Национализация и ее этапы. Революционные преобразования

Важнейшую роль в создании социалистической собственности играют:

  1. национализация земли;
  2. национализация промышленности;
  3. национализация банков.

Рассмотрим их особенности.

Национализация земли

Замечание 1

Началом национализации земли в России следует считать принятие Декрета о земле 26 октября (8 ноября) 1917 года, в соответствие с которым победивший класс приступил к проведению социалистических реформ. В соответствии с Декретом в состав объектов, которые подлежали «национализации» были отнесены земля, её недра, водные и лесные ресурсы, Институт «частной собственности» на землю был отменен, и земля в соответствии с Декретом отошла к общенародной (государственной) собственности.

В соответствии с Декретом крестьянам было бесплатно передано свыше 150 млн. га земель, конфискованных у помещиков, монастырей, церквей, земель казенных и прочих. Общая площадь земель, которые находились после принятия Декрета в собственности и пользовании крестьян, выросла почти на 70 процентов. Также по Декрету крестьяне были освобождены от арендных платежей бывшим собственникам и от расходов на приобретение новой земельной собственности.

В условиях начавшейся военной интервенции и гражданской войны Советское государство приступило к объединению деревенской бедноты вокруг специально созданных организаций (комитетов бедноты), основными задачами которых должны были стать:

  • перераспределение в пользу беднейших селян земли, инвентаря и скота;
  • оказание содействие продотрядам в изъятии «излишков» продовольствия;
  • проведение на селе сельскохозяйственной политики Советского государства.

За свои услуги бедняки могли получить определенное вознаграждение в виде предметов первой необходимости и зерна, которые реализовывались со значительными скидками и вообще бесплатно.

В августе 1918 года был разработан план борьбы за хлеб нового урожая, основанный на союзе «беднейшего и голодающего крестьянства» с середняком, рассчитанный на прямой продуктообмен реквизируемых товаров промышленного производства на хлеб.

Конкретно этот прямой продуктообмен выразился в систему продразверсток, которая изымала у крестьянства не только излишки, но и запасы хлеба, необходимые для посева.

Таким, образом, национализация земель, водных и лесных ресурсов была осуществлена в интересах людей, трудящихся на земле. Позднее она станет экономической основой для проведения сельскохозяйственной кооперации.

Национализация промышленности

Замечание 2

При проведении национализации в промышленности первым шагом стало принятие Декрета о рабочем контроле, в соответствии с которым сами рабочие должны были учиться управлять. Но принимаемые Декреты не всегда успевали за естественным ходом событий.

Рабочие, предоставленные самим себе, достаточно редко обладали необходимыми техническими знаниями, соответствующими промышленными навыками и дисциплиной, знаниями в области организации технического учета, без которые невозможно было осуществлять нормальную работу предприятия.

Были отмечены случаи, когда рабочие просто присваивали после захвата предприятия его средства, продавали оборудование и запасы, полученные деньги использовали в своих собственных интересах

В национализации промышленности выделяют несколько этапов:

    На первом этапе (ноябрь 1917 - февраль 1918) для национализации были характерны быстрые темпы, широкая инициатива местных органов.

    Во время первого этапа была проведена национализация более 800 предприятий и отдельных отраслей промышленности.

    Этот период национализации получил название этапа «Красногвардейская атака на капитал», темпы проведения национализации значительно обгоняли темпы создания систем управления государственными предприятиями.

    В ноябре 1917 года началась национализация предприятий крупной промышленности, под процесс национализации в первую очередь попали те частные предприятия, производство продукции которых была крайне важна для Советского государства, и те, владельцы которых проводили политику саботажа.

