1262 восстание против ордынцев. Древняя Русь и её соседи

6 декабря Русская Православная церковь вспоминает Святого благоверного великого князя Александра Невского.
Имя этого князя у абсолютного большинства нашего народа ассоциируется прежде всего с борьбой Руси против немецкой и шведской агрессии, с Невской битвой и Ледовым побоищем. Менее известны победы Александра над литовцами в 1243 и 1245 годах и поход в Финляндию 1256 года. Что же касается политики Александра Ярославича по отношению к татаро-монголам, то в лучшем случае говорится о вынужденной, временой покорности завоевателям (что в общем то верно: в условиях отсутствия единства, ослабленная страшным Батыевым нашествием Русь, не могла успешно противостоять многократно превосходящим силам монголов), а в худшем случае, повторяются евразийские сказки об "усыновлении" Александра Батыем, о "симбиозе" и "союзе" Руси и Орды и тому подобный бред...
Между тем, имеются данные источников, которые достаточно определённо свидетельствуют о том, что Александр Невский никогда не был ни "сыном Батыя", ни "союзником ордынских ханов", а напротив, даже в условиях самых страшных первых десятилетий ига, делал всё возможное чтобы ослабить зависимость Владимирского великого княжества от монгольских завоевателей, в том числе и путём организации вооружённых антиордынских выступлений.
В этой связи представляют особый интерес сообщения летописей о победоносном восстании в городах Владимиро-Суздальской Руси 1262 года, в ходе которого были перебиты или изгнаны татарские сборщики дани, в результате чего сбор дани постепенно перешёл в руки самих русских князей, что в свою очередь существенно ослабило зависимость Русских земель от Орды и явилось значительным шагом на пути к освобождению. Традиционно преобладает точка зрения о стихийности этих народных выступлений, однако против данного утверждения свидетельствует ряд фактов. Прежде всего обращет на себя внимание, то обстоятельство, что восстание охватило одновременно все крупные города Великого Владимирского княжества, это наводит на мысль об организованности и скоординированности народных выступлений, более того, существуют прямые указания летописей на великого князя Александра и русских князей, как на организаторов восстания: "Того же лета съвет бысть на Татарове по всемъ градомъ Русскимъ, ихже посажа властелей царь Батый по всемъ градомъ Русскимъ, и по убиении Батыеве сынъ его Сартакъ и по семъ инии. Князи же Русстии согласившеся межи собою, и изгнаша татаръ изъ градов своихъ , бе бо отъ них насилие, откупаху бо богатыя у Татаръ дани и корыстоваахуся сами и мнози люди убозии въ ростехъ работаху. И тако князи Русстии изгнаша Татаръ, а иных избиша, а инии от нихъ крестишася во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тогда же убиша в Ярославле и Изосиму отступника..." (Никоновская летопись. ПСРЛ, т. Х. стр. 143) Как видно из приведённого летописного отрывка, восстание не было стихийным, его организаторами были "князи Русстии", естественно, что без участия великого князя владимирского, которым тогда был Александр Невский, удельные князья не решились бы на такую акцию. Кроме того, существует и летописное сообщение, где сам Александр Ярославич Невский прямо назван организатором восстания: «И прииде на Устюг грамота от Великого Князя Олександра Ярославовича , что татар побивати» (Устюжский летописец, ПСРЛ, т. 37, стр. 70). Таким образом, приведённые сведения источников опровергают евразийские вымыслы об Александре Невском, а также позволяют нам сделать вывод об антиордынском характере "восточной" политики Александра и прибавить к его победам, одержанным над западными противниками, ещё и победу 1262 года над главными врагами Руси того времени - татаро-монголами.

Московская Русь (1262-1538)

Усобица преемников Александра Невского

Со смертью Александра Невского в 1263 г. на Руси вновь вспыхнула усобица – «нелюбье». Его многочисленные братья, сыновья и племянники так и не стали достойными преемниками великого князя. Они ссорились и, «бегая… в Орду», наводили на Русь татар. Епископ Владимирский Серапион с болью и гневом писал об этом: «Мы… считаем себя православными… (а) неправды всегда преисполнены и зависти, и немилосердья: братий своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем… если бы можно, так съели б друг друга…»

После Александра великим князем стал его брат Ярослав Ярославич, который правил до 1271 г., пока, подобно отцу и брату, не умер по дороге из Орды. Золотой ярлык получил последний из оставшийся в живых детей Ярослава, Василий Ярославич, но в 1276 г. и он скончался. Великокняжеский стол перешел к сыну Александра Невского, Дмитрию Александровичу. С ним жестоко враждовал его младший брат Андрей, который «добыл» для себя в Орде золотой ярлык и привел татар, которые помогли ему свергнуть Дмитрия. Так князь Андрей Александрович первым из русских князей захватил власть с помощью вражеской силы. Пришедшая с Андреем на Русь так называемая «Дюденева рать» сожгла и разграбила 14 русских городов. Современники сравнивали это время с Батыевым нашествием. Словом, больше всего от этих усобиц страдала Русь, подвергавшаяся опустошительным набегам завоевателей.

