А п пехов. Алексей Пехов (1978). а

Вы, держите в руках один из учебников нового поколения по биологии для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям. Учебник написан известным специалистом в области биологии и прошел сложный и длительный путь конкурсного отбора на Всероссийском конкурсе учебников нового поколения по общим фундаментальным естественнонаучным дисциплинам. Этот конкурс был инициирован. Госкомвузом (в дальнейшем - Минобразованием России) впервые в истории российской высшей школы в связи с реформированием структуры, и содержания программ высшего образования и проведен в 1995-1998 годах на базе Российского университета дружбы, народов.

В конкурсе по одиннадцати номинациям приняли участие свыше трехсот пятидесяти авторских коллективов, чьи разработки более всего соответствовали как новым учебным программам, так и государственным образовательным стандартам по каждой дисциплине.

Конкурсная комиссия выражает надежду, что данный учебник внесет вклад в дело дальнейшего совершенствования российского высшего профессионального образования, и желает всем читателям - студентам и преподавателям - больших творческих успехов.

Первый заместитель Министра

общем и профессиональном образования России,

академик российской академии, образования,

председатель конкурсной комиссии

профессор В. Д. ШАДРИКОВ

ПОСВЯЩАЕТСЯ

ПАМЯТИ МАТЕРИ

ПЕХОВОЙ АННЫ ИЛЬИНИЧНЫ.

ПАРТИЗАНКИ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

ОТДАВШЕЙ ЖИЗНЬ ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по естественнонаучным

специальностям и направлениям

П 31 Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 672 с.

ISBN 5-8114-0219-8

В учебнике освещены основные разделы современной биологии с основами экологии. Он состоит из шести разделов. В разделе I приведены сведения о биоразнообразии, в разделе II - о сущности жизни, свойствах и организации живого, о структуре и свойствах клеток, о росте индивидуальном развитии организмов, в разделе III - о наследственности и изменчивости организмов, о генетическом материале, о действии генов, и о генетике человека, в разделе IV - об эволюции органического мира, включая происхождение человека, в разделе V - об основах экологии, включая экологию человека, в разделе VI - о генетической инженерии, биотехнологии, и об их экологических проблемах, а также о методологических проблемах биологии и экологии. В заключении к учебнику даны краткие обобщения рассмотренных современных данных биологии и экологии.

Учебник предназначен для студентов естественнонаучных, сельскохозяйственных, физкультурных и других направлений бакалавриата. Он также полезен для студентов-медиков, а также студентов, изучающих ветеринарную медицину.

Рецензенты:

проф. В. А. Голиченков, проф. Ю. Л. Гужов

Оформление обложки С. Л. Шапиро, А. А. Олексенко

Воспроизведение всей книги или любой ее части

запрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона будут

преследоваться в судебном порядке.

© Издательство «Лань», 2000

© А. П. Пехов, 2000

© Издательство «Лань»,

художественное оформление, 2000

ОТ АВТОРА

Но с тех пор как в биологию вошли методы физики и химии, ее стали называть новой биологией, или ^"изико-химическои, т. е. молекулярной биологией. В последние десятилетия в этой науке произошли поистине революционные изменения, благодаря чему она выдвинулась на передний план естествознания, начала активно способствовать и, частично, задавать направление научно-техническому прогрессу, идущему вперед семимильными шагами.

Современные данные о живом имеют, прежде всего, гигантское познавательное значение, ибо вносят выдающийся вклад в создание научной картины мира. Однако, непрерывно осуществляя познавательную функцию, биология через генетическую инженерию стремительно вовлеклась в материальное производство, стала одной из производительных сил. С другой стороны, одна из биологических наук, а именно, экология вышла за рамки биологии, стала междисциплинарной наукой. Так произошло благодаря тому, что ученые предпринимали громадные усилия (и продолжают это делать), чтобы общество в целом глубоко осознало тот факт, что деятельность человека в окружающей среде влечет за собой не только положительные, но и отрицательные последствия; последние же могут привести к катастрофе - как к локальной (на отдельно взятой территории), так и к глобальной, мировой. И в наше время невозможно изучать биологию, не уделяя внимания экологии и наоборот. Поэтому данный учебник является учебником по биологии с основами экологии. Можно сказать, что биология и экология - это современный комплекс наук о живом, о происхождении, росте, развитии, наследственности и изменчивости организмов, о взаимоотношениях организмов между собой и со средой, о результатах деятельности человека в окружающей среде и воздействии факторов, порожденных этой деятельностью, на организм человека, животных и растений. Следовательно, задача студентов, которые будут пользоваться этим учебником, заключается в усвоении базовых данных современной биологии и экологии, понимании их фундаментального значения и в использовании приобретенных знаний в практической работе.

Учебник написан на основе примерной программы по дисциплине «Биология с основами экологии» и предназначен для естественнонаучных, сельскохозяйственных, физкультурных и некоторых технических направлений бакалавриата. Однако автору при этом хотелось бы отметить несколько очень важных моментов. Один из них сводится к тому, что, руководствуясь этой программой, мы все же стремились отразить в учебнике свое собственное видение биологии, ее основ и тенденций развития, которое складывалось в результате длительного периода научной и преподавательской деятельности в этой области и развивалось под благотворным влиянием непосредственного общения в те или иные годы с корифеями отечественной науки (такими как Н. П. Дубинин, А. А. Баев, мой учитель Н. Н. Жуков-Вережников, А. А. Им-шенецкий, В. М. Кланов, Ю. А. Овчинников, М. А. Пешков, В. Д. Тимаков и др.). Невозможно не отметить и роль моих зарубежных учителей Г. Понтекорво и У. Хейза (Великобритания), под руководством которых автор изучал генетику и ряд проблем общей биологии, а также благотворность общения с другими выдающимися зарубежными учеными (Р. Картис, Д. Кларк Р. Клаус, США; Ш. Ауэрбах, Н. Датта и М. Ричмонд, Великобритания; Т. Митсухаши, Япония).

Учебник предназначен для студентов разных специальностей, и, учитывая это, автор счел необходимым шире представить не только экологическую проблематику, но и возможности, направления и достижения генетической инженерии, которая позволила получить данные, являющиеся критерием ценности наших представлений о живой материи, и, что не менее важно, подняла на новый уровень биотехнологию.

Наконец, еще один важный момент, которым руководствовался автор, связан с тем, что в свете исключительно быстрого и непрерывного прогресса биологических наук эффективность преподавания курса, изложенного в этом учебнике, полностью зависит не только от новизны и актуальности используемых материалов, но и от уровня методики их преподавания. По этой причине автор стремился подготовить учебник, который был бы насыщен новейшими данными и который оставался бы полезным для студентов как можно дольше.

Чтобы студенты могли более подробно познакомиться с интересующими их проблемами, в конце каждой главы приводится список дополнительной литературы, куда, помимо отечественных источников, вошли и новейшие издания на английском языке. Этот язык играет ведущую роль в общении ученых разных стран, и, не ознакомившись с работами зарубежных специалистов, весьма трудно получить полное представление о современном состоянии науки.

Наконец, в каком бы направлении ни развивалась биология, а вместе с ней и экология, научные открытия всегда используются во имя человека и для пользы человека. По этой основополагающей причине мы стремились в этом учебнике, по возможности, быть «близко» к человеку, к его биологии и здоровью.