    Второй этап национализации проходил в период с марта по июнь 1918 года. В этот период центром тяжести экономической и политической работы РСДРП явилось перенесение внимания с экспроприации частной собственности на укрепление уже завоёванных экономических позиций, организация системы социалистического учёта и контроля, организация систем управления социалистической промышленностью. Основная особенность второго этапа национализации – обобществление не только отдельных предприятий, но и целых отраслей промышленности, а также создание необходимых условий для национализации всей крупной промышленности. Так, были приняты 2 мая 1918 Декрет о национализации предприятий сахарной промышленности, 20 июня – Декрет о национализации предприятий нефтяной промышленности. Конференция представителей национализированных заводов машиностроительного комплекса, проходившая в мае 1918 года, приняла решение о национализации заводов транспортного машиностроения. Всего за второй период было передано в собственность государства более 1200 промышленных предприятий.

    Третий, заключительный этап национализации начался в июне 1918 и закончился в июне 1919 года. Его основная характеристика – усиление организующей, руководящей роли СНК и его территориальных хозяйственных органов в проведении национализации.

    Так, осенью 1918 года государству принадлежало более 9500 промышленных предприятий. С лета 1919 года темпы проведения «национализации» резко возросли, что было вызвано необходимостью мобилизации всех наличных производственных ресурсов в период гражданской войны и интервенции.

Замечание 3

В результате национализации промышленности была создана основа для индустриализации экономики молодого социалистического государства.

Национализация банков

Одним из важнейших мероприятий по созданию социалистической экономики молодого Российского государства стали процессы «национализации» банков, которые начались с национализации Государственного банка России и установления государственного контроля над частными коммерческими банками.

Национализация банковской сферы определялась положениями двух законодательных актов – Декрета ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года, по которому все частные коммерческие банки были переданы в собственность государства, также была установлена монополия государства на организацию банковского дело. Декрет Совета Народных Комиссаров, изданный 23 января (5 февраля) 1918 года полностью и безвозмездно передавал капиталы частных коммерческих банков Государственному банку.

Окончательно процесс слияния национализированных частных коммерческих банков с Государственным банком России в единый Народный банк РСФСР был завершен к 1920 году. В процессе национализации были ликвидированы такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита. Национализация банков создала условия Советскому государству для успешной борьбы с голодом и разрухой.

Национализация царской банковской системы и частных коммерческих банков дала импульс для создания современной банковской системы Российской Федерации.

Декрет о национализации нефтяной промышленности
20 июня 1918 г.

1. Объявляются государственной собственностью предприятия нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые, подсобные по бурению и транспортные (цистерны, нефтепроводы, нефтяные склады, доки, пристанские сооружения и проч.) со всем их движимым и недвижимым имуществом, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось.

2. Мелкие из названных в п.1 предприятий изъемлются из действия настоящего декрета. Основания и порядок означенного изъятия определяются особыми правилами, выработка которых возлагается на Главный нефтяной комитет.

3. Объявляется государственной монополией торговля нефтью и ее продуктами.

4. Дело управления национализированными предприятиями в целом, а равно и определение порядка осуществления национализации передается в Главный нефтяной комитет при Отделе топлива Высшего совета народного хозяйства (Главконефть).

5. Порядок образования местных органов по управлению национализированными предприятиями и пределы их компетенции определяются особыми инструкциями Главного нефтяного комитета по утверждении их президиумом Высшего совета народного хозяйства.

6. Впредь до принятия национализируемых предприятий в целом в управление Главным нефтяным комитетом, прежние правления названных предприятий обязаны, продолжать свою работу в полном объеме, принимая все меры к охране национального достояния и безостановочному ходу операций.

7. Прежнее правление каждого предприятия должно составить отчет за весь 1917 год и за первое полугодие 1918 года, а также баланс предприятия на 20 июня, по каковому балансу новое правление производит проверку и фактический прием предприятия.

8. Главный нефтяной комитет имеет право, не ожидая представления балансов и до полной передачи национализированных предприятий в управление органов Советской власти, посылать своих комиссаров во все правления нефтяных предприятий, {460} а также во все центры добычи, производства, транспорта и торговли нефтью, причем Главный нефтяной комитет может передавать свои полномочия своим комиссарам.

9. Все права и обязанности советов съездов нефтепромышленников передаются соответствующим местным органам по управлению национализированной нефтяной промышленностью.

10. Всем служащим предприятий и учреждений, переходящих в ведение Главного нефтяного комитета, предписывается оставаться на своих местах, не прерывая возложенных на них работ.

