Многих старшеклассников интересует вопрос, как подготовиться к ЕГЭ по биологии с нуля самостоятельно? Особенно он волнует тех, кто хочет в будущем связать свою жизнь с медициной, животноводством, ветеринарией, агротехническими специальностями, психологией, физкультурой или же серьезно заняться все той же наукой. По статистике, за последние годы биологию сдают примерно 17-18% выпускников и она занимает 5 место среди экзаменов по выбору.
Возможно ли выучить весь объем биологических знаний самому, да еще и за короткий срок (полгода, год, или и вовсе пара месяцев)? Конечно, да, если знать, что собой представляет ЕГЭ, и понимать, как правильно к нему подготовиться?
Перед тем как перейти к структуре самого экзамена, хотелось бы напомнить, что входит в курс школьной биологии. Это такие темы, как:
- Царства бактерий, Грибы, Лишайники, Растения.
- Царство животных.
- Анатомия и физиология.
- Общая биология — самый крупный и самый сложный раздел. Включает в себя цитологию, молекулярную биологию, генетику, теорию эволюции и экологию, а также дополняет и структурирует знания из предыдущих разделов.
Сам экзамен включает в себя 28 заданий разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Задание теперь не разделены на A, B, C, причем первые 21 из них соответствуют бывшим частям A и B, ответом на них будет номер правильного (или нескольких правильных) варианта либо последовательность цифр, а задания с 22 по 28 соответствуют вопросам части C и требуют полного развернутого пояснения. На выполнение всех заданий дается 210 минут.
За каждое правильное решение вы можете получить от 1 до 3 так называемых первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в тестовые, где максимально возможное число первичных баллов соответствует 100 тестовым. Однако шанс получить все 100 баллов, тем более при подготовке с нуля, очень невысок: за все последние годы их не набирает и 1% экзаменуемых. А вот сдать ЕГЭ на высокий балл, и уж тем более на проходной, вполне реально.
Что делать?
С чего начать подготовку к экзамену? На наш взгляд, с самодисциплины. Самое главное, начиная готовиться к экзамену, следует делать это регулярно. Желательно, чтобы была постоянная периодичность и занятия не пропускались. Ведь, занимаясь даже 15 минут по 5 дней в неделю, вы добьетесь гораздо большего, чем если будете мучить себя весь день, но абсолютно нерегулярно. Отвлекаться также нежелательно, необходимо полностью погрузиться в изучение предмета.
Подготовка должна включать как решение пробных вариантов теста и отдельных его частей, так и ознакомление с теорией. Учить биологию не так сложно, если сначала решить пару тестов и определить, какие темы вы знаете достаточно хорошо, а какие «проседают» и требуют дополнительного внимания. Именно последние и необходимо тщательнее штудировать.
Использовать для подготовки можно и интернет, и книги, а лучше — и то, и другое. В интернете немало мест, где можно попробовать решить задания из экзамена как полностью по структуре ЕГЭ, так и по отдельным разделам. То же самое можно найти и в литературе по ЕГЭ. Информацию для изучения отдельных тем доступно найти и в своих школьных учебниках, и в книгах, и в интернете
Рекомендуется сначала пройти пробный тест, затем работать по отдельным разделам, при ограниченном времени начиная с самых слабых, после чего снова переходить к прохождению тестов. Именно такой структуры придерживаются большинство репетиторов, а значит, и тем, кто готовиться сам, стоит взять ее на вооружение.
При решении тестов, а также на самом экзамене необходимо следовать еще одному очень важному правилу — внимательно читать вопрос! Очень многие экзаменуемые совершают глупые ошибки не от незнания, а от невнимательности. Последняя же, в свою очередь, может появиться из-за волнения, поэтому следующее важное правило — стараться не переживать. Это может быть сложным, поэтому стоит помнить при подготовке о том, что в экзамене нет ничего страшного, и даже проваленный тест — не конец жизни! Умение расслабляться и успокаиваться может стать хорошим помощником при сдаче экзамена.
Чего не стоит делать?
После того как мы рассмотрели, что нужно делать, хотелось бы коротко затронуть тему того, чего делать не стоит. К сожалению, немало тех учеников, кто относится к экзаменам слишком легкомысленно или же, наоборот, напрягается сверх меры.
Что делать не следует:
- Надеяться на «авось». ЕГЭ с каждым годом усложняется для того, чтобы процент «угадавших» был все меньше. Поэтому считать, что подготовка к экзамену вообще не нужна, по меньшей мере глупо.
- Писать «шпоры». Слежка за каждым участником экзамена довольно серьезна. Вы можете быть удалены во время тестирования, и право переписать его будет лишь через год. Поэтому писать шпоры вы, конечно же, можете. Но вот приносить их на экзамен не стоит.
- Доводить себя до нервного срыва. Иногда человек, начинающий подготовку к экзамену по биологии, считает, что чем больше времени будет потрачено на изучение предмета, тем лучше. Напротив, игнорируя потребности организма в отдыхе, вы рискуете либо довести себя до нервного срыва, либо как минимум забыть все, что нужно в момент экзамена, из-за перегрузки. Все хорошо в меру!
- Учить материал в последнюю ночь. Во-первых, уложить объем всех знаний по биологии в свою голову за ночь у вас просто не получится. Во-вторых, если вы придете на экзамен невыспавшимся и уставшим, шансов хорошо сдать тест у вас будет немного. Поэтому вне зависимости от того, что вы успели, перед экзаменом необходимо лечь пораньше и выспаться!
Подготовиться к экзамену по биологии возможно даже с нуля, если вы понимаете, чего хотите, умеете дисциплинировать самого себя, но при этом даете себе возможность отдохнуть и готовы учиться. Желаем вас успешной сдачи ЕГЭ по биологии!
Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...
Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!
Отзыв полезен?
Отзыв полезен?
Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары!
Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации
Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика.
В-третьих, подобрано очень удобное время и день!
Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...
Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары!
Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации
Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика.
В-третьих, подобрано очень удобное время и день!
Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю.
Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!
Отзыв полезен?
Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)
Отзыв полезен?
Отзыв полезен?
Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...
Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)
Отзыв полезен?
Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего)
Стоит заметить, что кроме вебинаров информац...
Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информации по предмету совершенно не открывалось. В итоге 76 баллов. Очень неплохой результат! Спасибо вам огромное;)
Приветствую Вас! Меня зовут Вадим Юрьевич. Я преподаю биологию.
Я очень-очень люблю свою работу!
Моя работа мне в радость, к ней я испытываю страсть, к самой биологии – спокойную уверенность.
Кроме педагогического образования КГПУ я имею психологическое образование факультета переподготовки МПГУ. Более того, у меня есть ряд международных сертификатов в области психологии.
Потому я имею знания о том, как увлекательно организовать обучение биологии не только индивидуально, но и в группе. Большинство моих учеников сдают ЕГЭ по биологии на высокие баллы. В этом году мне понравилась цифра - 86 баллов. Куда поступили мои ученики? В этом году (и на следующий год туда снова идет мой ученик) одна из желанных побед – психфак МГУ, с внутренним экзаменом. Другие в основном шли в известные медицинские вузы – ММА, МГМСУ.
Я постоянно совершенствую свою методику преподавания и свои знания. Много работаю с компьютером, владею методом скоростной печати, отслеживаю в интернете все новое из мира биологии, приобретаю современную литературу по биологии, постоянно обращаюсь к ВУЗовской программе по биологии.
В чем уникальность моего подхода к преподаванию биологии? Или другими словами, зачем Вам нужен именно я?
1. Глубокое структурирование и анализ материала, необходимого для сдачи ЕГЭ по биологии.
Почему в школе биология преподается 6 лет? Ответ очевиден: биология очень большая (например, на 2 года больше химии). Я провел полный анализ содержания материала 6-11 классов, который необходимо освоить к ЕГЭ. Часто ученики задают вопрос: а именно этот материал будет на ЕГЭ? Я предоставляю список всех терминов, понятий, тем, которые входят в государственный стандарт. Все из этого стандарта подлежит изучению. При потере некоторых тем мы рискуем потерять баллы на ЕГЭ. Нередко, даже с репетитором ученики не успевают что-то изучить, или не знают, что это необходимо. Это может иметь разные последствия.
Многие недооценивают необходимость тщательно разобраться в том, какие содержательные блоки будут проверяться на ЕГЭ. Нередко я встречаю тесты, выходящие за рамки школьной программы.
Например, в программе вступительных экзаменов по биологии в МГУ немало вопросов, выходящих за рамки школьной программы. Для ответа на них требуются знания, которые не изложены в школьных учебниках. Где найти эти знания? Как гарантированно подготовиться, и ничего не упустить? Как тренироваться решать не только стандартные задания, но и другие, неожиданные задания, часто встречаемые в части С, в олимпиадах?
2. Речевое овладение биологическими знаниями через живой диалог.
Когда можно говорить о высоких результатах в освоении биологии? Когда будет беспощадно разрушен языковой барьер ученика, когда он сможет свободно говорить, используя биологическую терминологию. Это сравнимо с освоением любого иностранного языка.
Чтобы ученик заговорил, в сознании должны быть созданы системы глубоко усвоенных понятий. Для того, чтобы отвечать на любые тесты, на задания части «С» в ЕГЭ, чтобы сдать внутренний экзамен в МГУ, необходимо уметь писать тексты по биологии. Соответственно до этого нужно проговорить, обсудить, раскрыть огромное количество тем на занятиях с репетитором. Как много ученик говорит на биологические тематики? Мы очень обделены живой специализированной речью. Да, у многих есть один урок биологии в неделю в школе. Но все другое время – это контакт с книгами, компьютерами. Живой диалог с носителем знаний – это возможность за незначительное время узнать много нового, пройти по абсолютно разным темам, восполнить пробелы.
3. Использование самых современных компьютерных программ и книг по биологии.