Борьба братьев, наводивших на Русь монголо-татарское войско, тянулась почти четверть века, до 1294 г., когда Дмитрий умер. С тех пор Андрей Александрович 10 лет (до своей смерти в 1304 г.) наслаждался добытой вероломством и предательством властью, хотя подлинными хозяевами страны стали баскаки – сборщики дани, нещадно грабившие подданных жалких наследников Александра Невского.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

3. Русь и Московская Русь на страницах Библии Перейдем к еще одному очень интересному вопросу – а что сказано о Руси в Библии? Напомним, что согласно нашей новой хронологии, Библия, в ее современном виде, была закончена по-видимому лишь в XIV-XVI веках …. Поэтому

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Русь Полевая. Московская Некоторые историки говорят, что московские князья обслуживали ордынскую власть, что перенимали ее стиль управления. Наверное, некоторые историки хотели бы, чтобы Иван Калита на манер Святослава прокричал «иду на ты» и сложил свою буйну голову

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Московская Русь (1262-1538) Усобица преемников Александра Невского Со смертью Александра Невского в 1263 г. на Руси вновь вспыхнула усобица – «нелюбье». Его многочисленные братья, сыновья и племянники так и не стали достойными преемниками великого князя. Они ссорились и,

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля, есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к ГОГУ В

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Московская Русь *XV–XVI ВЕКА* Новое состояние России от 1480 до 1498 года С того времени, как Россия избавилась от власти жестоких татар, как она опять стала независимым государством, все в ней как будто переродилось, все получило другой вид! Имя Иоанна начало греметь еще больше,

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

10. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Московская Русь – это как? К середине XIV века, о которой мы ведем речь, тщетно пытаясь не отвлекаться, Великокняжеский стол традиционно числился во Владимире. И Великое княжение Владимирское означало старшинство над князьями, как бы это точнее выразиться, всего

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 3. Московская Русь 3.1. Образование Московского княжества и политика московских князей Рубеж XIII–XIV вв. – сложный период в русской истории. Русские земли были страшно разорены Батыем. Набеги Орды не прекращались. Страна была разделена на множество удельных княжеств.

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

4.7. Московская Русь Возвышение Москвы началось в начале XIV века борьбой московских князей за великокняжеский престол. После ухода баскаков за сбор и доставку ордынского «выхода» отвечал великий князь владимирский; это придавало титулу великого князя новое значение. В 1304

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Русь московская: хроника П. Г. Дейниченко «Россия. Полный энциклопедический

Из книги Средневековая Европа. Восток и Запад автора Коллектив авторов

Московская Русь и протестантизм Глубокая амбивалентность в решении вопроса о терпимости и нетерпимости в отношении к «латинскому» Западу хорошо видна на примере отношения русского духовенства и государственных кругов к протестантам

Из книги Русская история. Часть I автора Воробьев М Н

УКРАИНА И МОСКОВСКАЯ РУСЬ 1. - События, предшествовавшие унии. 2. - Подготовка унии. 3. - Значение казачества. 4. - Деятельность по сохранению Православия на Украине. 5. - Войны гайдамаков. 6. - Воссоединение Украины с Россией и его последствия. Понять историю XVII века

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Московская Русь Первые упоминания о Москве встречаются в летописи XII в. В летописи говорится, что Юрий Долгорукий в 1147 г. принимал в Москве своего союзника Святослава Олеговича Черниговского на пиру. При этом нет сведений о том, что это был город, скорее всего Москва в то

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

1.4. Московская Русь в XIV – начале XVI вв. Возвышение Москвы. После нашествия Батыя процесс дробления русских земель усилился, возникли десятки новых княжеств. Одним из них было Московское княжество. Оно стало самостоятельным при князе Данииле Александровиче (1276–1304 гг.),

Сыновья великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича (князья и наместники)

1. Федор Ярославин - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1233 год.