11. Впредь до издания Главным нефтяным комитетом предусмотренных в декрете инструкций, распоряжений и правил, местным советам народного хозяйства, а где таковых нет, - другим местным органам Советской власти, предоставляется право издавать их для своего района.

12. Настоящий декрет вступает в силу немедленно по опубликовании.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов. Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.


25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП (б). ее экономические задачи были определены на VI съезде партии (1917) и имели характер не социалистического строительства, а общественно-государственного вмешательства в производство, распределение, финансы и регулирования рабочей силы на основе введение всеобщей трудовой повинности.

К основных мероприятий этого периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведения в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности и организация системы управления ею, введение монополии внешней торговли.

На практике идея национализации постепенно сводилась к конфискации, что негативно отразилось на работе промышленных предприятий, поскольку поднимались хозяйственные связи, утруднювалося налаживание контроля в масштабе страны. Несмотря на такое положение, с начала 1918 г. национализация промышленности на местах стала приобретать массового характера, стихийных и растущего конфискационного движения. Отсутствие опыта приводила к тому, что иногда усуспільнювались предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также малые предприятия, которые становились обузой для государства. Распространение получила практика незаконной конфискации по решению фабрично-заводского комитета (фабзавкома) с последующим его утверждением государственными органами. На этом фоне происходило ухудшение экономического положения страны.

В собственность государства до 1 июля перешло 513 крупных промышленных предприятий. 28 июня 1918 г. Совет народных комиссаров (СНК) приняла Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны "с целью решительной борьбы с хозяйственной и производственной разрухой и для укрепления диктатуры рабочего класса и крестьянской бедноты". В условиях гражданской войны началась национализация всех промышленных предприятий. К осени 1918 г. промышленность была почти полностью национализирована.

Декрет о землю, принят на II съезде Советов (1917), заложил основы новых аграрных отношений. В нем сочетались радикальные меры - отмена частной собственности на землю и передача помещичьих имений, "как и всех удельных земель, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем" в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов - с признанием равноправия всех форм землепользования (подвірної, хуторской, общинной, артільної) и правом распределения конфискованной земли по трудовой или потребительской нормами с периодическим переделом.

Национализация и распределение земли проводились на основе Закона о социализации земли (принятого ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г.), который определял порядок распределения и потребительской-трудовую норму надела. В 1917-1919 гг. распределение проведена в 22 губерниях. Землю получили более 6 млн. селян. их освободили от уплаты за аренду земли, от долгов Крестьянском банке. Коренного изменения претерпела социальная структура села: доля состоятельных крестьян уменьшилось с 15 до 5%, середняков - резко возросла (с 20 до 60%), а количество бедняков уменьшилась с 65 до 35%. Некоторые образцовые хозяйства не подлежали разделения, а реорганізовувались в исследовательские показательные формы советского хозяйства - совхозы.

Одновременно с этим были приняты меры военного характера, что было проявлением "зверхреволюційності" на селе. В частности, установлено государственную монополию на хлеб; 27 мая 1918 г. продовольственные органы получили чрезвычайные полномочия по закупке хлеба (их формирование началось после утверждения декрета о предоставлении Народному комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, которая скрывает хлебные запасы и спекулирующей ими); на основе декрета от 11 июня 1918 г., создано продотряды і комбіди (комитеты бедноты), задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам (весной 1918 г. деньги фактически обесценились и хлеб фактически изымали бесплатно, в лучшем случае - в обмен на промышленные товары). Названные меры способствовали увеличению ежедневного вывоза, например Украины, продовольствия из 140 вагонов в марте до 400 в июне 1918 г. Вывоз хлеба сопровождался реквизициями, насилием над крестьянами, осуществлялся террор в отношении украинского села. Но и в этих условиях В. Ленин ставил вопрос не об экспроприации кулаков, а лишь о подавлении их контрреволюционных намерений.

