Методы исследования экономических процессов включают. Методы исследования экономических процессов и явлений

В статье рассмотрены правовые основы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных к уголовным наказаниям, даны рекомендации к составлению ходатайства об условно-досрочном освобождении, приведены данные из судебной практики по делам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания

Условно - досрочное освобождение от отбывания наказания (УДО) – это институт уголовного права, который включает в себя совокупность правовых норм, устанавливающих условия, порядок и процедуру прекращения отбывания уголовного наказания лицами, осужденными к его отдельным видам. Наличие такого правового института в российском уголовном законе является воплощением принципа гуманизма, закрепленного статьей 7 УК РФ.

Материально - правовая регламентация УДО, содержится в нормах Уголовного кодекса РФ (статья 79 УК РФ). Оставим рассуждения о пользе и гуманизме рассматриваемого института для студентов и преподавателей юридических учебных заведений и перейдем к рассмотрению заявленной темы, по существу.

Итак, условно-досрочное освобождение применяется к отдельным категориям осужденных. Это лица, которым определены наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части (статья 55 Кодекса), принудительные работы (статья 53.1 Кодекса), лишение свободы на определенный срок и пожизненно (статьи 56 - 57 Кодекса).

Условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания

Как показывает практика, наибольшее количество вопросов о порядке и условиях применения УДО, возникает у людей, осужденных к реальному лишению свободы. Именно данная категория лиц особенно нуждается в правовой помощи. Общеизвестно, что людям, находящимся в местах заключения, очень трудно отстаивать и защищать свои права. Таковы законы тюрьмы.

Например, за действия, которые могут квалифицироваться как нарушение внутреннего распорядка (неправильно заправленная кровать), заключенный может схлопотать дисциплинарное взыскание - выговор. Наличие такого взыскания сводит до минимума возможность досрочно освободиться. Несмотря на то, что заключенный праве самостоятельно обжаловать действия и решения администрации колонии, сделать это лучше с воли. Такими полномочиями наделен только адвокат.

Из названия УДО, несложно понять, что для его применения важно соблюсти условия, которые установлены законом. Для возникновения у лиц, отбывающих уголовные наказания, предусмотренные статьями 53.1, 55, 56, 57 УК РФ, требуется выполнение осужденными как общих, так и частных требований.

Основными условиями для освобождения от отбывания наказания по рассматриваемому основанию являются:

  • возмещение вреда, причиненного преступлением в рамках, указных в приговоре или решении суда по гражданскому иску;
  • решение суда, признающее факт исправления осужденного и нецелесообразность дальнейшего применения к нему уголовного наказания.

Если с ущербом более или менее всё понятно, хотя и недостаточно определенно, (например, что же значит «частичное возмещение» в абсолютных величинах (?), то с критериями исправления осужденного не ясно ровным счетом ничего. Основным ориентиром в понимании сути применения рассматриваемой правовой нормы, является судебная практика, основанная на разъяснениях актуальных вопросов Верховным Судом РФ.

Закон предусматривает необходимые основания, без наличия которых, процедура освобождения от наказания не может быть реализована.

Такими основаниями для лиц, совершивших преступления в совершеннолетнем возрасте, являются фактическое отбытие срока наказания в размере:

  • одной трети от срока наказания, определённого судом по преступлениям, отнесенным к категориям небольшой или средней тяжести;
  • половины срока от размера наказания, определённого судом по преступлениям, отнесенным к категории тяжких;
  • не менее двух третей от размера наказания, определенного судом по особо тяжким преступлениям;
  • не менее трех четвертей от срока наказания, определенного судом за совершение преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних, за преступления, сопряженные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и веществ необходимых для их производства, преступления террористической направленности и организованной преступности;
  • не менее четырех пятых от срока наказания, определенного судом за преступления сексуального характера в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

У лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, право на условно-досрочное освобождение возникает:

  • после отбытия не менее одной трети от размера наказания, определенного судом за совершения преступлений, относящихся к категориям небольшой, средней тяжести и тяжким;
  • после отбытия двух третей, в случаях совершения ими особо тяжких преступлений.

Отношение к условно-досрочному освобождению в среде лиц, на которых оно потенциально распространяется в силу закона, разное. По мнению одних - применение УДО является обязанностью государства, если к тому имеются основания и выполнены условия. Другие полагают, и не всегда безосновательно, что добиться досрочного освобождения в условиях неволи практически невозможно. А ещё есть и третьи и четвертые и последующие, чьё мнение по рассматриваемому вопросу разнится с официальной доктриной.

В реальности осужденный имеет право заявить ходатайство об условно-досрочном освобождении, а у государства, в лице суда и органов, исполняющих наказание, существует обязанность предоставить возможность любому осужденному ходатайствовать об условно-досрочном освобождении на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.

Ходатайство об условно - досрочном освобождении от отбывания наказания

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) в статье 175 предусматривает возможность обращения осужденного с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. По форме ходатайство – это письменное обращение, адресованное суду об освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

Заявить ходатайство имеют право:

  • осужденный к отбыванию уголовного наказания, предусмотренного одной из статей 53.1, 55, 56, 57 УК РФ;
  • защитник лица, отбывающего наказание – адвокат (юрист, имеющий статус, определенный законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»;
  • законный представитель, в отношении лица не достигшего совершеннолетнего возраста.

Осужденный подает обращение через администрацию учреждения в котором он отбывает наказание (колония, дисциплинарная воинская часть) или в уголовно-исполнительную инспекцию, исполняющую наказание в виде принудительных работ.

Остальные лица обращаются непосредственно в суд, по месту отбывания наказания.

При составлении ходатайства важно отразить и документально подтвердить следующие обстоятельства:

  • Факт возмещения (полного или частичного) вреда, причиненного преступлением.

Речь идет о суммах денежных взысканий, определенных судом по гражданскому иску о возмещении вреда, причиненного преступлением. Несмотря на то, что закон не определяет критериев частичного возмещения вреда, наступившего в результате совершения преступления, на практике суд может признать таковым только существенное погашение ущерба. При этом не всегда суды обращают внимание на наличие у осужденного реальной возможности к зарабатыванию денег в условиях отбывания наказания. Возмещение ущерба может осуществляться и родственниками осужденного, от его имени и за счет принадлежащего лицу имущества.

  • Представить любые иные доказательства, свидетельствующие о том, что применение наказания к осужденному более не целесообразно, ввиду исправления.

Как правило, такими доказательствами являются документы, представляемые администрацией учреждения, исполняющего наказание (сведения о трудовой деятельности в период отбывания наказания, его отношении к совершенному преступлению, информация о поощрениях и дисциплинарных взысканиях).

В обобщенном виде сведения об осужденном представляются в форме характеристики. Администрация учреждения на основании представленных материалов на осужденного, дает заключение о целесообразности применения к нему условно-досрочного освобождения.

Суд, при рассмотрении ходатайства, не связан доводами органа исполнения наказания, но обязан дать такому заключению правовую оценку. Поэтому такое мнение исправительного учреждения об УДО, имеет важное значение и по факту может повлиять на суть решения суда.

Рассмотрение ходатайства производится судом по правилам установленным главой 47 УПК РФ. Постановление суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Судебная практика по делам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания

По данным ФСИН России, при отрицательных характеристиках, на осужденных, суды удовлетворяют ходатайства не более чем в 10 процентах случаев. Однако, положительные характеристики, также не всегда является залогом успеха. В диапазоне от 35 до 40 процентов случаев, суды отказывают в удовлетворении ходатайств, несмотря на наличие у осужденных положительных характеристик из исправительных учреждений.

Распространенными причинами судебных отказов являются: непогашенные полностью иски, большие сроки наказаний, тяжесть совершенных преступлений, наличие у лиц, отбывающих наказания взысканий за время их отбывания. При этом не имеют значения факты досрочного снятия взысканий или их погашение по сроку.

Статистика по делам рассматриваемой категории свидетельствует о низком уровне правовой регламентации и наличии разрозненных подходов судов к применению условно-досрочного освобождения. Универсальных рецептов того, как добиться справедливого решения от суда нет. Однако, даже если у осужденного имеются все основания и условия к УДО, о которых рассказано в настоящей статье, мы настоятельно рекомендует привлекать к участию в деле профессионального адвоката.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

7.2. Если после поступления в суд ходатайства об УДО (в том числе после отмены судебного решения с направлением материала на новое судебное рассмотрение) осужденный был переведен в другое исправительное учреждение, вопрос об УДО рассматривался судом по месту фактического отбывания лицом наказания. При этом суд, в который поступило ходатайство, направлял имеющиеся материалы в суд по месту фактического отбывания осужденным наказания.

8. Согласно статье 399 УПК РФ, предусматривающей порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, при рассмотрении вопроса об УДО в судебном заседании вправе участвовать осужденный, потерпевший, его законный представитель и (или) представитель, прокурор. Кроме того, в судебное заседание вызывается представитель исправительного учреждения. Осужденному обеспечивается осуществление своих прав с помощью адвоката.

8.1. При рассмотрении ходатайств об УДО суды по просьбе осужденного обеспечивали им личное участие в судебном заседании либо посредством видеоконференц-связи для изложения своей позиции и представления в ее подтверждение необходимых сведений.

При выявлении случаев рассмотрения вопроса о применении статьи 79 УК РФ в отсутствие осужденного, ходатайствовавшего об участии в судебном заседании, суды апелляционной инстанции отменяли постановления.

Кроме того, ряд постановлений отменены в апелляционном порядке в связи с нарушением требований части 2 статьи 399 УПК РФ, обязывающей суды извещать осужденного о дате, времени и месте судебного заседания не позднее 14 суток до дня судебного заседания.

8.2. Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 221-ФЗ статья 399 УПК РФ дополнена частью 2.1, предоставляющей потерпевшему, его законному представителю и (или) представителю право участвовать в судебном заседании при рассмотрении вопроса об УДО осужденного.

Необеспечение судом указанного права потерпевшего, его законного представителя и (или) представителя расценивалось судами апелляционной инстанции как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену судебного решения.

Однако при этом следует иметь в виду трудности организационного характера, которые возникли у судов в связи с обеспечением данного права потерпевшего, его законного представителя и представителя. Часть проблем в настоящее время решена путем внесения Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 432-ФЗ изменений в УПК РФ о потерпевшем. В соответствии с пунктом 21.1 части 2 статьи 42 УПК РФ в редакции указанного Федерального закона потерпевший вправе получать в обязательном порядке информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы в случае, если потерпевший или его законный представитель сделает соответствующее заявление до окончания прений сторон.

Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она, предполагая в качестве условия рассмотрения судом ходатайства осужденного об УДО обязательность подтверждения получения потерпевшим, его законным представителем и (или) представителем извещения, уведомляющего о дате, времени и месте предстоящего судебного заседания, в силу неопределенности механизма такого уведомления препятствует своевременному разрешению судом данного вопроса по существу.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений извещения о дате, времени и месте проведения судебного заседания по вопросу об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания направляются потерпевшим, их законным представителям и (или) представителям по адресам, имеющимся в распоряжении суда, - указанным самими потерпевшими, их законными представителями и (или) представителями, а также адресам, указанным в материалах уголовного дела; суд также вправе запросить необходимые сведения, если они отсутствуют в полученных им материалах, как у суда, в котором хранится уголовное дело, так и у администрации учреждения или органа, исполняющих наказание. При этом, по общему правилу, подтверждения вручения извещения не требуется, если сам суд не усматривает в нем необходимости, имея в виду получение от потерпевшего дополнительной информации по вопросу об УДО осужденного от отбывания наказания.

В судебной практике возникали и иные вопросы, связанные с обеспечением судом права потерпевшего на участие в судебном заседании при рассмотрении материалов об УДО. Например, имел место случай неизвещения судом потерпевшего о дате, времени и месте судебного заседания на том основании, что при рассмотрении уголовного дела по существу его интересы представлял адвокат. Суд апелляционной инстанции отменил постановление, признав его незаконным.

8.3. Согласно части 4 статьи 399 УПК РФ осужденный может осуществлять свои права при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, с помощью адвоката.

В постановлении от 20 декабря 2011 года N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора" Пленум Верховного Суда Российской Федерации обратил внимание судов на то, что применительно к реализации осужденными права на судебную защиту уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо изъятий или ограничений и не допускает понижения уровня гарантий права на судебную защиту для осужденных при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.

Однако в ряде случаев материалы об УДО рассматривались судами с нарушением права осужденного на квалифицированную юридическую помощь.

В частности, в нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 51 УПК РФ Кежемский районный суд Красноярского края рассмотрел 17 мая 2013 года ходатайство в отношении Л., который выявляет признаки умственной отсталости легкой степени, в связи с чем состоит на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом олигофрения, а Псковский районный суд Псковской области - 24 мая 2013 года ходатайство в отношении М., имеющего заболевание, препятствующее общению без использования слухового аппарата, не обеспечив осужденных адвокатом;

20 декабря 2012 года Зеленоградский районный суд Калининградской области и 6 декабря 2012 года Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону рассмотрели ходатайства в отношении М. и Г. в отсутствие адвоката, не выяснив у осужденных, нуждаются ли они в услугах адвоката;

11 декабря 2012 года Елизовский районный суд Камчатского края и 3 апреля 2013 года Куйбышевский районный суд г. Самары рассмотрели ходатайства в отношении И. и П. без адвоката при отсутствии письменного отказа осужденных от адвоката;

25 февраля 2013 года Холмогорский районный суд Архангельской области и 6 марта 2013 года Октябрьский районный суд г. Владимира рассмотрели ходатайства об условно-досрочном освобождении С. и И. в отсутствие адвоката, не рассмотрев ходатайства осужденных о назначении им защитника.

Судами вышестоящих инстанций постановления отменены.

8.4. В судебном заседании, как правило, участвовали прокурор и представитель исправительного учреждения. Случаи рассмотрения материалов об УДО в их отсутствие, как свидетельствует судебная практика, единичны.

Верховный Суд Республики Башкортостан, например, указал в справке, что рассмотрение судом ходатайства об УДО в отсутствие прокурора имело место только при наличии данных о своевременном извещении прокурора и отсутствии сведений об уважительной причине неявки прокурора в судебное заседание. При этом выяснялось мнение других участников судебного заседания о возможности рассмотрения материала в отсутствие прокурора.

Хабаровский краевой суд, Ивановский, Ленинградский и Московский областные суды указали в справках, что в отсутствие представителя исправительного учреждения материалы об УДО рассматривались, если от представителя поступало заявление о рассмотрении ходатайства без его участия либо когда ни такого заявления, ни заявления об отложении судебного заседания не было, однако имелись сведения о надлежащем уведомлении администрации исправительного учреждения о дате, времени и месте судебного заседания и учреждением представлены в суд достаточные характеризующие осужденного данные, не требующие разъяснений со стороны администрации учреждения.

9. При вынесении постановления вывод о наличии или отсутствии оснований для УДО суды обосновывали ссылками на конкретные фактические обстоятельства, исследованные в судебном заседании. Случаи обоснования судебного решения фактическими обстоятельствами, не исследованными в судебном заседании, единичны. Установив, что такие обстоятельства повлияли или могли повлиять на вывод суда об УДО, суды вышестоящих инстанций отменяли постановления.

10. До внесения Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 217-ФЗ изменений в УПК РФ рассмотрение материалов с апелляционными жалобой, представлением на постановление о применении (неприменении) УДО осуществлялось судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции. В связи с изменениями, внесенными указанным федеральным законом в часть 3 статьи 30 УПК РФ, и с учетом положений статьи 4 УПК РФ о действии уголовно-процессуального закона в настоящее время в апелляционном порядке материалы об УДО рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

В целях повышения качества и недопущения ошибок при рассмотрении материалов об УДО рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных округов и автономной области, окружных (флотских) военных судов ознакомить судей с настоящим Обзором и учитывать его положения в правоприменительной деятельности.