2. Александр Ярославин Невский - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1236 год, князь киевский и Новгородский с 1236 по 1252 год, великий князь владимирский с 1252 по 1263 год.

3. Андрей Ярославин - великий князь владимирский с 1250 по 1252 год, князь-наместник Суздальского удела с 1256 по 1264 год.

4. Ярослав (Афанасий) Ярославин - князь тверской с 1247 по 1271 год, князь новгородский с 1255 по 1266–1270 год, великий князь владимирский с 1263 по 1271 год.

5. Василий Ярославин - князь костромской с 1272 по 1276 год.

6. Константин Ярославин - князь-наместник Галича Костромского удела с 1246 по 1255 год.

Сыновья великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (князья и наместники)

1. Василий Александрович - князь-наместник в Новгороде в 1252–1257 годах, князь-наместник Переяславского удела в 1259–1271 годах.

2. Дмитрий Александрович - князь Переяславский в 1253–1294 годах, князь-наместник в Новгороде в 1259–1263 годах, великий князь владимирский в 1276–1281 и 1283–1294 годах.

3. Андрей Александрович - князь городецкий в 1276–1304 годах, великий князь владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах.

4. Даниил Александрович - князь-наместник Московского удела в 1276–1282 годах, князь московский в 1283–1304 годах.

Приложение третье
Хроника событии на Руси в годы жизни Александра Ярославича Невского

1223 год, 31 мая - битва на реке Калка русских князей и их союзников-половцами с монгольским войском.

1224 год - захват города-крепости Юрьев немецкими рыцарями-крестоносцами.

1234 год - поход новгородского ополчения на Дерпт (бывший Юрьев).

1236 год - начало самостоятельного княжения Александра Ярославича в вольном городе Новгороде.

1237 год - объединение по благословению Римского Папы Григория IX тевтонского ордена и ордена меченосцев.

1237–1238 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Героическая оборона русских городов, битва на реке Сити.

1239–1240 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Южную Русь. Разорение Киева.

1240 год, август - сентябрь - вторжение немецкого рыцарства Ливонского ордена на земли Пскова и Новгорода.

1241 год - освобождение новгородцами крепости Копорье от немецких рыцарей-крестоносцев.

1242 год, 5 апреля - Ледовое побоище русского войска с рыцарским войском ливонского ордена.

1245 год - походы новгородского князя Александра Невского на Литву и поражение литовцев в битве у озера Жизца.

1249 год - поездка князя Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в столицу Монгольской империи город Каракорум.

1252 год, 23 июля - нашествие монголо-татарского войска под водительством Неврюя ("Неврюева рать") на Владимиро-Суздальскую Русь. Битва близ Переяславля.

1253 год - отражение набега ливонских рыцарей на Псков; набег литовцев на русские земли и их поражение у Торопца.

1256 год - поход русского войска под водительством Александра Невского в Финляндию против шведских крестоносцев.

1257–1259 годы - перепись населения Северо-Восточной Руси монгольскими численниками. Выступление против Золотой Орды великого князя владимирского Андрея Ярославича. Волнения в Новгороде из-за дани Сараю.

1261 год - рождение Даниила Александровича, родоначальника московских князей.

1262 год - походы союзных литовских и новгородских войск в земли ливонского ордена.

1262 год - восстание населения Северо-Восточной Руси против "бессерменов" - монгольских сборщиков дани и ростовщиков.

1263 год - последняя поездка Александра Невского в Золотую Орду.

1263 год, 14 ноября - кончина святого и благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

Примечания

1

Приточник. Многие исследователи древнего мира считают, что это автор знаменитой ветхозаветной "Книги притчей Соломоновых".

2

Феодосия. Мать Александра Невского, великая княгиня. История почти не сохранила о ней сведений. Большинство исследователей считают ее внучкой известного рязанского князя Глеба Владимировича, дочерью князя Мстислава Удалого. Умерла в Новгороде в 1244 г. и была торжественно похоронена в местном Юрьевском монастыре.

3

Исайя. Библейский пророк VIII века до н. э., сын Амоса. Исайе в истории приписывается составление ветхозаветной "Книги пророчеств", состоящей из 66 глав.

4

Иосиф. Согласно Библии, Иосиф Прекрасный был продан братьями в рабство. Сумел разгадать сны египетского фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. Когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли на берега Нила, он поселил их в этой стране.

5

Самсон. Библейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, которая таилась в его длинных волосах. Справедливый судья. Будучи одним из героев Ветхого завета, погиб под развалинами храма.

