавая аппликации, дети учатся самостоятельно вырезать предметы, расставлять их на нужные места, наклеивать предметы и элементы на бумагу. Здесь, опять же, задействовано развитие моторики пальчиков, координация. Для создания аппликации необходимо усиленно думать, мыслить творчески, ведь в деталях редко бывают целые и четкие предметы, поэтому нужно правильно их сопоставить. Помимо этого, дошкольник знакомится с математикой, изучая простые геометрические фигуры. Также развивается представление о размещении предметов в пространстве (в углу, по центру, справа или слева) и о размерах деталей (большой треугольник или маленький).

Можно составлять мозаику не только из кусочков бумаги, но и из комочков. Это тоже довольно занимательно, не менее полезно для развития.

Конструирование

Это одна из самых любимых продуктивных деятельностей дошкольников. Кто не любил конструкторы "Лего"? Особенность занятий состоит в том, что ребята должны собрать предмет правильно, найти нужные детали и скрепить их. Конструирование развивает пространственную ориентацию, моторику, творческое и логическое мышление, эстетическое восприятие - ребенку нравится или нет свое творение. Помимо этого, ребенок знакомится с особенностями деталей (цвет, вес, материал, из которого они изготовлены, форма). Ребенку становятся понятны архитектурные формы в объеме, у него вырабатывается собственный вкус, мнение.

Конструировать можно не только из готовых деталей, но и из бумаги, коробок, камней, ракушек, песка, малыши учатся распознавать детали, совмещать их, синтезировать.

Формирование продуктивной деятельности дошкольника

Необходимо правильно разработать программу занятий. Нельзя, чтобы дети изо дня в день занимались одним и тем же. Если малыш любит рисовать, но не хочет конструировать или лепить, необходимо его заинтересовать. Попросите построить или слепить свой дом, а после того, как он будет готов, пусть расскажет о нем, о том, где он стоит, где ему нравится гулять.

Рассказывать о готовых продуктах, будь это рисунок или аппликация, нужно. В это время формируется речь, пополняется словарный запас. Например, ребенок нарисовал котенка. Пусть придумает ему кличку, расскажет о его характере, предпочтениях в еде и играх - это уже творческое мышление.

Продуктивная деятельность необходима не только дошкольникам, но и ученикам младших классов. Во многих школах созданы центры детского творчества, которые отлично помогают в обучении.

выполнили:

воспитатель

Дубовская Евгения Витальевна

старший воспитатель

Петухова Елена Семеновна

МБ ДОУ «Детский сад №241» г. Новокузнецка

Кемеровская область, г. Новокузнецк

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 241»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Творческая разработка

Составители:

Дубовская Евгения

Витальевна, воспитатель

Петухова Елена Семеновна, старший воспитатель

Новокузнецкий городской округ, 2017

Введение

Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности

1.1. Ведущие ученые и педагоги о развитии личности в деятельности

1.2. Особенности процесса обучения детей продуктивной деятельности

1.3. Методы и приемы обучения детей продуктивным видам деятельности

Организация образовательного процесса продуктивной деятельности в ДОУ

2.1. Формы организации детской продуктивной деятельности

2.2. Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей

2.3. Организация мониторинга продуктивной деятельности

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, определены новые стратегические ориентиры в ее развитии. На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ г. (статья 11) утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155), на основании которых были внесены изменения в образовательный процесс дошкольных учреждений. В частности, предусматривается осуществлять образовательную деятельность в ходе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), активно интегрируя их. Кроме того, предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

В связи с переходом на новый уровень организации процесса образовательной деятельности по всем областям, возникла необходимость более подробно рассмотреть проблему организации отдельных видов детской деятельности, в том числе и продуктивной, в условиях внедрения ФГОС ДО.

Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют разностороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают творческий потенциал, формируют представления о предмете, явлении, ситуации, координируют движения руки и глаза. Занятия различными видами продуктивной деятельности создают основу для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстниками, побуждают к проявлению самостоятельности и активности.

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Одной из закономерностей развития личности является то, что она порождается и развивается в деятельности. Из всего разнообразия видов деятельности, доступных и интересных дошкольникам, первенство имеют игровая и продуктивная. Именно в них дети проводят больше всего времени, учатся общаться, проявлять себя творчески. Поэтому необходимо использовать продуктивную деятельность как неотъемлемую часть развития личности ребенка-дошкольника.

Цель: создание условий для личностного развития ребенка-дошкольника в процессе организации продуктивной деятельности.

Задачи:

  • формировать мотивы продуктивной деятельности детей;
  • развивать умение дошкольников ставить цель, выбирать средства и достигать ее;
  • содействовать развитию творческих способностей, стимулировать исследовательские действия;
  • способствовать развитию самостоятельности, активности, инициативы.

Успешному решению поставленных задач будет способствовать такая организация продуктивной деятельности дошкольников, которая позволит ребенку творчески самовыражаться как в деятельности с взрослым (под руководством взрослого), так и в самостоятельной продуктивной деятельности.

