Рабочая программа по экономической теории. Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» (СмолГУ)

Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория»

Направление подготовки 080200 «Менеджмент»

Профили «Менеджмент организации»

«Логистика и управление цепями поставок»

Семестр – 1

Всего часов – 108

Лекции – 34 час.

Семинары – 34 час.

Самостоятельная работа – 40 час.

Форма отчетности: экзамен – ё семестр

Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 !Менеджмент»

Программу разработал

канд. эконом. Наук, доцент Л.А. Кузьмина

Программа утверждена на заседании кафедры экономики

Протокол № ______ от »____» __________ 2011 г.

Смоленск

  1. Пояснительная записка

    Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экономическая теория» включена в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) образовательной программы по направлению «Менеджмент»

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы всей системы экономических дисциплин - как отраслевых, так и функциональных. Поэтому курс экономической теории дает возможность создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических курсов ("Статистика", "Бухгалтерский учет", "Мировая экономика" и др.). Без знания фундаментальных основ функционирования экономических систем невозможно освоить теорию и практику управления на различных уровнях.

«Экономическая теория» – одна из обществоведческих дисциплин, которая наряду с такими дисциплинами как «История», «Философия», «Право» призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека. Она является методологическим фундаментом отраслевых и межотраслевых дисциплин. В отличие от других обществоведческих наук, экономическая теория довольно широко использует математический инструментарий в методологии научных исследований, поэтому «Экономическая теория» определяет взаимосвязь с такими дисциплинами математического блока, как «Математический анализ», «Теория игр», «Эконометрика», «Статистика». Дисциплина «Экономическая теория» является предшествующей для дисциплин: «Финансовый менеджмент»; «Финансы и кредит», «Финансовые рынки и институты»; «Институциональная экономика»; «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Инновационный менеджмент».

Развернувшийся процесс модернизациироссийскойэкономики объективно требует совершенствования подготовки специалистов в области управления,которые владеют всем комплексом знаний экономических закономерностей и способныправильно оценить сущность происходящих явлении и процессов, выявить тенденции в их развитии. Все это предъявляет новые требования к курсу «Экономическая теория». Современная экономическая теория строится на синтезе традиционных классических и современных концепций. Программа курса отражает современный уровень экономической науки. В ней учтены требования, предъявляемые к экономистам высшей квалификации в современных условиях. Особое внимание уделено проблемам российской экономики и отечественной экономической науки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени САВВЫ МОРОЗОВА»

Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

Н.В. Криворучко

201 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ОП. 10 Основы экономической теории

для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский

Учет по отраслям

Углублённой подготовки

2013

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Орехово-Зуевский промышленно-экономический колледж имени Саввы Морозова» МО

Разработчик: Сорокина Светлана Михайловна, преподаватель экономических дисциплин

Протокол № __ от _______________201 г.

Председатель комиссии ______________________ Е.А. Поливанова

Согласовано с работодателем

Наименование организации

__________________________________________________________________

Должность ФИО подпись

М.П.

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требования ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) углубленной подготовки.

Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиональной подготовке специалистов, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО с соответствии с Кодом по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
  • распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

общими компетенциями

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 час;

самостоятельной работы обучающегося 29 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

Практические занятия

Контрольные работы

Курсовая работа (проект)

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Не предусмотрено

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, рекомендованных преподавателем);

Изучение материалов СМИ по социально-экономическим вопросам;

Оформление практических работ и подготовка к их защите

Ответы на контрольные вопросы

Подготовка к тестовым заданиям

Поиск информации, подготовка реферата (сообщений, компьютерной презентации) по темам, которые выдаются преподавателем

Составление опорного конспекта, тезисов

Анализ ситуаций

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

самостоятельная работа обучающихся,

курсовая работа (проект)

Объём,

часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Тема 1.

Предмет и история экономической науки.

Предмет и структура экономической теории. Функции и методология

Исторические этапы развития экономической науки

Самостоятельная работа:

Подготовка рефератов на темы «Меркантилизм», «Марксизм», «Классическая экономическая школа», «Адам Смитт», «Физиократы», «Монетаристы», «Альфред Маршал», «Неоклассическая экономическая школа»

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради.

Создание презентации на тему «Экономические школы и их представители»;

Раздел 2.

Тема 2.

Общие проблемы экономической теории.

Общественное производство. Воспроизводство и его фазы. Ресурсы и факторы производства

Потребности и их виды. Основное противоречие: ресурсы-потребности.

Собственность и её формы. Основные типы собственности. Отношения собственности.

Экономические системы и их основные типы.

Практические занятия:

Построение кривой производственных возможностей.

Характеристика основных видов деловых предприятий.

Самостоятельная работа:

Проработка конспектов лекций;

Поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы», «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Централизованная экономика»;

Создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»;

Составление кроссвордов и работа с ними

Раздел 3.

Микроэкономика.

Тема 3.

Микроэкономика.

Основные понятия микроэкономики. Рыночная организация хозяйства. Основные виды рынков.

Закон спроса. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения.

Рыночные структуры: конкуренция и её виды. Виды монополистических союзов.

Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.

Рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли, рынок капитала.

Практические занятия:

Анализ структуры и функций рынка.

Характеристика графической интерпретации законов спроса и предложения.

Выполнение заданий кроссворда «Монополия и конкуренция».

Решение задач по определению доходов от факторов производства.

Самостоятельная работа:

Проработка конспектов занятий;

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;

Оформление практической работы и подготовка ее к защите

Подбор примеров из материалов СМИ на тему «Монополия», «Спрос», «Предложение»;

Решение задач;

Анализ ситуаций;

Построение графиков;

Работа по кроссвордам;

Подготовка докладов «Антимонопольная политика государства», «Развитие рыночного хозяйства».

Раздел 4.

Макроэкономика

Тема 4.

Макроэкономика

Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.

Экономическое равновесие на макроуровне.

Цикличность развития. Экономический цикл и его фазы.

Макроэкономическая нестабильность. Экономические и социальные последствия.

Практические занятия:

Расчёт стоимости промежуточного и конечного продукта

Описание фаз экономического цикла.

Самостоятельная работа:

Составление по учебнику тезисов ответа по теме «Экономические циклы»;

Изучение дополнительной литературы по теме «Кризис и его последствия»;

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;

Оформление практической работы и подготовка ее к защите;

Подготовка к тестовым заданиям;

Решение задач;

Анализ ситуаций;

Построение графиков

Раздел 5.

Тема 5.

Механизм макроэкономического регулирования

Задачи и способы осуществления экономической политики государства.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Экономика развития для России.

Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.

Практические занятия:

Анализ вступления России в ВТО.

Характеристика механизма взаимодействия инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Определение критериев оценки общественного благосостояния.

Анализ противоречий и трудностей глобализация мирового хозяйства.

Самостоятельная работа:

Подготовка докладов к семинару по теме «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»

Создание презентации «Макроэкономическая нестабильность»;

Подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;

Оформление практической работы и подготовка ее к защите

Подготовка к тестовым заданиям;

Решение задач;

Анализ ситуаций.

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин;

мастерских не предусмотрено; лабораторий не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

Рабочее место преподавателя;

Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

Технические средства обучения:

Компьютер

Мультимедиа проектор

Экран

Принтер

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено

3.2.Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
  2. Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 240 с.- (Среднее профессиональное образование);

Дополнительные источники:

  1. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
  2. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд./ И.В. Липсиц.- 15-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012;
  3. Пястолов С.М. Экономическая теория: практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192с.- (Среднее профессиональное образование);
  4. Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2011;
  5. Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.akdi.ru/
  2. http://www.financial-lawyer.ru
  3. http://studentam.net

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Умения:

Тестовый контроль;

Оценка результатов составления тезисов и конспектов для ответа по теме;

Анализ и оценивание выполнения графических заданий;

Оценка решения и анализ ситуационных задач;

Оценка результатов выполнения практических работ;

Экспертная оценка устных ответов студентов;

Оценка результатов диктантов по основным понятиям и определениям;

Оценка результатов кратковременных проверочных работ;

Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий;

Оценка и анализ проблем современной экономики, изложенных в СМИ;

Экспертная оценка результатов работы по кроссвордам

использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;

распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления

применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях

Знания :

предмет, метод и функции экономической теории;

Характеристика основных методов и функций экономической теории;

Подготовка докладов, сообщений, компьютерных презентаций.

Создание на основе полученных знаний презентаций, составление кроссвордов;

Анализ ценовых и неценовых факторов спроса и предложения, механизма их влияния на рыночную цену,

Определение значимости конкуренции, анализ форм монополистических союзов,

Решение ситуационных задач на знание теории потребительского поведения, формулировка выводов;

Выполнение заданий кроссворда, оформление компьютерных презентаций, решение задач

Оперировать основными макроэкономическими показателями при составлении кроссвордов, тестов; анализировать состояние современной экономики.

Решение ситуационных задач на знание макроэкономической политики государства и способов её осуществления; анализ методов государственного регулирования.

общие положения экономической теории;

основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

построение экономических моделей;

характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;

основы формирования государственного бюджета;

рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;

понятия мировой рынок и международная торговля;

основные направления экономической реформы в России.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

Текущий контроль в форме:

Практических занятий;

Подготовки ответов на вопросы в учебнике;

Подготовка ответов на тестовые задания

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.

ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации.

4.2.Вопросы к экзамену.

  1. Предмет и структура экономической теории.
  2. Основные методы экономического исследования.
  3. Понятия микро-, макро-, международной экономик.
  4. Основные функции экономической теории.
  5. Основные этапы развития экономической теории.
  6. Основные функции рынка.
  7. Основные виды рынков.
  8. Условия функционирования рынка.
  9. Инфраструктура рынка
  10. Средства производства.
  11. Основные черты и сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем.
  12. Основные черты и сравнительная характеристика традиционной и рыночной экономических систем.
  13. Сущность и цели приватизации и национализации собственности.
  14. Монополия и ее виды.
  15. Виды монополистических союзов.
  16. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей.
  17. Теория потребительского поведения.
  18. Закон спроса. Эластичность спроса.
  19. Закон предложения. Эластичность предложения.
  20. Конкуренция и ее виды.
  21. Инфляция.
  22. Безработица
  23. Рынки факторов производства.
  24. Равновесная цена.
  25. Основные макроэкономические показатели.
  26. Функции государства в рыночной экономике.
  27. Государственные финансы и их функции.
  28. Государство в рыночном кругообороте.
  29. Основные направления социальной политики государства.
  30. Теории потребностей Маслоу и Герцберга.
  31. Теории потребностей Макклеланда и Герцберга.
  32. Преимущества и недостатки Индивидуального Предприятия.
  33. Особенности Акционерных Обществ.
  34. Экономический цикл и его фазы.
  35. Макроэкономическая нестабильность.
  36. Задачи осуществления экономической политики государства.
  37. Способы осуществления экономической политики государства.
  38. Налоговая политика государства
  39. Бюджетная политика государства
  40. Макроэкономическое равновесие по Вальрасу

4.3. Критерии оценки знаний

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки выполнения задания

1. Выполнение практических работ

Правильность выполнения практической работы;

Грамотность и аккуратность оформления практической работы;

Полнота раскрытия контрольных вопросов в практической работе

2. Наличие конспекта по дисциплине

Наличие всех лекций по дисциплине;

Грамотность и аккуратность оформления лекций с выделением тем лекций и основных опорных определений

3. Выполнение самостоятельной работы

Правильность и полнота выполнения задания для самостоятельной работы;

Грамотность и аккуратность оформления самостоятельной работы

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

отлично

75 ÷ 89

хорошо

60 ÷ 74

удовлетворительно

менее 60

неудовлетворительно


Транскрипт

1 УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ЮТИ ТПУ В.Л. Бибик «05» сентября 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ): Менеджмент ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ): Производственный менеджмент КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): Бакалавр БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2012 г. КУРС 1; СЕМЕСТР 1 КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 2 КОРЕКВИЗИТЫ: «История», «Психология управления», «Основы научных исследований» ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС: ЛЕКЦИИ 24 часов (ауд.) ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 24 часов (ауд.) АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 48 часов САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 48 часов ИТОГО 96 часов ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная ВИД ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 1 СЕМЕСТРЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КАФЕДРА: «Экономики и автоматизированных систем управления» ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.т.н., доцент М.В. Момот к.т.н., доцент М.В. Момот ст.преподаватель Е.В. Полицинская 2012 г.

2 1. Цели освоения дисциплины Целями дисциплины «Экономическая теория» при подготовке будущего специалиста в области экономики являются: Ц.1. Подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности при выполнении междисциплинарных проектов, в том числе в интернациональном коллективе Задача дисциплины. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими базовых представлений о рыночной экономике, институтах рынка, знаний о закономерностях функционирования современной экономики на микро и макро уровне. Изучение основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики и прикладных экономических дисциплин. Приобретение ими практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок) и макроэкономическом уровне (инфляция, безработица, экономический рост). Ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России. 2. Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина входит в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Реализуется в третьем семестре в объеме 96 часов. При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными закономерностями развития экономики на микро и макро уровне, с законами спроса и предложения, с различными формами проявления конкурентного поведения на рынке, а также с процессами, происходящими на уровне национального хозяйства. Для полноценного усвоения данного курса большое значение имеют знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные студентами, на следующих дисциплинах «История», «Математика». Для успешного освоения дисциплины студенты должны знать: - суть экономических отношений в обществе; - принципах и законах функционирования рыночной экономики на микроуровне (потребители, фирмы, отдельные рынки), на макроуровне (экономика в целом) и на уровне мирового хозяйства и международных экономических отношений; Иметь навыки: - библиографического поиска с использованием современных технологий; - проводить расчеты мировых макроэкономических показателей с использованием пакетов прикладных программ Exсel.

3 3. Результаты освоения дисциплины В соответствии с требованиями ООП освоение дисциплины направлено на формирование у студентов следующих компетенций (результатов обучения), в т.ч. в соответствии с ФГОС: Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении данной дисциплины Результаты обучения (компетенции из ФГОС) Р.2 ПК- 1,2,3,4,5,6,7, 8,10,14,15, 20, 22,23,24, 25, 27,30, 36, 54,58, 59, 60,63, 65, 66,67,68 Составляющие результатов обучения Код Знания Код Умения Код З1.4 основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики; З1.5 основные макроэкономические показатели и принципы их расчета; У1.1 применять понятийнокатегориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; У1.7 проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели; Владение опытом В1.4 экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства В2.2 программным обеспечением для работы с деловой информацией и основами Интернет-технологий *Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».

4 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения Таблица 1 Название раздела 1 Раздел 1. Введение в экономику 2 Раздел 2. Механизм рынка Аудиторная работа (час) Ле кц ии 2 2 Практические занятия Практ.раб. 1 (2ч.) Практ.раб. 2 (2 ч.) СРС (час) Итого Формы текущего контроля и аттестации Опрос. Тестирование. Построение кривых спроса и предложения 3 Раздел 3. Основы теории производства 2 Практ.раб. 3 (2ч.) 5 9 Решение задач на определение издержек производства. 4 Раздел 4. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 5 Раздел 5. Рынки ресурсов и формирование доходов 2 2 Практ.раб. 4 (2ч.) Практ.раб. 5 (2ч.) Решение задач на определение цены и прибыли Контрольная работа 1. 6 Раздел 6. Специфика макроэкономического анализа Макроэкономическое равновесие 4 Практ.раб. 6,7 (4ч.) 5 13 Расчет показателей СНС 7 Раздел 7. Нарушения макроэкономического равновесия 4 Практ.раб. 8,9 (4ч.) 8 16 Расчет уровня безработицы и инфляции. 8 Раздел 8. Денежнокредитная и налоговобюджетная политика 9 Раздел 10. Социальная политика и экономический рост Итоговая аттестация 4 2 Практ.раб. 10,11 (4ч.) Практ.раб. 12 (2ч.) Итого Контрольная работа 2. Построение кривой Лоренца. Зачет

5 4.2. Содержание теоретического раздела дисциплины (лекции) Раздел 1. Введение в экономику (2 часа) Лекция (2 час.) Предмет экономической науки и экономические ресурсы и цели общества Предмет экономики. Структура и задачи курса. Основные функции экономической науки. Понятие экономических ресурсов и их виды. Взаимозаменяемость и дополняемость ресурсов, закон редкости. Кривая производственных возможностей. Эффективное и рациональное использование ресурсов в разных отраслях. Общественное разделение труда и эффективность. Человеческие потребности и экономические цели общества. Собственность. Право собственности и формы собственности. Собственность и редкость благ. Практическая работа 1 (2 час.). Опрос. Тестирование Раздел 2. Механизм рынка Лекция (2 час.) Рынок и его составляющие: законы спроса и предложения Рынок: понятие, условия существования. Социально-экономические функции рынка. Спрос и предложение на рынке. Цена равновесия, ее функции. Отклонение от цены равновесия, дефицит и излишек. Механизм восстановления равновесия. Практическая работа 2 (2 час.) Построение кривых спроса и предложения Раздел 3. Основы теории производства Лекция (2 часа) Издержки производства Издержки фирмы: понятие и виды. Альтернативные издержки. Классификация издержек. Издержки внешние и внутренние, явные и неявные. Трансакционные издержки фирм Постоянные и переменные, общие, средние и предельные издержки. Графики издержек. Эффект масштаба. Оптимальный размер предприятия. Размеры предприятий в зависимости от отрасли производства. Практическая работа 3(2 час.) Решение задач на определение издержек производства.

6 Раздел 4. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Лекция (2 час.) Совершенная и несовершенная конкуренция Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы. Совершенная конкуренция: понятие, условия существования. Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Максимизации прибыли и минимизация убытков. Долгосрочное конкурентное равновесие фирмы. Причины образования и формы монополий. Чистая монополия, ее характерные признаки. Олигополия: характеристика и место в современной экономике. Монополистическая конкуренция. Практическая работа 4. Раздел 5. Рынки ресурсов и формирование доходов Лекция (2 час.) Рынок ресурсов: понятие, условия существования, структура. Спрос и предложение на рынке ресурсов: детерминанты спроса и предложения, эластичность. Цены ресурсов как основа факторных доходов. Практическая работа 5 (2 час.). Контрольная работа 1. Раздел 6. Специфика макроэкономического анализа. Макроэкономическое равновесие Лекция (4 час.) Макроэкономические показатели и методы их измерения. Система национальных счетов, ее значение. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП). ВНП и ВВП по доходам и по расходам. Чистый национальный продукт, национальный доход. Личный доход, личный располагаемый доход. Потребительские расходы и сбережения. Взаимосвязь показателей. ВВП номинальный и реальный. Дефлятор ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение. Практическая работа 6,7 (4 час.) Расчет показателей СНС. Раздел 7. Нарушения макроэкономического равновесия Лекция (4 час.) Занятость: понятие и измерение. Полная занятость. Безработица: понятие, виды, причины. Уровень безработицы. Уровень безработицы по отраслям экономики и регионам страны. Влияние занятости на ВВП. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости. Социальное обеспечение безработных. Фонд занятости в РФ, его формирование и использование. Инфляция: понятие и причины. Измерение инфляции, индексы Лайсперса и Пааше. Инфляция спроса и предложения. Инфляционный рост цен по отдельным товарам. Социально-экономические последствия инфляции. Необходимость и возможности борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика, ее эффек-

7 тивность и последствия. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в России. Практическая работа 8,9 (4 час.) Расчет уровня безработицы и инфляции. Раздел 8. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика Лекция (4 часа) Понятие и типы денежных систем. Денежные агрегаты. Денежный рынок. Спрос на деньги, кривая спроса, факторы, его определяющие. Предложение денег, график предложения, детерминанты денежного предложения. Равновесие на денежном рынке и цена денег. Роль кредита в современной рыночной экономике. Принципы кредитования. Виды кредитов. Структура кредитной системы. Банки, их роль на денежном рынке. Создание денег банками, кредитной системой. Мультипликатор денежного предложения. Денежная эмиссия. Банковская система, принципы построения. Двухуровневая банковская система в условиях рыночной экономики. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки. Их основные операции. Рынок ценных бумаг, его структура и принципы организации. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Денежно-кредитная политика правительства, ее основные принципы и цели. Понятие финансов и финансовой системы. Структура финансовой системы. Государственный бюджет, его доходы и расходы. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Уровни бюджета. Консолидированный бюджет. Налоги как основной источник доходной части бюджета. Виды налогов. Системы налогообложения и принципы их построения. Российская система налогообложения, ее достоинства и недостатки. Налогообложение физических и юридических лиц. Налогово-бюджетная политика и ее роль в обеспечении макроэкономического равновесия. Виды фискальной политики и ее последствия. Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Обслуживание государственного долга. Способы сокращения бюджетного дефицита. Практическая работа 10,11 (4 час.) Контрольная работа 2 Раздел 9. Социальная политика Лекция (2 час.) Доходы населения: понятие, виды. Прожиточный минимум, минимальный потребительский набор товаров и услуг, уровень жизни, стоимость жизни. Дифференциация доходов в рыночной экономике. Пирамида доходов, кривая Лоренца. Система государственной поддержки нуждающихся и выравнивания уровня доходов, ее эффективность. Практическая работа 12 (2 час.) Построение кривой Лоренца.

8 4.3. Распределение компетенций по разделам дисциплины Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3. Формируемые компетенции Разделы дисциплины З.1.4 х х х х х х х х 2. З.1.5 х х х х х х 3. У.1.7 х х х х 4. У.1.7 х х х х х х х 5. В.1.4 х х х х х х 6. В.2.4 х х х х х х х х 5. Образовательные технологии Приводится описание образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения дисциплины. Таблица 2. Методы и формы организации обучения Методы и формы активизации Виды учебной деятельности деятельности Практическая рабо- ЛК та Дискуссия х х IT-методы х Командная работа х Интерактивные методы (разбор кейсов) х Опережающая СРС Индивидуальное обучение х Проблемное обучение х х Обучение на основе опыта х СРС х х Дискуссия осуществляется на каждой лекции и практическом занятии. Информационные технологии: использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям, практическим занятиям. Опережающая самостоятельная работа применяется при самостоятельной подготовке к лекциям при написании конспекта. Проблемное обучение: на лекциях и практических создание проблемных ситуаций.

9 Интерактивные методы реализуются на практических занятиях, включают разбор кейсов. Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия: изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий; самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы; закрепление теоретического материала при проведении практических работ, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий. 6. Организация и учебно-методическое обеспечение cамостоятельной работы студентов 6.1 Текущая и опережающая СРС Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Она заключается в работе с лекционным материалом, поиске и обзоре литературы и электронных источников информации по заданной проблеме курса, опережающей самостоятельной работе, в изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку, подготовке к практическим занятиям, подготовке к контрольным работам, а также при подготовке к экзамену. Содержание самостоятельной работы студентов дисциплине Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов состоит в: - проработке лекционного материала, составлении конспекта лекций по темам, вынесенным на самостоятельное изучение; - подготовке к практическим занятиям; - подготовке к рубежным контролям. Темы, вынесенные на самостоятельную проработку (9 часов) 1. Теория потребительского поведения (3 часа) Понятие полезности товара. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Экономические школы о проблеме полезности. Потребительское предпочтение и полезность. Потребительское безразличие. Кривые безразличия, их свойства. Бюджетная линия, бюджетное ограничение. Бюджетная линия и кривые безразличия: оптимизация потребительского выбора. Эффект замены и эффект дохода. Норма замены. Предельная норма замещения. Излишек потребителя.

10 2. Эластичность спроса и предложения (3 часа) Эластичность, эластичность спроса по цене, доходу, эластичность предложения. 3. Предпринимательская деятельность (3 часа) Предпринимательство без образования юридического лица. Фирма как юридическое лицо. Основные функции и цели фирмы. Особенности предпринимательской деятельности в России. Проблемы приватизации. Роль малого бизнеса. Производственная функция. Производительность факторов производства. Технология производства товара. Закон убывающей предельной производительности. 4. Рынок труда, земли и капитала (3 часа) Рынок труда: понятие, условия существования. Спрос и предложение рабочей силы. Кривые спроса и предложения на труд. Виды рынков труда. Заработная плата как цена труда. Рыночные и нерыночные основы дифференциации заработной платы. Инвестиции в человеческий капитал. Минимальная заработная плата и ее влияние на спрос и предложения труда. Формы и системы заработной платы. Тарифная система и ее роль в организации заработной платы. Государственное регулирование заработной платы. Структура рынка капитала. Спрос и предложение на рынке капиталов. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента. Дисконтированная стоимость. Предпринимательский доход и экономическая прибыль. Рынки природных ресурсов: особенности и структура. Ограниченность ресурсов и ценообразование. Земля как фактор производства. Земельная рента: сущность, виды, условия образования. Цена земли и факторы, ее определяющие. Рента и арендная плата. 5. Цикличность развития экономики (3 часа) ВВП реальный и потенциальный. Измерение экономического развития, темпы экономического роста. Факторы и типы экономического роста. Факторы, дестабилизирующие экономику: цикличность развития, инфляция, безработица. Виды экономических циклов. «Деловой цикл, его фазы. «Длинные волны» в экономике. Структурные кризисы. Цикличность развития отдельных отраслей экономики. Воздействие государства на экономический цикл. Структурная перестройка экономики в современных условиях. Экономический кризис в России: причины, последствия, возможности выхода.

11 6. Государственное регулирование экономики (3 часа) Основные функции правительства, исторические этапы развития государственного воздействия правительства на экономику. Теоретические концепции государственного регулирования экономики. Необходимость и возможности государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования. Правовые, административно-командные и экономические методы. Основные направления экономической политики: кредитно-денежная, финансовая, социальная, внешнеэкономическая. Правительственные программы, их виды, роль и эффективность. Границы государственного регулирования рыночной экономики. Функции государства в переходной экономике Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР), ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. Она включает поиск, анализ, структурирование и презентацию информации; исследовательскую работу и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах; анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме Контроль самостоятельной работы Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей. Материал тем, выносимых на самостоятельное изучение, оформляется в виде конспектов. Проверка и оценка выполнения осуществляется преподавателем на консультациях. 7.Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины При изучении дисциплины «Экономическая теория» осуществляются следующие виды контроля: В соответствие с рейтинг-планом дисциплины в 1 семестре осуществляется 2 рубежных контроля. Рубежные контроли проводятся в часы практических занятий, в письменной форме и включают задания по одному или нескольким разделам лекционного курса. В контрольную работу 1 входят задания по разделам «Механизмы рынка» и «Основы теории производства». В контрольную работу 2 входят задания по разделам «Макроэкономика», «Макроэкономическое равновесие» и «Нарушение макроэкономического равновесия».

12 По каждому рубежному контролю имеются 20 вариантов заданий. Вариант содержит тестовые задания либо теоретические вопросы, охватывающие блок тем, изученных на лекциях. Итог изучения курса зачет проводится в период зачетной недели. 7.1 Перечень вопросов к зачету: 1. Понятие макроэкономики. Специфика макроэкономических исследований. 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. 3. ВНП и ВВП. Состав ВВП по доходам и расходам. 4. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. 5. Понятие макроэкономического равновесия. 6. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. 7. Совокупное предложение. Факторы, его определяющие 8. Классическая модель макроэкономического равновесия. 9. Потребление и сбережение, факторы, их определяющие. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. 10. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия 11. Цикличность. Виды экономических циклов. Причины цикличности развития. 12. Понятие и причины безработицы. 13. Социальные последствия безработицы, способы борьбы с безработицей. 14. Формы безработицы. Естественный уровень безработицы. 15. Сущность, типы и причины инфляции. 16. Инфляция спроса и инфляция издержек. 17. Экономические и социальные последствия инфляции. 18. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика. 19. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. 20. Денежный рынок: спрос, предложение, равновесие. 21. Роль кредита в современной рыночной экономике. 22. Коммерческие банки. Их основные операции и роль в экономике. 23. Центральный Банк и его функции. 24. Денежно-кредитная политика 25. Понятие финансов и финансовой системы. 26. Государственный бюджет. 27. Налоги как основной источник бюджета. 28. Виды налогово-бюджетной политики 29. Бюджетный дефицит и государственный долг. 30. Экономический рост: типы и факторы

13 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература 1. Нагорнов, В.И. Введение в экономическую теорию [Электронный ресурс] / В.И. Нагорнов, М.В.Момот, О.Н.Жданова. - не указано: не указано, Курс экономической теории.: Учебник для вузов/под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселёвой.-7-е изд.,доп. и перераб., с 3. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. - 2-е изд. - СПб: Питер, с. 4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов.- 2-е изд. М.: Питер 2008 с Дополнительная литература 1. Вазим А. А., Дукарт С.А. Экономическая теория. Ч. 1. Микроэкономика: учебное пособие/ А.А. Вазим, С.А. Дукарт Юрга: Изд-во Юргинского технологического института (филиала), с. 8.3 Программное обеспечение и Internet-ресурсы 1. Информационно-правовая система "Кодекс" [Электронный ресурс].- Режим доступа: доступ по общеуниверситетской сети. Загл. с экрана. (содержит образцы правовых и деловых документов, консультации юристов и аудиторов, словари юридических и бухгалтерских терминов, ежедневные обзоры законодательства России, стандарты и др.). Полный список Интернет-ресурсов представлен на сайте НТБ ТПУ (9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для преподавания дисциплины кафедра ЭиАСУ имеет лекционные аудитории, оборудованные мультимедийным проектором, ноутбуком для показа презентаций, а также компьютерный класс на 16 рабочих мест, оборудованный ЭВМ Intel Celeron 3000, мониторами LCD, сетевым оборудованием, выходом в Internet. п/п Наименование (компьютерные классы, учебные лаборатории, оборудование) 1 Лекционные аудитории, оборудованные мультимедийным проектором, ноутбуком для показа презентаций 2 Компьютерный класс на 16 рабочих мест, оборудованный ЭВМ Intel Celeron 3000, мониторами LCD, сетевым оборудованием, выходом в Internet Корпус, ауд., количество установок Гл.11 Гл.15

14 Программа составлена на основе ООП бакалавриата, реализуемая по направлению «Менеджмент» и профилю «Производственный менеджмент» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Экономика» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «20» мая 2010 г. 544 Программа одобрена на заседании кафедры Экономики и автоматизированных систем управления (протокол 1 от сентября 2012 г.). Автор Полицинская Е.В. Рецензент к.э.н., доцент Трифонов В.А.


УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ЮТИ ТПУ В.Л. Бибик «05» сентября 2014г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МАКРОЭКОНОМИКА НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ): 38.03.01. Экономика ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ): Бухгалтерский

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ЮТИ ТПУ В.Л. Бибик «05» сентября 2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МИКРОЭКОНОМИКА НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ): 080100 Экономика ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ): Бухгалтерский

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ЮТИ ТПУ В.Л. Бибик «09_» 09 2014 г. БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Экономика 1.1 Направление (специальность) ООП: 09.03.03. Прикладная информатика Профиль подготовки

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора ЮТИ ТПУ В.Л. Бибик 20 г. БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА Направление (специальность) ООП: 35.03.06 Агроинженерия Профиль подготовки: Технический сервис в АПК Квалификация

Дисциплина «Экономическая теория» 1. Цель и задачи дисциплины Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Дисциплина «Экономическая теория» относится к базовой части

Дисциплина «Основы экономики» Направление подготовки: педагогическое образование Квалификация (степень): бакалавр Объем трудоемкости: 4 кредита (144 часа, из них 72 часа аудиторной нагрузки, 72 часа самостоятельной

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Экономика» является обязательной дисциплиной вариативной части. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Вопросы, выносимые на экзамен. 1. Экономическая теория: предмет, функции, методы исследования. 2. Место экономической теории в системе экономических наук. Экономические законы и закономерности. 3. Меркантилисты,

VIII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие «экономика». Функции экономики. 2. Методы экономической науки. Экономические законы. 3. Экономические потребности. Пирамида человеческих потребностей. Закон

2 1. Цели и задачи дисциплины. Целью изучения дисциплины «Экономика» является фундаментальная подготовка студентов по экономической теории, как база для знаний, способствующих формированию у выпускников

БИЛЕТЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА» 2015 г. Билет 1 1. Предмет и методы изучения экономической теории. Основные школы экономической теории. 2. Макроэкономические индикаторы

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева КАИ» (КНИТУ КАИ) Зеленодольский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель изучения дисциплины «Общая экономическая теория» состоит в освоении научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов в

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе В.А. Ащеулов ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Рекомендуется для подготовки

Тематика контрольных работ по дисциплине «Экономическая теория» Тема 1. Теория экономики и ее функции. 1.Предмет, цели и задачи экономической теории. 2.Зарождение и основные этапы развития экономической

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») УТВЕРЖДАЮ Заведующий

КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» ЦИКЛА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СО- ЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В кодификаторе зафиксирована преемственность

Примерная тематика типовых контрольных заданий (контрольные точки): 1. Предмет изучения микроэкономики и макроэкономики. 2. Сущность и функции рынка. 3. Закон спроса. Детерминанты спроса. 4. Закон предложения.

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению

К читателю...11 РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕВ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Лекция 1 Тема: Основные этапы развития экономической науки...15 1.1. Истоки...15 1.2. Меркантилизм первая школа политической экономии...17 1.3. Классическая

Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Экономическая теория» 1. Предмет, цели и задачи экономической теории. 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории. 3. Методология экономического

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ЮТИ ТПУ В.Л. Бибик «05» сентябряя 2014г. БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ): 38.03.01 Экономика ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (Бакалавриат):

Киселева Е.А., Сафрончук М.В. Экономическая теория: учебник: / Е.А. Киселева, М.В. Сафрончук; под ред. М.Н. Чепурина. М.: Деловая литература, 2011. 552 е.: ил. ПРЕДИСЛОВИЕ 7 РАЗДЕЛ I. МИКРОЭКОНОМИКА ч

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная геодезическая академия

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора ЮТИ ТПУ по УР В.Л. Бибик «05» сентября 2014 г. БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Направление ООП: 38.03.01 Экономика Профиль подготовки: Бухгалтерский

АННОТАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН По специальности подготовки: «Лечебное дело» Профили подготовки: Квалификация выпускника: специалист Форма обучения: очная, очно - заочная (вечерняя) Пенза,

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Специальность «Менеджмент организации» Стандарты 2-го поколения РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине 1. Предмет, цели, задачи и методология экономики. 2. Взаимосвязь экономики с другими науками и экономической политикой. 3. Естественные и социальные условия

ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ...11 Глава 1. Генезис, основные этапы и направления развития экономической теории... 11 1. Общая характеристика экономической теории как науки...11

УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УР ЮТИ ТПУ В.Л.Бибик «05» сентября 2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ НАПРАВЛЕНИЕ ООП: МЕНЕДЖМЕНТ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Производственный менеджмент

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, обучающихся по данной программе: Учащиеся должны знать: - понятия о микро- и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости; - главные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ (МИИГАИК) Аннотация рабочей программы дисциплины Экономика Направление подготовки 030900.62

Приложение 1 к протоколу 2 от 28.03.2017 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по предмету «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» при поступлении на специальности «Экономика и управление на предприятии», «Коммерческая

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная Геодезическая Академия»

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ЮТИ ТПУ В.Л. Бибик «05» сентября 2012 г. БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 080100 Экономика ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ):

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» Кафедра ЭиУвСМ УТВЕРЖДАЮ ВПО «ДГТУ», Т.А. Исмаилов 2014 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена по направлению

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора ЮТИ ТПУ по УР В.Л. Бибик 2016 г. БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСЫ Направление ООП: 38.03.01 Экономика Профиль подготовки: Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Экономика» 2015 год набора Направление подготовки 38.03.07 - Товароведение Профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080100.62 Экономика Новосибирск ВВЕДЕНИЕ Вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на направление

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ») УТВЕРЖДАЮ: Председатель приемной комиссии,

Îãëàâëåíèå Предисловие... 12 РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ... 19 Глава 1. Основные элементы и понятие экономики... 19 1. Потребности человека как предпосылка экономики... 19 2. Экономические

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» УТВЕРЖДАЮ Председатель Методической комиссии инженерно-экономического факультета доц. И. А.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АНО ВО «Российский новый университет» Факультет экономики, управления и финансов ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа разработана для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению 080100.68 Экономика. Вступительное испытание в магистратуру проводится в виде собеседования.

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие... 4 РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Глава 1. Экономическая теория: предмет и история экономической науки... 7 1.1. Предмет экономической теории... 7 1.2. Структура предмета...

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" (ФГБОУ ВПО «АлтГУ») УТВЕРЖДАЮ Декан Поляков

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Финансово-экономический институт по направлению 38.04.01 Экономика программа

Белорусский государственный университет бной работе днильченко 2016 г. ПРОГРАММА вступительного экзамена в магистратуру (дополнительный экзамен) для специальностей 1-25 80 01 «Экономическая теория» 1-25

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «26» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся

с. 1
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Международный еврейский институт экономики, финансов и права»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

МОСКВА, 2009 г.


Программа разработана на кафедре экономических дисциплин.

Автор программы:

доц. Дубовик М.В.

Заведующий кафедрой _____________________ проф. Калинкин Е.В.


  1. Цель и задачи дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО) для специальности 080102.65 "Мировая экономика", рекомендаций Учёного совета и накопленного опыта преподавания предмета кафедрой экономики. Программа рассчитана на изучение курса в течение 2 семестров.

Дисциплина «Экономическая теория» входит в учебный план специальности "Мировая экономика" как общепрофессиональная дисциплина федерального компонента.

Цель курса "Экономическая теория" - дать студентам базовую подготовку в области экономической теории, позволяющую ориентироваться в современной экономической жизни общества, и формирование у студентов устойчивых знаний по определяющим экономическим законам, категориям, понятиям, их трактовкам в различных экономических школах.

В результате изучения курса «экономической теории» студент должен освоить:

законы и категории, характеризующие всеобщие условия воспроизводства: понятие экономических ресурсов, взаимосвязь между ресурсами и потребностями общества, эффективность использования экономических благ, основные понятия собственности;

причины функционирования рынка, его сущность, функции, структура и основные элементы;

условия формирования издержек производства фирмы в рыночной среде, их виды и взаимосвязь, методы анализа и прогнозирования издержек производства;

закономерности и особенности воспроизводства на макроэкономическом уровне, показатели общественного воспроизводства, критерии макроэкономического равновесия;

формы и методы государственного регулирования экономики, включая денежно-кредитную, финансовую, социальную политику;

отличительные особенности основных экономических теорий, школ, учений, к которым можно отнести классическую политическую экономию, маржиналистскую теорию, кейнсианскую теорию, монетаристскую школу, а также вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли.

Задачами курса являются:

воспитание культуры экономического мышления, выработке адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов;

выработке умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам;

обретение опыта анализа экономических ситуаций и происходящих изменений в жизни обществ;

обретение навыков принятия самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя и владельца производственных ресурсов;

развитие способностей к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент , изучивший курс «Экономическая теория », должен :

Иметь представление об экономической теории, ее предметной области и методах осуществления;

Знать термины, понятия и суть основных проблем, рассматриваемых в курсе;

Уметь применять на практике полученные в ходе изучения курса знания;

Иметь навыки анализа общественного производства, знания об основных законах и закономерностях экономики, и пр.

Курс "Экономическая теория" читается на 1 курсах дневного отделения (1 и 2 семестры). Контроль успеваемости студентов ведётся по принятой пятибалльной системе, вид (виды) итогового контроля – зачёт, экзамен.

3 .​ Объём дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Количество часов

очная форма обучения

1 семестр

2 семестр

Аудиторные занятия, в т.ч.:

51

51

- лекции

30

30

- практические занятия и семинары

21

21

- лабораторные работы

Самостоятельная работа:

82

68

- курсовая работа (проект)

20

- реферат

6

- контрольные, расчётно-графические работы

12

- другие виды самостоятельной работы

(самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д)


48

48

- подготовка к экзамену

6

6

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

Итого за семестр:

133

119

Общая трудоёмкость дисциплины:

252 часов

4.​ Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Раздел дисциплины

Часов

Всего

Лекции

Практические занятия

Лаборат. работы

Самостоятель - ная работа

1

2

3

4

5

6

7

1 семестр

1.

Введение

4

2

2

2.


26

6

4

16

3.

Общие проблемы экономического развития.

20

6

4

10

4.

Типология экономических систем. Основные понятия собственности.

22

4

4

14

5.

Микроэкономика.

Рынок и его основные элементы. Структура и функции рынка.


20

4

4

12

6.

Деятельность фирмы, ее издержки и доходы.

20

4

3

13

7.

Факторы производства и формы распределения доходов.

21

4

2

15

Всего за семестр

133

30

21

-

82

2 семестр

8.

Конкуренция и монополии.

16

4

2

10

9.

Макроэкономика. Введение в макроэкономику. Общественное воспроизводство: цели, результаты, эффективность. Макроэкономическая структура.

20

6

4

10

10.

Роль государства в современной экономике. Формы государственного регулирования экономики.

18

4

4

10

11.

Денежно-кредитная и финансовая политика.

18

4

4

10

12.



18

4

4

10

13.

Теория поведения производителя и организация предпринимательской деятельности.

20

4

3

13

14.

Заключение

9

4

-

5

Всего за семестр

119

30

21

68

ИТОГО

252

60

42

-

150

4.2.​ Содержание разделов дисциплин.

1. Введение.

История развития экономической теории. Основные школы экономической теории. Эволюция экономической мысли. Основные этапы развития экономической теории: доклассический, классический, неоклассический. Особенности современной экономической теории. Предмет экономической теории и ее функции. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическая теория в системе экономических наук. Нобелевские премии по экономике.

2. Экономическая теория как наука : предмет и специфика методологии.

Предмет экономической теории. Общая характеристика хозяйственной деятельности и экономической среды. Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе. Факторы производства и процесс труда. Выбор альтернатив использования ресурсов. Эффективность использования органических ресурсов, проблема занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки. Закон возрастания вмененных издержек. Методы экономической теории. Позитивная нормативная теории.

3. Общие проблемы экономического развития.

Объективные условия и противоречия экономического развития. Потребности и их виды. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Факторы производства и их виды. Проблема технологического выбора в обществе. Кривая производственных возможностей. Экономика и эффективность. Ключевые вопросы экономики. Понятие альтернативной стоимости. Сравнительные преимущества. Экономические системы: понятие и основные элементы. Общая характеристика базовых моделей. Смешанная экономика и ее типы.

4. Типология экономических систем. Основные понятия собственности.

Основные вопросы экономики. Экономические цели общества. Модели экономических систем. Формационный подход. Спонтанный порядок и иерархия. Чистый капитализм. Командная экономика, смешанные системы. Трансакционные издержки. Собственность в системе экономических отношений. Собственность, ее сущность и формы. Собственность и экономические интересы. Экономическая теория прав собственности.

Микроэкономика.

5.Рынок и его основные элементы. Структура и функции рынка.

Сущность рынка и условия его возникновения. Понятие рынка свободной конкуренции. Структура и функции рынка. Основные элементы рынка. Основы обмена. Деньги и цена. Закон стоимости. Характеристика товара в различных экономических школах. Социально-экономические основы рыночного хозяйства. Понятие спроса. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Детерминанты спроса. Изменения в спросе. Понятие предложения. Кривая предложения. Изменения в предложении. Предложение и спрос: рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

6. Деятельность фирмы, ее издержки и доходы.

Понятия фирмы, предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Различные формы издержек фирмы, их сущность и особенности. Внутренние и внешние издержки. Издержки средние и приростные. Краткосрочный и долговременный периоды. Закон убывающей отдачи. Предельные издержки и предельный доход. Минимизация издержек. Определение набора факторов. Оптимальная «изокоста» производственных функций. Определение оптимального размера предприятия.

7. Факторы производства и формы распределения доходов.

Доходы и их виды. Понятие дохода в теории факторов производства. Капитал как фактор производства и формы доходов на капитал. Труд как фактор производства и системы заработной платы. Предпринимательский доход. Рента как доход от использования фактора земли.

8. Конкуренция и монополии.

Сущность конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия, ее экономическая природа, причины возникновения. Формы монополий. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Монополии и конкуренция. Ценовая дискриминация. Антитрестовское законодательство.

Макроэкономика. Основы макроэкономического анализа

9. Введение в макроэкономику. Общественное воспроизводство: цели, результаты, эффективность. Макроэкономическая структура.

Сущность расширенного воспроизводства. Показатели расширенного воспроизводства в системе показателей баланса народного хозяйства и в системе национальных счетов. Стоимостная и натурально-вещественная структура макроэкономических показателей. Классификация субъектов рыночного хозяйства и классификация рыночных операций. Типы экономического роста. Темпы роста: уровень, качество, факторы, эффективность. Характеристики структурных сдвигов в экономике. Межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта. Принципы макроэкономического равновесия в различных экономических школах. Потребление и сбережение в масштабах национальной экономики. Мультипликатор. Производные инвестиции. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Модель AD – AS.

10 Роль государства в современной экономике. Формы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирования и его методы. Прямое и косвенное регулирование. Возможности и границы государственного регулирования экономики. Государственный сектор и государственное предпринимательство. Макроэкономическое регулирование национальной экономики. Роль НТР в усилении роли государства. Роль государства в распределении и перераспределении национального дохода. Внешние эффекты (экстерналии). Правительственные закупки. Трансфертные платежи. Модель кругооборота благ и доходов с участием правительства. Экономические функции государства. Понятие общественных товаров. Разгосударствление. Проблемы приватизации. Особенности процесса приватизации в регионе.

11. Денежно-кредитная и финансовая политика.

Теории денег. Функции Центрального банка. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Варианты денежно-кредитной политики. Политика «дешевых» и «дорогих» денег. Инструменты денежно-кредитной политики. Механизм денежно-кредитного регулирования и проблемы его эффективности. Модель «IS – LM». Финансовая система, ее сущность и механизм функционирования. Финансовая политика. Принципы и формы налогообложения. Инфляция, ее причины, виды и показатели. Гиперинфляционные ожидания. Экономические и социальные проблемы инфляции. Система антиинфляционных мер.

12. Социальная политика государства.

Понятие социальной сферы. Основные направления социальной политики государства. Регулирование доходов населения. Кривая Лоренца. Государственное регулирование занятости.

13 Теория поведения производителя и организация предпринимательской деятельности.

Предпринимательство, его виды и роль в экономике. Организационные формы предпринимательской деятельности. Эффективность и динамика рынка, гипотеза И. Шумпетера. Производственные факторы и технология производства (производственная функция), производство с одним переменным фактором, замещаемость производственных факторов. Виды издержек производства. Чистая экономическая и бухгалтерская прибыль. Временной аспект в анализе издержек, минимизация издержек при различных объемах производства. Изокосты. Эффект масштаба, минимальный эффективный размер предприятия и структура отрасли. Выбор фирмой цены и объема производства. Характеристики, определяющие структуру рынка; (типы) модели рыночных структур, их отличительные черты и особенности ценообразования: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Государственное регулирование экономической деятельности фирм и проблема дерегулирования.

14. Заключение.

5 .​ Практические (семинарские) занятия.


№ п/п

Темы практических (семинарских) занятий

1.

Предмет и метод экономической теории. Роль экономики в жизни общества.

2.

Понятие «экономика» в теоретическом и практическом значении. Основы анализа спроса и предложения.

3.

Основные факторы общественного производства.

4.

Определение предмета политической экономии и «экономикс».

5.

Взаимосвязь потребностей общества и ресурсов. Равновесие рынка.

6.

Методы изучения экономических процессов.

7.



8.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая
политика государства

9.

Инфляция и антиинфляционная политика


10.

Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике

11.

Безработица. Государственная политика занятости и регулирования безработицы

6 .​ Лабораторные работы (при наличии).

Лабораторные работы не предусмотрены.

Примерный перечень тем курсовых работ (проектов).


  1. Общественное производство и экономические системы в обществе.

  2. Проблемы выбора в экономике

  3. Рыночная экономика: необходимость, сущность, особенности становления в России.

  4. Роль и функции рынка в общественном производстве.

  5. Рынок, его структура и инфраструктура.

  6. Социально ориентированное рыночное хозяйство.

  7. Экономические институты и собственность в рыночной экономике.

  8. Рыночный механизм и его элементы. Законы рынка.

  9. Эластичность спроса и предложения

  10. Конкуренция: понятие, условия, формы и методы.

  11. Монополия: сущность и виды.

  12. Провалы рынка и роль государства в рыночной экономике.

  13. Спрос и поведение потребителя.

  14. Предпринимательство: понятие, формы и современные особенности.

  15. Фирма как субъект рыночных отношений.

  16. Домохозяйство как субъект рыночных отношений.

  17. Акционерные общества и их роль в современной экономике.

  18. Место и роль малых предприятий в рыночной экономике.

  19. Экономическое равновесие фирмы.

  20. Теория потребительского выбора.

  21. Производственная функция и ее экономическая интерпретация.

  22. Модель рынка совершенной конкуренции

  23. Монополия и общество. Потери от монополизма.

  24. Модель монополистической конкуренции.

  25. Рынок труда и его специфика

  26. Государственная политика занятости.

  27. Рынок труда в современной России.

  28. Теории капитала.

  29. Проблема неравенства доходов в современной России.

  30. Теория экономики благосостояния.

  31. Теория провалов рынка. Экстерналии. Теория Коуза.

  32. Общественные и частные блага.

  33. Свойства информации, стоимость и цена информации.

  34. Разгосударствление и приватизация собственности. Мировой и отечественной опыт.

  35. Экономический рост, его факторы и современные проблемы.

  36. Трудовая теория стоимости.

  37. Теория маржинализма.

  38. Экономические функции государства в рыночной экономике.

  39. Биржи и их роль в рыночной экономике.

  40. Государственное регулирование экономики в свете кейнсианства и неоконсервативных концепций.

  41. Инвестиции и их роль в развитии макроэкономики.

  42. Теория мультипликатора.

  43. Экономический цикл и его фазы.

  44. Фискальная политика государства.

  45. Монетарная политика в Российской Федерации.

  46. Валютный рынок и режимы валютного курса.

  47. Внешнеторговая политика, ее виды и основные инструменты.

  48. Три фундаментальных вопроса экономики и их решение в различных хозяйственных системах.

  49. Равновесие в макроэкономике и его виды.

  50. Кейнсианская модель товарного рынка.

  51. Финансовый рынок и его структура.

  52. Денежный рынок.

  53. Банковская система и ее структура.

  54. Социальная политика государства.

  55. Экономические кризисы: сущность, причины, последствия.

  56. Монополизм и антимонопольное регулирование.

  57. Земельная рента: сущность и формы.

  58. Экономические реформы в России.

  59. Международная экономическая интеграция: факторы и формы развития.

  60. Налоговая система в России.

  61. Роль профсоюзов на рынке труда.

  62. Научно-технический прогресс: его роль в развитии экономики.

  63. Предпринимательство: теория и практика.

  64. Денежные реформы и принципы их проведения.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет и метод экономической теории. Соотношение микро- и макроэкономики. Экономическая теория в системе наук: место и функции.
2. Рыночная система. Функционирование основных типов рынков.
3. Основные этапы становления и развития экономической мысли.
4. Анализ рыночного спроса. Функции спроса. Парадокс Гиффена. Эффект Веблена.
5. Понятие эластичности спроса по цене. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность по цене и эластичность спроса по доходу.
6. Производственная функция. Характеристика выпуска: общий, средний, предельный продукты.
7. Понятие затрат. Затраты индивидуальные и общественные, явные и неявные, затраты упущенных возможностей.
8. Прибыль экономическая и бухгалтерская. Нормальная прибыль.
9. Монополия: сущность, формы. Ценообразование в условиях монополии. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция.
10.Индексы Лернера и Херфиндаля-Хиршмана.
11. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса. Предельная полезность. Законы Госсена.
12. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Предпочтения потребителя и бюджетное ограничение. Кривые безразличия. Условие равновесия потребителя.
13. Сущность и значение показателя ВНП. Концепция добавленной стоимости.
14. Чистый национальный продукт, национальный доход, личный и располагаемый доход. Формулы расчета.
15. Экономический цикл и его фазы. Теории экономических циклов. (Жугляра, Маркса, Китчина, Кузнеца, Тоффлера). Длинные волны Н.Д.Кондратьева.
16. Безработица, ее виды и порядок измерения. Последствия безработицы.
17. Инфляция, ее причины и показатели.
18. Причины и формы безработицы Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса и ее современные интерпретации.
19. Потребление и сбережения в кейнсианской модели. Показатели склонности к потреблению (сбережению). Изменение равновесного объема производства и мультипликатор.
20. Сущность и функции денег. Типы денег. Монометаллическая и биметаллическая денежные системы. Денежная масса и ее основные агрегаты.
21. Открытая экономика. Валютный курс. Паритет покупательной способности.
22. Мировая финансовая система: этапы развития, условия и особенности функционирования.

23. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Квазиденьги.

24. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Мотивы спроса на деньги.

25. Структура современной кредитной системы.

26. Центральный банк, его функции и инструменты.

27. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка. Стимулирующая и сдерживающая кредитно-денежная политика.

28. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

29. Фондовая биржа и ее функции.

30. Характеристика основных ценных бумаг: акций и облигаций.

31. Кривая Филлипса и феномен стагфляции.

32. Сущность и структура государственного бюджета. Основные статьи расходной и доходной части федерального бюджета.

33. Виды налогов. Принципы построения налоговой системы. Пропорциональная и прогрессивная система налогообложения.

34. Бюджетный дефицит и его разновидности (фактический, структурный, циклический).

35. Измерение неравенства в распределении доходов (кривая Лоренца и коэффициент Джини). Децильный коэффициент.

36. Теория сравнительных преимуществ и ее современные модификации (теорема Хекшера-Олина). «Голландская болезнь».

37. Обменный курс валюты (номинальный и реальный).

Обязательная литература.

Экономическая теория. Микроэкономика-1,2. Журавлева Г.П. Москва. Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко" 2008

"Экономическая теория. Макроэкономика-1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций", 2009

Дополнительная литература.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. СПб., 1999.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. 3-е изд. М., 2003.

Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 1993.

Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. М.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
с. 1