6

Соломон. Царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э., сын Давида. Согласно библейской традиции, славился необыкновенной мудростью. По преданию, Соломон - автор "Песни песней", "Книги притчей Соломоновых" и "Премудрости".

7

Веспасиан. Римский император в 69–79 гг. н. э., основатель династии Флавиев. Прославился как энергичный полководец, широко распространявший на жителей провинций права римского и латинского гражданства.

8

Иоатапата. Древняя крепость в Палестине, славившаяся своей неприступностью.

9

10

Царица Ужская. Легендарная царица Савская из Южной Аравии. Ее царство находилось на территории современного Йемена.

11

Король римской веры. Автор "Жития" именует так шведского короля Эрика Эрикссона, по прозванию Леспе, что означает Картавый. Все воинские дела он вверил своему зятю Биргеру, могущественному феодалу Швеции. В крестовый поход на Новгородскую Русь 1240 г. шведское рыцарское войско с союзниками отправилось под командованием ярла Ульфа Фаси и Биргера.

12

Церковь Софьи. Собор Святой Софии в Новгородском кремле, основан в 989 г. Наиболее почитаемый храм среди жителей Новгорода.

13

Архиепископ Спиридон. Новгородский архиепископ с 1229 по 1249 г., сторонник князя Александра Ярославича Невского во время его правления вольным городом.

14

Песнотворец. Имеется в виду библейский герой-пастух Давид, победивший в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсекшего ему голову.

15

Кирик и Улита. 4-й Вселенский собор в Халкидоне происходил 16 июля 451 г. Кирик и Улита - сын и мать, по христианскому учению, мученики (III - начало IV вв.). Их память отмечается 15 июля. Князья Борис и Глеб - сыновья князя Владимира I, убитые 24 июля 1015 г. по приказу своего брата Святополка Окаянного, боровшегося за главенство среди древнерусских князей. Канонизированные в 1072 г., ростовский князь Борис и муромский князь Глеб считались военными покровителями Русской земли.

16

Пелгуй. Старейшина племени ижорян, начальник морской стражи, установленной новгородским князем Александром Невским в устье реки Невы и на берегах Финского залива. Ижорская земля лежала к югу от Невы и входила в состав Новгородской Руси. Пелгуй - Пелгусий (Пельгусий) - при вступлении в православие Филипп - родоначальник рода Пелконен.

17

В шестом часу дня. Невская битва произошла в месте впадения реки Ижора в Неву 15 июля 1240 г. в 6 часов дня по древнерусскому счету времени, то есть в 6 часов, считая от восхода солнца, - в 11 часов утра по современному счету.

18

Латиняне. Приверженцы римской католической веры. В "Житии" Александра Невского это шведы, норвежцы и другие, составлявшие рыцарское войско Швеции, пошедшего крестовым походом на Восток - на Новгородскую Русь.

В 1262 г. вспыхнуло восстание против татар во Владимире, Ростове, Суздале, Переяславле и Ярославле, вызванное тяжелым угнетением от татарских откупщиков дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на русскую землю. Тогда Александр поспешил в Орду к хану (4-й раз), чтобы отмолить людей от беды. Он прожил там всю зиму и не только успел отвратить татарский погром, но и выхлопотал у хана освобождение русской земли от повинности выставлять для татар военные отряды.
Заодно Александр обратился к Сартаку, сыну Батыя, управлявшему тогда Ордой, с жалобой на Андрея Ярославича, что тот не по старшинству получил великокняжеский стол и не сполна платил хану выход. Вследствие этой жалобы Александр получил ярлык на великое княжение, а против Андрея были двинуты татарские полчища под начальством Неврюя. Узнав о татарском нашествии, А. воскликнул: "Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!". Татары настигли его под Переяславлем, разбили и заставили искать спасения в Новгороде, откуда он удалился в Швецию.

В 1262 г. Александр Невский посылал Ярослава Ярославича на помощь Новгороду против немцев.

В 1262 г. Василько Романович волынский одержал победу у города Невеля над Миндовговой литвой, много зла причинявшей своими набегами и владениям пинских князей. По этому случаю Георгий Владимирович, князь пинский († в 1290 или 1292 г.), сын Владимира Глебовича пинского, приезжал к Васильку "с питьем" и пировал с ним.

Димитрий Александрович, сын А. Невского, князь переяславский, потом великий князь владимирский (1250-1294). В 1259 г. Димитрий посажен был отцом на княжение в Новгороде, откуда в 1262 г. совершил поход на Юрьев и возвратился "со многим товаром". Но как только скончался А. Невский, новгородцы изгнали его, "зане... еще мал бяше".

