Нико биология банк заданий. Донашивают детеныша в сумке. Общий признак круглых и кольчатых червей – наличие

Задания I (школьного) этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии

8 класс.

Уважаемые участники олимпиады, теоретическая часть включает 4 части. На выполнение всех заданий отводится 2ч (120минут). Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения заданий.

Часть 1.

Вам предлагаются 20 тестовых заданий, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися состоит в

1) появление правого и левого легких

2) наличии трахеи и бронхов

3) увеличении дыхательной поверхности за счет легочных пузырьков

4) наличии ноздрей и носовой полости

2. Какая часть органа слуха, характерная для позвоночных животных, есть у рыб?

1) наружная ушная раковина 3) барабанная перепонка

2) внутреннее ухо 4) слуховые косточки

3. К отряду чешуйчатых относится

1) плащеносная ящерица 3) древесная игуана

2) гадюка обыкновенная 4) все перечисленные

4. Вилочка у птиц – это сросшиеся

1) грудные кости 3) ребра первой пары

2) ключицы 4) вороньи кости

5. Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

1) собака 2) человек 3) корова 4) малый прудовик

6. Смешанная полость тела свойственна

1) кишечнополостным 3) круглым червям

2) членистоногим 4) кольчатым червям

7. Жить под водой способен

1) паук - крестовик 3) паук – птицеед

2) паук - серебрянка 4) каракурт

8. К органоидам движения простейших не относятся

1) реснички 2) жгутики 3) псевдоподии 4) параподии

9. Мальпигиевы сосуды являются органами выделения у

1) нереиса 3) речного рака

2) большого прудовика 4) паука-крестовика

10. Образовательная ткань в растении

1) обеспечивает передвижение веществ

2) защищает его от повреждения

3) придает ему прочность и упругость

4) обеспечивает его рост

11. Из животных, обитающих в водной среде, к млекопитающим относят

1) крокодила 2) акулу 3) ихтиозавра 4) кита

12. Змеи отличаются от ящериц

1) наличием рогового покрова

2) питанием живой добычей

3) отсутствием подвижных век

4) способностью прятаться в норы

13. Птиц от перегревания во время полёта предохраняют

1) сердце и аорта

2) лёгкие и трахея

3) воздушные мешки

4) грудные мышцы

14. К какой группе относят изображённую на рисунке рыбу?

1) хрящевые 2) костно-хрящевые 3) костистые 4) кистепёрые

15. Диафрагма разделяет полость тела на брюшную и грудную у

1) птиц 2) млекопитающих 3) пресмыкающихся 4) земноводных

16. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1) моховидные 2) папоротниковидные 3) цветковые 4) древние водоросли

17. Лук и чеснок относят к одному семейству, так как у них сходное строение

1) стебля 2) листьев 3) цветка и плода 4) корневой системы

18. Развитие с полным превращением характерно для

1) саранчи 2) бабочек 3) клопов 4) кузнечиков

19. У каких беспозвоночных четыре пары ног, два отдела тела, отсутствуют усики?

1) моллюсков 2) пауков 3) насекомых 4) ракообразных

20. Общий признак круглых и кольчатых червей – наличие

1) кровеносной системы

2) кольцевых мышц

3) кожно-мускульного мешка

4) брюшной нервной цепочки

Часть 2.

Вам предлагаются тестовые задания, имеющие несколько правильных ответов. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Донашивают детеныша в сумке

2) кенгуру

3) опоссум

5) горностай

6) ондатра

2. Многоклеточной водорослью является

1) хламидомонада

2) хлорелла

3) спирогира

4) вольвокс

5) кладофора

6) ламинария

3. У птиц, как и у пресмыкающихся,

1) кожа сухая, лишённая желёз

2) отсутствуют зубы

3) покровы состоят из рогового вещества

4) сердце четырёхкамерное

5) артериальная кровь не смешивается с венозной

6) кишечник, мочеточники, органы размножения открываются в клоаку

4. Какие животные имеют лучевую симметрию тела?

1) пресноводная гидра

3) белая планария

4) медуза корнерот

5) красный коралл

6) бычий цепень

5. У каких из перечисленных организмов клетки объединяются и образуют ткани?

1) дождевой червь

2) речной рак

3) малярийный плазмодий

4) водоросль ламинария

5) гриб мукор

6) мох сфагнум

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. У речного рака замкнутая кровеносная система.

2. В сократительных вакуолях простейших накапливаются непереваренные остатки пищи.

3. Плод крестоцветных называется коробочка.

4. Птицы и млекопитающие относятся к теплокровным животным.

5. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся, оплодотворение внутреннее.

Часть 4.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 3 балла за каждое задание). Заполните матрицу ответов в соответствии с требованием задания.

А) развитие без смены хозяина 1) человеческая аскарида

Б) промежуточный хозяин – крупный рогатый скот 2) бычий цепень

В) промежуточный хозяин – малый прудовик 3) печеночный сосальщик

Г) основной хозяин – крупный рогатый скот

Д) личинка с ресничками плавает в воде

2. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ КЛАСС

А) плавательный пузырь отсутствует 1) Хрящевые рыбы

Б) жабры открываются наружу жаберными щелями 2) Костные рыбы

В) для ряда видов характерны миграции во время нереста

Г) жабры прикрыты жаберными крышками

Д) как правило, есть плавательный пузырь

Матрица ответов
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии 8 класс

Максимальное количество баллов – 41 балл.

Часть 1 . 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 2 . 10 баллов (по 2 балла за каждое задание).

Вопрос

Часть 3 . 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

ответ

Часть 4 . 6 баллов (по 3 балла за каждое задание).

Вопрос 1

Вопрос 2

Молекулярная биология

( 1 ч в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса - углубить знания учащихся о молекулярных ос­ новах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности, делении клеток, в формировании и передаче наследственных признаков.

Весь материал курса можно условно разделить на два разде­ ла: 1) физико-химические особенности и функции макромолекул; 2) процессы в клетке, связанные с функционированием макромо­ лекул. Изучение этих разделов поможет осознать наиболее труд­ ные вопросы основного курса (основы цитологии, онтогенеза, ге­нетики).

Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ, перечень которых дан в каждой теме курса. При выполнении этих работ учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами для хроматографии, спектрографии. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения кон­ кретных теоретических вопросов.

На занятиях курса учащиеся воочию убеждаются в материальности основ жизни, их познаваемости. Курс «Молеку­ лярная биология» окажет большое влияние на формирование на­ учной картины мира, развитие мышления и воспитания школь­ ников.

Содержание программы.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Молекулярная биология - комплексная наука о физико-хими­ ческих особенностях макромолекул и связанных с ними процессах в клетке. Связь молекулярной биологии с другими науками (био­ химией, цитологией, физиологией, генетикой и др.).

Данные о развитии молекулярной биологии. Открытие Мише- ром нуклеиновых кислот, расшифровка Уотсоном и Криком струк­ туры ДНК. Установление функциональной взаимосвязи нуклеи­ новых кислот, белковых молекул, роли нуклеиновых кислот в пе­ редаче наследственной информации.

Демонстрация таблиц с изображением строения макромолекул белка и нуклеиновых кислот.

1. СТРУКТУРА И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ (4 ч)

Нуклеиновые кислоты (НК) - биополимеры. Составные компо­ненты НК - азотистые основания, углеводы, фосфорная кислота. Нуклеозид и нуклеотид. Правило Чартгафа о соотношении наций в НК. АТФ - нуклеотид, выполняющий роль аккумулято­ ра энергии.

ДНК, структура, масса и размеры. Физико-химические методы исследования (спектроскопия, рентгеноструктурный анализ). Принцип комплементарности в образовании молекул ДНК. Обра­ зование двухцепочной макромолекулы и ее спирализация. Анти­ направленность цепей ДНК. Денатурация и ренатурация молекул. Масса молекул и их локализация в клетке.

Особенности структуры молекул РНК, их нуклеотидный состав. Переход АТФ в нуклеотид РНК. Отличие молекул РНК от ДНК.

Демонстрация: таблиц с изображением строения ДНК и РНК; сборки структурных элементов в молекулу ДНК и РНК; комп- лементарности оснований в ДНК.

Лабораторные работы

1. Окрашивание препаратов клеток кожицы лука и рас­ сматривание под микроскопом ядер клеток.

2. Выделение НК из клеток печени (спермы рыб и Др.).

2. СТРУКТУРА И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОЛЕКУЛ БЕЛКА (5 ч)

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБОУ СПО «УФИМСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
заместитель директора по учебной работе:
В.Ф.Валеева
на 2017 – 2018 учебный год
КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине: Биология
для групп, специальностей: 23.02.04­ТЭМ, 21.02.04 – ЗУ, 35.02.03 ­ ТД
форма обучения: очная
преподаватель: Бурханова Уралия Радмировна
Календарно­тематический план составлен на основе рабочей программы профессионального модуля в
соответствии с требованиями ФГОС СПО
Рассмотрен и одобрен предметной (цикловой) комиссией №____ протокол №_______от___________
Председатель Латыпова Р.М.________________

Основные источники:
Список литературы
1. Беляев Д.К., Дымщиц Г.М. Биология 10 класс – 4­е изд. ­ М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
2. Беляев Д.К., Дымщиц Г.М. Биология 11 класс – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 224 с.
Дополнительные источники:
1. Биология. Весь школьный курс в таблицах /Ред. Литвин В. В. – М.: Букмастер, 2015. – 416 с.
2. Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 кл. Учебник. Углубленный

3. Теремов А. В., Петросова Р. А. Биология. Биологические системы и процессы. 11 кл. Учебник. Углубленный
уровень. ФГОС. – М.: Мнемозина, 2015. – 400 с.
Интернет­ресурсы:
1. www. biology. asvu. ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека)
2. www. interneturok. ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»)
Преподаватель: Бурханова У.Р.

Распределение учебных часов
Курс
Семес
тр
Распределение по семестрам
экзамен курсовой
проект
(работа)
зачет
контроль
Максимал
ная
работа
ьная
нагрузка
Всего
1
2
I
I
Итого
1
1
54
54
54
26
28
54
1
1
Аудиторные занятия (час)
в том числе
теоретич
еские
занятия
16
20
36
лабораторно­
практические
занятия
3
7
10
Самостоятельная
работа
обучающихся
10
8
18
Изменения и дополнения к рабочей программе с указанием номера протокола (приказа); примечания:

Наименование
разделов и тем
Кол­во
часов
по теме
Номер
занятия
Краткое
рассматриваемых вопросов

содержание
Вид занятия
задание,
Домашнее
литература и стр.,
самостоятельная
работа
Наглядн
ые
пособия и
техничес
кие
средства
обучения
1 2 3 4 5 6 7
Введение.
1
1
Объект изучения биологии – живая
природа. Основные признаки живого.
Многообразие живых организмов.
Уровневая организация живого.
Методы изучения живой природы.
Значение биологии.
лекция

Раздел I
Клетка – единица
живого
Тема 1.1 Химический
состав клетки
Тема 1.2. Структура и
функции клетки
1
1
1
1
1
2
2
3
Неорганические соединения летки.
Углеводы. Липиды. Белки. Строение
белков. Функции белков. Нуклеиновые
кислоты. АТФ и другие органические
соединения клетки.
Активность фермента каталазы в
животных и растительных тканях.
лекция
Лабораторная
работа 1.
Клетка – элементарная единица
живого. Цитоплазма. Мембранные
органоиды клетки. Ядро. Прокариоты и
эукариоты.
Плазмолиз и деплазмолиз в клетках
кожицы лука.
Комбинир.
урок
Лабораторная

Домашнее
задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.3­4.

Домашнее
задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.9­33.
Самостоятельная работа
обучающихся:
Сочинение «Что я знаю о
биологии?»

Домашнее
задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.38­43.
Домашнее задание
Беляева Д. К. и др.

1
2
2
1
1
3
4
5
6
6
Тема 1.3.
Обеспечение клеток
энергией
Тема 1.4.
Наследственная
информация и
реализация ее в клетке

и
Раздел 2.
Размножение
развитие
организмов.
Тема 2.1.
Размножение
организмов
Тема 2.2.
Строение растительной, животной,
грибной и бактериальной клеток под
микроскопом.
работа 2.
Лабораторная
работа 3.
биология, 2017. с.­44
Самостоятельная работа
обучающихся:
Подготовка к
практической работе
(обзор сайтов).
Оформление отчета.
Реферат с презентацией
«История развития
клеточной теории».

веществ.
химических
Обмен
Фотосинтез.
Преобразование энергии света в
энергию
связей.
Обеспечение клеток энергией за счет
окисления органических веществ без
участия кислорода.
Биологическое
окисление при участии кислорода.
Генетическая информация. Удвоение
ДНК. Синтез РНК по матрице ДНК.
Генетический код. Биосинтез белков.
Регуляция работы генов у бактерий.
Регуляция работы генов у эукариот.
Вирусы.
Генная и клеточная
инженерия.
Комбинир.
урок
таблица 3 Домашнее задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.­58­68
Комбинир.
урок
Презентац
ия
Учебник с.74­97
Бесполое и половое размножение.
Деление клетки. Митоз. Мейоз.
Образование половых клеток.
Оплодотворение.
Зародышевое развитие организмов.
Постэмбриональное развитие.
Дифференцировка клеток. Развитие
взрослого организма.
Комбинир.
урок
Комбинир.
урок
таблица
Таблица
Домашнее
Учебник с.102­115

задание
Домашнее
Учебник с.121­132

Раздел 3.
Основы генетики и
селекции.
Основные
Тема 3.1.
закономерности
наследственности
1
7
1
1
1
7
8
8
Тема 3.2. Основные
закономерности
изменчивости
Тема 3.3. Генетика и
селекция
Раздел 4.
Эволюция
Комбинир.
урок
Схемы
Менделя.
Моногибридное скрещивание. Первый и
второй законы Менделя. Генотип и
фенотип. Решение генетических задач.
Дигибридное скрещивание.
Третий
закон
Сцепленное
наследование генов. Отношения ген –
признак. Внеядерная наследственность.
Взаимодействие генотипа и среды при
формировании признака. Генетические
основы поведения.
Домашнее задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.­138­
169
Самостоятельная работа
обучающихся:
Подготовка к
практическим работам
(обзор сайтов),
оформление отчетов по
практическим работам.
Написание рефератов
«Жизнь и научное
творчество Г. Менделя»,
«Трагическая судьба Н. И.
Вавилова», «Почему я
похож на папу?»

изменчивость.
Модификационная
изменчивость.
Комбинативная
изменчивость.
Мутационная
Наследственная
изменчивость
человека. Лечение и предупреждение
некоторых наследственных болезней
человека.
Одомашнивание как начальный этап
селекции. Методы селекции. Успехи
селекции.
Урок методом
кейсов
Комбинир.
урок
Раздаточн
ый
материал
Контрольная
работа
Домашнее
Учебник с.177­191.

задание
задание

Домашнее
Учебник с.196­205.
Подготовиться

контрольной работе.
к

Тема 4.1.
Свидетельства
эволюции
Тема 4.2. Факторы
эволюции
Тема 4.3.
Возникновение и
развитие жизни на
Земле
2
2
1
1
2
2
9
10
11
11
12
13

Морфологические
развитие
биологии.
свидетельства
и
свидетельства
Палеонтологические и
свидетельства
Возникновение
эволюционной
Молекулярные
эволюции.
эмбриологические
эволюции.
биогеографические
эволюции.
Популяционная структура вида.
Наследственная изменчивость

исходный материал для эволюции.
Направленные и случайные изменения
генофондов в ряду поколений. Формы
естественного отбора. Возникновение
адаптаций в результате естественного
отбора.
Прямые
наблюдения процесса эволюции.
Макроэволюция.
Морфологические
растений различных видов.
Видообразование.

особенности
Изменчивость организмов
Комбинир.
урок
Домашнее
Учебник с. 4­20.

задание
Комбинир.
урок
Домашнее

Учебник с. 28
задание
Лабораторная
работа 4.
Лабораторная
работа 5.
Домашнее

Учебник с. 29
задание
Домашнее

Учебник с. 33
задание
Приспособленность организмов к среде
обитания. Ароморфозы у растений.
Лабораторная
работа 6.
Домашнее

Учебник с. 51
задание

Представления
Современные
о
возникновении жизни. Основные этапы
развития жизни. Развитие жизни в
криптозе. Развитие жизни в палеозое.
Развитие жизни в мезозое. Развитие
жизни в кайнозое.
Многообразие
органического мира.
Домашнее задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.­67­97

Тема 4.4.
Происхождение
человека
2
14
Круглый стол
Предки человека.
Положение человека в системе живого
мира.
Первые
представители рода Homo. Появление
человека разумного. Факторы эволюции
человека.
Эволюция современного
человека.
Домашнее задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.­105­
127
Самостоятельная работа
обучающихся:
Обзор сайтов. Создание
подборки учебных
фильмов «Жизнь
замечательных людей» (о
Линнее, Ламарке, Дарвине
и др. ученых), «Вид и
видообразование»,
«Эволюция: вчера,
сегодня, завтра».
Раздел5.
Экосистемы.
Тема 5.1. Организмы
и окружающая среда
Тема 5.2. Биосфера
1
1
1
1
1
15
15
16
16
17

в
Взаимоотношения организма и среды.
Популяция
экосистеме.
Экологическая ниша и межвидовые
отношения. Сообщества и экосистемы.
Экосистема: устройство и динамика.
Биоценоз и биогеоценоз. Влияние
человека на экосистемы.
Оценка влияния температуры воздуха
на человека.
Аквариум как модель экосистемы
Биосфера и биомы. Живое вещество и
биогеохимические круговороты в
биосфере. Биосфера и человек.
Сравнительная
природных и нарушенных экосистем.
характеристика

Комбинир.
урок
Домашнее

Учебник с. 133
задание
Практическая
работа 1.
Практическая
работа 2.
Комбинир.
урок
Практическая
работа 3.
Домашнее задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с. 138
Домашнее задание
Беляева Д. К. и др.
биология, 2017. с.163
Домашнее
Учебник с. 174­187

задание
Домашнее
задание
Беляева Д. К. и др.

Охрана видов и популяций. Охрана
экосистем. Биологический мониторинг.
Мультимедия­
урок
Определение качества воды водоема.
Практическая
работа 4.
Дифференциро
ванный зачет.
биология, 2017. с.191
Домашнее задание
Учебник, с. 194­202
Домашнее задание
подготовка к
практическому занятию
(обзор сайтов),
оформление отчетов по
практическому занятию.
Подготовка к
дифференцированному
зачету.
Тема 5.3.
Биологические основы
охраны природы
Максимальная
нагрузка:
В том числе:
Обязательная
нагрузка
Самостоятельная
работа
17
18
18
1
1
1
54
36
18