Часть I . Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности

  • Ведущие ученые и педагоги о развитии личности в деятельности

Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира, это не просто представитель общества, но и уникальный, самобытный деятель, творческий человек.

Освоение ребенком продуктивной деятельности, ее творческое преобразование, потребность в поиске и экспериментировании является неотъемлемым условием развития личности.

А.Н.Леонтьев сформулировал основные условия развития личности: человек вступает в жизнь как индивид. Однако индивид никогда не будет человеком в полном смысле этого слова, не будет личностью, если развивается вне общения и вне совместной деятельности с другими людьми. По выражению Б.Г.Ананьева, стать субъектом определенной деятельности – это значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. «Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями».

По мнению В.В.Давыдова, критерием личности является наличие у субъекта деятельности способности к творчеству. Творчески действующий человек постоянно стремится создать нечто такое, что непохоже на сделанное другим или им самим. Он писал: «Во все исторические эпохи подлинное образование стремится воспитать в человеке личность, способную к творческим делам и смелым поступкам. Педагогика как теория такого образования обсуждает пути и средства воспитания личности, индивидуальности человека» 3 .

Проблемы соотношения человека и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе развития человека лежит поисковая деятельность. «Поиск – одна из фундаментальных функций живого организма, универсальный психологический организм обновления и развития». По его мнению, поиск является основой детского творчества, является фундаментальным основанием любой здоровой личности. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве, которая «…является основной формой проявления детского саморазвития», и подчеркивает, что в процессе поисковой деятельности формируется эвристическая структура личности.

Немаловажное значение для возникновения продуктивной деятельности играет мотив, интерес, желание ребенка что-то сделать. Развитие мотивационно-потребностной сферы тесно связано с развитием эмоций, чувств. Они побуждают к деятельности, активизируют ее, влияя на успешность, продуктивность. Эмоционально заряженный человек может поставить цель и организовать деятельность по ее достижению. Мотивация задания не просто мотивация, а подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым. О важности и трудности обеспечения эффективной мотивации говорил Б.М.Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема – нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять» Необходимо стимулировать у детей атмосферу творчества, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.

  • Особенности процесса обучения детей продуктивной деятельности

Процесс формирования личности ребенка в продуктивной деятельности – это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта деятельности. Доказано, что без разумного обучения деятельность не осваивается ребенком должным образом, а значит, он полноценно не развивается в ее условиях. Теория «свободы» и «невмешательства» в деятельность детей уже имела место в истории педагогики. Крайние позиции в отношении к ней: от полного отрицания до безоговорочного принятия не оправдали себя. Следовательно, разумное обучение детей продуктивной деятельности – непременное условие развития личности.

Процесс обучения продуктивной деятельности строится на взаимодействии ребенка с педагогом и детьми, в результате которого выстраиваются отношения, и формируется личность человека. Общаясь и взаимодействуя с ребенком, необходимо занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», т.е. взаимодействовать с детьми преимущественно на принципах сотрудничества и партнерства. В противном случае не вырастет человек инициативный, творческий, самостоятельный.

Дети дошкольного возраста лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к ней, запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому в совместной продуктивной деятельности педагога и детей широко используются игровые приемы и дидактические игры.

Необходимо включение ребенка в различные виды продуктивной деятельности в условиях семьи и ДОУ. Совместная деятельность – это основа содержательного общения взрослых и детей. Постепенно дети овладевают деятельностью и становятся все более самостоятельными в ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и выполнить, получая результат.

1.3. Методы и приемы обучения детей продуктивным видам деятельности

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения продуктивной деятельности, которые соответствуют общим целям и задачам обучения, возрастным и индивидуальным особенностям детей, определяют степень самостоятельности и творческой активности детей.

Применительно к продуктивной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. В связи с задачами развивающего обучения определены место и характер их использования. Ведущими в обучении продуктивной деятельности дошкольников являются наглядные методы, среди которых выделяют: наблюдение, обследование предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Ценность данного метода заключается в том, что в процессе наблюдения формируется представление ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших качеств личности, характеризующих его познавательную сферу, - наблюдательность. Именно эта характеристика личности позволяет человеку самостоятельно приобретать новые знания, дает основу для рассуждений, умозаключений.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующих познавательную деятельность, обогащение наблюдения другими приемами (рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.д.) Эффективны индивидуальные задания-наблюдения, которые могут носить полностью самостоятельный, исследовательский характер и существенным образом обогатить индивидуальный опыт детей, создав основу для выполнения ими своеобразных, относительно неповторимых образов.

В ходе наблюдений необходимо учитывать возраст детей. Так, дети младших групп принимают тему, если она им интересна, наблюдения кратковременны, детям не дают установку на последующее изображение. Можно добавить в наблюдение элемент обследования.

Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели наблюдения желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты изображаемого предмета, явления. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок, придумать композицию, определить, какими красками и материалами лучше нарисовать. Необходимо помочь детям научиться видеть предмет, его изобразительные признаки. Этому будет способствовать метод обследования. Умение смотреть и видеть в большей степени снимает чувство неуверенности, страха перед изображением («не умею», «не смогу»), позволяет ребенку смело ставить разнообразные изобразительные задачи и активно искать способы их решения, делает процесс обучения ребенка более активным и самостоятельным. При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения. Постепенно формируются обобщенные представления и обобщенный способ изображения предметов одного типа.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций применяется как косвенный метод обучения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. На картине можно показать доступный способ изображения пространства, земли и неба, элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра, способы передачи движения в рисунке. При обучении лепке картина может быть использована в качестве образца, так как плоскостное изображение не является самим предметом и не будет приемом механического обучения, ребенок сам должен найти приемы объемного изображения.

Образец, как метод обучения продуктивной деятельности, в последнее время потерял свою значимость. По справедливому замечанию Н.П. Сакулиной, дети, рисуя по образцу, рисовали по видению педагога и не учились самому главному умению – умению видеть предмет, явление. Поэтому в рисовании применение образца как метода обучения является нецелесообразным. В аппликации, декоративном рисовании образец является эффективным приемом, а в конструировании - и методом обучения. Использование образца может быть различным по характеру и организации познавательной деятельности детей (от подачи детям готовой информации – способов изображения, когда от них требуется понимание и четкое воспроизведение, до организации частично поисковой деятельности – по вариативным или незаконченным образцам).

Наряду с наглядными методами обучения продуктивной деятельности используются словесные методы и приемы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности и является методом развивающего обучения продуктивной деятельности. Беседа помогает детям продумать изобразительные средства для передачи сюжета в рисовании, сопровождает процесс обследования предмета, в старших группах подводит детей к самостоятельному установлению зависимости выразительности образа от способов действия.

Очень важен в работе с детьми, по мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, прием поощрения. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает в них желание выполнять работу хорошо. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей.

Широко применяется в продуктивной деятельности художественное слово. Этот прием вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

В последнее время педагогами активно используются игровые приемы в ходе продуктивной деятельности с целью мотивировки задания, при руководстве творческой деятельностью. Очень распространен прием обыгрывания предметов или игрушек, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними. Обыгрывание игрушек помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием – обыгрывание изображения (обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение). Специально организованное обыгрывание готовых детских работ позволяет педагогу живо и интересно провести их анализ и оценку, вызвав у детей интерес к продукту деятельности, вскрыть причины неудач и успехов. Прием обыгрывания незаконченного изображения направлен на руководство процессом изображения, и поэтому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.

Игровые приемы в сочетании с другими методами и приемами оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, повышают интерес к продуктивной деятельности, стимулируют самостоятельность детей.

Часть II . Организация образовательного процесса продуктивной деятельности с

дошкольниками

2.1. Формы организации детской продуктивной деятельности

Образовательный процесс с дошкольниками должен соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка. Педагогам необходимо так строить процесс продуктивной деятельности, чтобы он охватывал все направления развития, был интересен для детей, учитывал возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Организация образовательного процесса продуктивной деятельности призвана способствовать:

  • решению программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках организованной образовательной деятельности;
  • решению программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;
  • взаимодействию с семьями детей;
  • построению образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В процесс организации продуктивной деятельности дошкольников включено два основных составляющих блока:

  • совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса является каркасной для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и единственно возможной для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Это объясняется спецификой дошкольного образования и заключается в том, что обучение является, по сути, процессом “усвоения” содержания в различных видах деятельности (Д.Б.Эльконин.) Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Организуя образовательную продуктивную деятельность детей до 5 лет, взрослый использует не дидактическую форму образовательного процесса, а структуру, соответствующую возрастным особенностям детей: игра и родственные ей виды деятельности. Со старшими дошкольниками педагог вправе использовать занятия (от слова «занимательное дело») как форму организации образовательного процесса, основанные на совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка, учитывая при этом интересы детей, их индивидуальные возможности, эмоционально-интеллектуальный опыт. Можно выделить несколько видов таких занятий, которые проводятся, как правило, с группой детей (иногда с подгруппой):

  • комплексное занятие: на одном занятии используются разные виды деятельности (изобразительная, музыкальная, художественное слово и т.д.) и методы и приемы из разных педагогических методик (методики развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.);
  • экскурсия: целевое посещение объектов природы или социальных объектов;
  • коллективное занятие: изготовление коллективной работы для украшения детского сада, решения проектных задач и т.д.;
  • интегрированное занятие: включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием, которое выступает в роли главного;
  • занятие-творчество: творчество детей в специально созданной «Мастерской художника», с использованием нетрадиционных техник;
  • занятие – эксперимент: дети экспериментируют с бумагой, тканью, тестом, создавая при этом продукт творческой деятельности.

Важным моментом этой формы работы является умение педагога «замотивировать» дошкольников на деятельность, превратить ее в «занимательное дело», побудить у детей стремление добиваться желаемого результата. Взрослому необходимо занять позицию партнера в деятельности с детьми («рядом и чуть впереди»).

