Задачи на доказательство, основанное на рассмотрении худшего случая. Задачи на доказательство, основанное на принципе Дирихле


В произведении, повествующем о событиях крестьянской войны 1773-1774 годов, Пушкину удалось гармонично провести любовную линию. Образ и характеристика Маши Мироновой в «Капитанской дочке» докажут читателю, что любовь способна окрылять при любых обстоятельствах. В самые страшные времена, когда повсюду опасность, смерть близких, страх за собственную жизнь, взаимные чувства помогут это преодолеть.

Знакомство. Подтвердятся ли слова Швабрина?

При первой встрече Петр еще не понял, какой на самом деле является дочь коменданта. Швабрин описал Машу «совершенною дурочкою», не с лучшей стороны. Восемнадцатилетняя барышня весьма молчалива.

«Круглолицая, со светлорусыми, гладко зачесанными волосами».

Она ведет себя слишком скромно, редко вступает в беседу. Вот и в первый день знакомства с новыми жителями,

«девушка села в угол, не поддержала разговор, а занялась шитьем».

О замужестве и уважении к родителям

Василиса Егоровна говорит, что ее дочери уже пора замуж.

«Какое у ней приданое? Гребень, да веник, да алтын денег».

Мария засмущалась, опустила голову, с ее глаз брызнули слезы. Это указывает на чрезмерную скромность и послушание. Она не пререкалась с матерью, не перечила ей, не возмущалась. В тот момент Гринев взглянул на дочь Мироновых с большим уважением.

Верность искренним чувствам

Маша расскажет Петру, что Швабрин звал ее в жены. Получив отказ, высокомерный офицер затаил обиду. Ее не привлекли подарки, несмотря на бедность родителей. Девушка не обладает расчетливостью. Она не представляет, как можно целовать человека под венцом, не имея к нему взаимности. Петра она любит искренне, ради него готова на многое.

Маша не отходила от Пети, когда он лежал в бреду после полученного на дуэли ранения. Ухаживала за больным изо всех сил. Когда Гринев пришел в себя и стал разговаривать, она просила беречь себя.

«Поберегли бы себя для меня».

Ее поступки и подобные слова доказывают, как она дорожит человеком.

Уважение к Гриневу приводит к желанию получить благословение на брак и от родных возлюбленного. Когда отец юноши прислал письмо с отказом, то девушка не стала противиться. Она уважает чужое мнение, не пойдет против воли близких Петра, в ущерб своим чувствам. Это может охарактеризовать ее как слабую особу, неспособную защитить себя. Воспитание, уважение к старшим не позволяет в данной ситуации противиться обстоятельствам. В других жизненных ситуациях девушка еще проявит твердость характера.

Смелость Марии, верность моральным принципам

Когда Швабрин, перейдя на сторону мятежника Пугачева будет удерживать Машу пленницей в крепости, она не покорится ему, не побоится передать Петру письмо с просьбами о помощи. В такой опасной ситуации, когда ее жизни угрожает смерть, она пойдет на риск. Без капли боязни Марья скажет Пугачеву о том, что не станет супругой Швабрина.

«Я никогда не буду его женою! Лучше решиться умереть».


Свою безграничную любовь и преданность дочь коменданта Белогорской крепости проявит тогда, когда уедет в Петербург на прием к царице, чтобы просить ее о помиловании любимого. Честность и открытость девушки так поразит государыню, что она выполнит ее просьбу. Вскоре Мария станет супругой Петра Гринева. У них появятся дети. Жить они будут в Симбирской губернии.

Уважение и любовь близких людей

В дневнике воспоминаний младший Гринев запишет, что возлюбленная была

Муниципальное образовательное учреждение

Белоярская средняя общеобразовательная школа

Секция литературы

Мария Судакова Владимировна

Руководитель: Лузанова Елена Валентиновна

учитель русского языка и литературы

Белый Яр, 2010

код___________________

Секция литературы

Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

введение

1. Образ капитанской дочки

2. Характер Маши Мироновой

3. Эволюция образа Маши Мироновой

заключение

список используемой литературы

Вступление. О повести Пушкина «Капитанская дочка»

Исторические произведения художественной литературы – один из способов освоения конкретно-исторического содержания той или иной эпохи. Всякое историческое произведение познавательно. Но главным назначением исторической прозы является не столько воссоздание прошлого, сколько попытка связать прошлое и настоящее, «охватить» движение истории, заглянуть в будущее.

Наша работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для создания того или иного литературного образа.

Писатели разных эпох по разным причинам обращались к прошлому. Например, романтики, не находящие идеала в настоящем, искали его в прошлом. Писатели- реалисты в прошлом пытались найти ответы на вопросы современности. И этот способ поиска истины остаётся актуальным и до сих пор. Современного человека по-прежнему волнуют проблемы философского характера: что есть добро и зло?, как прошлое влияет на будущее?, в чём смысл человеческой жизни? Поэтому обращение современного читателя к исторической прозе закономерно.

Произведением, вызывающим не только интерес к определённой исторической эпохе, но и любовь к творчеству А.С. Пушкина вообще, является его роман «Капитанская дочка», где главным историческим событием становится восстание Емельяна Пугачева.

Мысль исторической повести из пугачевского восстания возникла у Пушкина под влиянием общественной ситуации начала 1830-х г.г. Но почему именно так назвал знаменитый писатель свою повесть? Ведь в основе повести лежат исторические факты, и, по мнению многих исследователей, занимает центральное место развитие отношений Гринева и Пугачева, дворянина и мужицкого царя. На протяжении всей повести показан путь развития П.А. Гринева. Мы видим, как меняется главный герой, происходит открытие внутреннего человека в человеке. Но что или кто влияет на эти изменения внутреннего мира героя? Несомненно, это и исторические события и первая искренняя любовь, пробужденная простой девушкой, капитанской дочкой. Кто же она? Кто такая эта капитанская дочка? И вот здесь нам бы хотелось подробнее остановиться на образе Маши Мироновой.

Цель работы : проследить все изменения, произошедшие с Машей Мироновой, объяснить их причину.

Задачи работы : 1. Обратиться к содержанию повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а конкретно, к образу Маши Мироновой.

2. Изучить отзывы критиков о Мише Мироновой как литературной героини.

Данная тема недостаточно изучена в критической литературе, поэтому и возникла идея разработать эту тему.

Материалом исследования послужила повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Мы предполагаем, что образ Маши Мироновой претерпел значительные перемены на протяжении повести.

2. Образ капитанской дочки.

Пушкин использует лаконичность при изображении главной героини. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Если подумать, то она не была красавицей, но и небезобразна. Мы можем отметить, что героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Можно сказать, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Но нельзя судить по первому впечатлению, тем более что мнение о Маше вскоре у Гринева меняется. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», – читаем у Пушкина. Что значат выделенные слова? «Благоразумие – рассудительность, обдуманность в поступках. Чувствительный – обладающий повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям», – читаем в словаре Ожегова.

Читатель догадывается, что в душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И только в 5 главе Пушкин называет нам открыто это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления остаются незамеченными, и для современных молодых людей они не понятны: ведь Машу и Гринева связывает только духовная связь. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а целомудренно дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью ради любимого. Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья .

2. Характер Маши Мироновой

После военных действий и гибели родителей Маша остается одна в Белогорской крепости. Вот тут-то открывается нам твердость, решительность характера, непреклонность ее воли. Злодей Швабрин сажает девушку в карцер, не впуская никого к пленнице, давая ей только хлеб и воду. Все эти пытки были нужны для получения согласия на замужество, так как добровольно Марья Ивановна не соглашалась. В ее сердце был и есть только один человек – это Гринев. И в дни испытаний, в дни утраты надежд на соединение с Петрушей и перед лицом опасности, а может быть, и самой смерти Марья Ивановна сохраняет присутствие духа и непоколебимую стойкость, она не теряет силы веры. Перед нами уже не застенчивая, всего боящаяся трусиха, а смелая, твердая в своих убеждениях девушка. Ей грозит смерть, но она ненавидит Швабрина. Кто бы мог подумать, что Маша, прежняя тихая девушка, могла бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».

Маша – человек сильной воли. На ее долю выпадают тяжелые испытания, и она с честью их выдерживает. И вот еще одно. Гринева забирают в тюрьму. И эта скромная, застенчивая девушка, оставшаяся без родителей, считает своим нравственным долгом спасти Гринева. Марья Ивановна едет в Петербург. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». По словам Д.Благого, во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе в необходимую минуту достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем неповинного жениха» .

Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Несмотря на то, что на Маше Мироновой печать другого времени, иной среды, захолустья, где она выросла и сформировалась, она стала у Пушкина носительницей тех черт характера, которые органичны для коренной натуры русской женщины. Подобные ей характеры свободны от восторженного жара, от честолюбивых порывов к самопожертвованию, но всегда служат человеку и торжеству правды и человечности. «Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство», – писал Пушкин. Таким образом, капитанская дочка – Маша Миронова – в творчестве Пушкина достойна занять место рядом с Татьяной Лариной, ставшей воплощением простых, но отличительно – естественных черт национального женского характера.

Пушкин раскрывает сложные противоречия, возникающие между политическими и этическими коллизиями в судьбах его героев. Справедливое с точки зрения законов дворянского государства оказывается бесчеловечным. Но и этика крестьянского восстания XVIII в. раскрылась Пушкину с весьма жестокой стороны. Сложность мысли Пушкина отражена и в построении романа. Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.

4. Эволюция характера Маши Мироновой

В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она “трусиха”. Бесприданница, у которой только и есть, что “частый гребень, да веник, да алтын денег”. Со временем читателям открывается характер Марьи Ивановны-“благоразумной и чувствительной, девушки”. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. “Нет, Петр Андреич,- отвечала Маша,- я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией”. Но резко меняется окружающая жизнь, приходят в крепость “мятежники злодея Пугачева”, меняется и положение Маши. Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина. Казалось бы, что слабая и робкая девушка должна подчиниться воле своего мучителя. Но Маша проявляет здесь черты, до сих пор жившие в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича.

Спасенная Пугачевым и Гриневым, Марья Ивановна постепенно обретает утраченное равновесие. Но вот новое испытание: Гринев попадает под суд как изменник. Доказать его невиновность может лишь она. Марья Ивановна находит в себе силы и решимость ехать ко двору императрицы искать защиту. Теперь в этих хрупких руках судьба любимого, залог будущего счастья. И мы видим, что в этой девушке достало решительности, находчивости и ума, чтобы спасти Гринева, восстановить справедливость.

Таким образом на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки.

Выводы

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.

Маша Миронова из тех героев «Капитанской дочки», в которых, по словам Гоголя, было воплощено «простое величие простых людей». Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”. Она истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

Список литературы.

1. Д.Д. Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. – М.: «Художественная литература», 1973

2. А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. – М.: «Просвещение», 1971

3. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: «Просвещение», 1988

4. Н.Н. Петрунина. Проза Пушкина (пути эволюции). – Ленинград: «НАУКА», 1987


А.С. Дегожская. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении. – М.: «Просвещение», 1971

Д.Д. Благой. От Кантемира до наших дней. 2 том. – М.: «Художественная литература», 1973

Страница 6

В зависимости от условий задачи будем соединять точки отрезками, если имеет место соответствие между данными элементами, или пунктирной линией, если соответствия нет.

Задача сводится к нахождению на графе трех сплошных треугольников с вершинами в разных множествах (на доске и в тетради их можно выделить разными цветами).

Так, используя условие 1), проведем пунктирную линию, соединяющую объекты Иван и Москва, Дмитрий и Новгород.

В соответствии с условием 2) соединим сплошной линией вершины Москва и физика, а условие 3) выразим сплошной линией от точки Новгород до точки химия.

Дмитрий и Степан преподают не биологию, соединим соответствующие вершины пунктирными линиями. Кто же преподает биологию? Если это не Дмитрий и не Степан, то получается, что биологию преподает Иван. Эти объекты соединяет сплошная линия.

Где же живет преподаватель биологии? Известно, что химик живет в Новгороде, а физик в Москве, следовательно, биолог живет в Туле. Обратим внимание на треугольник, образованный вершинами Иван, Тула, биология: в нем есть две сплошные стороны, значит, третью сторону также можно выделить сплошной линией. В самом деле, если Иван преподает биологию, а биолог живет в Туле, то Иван живет в Туле.

Что известно про Дмитрия? Дмитрий не живет в Новгороде (по условию) и не живет в Туле (там живет Иван), значит, Дмитрий живет в Москве - проведем соответствующую сплошную линию. Но москвич преподает физику - эта линия тоже сплошная. В треугольнике с вершинами в точках Дмитрий, Москва и физика две стороны сплошные, следовательно, третью сторону тоже можно выделить сплошной линией.

Что же известно про Степана? Степан не живет в Туле (там живет Иван) и не живет в Москве (там живет Дмитрий), следовательно, Степан живет в Новгороде - проведем сплошную линию. Но тот, кто живет в Новгороде, преподает химию - эта линия тоже сплошная. Так появляется третий треугольник из сплошных линий.

Ответ указан на графе треугольниками. Задача решена.

4. Приемы моделирования с помощью блок-схемы.

Если в задаче необходимо рассмотреть различные варианты ситуации, проанализировать их и сделать соответствующие выводы, такую ситуацию можно наглядно представить блок-схемой, где каждый шаг в рассуждении выделен отдельным блоком (прямоугольником).

Задача. На некотором острове отдельными селениями живут «правдолюбы» и «шутники». «Правдолюбы» всегда говорят только правду, а «шутники» постоянно шутят, а поэтому всегда лгут. Жители одного племени бывают в селении другого племени, и наоборот. В одно из селений попал путешественник, но не знает в какое. Доказать, что путешественнику достаточно первому встречному задать вопрос: «Вы местный?», чтобы по ответу определить, в селении какого племени он находится.

Решение. Путешественник может попасть или в селение «правдолюбов», или в селение «шутников» - появляются два различных варианта. В селении «правдолюбов» путешественник может встретить как «правдолюба», так и «шутника». Аналогично, в селении «шутников» путешественник может встретить как «шутника», так и «правдолюба». Возможных вариантов стало уже четыре (рис. 5).

Блок-схема позволяет их представить наглядно и заметить, что положительный ответ в любом случае возможен только в селении «правдолюбов», а ответ «нет» - только в селении «шутников».

На этих примерах моделей (полупрямая с точками, таблица, граф, блок-схема) отчетливо видна «главная эвристическая функция» моделей (Д.Б. Богоявленская – порождающая, т.е. с модели «как бы считывается тот или иной принцип решения (идея, гипотеза, концепция)».

Информация о ообразовании:

Понятие произносительная сторона речи
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь...

Что такое глухонемота
Глухота - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в т. ч. и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом над...

Важнейшие аспекты формирования словесной речи
В рамках теории образования глухого ребенка важно выделить следующие аспекты обучения словесной речи. 1. Обучение словесной речи - это основа для развития личности, для социализации и включения в культуру. Без речевой способности невозможно сформировать у ребенка с нарушением слуха представления о...


Иван работает не в Москве, а Дмитрий - не в Новгороде;

москвич преподает физику;

тот, кто работает в Новгороде, преподает хи­мию;

Дмитрий и Степан преподают не биологию;

Какой предмет, и в каком городе преподает каж­дый?

Решение . В задаче можно выделить три мно­жества: учебных предметов, городов, учителей. Каждое множество содержит по три элемента. Обо­значим их точками - вершинами графа (рис.).

В зависимости от условий задачи будем соеди­нять точки отрезками, если имеет место соответст­вие между данными элементами, или пунктирной линией, если соответствия нет.

Задача сводится к нахождению на графе трех сплошных треугольников с вершинами в разных множествах (на доске и в тетради их можно выде­лить разными цветами).

Так, используя условие 1), проведем пунктирную линию, соединяющую объекты Иван и Москва, Дмитрий и Новгород.

В соответствии с условием 2) соединим сплош­ной линией вершины Москва и физика, а условие 3) выразим сплошной линией от точки Новгород до точки химия.

Дмитрий и Степан преподают не биологию, со­единим соответствующие вершины пунктирными линиями. Кто же преподает биологию? Если это не Дмитрий и не Степан, то получается, что биоло­гию преподает Иван. Эти объекты соединяет сплошная линия.

Где же живет преподаватель биологии? Извест­но, что химик живет в Новгороде, а физик в Моск­ве, следовательно, биолог живет в Туле. Обратим внимание на треугольник, образованный вершина­ми Иван, Тула, биология: в нем есть две сплошные стороны, значит, третью сторону также можно вы­делить сплошной линией. В самом деле, если Иван преподает биологию, а биолог живет в Туле, то Иван живет в Туле.