Со времен Г. Гегеля (1770-1831) известно, что качество всех вещей и явлений определяется мерой. Непрестанно думая об этом, мы учитывали и то, в какой мере этот учебник будет доступен для тех, кому он может быть полезен. Надеемся, что в общем нам удалось изложить столь сложный материал в приемлемой форме. В этом нас убеждает наш опыт преподавания биологии в Российском университете дружбы народов, а также опыт чтения лекций по биологии в ряде зарубежных университетов, в частности, в университетах штатов Алабамы и Аризоны (США), в Хартумском университете (Судан) и университете г. Дакки (Бангладеш), где мы имели возможность работать некоторое время. Именно материалы прочитанных там лекций в значительной мере составили основу данного учебника.

Вы, держите в руках один из учебников нового поколения по биологии для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям. Учебник написан известным специалистом в области биологии и прошел сложный и длительный путь конкурсного отбора на Всероссийском конкурсе учебников нового поколения по общим фундаментальным естественнонаучным дисциплинам. Этот конкурс был инициирован. Госкомвузом (в дальнейшем-Минобразованием России) впервые в истории российской высшей школы в связи с реформированием структуры, и содержания программ высшего образования и проведен в1995-1998годах на базе Российского университета дружбы, народов.

В конкурсе по одиннадцати номинациям приняли участие свыше трехсот пятидесяти авторских коллективов, чьи разработки более всего соответствовали как новым учебным программам, так и государственным образовательным стандартам по каждой дисциплине.

Конкурсная комиссия выражает надежду, что данный учебник внесет вклад в дело дальнейшего совершенствования российского высшего профессионального образования, и желает всем читателям-студентам и преподавателям-больших творческих успехов.

Первый заместитель Министра

общем и профессиональном образования России,

академик российской академии, образования,

председатель конкурсной комиссии

профессор В. Д. ШАДРИКОВ

ПОСВЯЩАЕТСЯ

ПАМЯТИ МАТЕРИ

ПЕХОВОЙ АННЫ ИЛЬИНИЧНЫ.

ПАРТИЗАНКИ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

ОТДАВШЕЙ ЖИЗНЬ ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по естественнонаучным

специальностям и направлениям

2000

П31Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература»-СПб.: Издательство «Лань»,2000. - 672с.

ISBN 5-8114-0219-8

В учебнике освещены основные разделы современной биологии с основами экологии. Он состоит из шести разделов. В разделеIприведены сведения о биоразнообразии, в разделеII -о сущности жизни, свойствах и организации живого, о структуре и свойствах клеток, о росте индивидуальном развитии организмов, в разделе III - о наследственности и изменчивости организмов, о генетическом материале, о действии генов, и о генетике человека, в разделеIV -об эволюции органического мира, включая происхождение человека, в разделеV -об основах экологии, включая экологию человека, в разделеVI -о генетической инженерии, биотехнологии, и об их экологических проблемах, а также о методологических проблемах биологии и экологии. В заключении к учебнику даны краткие обобщения рассмотренных современных данных биологии и экологии.

Учебник предназначен для студентов естественнонаучных, сельскохозяйственных, физкультурных и других направлений бакалавриата. Он также полезен для студентов-медиков, а также студентов, изучающих ветеринарную медицину.

Рисунков- 231.Таблиц- 45.

Рецензенты:

проф. В. А. Голиченков, проф. Ю. Л. Гужов

Оформление обложки С. Л. Шапиро, А. А. Олексенко

Воспроизведение всей книги или любой ее части

запрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона будут

преследоваться в судебном порядке.

©Издательство «Лань»,2000

©А. П. Пехов,2000

©Издательство «Лань»,

художественное оформление,2000

ОТ АВТОРА

Но с тех пор как в биологию вошли методы физики и химии, ее стали называть новой биологией, или ^"изико-химическои, т. е. молекулярной биологией. В последние десятилетия в этой науке произошли поистине революционные изменения, благодаря чему она выдвинулась на передний план естествознания, начала активно способствовать и, частично, задавать направление научно-техническому прогрессу, идущему вперед семимильными шагами.

Современные данные о живом имеют, прежде всего, гигантское познавательное значение, ибо вносят выдающийся вклад в создание научной картины мира. Однако, непрерывно осуществляя познавательную функцию, биология через генетическую инженерию стремительно вовлеклась в материальное производство, стала одной из производительных сил. С другой стороны, одна из биологических наук, а именно, экология вышла за рамки биологии, стала междисциплинарной наукой. Так произошло благодаря тому, что ученые предпринимали громадные усилия (и продолжают это делать), чтобы общество в целом глубоко осознало тот факт, что деятельность человека в окружающей среде влечет за собой не только положительные, но и отрицательные последствия; последние же могут привести к катастрофе-как к локальной (на отдельно взятой территории), так и к глобальной, мировой. И в наше время невозможно изучать биологию, не уделяя внимания экологии и наоборот. Поэтому данный учебник является учебником по биологии с основами экологии. Можно сказать, что биология и экология-это современный комплекс наук о живом, о происхождении, росте, развитии, наследственности и изменчивости организмов, о взаимоотношениях организмов между собой и со средой, о результатах деятельности человека в окружающей среде и воздействии факторов, порожденных этой деятельностью, на организм человека, животных и растений. Следовательно, задача студентов, которые будут пользоваться этим учебником, заключается в усвоении базовых данных современной биологии и экологии, понимании их фундаментального значения и в использовании приобретенных знаний в практической работе.

Учебник написан на основе примерной программы по дисциплине «Биология с основами экологии» и предназначен для естественнонаучных, сельскохозяйственных, физкультурных и некоторых технических направлений бакалавриата. Однако автору при этом хотелось бы отметить несколько очень важных моментов. Один из них сводится к тому, что, руководствуясь этой программой, мы все же стремились отразить в учебнике свое собственное видение биологии, ее основ и тенденций развития, которое складывалось в результате длительного периода научной и преподавательской деятельности в этой области и развивалось под благотворным влиянием непосредственного общения в те или иные годы с корифеями отечественной науки (такими как Н. П. Дубинин, А. А. Баев, мой учитель Н. Н. Жуков-Вережников, А. А. Им-шенецкий, В. М. Кланов, Ю. А. Овчинников, М. А. Пешков, В. Д. Тимаков и др.). Невозможно не отметить и роль моих зарубежных учителей Г. Понтекорво и У. Хейза (Великобритания), под руководством которых автор изучал генетику и ряд проблем общей биологии, а также благотворность общения с другими выдающимися зарубежными учеными (Р. Картис, Д. Кларк Р. Клаус, США; Ш. Ауэрбах, Н. Датта и М. Ричмонд, Великобритания; Т. Митсухаши, Япония).

Учебник предназначен для студентов разных специальностей, и, учитывая это, автор счел необходимым шире представить не только экологическую проблематику, но и возможности, направления и достижения генетической инженерии, которая позволила получить данные, являющиеся критерием ценности наших представлений о живой материи, и, что не менее важно, подняла на новый уровень биотехнологию.

Наконец, еще один важный момент, которым руководствовался автор, связан с тем, что в свете исключительно быстрого и непрерывного прогресса биологических наук эффективность преподавания курса, изложенного в этом учебнике, полностью зависит не только от новизны и актуальности используемых материалов, но и от уровня методики их преподавания. По этой причине автор стремился подготовить учебник, который был бы насыщен новейшими данными и который оставался бы полезным для студентов как можно дольше.

Чтобы студенты могли более подробно познакомиться с интересующими их проблемами, в конце каждой главы приводится список дополнительной литературы, куда, помимо отечественных источников, вошли и новейшие издания на английском языке. Этот язык играет ведущую роль в общении ученых разных стран, и, не ознакомившись с работами зарубежных специалистов, весьма трудно получить полное представление о современном состоянии науки.