Н.А.Короткова выделила основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства)
  • открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Совместная продуктивная деятельность имеет место при соблюдении следующих условий:

  • общая мотивация;
  • общая цель;
  • единое пространство взаимодействия участников;
  • разделение единого процесса на связанные действия;
  • взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);
  • последовательность действий в соответствии с целью;
  • необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);
  • наличие единого результата.

Совместная деятельность взрослых и детей может быть организована как в ДОУ, так и в семье. Вместе с педагогом дети могут работать как всей группой, так и по несколько человек (подгруппой), и индивидуально. Содержание такой деятельности может быть разнообразным:

Совместная деятельность педагога

с детьми

Совместная деятельность

с семьей

ü изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;

ü экспериментирование;

ü рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

ü дидактические игры;

ü тематические досуги;

ü выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи;

ü проектная деятельность;

ü создание коллекций;

ü обыгрывание незавершенного рисунка;

ü тематический досуг;

ü творческие задания

ü создание соответствующей предметно-развивающей среды;

ü проектная деятельность;

ü прогулки;

ü создание коллекций

ü конкурсы

ü выставки работ

ü ситуативное обучение

ü участие в коллективной работе;

ü посещение выставок, музеев

Немаловажным фактором развития продуктивной деятельности дошкольников является организация работы не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах (на прогулках, в утренний и вечерний отрезок времени, после сна). Вместе с взрослым или сверстниками дети наблюдают за объектами живой и неживой природы; рассматривают объекты природы, интерьера; решают проблемные ситуации, конструируют из песка; лепят, рисуют, делают аппликацию в вечерний отрезок времени; обсуждают произведения искусства, средства выразительности; создают различные коллекции. Все это будет являться основой для организации самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников.

Самостоятельная деятельность детей организовывается, как правило, индивидуально. Дети могут самостоятельно украшать личные предметы, рассматривать какие-либо объекты природы, произведений искусства, рисовать, лепить, делать аппликацию и т.д.

Любая форма организации продуктивной деятельности неразрывно связана с интеграцией других образовательных областей, что способствует обогащению ее содержания и закреплению результатов. Интегрируя различные образовательные области в продуктивной деятельности, педагоги ДОУ могут удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет близкие для себя темы.

  • «Физическое развитие» - развитие мелкой моторики; воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение детьми нормами речи; использование художественных произведений для обогащения содержания продуктов деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
  • «Познавательное развитие» - сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;
  • «Социально-коммуникативное развитие» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности; формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Любая форма организации продуктивной деятельности дошкольников в ДОУ и семье имеет своей целью стимулировать исследовательские действия ребенка, узнавая, таким образом, новое; ставить цель и достигать ее, самостоятельно выбирая при этом средства.

2.2. Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей

В первую очередь содержание самостоятельной продуктивной деятельности детей определяет эмоционально-интеллектуальный опыт. Дети могут повторять понравившиеся им темы деятельности со взрослым. Этот повторный интерес может быть вызван успехами предыдущей работы со взрослым, необычной техникой выполнения работы.

Для того, чтобы вызвать у детей желание в свободное время заниматься продуктивной деятельностью, можно положить детские поделки и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно. Самостоятельная художественная деятельность по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т.д. Например, для развития сюжетно-ролевой игры недостающие атрибуты дети могут сделать сами или вместе с воспитателем. Поделки, изображающие животных, птиц, людей, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани, пуха, соломы вполне применимы в быту или для оформления интерьера руками детей. Во всех этих случаях возможно применение действенной мотивации. Получение результата и использование его по назначению оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей.

Немаловажное значение зарождению самостоятельной деятельности является грамотное руководство педагога. В руководстве самостоятельной деятельностью детей надо идти от интересов ребенка, его инициативы, выбирая позицию сотрудничества. Педагог может ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировать процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух (лепить, рисовать, делать поделку). Постепенно в этот процесс подключаются дети. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и развивая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает сущность такой деятельности.

Педагог должен искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо – помощником.

Одним из основных требований активизации самостоятельной продуктивной деятельности детей является грамотная организация предметной среды, которая должна быть направлена на формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению. В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Для этого в группах созданы центры детского творчества с набором разнообразных материалов, где дети занимаются как индивидуально, так и небольшими группами.

С целью стимулирования активности, самостоятельности, творчества дошкольников учитывается принцип вариативности в размещении оборудования. В младших группах имеется место, где дети могут организовать рисование на полосе обоев, прикрепленной к стене. Каждый ребенок рисует свою тему, объединенную сюжетом с темами других детей. Для того, чтобы дети могли радоваться свободному и деловому общению, обмениваться впечатлениями во время работы, в группах имеются круглые столы, где могут объединиться сразу несколько детей. В старших группах имеются мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место.