Судебная коллегия

по уголовным делам

Верховного Суда

Российской Федерации

Управление систематизации

законодательства и анализа

судебной практики

Верховного Суда

Российской Федерации

Для исследования механизмов рыночной системы и тестирования обоснованности поставленных теорий применяется экономический эксперимент, который в современных реалиях может проводиться не только в ограниченных масштабах. Он позволяет получить информацию о типичном поведении агентов хозяйственной деятельности в условиях контроля.

Основоположник экспериментальной экономики

Активное применение экономическим экспериментам нашел Вернон Смит, родившийся в семье с социалистическими взглядами на жизнь. Поэтому не стоит удивляться, что этот человек начал свои изыскания как приверженец государственного и общественного строя. В его понимании рисовалась такая структура, при которой грамотные люди принимают решения за других лиц.

Заинтересованность экономикой к ученому пришла после духовной эволюции, когда он стал классическим либералом. В 1952 году ему удалось получить степень магистра, а спустя три года - защитить докторскую диссертацию. До этого он имел образование инженера-электрика.

Участие основателя в первом научном опыте

Еще не состоявшийся нобелевский лауреат наблюдал первый экономический эксперимент под руководством своего учителя. Он был посвящен формированию рыночного равновесия. Учащихся разделили на продавцов и покупателей, имеющих бюджетные ограничения. Для первых из них устанавливался допустимый уровень издержек, а для вторых - денежный порог.

В результате проведенных исследований выяснилось, что при осуществлении торгов лица, которые в теории не могли проводить сделку, в экспериментальных условиях ее совершали с некоторой выгодой. Других участников торга, находящихся в противоположной ситуации, иногда удавалось вытеснить с рынка. И это не была какая-то случайность, так как подобные эффекты случались достаточно часто (с вероятностью до 25 процентов).

Выяснилось, что на общее равновесие может влиять больше факторов, чем предполагала теория. Даже к правильному результату удается приходить различными путями. В ходе научного опыта возникли методологические и технические сложности. Однако уже этот экономический эксперимент предопределил два отдельных направления в будущей дисциплине.

Цель проведения исследований

К настоящему времени роль проводимых опытов существенно возросла, так как не одна серьезная дисциплина без них просто немыслима. Изначально исследования проводились на микроуровне, когда за основу берутся мелкие хозяйственные структуры. Однако со временем ситуация изменилась.

Большое количество экспериментов в экономической науке стали проводить на макроуровне. Их приходится осуществлять в определенных условиях, которые нельзя полностью нивелировать в процессе исследований. Чаще всего научные опыты в макроэкономике являются полевыми, а не лабораторными. Отличия от микроуровня достаточно существенны.

Несмотря на различные подходы, основная задача любых исследований заключается в проверке практического применения определенных программ и задач, которые позволят избежать крупных ошибок и провалов в хозяйственной деятельности. Экономический эксперимент не доказывает и не опровергает теоретические изыскания, но он дает возможность установить вероятность наступления того либо иного события.

Методология экспериментального процесса

Контролируемые исследования имеют общие черты. Все они призваны имитировать протекающие динамические процессы. Однако сама система в данном случае формируется экспериментатором. Люди в ней выступают в качестве экономических агентов, которые были набраны с учетом каких-то критериев. В действительности участники выполняют множество функций, от которых они полностью абстрагироваться не смогут. Поэтому методы экономического эксперимента должны быть разными.

Формирование модели ассоциируется с потерей какой-то части данных. Это предоставляет возможность абстрагироваться от менее значимых элементов. Внимание в этом случае концентрируется на базовых компонентах системы и взаимных связях. В модель могут вводиться два типа величин:

  1. Экзогенные. Внедряются в готовом виде.
  2. Эндогенные. Появляются внутри модели в результате решения определенной задачи.

Таким образом, можно утверждать, что экономический эксперимент тесно связан с созданием моделей, представляющих собой формализованное описание хозяйственного процесса, структура которого обусловлена объективными свойствами и субъективными характеристиками.

Основные этапы проведения

Современные эксперименты проходят в несколько этапов:

  1. Производится четкое изучение системы, динамику которой предполагается подвергнуть исследованию, чтобы правильно выбрать нужный раздел теории, на базе которого будет конструироваться спецификация модели.
  2. Ведется разработка имитационной модели для изученной системы. Она должна включать в себя большое количество описаний для основных объектов, условий перехода из одного состояния в другое.
  3. Осуществляется эксперимент с лицом, принимающим решения. Во время процесса ему предлагается рассмотреть определенную ситуацию. В ней должно быть принято какое-то решение.
  4. Определяется спецификация базовых правил, а также производится оценка основных параметров. Разработанные принципы вводятся непосредственно в модель, после чего она обретает автономность.
  5. Независимый прототип тестируется, благодаря чему удается получить временные рамки поведения системы при изменяющихся начальных состояниях. После этого применяются статические методы исследования.
  6. Готовая применяется для повышения результативности управления рассматриваемой системой посредством прогнозирования возможного поведения во времени.

В модели в расчет берутся различные экономические агенты, приобретающие однородную продукцию. Рынок в таком случае выступает в роли внешней среды представленного товара. Руководствуясь динамикой изменения цен, потребители делают определенный прогноз.

Наглядные примеры экономических экспериментов

Одним из показательных примеров проблемы, связанной с ролью экспериментатора, является исследование, проводившееся в фирме «Вестерн Электрик». В то время планировалось установить, от каких факторов зависит производительность труда. Было проведено более десяти экспериментов, касающихся бесплатных завтраков, увеличения количества перерывов и других поблажек для рабочих.

Результат поразил всех. После отмены рабочих льгот начала расти производительность труда на фабрике. Экспериментаторами была допущена ошибка, которая привела к искажению показателей. Наблюдатель превратился в Рабочие поняли так, что проводимые исследования неоценимы для развития американского общества. Из этого следует, что руководитель должен находиться в тени.

Большое количество экономических экспериментов провел Генри Форд. Для увеличения доходов предприятия он предлагал рабочим получать процент от общей прибыли. В результате их производительность труда существенно возрастала, так как людям было выгодно эффективно работать.

Координационные игры

Опытные экономисты при рассмотрении подобных игр задумываются о том, можно ли при необходимости координировать лабораторные элементы на одном из равновесий. Если это возможно, то имеются ли общие положения, способные помочь в конкретном предсказании. Оказывается, что в отдельных условиях испытуемые люди могут координировать лучшие равновесия даже не столь очевидные.

Дедуктивными факторами выбора выступают те, которые позволяют делать прогнозы, базирующиеся на свойствах игры. Что касается индуктивных принципов, то они дают возможность предсказывать результат на характеризационной динамике.

Рыночные торги

Основоположник экспериментальной экономики провел ряд экспериментов по сплочению цен и объемов. Он уделил внимание теоретическим равновесным значениям непосредственно в условиях рынка. В ходе исследований было изучено поведение условных продавцов и покупателей. Экономист выяснил, что в отдельных конфигурациях централизованной торговли ценовые показатели имеют общую грань с объемами продаж.

В качестве заключения

Хотя экономический эксперимент не доказывает каких-то теоретических предположений, он позволяет сделать качественную оценку определенной ситуации в хозяйственной деятельности государства или любого другого объединения. Многое зависит от параметров, учтенных при проведении исследований.

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Методология исследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1.1 Основные понятия

1. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

2.2 Методика факторного анализа

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоит в том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможно правильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будет ли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой является рассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы: мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим пути совершенствования данной темы.


1. Теория изучения методов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотрим само понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, как известно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построения экономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомоэкономикса"), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д.Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: а) определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формы взаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

д) количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).


1.2 Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодов времени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производства и сопоставимость методики исчисления показателей.