Наконец, в каком бы направлении ни развивалась биология, а вместе с ней и экология, научные открытия всегда используются во имя человека и для пользы человека. По этой основополагающей причине мы стремились в этом учебнике, по возможности, быть «близко» к человеку, к его биологии и здоровью.

Со времен Г. Гегеля(1770-1831)известно, что качество всех вещей и явлений определяется мерой. Непрестанно думая об этом, мы учитывали и то, в какой мере этот учебник будет доступен для тех, кому он может быть полезен. Надеемся, что в общем нам удалось изложить столь сложный материал в приемлемой форме. В этом нас убеждает наш опыт преподавания биологии в Российском университете дружбы народов, а также опыт чтения лекций по биологии в ряде зарубежных университетов, в частности, в университетах штатов Алабамы и Аризоны (США), в Хартумском университете (Судан) и университете г. Дакки (Бангладеш), где мы имели возможность работать некоторое время. Именно материалы прочитанных там лекций в значительной мере составили основу данного учебника.

Как всегда, благодарю своих сотрудников (особенно проф. В. П. Щипкову) за то, что они помогли мне найти время написать этот учебник. Я также очень признателен специалистам, ознакомившимся с учебником в рукописи и высказавшим свои замечания, которые оказались чрезвычайно полезными.

Независимо от специальности студентов, в учебном плане курс «Биология с основами экологии» должен быть представлен лекциями и лабораторными занятиями. При этом общие установочные вопросы должны быть вынесены на лекции, тогда как углубленное изучение этих вопросов и частных закономерностей должно проводиться на лабораторных занятиях (путем постановки соответствующих экспериментов) или на семинарских занятиях в процессе обсуждения. Желательно, чтобы изучение этого курса было согласовано по времени с изучением курсов физики и химии, поскольку многие современные биологические понятия сложились на основе идей, методов та. данных этих наук.

В любом вузе по любой научной дисциплине значительная часть времени в подготовке студентов уделяется их самостоятельной работе, основной формой которой является чтение учебника и дополнительной литературы, ее анализ, а также самоконтроль (поиск ответов на вопросы, возникающие в процессе самостоятельной подготовки, лекционных, лабораторных и семинарских занятий).

* * *

Учебник состоит из5разделов, которые отражают основную проблематику биологии и экологии, причем материалы по экологии излагаются с учетом того, что экология является, прежде всего, биологической наукой, которая в наше время стала наукой междисциплинарной. В свою очередь, каждый из разделов состоит из нескольких глав, которые разделены на параграфы. Как правило, в каждой главе излагаются данные по одной проблеме.

Крайне необходимо, чтобы студенты очень" хорошо усвоили определения биологических понятий. В тексте учебника, по мере введения новой терминологии, даются определения тех или иных явлений. Тем не менее, в Приложение включен словарь наиболее важных биологических терминов, которые должны быть усвоены студентами «окончательно и бесповоротно». Очень полезно знать, как развивались биологические понятия во времени. Поэтому в Приложении есть перечень наиболее важных дат в развитии биологии и приведены имена ученых, которые своими открытиями обеспечили это развитие.

Особое внимание уделяется углубленному изучению разделов биологии, пониманию перспектив их дальнейшего развития. По этой причине в конце каждой главы приводится список литературы, рекомендуемой для дополнительного чтения. Как говорилось выше, в перечень книг вошли не только отечественные учебные и научные издания, но и работы ученых (наиболее значительные монографии и фундаментальные обзорные статьи), опубликованные за рубежом на английском языке. Они будут полезны не только студентам, особенно на семинарских занятиях и в научных кружках, но и преподавателям в объяснениях студентам дальнейших перспектив биологического познания.

Вопросы, необходимые для самоконтроля, приведены в конце каждой главы. Эти вопросы-«авторские» и сформулированы так, чтобы они наиболее полно отражали материалы учебника и соответствовали учебной программе (какой она представляется автору). Если студент сумеет ответить на них, то это означает, что он усвоил материал главы. Но студенты, равно как и их преподаватели, могут поставить себе и «свои» вопросы.

Также в конце каждой главы, среди вопросов для самоконтроля, приведены задачи, имеющие аналогичное функциональное значение. Но успешное решение задач особо ценно в том плане, что оно позволяет практически использовать усвоенные фундаментальные данные и приблизиться к моделированию изучаемых процессов.

Чтобы облегчить работу с учебником, в Приложение включены также предметный и именной (авторский) указатели. Предметный указатель содержит все основные термины, используемые в учебнике; авторский указатель содержит фамилии ученых, встречающиеся в тексте.

Наконец, в Приложении приведен перечень единиц измерений, используемых в биологических исследованиях, а также названия наиболее важных отечественных и зарубежных научных журналов и других периодических изданий, в которых публикуются экспериментальные и обзорные статьи по биологии и экологии.

Александр ПЕХОВ

Профессор,

Доктор биологических наук,

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

Академик

Международной Академии Наук

Высшей Школы Российский университет.

Дружбы народов


ВВЕДЕНИЕ

«Я расскажу вам откровенно,

как было дело,

не прибавив ничего от себя,

что стоит историку немалого труда».

Ф.М.ВОЛЬТЕР. 1757

Биология (от греч. bios -жизнь, logos -наука)-наука о жизни, об общих закономерностях существования и развития живых существ. Предметом ее изучения являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношения со средой и происхождение. Подобно физике и химии она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа.

Биология-одна из старейших естественных наук, хотя термин «биология» для ее обозначения впервые был предложен лишь в1797г. немецким профессором анатомии Теодором Рузом(1771-1803),после чего этот термин использовали в1800г. профессор Дерптского университета (ныне г. Тарту) К. Бурдах(1776-1847),а в1802г. Ж.-Б. Ламарк(1744-1829)и Л. Тревиранус(1779-1864).

Биология-естественная наука. Как и другие науки, она возникла и всегда развивалась в связи с желанием человека познать окружающий его мир, а также в связи с материальными условиями жизни общества, развитием общественного производства, медицины, практическими потребностями людей.

Этапы развития биологии. Самые первые сведения о живых существах человек стал собирать, вероятно, с тех пор, когда он осознал свое отличие от окружающего мира. Уже в литературных памятниках египтян, вавилонян, индийцев и др. содержатся сведения о строении многих растений и животных, о применении этих знаний в медицине и сельском хозяйстве. ВXIVв. до н. э. многие клинописные таблички, созданные в Месопотамии, содержали сведения о животных и растениях, о систематизации животных путем разделения их на плотоядных и травоядных, а растений на деревья, овощи, лекарственные травы и т. д. В медицинских сочинениях, созданных в VI - I вв. до н. э. в Индии, содержатся представления о наследственности как причине сходства родителей и детей, а в памятниках «Махабхарата» и «Рамаяна» дано довольно подробное описание ряда особенностей жизни многих животных и растений.

В период рабовладельческого строя возникают ионийская, афинская, александрийская и римская школы в изучении животных и растений.

Ионийская школа возникла в Ионии ( VII - IV вв. до н. э.). Не веря в сверхъестественное происхождение жизни, философы этой школы признавали причинность явлений, движение жизни по определенному пути, доступность для изучения «естественного закона»,который, по их утверждению, управляет миром. В частности, Алкмеон (конецVI-началоVв. до н. э.) описал зрительный нерв и развитие куриного эмбриона, признавал мозг в качестве центра ощущений и мышления, а Гиппократ(460-377гг. до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.

Афинская школа сложилась в Афинах. Наиболее выдающийся представитель этой школы Аристотель(384-322гг. до н. э.) создал четыре биологических трактата, в которых содержались разносторонние сведения о животных. Аристотель подразделял окружающий мир на четыре царства (неодушевленный мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека), между которыми устанавливалась последовательность. В дальнейшем эта последовательность превратилась в «лестницу существ»(XVIIIв.). Аристотелю принадлежит, вероятно, и самая первая классификация животных, которых он классифицировал на четвероногих, летающих, пернатых и рыб. Китообразных он объединил с сухопутными животными, но не с рыбами, которых он классифицировал на костных и хрящевых.

Аристотелю были известны основные признаки млекопитающих. Он дал описание наружных и внутренних органов человека, половых различий у животных, способов размножения и образа жизни животных, происхождения пола, наследования отдельных признаков, уродств, многоплодия и т. д. Аристотеля считают основоположником зоологии. Другой представитель этой школы Те-офраст(372-287гг. до н.э.) оставил сведения о строении и размножении многих растений, о различиях между однодольными и двудольными растениями, ввел в употребление термины-плод, околоплодник, сердцевина. Его считают основоположником ботаники.

Александрийская школа вошла в историю биологии благодаря ученым, занимавшимся в основном изучением анатомии. Герофил (расцвет творчества на300годы до н. э.) оставил сведения по сравнительной анатомии человека и животных, впервые указал на различия между артериями и венами, а Эразистрат(250годы до н. э.) описал полушария головного мозга, мозжечок, извилины головного мозга.

Римская школа не дала самостоятельных разработок в изучении живых организмов, ограничившись коллекционированием сведений, добытых греками. Гай Плиний старший(23-79гг.) создал энциклопедию «Естественная история» из37томов, в которой содержались также и сведения о животных и растениях. Диоско-рид(Iвек н. э.) оставил описание600видов растений, обращая внимание на их целебные свойства. Клавдий Гален(130-200гг.) широко проводил вскрытия млекопитающих (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, собаки, медведи и др.), первым дал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны. Он был последним великим биологом древности, оказавшим исключительно большое влияние на дальнейшее развитие анатомии и физиологии.

В средние века господствующей идеологией была религия. Однако научные знания как-то все же продолжали развиваться. Можно сказать, что новых знаний почти не получали. Но биологические знания, основанные на описаниях Аристотеля, Плиния, Галена, поддерживались. В частности знания, добытые греками, были отражены в энциклопедии Альберта Великого(1206-1280).

На Руси сведения о животных и растениях были обобщены в том древнем произведении, которое известно под названием «Поучение Владимира Мономаха»(XIв.).

Выдающийся ученый и мыслитель средних веков Абу-Али ибн Сина(980-1037),известный в Европе под именем Авиценны, развивал взгляды о вечности и несотворенности мира, признавал причинные закономерности в природе. В этот период биология еще не выделилась в самостоятельную науку, не отделилась от искаженных религиозно-философских взглядов на окружающий мир-

Как считают историки науки, начала биологии, как и всего естествознания, связаны с эпохой Возрождения (Ренессанса). В эту эпоху происходит крушение феодального общества, разрушается диктатура церкви. Можно сказать, что естествознание более быстро начинает развиваться со второй половиныXVв. С того времени успехи естествознания следуют один за другим. Например, выдающийся деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи(1452-1519)в то время открыл гомологию органов, охарактеризовал многие растения, описал поведение птиц в полете, открыл щитовидную железу, описал способ соединения костей суставами, деятельность сердца и зрительной функции: глаза, отметил сходство костей человека и животных, Андреас Везалий(1514-1564)создал анатомический труд «Семь книг о строении человеческого тела», заложивший основы научной анатомии, В. Гарвей(1578-1657)открыл кровообращение, а Д. Борелли(1608-1679)описал механизмы движения животных, что заложило научные основы физиологии. С того времени анатомия и физиология развивались вместе в течение многих десятков лет, после чего они разделились на самостоятельные науки, в пределах которых возникли более узкие науки (анатомия животных, анатомия человека, физиология животных и т. д.).

Чрезвычайно быстрое накопление научных данных о живых организмах вело к дифференцировке биологических знаний, к разделению биологии на отдельные науки по объектам и задачам изучения. В XVI - XVII вв. стала стремительно развиваться ботаника. С изобретением микроскопа (началоXVIIв.) в пределах ботаники возникла микроскопическая анатомия растений, закладываются основы физиологии растений. СXVIв. стала быстро развиваться и зоология.

Большое влияние на развитие зоологии в последующем оказала система классификации животных, созданная К. Линнеем(1707-1778).Введя четырехчленные таксономические подразделения (класс-отряд-род-вид), К. Линней классифицировал животных на шесть классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые, черви).

Значительное влияние на биологию XVII - XVIII вв. оказал и немецкий ученый Г. Лейбниц(1646-1716)и швейцарский ученый Ш. Бонна, которые разработали учение о «лестнице существ», основные принципы которой были заимствованы из взглядов античного мира.

В XVIII - XIX вв. трудами К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и других закладываются основы эмбриологии. С этого времени эмбриология развивается в качестве самостоятельной науки. В1839г. Т. Шванн(1804-1881)и М. Шлейден(1810-1882)формулируют клеточную теорию, явившуюся важнейшим обобщением знаний о клетке, ставших известными к концу первой третиXIXв.

В1859г. Ч. Дарвин(1809-1882)публикует «Происхождение видов». В этом труде была сформулирована теория эволюции.

В1865г. была опубликована работа Г. Менделя(1822-1884)«Опыт над растительными гибридами», в которой было обосновано существование генов и сформулированы закономерности, которые в настоящее время называют законами наследственности. После повторного открытия этих законов вXXв. оформляется в качестве самостоятельной науки генетика.

Еще в первой половинеXIXв. возникли идеи об использовании физики и химии для изучения явлений жизни (Г. Деви, Ю. Либих). Реализация этой идеи привела к тому, что в серединеXIXв. физиология обособилась от анатомии, причем физико-химическое направление заняло в ней ведущее место. На рубеже XIX - XX вв. сформировалась современная биологическая химия. В первой половинеXXв. оформляется в качестве самостоятельной науки биологическая физика.

Важнейшим рубежом в развитии биологии вXXв. стали 40-50-е годы, когда в биологию хлынули идеи и методы физики и химии, а в качестве объектов стали использовать микроорганизмы. В1944г. была открыта генетическая роль ДНК, в1953г. выяснена ее структура, а в1961г. был расшифрован генетический код. С открытием генетической роли ДНК и механизмов синтеза белков из генетики и биохимии произошло вычленение молекулярной биологии и молекулярной генетики, которые в совокупности часто называют физико-химической биологией. Основным предметом изучения молекулярной биологии и генетики стали структура и функции нуклеиновых кислот и белков. Возникновение этих наук означало гигантский шаг в изучении явлений жизни на молекулярном уровне живой материи.

12апреля1961г. впервые в истории человек поднялся в космос. Этим первым космонавтом был гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. У нас этот день стал Днем космонавтики, а в мире-Всемирным днем авиации и космонавтики. Но можно сказать, что этот день является также и днем космической биологии, родиной которой по праву является наша страна.

В наше время биология характеризуется исключительно широким перечнем разрабатываемых фундаментальных проблем, начиная с исследований элементарных клеточных структур и реакций, протекающих в клетках, и заканчивая познанием процессов, развернутых и развивающихся на глобальном (биосферном) уровне. В относительно короткие исторические сроки были разработаны принципиально новые методы исследований, вскрыты молекулярные основы строения и активности клеток, установлена генетическая роль нуклеиновых кислот, расшифрован генетический код и сформулирована теория генетической информации, определены (секвеннированы) последовательности азотных оснований многих генов, появились новые обоснования теории эволюции, возникли новые биологические науки. Новейший революционный этап в развитии биологии-это создание методологии генетической инженерии, которая открыла принципиально новые возможности для проникновения в глубь биологических процессов с целью дальнейшей характеристики живой материи и создания научной картины мира. Генетическая инженерия подняла также на новый уровень биотехнологию, сделала ее более эффективной и привлекла к ней значительное общественное внимание, заставив людей более внимательно задуматься о своем бытие. Появление генетической инженерии привело к созданию ряда совершенно новых социальных и этических проблем естественных наук.

Классификация биологических наук. Биология-это комплексная наука, ставшая в наше время такой в результате дифференциации и интеграции разных биологических наук. Самыми старыми биологическими науками являются зоология и ботаника, изучающие животных и растения соответственно.

Отдельные биологические науки имеют комплексное значение. Например, комплексной наукой стала генетика, предметом изучения которой являются наследственность и изменчивость организмов.

В наше время комплексной наукой стала экология, изучающая взаимоотношения организмов между собой и со средой.

Как в зоологии, так и в ботанике уже давно в самостоятельные науки выделились систематика, анатомия, физиология, цитология, гистология, эмбриология и другие дисциплины. Микробиология разделилась на бактериологию, вирусологию и иммунологию. Одновременно с дифференциацией шел процесс возникновения и оформления новых наук, которые расчленялись на более узкие науки. Например, генетика, возникнув в качестве самостоятельной науки, разделилась на общую и молекулярную, на генетику растений, животных и микроорганизмов. В то же время возникли генетика пола, генетика поведения, популяцион-ная генетика, эволюционная генетика и т. д. В недрах физиологии возникли сравнительная и эволюционная физиология, эндокринология и другие физиологические науки. В последние годы отмечается тенденция оформления узких наук, получающих название по проблеме (объекту) исследования. Такими науками являются энзимология, мембранология, кариология, плазмидология и другие.

В результате интеграции наук возникли биохимия, биофизика, радиобиология, цитогенетика, космическая биология и другие науки.

Ведущее положение в современном комплексе биологических наук занимает физико-химическая биология, новейшие данные которой вносят существенный вклад в представления о научной картине мира, в дальнейшее обоснование материального единства мира. Продолжая отражать живой мир и человека как часть этого мира, глубоко развивая познавательные идеи и совершенствуясь в качестве теоретической основы медицины и сельского хозяйства, биология приобрела исключительно большое значение в научно-техническом прогрессе, стала производительной силой.

Методы исследований. Как известно, новые теоретические представления и продвижение познания вперед в любой науке всегда определялись и определяются созданием и использованием новых методов исследования. Биология не является исключением из этого правила.

Основными методами, используемыми в биологических науках, являются описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.

Описательный метод является самым старым методом и основан на наблюдении организмов. Он заключается в сборе фактического материала и описании его. Возникнув в самом начале биологического познания, этот метод долгое время оставался единственным в изучении строения и свойств клеток, тканей и организмов. Поэтому старая (традиционная) биология была связана с простым отражением живого мира в виде описания растений и животных, т. е. она являлась, по существу, описательной наукой. Использование этого метода позволило заложить основы биологических знаний. Достаточно вспомнить насколько успешным оказался этот метод в систематике и в создании науки о систематике организмов.

Описательный метод широко используется и в наше время, особенно в зоологии, ботанике, цитологии, экологии и других науках. Изучение клеток с помощью светового или электронного микроскопа и описание выявленных при этом микроскопических или субмикроскопических особенностей в их строении представляет собой один из теперешних примеров использования описательного метода.

Сравнительный метод заключается в сравнении изучаемых организмов, их структур и функций между собой с целью выявления сходств и различий. Этот метод утвердился в биологии вXVIIIв. и оказался очень плодотворным в решении многих крупнейших проблем. С помощью этого метода и в сочетании с описательным методом были получены сведения, позволившие вXVIIIв. Заложить основы систематики растений и животных (К. Линней), а также сформулировать клеточную теорию (М. Шлейден и Т. Шванн) и учение об основных типах развития (К. Бэр). Метод широко был использован вXIXв. в обосновании теории эволюции, а также в перестройке ряда биологических наук на основе этой теории. Однако использование этого метода не сопровождалось выходом биологии за пределы описательной науки.

Сравнительный метод широко используют в разных биологических науках и в наше время.

Сравнение приобретает особую ценность тогда, когда невозможно дать определение понятия. Например, с помощью электронного микроскопа часто получают изображения, истинное содержание которых заранее неизвестно. Только сравнение их со светомикроскопическими изображениями позволяет получить желаемые данные.

Во второй половинеXIXв. благодаря Ч. Дарвину в биологию входит исторический метод, который позволил поставить на научные основы исследование закономерностей появления и развития организмов, становления структуры и функций организмов во времени и в пространстве. С введением этого метода в биологии немедленно произошли значительные качественные изменения. Исторический метод превратил биологию из науки чисто описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют многообразные живые системы. Благодаря этому методу биология поднялась сразу на несколько ступеней выше. В настоящее время исторический метод вышел, по существу, за рамки метода исследования. Он стал всеобщим подходом к изучению явлений жизни во всех биологических науках.

Экспериментальный метод заключается в активном изучении того или иного явления путем эксперимента. Нельзя не отметить, что вопрос об опытном изучении природы, как новом принципе естественнонаучного познания, т. е. вопрос об эксперименте, как одной из основ в познании природы, был поставлен еще вXVIIв. английским философом Ф. Бэконом(1561-1626).Его введение в биологию связано с работами В. Гарвея вXVIIв. по изучению кровообращения. Однако экспериментальный метод широко вошел в биологию лишь в началеXIXв., причем через физиологию, в которой стали использовать большое количество инструментальных методик, позволявших регистрировать и количественно характеризовать приуроченность функций к структуре. Благодаря трудам Ф. Мажанди(1783-1855),Г. Гельмгольца(1821-1894),И. М. Сеченова(1829-1905),а также классиков эксперимента К. Вернара(1813-1878)и И. П. Павлова(1849-1936)физиология, вероятно, первой из биологических наук стала экспериментальной наукой.

Другим направлением, по которому в биологию вошел экспериментальный метод, оказалось изучение наследственности и изменчивости организмов. Здесь главнейшая заслуга принадлежит" Г. Менделю, который в отличие от своих предшественников использовал эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основе получаемых данных. Работа Г. Менделя явилась классическим образцом методологии экспериментальной науки.

В обосновании экспериментального метода важное значение имели работы, выполненные в микробиологии Л. Пастером(1822-1895),который впервые ввел эксперимент для изучения брожения и опровержения теории самопроизвольного зарождения микроорганизмов, а затем для разработки вакцинации против инфекционных болезней. Во второй половинеXIXв. вслед за Л. Пастером значительный вклад в разработку и обоснование экспериментального метода в микробиологии внесли Р. Кох(1843-1910),Д. Листер(1827-1912),И. И. Мечников(1845-1916),Д. И. Ивановский(1864-1920),С. Н. Виноградский(1856-1953),М. Бейеринк(1851-1931)и другие. ВXIXв. биология обогатилась также созданием методических основ моделирования, которое является высшей формой эксперимента. Созданные Л. Пастером, Р. Кохом и другими микробиологами способы заражения лабораторных животных патогенными микроорганизмами и изучение на них патогенеза инфекционных болезней-это классический пример моделирования, перешедшего вXXв. и очень дополненного в наше время моделированием не только разных болезней, но и различных жизненных процессов, включая происхождение жизни.

