Движение поддержки флота. Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза

Кессонная болезнь

Особую, своеобразную опасность для ныряльщика представляет не само по себе повышение давления, увеличивающееся вокруг него. Выше уже говорилось о том, что при погружении в воду на каждые следующие 10 м давление увеличивается на одну атмосферу. Это означает, таким образом, что каждый квадратный сантиметр поверхности испытывает нагрузку, возрастающую на один килограмм. Площадь поверхности человеческого тела составляет в среднем около 2 м 2 , т. е. 20 000 см. Значит, с возрастанием глубины погружения на 10 м давление воды на ныряльщика возрастает на 20 т.

Человеческое тело состоит в основном из костей и мышечных тканей, последние в значительной мере пронизаны жидкостью. Увеличивающееся давление действует на человеческое тело не только как на нечто целое; преимущественно его влияние сказывается на газах, находящихся в замкнутых клетках тканей тела. Основная опасность увеличения давления для человека заключена прежде всего в том воздухе, которым он дышит, независимо от того, пользуется ли он поверхностным воздухом, поступающим через шланг, или дышит через дыхательный аппарат. Дело в том, что условия дыхания совершенно особым образом изменяются с возрастанием давления. Вдыхаемый человеком атмосферный воздух (по объему) состоит приблизительно из следующих частей: кислород ‑ 21%, азот ‑ 78, инертные газы ‑ 0,97, углекислота ‑ 0,03%.

Поскольку речь идет о воздухе как о смеси газов, мы должны помнить, что в соответствии с законом Дальтона каждая отдельная составляющая смеси испытывает давление, прямо пропорциональное ее объемному процентному содержанию в смеси.

Пребывание человека ниже уровня поверхности воды возможно только благодаря дополнительной подаче воздуха. Наши собственные дыхательные мышцы могут преодолеть лишь незначительное превышение давления (около 0,15 атм) и то в течение лишь очень краткого времени.

Раньше ошибочно считалось, что человек может вполне удобно дышать воздухом через довольно длинный шланг. Это, как уже говорилось выше, действительно возможно, но, во‑первых, на глубине не более 0,5 м, во‑вторых, очень недолго. Входящий в легкие воздух должен преодолевать при этом внутреннее давление дыхательных органов ныряльщика, испытывающего действие слоя воды. Постоянное потребление кислорода и выдыхание углекислого газа обусловливают необходимость продолжительного снабжения подводника свежим воздухом. Азот (78% атмосферного воздуха), несмотря на свою химическую инертность, вследствие своих физических свойств становится очень опасным для тканевой жидкости тела находящегося под давлением пловца. Он в некотором количестве постоянно растворен в тканевой жидкости, причем это количество увеличивается с ростом давления, испытываемого ныряльщиком.

Подобным образом из обычной минеральной воды готовят газированную воду, под большим давлением насыщая ее углекислым газом. Пока сохраняется высокое давление, газ растворен в воде. Однако стоит открыть бутылку и вернуть таким образом ее содержимое к нормальному атмосферному давлению, вода освобождается от избытка давления. Теперь уже избыточный газ не в состоянии удерживаться в воде. Образуя массу пузырьков, бурно пеня жидкость, он вырывается из бутылки.

В теле ныряльщика происходят те же процессы.

При увеличении давления в крови и тканевой жидкости растворяется все большее количество азота. Через легкие он проникает в кровь и разносится по всему телу. Через некоторое время все тело ныряльщика, все его внутренние органы и мышечные ткани оказываются насыщенными азотом.

Когда водолаз быстро возвращается на поверхность после длительного пребывания на большой глубине, особенно если он там не просто находился, а работал, в человеческом теле происходит процесс, подобный тому, что происходит в бутылке с газированной водой. В виде больших или малых пузырьков газ стремится выйти из крови и тканевой жидкости. А один лишь газовый пузырек величиной с горошину, проникший в сердце, вызывает немедленную смерть человека (эмболию сердца). Двигаясь по артериальной системе, пузырьки газа могут закупорить сосуды головного и спинного мозга. В результате прекращается нормальное снабжение кислородом, и даже если дело не кончается смертью, наступает паралич. Пузырьки освободившегося азота нарушают нормальную деятельность нервной системы и циркуляцию крови. Вследствие этого происходит нарушение функционирования, парализация органов речи, головокружение, тошнота и т.д.

