Полезные ископаемые в доу. Занятие «Недра Земли» (познавательное развитие)

Нефть самое лучшее и самое дешёвое топливо для промышленности и транспорта. Ещё в древнейшие времена она была известна людям, но добывать её в большом количестве начали только с середины прошлого века. За цвет и неоценимые качества прозвали нефть «чёрным золотом».

Сначала люди использовали нефть как топливо. Им даже не снилось, какие удивительные сокровища таит в себе эта чёрная, липкая, неприятная на вид жидкость. Нефть образовалась на дне бывших морей и озёр в очень давние времена, когда нога человека ещё не ступала по земле. Из чего? Из остатков растений и живых существ, населявших водные пространства. В течение миллионов лет эти разлагавшиеся остатки накапливались и соединялись с другими веществами.

Постепенно образовались подземные моря чёрной жидкости - нефти. «Чёрного золота» в недрах земли много. Очень много её в России. Как перерабатывают нефть? Сначала её очищают от песка, воды, минеральных солей и газов, а потом направляют на трубопровод в специальные аппараты.

При переработке нефти получают: керосин, бензин, гудрон, мазут, ракетное, моторное топливо. Ни автомобиль, ни космический корабль, ни поезд не смогли бы отправиться в путь, если бы не было нефти. (Рассматриваем образцы имеющихся производных от перегонки нефти). Парафин также своим происхождением обязан нефти.

Оказывается цветные карандаши, мыло, бумага и краски делают из парафина, соединяя его с другими химическими веществами. Учёные научились создавать такие вещества, которых в природе не существует. Например, каучук или резина, как его ещё называют. Из него производят автомобильные шины, мячи, резиновые сапоги.

Ваши мамы и папы пользуются ароматными духами, одеколоном, а ведь приятный запах придали духам пахучие вещества, полученные из нефти. каких только сокровищ не таит оно в себе! Поэтому люди должны ценить и помнить, что расходовать нефть, как другие полезные ископаемые, надо бережно, не допуская перерасход.

Существует множество полезных ископаемых, которые добываются из недр Земли. Все они крайне важны, поскольку позволяют получить необходимые для комфортной жизни вещи. Они дают возможность обогревать жилища, питаться, перемещаться в пространстве с большой скоростью, делать чудесные украшения и много другого. Во время исследований ученые открывают очень интересные факты о полезных ископаемых, которые позволяют побольше узнать о тайнах, скрывающихся в подземных глубинах.

  1. Уголь – наиболее распространенное ископаемое, которое используется в виде топлива . Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля. Если аналогичный слой мертвой растительности залегает на глубине 6 км, то пласт угля будет иметь всего 1,5 м.
  2. Малахит – полудрагоценный камень, из которого делаются потрясающие украшения . Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.

  3. Обсидиан – вулканическое стекло . Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.

  4. Сегодня каждый человек знает что такое нефть, и как она происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что нефть является ничем иным, как мочой китов . Черное золото начали добывать путем сбора его с поверхности водоемов. В нынешнее время нефть выкачивают из недр Земли при помощи насосных станций.

  5. Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, золото было признано одним из самых гибких металлов . Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.

  6. Железная руда издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из железной руды датируется ll-lll вв. до нашей эры . Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.

  7. Хлористый натрий или соль добывается в наибольшем количестве . Несмотря на необходимость этого полезного ископаемого для жизни человека, всего 6% его используется в пищу. Для посыпания дорог при гололеде используется 17% соли. Львиная доля этого минерала используется промышленностью и составляет 77% от всей добычи.

  8. Необычайно интересную историю имеет королева металлов – платина . В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине платина была признана непригодной и была оценена ниже стоимости серебра.

  9. Серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами . Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.

  10. Мрамор еще в древности использовался для отделки помещений и создания различных декоративных элементов . Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. Мрамор на протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.