Что известно про Дмитрия? Дмитрий не живет в Новгороде (по условию) и не живет в Туле (там живет Иван), значит, Дмитрий живет в Москве - проведем соответствующую сплошную линию. Но москвич преподает физику - эта линия тоже сплошная. В треугольнике с вершинами в точках Дмитрий, Москва и физика две стороны сплош­ные, следовательно, третью сторону тоже можно выделить сплошной линией.

Что же известно про Степана? Степан не живет в Туле (там живет Иван) и не живет в Москве (там живет Дмитрий), следовательно, Степан живет в Новгороде - проведем сплошную линию. Но тот, кто живет в Новгороде, преподает химию - эта линия тоже сплошная. Так появляется третий тре­угольник из сплошных линий.

Ответ указан на графе треугольниками. Задача решена.

3. Прием моделирования на полупрямой

Если в задаче имеется множество объектов и требуется установить взаимоотношение между эле­ментами этого множества, то задачу можно решать на полупрямой.

Задача. На вечеринку собрались четверо дру­зей: Аня, Вика, Миша и Коля. Коля пришел рань­ше Ани, но не был первым. Определите, в какой последовательности друзья приходили к месту встречи, если Вика пришла последней.

Решение. Построим модель описанной ситуа­ции, считая обычный луч «линией времени». Дру­зья, пришедшие на вечеринку, обозначатся точка­ми с соответствующими буквами. Условимся при­шедшего на вечеринку раньше обозначать на полу­прямой (первой буквой его имени) левее, пришед­шего позже - правее. По порядку каждое условие отмечаем на полупрямой (а-г).

На рис. а показано, что Коля пришел раньше Ани. По рис. б мы видим, что кто-то из друзей опередил Колю, а, следовательно, и Аню. Появление еще одной правой точки на рис. в передает условие «Вика была последней». Тогда придется сделать вы­вод, что Миша пришел раньше всех. Последователь­ность явки друзей к месту встречи видна на рис. г.

4. Прием моделирования с помощью блок-схемы

Рассмотрим еще один способ моделирования - состав­ление блок-схемы, в которой каждый шаг в рассужде­нии выделен отдельным изображением (прямо­угольником).

Задача. На некотором острове отдельными се­лениями живут правдолюбы и шутники. Правдо­любы всегда говорят только правду, а шутники постоянно шутят, а поэтому всегда лгут. Жители одного племени бывают в селении другого, и на­оборот. В одно из селений попал путешественник, но не знает: в какое именно. Доказать, что путеше­ственнику достаточно первому встречному задать вопрос: «Вы местный?», чтобы по ответу опреде­лить, в селении какого племени он находится.

Решение. Путешественник может попасть в селение «правдолюбов» или в селение «шутни­ков» - появляются два различных варианта. В се­лении «правдолюбов» путешественник может встре­тить как «правдолюба», так и «шутника». Анало­гично, в селении «шутников» путешественник мо­жет встретить как «шутника», так и «правдолюба». Возможных вариантов стало уже четыре.




Блок-схема позволяет их представить наглядно и заметить, что положительный ответ в любом слу­чае возможен только в селении «правдолюбов», а ответ «нет» - только в селении «шутников».

Рассмотрим задачу.

Катя, Аня и Лена купили три билета: в кино, на рок-концерт и в театр. Лена не увлекается громкой музыкой. Аня не любит рок-концерты, а от просмотра телефильмов у нее быстро устают глаза. Куда отправилась каждая из девочек?

1. Анализ условия задачи

- О чем говорится в задаче?

В задаче говорится о трех девочках, которые купили билеты.

- Что известно про девочек в задаче?

Известно, что Лена не увлекается громкой музыкой, Аня не любит рок-концерты, и от просмотра телефильмов у нее устают глаза.

- Что требуется узнать в задаче?

В задаче требуется узнать: куда отправилась каждая из девочек.

- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?

Нет, не можем.

- Как, каким способом (методом) мы будем искать ответ на вопрос задачи?

Чтобы узнать: куда отправилась каждая из девочек, мы воспользуемся построением графа.