Начиная примерно с 40-х годовXXв. экспериментальный метод в биологии подвергся значительному усовершенствованию за счет повышения разрешающей способности многих биологических методик и разработки новых экспериментальных приемов. Например, была очень повышена разрешающая способность генетического анализа, ряда иммунологических методик. В практику исследований были введены культивированные соматические клетки, выделение биохимических мутантов микроорганизмов и соматических клеток и т. д. Экспериментальный метод стал широко обогащаться методами физики и химии, которые оказались исключительно ценными не только в качестве самостоятельных методов, но и в сочетаниях с биологическими методами. Например, структура и генетическая роль ДНК были выяснены в результате сочетанного использования химических методов выделения ДНК, химических и физических методов определения ее первичной и вторичной структуры и биологических методов (трансформации и генетического анализа бактерий), доказательства ее роли как генетического материала.

В настоящее время экспериментальный метод характеризуется исключительными возможностями в изучении явлений жизни. Эти возможности определяются использованием микроскопии разных видов, включая электронную с техникой ультратонких срезов, биохимических методов, высокоразрешающего генетического анализа, иммунологических методов, разнообразных методов культивирования и прижизненного наблюдения в культурах клеток, тканей и органов, маркировки эмбрионов, техники оплодотворения в пробирке, метода меченых атомов, рентгене структурного анализа, ультрацентрифугирования, спектрофотометрии, хроматографии, электрофореза, секвенирования, конструкции биологически активных рекомбинантных молекул ДНК и т. д. Новое качество, заложенное в экспериментальном методе, вызвало качественные изменения и в моделировании. Наряду с моделированием на уровне организмов в настоящее время очень развивается моделирование на молекулярном и клеточном уровнях, а также математическое моделирование различных биологических процессов.

Успехи, достигнутые в результате использования экспериментального метода, сопровождались изменениями в подходах к изучению явлений жизни. Новое, заложенное в экспериментальном методе и его техническом оснащении, определило и важные подходы к изучению явлений жизни. Продвижение вперед биологических наук вXXв. во многом определилось также возникновением и развитием системно-структурного подхода к изучению организации и функций живых организмов, анализом и синтезом получаемых данных о структуре и функциях исследуемых объектов. Экспериментальный метод в современном оснащении и в сочетании с системно-структурным подходом в корне преобразил биологию, углубил ее познавательные возможности, расширил представления о научной картине мира, еще больше связал ее с производством, с медициной.

Применение биологических знаний. Прежде всего биологические знания имеют познавательное значение. Однако чрезвычайно велико и их практическое значение. Впервые практика стала формулировать свои заказы биологии с введением в эту науку экспериментального метода. Но тогда биология оказывала влияние на практику опосредованно, в частности, через медицину и сельское хозяйство.

Прямое влияние биологии на материальное производство началось с создания основ биотехнологии в тех областях промышленности, которые основываются на биосинтезирующей деятельности микроорганизмов. На основе биологических знаний уже давно в промышленных условиях осуществляется микробиологический синтез многих органических кислот, которые широко используются в народном хозяйстве и медицине.

В40-50-е годы было создано промышленное производство антибиотиков, а в начале 60-х годов-производство аминокислот. Важное место в микробиологической промышленности сейчас занимает производство ферментов. Микробиологическая промышленность производит сейчас в больших количествах витамины и другие вещества. Как аминокислоты и антибиотики, так и витамины крайне необходимы в народном хозяйстве и медицине. На основе трансформирующей способности микроорганизмов основано промышленное производство веществ с фармакологическими свойствами из стероидного сырья растительного происхождения.

Наибольшие успехи в производстве различных веществ, в том числе лекарственных (инсулин, соматостатин, интерферон и др.), связаны с генетической инженерией, составляющей сейчас основу биотехнологии.

Исключительно важное значение биология имеет для сельскохозяйственного производства. Например, теоретической основой селекции растений и животных является генетика. В последние годы в сельскохозяйственное производство также вошла генетическая инженерия. Она открыла новые перспективы в увеличении производства пищи.

Генетическая инженерия оказывает существенное влияние на поиск новых источников энергии, новых путей сохранения окружающей среды, очистки ее от различных загрязнений.

Развитие биотехнологии, теоретическую основу которой составляет биология, а методическую-генетическая инженерия, является новым этапом в развитии материального производства. Появление этой технологии есть один из моментов новейшей революции в производительных силах.

Биологическое познание прямым образом связано с медициной, причем эти связи уходят в далекое прошлое и датируются тем же временем, что и возникновение самой биологии. Больше того, многие выдающиеся медики далекого прошлого были одновременно и выдающимися биологами (Гиппократ, Герофил, Эразистрат, Гален, Авиценна, Мальпиги и другие). Тогда и позднее биология стала обслуживать медицину путем «поставки» ей сведений о строении организмов. Однако роль биологии, как теоретической основы медицины в современном понимании, стала формироваться лишь в прошлом веке.

Создание вXIXв. клеточной теории заложило подлинно научные основы связи биологии с медициной. В1858году немецкий ученый Р. Вирхов(1821-1902)опубликовал книгу <Щеллю-лярная патология», в которой было сформулировано положение о связи цитологического процесса с клетками, с изменениями в строении клеток. Соединив клеточную теорию с патологией, Р. Вирхов прямым образом «подвел» биологию под медицину в качестве теоретической основы.

В укреплении связей биологии с производством и медициной существенный вклад принадлежит генетике, данные которой имеют важнейшее значение в разработке основ диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней.

Так устроены люди: они смотрят на мир и ищут возможности научиться чему-то новому, ищут эмоции и ощущения. Каждый из нас стремится к новым впечатлениям, новому опыту и приключениям. Так мы устроены. Наши сердца открыты для увлекательных историй, интересных людей и неизведанных миров.

И с детских лет мы снова и снова перечитываем любимые книги, активно следим за книжными новинками. С головой окунаемся в другой мир, вместе с героями книг переносимся туда, где прежде не бывали, в мир магии и волшебства, в мир духов и фантастических существ. Незабываемый мир создают для нас авторы в жанре фэнтези, и один из них - Алексей Пехов.

Детство и школьные годы

Родился Пехов Алексей Юрьевич в Москве 30 марта 1978 года. Детство прошло в г. Электростали, Алексей называет его городом своего детства. Уже с малых лет у мальчика была необыкновенная тяга к приключениям. В трехлетнем возрасте сбежал от деда, следуя своему хитроумному плану. И, протопав через весь город, явился на работу к маме, чем поверг её в шоковое состояние. Алексей вспоминает, что всё время находил способ «удивить» своих родителей.

В четырёхлетнем возрасте разрисовывал обои фломастерами, в пять лет дал «торжественную клятву» не есть манную кашу и периодически устраивал по этому поводу забастовки в детском саду. В семь лет пошёл в первый класс в г. Балашиха. Придумал имя Наталия для младшей сестрёнки, родившейся в этом же году. В восемь лет повторил побег (в этот раз от бабушки) для того, чтобы исследовать броневики на железнодорожной станции, пройдя до неё четыре километра.

Образование и карьера

Среднюю школу закончил успешно, неоднократно побеждал в олимпиадах по биологии, за что и получил дипломы. Поскольку родители Алексея были стоматологами, после окончания школы он долго не колебался: поступил в медико-стоматологический университет. Не поступив в первый год, обучался на подготовительном отделении и через год стал студентом.

Институт окончил едва ли не с отличием, получил диплом и поступил в ординатуру, затем аспирантура по специальности «ортодонтия». Сейчас Пехов Алексей Юрьевич успешно совмещает и работу, и творчество. Работа врачом забирает много времени, но в творчестве, со слов писателя, ему помогает жена.

Творческий дуэт

С будущей женой он познакомился на фестивале фантастики «РосКон» и раскрыл «страшную тайну»: оказывается, они все эти годы жили на одной улице, в соседних домах. В 2004 году Пехов Алексей Юрьевич женился, его супруга Елена также пишет фэнтези. У них сложился отличный творческий дуэт.

Как говорит сам писатель, в её лице он нашёл надёжную опору: и помощника, и соавтора, и редактора, и друга. Елена - его первый читатель и бесценный советчик во многих вопросах. Алексей увлекается фотографией и любит путешествовать дикарём.

Он рад тому, что семья разделяет его увлечения. Они из каждой поездки выносят массу впечатлений, составляя насыщенную «культурную» программу, делают много фотографий, чтобы больше помнить. Ведь у каждого города своё лицо, и все они разные, как и у тех людей, которые встречаются в жизни.

Интересы и увлечения

Пехов Алексей Юрьевич знает, что путешествия дают возможность не только увлекательно отдохнуть, но и приносят много новых впечатлений. Каждая деталь может стать причиной рождения нового сюжета или образа. Разные страны, отношение людей полностью меняют восприятие жизни и, со слов автора, находят отражение в его книгах.

Любит читать, прочитал уйму исторических и приключенческих книг. С детства зачитывался фантастическими книгами. Ещё в школе начал писать, сочиняя интересные сказки и фантастические истории для друзей. Но на последнем курсе университета серьёзно подошёл к своему увлечению.

Начал писать книгу, первую главу выложил в сеть и думать забыл об этом. Был очень удивлён, когда в почте обнаружил письмо, в котором было предложение о сотрудничестве. Отправил в издательство первую часть цикла, и через несколько дней ему сообщили, что рукопись согласны принять. Так всё и началось.

Премии и награды

Пехов Алексей Юрьевич книги начал писать с 2001 года. В 2002 - лауреат премии «Меч без имени» за фантастический дебют года - «Крадущийся в тени». На следующий год удостоен премии «Серебряный кадуцей» за трилогию «Хроники Сиалы». В 2004 году книга «Под знаком Мантикоры» признана лучшим романом года. В 2006 году была премия «Серебряный кадуцей» за тетралогию «Ветер и искры», также эту награду получили романы «Ветер полыни» и «Искатели ветра».

Автор Пехов Алексей Юрьевич - член Союза писателей Росси и член SFWA (ассоциация писателей-фантастов Америки). В 2011 году его ждала престижная премия DGLA за первую книгу Хроники, в 2012 вторая книга попала в лонг-лист. И в 2015 году, по общей сумме продажи тиражей, премии «Фантаст года» был удостоен писатель Пехов Алексей Юрьевич.

Книги по сериям

  • «Ветер и искры». Годы издания: 2002 - 2003. Книги, вошедшие в тетралогию: «Искатели ветра», «Ветер полыни», «Жнецы ветра», «Искра и ветер».
  • «Заклинатели». Годы издания: 2011 - 2014. Книги, вошедшие в серию: «Заклинатели», «Ловушка для духа».
  • «Киндрэт». Годы издания: 2005 - 2010. Книги, вошедшие в тетралогию: «Киндрэт. Кровные братья», «Колдун из клана Смерти», «Основатель», «Новые боги».
  • «Мастер снов». Годы издания: 2014 - 2015. Книги, вошедшие в серию: «Мастер снов», «Создатель кошмаров».
  • «Синее пламя». Годы издания: 2014 - 2015. Книги, вошедшие в цикл: «Летос», «Синее пламя».
  • «Страж». Годы издания: 2010 - 2014. Книги, вошедшие в тетралогию: «Страж», «Аутодафе», Золотые костры», «Проклятый горн».
  • «Хроники Сиалы». Годы издания: 2002 - 2003. Книги, которые вошли в трилогию: «Крадущийся в тени», «Джанга с тенями», «Вьюга теней».

Творчество Алексея Пехова и отзывы читателей

Алексей Пехов написал более 200 повестей и романов. Многие из них были переведены на несколько языков. Количество изданных книг - больше миллиона экземпляров. На Западе книги пользуются большим успехом, например, в Германии, по данным СМИ, продажи книги «Страж» превысили все ожидания издателей, и они уже готовят к выходу в октябре 2016 года продолжение - «Аутодафе».

Пехов Алексей Юрьевич - сценарист компьютерных игр «King"s Bounty. Легенда о рыцаре» и «Heroes of Might and Magic V» (дополнение к игре). По словам писателя, в юности он очень увлекался компьютерными играми. Образ и имя героя «Хроники Сиалы» взяты из игры «Thief». Читатели в своих многочисленных отзывах пишут, что сюжеты книг потрясающие, созданные автором миры напоминают компьютерную игру. Настолько захватывающе, что продолжения ждёшь с нетерпением.

В передаче «Модель для сборки» (радио «Свобода») читают лучшее из зарубежной и российской фантастики, в том числе рассказы, автор которых Пехов Алексей Юрьевич.

Книга «Вьюга теней», последняя в трилогии «Хроники Сиалы», как пишут читатели, «лучшая из лучших». Настолько захватывает, что переживаешь каждое мгновение с незабываемыми героями, которые навсегда останутся в памяти. Многие из читателей рассказывают, что отдавали предпочтение зарубежным фантастам до тех пор, пока не познакомились с творчеством Алексея Пехова. Его книги изменили отношение к российскому фэнтези, такое чтение просто завораживает.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Имя: Алексей Юрьевич Пехов
Дата рождения: 30 марта 1978 года
Место рождения: Россия, г. Москва

Алексей Пехов — биография

Алексей Юрьевич Пехов — популярный российский писатель-фантаст современности. Дата его рождения — 30 марта 1978 года. И хоть родился будущий фантаст в Москве, в свидетельстве о рождении его родиной записан город Электросталь. Как говорит сам Алексей, обстоятельства сложились так, что в этом городе он провел все свое детство.

По признанию Пехова, в детстве он был неординарным и смелым ребенком, любящим изобретать все новое и шокировать взрослых. Одним из самых ярких его воспоминаний является побег в трехлетнем возрасте к матери на работу, когда он с легкостью обхитрил своего деда-фронтовика — разработав коварный план, вырвался из-под его опеки. Среди других увлечений и экспериментов маленького Алеши — рисование на обоях фломастерами и просовывание рук в клетки к медведям, кабанам и другим диким животным.

В школьном возрасте тяга к фантазированию и экспериментаторству у Алексея развилась еще больше. Именно в то время он почувствовал огромное желание творить и делиться своими историями с окружающими. Пехов обожал придумывать увлекательные фантастические сказки и устраивал настоящие литературные посиделки, читая свои рассказы одноклассникам.

На второй год после окончания школы Алексей Пехов стал студентом Московского государственного медико-стоматологического университета (с первого раза будущему писателю поступить не удалось, и он целый год посещал подготовительные курсы). Окончив ВУЗ, амбициозный выпускник поступает в ординатуру на специальность “ортодонтия”. Следующим этапом была аспирантура по той же специальности.

Сегодня Алексей Юрьевич работает врачом-ортодонтом и занимается литературным творчеством. Женат на своей коллеге по писательскому цеху фантастке Елене Бычковой, с которой познакомился на одном из литературных фестивалей. Большинство произведений Алексей создает в творческом тандеме со своей женой. Среди увлечений современного автора — фотографирование, спорт и путешествия. Свои хобби разделяет с супругой. Часто они отправляются в поездки по экзотическим и колоритным странам в поиске вдохновения для новых книг.

Началом творческого пути Алексея Пехова считается 2001 год. Первая книга начинающего писателя “Крадущийся в тени”, положившая начало трилогии “Хроники Сиалы”, принесла Пехову огромную популярность. Вскоре вышли остальные книги цикла “Джанга с тенями” и “Вьюга теней“. Талант автора был достойно оценен организаторами международного фестиваля “Звездный мост” — в 2003 году эта эпопея получила премию “Серебряный кадуцей” за почетное второе место.

Следующий год стал также выдающимся для молодого автора. Начав работу над дилогией “Мантикора”, он даже не подозревал, что первая ее часть “Под знаком Мантикоры” станет лучшим фантастическим произведением 2004 года по рейтингу журнала “Мир фантастики”. Этот же роман получил еще одну награду — на международной ассамблее фантастики “Портал” Пехов был награжден премией “Открытие себя”, которая присуждается начинающим писателям за серьезный рывок вперед в творческом развитии.

Очередная серия в жанре героического фэнтези “Ветер и искры” расширила круг поклонников творчества Алексея Юрьевича Пехова. После 2005 года писатель решает создавать свои произведения в творческом тандеме с Еленой Бычковой. Масштабная эпопея в жанре городского фэнтези “Киндрэт”, написанная в соавторстве с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой, сразу же стала бестселлером. Другие крупные работы этого талантливого трио — дилогия “Заклинатели”, трилогия “Мастер снов”, сборник фантастических рассказов и повестей “Шанс”. Этой дружной командой авторы не только создавали увлекательные романы, но и писали сценарии для компьютерных игр.

Самостоятельного творчества знаменитый фантаст не оставил. Из-под его пера продолжают выходить захватывающие истории, каждую из которых можно отнести к лучшим книгам отечественного фэнтези. Наиболее популярными произведениями Алексея Пехова сольного характера являются роман в стиле технофэнтези “Ловцы удачи” — первая часть цикла “Мир на границе Изнанки”, серия “Синее пламя” и масштабный цикл “Страж”, состоящий из четырех подциклов и более чем из двадцати романов.

Сегодня Алексей Юрьевич Пехов — один из самых успешных писателей современности. Его произведения издаются огромными тиражами, а количество литературных наград — более десяти. Книги этого талантливого автора переведены на многие европейские языки и с упоением читаются за рубежом. Он является членом Союза писателей России и ассоциации писателей-фантастов Америки. Шесть раз журнал “Мир фантастики” признавал произведения этого российского автора лучшими достижениями в этом литературном жанре (кроме книги “Под знаком Мантикоры”, были награждены произведения “Пересмешник”, “Страж”, “Проклятый горн”, “Синее пламя” и “Созерцатель”). Кроме того, цикл “Ветер и искры” был удостоен серебряной награды на фестивале “Звездный мост” в 2006 году. В 2015 году на одной из крупнейших литературных конференций “РосКон” Алексей Юрьевич Пехов был признан фантастом года по результатам продаж своих произведений. Рейтинг читателей показал, что произведение “Проклятый горн” стало лучшим фантастическим романом 2014 года по версии одного из крупнейших литературных сайтов.

Все книги Алексея Пехова — не просто захватывающие приключения, а удивительно атмосферный и волнующий фэнтезийный мир, не отпускающий читателя до последних страниц. Герои книг автора — духи и заклинатели, маги и некроманты, вампиры и зомби, отчаянные пираты и представители королевских семей и, конечно же, обычные люди, живущие бок о бок с фантастическими существами. Они путешествуют по различным измерениям, бродят по снам, выживают в постапокалиптическом мире и выполняют множество важных миссий. Писатель работает в поджанрах героического и городского фэнтези, технофэнтези, постапокалиптики, научное фэнтези. В сюжетных линиях присутствуют элементы боевика, триллера, мистики, детектива.

Библиотека нашего сайта предлагает всем желающим читать онлайн книги Алексея Пехова абсолютно бесплатно. Также мы предоставляем возможность скачать электронные книги автора на русском языке в форматах fb2 (фб2), txt (тхт), epub, rtf. Для вашего удобства мы разместили библиографический список в порядке хронологии, поэтому в последовательности книг писателя вы быстро найдете нужное произведение.

Уважаемый читатель!

Вы, держите в руках один из учебников нового поколения по биологии для студентов высших учебных заведений, обучающихся по естественнонаучным направлениям и специальностям. Учебник написан известным специалистом в области биологии и прошел сложный и длительный путь конкурсного отбора на Всероссийском конкурсе учебников нового поколения по общим фундаментальным естественнонаучным дисциплинам. Этот конкурс был инициирован. Госкомвузом (в дальнейшем — Минобразованием России) впервые в истории российской высшей школы в связи с реформированием структуры, и содержания программ высшего образования и проведен в 1995-1998 годах на базе Российского университета дружбы, народов.

В конкурсе по одиннадцати номинациям приняли участие свыше трехсот пятидесяти авторских коллективов, чьи разработки более всего соответствовали как новым учебным программам, так и государственным образовательным стандартам по каждой дисциплине.

Конкурсная комиссия выражает надежду, что данный учебник внесет вклад в дело дальнейшего совершенствования российского высшего профессионального образования, и желает всем читателям — студентам и преподавателям — больших творческих успехов.

Первый заместитель Министра

общем и профессиональном образования России,

академик российской академии, образования,

председатель конкурсной комиссии

профессор В. Д. ШАДРИКОВ

ПОСВЯЩАЕТСЯ

ПАМЯТИ МАТЕРИ

ПЕХОВОЙ АННЫ ИЛЬИНИЧНЫ.

ПАРТИЗАНКИ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

ОТДАВШЕЙ ЖИЗНЬ ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ

В 1942 ГОДУ

А. П. ПЕХОВ

БИОЛОГИЯ

С ОСНОВАМИ

Российской Федерации в качестве учебника

Для студентов высших учебных заведений,

Обучающихся по естественнонаучным

Специальностям и направлениям

Санкт-Петербург«

Пехов А. П.
П 31 Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 672 с.
ISBN 5-8114-0219-8
В учебнике освещены основные разделы современной биологии с основами экологии. Он состоит из шести разделов. В разделе I приведены сведения о биоразнообразии, в разделе II — о сущности жизни, свойствах и организации живого, о структуре и свойствах клеток, о росте индивидуальном развитии организмов, в разделе III — о наследственности и изменчивости организмов, о генетическом материале, о действии генов, и о генетике человека, в разделе IV — об эволюции органического мира, включая происхождение человека, в разделе V — об основах экологии, включая экологию человека, в разделе VI — о генетической инженерии, биотехнологии, и об их экологических проблемах, а также о методологических проблемах биологии и экологии. В заключении к учебнику даны краткие обобщения рассмотренных современных данных биологии и экологии.

Учебник предназначен для студентов естественнонаучных, сельскохозяйственных, физкультурных и других направлений бакалавриата. Он также полезен для студентов-медиков, а также студентов, изучающих ветеринарную медицину.

Рисунков — 231. Таблиц — 45.

ББК 28
Рецензенты:

проф. В. А. Голиченков, проф. Ю. Л. Гужов

Оформление обложки С. Л. Шапиро, А. А. Олексенко

Воспроизведение всей книги или любой ее части

запрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона будут

преследоваться в судебном порядке.

Издательство «Лань», 2000

А. П. Пехов, 2000

Издательство «Лань»,

художественное оформление, 2000