Бывает иногда, что эта разрушительная деятельность газовых пузырьков в течение нескольких часов происходит почти незаметно. Впервые с этим явлением столкнулись водолазы, работавшие под давлением в кессонах, отсюда и название, бытующее до сих пор, ‑ "кессонная болезнь".

Прежде всего, при излишне быстром подъеме одновременно с нервной системой и мышцами болезнь поражает суставы. Многие водолазы, работавшие под водой в прежнее время, становились пожизненными инвалидами.

К счастью, существует очень простое средство совсем избежать или по крайней мере сравнительно быстро избавиться от заболеваний ныряльщиков, вызываемых освобождением азота. Это средство ‑ медленное всплывание, при котором пузырьки газа не образуются. Уже в "Инструкции для водолазов" немецких военно‑морских сил (1872 г.) в главе "Советы водолазу" сказано: "Медленный подъем вообще, и в особенности с большой глубины, более чем настоятельно рекомендуется, так как быстрая смена давления опасна. Часто при подъеме следует делать даже неоднократные остановки. Пренебрежение этим правилом может кончиться для водолаза плачевно и даже стоить ему жизни".

Кровь не только медленно насыщается азотом, но так же медленно и освобождается от него. Ныряльщик должен так рассчитать свое погружение, чтобы оставить себе на всплытие время, достаточное для того, чтобы азот успел проделать обратно по организму весь тот путь, по которому он в него проник. Организм водолаза, работавшего под водой, независимо от глубины и времени сильнее насыщается азотом, чем того, кто просто спокойно погружался.

Для правильного проведения полного "обезгаживания" тела выпускаются различные руководства и таблицы. Первые такие указатели составил Холден. Он установил, что глубина в 13 м, характеризуемая прибавкой давления в 56% от атмосферного, является предельной глубиной, подъем с которой безопасен. Образование пузырьков после погружения на эту глубину еще не происходит. В таком состоянии азот выходит из организма (так же как и на меньших глубинах) через легкие и кожу.



Аналогично можно безостановочно подниматься с 50 до 20 м и со 100 до 55 м.

При подъеме с 50 м Холден предписывает медленно подойти к уровню 15 м и сделать здесь остановку на пять минут, во время которой должна выйти большая часть азота, подняться до 10 м и сделать более длинную паузу, в 10 мин, затем подняться до 6 м и задержаться на 15 мин. Самая длительная остановка должна быть сделана в трех метрах от поверхности, где происходит полное освобождение крови от проникшего в нее азота, "декомпрессия".

Если по какой‑нибудь причине невозможно соблюсти такой порядок выхода на поверхность с декомпрессионными паузами, вернувшийся с глубины должен быть помещен в камеру с искусственным давлением. Искусственное давление должно быть таким же высоким, как на тех глубинах, где находился ныряльщик. Давление в камере должно медленно меняться, имитируя обычный возврат с глубины при соблюдении всех правил безопасности. Если такой камеры нет, нужно попытаться, сменив акваланг, вновь погрузиться и пройти правильную декомпрессию при повторном подъеме.

Для отсчета времени при подъеме выпускаются специальные подводные часы, на которых отмечается время декомпрессионных остановок.

В процессе модернизации подводной техники велись поиски средств и путей, позволивших бы ускорить подъем с глубины. Исследования показали, что хороший результат дает замена азота дыхательной смеси на гелий или водород.

Склонные к полноте ныряльщики должны помнить, что их ткани медленнее насыщаются избыточным азотом, и при подъеме, в свою очередь, медленнее от него освобождаются. Жировые ткани поглощают в 2 раза больше азота, чем кровь.

В Англии произошла забавная история, непосредственно связанная с описанными выше процессами. Под одним из каналов при искусственно созданном давлении пробивали тоннель. По окончании строительства представители местной администрации и другие высокие гости спустились вниз, чтобы на месте отпраздновать соединение встречных стволов.

При этом знаменательном событии была откупорена "добрая бутыль" шампанского. Однако при повышенном давлении в штольне в вине не было ни игры, ни шипучести. Зато когда после празднования гости оказались опять на поверхности, при нормальном давлении, вино, не оказавшее никакого действия внизу, зашумело в их желудках и брызнуло наружу буквально "через рот и уши". Не оставалось ничего другого, как отправить посетителей обратно в штольню, откуда затем выводить через шлюзы, подвергая декомпрессии.

Продолжение:

Мысли известных исторических личностей О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ

И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

Вверять умным и храбрым войска, энергичным и распорядительным - обозы, вялым и неповоротливым - гурты скота.

Петр I, (о кадровой политике).

Впредь матрозов из рекрут никогда не комплектовать, а набирать их из салдат,

Которые были в службе года по два, а в полки ис которых в матрозы возмутца салдат

Комплектовать из рекрут

Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия.

Адмирал Ф.И. Соимонов.

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Адмирал Ф. Ф. Ушаков.

Новый добротный корабль с плохой командой в море куда хуже, чем старый разболтанный ящик с доброй наученной командой.

(приписывается французскому адмиралу Роберу Сюркуфу, известному корсару и.моряку).

(\"Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому, дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем хрестолюбии\".

Иван Ильин, русский философ

Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т.е. для смотров), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного.

Адмирал Д. Н.Сенявин

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.

Адмирал И. Ф.Крузенштерн.

Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка.

Адмирал С. О..Макаров.

Беда тому флоту, в котором заведется и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения,

Ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от \"спасования\" перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!

Адмирал И. Ф.Лихачев.

Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.

Адмирал Н.Г.Кузнецов.

Командиру приходится действовать круто, говорить резко, но... не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям.

Адмирал Н.Г. Кузнецов

Риск и храбрость. Бояться несчастья - не видать и счастья.

Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу.

В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

О кораблях и морской службе.

Без методы и терпения нельзя ожидать успеха ни в каком учении.

Вице-адмирал В.А.Корнилов.

Без сомнения, можно ли не любить то, что любит вас, что сочувствует всякому вашему желанию? Нужно быть бесчувственным, чтобы не отвечать на любовь, - а что судно любит своего капитана, в этом не может быть никакого сомнения! Я в этом уверен, потому, что чем же, как не любовью, можно объяснить себе эту всегдашнюю послушность и эту всегдашнюю покорность (корабля. - Сост.)? Я, по крайней мере, горячо люблю свой \"Константин\", и мне дорого все, что на нем есть... Я не в силах передать... что такое для меня мой пароход! Нужно быть командиром, нужно столько же раз быть в опасности, чтобы понять всю глубину этих чувств.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое.

Адмирал И.Е.Шестаков.

Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.

Адмирал П.С.Нахимов.

Будущим морякам предстоит плавать не с теми кораблями и не с теми средствами, но можно пожелать, чтобы в них была та же любовь к изучению природы, чтобы они были создателями рукотворного мира освоенных человеком океанских просторов, которые сделали людей еще богаче, еще счастливее.

Адмирал С.О.Макаров.

Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами... Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом.

Адмирал Н.С.Мордвинов.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

Адмирал Н.Г.Кузиецов.

В военном деле нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь, и, разрабатывая стратегический план военных действий, необходимо обращать внимание на все, что может иметь хоть какое-нибудь влияние на их исход.

А дмирал И. Ф. Лихачев

- «Морским судам быть...»
(30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление)

Пётр I

-«Все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится».
-«Военное дело- первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего Отечества»
-"который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот - обе руки имеет"
-"Воинским делом, - говорил Великий Петр, - Россия вышла от тьмы к свету".
- создание новой России связал с "ничем иным, токмо флотом "

(Павленко Н. И. Пётр Первый /
Н. Павленко. - М.: Молодая гвардия, 1975.)

- «Был бы флот, а гавани найдутся»





Екатерина Великая

– «Какая честь служить флоту Черноморскому».
– «Спасибо флоту Российскому!».
– «Черноморский же флот есть наше заведение собственное, следственно сердцу близко».

(Из письма Екатерины II Г.А. Потемкину
о пожаловании Ушакову ордена Св. Георгия
за победу, одержанную над турецким флотом
при Тендре от 16 сентября 1790 г.).




Светлейший князь Г. А. Потемкин- Таврический

(Переписка Г. Потемкина и Екатерины II.
«Русский архив»).

Адмирал Ф.Ф. Ушаков

– «Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей, они стреляли в неприятельские корабли нечасто и с такою сноровкою, казалось, что каждый учится стрелять по цели, сноравливая, чтоб не потерять свой выстрел».


– «Искусству и храбрости всего флота Севастопольского... приношу признательнейшую мою благодарность и при том несомненно надеюсь, что в последующее ныне время не оставят все служащие при Севастопольском флоте удостоверительно доказать искусство и храбрость свойственные Российскому флоту».

(Из приказа Ф.Ушакова с объявлением благодарности
Г. Потемкина флоту от 22 июня 1790 г.).


– «В продолжение сражения все командующие судов и разные чины флота Черноморского с крайним рвением и отличной храбростью выполняли долг свой, а паче начальники кораблей, в бою бывших, отличили себя отменной храбростью и искусством в управлении со всяким порядком вверенных им судов».
(Из рапорта Ф. Ушакова Г. Потемкину о сражении в Керченском проливе от 10 июля 1790 г.).Адмирал М.П. Лазарев

– «Из черноморцев выходят такие офицеры, что сделали бы честь всякому флоту в Европе...».
-«…морское дело наше требует постоянных занятий в оном…Морской офицер, не зная дела своего во всех подробностях, никуда не годится»

(«Адмиралы черноморской школы морской выучки». Севастополь.1953.,с.41).


– «...лестно драться с неприятелем, когда... корабли в боевой готовности, когда вы уверены в своих офицерах и командах... и когда после одержанной, славной победы вы можете с гордостью сказать, что исполнили свой долг».

(Лазарев М.П., «Документы и материалы», т. 3, Воениздат, 1961 г.).


Адмирал П.С. Нахимов

«У моряка нет трудного или легкого пути: есть только один... путь – славный».
– «Матрос – есть главный двигатель на военном корабле».
– «Для черноморца невозможного ничего нет...».
– «Россия ожидает славных подвигов от Черноморского флота».
-«Имея Севастополь, мы будем иметь и флот, а без Севастополя нельзя иметь флота на Черном море».


– «Жизнь каждого моряка принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит Отечеству пользу».

(Книга: «Мысли взаймы»).


– «Матросы! Мне ли говорить вам о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота? Я с юных лет был свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию…».

(Книга: «Мысли взаймы»).

– « ...на бастионах Севастополя мы не забыли морского дела, а только укрепили одушевление и дисциплину, всегда украшавшие черноморских моряков».

(Из Приказа П.С. Нахимова по Севастопольскому порту от 12 апреля 1855 г. (Нахимов П.С. «Документы и материалы». – М. 1954 г.)).


«Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живёшь, и мундир, который носишь».

(«Мысли адмиралов о флоте и морской службе». Составитель Каланов Н.А.)


-«Матросы любят и понимают меня. Я этою привязанностью дорожу больше, чем отзывами чванных дворянчиков»

(«Русское военно-морское искусство», сб., Воениздат,М.,1951,стр.177).


Адмирал В.А.Корнилов.

«Товарищи, на нас лежит честь защиты Севастополя, защиты родного нам флота! Будем драться до последнего! Отступать нам некуда, сзади нас море".

(Тарле Е.В. Город русской славы.- М.1954,с.36)


"Позади нас море, впереди неприятель, помни: не верь отступлению! "
Адмирал Г. И. Бутаков

– «...От святого исполнения долга службы и присяги... родятся все доблести, столь заслуженно прославившие черноморцев!».

(Нахимов П.С., «Документы и материалы», Воениздат, 1954г.).


-«В наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в котором нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы».

Адмирал И.Ф.Лихачёв.

- «Беда тому флоту, в котором заведётся и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения, ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от «спасования» перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!»

Адмирал И.А. Шестаков.

- «Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое».

Феофан Прокопович, епископ Псковский и Нарвский

«...Яко собственное было Божие смотрение,
когда воспламенися Царево сердце к водным судам,
так же и устроению флота Великого».

- «Не сыщем ни единой на свете деревни, которая над рекою или озером положена и не имела бы лодок. А столь славной и сильной монархии, полуденно и полунощно моря обдержащей, не иметь бы кораблей, хотя бы ни единой к тому не было нужды, однако же было бы то бесчестно и укорительно. Стоим над водой и смотрим, как гости к ним приходят и отходят, а сами того не умеем»

(Из «Слова похвального о флоте Российском»,
сказанного 27 июля 1720 г. в честь победы под Гренгамом)

Адмирал С.О. Макаров

-«Полная уверенность в своих действиях, хладнокровие и ясность мысли- качества, необходимые для моряка»
-«В море- значит дома».
-«Следует в плавании не пропускать случая практиковаться в упражнениях, полезных в боевом отношении»
-«Моё правило: если вы встретите слабейшее судно, нападайте, если равное себе - нападайте, и если сильнее себя- тоже нападайте»

(С. О. Макаров. Документы, т. 1-2, М., 1953)

-«Весь дисциплинарный устав полностью убирается в одну фразу присяги: "не только за страх, но и за совесть"».

Генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич

-«наша жизнь должна пройти в скромном… труде… для будущего… Посему не о морских победах… следует думать, не о создании вдруг большого числа судов, но о том, чтобы беспрерывными плаваниями небольшого числа хороших судов приготовить целое поколение будущих опытных и страстных моряков».

Император Александр III

– «...Черноморский флот – на пользу России, его подвиги – на ее славу!».
- «Во всем свете у нас только два верных союзника, наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас»
– «...Под защитой Черноморского флота взросли по берегам моря плоды благодатного мира…».
-«Призываю сей доблестный флот на приемственное для него поприще чести, пользы и славы и, вместе с признательностью Россией, вспоминаю с гордостью имена Ушакова, Казарского, Лазарева, Нахимова, Корнилова»…

(Грамота Александра III «Нашему Черноморскому флоту»).


"Прошло тридцать с лишком лет, как черноморский флот, совершив славные подвиги, принес себя в жертву для блага России и перенесся духом на памятные холмы Севастополя. Ныне флот этот возникает вновь на радость долго скорбевшего о нем отечества..."


Премьер-министр России П.А. Столыпин

– «...Флот являлся предметом народной гордости; спуск каждого нового корабля на воду является национальным торжеством, национальным празднеством».

– «Господа, в деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль – «вперед».

– «Флот является предметом народной гордости: это... внешнее доказательство того, что народ имеет силу, имеет возможность удержать море в своей власти».

– «Флот – это необходимая принадлежность всякой Великой державы, обладающей морем».



- "России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований. Если этого не будет, если флот у России будет другой, то он будет только вреден, так как неминуемо станет добычей нападающих".

-"Только тот народ имеет право и власть удержать в своих руках море, который может его отстоять... Для защиты берегов необходимы подвижные, свободно плавающие крепости, необходим линейный флот... Беззащитность на море так же опасна, как и беззащитность на суше".



Писатель К.М. Станюкович

«В океане надо иметь смелую душу и чистую совесть..."

"В нашем ремесле, господа, нужны, конечно, бдительность и осторожность, но только осторожность, не имеющая ничего общего с трусостью, которая всюду видит опасность. Есть еще и другая трусость и часто у моряков, отважных по натуре, это - трусость перед начальством, страх ответственности в случае какого-нибудь несчастья. Такие моряки могут и счастливо плавать, но они все-таки не моряки в истинном значении этого слова, и боевой адмирал на них не может рассчитывать".




Теодор Рузвельт

-«Вооружённая сила, в частности флот, точнее его стоимость, есть та страховая премия, которую платит государство за обеспечение своих ценностей»

(Наш современник.2004.-№3.-с.175)

Демосфен

«Морские корабли государства выглядят так, как выглядит само государство».

Адмирал А.В. Немитц.

«России нужен такой флот, который мог бы ставить самостоятельные стратегические решения в море. Флот такой силы, что бы с ним было бы необходимо считаться всякой великой морской державе».

(Военно- морская идея России. - М.: Русский путь,1997.с.444)


Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов

-«Каковы задачи - таков должен быть и флот».
-«Флоту необходима постоянная готовность»
- «Хочешь стать отличным командиром корабля – побудь сначала в роли старшего помощника! Другого рецепта дать нельзя».
-«И действительно, эти два великих человека – полководец и флотоводец – вместе прославляли Отчизну: Суворов на суше, Ушаков на море. Именно при Ушакове Россия построила свой флот на Чёрном море, надёжные военно-морские крепости в Крыму, в Днепропетровском, Бугском и Днестровском лиманах».

(Флотоводец. М.: издательство "Садовое кольцо", 2004.стр.165)

- «Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей».


Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков

– «Военно-морской флаг Российского флота, овеянный вечной славой блистательных побед над иноземными захватчиками, гордо реял на Черном, Адриатическом, Средиземном... морях».

– «Памятными вехами навсегда остались в истории нашего флота победы под Чесмой, у Тендры, Керчи, Калиакрии и Синопа».

(С.Г. Горшков «Военно-Морской флот»).

- "Образцы военной доблести показал Черноморский флот в блистательных победах на юге России"

- "В дальних походах и сражениях, в славных победах и ратных подвигах крепил Черноморский флот морское могущество России".

- "Черноморский флот одержал ряд блистательных побед и способствовал утверждению России на берегах Чёрного моря".

- «Ошибочно пытаться создать флот по образу и подобию флота даже самой сильной морской державы. Каждая страна имеет потребность в морских силах, и только эта потребность, определяемая задачами флота, может служить основанием для развития классов кораблей и оружия».

- «Морская мощь нашей Державы прежде всего зиждется на замечательных кадрах профессиональных моряков, посвятивших свою жизнь увлекательной и очень трудной морской профессии».

.- «Нашему государству - великой континентальной и морской державе мира - на всех этапах его истории был необходим могущественный флот в качестве непременной составной части Вооружённых сил».

- «История со всей очевидностью подтвердила, что без сильного флота Россия не могла бы быть в числе великих держав».

Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза?

Развивается декомпрессионная (кессонная) болезнь вследствие перехода газов крови и тканей организма из растворенного состояния в свободное. Образующиеся при этом газовые пузырьки нарушают нормальное кровообращение, раздражают нервные окончания, деформируют и повреждают ткани организма. При нормальном атмосферном давлении между парциальным давлением газов в легких и напряжением их в крови и тканях организма существует динамическое равновесие. Основная часть общего давления газов в легких, а следовательно, в крови и тканях приходится на долю азота, физиологически инертного газа, не участвующего в газообмене. В то время, как поступающий в организм под повышенным давлением кислород, растворяясь в жидкостях и тканях, в значительной мере усваивается, азот лишь физически растворяется в тканях и постепенно насыщает их. Насыщение жидкостей и тканей происходит до тех пор, пока не наступит равновесия и давление азота в них не будет равно парциальному давлению его в окружающей среде. Разные ткани организма насыщаются азотом с неодинаковой скоростью. Азот плохо растворяется в крови, но очень хорошо в липоидной ткани, которой богаты нервная ткань, подкожная клетчатка. Степень насыщения тканей азотом возрастает с повышением давления. При декомпрессии в организме происходит обратный процесс выведение из тканей растворенного в них азота. В зависимости от скорости его избыточное количество азота в тканях поступает в кровь в растворенном состоянии либо в виде пузырьков. Они являются причиной газовой эмболии и развития кессонной болезни.

Что проявляется в виде чрезвычайно сильных болей в области какого-либо сустава или нескольких суставов. Чаще всего возникают упорные боли в одном ил нескольких суставах конечностей, особенно в коленных и плечевых, а также в лучезапястных, локтевых и голеностопных. Боль не имеет точной локализации. Зуд обычно ощущается на туловище или на проксимальных частях конечностей, Характер зуда напоминает кожный зуд при укусе насекомых. Определенные участки кожи имеют «мраморный» рисунок вследствие эмболии кожных сосудов. Скопление газа в подкожной клетчатке дает начало развитию подкожной эмфиземы.. Лечебная рекомпрессия снимает болевой синдром и ведет к быстрому выздоровлению Заболевание средней тяжести характеризуется поражением внутреннего уха, желудочно-кишечного тракта и органа зрения..В клинической картине можно отметить небольшой скрытый период, после которого появляются резкая слабость, тяжесть и боль в голове. Эти симптомы усиливаются и сочетаются с резким головокружением, рвотой, шумом и звоном в ушах, снижением слуха. Появляются сильная бледность, потоотделение, слабость. Головокружение беспокоит даже в положении лежа. Прогноз при кессонной болезни средней тяжести, как правило, благоприятный при условии своевременной и правильной лечебной рекомпрессии. Тяжелая форма кессонной болезни в настоящее время наблюдается крайне редко. Она характеризуется образованием эмболов в сосудах ЦНС, сердца и легких.

Кузнецов Николай Герасимович, 1904–1974. Адмирал Флота Советского Союза (1988). Участник Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной воны. Советский военно морской деятель, В 1939–1947 и 1951–1955 возглавлял советский Военно Морской Флот (как Народный комиссар Военно морского флота (1939–1946), Военно морской Министр (1951–1953) и Главнокомандующий). Герой Советского Союза.

«Ведь главное то – матрос», как говаривал Нахимов.

Беспорядок или, наоборот, высокая дисциплина личного состава на одном крейсере снижает или повышает боеспособность всего соединения.

…Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление.

Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда и никому не прощают.

Быстрый подъем опасен не только для водолазов… Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

«В море – дома, на берегу – в гостях», – внушают молодым морякам командиры. Не всякому эта формула нравится, но учёба действительно проходит на более высоком уровне, когда корабль вдали от берега своей базы. Все на месте, береговые дела отошли на задний план: люди полностью отдаются службе. В море крепнет спайка личного состава, члены экипажа лучше узнают друг друга. И уж, конечно, только в море личный состав может по настоящему узнать свой корабль.

Готовность флота к войне – это прежде всего готовность его людей.

Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут.

Должность старшего помощника на корабле – самая тяжелая и неблагодарная. Он должен раньше всех вставать, позже всех ложиться и подобно громоотводу принимать на себя все молнии и раскаты грома – как сверху, так и снизу. Словом, должен чувствовать жизнь корабля… Но все же, каждому офицеру, чтобы стать впоследствии хорошим командиром, такой этап службы пройти необходимо.

Забота о сохранении кораблей никогда не должна превращаться в самоцель… Плохо, когда гибнет крупный корабль, но еще хуже, если его не используют в самый критический момент только ради того, чтобы этот корабль остался невредимым.

Зазнавшийся, ставший беспечным командир опаснее неумелого.

И действительно, эти два великих человека – полководец и флотоводец – вместе прославляли Отчизну: Суворов на суше, Ушаков на море. Именно при Ушакове Россия построила свой флот на Чёрном море, надёжные военно морские крепости в Крыму, в Днепропетровском, Бугском и Днестровском лиманах.

…Из за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах.

Забота а сохранении кораблей никогда не должна прекращаться в самоцель… Плохо, когда гибнет крупный корабль, но ещё хуже, если его не используют в самый критический момент только ради того, чтобы этот корабль остался невредимым.

Кают компания… В этом слове для моряка заключено многое. В кают компании, выражаясь по уставному, принимают пищу, проводят занятия с командой корабля и офицерами, но если в ней лишь исполняют служебные обязанности, молча обедают или ужинают и расходятся без улыбки, доброй шутки – это плохой признак, значит, офицерский состав недружный. Но коль в кают компании по вечерам собираются все свободные офицеры, чтобы отдохнуть, коль в ней не умолкают шутки и смех, а душа такого коллектива командир или старпом, следовательно, коллектив здоровый. Командование должно уметь принимать решения, не боясь вызвать неудовольствия ни современников, ни историков.

Морская пехота! Её слава началась давно. В блестящую победу над шведами в знаменитом Гангутском сражении 27 июля 1714 года весомый вклад внесла русская морская пехота. Русская морская пехота прославилась при взятии крепости Корфу в 1799 году, когда эскадра Ф.Ф.Ушакова изгоняла захватчиков с греческих островов, возвращая свободу местному населению…

…на флоте мелочей нет. На первый взгляд кажущаяся некому человеку мелочь могла привести к трагическим последствие

Не следует противопоставлять один класс кораблей другому иди отдавать особое предпочтение какому либо из них. Правильное соотношение всех классов кораблей исходя из задач, стоящих перед тем или. иным флотом, является наиболее разумным решением флотской проблемы.

Морской бой и морская техника требуют железной дисциплины, каждый винт сложного механизма – флота – должен действовать безукоризненно. Корабль не допускает импровизации, все должны действовать по уже отработанным наставлениям и уставам. Там, где нарушается устав, наставление – там действия командиров, бойцов неуверенны, там царит расхлябанность, результатом чего может быть не только гибель отдельного корабля, а проигрыш всего сражения.

Подготовка хороших командиров – сложный и длительный процесс. Чем стремительнее развивается техника, тем короче сроки постройки корабля. Зато подготовка офицеров становится более продолжительной: ведь им приходится осваивать более сложную технику.

Посты у нас могут быть разные, но все мы – адмиралы, офицеры, матросы – люди одного, советского общества, интересы у нас одни и те же. Этим сознанием должен быть пронизан каждый поступок командира, каждая мысль.

Правильно ли, что моряки использовались на берегу? Да, это целиком соответствовало нашей военной доктрине, которая требует направлять все усилия для достижения единой цели. Полмиллиона моряков сражались на берегу. Вдумайтесь в эту цифру. Ведь флот по сравнению с другими видами Вооружённых Сил имеет относительно мало личного состава. И конечно, мы такое количество не набрали бы на кораблях. Встали под ружьё все поколения советских моряков – от подростков юнг до людей пожилого возраста.

…Прежде чем сделать старпома командиром крупной подводной лодки, вначале его назначали командиром «малютки».(…) но все, кто прослужил на «малютках» года два, сами становились приверженцами такой системы. (…) не пройди на них школу прежние командиры, не сумели бы мы управлять и современными лодками.

С верхней палубы тяжелый труд и суровая служба моряков ь всегда видны. Самая напряженная работа идет внутри корабля, погруженного на две трети в воду, там., где находятся сложнейшие механизмы и приборы.

Слишком просто и легко объяснять всё лишь культом личности Сталина. Многие из нас повинны хотя бы в том, что молчали там, где положение требовало высказать своё мнение. За такую пассивность многие расплачивались сами, когда доходила до них очередь. После войны и я оказался на скамье подсудимых.

Точность в военное время имеет решающее значение.

Тяжелое впечатление оставляет корабль, на котором не слышно смеха и шуток даже в свободное от службы время. На первый взгляд на таком корабле все идет чин чином, по уставному. Но если присмотреться внимательно, то можно заметить: на нем не все благополучно. Там нет тех человеческих нитей, которые протягиваются от сердца к сердцу и связывают всю команду корабля, от командира до матроса. А без этого не может быть высокого, здорового политико морального состояния в бою.

Флоту повезло в том отношении, что в его ряды всегда отбирались лучшие по грамотности и поведению молодые призывники. Это было фундаментом для будущего их воспитания и обучения. Корабль и море ещё больше закаляли и сплачивали людей. Сказывалось и то, что на флоте служили пять лет – дольше, чем в остальных войсках. Немудрено, что люди здесь оказывались более подготовленными. Заслуга в том и флотских офицеров – превосходных моряков и умелых воспитателей, поборников строгого уставного порядка.

Хорошие отношения с подчинёнными – это ещё не доказательство правильного поведения руководителя.

Хочешь стать отличным командиром корабля – побудь сначала в роли старшего помощника! Другого рецепта дать нельзя.

Чтобы в совершенстве овладеть искусством вождения корабля, надо службу начинать на нём с самой невысокой должности.