Дети имеют свободный доступ к изобразительным материалам. В распоряжении дошкольников бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, мел, краски, кисти разной степени жесткости, природный и бросовый материал, пластилин. Новый материал вносится постепенно, по мере ознакомления с ним на занятиях. Для демонстрации готовых работ взрослым и детям в группах отведены специальные места, каждое из которых имеет свое эмоциональное название («Лучик творчества», «Вот как мы умеем» и т.д.)

Места для занятий детей продуктивной деятельностью в группах оформлены функциональной эмблемой («Веселый Карандаш», «Волшебная кисточка», «Палитра Красок», «Самоделкин» и т.д.). Воспитатели старших групп периодически помещают мольберт с набором красок, бумаги, пластилина на некоторое время в природный уголок, у окна, что дает возможность ребенку наблюдать за растениями и явлениями природы и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. В старших группах педагоги организовывают демонстрацию произведений живописи, графики разных художников в удобном месте группы, чтобы можно было присесть и полюбоваться картинами.

В развитии самостоятельной продуктивной деятельности родители – незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог должен раскрыть родителям смысл такой деятельности, значение для общего развития дошкольников, рассказать, как создать условия дома для самостоятельной деятельности детей. Следует объяснить, что к детским работам необходимо относиться бережно, привести примеры их применения, радоваться домашним успехам детей. Кроме того, необходимо привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующих возникновению творческого вдохновения: экскурсии, прогулки, посещение музеев, выставок и т.д.

Особое место в развитии самостоятельной продуктивной деятельности детей занимает работа по дополнительной образовательной программе «Волшебная кисточка», где дети сполна могут реализовать свои творческие возможности, используя нетрадиционные техники рисования. Начиная со средней группы, дошкольники постепенно постигают основы изобразительного искусства, знакомясь с такими техниками рисования как монотипия, кляксография, пальчиковая и ладоневая живопись, рисование «тычком», свечой и т.д. Становясь старше, дети знакомятся с более сложными техниками: граттаж, ниткография, раздувание, набрызг, рисование мыльными пузырями и т.д. Знакомясь с новыми техниками, у детей возникает желание попробовать их смешать («что из этого получится»). Педагог вместе с детьми находится в постоянном творческом поиске, подталкивая детей к новым открытиям. Главное, чтобы ребенок испытывал радость от процесса и результатов деятельности, глубже открывал для себя мир искусства.

Совместная деятельность ребенка со сверстниками, с взрослым при наличии правильно организованной развивающей среды открывает для детей огромные возможности для формирования активности, инициативы, творчества и способствует формированию самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников.

2.3. Организация мониторинга продуктивной деятельности

Неотъемлемой частью организации образовательного процесса продуктивной деятельности дошкольников является мониторинг, как фактор оценки ее результативности. Мониторинг имеет диагностическую основу.

Диагностическая работа направлена на изучение особенностей продуктивной деятельности и специфику личностных качеств дошкольника. Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми продуктивных видов деятельности, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения специально организованными диагностическими заданиями и анализом продуктов детской деятельности. Мониторинг проводится два раза в год.

Для мониторинга качества образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к продуктивной деятельности и способность к ее самоорганизации. Основой мониторинговой оценки деятельности дошкольников является: побуждения; знания, умения и навыки; самоорганизация деятельности и поведения.

Оценка качества освоения детьми продуктивной деятельности ведется по четырех бальной шкале:

4 балла - побуждения устойчивые, проявляются стабильно; знания четкие, содержательные, системные; проявляет самостоятельность, активность, инициативу.

3 балла – побуждения проявляются достаточно часто, но вызывают активность, которая быстро угасает и ребенок переключается на другие занятия; знания, представления четкие, краткие; задание выполняет только с помощью взрослого.

2 балла – побуждения ситуативные, продиктованные конкретной внешней ситуацией; знания, представления отрывочные, фрагментарные; выполняет задание в общей со взрослым деятельности.

1 балл – побуждения не проявляет; знания, умения не оформлены; задание не выполняет.

Для изучения личностных качеств дошкольника вносят характеристику достижений: инициативность, сообразительность, эстетический вкус в передаче образа, творческие проявления, доброжелательность.

На основании итогового результата (средний балл по показателям развития в соответствии с возрастом детей) определяется уровень достижения планируемых результатов:

Низший уровень – 0-1 балл

Низкий уровень – 1,1-1,9 баллов

Средний уровень – 2-3,1 баллов

Высокий уровень – 3,2-4 балла

Полученные данные позволяют выявить уровень развития продуктивной деятельности каждого ребенка и наметить зону его образовательных потребностей: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

Заключение

В связи с внесением изменений в образовательный процесс дошкольных учреждений и введением федеральных государственных требований к организации образовательного процесса, возникла необходимость более подробно рассмотреть проблему организации продуктивных видов деятельности дошкольников.

Целью решения данной проблемы явилось создание условий для личностного развития ребенка-дошкольника в процессе организации продуктивной деятельности. Для этого необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы дошкольник был замотивирован на деятельность; умел ставить цель, выбирать средства и достигать ее; Педагог должен содействовать развитию творческих способностей дошкольников, стимулировать исследовательские действия; способствовать развитию самостоятельности, активности, инициативы.