  11. Алмазы признаны самыми твердыми минералами, добываемыми из недр земли . При этом удар, нанесенный молотком с большой силой, может расколоть камень на мелкие кусочки.

  12. Уран – это металл, который считается одним из самых тяжелых химических элементов . В урановой руде содержится ничтожное количество чистого металла. Уран имеет 14 стадий превращений. Все элементы, которые образуются в ходе превращения, являются радиоактивными. Безопасным считается только свинец, который является заключительной стадией превращения. Для полного преобразования урана в свинец понадобится около миллиарда лет.

  13. Медь является единственным металлом, который не выдает искры при трении , поэтому инструменты из меди могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.

  14. О почве можно постоянно узнавать много нового. Так, ученые исследовали распространенное полезное ископаемое – торф. Они выявили в нем своеобразные нити, которые отличаются необычайной прочностью. Это открытие нашло свое применение в легкой промышленности. В Голландии были представлены первые изделия из торфяных нитей. Торф является прекрасным консервантом . Он сохраняет останки, попавшие в него тысячи лет назад. Это позволяет ученым узнавать интересные факты о скелете человека, жившего задолго до наших дней, и исследовать останки уже исчезнувших видов животных.

  15. Гранит известен как прочный стройматериал. Но далеко не всем известно, что он проводит звук гораздо быстрее, чем воздух. Скорость прохождения звуковых волн по граниту в 10 раз больше, чем прохождения по воздушному пространству .

Задачи занятия: ; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; интерес к природе.

Ход занятия

Беседа с детьми об объектах живой и неживой природы.

На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.

В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

Беседа с детьми по физической карте свой страны

В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?

Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много , в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.

Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)

Опыты с детьми с полезными ископаемыми.

В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.

Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.

Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.

В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?

Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.

Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД .

Тема : " Знакомство с полезными ископаемыми "

Цель : Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью) .Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства : тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

на столе в тарелочках разложены : уголь, песок, глина, мел, соль

Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые .

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения) . Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Глина, песок, известняк

Другие служат топливом. Какие?

Торф, каменный уголь, газ, нефть.

Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых , которые образуются под воздействием разрушения гор.

Давайте сравним песок и глину :

Дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы :

Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы : песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты : положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

Какой он?

Он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

Уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества .

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел : рисуют, бросают воду, ломают)

- Дети делают выводы : он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль : для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

- Соль : белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей :

1. Какие полезные ископаемых вы знаете ?

2. Для чего нужны полезные ископаемые ?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с метро» Конспект НОД в подготовительной группе " Знакомство с Метро ". Цель: Познакомить детей с историей возникновения Метро Програмное содержание.

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД «Знакомство с Олимпийскими играми» КОНСПЕКТ НОД (открытое занятие). Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ», Формирование целостной картины мира с элементами физкультуры Тема.

Конспект ООД «Знакомство со свиньёй» Занятие № 9 «Знакомство со свиньёй» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей со свиньёй; - закрепить понятие.

Конспект занятия «Знакомство с числом 6» Тема: «Знакомство с числом 6» Образ. цель: 1) Познакомить с цифрой 6. 2) Учить считать в пределах шести. 3) Упражнять в порядковом счёте.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ» Тема: «В поисках природных сокровищ». Цель: Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство с электричеством» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с электричеством. Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Родничок» с. Лебедёвка

Конспект НОД для детей старшего возраста
« В мире полезных ископаемых»

Выполнила: воспитатель
первой классификационной категории
Вдовина С. Г.

Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых (песок, глина, уголь, мел.), сравнить чем они отличаются.
  • Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Продолжать знакомить с профессией геолога.
  • Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.
  • Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
  • Продолжать знакомить с богатством родного края.

Ход занятия:

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: (На столе лежит снаряжение для геологов: компас, молоток-кирка, карта, канат, карандаши, блокнот и контейнеры под образцы.) Посмотрите ребята, что за снаряжение лежит на столе

Дети: Снаряжение для геологов.

