Штрихи смычковых струнных инструментов. Значение слова деташе в орфографическом словаре

  • ДЕТАШЕ
    , нареч., муз. Оспособе игры на струнных смычковых инструментах: извлекая каждый звук отдельно плавным дви-жением смычка.||Ср. ВИБРАТО, ПИЦЦИКАТО …
  • ДЕТАШЕ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. detachedetacher отделять) в игре на струнных смычкивый мул. инструментах - извлечение каждого звука отдельно плавным движением смычка (вниз …
  • ДЕТАШЕ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. detache в игре на струнных смычкивый мул. инструментах - извлечение каждого звука отдельно плавным движением смычка (вниз или …
  • ДЕТАШЕ в словаре Синонимов русского языка.
  • ДЕТАШЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    деташ`е, нескл., …
  • ДЕТАШЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    деташе, нескл., …
  • ДЕТАШЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    нареч. качеств.-обстоят. Извлекая каждый звук отдельно плавным движением смычка (о способе игры на струнных смычковых музыкальных …
  • ДЕТАШЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    нареч. качеств.-обстоят. Извлекая каждый звук отдельно плавным движением смычка (о способе игры на струнных смычковых музыкальных инструментах) …
  • ШТРИХИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от нем. Strich - линия, черта) (муз.), способы извлечения звука на музыкальных инструментах (струнных смычковых, духовых и фортепьяно). На струнных …
  • ПИЧЧИКАТО в Энциклопедическом словарике:
  • ПИЦЦИКАТО в Энциклопедическом словарике:
    1. нареч. Об игре на струнном смычковом музыкальном инструменте: извлекая звук щипком пальцев. Это место в пьесе играется п.||Ср. ВИБРАТО …

Деташе́

нареч. качеств.-обстоят.

Извлекая каждый звук отдельно плавным движением смычка (о способе игры на струнных смычковых музыкальных инструментах ) .

  • - ́ нареч. качеств.-обстоят. Извлекая каждый звук отдельно плавным движением смычка...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - деташ"е, нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ДЕТАШЕ détaché. Дэташе. Один из штрихов у смычковых инструментов: характеризуется полнотой звучания и сменой направления движения на каждый звук). ЭМС 1998...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ́ в игре на струнных смычкивый мул. инструментах - извлечение каждого звука отдельно плавным движением смычка...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 звукоизвлечение прием...

    Словарь синонимов

"деташе" в книгах

Анри де Ренье

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Анри де Ренье Анри де Ренье живет в старинном замке Италии, среди эмблем и рисунков, которыми украшены его стены. Он предается своим грезам, переходя из зала в зал. Вечером он спускается по мраморным ступеням в парк, вымощенный каменными плитами. Там, среди бассейнов и

Анри Барбюс*

Из книги Воспоминания и впечатления автора

Анри Барбюс* Из личных воспоминанийIЭто было в Москве. После нашей победы. Ленин был уже председателем Совнаркома. Я был у него по какому-то делу. Покончив с делом, Ленин сказал мне: «Анатолий Васильевич, я еще раз перечитал «Огонь» Барбюса. Говорят, он написал новый роман

А. БАРБЮС ИЗ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ «ИЗВЕСТИИ ЦИК СССР»

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

А. БАРБЮС ИЗ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ «ИЗВЕСТИИ ЦИК СССР» Когда произносится это имя, мне кажется, что одним этим уже сказано слишком много и нельзя осмеливаться высказывать свою оценку о Ленине. Я еще слишком йо власти того остро-тяжелого чувства, которое охватило меня при

СТАЛИН И БАРБЮС

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

СТАЛИН И БАРБЮС Анри Барбюс полностью принял сталинизм и сказал: проблемы репрессий сводятся к тому, чтобы найти минимум, необходимый с точки зрения общего движения вперед. В 1935 году Барбюс опубликовал публицистическое произведение «Сталин», восхваляющее заглавного

Анри Барбюс Сталин

автора Лобанов Михаил Петрович

Анри Барбюс Сталин

Из книги Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи автора Лобанов Михаил Петрович

Анри Барбюс Сталин Он никогда не старался превратить трибуну в пьедестал, не стремился стать «громовой глоткой» на манер Муссолини или Гитлера, или вести адвокатскую игру по типу Керенского, так хорошо умевшего действовать на хрусталики, барабанные перепонки и слезные

Анри Барбюс

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Анри Барбюс (1873-1935 гг.) писатель, общественный деятель Понять жизнь и полюбить ее в другом существе – в этом задача человека и в этом его талант: и каждый может посвятить себя полностью только одному человеку.Только святоши и слабые нуждаются в обольщениях, как в

Барбюс Анри

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

БАРБЮС, Анри

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

БАРБЮС, Анри (Barbusse, Henri, 1873–1935), французский писатель 8 °Cталин – это Ленин сегодня. «Сталин», гл. VIII (1935) ? Отд. изд. – М., 1936, с. 344 81 Человек с головой ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата. «Сталин», заключительная фраза книги (о Сталине) ? Отд. изд. – М., 1936,

БАРБЮС Анри (Barbusse, Henri, 1873-1935), французский писатель

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

БАРБЮС Анри (Barbusse, Henri, 1873-1935), французский писатель 36 Сталин – это Ленин сегодня.«Сталин» (1935), гл.

Анри Барбюс (Henri Barbusse)

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Анри Барбюс (Henri Barbusse) Огонь (Le Feu) Роман (1916) «Война объявлена!» Первая мировая.«Наша рота в резерве». «Наш возраст? мы все разного возраста. Наш полк - резервный; его последовательно пополняли подкрепления - то кадровые

Анри Барбюс {72}

Из книги Письма из Лозанны автора Шмаков Александр Андреевич

Анри Барбюс{72} (1873-1935)Анри Барбюс впервые прибыл в нашу страну осенью 1927 года. Побывал на юге России и в Закавказье. 20 сентября он выступил в Колонном зале Дома Союзов с докладом: «Белый террор и опасность войны».На следующий год А. Барбюс повторил поездку. «По приезде в

Анри Барбюс об Эмиле Золя*

автора Луначарский Анатолий Васильевич

Анри Барбюс об Эмиле Золя* Нельзя сказать, чтобы великий основатель французского натурализма был обойден у нас, в Советской стране. Лучшим доказательством этого является тот факт, что вряд ли даже у самих французов имеется такое прекрасно комментированное издание его

Анри Барбюс. Из личных воспоминаний*

Из книги Том 6. Зарубежная литература и театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

Анри Барбюс. Из личных воспоминаний* IЭто было в Москве. Это было уже после пашей победы. Ленин был уже председателем Совнаркома. Я был у него по какому-то делу. Покончив с делом, Ленин сказал мне: «Анатолий Васильевич, я еще раз перечитал „Огонь“ Барбюса. Говорят, он написал

Анри Барбюс

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Анри Барбюс Предвоенные произведения А. Барбюса (сборник стихов «Плакальщицы», романы «Просящие», «Ад» и рассказы «Мы- прочие») проникнуты неудовлетворенностью, мрачной разочарованностью и меланхолией, уходом от действительности в мир рафинированных психологических

Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.


За длительный период времени богатейшая практика игры- в первую очередь на скрипке и на виолончели-накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.


Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) - штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.


В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи - staccato и spiccato - отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.

Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).

В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.

Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов - их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.

Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

С помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.

Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально - шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.