Процесс организации продуктивной деятельности дошкольников строится на совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей, на адекватных возрасту формах работы с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов и взаимодействии с семьей.

Организуя непосредственно образовательную продуктивную деятельность детей, педагог использует игру и родственные ей виды деятельности как основные формы работы. Со старшими дошкольниками педагог вправе использовать различные виды занятий (от слова «занимательное дело»), основанные на совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка, учитывая при этом интересы детей, их индивидуальные возможности, эмоционально-интеллектуальный опыт. Важным моментом организации продуктивной деятельности является ее интеграция с другими областями, что способствует обогащению содержания деятельности и закреплению ее результатов.

Одним из основных требований активизации самостоятельной продуктивной деятельности детей является грамотное руководство педагога и организация предметной среды, направленные на формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности. В руководстве самостоятельной деятельностью детей надо идти от интересов ребенка, его инициативы, выбирая позицию сотрудничества. Незаменимые помощники педагогу в развитии самостоятельной продуктивной деятельности – родители, которые способны пробудить у детей творческое вдохновение, используя такие формы совместной с детьми деятельности как экскурсии, прогулки, посещение музеев, выставок и т.д.

Особое место в развитии самостоятельной продуктивной деятельности детей занимает работа по дополнительной образовательной программе «Волшебная кисточка», где дети сполна могут реализовать свои творческие возможности, используя нетрадиционные техники рисования.

Неотъемлемой частью организации образовательного процесса продуктивной деятельности дошкольников является мониторинг, как фактор оценки ее результативности. Данные мониторинга позволяют выявить уровень развития продуктивной деятельности каждого ребенка и наметить зону его образовательных потребностей.

Таким образом, организация образовательного процесса продуктивной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей с учетом грамотного руководства педагога и организации развивающей среды способствует формированию разносторонней личности ребенка-дошкольника.

Список литературы

  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: учебное пособие / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 344 с.
  2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]: учебное пособие / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  3. Кузин, В.С. Психология [Текст]: учебное пособие / В.С.Кузин. – М.: Агар, 1997. – 304 с.
  4. Лыкова, И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст]: справ. пособие/И.А.Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 126 с.
  5. Лыкова, И.А. Проектирование художественного труда в ДОУ [Текст] / И.А.Лыкова // Управление ДОУ. – 2011. - № 7, С. 38
  6. Микляева, Н.В. Развитие дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ [Текст] / Н.В.Микляева // Управление ДОУ. – 2011. - № 6, С. 21
  7. Николаева, Е. И. Психология детского творчества [Текст]: учеб. Пособие / Е.И.Николаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 232 с.
  8. Рубан, Т.Г. Художественно-эстетическое развитие ребенка: интегрированный подход к организации занятий в детском саду [Текст] / Т.Г.Рубан // Управление ДОУ. – 2011. - № 2, С. 100
  9. Слободчиков, В.И. Психология человека [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
  10. Тимофеева, Л.Л., Бережнова О.В. Современное планирование деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ / Л.Л.Тимофеева // Управление ДОУ. – 2012. - № 1, С. 29
  11. Шундер, Т.Р. Современные формы организации педагогического процесса в ДОУ [Текст] / Т.Р. Шундер // Воспитатель ДОУ – 2009. - № 5. С.10

Кузин В.С. Психология.-М., 1997

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. – С. 135

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. – С.56

Поддьяков Н.Н. Внутреннее противоречие как источник психического развития ребенка//Дошкольное образование: история, традиции, проблемы… (Материалы юбилейной конференции). – М., 1997. – С.77,80.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания//Известия АПН РСФСР. – Вып.11. – М.; Л., 1947. – С.106

Памятка 11

«Особенности организации разнообразных типов занятий и способов выполнения работ продуктивной деятельности в разных возрастных группах»

Типы занятий:

· По сообщению новых знаний и новых способов изображения (информационно-рецептивный метод – доминирующий метод обучения)

· Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действий (продуктивный метод – доминирующий метод обучения)

· Творческие занятия (эвристический метод)

Типы занятий дифференцируются по характеру доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности.

Различают занятия по способу выполнения :

· По представлению

· По памяти

· С натуры

· По замыслу

Памятка 12

«Особенности организации занятий по рисованию и способов выполнения работ в разных возрастных группах»

Различают следующие виды занятий по содержанию изображения:



· Предметное

· Сюжетное

· Декоративное

Различают по способу:

· Рисование по замыслу

· По памяти

· С натуры

Предметное рисование.

Направлено на освоение основных способов изображения (форма, строение, цвет, техника рисования).

Задачи обучения:

1. Формировать у детей познавательный интерес к миру предметов, человеку, и эмоционально откликаться.

2. Формировать у дошкольников обобщённое представление об изображаемых предметах.

3. Формируются обобщённые способы изображения предметов, умение предавать: форму (близкую к геометрической, затем к индивидуальной), строение предмета и пропорциональное отношение в предмете.