В целом к началу гражданской войны сложилась система управления народным хозяйством: ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата; Совнарком решал наиболее важные вопросы; народные комиссариаты руководили отдельными сторонами народнохозяйственного жизни, их местными органами были соответствующие отделы исполкомов Советов; Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - центр всеобщего управления промышленностью, который осуществлял руководство через свои главные управления, а на местах - через губернские и городские раднаргос-пи. Предприятие возглавлял правление, 2/3 членов которого назначал местный совнархоз, а 1/3 избиралась на полгода. При этом доминировал отраслевой подход к управлению.

Большевики знали, как заставить нефтяных магнатов и отрасль работать в интересах всей страны, в интересах каждого гражданина

99 лет назад, 20 июня 1918 года, СНК РСФСР принял декрет «О национализации нефтяной промышленности». Необходимо отметить, что большую роль в этом сыграла позиция И.В. Сталина, который неустанно поддерживал требование бакинского правительства о национализации.

1. Объявляются государственной собственностью предприятия нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие, нефтеторговые, подсобные по бурению и транспортные (цистерны, нефтепроводы, нефтяные склады, доки, пристанские сооружения и проч.) со всем их движимым и недвижимым имуществом, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось.

2. Мелкие из названных в п.1 предприятий изъемлются из действия настоящего декрета. Основания и порядок означенного изъятия определяются особыми правилами, выработка которых возлагается на Главный нефтяной комитет.

3. Объявляется государственной монополией торговля нефтью и ее продуктами.

4. Дело управления национализированными предприятиями в целом, а равно и определение порядка осуществления национализации передается в Главный нефтяной комитет при Отделе топлива Высшего совета народного хозяйства (Главконефть).

5. Порядок образования местных органов по управлению национализированными предприятиями и пределы их компетенции определяются особыми инструкциями Главного нефтяного комитета по утверждении их президиумом Высшего совета народного хозяйства.

6. Впредь до принятия национализируемых предприятий в целом в управление Главным нефтяным комитетом, прежние правления названных предприятий обязаны, продолжать свою работу в полном объеме, принимая все меры к охране национального достояния и безостановочному ходу операций.

7. Прежнее правление каждого предприятия должно составить отчет за весь 1917 год и за первое полугодие 1918 года, а также баланс предприятия на 20 июня, по каковому балансу новое правление производит проверку и фактический прием предприятия.

8. Главный нефтяной комитет имеет право, не ожидая представления балансов и до полной передачи национализированных предприятий в управление органов Советской власти, посылать своих комиссаров во все правления нефтяных предприятий, а также во все центры добычи, производства, транспорта и торговли нефтью, причем Главный нефтяной комитет может передавать свои полномочия своим комиссарам.

9. Все права и обязанности советов съездов нефтепромышленников передаются соответствующим местным органам по управлению национализированной нефтяной промышленностью.

10. Всем служащим предприятий и учреждений, переходящих в ведение Главного нефтяного комитета, предписывается оставаться на своих местах, не прерывая возложенных на них работ.

11. Впредь до издания Главным нефтяным комитетом предусмотренных в декрете инструкций, распоряжений и правил, местным советам народного хозяйства, а где таковых нет, – другим местным органам Советской власти, предоставляется право издавать их для своего района.

12. Настоящий декрет вступает в силу немедленно по опубликовании.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин),

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. Бонч-Бруевич,

Секретарь Совета Н. Горбунов

ГЛАС НАРОДА

Евгений Аглиуллин:

Сейчас пора тоже самое сделать, даже практически добавлять ничего не надо, всё давно написано

«Правда о Советской эпохе»

Законы о национализации промышленности, транспорта и элеваторов. 1917-1920 гг.

Большевики были решительными противниками частной собственности. По их мнению, частный предприниматель руководствуется частными интересами, в то время как подчиненный коммунистической партии чиновник якобы будет добиваться пользы "пролетариата и беднейшего крестьянства". Поэтому спустя несколько месяцев после прихода к власти советское правительство начало национализации. Они продолжались и в 1920-м (после окончания основных сражений Гражданской войны). После введения в 1921 г. нэпа национализации были приостановлены.

Декрет СНК о прекращении платежей по купонам и дивидендам. 29.12.1917 г.

1. Впредь до издания общего узаконения о дальнейшей национализации производства, а также о порядке и размерах оплаты процентов по фондам и дивидендам по акциям и паям частных предприятий всякая оплата купонов временно приостанавливается.

2. Все сделки с ценными бумагами воспрещаются.

3. За нарушение ст. 2 настоящего декрета виновные подлежат преданию суду и конфискации всего их имущества.

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Народные комиссары:

В. МЕНЖИНСКИЙ

В. ТРУТОВСКИЙ

А. ШЛИХТЕР

В. АЛГАСОВ

В.Д. БОНЧ-БРУЕВИЧ

Секретарь Совета

Н. ГОРБУНОВ


Декрет СНК о национализации торгового флота. 26.1.1918 г.

Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий.

2. В собственность Советской республики не переходят:

а) суда, служащие для мелкого промысла, дающие владельцам необходимые для существования средства (прожиточный минимум) и принадлежащие мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах;

б) суда китобойные, рыболовные, лоцманских обществ и товариществ, городских и сельских самоуправлений, а также все суда, неприспособленные для перевозки грузов и пассажиров, за исключением судов, принадлежащих акционерным предприятиям.

3. Советской власти на местах совместно с профессиональными рабочими судоходными организациями, отделами Всероссийского совета моряков и речного торгового флота и в согласии с экономическими советскими организациями (районными советами народного хозяйства, экономическими комитетами и т.п.) немедленно принять меры к охране судов и всего имущества, переходящих в собственность Советской республики.

Примечание. В приморских портах принятие этих мер возлагается на советы раб., солд. и крест. деп. и отделы Всероссийского союза моряков и речников торгового флота, а где таковых нет – на портовые комитеты.

4. Учреждениям и организациям, указанным в предшествующем пункте, поручается назначить временно комиссаров в крупные и мелкие конторы и агентства судоходных предприятий.

Не приостанавливать работ в конторах и агентствах и в особенности работ по ремонту судов; требовать продолжения таковых от служащих под угрозой предания революционному суду.

Комиссары, назначаемые в конторы, получают право распоряжения всеми денежными средствами судоходных предприятий и обязаны заботиться о своевременной выплате рабочим этих предприятий заработной платы в прежнем размере, об ассигновании средств на ремонты и т.п.

5. Подробные условия и порядок национализации судоходных предприятий будут изданы особым декретом.

6. Настоящее Постановление ввести в действие по телеграфу.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Народные комиссары:

В. ОБОЛЕНСКИЙ

В. АЛГАСОВ

А. ШЛЯПНИКОВ

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ


Декрет СНК о национализации крупнейших зернохранилищ. 15.2.1918 г.

1. В целях объединения всех мероприятий по обеспечению продовольствием населения и организации планомерного снабжения, все крупнейшие зернохранилища, как Государственного банка, так и железнодорожные, а равно принадлежащие частным и общественным учреждениям и отдельным лицам, объявляются государственной собственностью.

Список этих зернохранилищ составляется местными советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и, по утверждении его Народным комиссариатом по продовольствию, публикуется во всеобщее сведение.

2. Заведывание отделом зернохранилищ Государственного банка передается временно в ведение Народного комиссариата по продовольствию; местные учреждения названного отдела продолжают работу под руководством и контролем продовольственных отделов советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

3. Порядок передачи в ведение Народного комиссариата по продовольствию вышеупомянутых зернохранилищ будет определен особой о том инструкцией.

4. Финансирование дальнейших операций зернохранилищ будет производиться в общем порядке финансирования продовольственных операций правительства.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ

Декрет СНК о национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта. 28.6.1918 г.

В целях решительной борьбы с хозяйственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты Совет Народных Комиссаров постановил:

I. Объявить собственностью Российской Социалистической Федеративной Советской республики нижеуказанные, расположенные в пределах Советской республики промышленные и торгово-промышленные предприятия со всеми их капиталами и имуществами, в чем бы таковые не заключались:

По горной промышленности

1) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, добывающие минеральное горючее (каменный и бурый уголь, лигнит , горючие сланцы, антрацит и пр.);

2) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия по добыче железной и медной руды;

3) все предприятия, занятые добычей платины;

4) все вольфрамо-добывающие предприятия;

5) все серебряно-свинцово-рудные и цинково-добывающие предприятия;

6) все предприятия асбестовой промышленности;

7) нижеперечисленные золотопромышленные предприятия:

а) Ленское золотопромышленное товарищество,

б) Анонимное общество Кочкарских золотых приисков и все предприятия Кочкарской системы,

в) Верхне-Амурская золотопромышленная компания,

г) Амурское золотопромышленное общество,

д) Российское золотопромышленное общество,

е) Федоровское золотопромышленное общество,

ж) Южное сибирское золотопромышленное общество,

з) Амгунская золотопромышленная компания,

и) Миасское золотопромышленное товарищество,

к) Южно-Алтайское золотопромышленное дело,

л) Акционерное общество Ольховских золотых рудников,

м) Акционерное золотопромышленное общество "Алтай",

н) Нижне-Селенчинское товарищество,

о) Циманская золотопромышленная компания,

п) Общество Мариинских приисков,

р) Товарищество "Ельцов и Левашев",

с) Акционерное общество "Драга",

т) Охотское золотопромышленное товарищество,

у) Айдырлы-Кваркенский золоторудный район,

ф) Московское лесопромышленное товарищество (Северо-Заозерская дача),

х) Зауральское горнопромышленное товарищество;

8) нижеперечисленные предприятия по добыче соли:

а) Общество Кулинского соляного производства (озеро Кули),

б) Промысел в местности Молла-Кара, Тер-Аванесова,

в) все Усольские соляные промыслы;

по металлургической и металлообрабатывающей промышленности

9) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия с основным капиталом в один миллион и более рублей, а также все крупные предприятия, общая стоимость имущества которых по последнему балансу составляет один миллион и более рублей, и занятые одним или несколькими из нижеследующих видов производства: выплавка чугуна, железа и меди в сыром виде; получение из них полупродукта и обработка этого полупродукта путем прокатки, волочения, штампования и химической обработки; постройка машин всякого рода (двигателей, машин-орудий, сельскохозяйственных машин и проч.), авиационных аппаратов и механических экипажей; постройка судов, паровозов и вагонов, мостов и железных конструкций; изготовление точных приборов; изготовление огнестрельного оружия, пулеметов, артиллерийских орудий и их частей; производство металлической арматуры; производство различного рода изделий из металлов, исключая производство воздушных тормозов;

10) кроме того, независимо от размеров основного капитала объявляются собственностью Республики все предприятия, производящие какие-либо изделия из металла и составляющее единственное в пределах Российской Республики производство, занятое выработкой данного рода изделий;

по текстильной промышленности

11) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, обрабатывающие хлопок и имеющие основной капитал не менее одного миллиона рублей;

12) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, обрабатывающие шерсть, лен, шелк и джут, а также аппретурно-красильные с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей;

13) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, обрабатывающие пеньку и владеющие основным капиталом не менее двухсот тысяч рублей;

по электротехнической промышленности

14) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам электрические станции, производящие электрический ток на продажу, с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;

15) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам электрические заводы, производящие динамо-машины, электромоторы, трансформаторы, электрические измерительные приборы и прочие предметы электротехнической промышленности, с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;

16) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам кабельные заводы с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;

по лесопильной и деревообделочной промышленности

17) все предприятия лесопильной промышленности, принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;

18) все предприятия деревообделочной промышленности с механическим оборудованием, принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам;

по табачной промышленности

19) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, владеющие табачными фабриками с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года и владеющие махорочными фабриками с основным капиталом не менее трехсот тысяч рублей по данным 1914 года;

По резиновой промышленности

20) все предприятия резиновой промышленности;

по стекольной и керамической промышленности

21) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих стекольными, хрустальными, зеркальными, фарфоровыми, фаянсовыми, посудного, бутылочного и химического стекла, гончарными, изразцовыми, керамиковыми, майоликовыми и терракотовыми заводами с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;

по кожевенной промышленности

22) все предприятия акционерных обществ и паевых товариществ, владеющих обувными и кожевенными фабриками с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;

по цементной промышленности

23) все предприятия акционерных обществ и паевых товариществ, владеющих цементными заводами с нормальной производительностью не менее пятисот тысяч бочек в год;

паровые мельницы

24) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам паровые мельницы с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей;

предприятия по местному благоустройству

25) все предприятия, обслуживающие водоснабжение, все газовые заводы, трамваи, конно-железные дороги и предприятия по канализации переходят по всей территории республики в собственность советов рабочих и крестьянских депутатов;

в области железнодорожного транспорта

26) все предприятия обществ частных железных дорог и подъездных путей, как находящихся в эксплуатации, так и строящихся;

по прочим отраслям промышленности

27) все предприятия акционерных обществ и паевых товариществ, вырабатывающих целлюлозу и древесную массу;

28) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих писчебумажными, картонными, картонажными, гильзовыми и папиросно-бумажными фабриками с основным капиталом не менее трехсот тысяч рублей по данным 1914 года;

29) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих заводами и фабриками искусственных жиров, мыловаренными и стеариновыми заводами с основным капиталом не менее одного миллиона рублей по данным 1914 года и владеющих салотопенными и маслобойными (растительных масел) заводами и фабриками с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;

30) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих заводами: 1) минеральных кислот; 2) кальция, карбида и 3) искусственных углей с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;

31) все предприятия Петроградского акционерного общества костеобжигательных заводов;

32) предприятия: 1) акционерного общества для выделки и продажи пороха (Випнера); 2) Русского Общества для выделки и продажи пороха (Шлиссельбургского); 3) Акционерного общества пороховых заводов Барановского.

Примечание. Исчисление основных капиталов акционерных обществ и паевых товариществ, посколько не оговорено обратное, производится по данным за 1916 отчетный год или же за последний отчетный период, конец которого приходится на 1916 год. В случае возникновения предприятия после 1916 года исчисление производится по последним данным года утверждения устава такого предприятия.

II. Организацию управления национализируемыми предприятиями поручается в срочном порядке выработать и провести в жизнь соответствующим отделам Высшего совета народного хозяйства с соблюдением всех ранее изданных по сему поводу декретов под общим руководством президиума Высшего совета народного хозяйства.

По отношению к предприятиям, упомянутым в п. 24 раздела I сего декрета (паровые мельницы), означенное поручение возлагается на Народный комиссариат продовольствия при условии соблюдения всех ранее изданных по вопросу об управлении национализируемыми предприятиями декретов.

По отношению к предприятиям, упомянутым в п. 25 раздела I сего декрета (предприятиям по местному благоустройству), таковое же поручение при соблюдении того же условия возлагается на местные советы рабочих и крестьянских депутатов.

По отношению к предприятиям, упомянутым в п. 26 раздела I сего декрета (предприятиям железнодорожных и подъездных путей), таковое же поручение возлагается на Народный комиссариат путей сообщения с окончательного утверждения Совета Народных Комиссаров.

III. Впредь до особого распоряжения Высшего совета народного хозяйства по каждому отдельному предприятию предприятия, объявленные согласно настоящему декрету достоянием Российской Социалистической Федеративной Советской республики, признаются находящимися в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев ; правления и бывшие собственники финансируют их на прежних основаниях, а равно получают с них доходы на прежних основаниях.

IV. С момента объявления декрета члены правления, директора и другие ответственные распорядители национализированных предприятий отвечают перед Советской республикой как за целость и сохранность предприятия, так и за правильную их работу.

В случае оставления своих служебных постов без согласия на то со стороны подлежащих органов Высшего Совета Народного Хозяйства или неоправдываемых упущений в ведении дел предприятия виновные отвечают перед Республикой не только всем своим имуществом, но и несут тяжелую уголовную ответственность перед судами Республики.