- Каким образом мы стоим граф в данной задаче?

В задаче мы выделяем два мно­жества: мно­жество девочек и мно­жество билетов. Каждое множество содержит по три элемента. Обо­значим их точками - вершинами графа (рис.). В зависимости от условий задачи будем соеди­нять точки отрезками, если имеет место соответст­вие между данными элементами, или пунктирной линией, если соответствия нет.

3.4.2. Поиск пути решения задачи и составление плана пути ее решения

На этом этапе решения задачи завершается установление связей между данными искомыми и искомыми величинами и указывается последовательность использования этих связей.

Проведя анализ условия задачи, мы не всегда можем сразу же найти путь ее решения. Основные приемы, используемые при поиске путей решения задачи:

1. Анализ задачи по тексту или по ее вспомогательной модели. Поиск путей решения задачи можно осуществлять от данных задачи к вопросу (синтетический путь) или от вопроса задачи к данным (аналитический путь).

Синтетический путь. Решающий выделяет в тексте задачи два каких - либо взаимосвязанных данных и определяет, какое неизвестное может быть найдено по этим данным и с помощью какого действия. Затем, считая полученное число данным, решающий опять выделяет два взаимосвязанных данных и определяет, какое неизвестное может быть найдено по ним и с помощью какого действия, и т.д., пока выполнение очередного действия не приведет к нахождению искомого.

Аналитический путь. На основе анализа задачи необходимо уточнить, что требуется найти в задаче и определить, что достаточно знать для ответа на этот вопрос. Для этого следует выяснить, какие из нужных данных имеются в условии задачи. Если они отсутствуют надо определить, что нужно знать, чтобы найти недостающие данные и т.д., пока для определения очередного неизвестного оба данных будут известны. Поиск пути решения заканчивается составлением плана решения задачи.

При решении задач анализ и синтез в рассуждении, как правило, переплетаются. Осуществляя поиск решения задачи синтетически, анализ часто производят «про себя». В то же время, каким бы приемом мы не вели поиск пути решения составной задачи, ее предварительный анализ неизбежен.

2. Поиск пути решения задачи (стр.79)

Поиск пути решения задачи проходит в рамках работы с моделью. Рассмотрим граф. Так как Лена не увлекается громкой музыкой, то соединим пунктирной линией «Л» и «Р». Аня не любит рок-концерты, а от просмотра телефильмов у нее быстро устают глаза, то «А» и «Р», «А» и «К» соединим пунктирными линиями.

Таким образом, мы должны ответить на вопросы:

1) Куда отправилась Лена?

2) Куда отправилась Аня?

3) Куда отправилась Катя?

Итак, путь решения найден.

2. Еще одним приемом, помогающим осуществлять этап поиска решения задачи, является разбиение задачи на смысловые части, последовательное решение которых позволяет получить ответ на требование задачи.

Пример: Некий владыка, желая испытать трех своих мудрецов, сказал им: «Перед вами пять колпаков: три черных и два белых. Вам наденут по колпаку. Тот из вас, кто первым догадается, какого цвета на нем колпак, тот получит награду". Затем мудрецам завязали глаза и надели им на голову по колпаку. После того, как с них сняли повязки, мудрецы долго молчали. Наконец один из них сказал: « На мне черный колпак!» Как рассуждал этот мудрец?

Решение. Задачу можно разбить на три подзадачи, на три варианта распределения колпаков: черный, белый, белый; черный, черный, белый; черный, черный, черный.

1. Два белых колпака и один черный.

В этом случае тот из участников, на котором черный колпак, рассуждает так: «Я вижу два белых колпака, а их всего два. Значит на мне черный колпак!»

2. Один белый и два черных колпака.

В этом случае он рассуждает так: «Я вижу один белый колпак и один черный, значит, если бы на мне был белый колпак, то тот, у которого на голове черный, сказал бы какой на нем колпак (черный), но он молчит. Значит на мне черный колпак».

3. Три черных колпака.

Он рассуждает так: «Я вижу два черных колпака. На мне может быть белый или черный. Если на мне белый колпак, то один из мудрецов рассуждая (2-ой вариант), догадается, что на нем черный колпак. Но они молчат, значит на мне черный колпак!»