Псковские летописи как литературно-исторические памятники. Произведения и периодизация древнерусской литературы

С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие древнерусская литература.

Летописи – памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам: летописцы последовательно фиксировали события, произошедшие в конкретный год. Появление первых исторических сочинений относится ко времени Ярослава Мудрого. Летописи создавались в Киеве и Новгороде, на их основе монах Нестор в XI веке составил дошедший до нас летописный свод «Повесть временных лет» (Начальная летопись), которая содержит изложение древнейшей истории славян, а также истории Руси до 1100 года.

Библиотека НИРО предлагает вам ознакомиться с книгой «Древнерусские летописи», в которой вы найдете текст Начальной летописи, а также Киевской и Галицко-волынской.

«Повесть временных лет» вошла в состав Лаврентьевской летописи, которая получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году. Летопись вместе с «Повестью временных лет» содержит описание событий, которые произошли в южно-русских княжествах, а затем – во Владимиро-Суздальской Руси. Полный текст «Повести» по Лаврентьевскому списку вы найдете в книге

Благодаря Лаврентию мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный текст «Поучения Владимира Мономаха детям». «Поучение детям» Владимира Всеволодовича Мономаха обращено не только к детям – наследникам государственной власти, но и ко всем, кто его прочтет. С текстом «Поучения» и его переводом вы сможете познакомиться, перейдя по ссылке.

«Слово о полку Игореве» - литературный памятник XII века, в основе которого лежит историческое событие – неудачный поход Новгород-Северного князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

Разворот издания

«Слово о полку Игореве»

Единственный список «Слова» дошел до нас в составе сборника, который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Имя автора и точная дата написания «Слова» неизвестна. Большинство исследователей считают, что оно было создано в конце XII века.

«Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников литературы. В нем отражены идеалы духовной, социальной и семейной жизни, ярко показаны картины средневекового быта, описаны обряды, связанные с многовековыми русскими традициями.

  ЛЕТОПИСАНИЕ (от др.-рус. лето - год) - исторический жанр древнерусской литературы XI-XVII вв., представляющий собой погодную запись событий.

Текст летописей разделен на статьи, соответствующие одному году. Пополнявшиеся на протяжении столетий все новыми и новыми известиями, летописи являются важнейшими источниками научных знаний о Древней Руси.

Чаще всего составителем или переписчиком летописи был ученый монах. По повелению князя, епископа или настоятеля монастыря он проводил за написанием летописи долгие годы. Рассказ об истории своей земли было принято начинать с глубокой древности, постепенно переходя к событиям последних лет. Поэтому летописец опирался на труды своих предшественников.

Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он «сводил» (соединял) их, выбирая из каждого текста то, что считал нужным включить в собственный труд. Часто при сведении и переписывании летописные тексты сильно изменялись - сокращались или расширялись, пополнялись новыми материалами. Но при этом летописец старался как можно точнее передать текст прсдшественников. Сочинение или грубое искажение летописных известий считалось тяжким грехом.

Летописец считал историю проявлением воли Бога, наказывающего или милующего людей за их дела. Свою задачу летописец видел в том, чтобы донести до потомков деяния Бога. При описании событий своего времени летописец руководствовался собственными записями, воспоминаниями или свидетельствами участников событий, рассказами осведомленных людей, иногда он мог воспользоваться документами, хранившимися в княжеском или епископском архиве. Итогом этой большой работы становился летописный свод. Спустя какое-то время этот свод продолжался другими летописцами или использовался при составлении нового свода.

Летопись несла память о прошлом, была учебником мудрости. На страницах летописей обосновывались права династий и государств.

Создание летописи было не только трудным, но и дорогим делом. До появления в XIV в. бумаги летописи писали на пергамене - специально выделанной тонкой коже. Известны две летописи (Радзивилловская и Лицевой свод), в которых текст сопровождается красочными миниатюрами.

Первые летописные своды на Руси начали создавать не позже 1-й пол. XI в., однако до нас дошли только своды 2-й пол. того же столетия. Центром раннего летописания был Киев - столица Древнерусского государства, но краткие летописи велись и в других городах. Первой летописью, разбитой на годовые статьи, стал свод, составленный в 70-е гг. XI в. в стенах Киево-Печерского монастыря. Его составителем, как полагают исследователи, был игумен этой обители Никон Великий (?-1088). Труд Никона Великого лег в основу другого летописного свода, возникшего в том же монастыре в 90-е гг. XI в. В научной литературе этот свод получил условное название Начального (фрагменты Начального свода сохранились в составе Новгородской первой летописи). Неизвестный составитель Начального свода не только пополнил свод Никона известиями за последние годы, но и расширил его за счет привлечения летописных записей из других русских городов, а также материалами в числе которых были, предположительно, произведения византийских хронистов. Третьим по счету и самым значительным памятником раннего летописания стала «Повесть временных лет» , созданная в 10-е гг. XII в.

  После распада Древнерусского государства летописание продолжилось во многих русских княжествах. Летописные памятники русских земель эпохи раздробленности отличаются по литературной манере, кругу интересов, приемам работы. Многословное летописание Южной Руси совсем не похоже па лаконичное и деловитое новгородское. А летописи Северо-Востока отличаются своей склонностью к велеречивому философствованию. Местные летописцы стали замыкаться в границах отдельных княжеств и смотрели на все события через призму политических интересов своего князя или города. Получили распространение княжеские летописи, повествующие о жизни и подвигах того или иного правителя. Летописными памятниками этого времени являются Ипатьевская, Новгородская первая и Лаврентьевская летописи.

Монголо-татарское нашествие 30-х гг. XIII в. нанесло сильный удар и по летописанию Руси. Во многих городах летописание прервалось вовсе. Центрами летописной работы в этот период оставались Галицко-Волынская земля, Новгород, Ростов.

В XIV в. возникло самостоятельное летописание в Москве. В этом столетии московские князья превратились в самых могущественных правителей на северо-востоке Руси. Под их рукой началось собирание русских земель и борьба с ордынским владычеством. Вместе с возрождением идеи единого государства постепенно начала возрождаться и идея общерусского летописания. Одним из первых общерусских летописных сводов периода образования Русского государства стал московский свод 1408 г., инициатива создания которого принадлежала митрополиту Киприану. Создатель свода 1408 г. привлек летописные материалы многих русских городов - Твери и Новгорода Великого, Нижнего Новгорода и Рязани, Смоленска и, конечно, самой Москвы. Свод 1408 г. сохранялся в Троицкой летописи нач. XV в., которая погибла в московском пожаре 1812 г. Объединительные идеи проявились и в последующих московских сводах XV в. В них обосновывалась идея, согласно которой московские князья являются законными государями и наследниками всех земель, которые составляли прежде Киевскую Русь. Постепенно московское летописание становилось все более торжественным и официальным. В XVI в. в Москве были созданы грандиозные по объему летописные своды (Никоновская летопись, Лицевой свод и др.). В них Московское государство изображалось не только преемником Киeвской Руси, но и наследником великих царств прошлого, единственным оплотом православной веры. Над созданием летописных сводов в Москве трудились целые артели книжников, редакторов, писцов и художников. Вместе с тем летописцы этого времени постепенно утрачивали религиозный трепет перед правдой факта. Порой при редактировании смысл летописных сообщений менялся на противоположный (особенно это касалось рассказов о событиях последнего времени). Пережив расцвет в сер. XVI в., московское летописание уже во 2-й пол. столетия пошло на спад. К этому времени прервались или измельчали и местные летописные традиции. Составление летописей продолжалось и в XVII в., но к XVIII в. этот жанр исторической книжности постепенно уходил в прошлое.


2. Памятники древнерусской истории

Почётное место в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописные записи относятся к IX веку, это краткие записи в одну-две строки. Постепенно летописи становятся подробными.
Первая летопись была составлена в X веке. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. Учёные считают что, до появления летописи существовали отдельные записи: устные рассказы и церковные. Это истории о Кие, о походах русских войск против Византии, о путешествиях Ольги в Константинополь, об убийствах Бориса и Глеба, былины, проповеди, песни, жития святых. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого. В это время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знали ни Болгария, ни Византия. Следующий свод был написан Иларионом, который писал его под именем Никона.
Древнейшая из дошедших до нас летописей ― «Повесть временных лет». Она была составлена на основе предшествующих ей летописей, в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В «Повести временных лет» «рассказывалось о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. О первых киевских князьях, об истории Древнерусского государства до начала XII века» .
Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь ― это один из европейских народов. Используя предыдущие своды, летописец развертывает широкую панораму исторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи ― князья, бояре, купцы, посадники, церковные служители. Он рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор все это описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Именно Нестору «Повести временных лет» обязана своим широким историческим кругозором. Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхождении русской княжеской династии. Главная ее цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, доказать, что русский народ ― не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.
Летописное повествование Нестора «отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы ― меняются и оценки» . Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие ― на борьбе с враждебными племенами, третьи ― на военных походах и деяниях князей. Но ведущей темой большинства летописей становится идея единства Руси.
В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования ― погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.
«Повесть временных лет» являлась частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию русского летописания. «Повесть временных лет» определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русачам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей.
«Повесть временных лет», написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.
Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения.
Той же теме ― обличению княжеского несогласия посвящено и «Слово о полку Игореве», написанное в 1185 году в Киеве. Суть поэмы ― призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольского полчища. Именно разобщённость русских князей сыграла роковую роль в годы нашествия монголо-татар.
«Слово» ― это памятник литературы. Поэма н»е только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа, не только плачь о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами» .
Игорь, Всеволод, Святослав ― все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор «Слова» любуется и осуждает своего героя, он мирится с раздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государства ещё не наступило. Автор «Слова» мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор говорит как равный со всеми, требует, а не молит.

>>Книжные памятники. Летописи

Потребность в книгах обусловила появление нового ремесла - книжного дела. Им занимались переводчики, переписчики, художники, переплётчики, мастера, изготовлявшие пергамент. Переписывание и изготовление книг было сосредоточено при монастырях.


Пергамент
- обработанная кожа молодых животных, используемая для письма до изобретения бумаги.

Занимались этим монахи и светские люди. Кроме Киева, центрами переписывания книг были Чернигов, Владимир-Волынский, Галич, Переяслав и другие города.

Труд переписчиков книг ценился очень высоко. Ведь, кроме знания грамоты, они должны были вла¬деть мастерством красивого письма. Каждую букву с огромной тщательностью наносили на пергамент, каж- -дое слово требовало особой старательности. Древние книги украшали миниатюрами. Их было немного, но они характеризовались насыщенной цветовой гаммой и мастерством выполнения. Начало книги или раздела было выделено заставкой. В период Киевской Руси заставки выполнялись в богатом, праздничном стиле с чёткими линиями, для которых не жалели золотой краски. Инициал всегда был большим. Его часто превращали в сложный рисунок с изображением зверей, растений, разных чудовищ. Эту букву выделяли красной краской, к которой иногда добавляли золото.

Книги переплетали в оправы, которые делали из деревянных досок, обтянутых кожей. Дорогие опра¬вы, изготовляемые для князей и церковнослужителей, обтягивали бархатом и украшали драгоценными камнями, золотом и серебром. Такая книга была произведением искусства и стоила невероятно дорого. Похвастаться большой библиотекой в те времена могли только очень богатые люди.

Миниатюра
- цветной рисунок в рукописных книгах.
Заставка - композиция, состоящая из орнамента в начале книги или раздела.
Инициал - первая буква текста.

Несколько рукописей сохранились до нашего времени и ныне представляют огромную ценность, являясь свидетельством высокого уровня развития книжного дела на Руси. Самыми древними сохранившимися книгами считаются знаменитое «Остромирово Евангелие», написанное в Киеве в 1056-1057 гг., и «Изборник Святослава» 1073 г.


Какие же книги были распространены в то время?
Подавляющее большинство составляли религиозно- церковные книги, использовавшиеся во время богослужений. Это были Евангелия и Псалтыри, тексты проповедей, жизнеописания святых и мучеников.

Кроме церковных деятелей, литературные произве¬дения сочиняли высокообразованные князья. Таким является «Поучение детям» Владимира Мономаха. В нём он кратко рассказал о своей жизни и изложил свои политические взгляды, в частности о деятельнос¬ти правителя в интересах людей и государства.

Евангелист Лука.
Миниатюра из Мстиславового Евангелия. XI в.

Летописи
Самобытным явлением в литературе являются летописи. Древнейшие летописи не сохранились. Одна¬ко их записи были использованы при составлении «Повести временных лет» - летописного свода, соз¬данного во втором десятилетии XII в. монахом Печерского монастыря Нестором.

Описывая историю своего народа, Нестор использовал византийские хроники, западноевропейские хронографы, более древние русские летописи, тексты договоров древнерусских князей с Византией. Но все эти документы не объясняли, откуда происходят славяне и как была образована Киевская Русь. Поэтому Нестор, как и другие средневековые летописцы, обратился к Библии и начал свою повесть с рассказа о всемирном потопе. Он вывел родословную славян от одного из сыновей Ноя. Далее летописец пересказал легенду об основании Киева. Он повествует обо всех последующих князьях Киевской Руси и доводит свой рассказ до Владимира Мономаха, при княжении которого и была написана повесть. Главные действующие лица летописи - князья. Нестор прославил их прошлые героические победы и успехи в созидании государства, но неодобрительно относился к княжеским распрям, свидетелем которых он был. Автор летописи призывал князей к единству, отмечая, что все они принадлежат к одному славному роду.


Нестор Летописец. Фрагмент памятника в Киеве. Скульптор М. Антокольский

На уроках украинской литературы вы изучали материал о летописях, летописцах, в частности и о Несторе. Составьте небольшой рассказ об этом историческом лице.

Г. Якутович. Иллюстрация к «Повести временных лет»

Чти такое историческая память народа? Определите роль «Повести временных лет» в сохранении исторической памяти украинскою народа.

«Повесть временных лет», как и другие древнерусские летописи, - это важный исторический источник не только для изучения прошлого восточных славян, но и их соседей - венгров, поляков, литовцев, наро¬дов Северного Кавказа и др.

Продолжением «Повести...» являются Киевская и Галицко-Волынская летописи, описывающие события XII и XIII веков.

Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Страница 1

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сотен, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних списках.

Летописи являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Летописание, по наблюдениям ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце Х в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквях и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи.

Прежде чем появились летописи, существовали отдельные записи, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" - возник в начале XII в. "Повесть временных лет" стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами "Повести временных лет" были защита христианской веры и родной земли. Автором ее обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

Вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества складывалась и развивалась литература. Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы.

Другие публикации:

Музыкальны инструменты
Музыкальные инструменты Ингушей ни чем не отличаются от Чеченских. Наиболее употребительней из них 1.«Pandar» -«пандар» -щипковый инструмент, ингушская балалайка. 2. «Chondarg» -«чондрк» - смычковый инструмент, ингушская скрипка. 3. Га...

Ораторы Древнего Рима. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве
Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной разв...

Архитектурные памятники Древнего Египта
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н. э). Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. д...