4. Развивать чувство цвета, формы, ритма и композиции.

5. Стимулировать самостоятельность и творчество.

Требования к размещению натуры:

· Свет должен падать справа или слева (в зависимости от детей – правши, левши).

· Не ставить против света.

· Расстояние до натуры примерно 1,5 метра.

· Натура на уровне глаз или чуть выше.

· Сзади натуры устанавливается фон.

Сюжетно-тематическое рисование.

Задачи:

1. Формирование интереса к окружающим предметам и явлениям природы.

2. Развивать у детей умение замасливать образ, определять заранее содержание и некоторые способы изображения.

3. Обучение некоторым доступным способам изображение сюжета:

· Приём создания простейших композиций, т.е. расположение изображений по всей плоскости листа (это характерно для младших групп), «Цветы на лугу» (ср. гр.).

· Расположение изображения на широкой полосе листа (старшая группа), намечают линию горизонта, размещение предметов ближних планов (низ лита – крупно), (дальних планов верх - меньше).

· Учить изображать в рисунке главное, выделяя размером, формой, цветом (ср. и старшая группа); учить передавать в рисунке отношение предметов по величине и взаимному расположению в пространстве; учить детей передавать движения и позы главных героев.

4. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Декоративное рисование.

ДПИ – одно из древнейших искусств, по своим мотивам схоже с природой. Оно вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительно наполнена мудростью и красотой, поэтому оно понятно и доступно дошкольникам. Вводится ДПИ со средней группы.

Задачи:

1. Развитие у детей любви, уважение к своей родине, чувство патриотизма.

2. Формирование интереса у детей к народному искусству, понимание его особенностей.

3. Формирование обобщённых знаний, соответствующих изобразительных умений, по разным видам промыслов (умение различать композиции, колорит, характерные элементы, материалы).

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества (при создании узоров).

Особое место в обучении рисованию (декоративному) отводится образцу воспитателя. Воспитатель вынужден использовать образец, т.к. в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия.

Существуют разные виды образца:

1. Образец для прямого следования – прямое подражание – детям даётся готовая информация и образец (информационно-рецептивный метод).

2. Неоконченный образец – детям предлагается воспроизвести часть рисунка по образцу, а часть – придумать самим (частично поисковый метод).

3. Вариативные образцы – представлены разные варианты решения одной и той же задачи.

Любой образец должен быть выполнен в стиле определённого промысла. Размер образца должен быть в 1,5 – 2 раза больше детских работ.

Техники рисования

Благодаря освоению различных техник, художественные образы детей становятся более выразительными и содержательными. Об этом свидетельствуют исследования Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой и др.

Техники рисования условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

1.Классические (традиционные) техники рисования по использованию материалов: масляная; карандашная; акварельная; гуашевая; темперная.

2. Неклассические (нетрадиционные) техники рисования: рисование по сырой бумаге; рисование по мятой бумаге; рисование пластилином;рисование двумя красками; рисование восковыми мелками; рисование на стекле; монотипия; пальцеграфия; кляксография; силуэтное рисование; граттаж (цветная восковка);батик;коллаж; витраж; набрызг; печатки, штампы.

Памятка 13

Образец оформления титульного листа

Конспекта продуктивной деятельности в ДОУ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПК №13 ИМ. С.Я. МАРШАКА

Конспект

проведения продуктивной деятельности

(возрастная группа)

Вид деятельности _______________

(рисование, аппликация, лепка, конструирование)

на тему: « »

ГБОУ детский сад (компенсирующего или комбинированного вида, если есть)

Проводит:

Студентка группы ___

(Ф.И.О.)

Проверил преподаватель:

Запольских О.С.

Оценка .

Оценка за проведение конспекта

Оценка .

Дата проведения (число, месяц, год)

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Предварительная работа:

Оборудование:

Демонстрационный материал–

Раздаточный материал –

Вид продуктивной деятельности: (нужное написать)

Рисование

Аппликация

Конструирование

Форма организации продуктивной деятельности: (нужное написать)

Фронтальная

Групповая

- коллективная

Ход работы

I Вводная часть ( мин.)

– мотивация к деятельности

  • · Основная форма работы - обучение детей на занятиях
  • · Фронтальная (групповая) форма
  • · По подгруппам
  • · Игровая форма
  • · Индивидуально - творческая деятельность
  • · Игры - чертежи
  • · Развивающие игры
  • · Интегрированная форма обучения

На первом этапе работы воспитатель ставит перед собой цели:

  • · Дать детям знания и представления о формах самостоятельного поведения;
  • · Довести детей к пониманию нравственной категории самостоятельности, её значимости в личностном и социальном смысле;
  • · Ввести в лексикон слова «сам», «самостоятельный»;
  • · Способствовать приобретению форм самостоятельного поведения

Формы работы:

  • 1. Подбор художественной литературы.
  • 2. Просмотр видеофильмов и видеороликов.
  • 3. Постановка кукольного театра.
  • 4. Создание проблемных ситуаций.
  • 5. Проведение эстетических бесед на тему: «Самостоятельность»

На втором этапе работы воспитатель ставит перед собой цель:

· Формировать интерес и положительное отношение к выбранному виду продуктивной деятельности.

Формы работы:

  • 1. Беседы.
  • 2. Экскурсии.
  • 3. Развлечение.
  • 4. Рассматривание картинок, работ по выбранной теме.
  • 5. Тематическое занятие.

На третьем этапе работы ставится цель:

  • · Накопление детьми умений и навыков работы в данном виде деятельности;
  • · Развитие общественных мотивов деятельности;
  • · Приобретение детьми элементов самоконтроля и самооценки;
  • · Формирование самостоятельного поведения.

Формы работы:

  • 1. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • 2. Работа детей с помощью пошаговой инструкции.
  • 3. Работа детей по инструкционным картам.
  • 4. Упражнения в раскрашивании готовых поделок и игрушек.
  • 5. Коллективные работы.
  • 6. Домашние задания.

На первом этапе перед ними ставится задача сформировать у детей представления о формах самостоятельного поведения и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. С этой целью рекомендуется использовать примеры литературных и сказочных героев. При отборе содержания должна учитываться его динамичность, созвучность личному опыту дошкольника, чтобы оно вызвало у детей отклик и сопереживание.

Чтение художественных произведений побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания в виде реплик, оценочных суждений, в виде связных высказываний, созвучных услышанному повествованию («Невеличка маленькая совсем, а умеет сама убираться…», «Я тоже штаны порвал, научусь сам зашивать….», «Сам умею одеваться, я большой…», «Некрасиво с дырками ходить…», «Если бы он сам одевался, так бы не получилось…», «Папа мне сделает лопатку, я сам буду копать…»).таким образом, опыт каждого ребёнка становится достоянием детского коллектива.

Перед просмотров видеофильмов требуется некоторая подготовка детей- перед ними будут становиться вопросы, на которые они должны были ответить после просмотра. Если дети затрудняются с вопросами, проводить повторный показ отдельных кадров или фрагментов фильма. Через некоторое время организовывать повторный показ фильмов, после чего в беседе с детьми побуждать их не столько к пересказу, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.

Для закрепления знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения очень хорошо использовать специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятия, режимных моментов. Тем самым у детей возникает необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность действовать самостоятельно в тех или иных ситуациях.

С целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретённых детьми в результате проделанной работы следует провести этическую беседу «О самостоятельности». В процессе беседы можно вспомнить эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотреть иллюстрации уже в знакомых книгах. Детям предлагать вопросы, направленные на установления связей, отношений, обобщений усвоенных знаний. Это побуждает детей активно пользоваться термином «самостоятельный», вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а так же реальные ситуации, происходящих с ними: «Я маленькая была - тоже ходить не хотела, теперь сама могу ходить…», «Я уже самостоятельный, сам на улицу одеваюсь….», «надо быть самостоятельным, чтобы никогда не просить…», «самостоятельный - кто делает всё сам…» и др.

На втором этапе для создания у детей интереса и положительного отношения к виду деятельности можно использовать беседу о том, какую пользу приносит людям тот вид деятельности, который дети сейчас выполняют. В ходе её детям полезно рассматривать иллюстрации, послушать стихи, вспомнить знакомые потешки.

На следующем этапе нашей работы для накопления навыков и умений у детей для занятий очень важно использовать игры для развития тонкой моторики пальцев, так как любая продуктивная деятельность связана с работой рук и требует сноровки и ловкости в обращении.

Первые детские поделки лучше создавать при непосредственном участии педагога. Освоив некоторые приёмы лепки, дети переходят к работе посредством пошаговой инструкции - педагог объясняет и показывает, дети повторяют все действия.

Затем можно применить усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт. На них графически изображается ход работы с тем или иным материалом продукта деятельности, например лепка(на сколько нужно разделить основной кусочек пластилина, какие формы сделать, последовательность сборки игрушки - это послужит своеобразным упражнением в самоконтроле. («Гусенички», «Божьи коровки», «Цыплята»)

Параллельно с лепкой дети могут освоить технику раскрашивания объёмных фигурок сначала по образцу, а затем по собственному замыслу. Так получится ещё одна возможность формирования у детей элементов самоконтроля (игрушку нужно раскрасить со всех сторон).

Когда дети в большинстве своём освоят основные навыки и приёмы лепки и раскрашивания, можно ввести дополнительный сказочный персонаж. Помимо Колобка на занятие к ребятам приходит Незнайка, который ничего не знает, не умеет, но всему хочет научиться. Дети здесь выступают в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.

Для закрепления форм самостоятельного поведения с детьми можно использовать ряд домашних заданий, например: «Научи маму подготовить пластилин для лепки», «придумай, сделай и покажи друзьям», «у кого, что получилось». Дети делают игрушки дома и приносят их в детский сад. Благодаря этому имеется возможность судить о степени эффективности усилий воспитателя в работе.