Воспитатель: Ребята скажите кто такие геологи?

Дети: Геологи - это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.

Воспитатель: А полезные ископаемые что это такое?

Дети: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и отправимся в экспедицию на месторождение полезных ископаемых.

Собираем рюкзак и что необходимо в экспедиции.

Воспитатель: Готовы.

Воспитатель: Мы геологами станем?

Дети:

Будут все гордится нами.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь(топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Вот наше первое препятствие. Здесь бежит бурная река, нам надо аккуратно пройти по мосту и не упасть.(Дети проходят по мосту. И видят на мольберте плакат « Чернореченский карьер»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы пришли?

Дети: К «Чернореченскому карьеру» (или к месторождению мела)

Дети: Добывают тут мел. Мел-это разновидность известняка.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся дальше. Следующее наше препятствие « туннель».

.(Дети проходят по «туннелю». И видят на мольберте плакат « Елбашинского карьера»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К « Елбашинскому карьеру»

Воспитатель: А что на этом карьере добывают?

Дети: Песок и глину. Песок добывают на берегу реки Бердь.

Воспитатель: Отбираем образецы и отправляемся дальше.

Следующее наше препятствие «болото».(Прыжки на двух ногах по кочкам, через болото.)

И видят на мольберте плакат (« Горловского разрез») Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К «Горловскому разрезу»

Воспитатель: А что на этом разрезе добывают?

Дети: Уголь.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся в лабораторию.

А для чего мы туда пойдём?

Дети: Что бы исследовать и провести эксперименты с полезными ископаемыми и уточнить где их можно использовать.

Возвращаемся. И идём в лабораторию.

Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Снимайте рюкзаки. Доставайте образцы, ставьте их на стол. Одевайте фартуки а я раскладу образцы.

Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать не чего в рот и не пробовать.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и будем экспериментировать. (Воспитатель загадывает загадку про глину. Попросить любого ребёнка рассказать про глину. Рассказ про глину.) Скажите каким значком обозначается на карте глина.

Ребята послушайте следующую загадку.
(Воспитатель загадывает загадку про песок.)
Правильно. Это песок.(Рассказ ребёнка про песок)Скажите каким значком обозначается на карте песок.

Опыт с песком и глиной.

Оборудование: пластиковые бутылки по количеству детей, вода в графине, песок, глина.

Пластиковые бутылки обрезаем, верхнею часть бутылки переворачиваем и вставляем во вторую часть. Насыпаем песок в одну бутылку, а в другую глину. И наливаем воды одинаково.

Наблюдаем проходит ли вода через песок и глину.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плоха. Она раскисает и становиться липкая.

Следующую загадку слушайте.

(Воспитатель загадывает загадку про уголь.)

Правильно это уголь.(описательный рассказ детей про уголь.)

Воспитатель: Вы сказали что уголь твёрдый но если ударить по нему тяжёлым то что с ним произойдёт?.. Давайте посмотрим что с ним будет.(В салфетку кладём уголь и ударяем по нему молотком. Он рассыпался, значит уголь твёрдый но хрупкий.)Скажите каким значком обозначается на карте уголь.
И последняя загадка.(Воспитатель загадывает загадку про мел.) Описательный рассказ детей про мел. Скажите каким значком обозначается на карте мел.

Ребята а мел ещё умеет злиться, хотите проверить? Возьмите пипетку, наберите в неё лимонный сок и капните на мел. Что произошло?

Ответ детей.

Вывод: (отвечают дети)

Ребята давайте подойдём к нашей карте. Вы сегодня были такие молодцы, поделитесь вашими впечатлениями о путешествии.(ответ детей) Это карта Новосибирской области. Мы сегодня отобрали образцы и провели с ними опыты. Вы много мне рассказали про полезные ископаемые. Назовите их.(уголь, мел, глина, песок.)Эти полезные ископаемые добывают в Искитимском районе. На карте они обозначаются значками.