Середина XIII века… Над Русью опустился мрак чужеземного господства. Монголо-татарские ханы ставили в русских городах своих наместников, которые следили за взиманием дани, павшей непосильным бременем на население. Летописец печально записал, что «князья Русские были в воле татарской».

Новгородский князь Александр Невский получил ханский «ярлык» на великое княжение в 1252 году. При этом под влиянием определённой литературы сложился стереотип, будто он проводил политику, дружественную монголам, направленную на «примирение» с ними. Однако в русских источниках отношение к монголо-татарам было более чем однозначным. Борьба с нашествием изображалась в летописях как праведное дело, освящённое православной верой. Жителям города Козельск, стоявшим на смерть против орд Батыя, летописец приписал фразу: «И славу сего света приняв, небесного венца Христа бога примем». Борьба с захватчиками понималась как христианский подвиг. Неужели Александр Невский считал иначе?

Многие летописные эпизоды проникнуты явными антимонгольскими настроениями, которые передавались очень выразительно и эмоционально. В качестве примера зачастую приводят историю об убийстве молодого князя Всеволода Юрьевича, добровольно вышедшего со многими дарами из осажденного Владимира к Батыю, или фрагмент о разорении монголо-татарами Успенского собора во Владимире, где заживо сгорели епископ и княгини с детьми.

В южнорусских летописях негативная оценка монголо-татар была напрямую связана с той позицией, которую занимал князь Даниил Галицкий , вынашивавший планы прямого военного сопротивления захватчикам. В летописных списках невозможно найти фрагмента, где о монголо-татарах говорилось хотя бы в спокойных тонах. Антиордынская направленность древнерусского летописания выражалась, прежде всего, в ярких картинах монголо-татарских погромов, а также в далеко нелестных эпитетах, которыми награждались завоеватели и их ханы.

В Новгородской I летописи упоминания о монголо-татарах достаточно многочисленны. Сам рассказ о нашествии написан очень выразительно, причём автор не скрывал своей ненависти к захватчикам, которые назывались «погаными иноплеменниками», «безбожными и погаными», «окаянными», «кровопролитцами христианской крови». Подобные характеристики довольно определённо свидетельствовали об антимонгольских настроениях новгородцев.

Исследователи справедливо отмечают, что нигде в русской литературе того времени негативная оценка монголо-татарского ига не отображена с такой силой, как в проповедях Серапиона Владимирского. Будучи настоятелем Киево-Печерского монастыря, он лишь к концу своей жизни попал в Северо-восточную Русь. В четырех из пяти известных проповедей Серапиона народ призывается к покаянию, к очищению от грехов, которые дадут освобождение от безбожных захватчиков. В отдельных эпизодах проповедник описал тягостные для Руси последствия иноземного владычества, которое он объяснял Божьим гневом.

Серапион рассматривал господство монголо-татар как великое зло, которое рано или поздно должно закончиться – если русские люди избавятся от грехов, то и «гнев Божий престанет, …мы же в радости поживем в земли нашей». Говоря о нашествии, Серапион описывал картину страшного разорения, когда «кровь и отцов, и братьев как вода землю напоила». Через все его проповеди сквозит боль за Русскую землю и утраченное ею былое величие, желание как можно скорее приблизить . Очевидно, что непримиримость к монголо-татарам была всеобщей.

Положительной или нейтральной характеристики ига нельзя встретить ни в одном памятнике той поры. Иго воспринималось очень эмоционально, в ярких красках описывались монголо-татарские зверства, жестокости и грабежи. Народ не желал «примирения» с захватчиками. Отчасти о его настроениях могут свидетельствовать некоторые топонимы, например, Трепарево на реке Ворсмице. По Хлебниковскому летописцу, здесь было место битвы между русскими и монголо-татарами, которым задали «трёпку». Татары обратились в бегство, но по легенде были настигнуты там, где стоит теперь деревня Душилово. По мнению краеведов, близость селений Баскачи, Трепарево и Душилово допускает возможность такого предания.

Исследователи уже отмечали, что большое количество топонимов, отражавших сопротивление монголо-татарам, наблюдается в Северо-восточной Руси. М.Н. Тюнина пишет, что

Именно из Ростова не раз начиналась волна вечевых выступлений против татар. Первый раз по решению веча ростовцы восстали и изгнали сборщиков дани в 1262 году. Летопись говорит, что подобные восстания проходили в 1289, 1294, 1307, 1320, 1382, 1408 годах, и «эпицентром» их был Ростов. Татары жестоко расправлялись с выступавшими против них.

