Сколько слов должно быть эссе по обществу. Как написать эссе по обществознанию на ЕГЭ? Раскрытие теоретической части

a) Почему в периоды наибольшего потребления цена на одни блага, например фрукты, падает, а на другие блага, например гостиничные номера в причерноморских оте лях, возрастает?

b) Почему, узнав о повышении цен на кожу, руководство компании, владеющей сетью обувных магазинов, распо рядилось уволить часть продавцов?

c) Осенью спрос на шерстяные варежки вырос, однако их цена осталась на том же уровне, что и весной. Как изме нилась за это время цена на шерсть?

d) Подорожал сахар. Через полгода цена на мороженое ока залась на том же уровне, что и накануне подорожания. Зимой или летом подорожал сахар, если рассматривать его как единственное сырье, чья цена изменялась в тече ние рассматриваемого промежутка времени?

15. В 1973 г. ОПЕК ввела ограничения на поставки нефти на мировой рынок.

a) Как это повлияло на цену нефти на мировом рынке?

b) Как изменение мировой цены на нефть повлияло на ры нок бензина в странах Западной Европы и США?

c) Как изменилась ситуация на рынках больших и мало литражных автомобилей с экономным расходованием горючего?

d) Как изменилась ситуация на рынках товаров, позволя ющих улучшить теплоизоляцию жилых домов?

e) Как изменения на рынках автомобилей и теплоизоляци онных материалов впоследствии сказались на рынке бензина и нефтяного топлива?

f) Как это, в свою очередь, повлияло на спрос на нефть?

16. X , если извест но, что товар приобретается всего двумя потребителями и при этом спрос первого потребителя описывается функциейQ d 1 = 90 –Р ,

а спрос второго потребителя - функцией Q d 2 = 240 – 2Р . Опреде лите значение цены при величине рыночного спроса, равной:

a) 42;

b) 72.

17. Постройте кривую рыночного спроса на товар X , если извест но, что товар приобретается потребителями, принадлежащими к двум различным группам. Численность первой группы 100 чело век, а второй - 200 человек. Спрос типичного потребителя, при

надлежащего к первой группе, описывается уравнением q i = 50 –Р , а для второй группы это выражение имеет видq i = 60 – 2Р . Опреде лите:

a) координаты точки перелома рыночной кривой спроса;

b) величину рыночного спроса при значении цены, рав ном 32;

c) величину рыночного спроса при значении цены, рав ном 22;

d) значение цены при величине рыночного спроса, рав ной 1000;

e) значение цены при величине рыночного спроса, рав ной 3000.

18. На приведенных ниже графиках представлены кривые ин

дивидуального спроса двух потребителей D 1 иD 2 . Постройте недо стающую кривую суммарного рыночного спроса для следующих случаев:

19. Известны индивидуальные функции спроса трех покупате лей данного товара:

Q A = 15 –P ;Q B = 20 – 4P ;Q C = 12 – 0,5P .

a) Постройте функцию суммарного спроса аналитически и графически.

b) Как изменятся кривые индивидуальных и рыночного спроса, если в ответ на снижение доходов спрос первого покупателя сократился на 20%, второго - на 40%, а третьего - на 10%? Постройте и запишите аналити ческое выражение.

20. В некотором городе функция спроса на рынке недвижимо

сти задана как: Q d = 8000 – 5P + 0,2I , гдеQ d - величина спроса на жилье в тыс. м2 в год,P - цена 1 м2 жилья, аI - средний годовой

доход покупателей. Допустим, что в 1998 г. величина I была равна 10 000, функция предложения жилья выглядела какQ s = 5000.

В 2003 г. доходы увеличились и составили I = 15 000, а предложе ние жилья уменьшилось:Q s = 4000. На сколько процентов изме нилась цена жилья в 2003 г. по сравнению с 1998 г.?

21. Функция спроса на детское питание имеет видQ d = 150 –Р , гдеQ d - величина спроса, аР - цена. Предложение детского пита ния задано функциейQ s = 30 + 3P , гдеQ s - величина предложения детского питания. На каком уровне необходимо правительству за фиксировать цену, чтобы дефицит на рынке не превысил 24?

22 . Первоначально рыночная кривая спроса имела следую щий вид:

С рынка ушли два потребителя, каждый из которых имел кри

вую спроса Q d = 100 –2 , а также четыре потребителя, каждый из

которых имел кривую спроса Q d = 150 –2 . Постройте новую кривую рыночного спроса, получившуюся после ухода с рынка данных потребителей.

23 . На рынке шоколадных батончиков присутствует только три группы покупателей. Спрос 1 й группы описывается функци ейP (1) = 5 – 0,25Q , 2 й группы - функциейP (2) = 10 – 0,5Q , а 3 й - функциейP (3) = 8 – 0,5Q . Известно, что рыночное предло жение батончиков задано функциейQ S = 4P . Правительством был введен потоварный налог на производителя в размереt = 4 денеж ные единицы. Как и насколько изменилось количество продавае мых батончиков?

24. Предложение товараХ задается функцией:Q s = 4Р – 10, гдеР - цена в рублях, по которой производитель продает единицу товараХ . Правительство решило субсидировать производство то вараХ . Субсидия выплачивается непосредственно производите лям и составляет 2 р. на каждую произведенную единицу товараХ. Как изменится кривая предложения товараХ после введения этой субсидии?

25. Даны функции спроса и предложения товара Q d = 210 – 3Р

и Q s = –40 + 2Р . Определите цену и объем продаж на этом рынке, если государство директивно запрещает продавать данный товар по цене ниже 60 р. за штуку. Допустим, действия общества защи ты прав потребителей и массовые акции протеста привели к тому, что теперь государство запрещает продавать товар по цене выше 35 р. На сколько изменился объем продаж по сравнению с ситуа цией ранее действовавшего ограничения? Подумайте, существу ют ли потребители, которые проиграли в результате изменений.

26. Допустим, на рынке некоторого товара все потребители име

ют одинаковые функции индивидуального спроса. Индивидуаль

ный спрос потребителя описывается уравнением: P = 5 – 0,5Q i d . Количество потребителей равно 100. Также на рынке действуют 50 одинаковых фирм. Индивидуальное предложение каждой фир

мы описывается уравнением: P = 2 +Q is . Определите значения

равновесной цены и равновесного количества.

27. Функция спроса на зерно имеет вид Q d = 60 – 2Р , гдеQ d - величина спроса на зерно в тоннах, аР - цена тонны зерна в руб

лях. Предложение зерна задано функцией Q s = 20 + 2P , гдеQ s - величина предложения зерна. Сколько зерна придется купить правительству, чтобы рыночная цена на зерно установилась на уровне 20 р. за тонну?

28. Функция рыночного предложения некоторого товара име

ет вид: Q s = –10 + 2P . Функция рыночного спроса на этот же товар имеет вид:Q d = 100. Определите:

a) равновесные значения P иQ ;

b) объем продаж, цену покупателя, цену продавца, общую сумму налоговых поступлений и долю налога, уплачи ваемую продавцом, при введении количественного нало га на потребителя в размере 30 р. за единицу товара.

29. Спрос на рынке товара описывается выражением: Q d = 60 – 2P ,

а предложение - выражением Q s = 4P – 24 (Q - количество в ты сячах штук,P - цена в рублях). Правительство хочет, чтобы цена потребителя на рынке установилась на уровне 12 р. за штуку, и для этого вводит субсидию продавцам данного товара. Всем про давцам выплачивается субсидия одинакового размера в расчете на единицу товара. Определите необходимый размер ставки субси дии и величину расходов правительства на субсидирование.

30. Функция спроса на данный товар имеет вид:Q d = 12 –P . Функция предложения:Q s = –3 + 4P .

a) Определите равновесную цену и объем продаж.

b) Допустим, правительством введен адвалорный (в % от цены покупателя) акциз на продавцов в размере 25%. Определите новые равновесные объем продаж и цены покупателя и производителя. Какую величину налого вого сбора получит государство?

c) Допустим, правительство решило заменить на данном рынке акциз на налог с продаж (в % от цены продавцов), оставив прежнюю налоговую ставку. Определите новые равновесные объем продаж и цены покупателя и произ водителя. Какую величину налогового сбора получит государство? Выиграло или проиграло государство от такой меры в смысле размера получаемых налоговых

жет на производителей?

a) Q d = 5 – 2P ,Q s =P + 1; b)Q d = 5 –P ,Q s = 1 +P ;

c) Q d = 5 –P ,Q s = 1 + 2P .

32 . Известно, что после некоторых изменений на рынках раз

личных товаров часть фирм покинула соответствующие отрасли. В каждом случае на левом графике изображена кривая рыночного предложения до ухода части фирм, на среднем - суммарная кри вая предложения ушедших фирм, а на правом вам необходимо нарисовать итоговую кривую рыночного предложения оставших ся фирм.

S были

S ушли

S ушли

S были

S ушли

S были

S были

S ушли

33 . При обсуждении бюджета в парламенте депутаты дружно решили c целью увеличения доходов бюджета и сокращения по требления пива в стране обложить каждый литр пива потоварным налогом. Договорились и о размере этого налога - 4 р. за литр.

Однако, когда стали решать, потребителей или производите лей пива облагать налогом, среди парламентариев разгорелись бурные дебаты.

Депутат Трезвенников утверждал, что налог на производите лей в недостаточной степени повлияет на сокращение объема про даж, а депутат Нарзанов считал, наоборот, что в этом отношении недостаточно эффективным будет налог на потребителей.

Депутат Бочковой настаивал на том, что налог на производите лей слишком сильно уменьшит их доходы, а депутат Кружкин полагал, что доходы производителей сильнее сократятся в случае обложения налогом потребителей.

Депутат Бедняков беспокоился, что налог на потребителей слишком увеличит их расходы на приобретение пива, а депутат Мужиков, напротив, волновался, что к такому увеличению приве дет введение налога на производителей.

Депутат Акцизов доказывал, что налог на производителей даст меньший дополнительный доход в бюджет, чем налог на потребите лей, а депутат Скупердяев отстаивал противоположную точку зрения.

Депутат Дофонарин предложил свернуть дискуссию, заявив, что оба рассматриваемых варианта равносильны во всех упоми навшихся в дискуссии аспектах.

Рассчитайте все упомянутые в дискуссии показатели и опреде лите, кто из членов парламента был прав, если известно, что кри

вая спроса на пиво в стране имеет вид: Q d = 800P d –1 ,

а кривая предложения - Q s = 2P s , гдеQ d - величина спроса в литрах,Р d - цена спроса в рублях за литр,

Q s - величина предложения в литрах,Р s - цена предложения в рублях за литр.

34 . Функция спроса на данный товар имеет видQ d = 7 – 2P , функция предложения -Q s =P – 5. Определите равновесную цену и объем продаж. Рассчитайте размер потоварной дотации, необхо димой для продвижения товара на рынок и достижения объема продаж в 3 единицы.

Имеются три функции спроса и соответствующие им фун

кции предложения:

a) Q d = 12 –P ,

Q s = –2 +P ;

b) Q d = 12 – 2P ,Q s = –3 +P ;

c) Q d = 12 – 2P ,

Q s = –24 + 6P .

Государство вводит субсидию производителям в размере 3 ден. ед. за каждую штуку. В каком случае бо′льшую часть субсидии получат потребители?

36 . Функция спроса на данный товар:Q d = 16 – 4P , функция предложения данного товараQ s = –2 + 2P . Найдите равновесную цену и равновесный объем продаж. Определите ставку адвалорно го (в % от цены покупателя) акцизного налога, при которой новый равновесный объем продаж составит 2 единицы.

37 . Функция спроса на данный товар имеет вид:Q d = 7 –P , функция предложения данного товара -Q s = – 5 + 2P . При какой ставке налога общая сумма налогового сбора окажется максималь ной при следующих типах налога:

a) потоварном (в ден. ед. на единицу товара);

b) адвалорном акцизном (в % от цены покупателя);

c) с продаж (в % от цены продавцов)?

3,75P H – 5P Г , гдеP H ,

Функция спроса на газ имеет вид:Q Г

P Г - соответственно цены на нефть и газ, функция предложения газа равна:Q Г S = 14 + 2P Г + 0,25P H . При каких ценах на данные энергоносители равновесный объем продаж на рынке газа соста вит 20 единиц?

39. Функция спроса на товар имеет вид:Q d = 5 –P , функция предложения товара имеет вид:Q s = –1 + 2P . Предположим, что установлена квота на производство данного товара в размере 2 тыс. единиц. Каковы будут последствия этого решения?

Ниже приведены данные об объемах спроса и предложения

при различных значениях цены данного товара:

Объем спроса, шт.

Объем предложения, шт.

a) Каков будет объем продаж, если цена товара установле на на уровне 6 р. за единицу?

b) Каков будет объем продаж, если введен потоварный на лог в размере 4 р. за единицу?

c) Каков будет объем продаж, если введен адвалорный (в % от цены покупателя) акцизный налог 40%?

d) Каков будет объем продаж, если введен налог с продаж (в % от цены продавцов) 200%?

e) Каков будет объем продаж, если введена потоварная суб сидия в размере 4 р. за единицу?

спроса которых имеют вид: Q d (1) = 100 – 0,25P иQ d (2) = 197 –P . На стороне продавцов существуют две группы фирм, функ ции предложения которых имеют вид:Q s (1) = –10 + 0,25P

и Q s (2) = –50 + 0,2P . Определите равновесные рыночные значения цены и объема продаж при свободном конкурентном взаимодей ствии указанных групп.

42. На рынке существуют две группы потребителей, функции

спроса которых имеют вид: Q d (1) = 120 – 0,25P иQ d (2) = 100. На стороне продавцов существуют две группы фирм, функции предложе

ния которых имеют вид: Q s (1) = –10 + 0,5P иQ s (2) = –40 + 0,3P . Определите равновесные рыночные значения цены и объема продаж при свободном конкурентном взаимодействии указанных групп.

43. На рынке существуют две группы потребителей, функции

спроса которых имеют вид: Q d (1) = 120 – 0,25P иQ d (2) = 100 – 2P . На стороне продавцов существуют две группы фирм, функции

предложения которых имеют вид: Q s (1) = –10 + 0,5P иP (2) = 30. Определите равновесные рыночные значения цены и объема про даж при свободном конкурентном взаимодействии указанных групп.

44. На рынке существуют две группы потребителей, функции

спроса которых имеют вид: Q d (1) = 120 – 0,25P иQ d (2) = 200 – 2P . На стороне продавцов существуют две группы фирм, функции предло жения которых имеют вид:Q s (1) = 10 + 1,25P иQ s (2) = –25 + 0,25P .

Определите равновесные рыночные значения цены и объема про даж при свободном конкурентном взаимодействии указанных групп.

45 . Спрос на лекарство предъявляют две группы потребителей - работающее население и пенсионеры. Функции спроса каждой группыQ d (1) = 40 – 0,5P иQ d (2) = 100 – 2P соответственно, функ ция рыночного предложения лекарстваQ s = 0,5P + 2, гдеQ - ко личество упаковок лекарства,P - цена за одну упаковку. Госу дарство в целях увеличения потребления лекарства пенсионерами решает выплачивать им дотацию в размере фиксированной суммы на единицу товара. При какой величине дотации потребление ле карства пенсионерами увеличится в два раза?

Очень часто готовящиеся к ЕГЭ по обществознанию выпускники выбирают такую стратегию — пишут все цитаты по проблематике одной науки из пяти предлагающихся в . Это представляется не верным способом подготовки! Не работая регулярно с цитатами на другие темы, вы сужаете свой выбор на экзамене, не повторяете материал в форме эссе, рискуете тем, что на ЕГЭ Вам попадется цитата, которую Вы не сможете объяснить.

Более эффективным путем подготовки к написанию эссе по обществознанию — это сочетание знания нескольких шаблонов написания с регулярным выполнением большого числа заданий 29 на разную тематику. Мы уже представили Вам один из самых и Сегодня — пример шаблона полемического эссе.

Что такое полемическое эссе?

В большинстве случаев мы сразу соглашаемся с автором цитаты, подстраиваемся по его мысль и обосновываем ее аргументами. Большинство сдающих ЕГЭ по обществознанию считают это правильным хотя бы потому, что «боятся» спорить с мудрыми. Однако, порой мысль настолько всеохватывающая, что видится по другому. Приведем пример того, как писать полемическое эссе, выражая мысль, на соответствующую мысли автора. Возьмем следующую цитату:

29.2 Экономика.

Гэри Беккер — выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года за фундаментальные исследования в области экономического поведения. Вполне логично из его уст звучит данная мысль.

Беккер Г. Лауреат Нобелевской премии по экономике.

Однако, сразу видится, что это мысль сводит все поведение человека к одному — удовлетворению материальных потребностей. А как же духовные? Вот и попытаемся поспорить!

Сразу выполняем К1 («смысл высказывания раскрыт, понят»).

Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.

Тут же обозначаем свое мнение. Делаем это наиболее убедительным способом: «… нашим детям»! Продолжаем аргументировать, показываем интеллект и знание смежных наук — философия, история. Это критерий 3 (К3) .

Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.

Эссе по обществознанию может выглядеть красиво и литературно. Применяем высказывания других известных людей, используем эффекты: «слеза одного ребенка», «море пролитых слез». Теперь нужно выполнить критерий 2 (К2) , применить термины, теоретические положения (цитата относится к науке экономика, напомню).

Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.

Применили термины капитал, первоначальное накопление, предпринимательство. Подтвердили примерами из социальной практики. Делаем вывод, формулируем собственную точку зрения (критикуешь — предлагай)! Показываем свой жизненный опыт, продолжаем применять термины.

Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!

Подведем итог, вот наше эссе:

29.2 Экономика.

Я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению» (Г. Беккер)

Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.

Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.

Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.

Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!

Короткие правила написания эссе:

Мы продолжаем соблюдать написания эссе ЕГЭ по обществознанию в любом шаблоне:

1. Наше эссе максимально короткое и конкретное!

2. Мы сразу раскрываем смысл цитаты, выполняем К1.

3. Мы применяем термины той науки, к области которой относится цитата, выполняем К1!

4. Мы приводим факты других наук, показываем кругозор, выполняем К3.

5. Мы показываем интеллект, привязываем факты, выводы к теме.

6. Мы отстаиваем свою точку зрению корректно, но уверенно!

Удачи Вам, пишите эссе по обществознанию регулярно!

Вот Вам еще один пример для тренировки полемического эссе из ЕГЭ 2016 года, попробуйте написать его, обсудим в комментариях, а также в нашей группе