V. Весь без исключения служебный, технический и рабочий персонал предприятий, равно как директора, члены правлений и ответственные распорядители объявляются состоящими на службе у Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и получают содержание по норме, существовавшей до момента национализации предприятия, из доходов и оборотных средств предприятия.

В случае оставления своих постов лицами технического и административного персонала национализируемых предприятий они отвечают перед судом революционного трибунала по всей строгости законов.

VI. Накладывается арест на личные суммы, принадлежащие членам правления, акционерам и собственникам национализируемых предприятий, впредь до выяснения вопроса об отношении этих сумм к оборотному капиталу и средствам предприятия.

VII. Все правления национализируемых предприятий в срочном порядке обязуются составить баланс предприятий на первое июля 1918 года.

VIII. Высшему совету народного хозяйства поручается в срочном порядке выработать и разослать во все национализируемые предприятия подробную инструкцию об организации в них управления и задачах рабочих организаций в связи с проведением в жизнь настоящего декрета.

IX. Не подлежат переходу в собственность республики предприятия, принадлежащие потребительским кооперативным обществам и товариществам и их объединениям.

X. Настоящий декрет вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Народные комиссары:

ЦЮРУПА, НОГИН , РЫКОВ

Управляющий делами

Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ

Постановление ВСНХ о национализации предприятий (положение). 29.11.1920 г.

1. Все промышленные предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих свыше 5 при механическом двигателе, или 10 без механического двигателя, объявляются национализированными.

2. Все имущество, дела и капиталы предприятий, указанных в п. 1, где бы это имущество ни находилось и в чем бы оно ни состояло, объявляется собственностью Р.С.Ф.С.Р.

3. Губернским советам народного хозяйства предписывается немедленно приступить к приему всех национализируемых данным Постановлением предприятий и их имуществ в свое ведение и к организации управления с соблюдением всех ранее изданных по этому поводу положений.

Соответствующим отделам Высшего совета народного хозяйства поручается наблюдение за скорейшим выполнением данного Постановления их местными органами и представление президиуму Высшего совета народного хозяйства отчетов о ходе работ указанных органов и предприятий.

4. С момента объявления Постановления члены правления, директора, единоличные владельцы и другие ответственные распорядители национализируемых согласно п. 1 предприятий остаются на своих местах до сдачи дел совету народного хозяйства или его органу и отвечают перед Советской республикой как за целость и сохранность предприятий и имуществ, им принадлежащих, так и за правильную их работу.

В случае оставления своих служебных постов без согласия на то со стороны подлежащих органов Высшего совета народного хозяйства или не оправдываемых упущений в ведении дел предприятия виновные отвечают перед республикой не только всем своим имуществом, но и несут уголовную ответственность перед судом республики за разрушение производства.

5. Национализируемые данным Постановлением предприятия сохраняют право пользования своими текущими счетами в Народном банке под контролем соответствующих советов народного хозяйства или их органов на местах впредь до перехода на другой вид финансирования. Договорные соглашения предприятий с заказчиками поступают на рассмотрение соответствующих советов народного хозяйства и остаются в силе только с его санкции.

6. Весь без исключения служебный технический и рабочий персонал предприятий, равно как директора, члены правления и ответственные распорядители считаются состоящими на службе у Р.С.Ф.С.Р. и получают содержание в пределах норм, существующих для специалистов.

В случае оставления своих постов лицами технического и административного персонала национализируемых предприятий без ведома президиума городского совета народного хозяйства они отвечают как трудовые дезертиры перед судом революционного трибунала по всей строгости законов.

7. Оставление предприятий в руках частных лиц или общества может быть произведено лишь с особого в каждом отдельном случае постановления президиума Высшего совета народного хозяйства.

Губернским советам народного хозяйства предоставляется устанавливать какие именно из предприятий и на каких условиях остаются в пользовании владельцев с тем, что все постановления губернских советов народного хозяйства согласно этого параграфа представляются в недельный срок на утверждение Высшего совета народного хозяйства.

Заместитель председателя Высшего совета народного хозяйства