Мог ли князь Александр Невский мыслить иначе, нежели его народ, стремившийся к скорейшему освобождению от ига!? Если даже на мгновение представить это, то вряд ли он остался бы в народной памяти любимым героем и был бы канонизирован Русской Православной Церковью. Так что, думается, ответ очевиден.

Однако Александр Невский стремился действовать, исходя из реального положения дел. А оно было таковым, что пережившая нашествие Русь оказалась слишком слаба, чтобы противостоять монголо-татарам на поле битвы. Брат Александра Невского Андрей вместе с князем Даниилом Галицким готовил вооружённое выступление против монголо-татар, предлагая присоединиться к своему союзу и Александру. Даниил Галицкий легкомысленно надеялся на успех и считал, что у Руси достаточно сил, чтобы сбросить иго. Но в 1252 году полки владимирских и галицко-волынских князей были полностью разбиты.

Поэтому Александр Невский, ставший великим князем Владимирским, избрал иную тактику. С одной стороны, он выражал покорность монголо-татарам, с другой – стремился всячески укрепить Русь и сделать её зависимость от Орды наименьшей. Он был поистине великим дипломатом, ведшим политику мнимого мира и сотрудничества, чтобы предотвратить новое нашествие на русские земли . Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Вскоре ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Но и о военном сопротивлении, мысль о котором как бы отступила на второй план, на Руси не забывали. В конце концов, вооружённое завоевание можно было сломить только с оружием в руках. Как относился ко всему этому Александр Невский?

В русских городах неоднократно вспыхивали восстания против монголо-татар. В 1255 году одно из таких восстаний произошло в Новгороде, где население воспротивилось попытке обложить город данью. В 1257 году жители Ярославля выступили против захватчиков.

В годы правления Александра Невского на Руси была введена система «баскачества», что привело к широким народным волнениям. Новая система сбора дани заключалась в том, что монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число». В города посылались «бесермены» (мусульманские купцы), которым сбор дани отдавался на откуп. Размер дани был очень велик: одна только «царева дань», то есть дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась «запросами» – единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было около десятка видов даней в пользу монголо-татар.

Русские города сопротивлялись проведению переписи, и только с помощью силы монголам удалось осуществить задуманное. Однако насилие и злоупотребления ордынских откупщиков вызвали целую волну восстаний, первое из которых началось в 1259 году в Новгороде. В 1262 году жители Ростова, Владимира, Суздаля и Ярославля собрали вече и постановили изгнать ханских «бесерменов» из своих городов. В том же году восстание против монголо-татар вспыхнуло во Владимире, Переславле-Залесском и Устюге, затем снова в Ростове.

Считается, что народные выступления носили стихийный характер. Однако их повсеместность позволяет предположить, что действия восставших координировались из некоего общего центра. Возможно, существовало и общее руководство этими восстаниями: логично предположить, что по городам рассылались гонцы, которые должны были обеспечить одновременность. Кроме того, на подобные мысли наводит и география народных выступлений, которые происходили таким образом, чтобы не только нанести максимальный урон захватчикам, но и отрезать им путь к отступлению.

Из всех русских летописей только устюжские называют имя вдохновителя антимонгольских восстаний. Вот одно из интереснейших летописных сообщений:

И прииде на Устюг грамота от Великого Князя Олександра Ярославовича, что татар побивати.

Великий Князь Александр Ярославович в 1262 году был только один – это князь Александр Невский. Монголам же князь обещал, по всей видимости, «найти и наказать виновных», но, разумеется, никого не находили и не наказывали. По всем городам были перебиты «бесермены», а сами монголо-татары перестали ездить на Русь, передав сбор дани русским князьям.

Однако в Орде, видимо, подозревали Александра Невского и его окружение в подготовке восстаний: невозможно было не заметить их одновременности. А главное – восстание произошло и в родовой вотчине князя, в Переяславле. Это логически объясняет его внезапную смерть после поездки в ханскую ставку в следующем году. Предполагается, что он был отравлен, и умер 14 ноября 1263 года в Городце.

Русское государство оказалось многим обязано мудрости великого князя Александра Ярославовича Невского. Благодаря его скрытой борьбе с монголо-татарами , удалось сохранить политический и общественный строй. На Руси никогда не было монгольской администрации, она не оторвалась от европейских ценностей, а со временем народ смог окончательно сбросить с себя бремя ненавистного ига и обрести свободу.

Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук