Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля.

1 год ago

Теоретическое понятие «локус контроля» появилось в психологии в ХХ веке. В 1954 году ввел это понятие американский социальный психолог Джулианом Роттером. Помогает это понятие охарактеризовать свойства личности, которые ориентированы на проявление своих успехов или неудач либо только во внутренних, либо только во внешних факторам.

Если результаты своей деятельности люди приписывают исключительно внешним факторам – то проявляется внешний фактор (локус). А человек склонен приписывать результаты деятельности только внутренним факторам – то это проявление внутреннего локуса. Экстернальный — это тип, который приписывает результат деятельности внешним факторам.

Проявляется это в низком уровне субъективного контроля (УСК)]. У противоположного интернального типа результаты связаны с внутренними факторам, то есть связаны с повышенным уровнем субъективного контроля (УСК)].

Внешний (экстернальный) фактор помогает определить степень активности индивидуума, его независимости и самостоятельности, а еще является одной из важнейших черт личности. Этот тип находится у тех, кто всю меру ответственности за все происходящее вокруг возлагают не на себя, а на окружающих или сложившиеся обстоятельства.

Экстерналы излишне реагируют на все непредвиденные обстоятельства, воспринимая обстоятельства с настороженностью или даже испугом. При планировании большое внимание уделяют прошлому, в планы помещают воспоминания из прошлого. Само планирование у таких индивидуумов условно, ведь жизнь может внести свои коррективы.

Внутренний(интернальный) тип локуса

Проявляется этот фактор в способности самостоятельно отвечать за свою жизнь и результаты жизненных реакций, а не винить в этом внешние обстоятельства.

Люди данной группы считают, что жизнь зависит только от них самих, сложные обстоятельства считают мимолетными и с легкостью реагируют на них, а порой и с иронией. Интерналы часто задумываются о будущем.

А их внутренний локус контроля личности показывает богатый мир положительных черт:

  • Информационная внимательность,
  • Психологическая устойчивость к внешнему давлению,
  • стремление самосовершенствоваться,
  • Адекватное самооценивание и т.п.

Барьером в развитии личности становятся:

  • постановка перед собой нереальных целей
  • попытки изменить то, что невозможно изменить

Более развит внутренний локус контроля в странах с развитой экономикой.

Как самостоятельно определить свой тип локуса

В определении локуса помогают несколько показателей шкалы управления:

1.»Интернальность» общая (ИО). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни - проекция на результат его действий. Можно самостоятельно управлять событиями и чувствовать свою ответственность за отдельные события, или жизнь в целом. Если показатель низкий, то это свидетельствует о затруднительном проявлении связи действий и значимых событий жизни. У такой личности уверенность в способности контролировать развитие событий низкая, он полагает, что это случайное явление или внешнее воздействие других людей.

2.»Интернальность» достижений (ИД). У тех, у кого высокий уровень достижений, полагает, что всего, что достигнуто в жизни обязан только самому себе. Люди с низким уровнем полагают, что это результат жизненного везения, счастливого случая.

3.»Интернальность» неудач (ИН). Высокий показатель говорит о склонности к самообвинению в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий связан с предпочтением приписывать заслуги событиям, людям или результату невезения.

4.»Интернальность» семейных отношениях (ИС). Высокий показатель характерен для человека, считающего себя ответственным за собственные семейные события. Низкий - указывает на отрешение от проблем и заключен в снятии ответственности с себя за родных или семью.

5.»Интернальность» производственных отношений (ИП). При высоком показателе личность собственные достижения считает важнейшим фактором в формировании коллективной деятельности или отношений в коллективе, в своем профессиональном продвижении и т. п. При низком - говорит о мнительности и зависимости от внешних обстоятельств - влияние руководства, коллег, везения, неудачи.

6.Межличностная интернальность (ИМ). Высокий показатель проявляется в способности вызывать взаимоуважение и симпатию и т. д. Низкий - у категории людей неспособных активно включаться в круг общения.

7.»Интернальность» в сфере здоровья и уровне болезни (ИЗ). Высокий результат говорит о большей степени внимания к своему здоровью: если он болен, то винит себя и полагает, что и свое выздоровление будет зависеть от его предпринятых решений и действий. При низком - считает здоровье или болезнь результатом страхового случая и надеется на то, что выздоровление целиком зависит от результативности действий других людей, прежде всего врачей.

Какой локус «лучше» , полезнее и почему

Внутренний локус контроля (ЛК) по всем фактам полезнее, чем внешний, поскольку он является активным рычагом развития личности. Люди с внутренним ЛК в характере проявляют настойчивость и в целях последовательность, поскольку обладают самоуверенностью. В отличие от них экстерналы в большинстве своем проявляют неуверенность, неуравновешенность и излишнюю подозрительность. Это способствует депрессивному состоянию, психопатиям или даже к маниакально-депрессивному отношению.

В большинстве своем интерналы практически всегда успешны. Во-первых, они более открыты, откровенны и проявляют доверчивость к окружающим, в связи с чем и сами располагают к себе. Во-вторых, они всегда целеустремленны, в целях последовательны и готовы защищать собственные интересы и принципы. Следует отметить, что у каждого есть надежда на внешние факторы, и доля уверенности в собственных силах.

Как развивать внутренний локус контроля

Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.

Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:

  • контролировать и не переносить свою ответственность на других
  • отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
  • признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание

Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:

  1. Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
  2. Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
  3. Будьте корректным в своем поведении и общении.

Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:

  • Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
  • Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
  • Показывайте свое мнение
  • Внимательно слушайте чужое мнение
  • Держите себя в руках
  • Как можно меньше негатива к окружающим.
  • Своя точка зрения о получаемой информации.

Помните, что:

  1. Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
  2. Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
  3. Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
  4. Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.

Как влияет воспитание на локус контроля во взрослой жизни

Типы людей и локус контроля взаимосвязаны, а факторы зависят не только от типологии личности или страны в целом, но и, например, от семьи. Фундамент закладывается в детстве.

Родители должны научить ребенка соблюдать и контролировать ответственность в своих поступках и позволить принимать самостоятельные решения. Такой подход позволит воспитать в ребенке личность с внутренней ответственностью. Если говорить ребенку о вере в судьбу, тем более он вырастит непоследовательным.

Влияние локуса на самооценку

Структура внешнего и внутреннего локуса контроля личности взаимозаменяемы. У определенной категории людей внутренний или внешний фактор очень четко сформирован и выражен. Но есть такие личности, у которых это свойство может быть изменчивым и подчиняться обстоятельствам. Дома может проявляться внутренний локус, а в обществе быть ярко выраженным внешним.

У людей преобладающей линией внутреннего самоконтроля следующее поведение:

  • они подготовлены и берут за то, что говорят и делают;
  • у них свое мнение;
  • у них стабильная и устойчивая самооценка;
  • они физически здоровы, как правило, счастливы и успешны.

У личностей с ярко выраженным внешним локусом контроля есть отличительные признаки:

  • внешние обстоятельства становятся причиной неудач;
  • вера в собственные возможности притупляется, появляется низкая самооценка;
  • в физическом состоянии появляются изменения(бессилие и безнадежность);
  • испытывают нужду в помощи (беспомощны).

Повышение самооценки человека зависит от уровня его субъективного локус контроля, который входит в состав важнейших характеристик самосознания. От типа локус контроля индивидуума зависит уровень развития самооценки.


1.6. МЕТОДИКА «ЛОКУС КОНТРОЛЯ» Д. РОТТЕРА, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ Е.Г. КСЕНОФОНТОВОЙ.

Источник: Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» //Психологический журнал, 1999, том 20, № 2, с. 103-114

Опросник «Локус контроля» (ЛК) представляет собой методику выявления локуса контроля личности, рассчитанную на взрослых испытуемых и апробированную на возрастном контингенте от 17 до 87 лет.

Опросник содержит 40 утверждений, предъявляемых на слух или зрительно (в бланковом или компьютерном вариантах). От опрашиваемого требуется согласиться с каждым из высказываний или отвергнуть его, ответив или «да», или «нет». Методика представляет собой модификацию опросника УСК, стандартизированную на более широком возрастном и социальном контингенте испытуемых.

Опросник ЛК (во взрослой – ЛК (в) и юношеской – ЛК (ю) версиях) позволяет выявить локализацию контроля личности, т.е. убеждения человека относительно того, где находятся или локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его судьбе.

Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь, находятся внутри их самих (т.е. их усилия, старания и способности), называются интерналами, или людьми с внутренним локусом контроля. Лица, убежденные в том, что происходящее с человеком зависит от внешних факторов (будь то другие люди, судьба или случай), называются экстерналами, или людьми с внешним локусом контроля.

Чем выше показатели интернальности исследуемого, тем более вероятно, что он чувствует себя «хозяином собственной судьбы», отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, т.е. чем ближе он к полюсу внешнего локуса контроля или экстернальности, тем менее он уверен в себе и больше нуждается в психологической и любой другой помощи, являясь недостаточно самостоятельным в решении различного рода жизненных задач.

Опросник предназначен длявыявления локализации контроля в различных сферах жизнедеятельности. Содержит следующие показатели: ИО – интернальность общая, Ж – интернальность в суждениях о жизни, Я – при описании личного опыта, ИД – в сфере достижений, ИН – в сфере неудач, Поб – предрасположенность к самообвинению, ИП – в профессиональной сфере, ИМ – в межличностных отношениях, ИС – в семейных отношениях, ИЗ – в отношении к своему здоровью, ОА – отрицание активности, а также ряд дополнительных показателей.

Инструкция: Вам предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не согласиться. Если Вы считаете, что: «Да, я думаю примерно так же»,- то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ «да» или «+». Если считаете, что: «Нет, я думаю об этом иначе»,- то поставьте с номером ответ «нет» или минус.


  1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.

  2. Большинство разводов происходит оттого, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.

  3. Ошибочно думать, что болезнь – это дело случая, и если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

  4. Одинокими становятся именно те люди, которые сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

  5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.

  6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

  7. Внешние обстоятельства, например родители и благосостояние, влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

  8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.

  9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности, например от настроения педагога, чем от меня самого.

  10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.

  11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгой целенаправленной деятельностью.

  12. Если люди не подходят друг на друга, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.

  13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.

  14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.

  15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

  16. В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

  17. Жизнь большинства людей в основном, зависит от стечения обстоятельств.

  18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

  19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.

  20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

  21. В конечном счете, за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.

  22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

  23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

  24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей чаще оказываются бесполезными.

  25. Практически все, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

  1. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

  2. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

  3. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.

  4. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.

  5. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.

  6. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.

  7. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

  8. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

  9. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям, и не нравлюсь другим.

  10. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

  11. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

  12. В общении с людьми часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

  13. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

  14. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.

  15. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.
Для ручной обработки удобна следующая технология:

1) Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио, номера всех совпавших с ключом вопросов (независимо от «+» или «-«) обвести кружком.

2) Посчитать баллы по шкалам ж (или я ), Ид, Ин, пп, пс, мк, мо, Ис, Из, Дт и Дс, проставляя соответствующие буквы рядом с номерами вопросов, обведенных в кружки (т.е. совпавших с ключом Ио ).

3) Определить показатель я , вычтя сумму ж из общего балла Ио .

4) Определить показатель Псоб , вычтя из балла Ин балл Ид .

5) Сложить баллы пп и пс ., получив показатель Ин , а также мк и мо , получив показатель Им .

6) Сложить баллы Дт и Дс (соответствующие ключам Ио ) и определить показатель «Отрицание активности» (Оа ), путем вычитания суммы баллов Дс и Дт из числа 16 (максимально возможного балла Оа ).

Примечание: При массовых обследованиях (в случае ручной обработки результатов) достаточно пользоваться только интегральной шкалой Ио , позволяющей получить основную информацию о локализации контроля респондентов.

КЛЮЧ

Ио – ннтернальность общая:

2,3,4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.

1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.

Ж – интернальность в суждениях о жизни вообще:

1, 2, 3, 4, 6, 7, 11. 12. 17. 19, 20, 21, 24, 26, 27, 30, 32, 36, 37, 38.

Я – интернальность при описании личного опыта:

5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 39, 40.

Ид – интернальность в сфере достижений:

1,5,11,13,23,28,32,33.

Ин – ннтернальность в сфере неудач:

4,16,20,27,29,36,38,40.

Предрасположенность к самообвинению:

Псоб = Ин – Ид

Интернальность в профессиональной деятельности:

Ип: пс + пп

Пс - профессионально-социальный аспект интернальности:

1,9,13,18,21,26,28,36.

Пп – профессионально-процессуальный аспект интернальности:

15,27,31,32,35,37,38,40.

Интернальность в межличностном общении:

Им: мк + мо

мк – компетентность в сфере межличностных отношений:

6,22,23,24,26,29,34,37.

Мо – ответственность в сфере межличностных отношений:

2,4,7,12,13,16,21,33.

Ис – интернальностъ в сфере семейных отношений:

2,4,7,12,16,22.33.37.

Из – интернальносгь в сфере здоровья:

3,8, 14,17,19,2,.30,31.

Оа – отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио):

Оа:+1,6,15,17,22,24,26,37;

10,11,14,25,32.35,38,40.

Дт – готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей:

1,6,1,17,22,24,26,37.

Дс – готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее:

10,11,14,25,32,35,38,40.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

ШКАЛА ОБЩЕЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ (Ио) охватывает все пункты опросника. Высокие показатели по шкале характеризуют интернала, т.е. человека с внутренним локусом контроля, проявляющимся в разнообразных жизненных ситуациях. Такие люди отличаются уверенностью в том, что силы, влияющие на судьбу человека, находятся внутри его самого; то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и, следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних по отношению к нему, силах. Чем ниже показатели Ио, тем более выражен внешний локус контроля – экстернальность. Экстерналы не верят в то, что человек в состоянии реально влиять на происходящее в его жизни; они убеждены, что силы, управляющие человеческой судьбой, находятся где-то вовне – это, может быть, и случай, и «фатум», и какие-либо «влиятельные люди», но в любом варианте, по мнению экстернала, от его активности мало что зависит, поэтому он чувствует себя страдающим, но не влияющим на собственную судьбу человеком.

Неравномерность распределения баллов по субшкалам я и ж говорит о соотношении влияния на ннтернальность испытуемого его личного опыта (я) и суждений о жизни вообще (ж).

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОСТИЖЕНИЙ (Ид ) охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого. А также выявляющие веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, считающего себя причиной собственных достижений и готового прилагать усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя причиной собственных достижений и не верящего в то, что человек может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕУДАЧ (Ин ) выявляет отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов. Высокие показатели по шкале не говорят о том, что у человека много неудач, они говорят лишь о том, что он больше чувствует свою ответственным за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие показатели характеризуют человека, не склонного видеть свою причинность ни в свершившихся, ни в возможных неудачах в его жизни: ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы, будь то какие-то люди, просто невезение или «не судьба».

ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К САМООБВИНЕНИЮ (Псоб ) определятся путем вычитания из данных Ин данных Ид . Он может представлять собой как положительное, так и отрицательное число.

Чем дальше показатель Псоб от нуля в положительную сторону, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или только может случиться, т.е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли» и т.д. Этот показатель говорит о возможно еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе.

Чем дальше показатель Псоб от нуля в отрицательную сторону, тем менее вероятны у данного человека проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что «кто-то другой виноват, но не я». Большие отрицательные баллы Псоб могут свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношению к самому себе. Оптимальным для данной шкалы является нулевой балл.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ип ) охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели. Высокие показатели по шкале характеризуют человека, понимающего, что получаемые кем-либо результаты зависят от качества его собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели говорят о людях, часто затрудняющихся в объяснении причин и способов достижения того или иного результата; они реже бывают склонны к возложению на себя какой-либо ответственности.

Результаты по субшкале пс говорят о склонности (или ее отсутствии) проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве, что касается отношений «по вертикали» - с руководителем, так и «по горизонтали» - с равными по статусу коллегами.

Результаты по субшкале пп говорят о наличии или отсутствии развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Так, низкие баллы пп позволяют предположить, что в процессе решения конкретных производственных задач даже при наличии соответствующей мотивации данный человек может сталкиваться с большими трудностями в связи с плохо развитыми кавыками качественного осуществления самостоятельной деятельности.

ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ (Им ) характеризует активность, не столько преследующую цель достижения определенного конечного результата, сколько направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели по шкале говорят о том, что респондент видит свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и мало знакомыми окружающими. Низкие показатели по шкале рисуют портрет человека, зависимого от других и не способного изменить характер своего общения с ними.

Субшкала компетентности в межличностном общении (мк ) показывает, что человек считает себя (и, возможно, действительно является) достаточно компетентным в межличностных отношениях (при низких баллах соответственно некомпетентным).

Субшкала ответственности в межличностном общении (мо ) показывает, склонен ли человек брать на себя ответственность, как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений (чем выше баллы, тем выше ответственность).

Результаты, полученные по субшкалам Ис и Из, интерпретируются аналогично шкалам Ио и Им, но применительно либо к семейным взаимоотношениям, либо в связи с возможным отношением к своему здоровью.

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

1.3 Методика «Субъективный локус контроля» Роттера

Понятие «Локус контроля» было введено в практическую психологию Дж. Роттером как личностная переменная, отражающая восприятие собственных действий и окружающего влияния на человека и своего позиционирования в этой системе. Таким образом, выделяют внешний (экстернальный) и внутренний (интернальный) локус контроля. Под внутренним локусом контроля подразумевают ожидания индивида относительно своих действий в конкретной ситуации и полученных результатов вследствие этих действий. Люди с экстернальным локусом контроля считают основной причиной событий в своей жизни внешние причины, которые не зависят от их действий.

По убеждению самого Роттера считать подкрепления единственно возможными и наиболее вероятными для определенного типа поведения не имеет смысла, поскольку цель самой методики заключается, в первую очередь, в определении причинно-наследственных связей появления подкрепления и собственных действий индивида.

Желание людей добиваться поставленных перед собой целей заключается в их положительных ожиданиях благоприятного исхода предпринятых мер, что, соответственно, подразумевает их готовность и возможность контролировать ситуации собственными действиями. В противном случае, даже если человек в действительности может непосредственно повлиять на исход дела, но не предпринимает каких-либо действий, поскольку уверен в негативном исходе, опираясь на полученный ранее опыт или веру в управление событиями его жизни высшими и независимыми от него самого силами.

Начало основательного исследования контроля началось в 50-60-ых годах прошлого века Уильямом Джеймсом и Э. Джерри Фаресом под руководством самого Дж. Роттера. Главными гипотезами, которые пытались проверить ученные в своей работе, были субъективные оценки контроля личностью. Они давно заметили тенденцию отказа от действий людей, которые получили ожидаемые результаты от действий, а также настойчивые попытки других индивидов добиваться желаемого даже при условии встречи нескольких препятствий на пути к достижению цели. Таким образом, причиной подобных действий служит уверенность человека в оправданности и конечном вознаграждении потраченных усилий или заблаговременное ожидание плохого результата.

С другой стороны, один и тот же человек может повести себя в разных ситуациях без соблюдения общей тенденции по установленному локусу контроля. Если в одном случае он решился на действия и предпринял некоторые меры для их осуществления, то в другой аналогичной ситуации он решил отказаться от каких-либо усилий. Такое поведение преимущественно свойственно людям, которые полагаются по большей части на успех и случайные события, позволяющие добиться желаемого результата. Таким образом, на ощущение контроля человека влияет его уверенность в достижении успеха и специфика самой ситуации.

Шкалу внешнего и внутреннего контроля, созданную Дж. Роттером, можно считать наибольшим успехом его карьеры. Эта разработка предназначается для определения силы взаимосвязи действий человека и внешних влияний и случайностей, а также последствиями предпринятых мероприятий. Шкала представляет собой 29 утверждений, которые выражаются в разных вариациях: с точки зрения уверенности человека в своих возможностях контролировать конкретную ситуацию и с точки зрения отсутствия у него каких-либо способностей для этой же ситуации.

Среди этих 29-ти утверждений 6 являются второстепенными и не учитываются в общем зачете. Их наличие в опроснике запланировано самим разработчиком для повышения его точности и достоверности, так как незначимые утверждения отвлекают некоторое внимание респондента. С другой стороны, методика определения локуса контроля по Роттеру может рассматриваться в виде пар утверждений, предназначенных для отображения:

а) согласованности поведения и последствий его;

б) компетентности в осуществлении этих действий.

Первый пункт подтверждает субъективность оценки ожидания положительных результатов, а второй - наличие у человека нужных способностей и навыков для осуществления некоторых действий и закономерного ожидания их успешности.

Также субъективность полученных результатов по тесту может отражаться в оценивании своих возможностей несоответствующему реальности и уверенности в положительном результате. Например, человек обладает всеми знаниями по определенному действию и при этом, надеясь на определенные не зависящие от него факторы, не может предпринять действие для достижения результата. С другой стороны, человек, который подобных навыков не имеет, готов просто взять на себя ответственность за выполнение определенной работы и при этом надеется на благополучный исход.

Таким образом, данная методика подходит для оценки готовности человека к определенным действиям на основании уверенности в своих возможностях. При этом не стоит использовать методику для прогнозирования и предугадывания поведения человека, так как (было показано выше), четкой определения закономерности в проявлении индивидом активности даже в похожих ситуациях этот тест не дает.

В табл. 2 приведены утверждения методики «Субъективного локуса контроля» Роттера. Для соотношения ответа к интернальному или экстернальному типу субъективного контроля необходимо воспользоваться ключом, который определяет принадлежность каждого из приведенных утверждений к внешнему или внутреннему влиянию на предпринимаемые действия.

Таблица 2. Методика «Субъективный локус контроля» Роттера

Утверждение а)

Утверждение б)

Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.

В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратит.

В конце концов к людям приходит заслуженное признание.

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.

Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.

Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.

Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.

Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.

Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.

Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.

Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.

Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

Я часто замечал справедливость поговорки: "Чему быть - того не миновать».

По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу.

Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

Каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения.

Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.

Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

Есть люди, о которых можно смело сказать; что они нехорошие.

В каждом человеке есть что-то хорошее.

Осуществление моих желаний не связано с везением.

Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни причем.

Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьёзно на мировые события.

Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.

Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.

На самом деле такая вещь, как везение, не существует.

Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.

Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.

Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.

Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.

Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

Характер человека зависит главным образом от его силы воли.

Характер человека формируется в основном в коллективе.

То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.

Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Методика проведения тестирования - обязательное прочтение для выбора двух вариантов одного утверждения. Даже, если кажется, что можно принять оба утверждения верными, необходимо сделать выбор в сторону более приемлемого и вероятного для конкретной ситуации.

Результаты обрабатываются по следующему ключу (табл. 3).

Таблица 3. Ключ к методике «Субъективный локус контроля» по Роттеру

Перевод полученной суммы «сырых» баллов производится с помощью следующей формулы:

где: - значение баллов по общей сумме экстернального и интернального локуса контроля;

Общее количество совпавших положительных и отрицательных ответов по шкале экстернального и интернального локуса контроля.

Люди, которых можно отнести к экстерналам по методике Роттера, отличаются внешней направленностью защитного поведения. Экстернал хочет быть вовлечен в любую внешнюю ситуацию и при этом у него нет 100% уверенности в ее благоприятном исходе. Однако, в случае такового, он не пропустит возможность продемонстрировать достижения окружающим. Любые неудачи и невозможность выполнения задания для людей с этим локусом контроля являются следствием неблагоприятного стечения обстоятельств и вмешательства случайных факторов. Они крайне редко берут ответственность за невозможность достижения цели на себя. При этом остро нуждаются в постоянной «подпитке» со стороны окружающих искренним сожалением и сочувствием в неудачах. Если экстерналу удается добиться успеха, то он не всегда сможет вспомнить тех людей, которые поддерживали его до данного момента. Кроме того, без подобной поддержки у экстернала качество работы и желание ее выполнять будет постоянно ухудшаться.

Поведение людей с интернальным локусом контроля указывает на их направленность внутрь себя - все действия, которые они совершают имеют различные последствия, зависящие исключительно от них самих. Причем, если интернал даже не совершил ошибку, а в ход событий вмешались какие-то внешние факторы, повлиявшие на успех конечного результата работы, то он будет искать дополнительные возможности предугадать и предупредить появление подобных факторов в будущем.

Можно сказать, что интерналам свойственно длительное обдумывание поступков и просчет их последствий с вероятностью успеха. При этом подобные экстерналам действия (подбросить монетку, кинуть кости, спросить у ребенка и т.п.) являются абсолютно недопустимыми и бессмысленными. Детальное изучение проблемы, тщательный сбор информации, длительная подготовка к принятию решения - вот неизменные атрибуты работы интернала. Экстернал, как правило, приняв какое-то решение, получив результат, продолжает работать в прежнем режиме. Для интернала неудача после глубокой подготовки может оказаться фатальной и вызвать серьезные последствия - депрессию, расстройства и большую подверженность стрессам.

По мнению Дж. Роттера, Р. Кеттела и Дж. Дигмана, интерналам в реальной жизни больше подходят ответственные должности с серьезными обязательствами. Как показывает практика, именно они преимущественно их и занимают. Отсутствие стремления к поставленным целям возникает из-за необязательности, безответственности, небрежности или апатичности. Причем стремлением к достижению желаемого движет упорядоченность, аккуратность, ответственность, старательность, планомерность и настойчивость.

Делись добром;)

Исследование атрибуции жизненных событий в младшем подростковом возрасте

Понятие “локус контроля” как личностной переменной, оказывающей влияние на поведение, было предложено Дж. Роттером , , американским психологом, принадлежащим к необихевиористской ориентации...

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

Постановка эксперимента. Аналогично методике «Шкала диспозиционного эгоизма» по К. Муздыбаеву, постановка проведения тестирования группы респондентов организовывалась таким же образом...

Построение методики изучения выраженности экстернальности - интернальности в письменной речи

В 1956 г. американским психологом, принадлежащим к необихевиористской ориентации, Дж. Роттером было введено понятие «локус контроля». Согласно его концепции социального научения...

Психологический портрет личности

19 Интерпретация результатов: 1) Шкала общей интернальности (5 стенов): результат попал в доверительный интервал, интерпретации не подлежит. 2) Шкала интернальности в области достижений (5 стенов): результат попал в доверительный интервал...

Степень конформности у людей с разным уровнем субъективного контроля

Итак, в первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера выделялись лишь два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Затем К. Уоллстоном была разработана трехмерная шкала локуса контроля...

Теоретические походы к проблеме изучения темперамента в психологии

Методы математически-статистической обработки данных: Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind. Для корреляционного анализа результатов исследования был использован критерий Пирсона...

Типы личности в социальной психологии

В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля» Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости...

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

Инструкция : Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.

Опросник УСК

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.



2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать.

15. Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.



22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

30. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

31. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:

· Шкала общей интернальности (Ио).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное - 0.

· Шкала интернальности в области достижений (Ид).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин - 12, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис - 10, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).
Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе, везению - невезению. Максимум Ип - 8, минимум - 0.

· Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им - 4, минимальное - 0.

· Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из - 4, минимальное - 0.

Введение.. 3

Глава 1. Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности... 6

1.1 История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера.. 6

1.2 Характеристика типов личности с разным локусом контроля.. 10

1.3 Последователи Дж. Роттера и их методики.. 14

1.4 Конформность в исследованиях Соломона Эша.. 17

Вывод по главе 1.. 21

Глава 2. Эмпирическое определение взаимосвязи между локусом контроля и конформностью.... 22

2.1 Методы диагностики и ход исследования.. 22

2.2 Описание шкал.. 22

2.3 Процедура проведения опроса и обработки результатов.. 25

2.4 Определение уровня конформности.. 26

2.5 Обработка и сравнительный анализ результатов исследования.. 30

Вывод по главе 2.. 36

Заключение.. 37

Библиографический список.. 38


Введение

Локус контроля [лат . locus - место, местоположение, франц . contrôle - проверка] - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Это понятие предложено американским психологом Дж. Роттером. Начиная с его работ, многие исследователи, например С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Эткинд и др., проявляли интерес к личностной парадигме, связанной с оценкой того, внутренний или внешний локус контроля имеет индивид.

Измерение уровня субъективного контроля широко применяется в нашей стране в психологии мотивации (методика когнитивной ориентации), в исследованиях человеческого характера и его связи с поведением, при психологическом отборе в правоохранительных органах, в психологии управления и других сферах.

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда - склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.



Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать.

Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Цель данного исследования состоит в определении взаимосвязи между локусом контроля и степенью конформности.

Для реализации данной цели попытаемся решить следующие задачи.

1. Исследовать понятие и особенности локуса контроля личности.

2. Выявить локализацию субъективного контроля у испытуемых и уровень их конформности.

3. Определить, имеется ли взаимосвязь между локализацией контроля человека и уровнем его конформности в межличностных отношениях.

Объектом исследования выступили студенты Вятского государственного гуманитарного университета в возрасте от 18 до 26 лет, в количестве 20 человек.

Предмет исследования является степень конформности у студентов с разным уровнем субъективного контроля.

Выдвинем гипотезу исследования. При экстернальном локусе контроля личности наблюдается высокая конформность, при интернальном локусе контроля - ее показатель низок.

Для реализации исследования примем следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Следующие методики:

a. Тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др., на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (УСК);

b. Опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО), адаптация Л.Л. Собчик.

Первый тест необходим для определения локализации контроля у испытуемых, второй - для выяснения преобладания конформных или неконформных тенденций в межличностных отношениях.


Глава 1. Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности