Тренировочное задание по курсу человек и общество. Тест в формате егэ по обществознанию на тему "человек"

Задания для повторения по теме "ЧЕЛОВЕК"

6 класс

Часть А

1. Человека от животного отличает:

1) умение производить орудия труда; 2) приспособление к условиям среды;

3) инстинкт самосохранения.

2. Показателем взрослости является:

1) индивидуальность; 2) самостоятельность; 3) способности.

3. Оценка человека самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности:

1) самооценка; 2) гениальность; 3) благотворительность.

4.Верны ли следующие суждения?

А. Новорождённый младенец может стать человеком только в окружении других людей

Б.Новорождённый младенец может стать человеком и вне человеческого сообщества

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5.Сергей делится по телефону с Александром впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример:

1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

6 .Неповторимость и своеобразия каждого человека определяется понятием:

1 ) талант 2 ) личнос ть 3 ) ин дивидуальность 4 ) нравственность

7 .Какой пример характеризует человека как личность?

1)У Марины светлые волосы и зелёные глаза

2)Андрей носит очки, потому что у него плохое зрение

3)для Олега важно, чтобы одноклассники его уважали

8. Деятельность человека направлена на

1) преобразование окружающего мира 2) приспособление к окружающему миру

3) создание существующих в природе вещей

9. В основе деятельности человека лежит

1) наличие цели 2) инстинкты 3) зависимость от среды обитания

10. Верны ли суждения о деятельности:

а) цель определяет действия человека;

б) человек занимается разнообразной деятельностью?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2) верно только 6 4) нет верного ответа

11. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:

1) индивид 3) личность

2) индивидуальность

Часть В

В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых дано определение понятия, а во втором само понятие:

А. Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и лёгкость овладения ею.

1. Талант

Б. Высшая степень творческих проявлений личности.

2. Способности

В. Высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности.

3. Гениальность

В2. Что из перечисленного относится к А) социальным чертам человека, а что к Б) к биологическим

    необходимость общения

    коллективный труд

    мышление

    речь

    потребность в пище, воде

    творчество

    прямохождение

В3.Укажите основные отличия человека от животного

    производство орудий труда и использование их в ходе деятельности

    обладание мышлением и речью

    независимость поведения

    забота о потомстве

    целесообразная деятельность

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

Как бы ни была разнообразна (1)... человека, она направлена на удовлетворение его потребностей. В процессе деятельности человек опирается на свои (2).... Трудно представить деятельность человека без (3)... между людьми. Главный вид деятельности ребенка - (4)...

А.Общение Д) Труд

Б. Инстинкты Е) Деятельность

В.Способности

Г. Игра

В5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

    Детство

    Отрочество

    Зрелость

    Работоспособность

    Старость

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

(1)... вот уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедром душой и верным (2)... говорят - «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни - это и (3)... слабых, и (4)... к Родине, и (5)... в опасных ситуациях, и нерушимая крепость слова.

А.Совесть Д. Бесстрашие

Б. Любовь Е. Защита

В.Долг Ж. Опасность

Г. Щедрость 3. Рыцарство

В7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

          Какие виды деятельности названы в тексте?

          Какова роль игры в жизни ребенка?

Игра является спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности; ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для него другие, настоящие, съедобные.

Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

(Рубинштейн С. Основы общей психологии)

Название документа ГИА 2016 вар 1 Конфликты.doc

ГИА 2016 Вариант 1

Часть 2

«Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если говорить о самом общем определении конфликта, то его можно было бы дать следующим образом: конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные.

Разумеется, конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он не может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга.

Следует отметить бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций и невозможность сведения их окончательно к какому-либо единому началу и общему знаменателю. Всё же исторический опыт и социальная практика позволяют определить некоторое число тех проблем, по поводу которых формируются конфликтные ситуации, перерастающие в конфликты. Назовём четыре основных источника конфликтов, достаточно распространённых во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах.

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворённости существующим положением дел, возрастание притязаний, кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворённости идёт медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода пускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворённости. Неудовлетворённость, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. <...>

Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социальной жизни.

(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А. Царская. В. Г. Зарубин и др.; Под ред. В. В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. С. 311-313.).

26.

27. Что такое конфликт? Какие причины его возникновения названы в тексте?

28. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?

29. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии конфликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.

30. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, ученик утверждал, что конфликт нельзя признать нормальным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напряжённость и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 1 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 1

26.

1)сущность конфликта;

2)причины возникновения конфликта;

3)разнообразие конфликтных ситуаций и их источники;

4)этапы развития конфликта между большими группами людей.

27. Что такое конфликт? Какие причины его возникновения названы в тексте?

«Конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных

индивидов».

Согласно тексту, причины возникновения конфликта могут быть следующие: столкновение интересов, которое осознано обеими сторонами конфликта; угрозы самим основам существования конфликтующих групп

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

28. Используя содержание текста, определите основные источники конфликтов. Почему эти источники можно отнести к основным?

Согласно тексту, в качестве основных источников конфликтов могут быть следующие: богатство, власть, престиж, достоинство. Эти источники конфликтов можно отнести к основным потому, что именно они имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах

29. В тексте говорится о «бесконечном разнообразии конфликтных ситуаций». С опорой на обществоведческие знания приведите три примера видов конфликта.

В качестве примеров видов конфликта могут быть приведены следующие: внутри личностный; межличностный; межгрупповой; с внешней средой; охватывающий отдельные сферы общественной жизни; охватывающий общество в целом.

Могут быть приведены другие примеры видов конфликта

30. Рассказывая на уроке о социальном конфликте, ученик утверждал, что конфликт нельзя признать нормальным явлением общественной жизни. Обществу в целом свойственна гармония интересов, а не внутренняя напряжённость и столкновения. Не все учащиеся класса поддержали это мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

1) ответ на вопрос, например:

в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) - социальный конфликт представляет собой нормальное явление общественной жизни.

2) фрагмент текста, например: «Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека»;

«...Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социальной жизни»

31. Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

появляются новые формы социальных отношений, приходя на смену старым, отжившим: например,

после победы буржуазных революций успешно развиваются новые капиталистические отношения;

снимается существующая неудовлетворенность и социальная напряжённость, что способствует

дальнейшему развитию общества;

разрушается социальная система (например, в результате победившей революции);

возникает дезориентация социальной жизни (например, использование таких методов, как захват и удержание объекта конфликта, уничтожение материальных ценностей, обман, дезинформация, клевета, шантаж и т. д.).

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 12 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 12

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)сущность современной научно-технической революции (НТР);

2)научная деятельность - неотъемлемая часть общественного производства;

3)характерные черты нового этапа НТР;

4)роль НТР в изменении положения человека в системе производства.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

По мнению авторов, современная НТР «характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, то выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства»

28. К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите объяснение в тексте.

Согласно тексту, начало современной НТР относится к 50-м годам XX столетия. Это обусловлено тем, что с этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства, наука превращается в непосредственную производительную силу общества

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.

В качестве трех направлений современной НТР могут быть перечислены:

1) использование принципиально новых технологий (информационных, биотехнологий и др.);

2) качественные изменения предметов труда, широкое использование новых материалов;

3)создание и использование гибких автоматизированных производств, робототехнических комплексов. Могут быть перечислены другие направления современной НТР

30. Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка зрения (точка зрения ученика)

Современная НТР обеспечивает науч­но-техническую базу успешного решения глобаль­ных проблем человечества, играя ведущую роль в развитии общества.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2)фрагмент текста, например:

- «Начало нового этапа НТР в развитии производи­тельных сил характеризуется: <...> масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, ма­териалов, энергии; переходом большинства от­раслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической резуль­тативности научных исследований и опытно-кон­структорских разработок»

31. Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту твоей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

НТР способствует развитию образования, превращению его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования;

НТР позволяет человеку овладеть высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях;

в случае несогласия может быть указано, что

НТР приводит к тому, что человек становится всё более зависим от техники: техногенные катастро­фы приносят значительный ущерб не только при­роде, но и человеку;

НТР в развитых и развивающихся странах, а так­же в странах с переходной экономикой вызывает рост безработицы.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 12 НТР.doc

ГИА 2016 Вариант 12

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства. <...>

Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы. <...>

Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), я затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих... функций всё более высокого уровня; с принятием ответственных решений»

(Адаптировано по книге: 06-ществознание: пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 426, 427, 431.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

28. К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите объяснение в тексте.

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.

30. Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту твоей позиции.

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 15 Человек биосоц.doc

ГИА 2016 Вариант 15

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в ускоренном развитии детей, в сокращении рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рождения от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду»

(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.; Под ред. В.В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. С. 11-12.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Чем, согласно тексту, по своей сути является человек? Что представляют собой биологическая природа и социальность для человека?

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите три свойства, раскрывающие социальную сущность человека.

30. Познакомьтесь со следующими точками зрения.

Первая точка зрения

Вторая точка зрения

«Человек - носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояние с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно»

«Человек - изолированная личность, он сам творец своей жизни, творец самого себя. Жизнь человека независима от изменений в обществе, от его экономического развития. В достижении личного счастья, в овладении культурой человеку не нужны посредники в виде государства, общественных учреждений. Свободная творческая активность индивида развивается по законам, заложенным в нём самом»

Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы со следующим утверждением таджикского поэта Фирдоуси:

«В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее всё воплощается в нём»?

С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 15 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 15

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) человек - биосоциальное существо;

2) биологическая природа человека;

3) человек как социальное существо;

4) человек как субъект общественно-исторического развития.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Чем, согласно тексту, по своей сути является человек? Что представляют собой биологическая природа и социальность для человека?

Согласно тексту, человек по своей сути является существом биосоциальным. Биологическая природа представляет собой естественную предпосылку, условие существования человека, социальность - сущность человека

По мнению авторов, биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. В качестве примеров, иллюстрирующих в тексте обусловленность биологического социальным в человеке, могут быть названы следующие: ускоренное развитие детей; сокращение рождаемости; детская смертность и др.

29. Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите три свойства, раскрывающие социальную сущность человека.

В качестве трех свойств, раскрывающих социальную сущность человека, могут быть названы:

1) способность и готовность к общественно-полезному труду;

2) сознание и разум;

3) свобода и ответственность.

Могут быть названы другие свойства, раскрывающие социальную сущность человека

30. Познакомьтесь со следующими точками зрения.

Первая точка зрения

Вторая точка зрения

«Человек - носитель сознания, которое само по себе является

общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояние с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно»

«Человек - изолированная личность, он сам творец своей жизни, творец самого себя. Жизнь человека независима от изменений в обществе, от его экономического развития. В достижении личного счастья, в овладении культурой человеку не нужны посредники в виде госу

арства, общественных учреждений. Свободная творческая активность индивида развивается по законам, заложенным в нём самом»Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка зрения –

общественная жизнь не только совершенствовала природную организацию человека, но и подчинила ее себе.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

- «Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено»;

- «Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рождения от общества, остаётся животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений»

31. Согласны ли вы со следующим утверждением таджикского поэта Фирдоуси:

«В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее всё воплощается в нём»?

С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

Человек обладает разумом, что позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира;

Человек умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать ее, что открыло ему возможность создавать нечто не существующее в природе - «вторую природу»;

в случае несогласия может быть указано, что

Человек обладает разумом, однако не всегда совершает разумные поступки, прежде всего, в отношении природы, рассматривая ее как мастерскую, в которой можно бесконтрольно хозяйничать;

Человек как биологический вид претендует на роль очередного царя природы, но палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как па смену гигантским земноводным пришли ящеры, а затем - млекопитающие, одна из ветвей которых дала миру человека. Жизнь при этом не останавливалась, изменялись условия, и победу одерживали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 3 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 3

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)роль религии и церкви в жизни общества; 2)ядро религии - вера;

3)структура (состав) религиозной веры;

4)влияние религии на духовную жизнь общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

Согласно тексту, основными функциями церкви являются:

Объединение верующих одного вероисповедания;

Разработка единых норм их поведения

28. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

Согласно тексту, религиозная вера включает в себя следующие элементы:

Веру в существование Бога;

Нормы морали и нравственности;

Веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог;

Веру в спасительную силу ритуальных обрядов:

Крещение, молитва, пост, богослужение.

Первым и основным элементом религиозной веры является вера в существование Бога как Творца всего существующего

29. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

В качестве объяснений того, почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества», могут быть даны следующие:

Религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих основу духовной жизни общества;

Религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи углубиться в занятия искусством, философией, наукой. Это способствует духовному развитию людей;

Религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к божественному, т. е. вечному, духовному, давая ему пищу для размышлений и для высоких чувств

30. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) - религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и общества в целом, упорядочиванию определенным образом помыслов, стремлений людей.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

- «...церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения;

- «...религиозная вера включает в себя... нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом»

31. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

Религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет его задуматься о смысле жизни, о «спасении души»;

Выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным и предсказуемым;

в случае несогласия может быть указано, что

Религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритет веры над разумом и знаниями;

Религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви;

там где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 3 Религия.doc

ГИА 2016 Вариант 3

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«...Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности, а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения. <...>

Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как Творца всего существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки. <…>

Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитва, пост, богослужение. <…>

Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества. <...>

Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные - обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали неотъемлемой ее частью»

(Адаптировано по книге: Тимоненко Ю. Н., Скопинцева Ю. Н., Юкина И. В., Волохова Е.А. Культурология. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 18-20.).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Назовите, используя текст, основные функции церкви.

28. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?

29. Почему «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

30. Рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил её роль в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 4 ответы.doc

ГИА 2016 Вариант 4

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1)природа межличностных отношений;

2)сущность чувств, сближающих людей;

3)сущность чувств, разъединяющих людей;

4)влияние уровня развития чувств на деятельность группы.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. Найдите в тексте объяснение того, почему межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.

Согласно тексту, «межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы, потому что их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа». Это означает, что межличностные отношения складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу

28. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Наименование

группы чувств

Отношение

к другой стороне

Сближающие, объединяющие людей

Желаемая

Готовность к сотрудничеству

Разъединяющие людей

Неприемлемая

Отсутствие желания к сотрудничеству

Могут быть даны в таблице иные, близкие по смыслу формулировки

29. Почему поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

В качестве объяснений могут быть даны следующие:

в ходе межличностных отношений человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать своё поведение, укреплять в своей личности всё положительное, избавляться от недостатков;

межличностные отношения (например, дружб а, «любовь) дают человеку уверенность в себе, положительные эмоции, что позитивно сказывается на его поведении;

межличностные отношения формируют ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью и во многом определяют её поведение.

Могут быть даны другие объяснения

30. На уроке ученик утверждал, что деловые отношения свободны от чувств симпатии или антипатии, а, следовательно, чувства никак не скажутся на результатах этих отношений. Деловые отношения зафиксированы в документах, а привязанность, вражда, антипатия, товарищество не повлияют на них. Не все учащиеся класса поддержали данное мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) - деловые отношения принадлежат к межличностным отношениям, следовательно, им свойственны определённые чувства, возникающие у людей по отношению друг к другу.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

- «Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу...»;

- «Конкретный уровень их (чувств. -Авт.) развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности группы»

31. Согласны ли вы с тем, что симпатия или антипатия между людьми зависят от их понимания друг друга? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия с приведенной точкой зрения может быть указано, что

Впечатление друг о друге, сформированное на основе внешнего облика, может оказаться неправильным, поскольку возможны обстоятельства, зависящие от обстановки, настроения, душевного состояния этих людей. Потому необходимо научиться понимать другого человека, чтобы сформировать определённые чувства по отношению к нему;

Наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определённой категории (например: «Все девчонки не умеют держать язык за зубами», «Все мальчишки грубияны»), могут препятствовать складыванию истинной оценки того или иного человека. Поэтому следует формировать внимание к другим людям;

в случае несогласия может быть указано, что

Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, что уже может повлиять на симпатию или антипатию, а потом уже складывается впечатление от его слов, черт характера;

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся (у людей по отношению друг к другу...

Естественно, что «набор» этих чувств безграничен, однако все их можно свести в две большие группы: 1) сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случает такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д.; 2) разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая... по отношению к которой не возникает желания к сотрудничеству и т. д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности группы»

(Адаптировано по книге: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. С. 85).

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Найдите в тексте объяснение того, почему межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.

28. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Наименование

группы чувств

Отношение

к другой стороне

Последствия для совместной деятельности

29. Почему поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.

30. На уроке ученик утверждал, что деловые отношения свободны от чувств симпатии или антипатии, а, следовательно, чувства никак не скажутся на результатах этих отношений. Деловые отношения зафиксированы в документах, а привязанность, вражда, антипатия, товарищество не повлияют на них. Не все учащиеся класса поддержали данное мнение. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что симпатия или антипатия между людьми зависят от их понимания друг друга? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

‹ ›

Название документа ГИА 2016 вар 9 Глобальные пробл.doc

ГИА 2016 Вариант 9

Часть 2

Для ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (26 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания 26-31.

«Человечество встретило XXI в. процессом глобализации, заключающимся в формировании общепланетарного, экономического, научного, информационного пространства.

Особое значение в придании целостности современному миру имеет развитие международных коммуникативно-информационных сетей. Символическим актом зарождения» информационной эры считается запуск первого искусственного спутника Земли. <...> Более совершенным по сравнению со спутниковой связью средством коммуникации стали компьютерные сети Интернет, в которых скорость и объём передаваемой информации значительно возрастают. В компьютерных сетях можно проводить международные научные конференции, совершать экономические сделки, непосредственно общаться людям разных континентов.

Несмотря на тенденцию к целостности и единству, в мире сохраняются серьёзные противоречия в сферах экономики, культуры, социальных отношений и др.

Важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его еще называют противоречием между Севером и Югом. Развитые страны Севера - это индустриальные и постиндустриальные общества с передовыми технологиями в производстве и с устойчивыми системами общественного обеспечения.

Они потребляют большую часть энергии, производимой на планете, эксплуатируют большую часть её ресурсов. Развивающиеся страны могут предложить лишь сырьё для промышленности, сельскохозяйственную продукцию, дешёвый труд людей, рынок для сбыта продукции не самого лучшего качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции. Проблемы одних и других становятся общими»

(Адаптировано по книге: Обществознаиие: Пособие-репетитор / Под ред. О. С. Белокрыловой, В. И. Филоненко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 131-132.)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

28. О каком важнейшем противоречии современного мира говорится в тексте? Что является причиной этого противоречия?

29. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что «в мире сохраняются серьёзные противоречия в сферах экономики, культуры, социальных отношений».

30. Рассказывая на уроке о многообразии и единстве мира, ученик отметил, что современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же передачи, читают одну и ту же литературу. Они стремятся модно (т. е. одинаково) одеваться, причёсываться, выглядеть. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Согласны ли вы с тем, что глобализация является положительным процессом для будущего развития человечества? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1. Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью

2. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4) индивидуальности

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4) индивидуальность

6. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как

1) личности

2) индивида

3) индивидуальности

4) гражданина

7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8. В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4) критическое отношение к самому себе

9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано .

«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Потребности и способности человека

1. К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

2) питаться

3) спать

4) общаться

2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3. К признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

2) сознательно относиться к воспитанию потомства

3) осуществлять выбор средств достижения цели

4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения

4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности

1) престижные

2) идеальные

3) духовные

4) экзистенциальные

5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

9. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.

10. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

«В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) особенность Е) задатки

Б) способности Ж) общение

В) личность З) деятельность

Г) игра И) группа

Д) общество

Деятельность человека, ее основные виды

1. Признаком понятия «человеческая деятельность» является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3) целенаправленность

4) обязательное использование орудий

2. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:

2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической

4) духовно-теоретической

3. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

4. Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность

1) практическую

2) ценностно-ориентировочную

3) познавательную

4) прогностическую

5. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

1) создание идеального образа ожидаемого результата

2) использование предметов, данных природой

3) целесообразная активность

4) поиск средств удовлетворения потребностей

6. Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) материальная

2) духовная

3) социальная

4) экономическая

7. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

2) техника

3) взращиваемая культура

4) земледелец

8. В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер

1) преобразующий

2) приспособительный

3) коллективный

4) орудийный

9. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

2) грядки с огурцами

3) старшие подростки

4) инструменты и дачный инвентарь

10. Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

11. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

12. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это

1) познание

2) труд

3) общение

4) прогнозирование

13. Игра, общение познание – это

1) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

3) виды поведения всех живых существ

4) формы коммуникации

14. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ______________________________

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ:________________________________________

16. Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) деятельность в воображаемой А) труд

ситуации Б) учение

2) практическая полезность В) игра

3) нацеленность на обретение знаний

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

Деятельность и творчество

1. Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности?

1) познание

2) творчество

3) общение

4) учеба

2. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

4) орудийный характер

4. Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает(ют)

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

4) только дети, посещающие детский сад и школу

5. Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:__________________________________

Личность, ее социализация и воспитание

1. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2. Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3. Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4) личности

4. Отличительным признаком понятия «личность» является (ются)

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4) социализация

8. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

9. Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4) социализацией

10. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

11. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

1) индивида

2) личности

3) физического лица

4) биологической особи

13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».

14 .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

2) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Бытие человека

1. Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это

1) сознание

2) творчество

3) социализация

4) бытие

Поведение

1. Верны ли следующие суждения о поведении людей?

1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли

2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают

1) мотивы

2) инстинкты

3) навыки

4) способности

Внутренний мир человека

1. Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека?

1) этика

2) психология

3) философия

4) эстетика

2. Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека?

А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.

Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие высказывания о человека?

А.Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Сознательное и бессознательное

1. Что из перечисленного является проявлением сознательного?

1) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении

2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе

3) сновидения, оговорки, влечения

4) неконтролируемые процессы, функции, состояния

2. Верны ли следующие суждения о бессознательном?

А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.

Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о сознании?

А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.

Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Самопознание

1. Под самопознанием понимается(ются)

1) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах

2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей

3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения

4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе

2. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

1) самообразование

2) самопознание

3) самосохранение

4) самолюбование

3. Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4) представление о своих способностях

4. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. В результате самопознания формируется «Я-образ».

Б. Постижение своего «я» невозможно без проведения психологических экспериментов

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «я» - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.

Б. «Я – образ» - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих».

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я – идеалу», тем ниже самооценка личности.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.

Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе

1) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

11. Человек определяет свои возможности и потребности в процессе

1) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

12 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

2) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

3) Познание личностью своих собственных

возможностей, качеств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Свобода и ответственность личности

1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий .

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки .

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие высказывания о свободе человека?

А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.

Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.

Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Завершите фразу: «Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них ________________________________».

престижные

биологические

экзистенциальные

духовные

… …

средства

действия

цель

мотив

Структура деятельности

социальные