Реальная история. Встречаюсь с новым учеником. И вижу в его арсенале книг прекрасную подборку – два учебника по биологии разных авторов! Отлично, готовясь по этой литературе, он готов хоть завтра пойти на экзамен. Но нет, разве я могу пойти на такой риск? Нужны еще другие источники. Часто в одних учебниках ученики меньше понимают материал, в других больше. Нужны минимум 2-3 линии школьных учебников. Но еще нужны компьютерные программы. В них есть прекрасные анимации, видео, тесты, рисунки и схемы. Все это резко повышает уровень понимания материала, способствует более эффективному запоминанию при подготовке к домашним заданиям.
Как выбрать такие программы? Как их оценить? Как сочетать работу по этим программам с изучением других источников при подготовке домашних заданий? Другая необходимость – пособия по подготовке к ЕГЭ. Какое лучше выбрать? Я оценил эти пособия, выбрал самые серьезные, известные.
4. Развитие логики на уроках и постоянные ответы на вопросы: зачем, почему, как?
Мы анализируем (любые вопросы детально разбираем), синтезируем (складываем из деталей целые картины), обобщаем огромные темы. В результате наступает глубокое понимание сложнейших разделов. Мы учимся рассуждать, искать причинно – следственные связи, и даже вступаем в дискуссии с учениками. Более того, я учу навыкам поиска в каждом абзаце текста главных и второстепенных мыслей, а также тому, как эти мысли связаны. У текста есть не только содержание, но и форма. Содержание – это основные и второстепенные мысли. Форма – то, как они расположены, связаны. Иногда основная мысль спрятана, или не указана вовсе. Как ее найти? Все это необходимо для качественного чтения при подготовке домашних заданий.
5. Проникновение в саму структуру запоминания.
Для запоминания необходимы эмоции. Ученик начинает их испытывать, когда сам глубинно задумывается над многими вопросами, когда в нем загорается интерес. Когда он задает умные и детальные вопросы. Более того, я всегда целенаправленно предлагаю такие вопросы ученику. Биология становится для ученика живой. Когда он читает, выполняет домашние задания, он забывает обо всем, так как полностью включен в процесс. Вот тогда память и срабатывает на 100 процентов! Знания, полученные через увлечение, через переживание, через яркую визуализацию, остаются навсегда.
Более того, я часто задаю ученикам такое вопрос: «А на что похожи эти знания?». Почему? Чтобы ученик сам, либо с моей помощью придумал живую, яркую метафору – тогда знание навсегда останется, на физическом уровне, в теле. Через много лет после ЕГЭ такие знания могут быть извлечены, чтобы удивить потомков. Никогда не забуду, как один мой ученик, поступивший на психфак МГУ в этом году, придумал отличную фразу при изучении подотрядов парнокопытных животных. В отряде парнокопытные два подотряда – жвачные и нежвачные. Так вот, у жвачных желудок четырехкамерный, и у большинства есть рога (например, у жирафа). Значит, если есть рога, это жвачное животное. Ученик сразу придумал фразу: «Если ты жвач, ты еще и рогач!». Забавно!
6. Требовательная детальная проверка качества усвоения материала с выставлением результата в процентах.
Я требователен и строг. ЕГЭ – большая ответственность. Необходимы систематические тщательные подготовки домашних заданий. Я оцениваю устные ответы ученика по специальной системе. Любой ответ можно структурировать, разбить на части и результат перевести в проценты. Даю много письменных работ с трудными тестами, заданиями, задачами, которые ученик должен сделать при мне на оценку.
Я также смотрю, как ученик отвечает на стандартные тесты ЕГЭ из независимых компьютерных программ, где уже сами программы выставляют оценку. Вместе с тем, каждый ученик – личность, для которого у меня индивидуальная программа и своя скорость обучения. Статистика такова – проверка знаний, тренировка воспроизведения дает значимый рост качества знаний ученика, все больше гарантирует успех. Успешные результаты повышают уверенность, прививают любовь к предмету. Весь процесс становится легким, в удовольствие, особенно когда осваиваются огромные разделы в биологии.
В жизни все просто, если вы знаете то, КАК это устроено! Кстати, а как устроена биология? Я верю в Вас!
Друзья мои, спасибо, что прочитали мою страницу! Желаю Вам успехов от всей души, и буду рад Вас видеть на своих занятиях!
7-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016. - 512 с.
Предлагаемое пособие содержит теоретический материал
и варианты экзаменационных заданий для самостоятельной подготовки к Единому
государственному экзамену по биологии. Все задания сопровождаются ответами и
комментариями. Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ,
лицеев, гимназий, может быть использована абитуриентами для подготовки к
экзамену в вуз, а также окажет помощь преподавателям биологии.
Формат: pdf
Размер: 5,9 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Выполнение экзаменационной работы по биологии потребует от выпускников
средней школы следующих знаний и умений:
- знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся
строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого
организмов, развития живой природы;
- знание строения и жизни растений, животных, человека, основных групп
растений и классификации животных;
- умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении
явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного
и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению
придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об
осмысленности знаний, о понимании излагаемого материала экзаменующимся.