Материал для подготовки к егэ по биологии. Элективный курс:" Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»

Рабочая программа

по элективному курсу

«Подготовка к ЕГЭ по биологии.»

Составил учитель биологии

Исангильдина К.К.

Пояснительная записка.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях в 10-11-хклассах. Углубленный уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия, и помочь детям при сдаче ЕГЭ по биологии.

Данный курс расчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в год в 10 классе и 68 часов в год (по 2 раза в неделю) в 11 классе. Т.к. программа общей биологии учащимися была пройдена в 9 классе, целесообразно объеденить учащихся 10-х и 11-х классов в одну учебную группу, и проводить занятия согласно календарному планированию.

Данный курс поделен на несколько модулей, т.к. программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Несколько модулей расчитаны не только на теоретическую часть, но и на практическую-например, решение генетических задач, а так же решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка, решение типовых тестов ЕГЭ за предыдущие года. Поэтому целесообразно выделить несколько часов для решения данной части программы. Вся программа поделена на два года: для 10 класса и для 11 класса.

10 класс

1 модуль: - 6ч.

Предмет и методы биологии, свойства живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле. Науки, входящие в состав биологии. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

2 модуль: -10ч.

Элементный и молекулярный состав, вода, минеральные соли, углеводы, липиды, белки,их строение и функции, нуклеиновые кислоты,их строение.

3 модуль: Строение клетки. - 7 ч.

Типы клеточной организации. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки, основные различия клеток прокариот и эукариот.

4 модуль: -9ч.

Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен). АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез, биосинтез белка.

5 модуль: -7ч.

Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

6 модуль: Генетика и селекция. - 15ч.

Наследственность и изменчивость. Первый, второй и третий закон Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещевание. Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений.

7модуль: Эволюция. - 7ч.

Эволюционное учение Ч.Дарвина, развитие органического мира, происхождение человека.

8 модуль: - 7ч

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам.

11 класс

9 модуль: - 6ч

Повторение теоретического материала 10 класса. Решение типовых заданий ЕГЭ.

10 модуль: Экология и учение о биосфере. - 4ч.

Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере.

11 модуль: Многообразие живых организмов. - 5ч.

Вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

12 модуль: Царство растения. - 9ч.

Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений:вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные и класса Двудольные растения.

13 модуль: Царство животные. - 20ч.

Подцарство Простейшие(Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, тип Плоские черви, тип Круглые черви, тип Кольчатые черви, тип Моллюски, тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Пукообразные, Насекомые. Тип Хордовые, класс Ланцетники, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Подклассы Первозвери, Сумчатые, Плацентарные.

14 модуль: Человек и его здоровье. - 14ч.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Дыхательная и выделительная система. Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. Нервная система и высшая нервная деятельнось человека. Органы чувств. Анализаторы. Кожа и её производные. Железы внутренней и внешней секреции. Размножение и развитие человека.

15 модуль: - 10ч

Решение типовых заданий ЕГЭ прошлых лет, ориентированность на задания части С.

Календарно- тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Домашнее задание

Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни.

Предмет и методы биологии, свойства живой материи

конспект

Уровни организации живой материи

конспект

Происхождение жизни на Земле

конспект

Науки, входящие в состав биологии

конспект

История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

Химический состав живых организмов

Элементный и молекулярный состав

конспект

Вода, минеральные соли

конспект

Углеводы, строение и функции

конспект

Липиды, строение и функции

конспект

Белки,их строение и функции

конспект

Нуклеиновые кислоты,их строение

конспект

Строение клетки

Типы клеточной организации.

конспект

Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма

конспект

Строение клетки: ядро

конспект

Строение клетки: одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки

конспект

Основные различия клеток прокариот и эукариот.

Конспект,

Решение типовых заданий ЕГЭ.

Обмен веществ и превращение энергии.

Типы питания живых организмов.

конспект

Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен)

конспект

АТФ и её роль в метаболизме.

конспект

Фотосинтез, хемосинтез

конспект

Биосинтез белка.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Воспроизведение клеток: митоз

конспект

Воспроизведение клеток: мейоз

конспект

Размножение организмов.

конспект

Индивидуальное развитие организмов.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ (Часть С)

Генетика и селекция.

Наследственность и изменчивость

конспект

Первый, второй и третий закон Менделя.

конспект

Дигибридное и моногибридное скрещевание.

конспект

Генетика пола, сцепленное с полом наследование.

конспект

Методы генетики

конспект

Селекция, центры происхождения культурных растений.

конспект

Решение задач на моногибридное скрещивание

Решение задач на дигибридное скрещивание

Решение задач на генетику пола

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть В)

Эволюция.

Эволюционное учение Ч.Дарвина

конспект

Развитие органического мира

конспект

Происхождение человека.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

Тестирование учащихся по пройденным темам курса

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть С)

ИТОГО

Повторение пройденного материала за 10 класс

Повторение теоретического материала 10 класса.

конспекты

Решение типовых заданий ЕГЭ

Экология и учение о биосфере

Экологические факторы.

конспекты

Популяции.

конспекты

Экологические системы. Понятие о биосфере.

конспекты

Решение типовых заданий ЕГЭ

Многообразие живых организмов

конспект

Бактерии

конспект

конспект

Лишайники

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

Царство растения

Подцарство низшие растения, водоросли

конспект

Ткани и органы высших растений:вегетативные органы и генеративные органы высших растений.

конспект

Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения

конспект

конспект

Семейства класса Однодольные

конспект

Семейства класса Двудольные

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

Царство животные

Подцарство Простейшие(Одноклеточные)

конспект

Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные

конспект

Тип Плоские черви

конспект

Тип Круглые черви

конспект

Тип Кольчатые черви

конспект

Тип Моллюски

конспект

Тип Членистоногие

конспект

Класс Ракообразные,

конспект

Класс Пукообразные

конспект

Класс Насекомые.

конспект

Тип Хордовые, класс Ланцетники

конспект

Класс Рыбы

конспект

Класс Земноводные

конспект

Класс Пресмыкающиеся

конспект

Класс Млекопитающие

конспект

Подклассы Первозвери, Сумчатые

конспект

Подкласс Плацентарные.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ

Человек и его здоровье.

Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности.

конспект

Опорно-двигательная система

конспект

Пищеварительная система и обмен веществ.

конспект

Дыхательная и выделительная система.

конспект

Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях.

конспект

Нервная система и высшая нервная деятельнось человека.

конспект

Органы чувств

конспект

Анализаторы

конспект

Кожа и её производные

конспект

Железы внутренней и внешней секреции

конспект

Размножение и развитие человека.

конспект

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В)

Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С)

ИТОГО

Литература:

    Анатомия и физиология человека /Сост. Е.П. Сидоров. - М: МП «Поликоп» и СП «Маркетинг - 21», 1991.

    Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 по биологии. - Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».

    Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для подготовки единого государственного экзамена 2012 по биологии. - Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».

    Мамонтов С.Г. Биология: Справ. Издание. - М: Высшая школа, 1992.

    Медников Б.М. Биология: формы и уровни жихни: Пособие для учащихся. - М: Просвещение, 1994

    Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010,2011: Биология /Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. - М.: АСТ: Астрель,2009.

Данный справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы.
Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.
Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Примеры.
Эмбриология изучает
1) развитие организма от зиготы до рождения
2) строение и функции яйцеклетки
3) послеродовое развитие человека
4) развитие организма от рождения до смерти

Селекция как наука решает задачи
1) создания новых сортов растений и пород животных
2) сохранения биосферы
3) создания агроценозов
4) создания новых удобрений

Систематика - это наука, занимающаяся
1) изучением внешнего строения организмов
2) изучением функций организма
3) выявлением связей между организмами
4) классификацией организмов.


Название: ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ.

Предлагаемое пособие содержит теоретический материал, тестовые задания и варианты экзаменационных заданий для самостоятельной подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Все задания сопровождаются ответами и комментариями.
Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть использована абитуриентами для подготовки к экзамену в вуз, а также окажет помощь преподавателям биологии.

Выполнение экзаменационной работы по биологии потребует от выпускников средней школы следующих знаний и умений:
- знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;
- знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп растений и классификации животных;
- умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики
сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.
За верное выполнение заданий А1-А36 выставляется 1 балл.
За верное выполнение заданий В1-В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задания В7-В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.
Указания к оцениванию ответов заданий С1-С6 будут даны ниже на примере конкретных ответов.