Структура вооруженных сил ссср. Вооруженные силы ссср

С первых дней мирной жизни 1945 года на органы Тыла Красной Армии были возложены огромные задачи по демобилизации личного состава Вооружённых Сил, обеспечению сокращения и вывода войск к местам постоянной дислокации, их повседневному обеспечению и обустройству, участию в восстановлении народного хозяйства, а также по ряду других, не менее важных направлений обеспечения жизнедеятельности армии. Выполнение этих задач проходило в условиях перевода их деятельности на мирные военно-хозяйственные экономические связи с государственными и местными органами власти на фоне сокращений своих структурных частей и учреждений.

В феврале 1946 года произошла реорганизация Народных комиссариатов обороны и Военно-Морского Флота. Руководство армией, авиацией и флотом возглавил:

★Наркомат Вооруженных Сил. →
★Министерство Вооруженных Сил С марта 1946 года . →
★Министерство обороны СССР С марта 1953 года.

После реорганизации в 1946 года высшего руководства военного органа СССР Постановлением Совета Министров СССР № 629 от 21 марта 1946 года и приказом заместителя министра Вооружённых Сил СССР генерала армии Н. Булганина № 1 от 22 марта 1946 года начальником Тыла Вооружённых Сил и заместителем министра Вооружённых Сил СССР по Тылу был назначен генерал армии А.В. Хрулев. Чуть позже, Постановлением Совета Министров СССР № 1012-417 от 13 мая 1946 года были назначены три заместителя начальника Тыла, три начальника Главного управления и один начальник Центрального управления. Один из заместителей начальника Тыла, генерал-полковник В.И. Виноградов, был назначен начальником штаба Тыла Министерства Вооружённых Сил СССР.

В первые послевоенные годы Вооруженные Силы СССР имели трехвидовую структуру - Сухопутные войска, Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот. Организационной самостоятельностью обладали войска ПВО страны и воздушно-десантные войска. К Вооруженным Силам относились пограничные войска КГБ СССР и внутренние войска МВД СССР. Управление ими осуществляли соответствующие главнокомандующие и главные штабы. В целях быстрого и организационного сокращения армии и перевода ее на мирное положение значительно увеличилась численность военных округов. К 01 октября 1945 года их было 32, затем по мере сокращения Вооруженных Сил упраздняются и округа (1946 г. - 21, с нач. 50-х - 16);

Изменения в системе подготовки военных кадров. Начался переход от ускоренной подготовки кадров к планомерной, четко организованной учебе на основе стабильных программ. В военных училищах вводится двух-, а затем трех годичный срок обучения. Наряду с совершенствованием существующих академий и училищ создаются новые (в 1946-1953 гг. открыты 4 академии и 32 военных училища) в основном инженерно-технического профиля. Увеличилась численность слушателей и курсантов, менялся профиль их подготовки, на преподавательскую работу направлялись офицеры, имевшие боевой опыт.

ВДВ в 1946 года были выведены из состава ВВС. На базе отдель-ных воздушно-десантных бригад и некоторых стрелковых дивизий были сформированы парашютно-десантные и посадочно-десант-ные соединения и части. Воздушно-десантный корпус являлся об-щевойсковым оперативно-тактическим соединением, предназна-ченным для действий в тылу противника в интересах войск, наступающих с фронта.

Одним из главных направлений в военном строительстве СССР стало создание и совершенствование новых средств вооруженной борьбы, и прежде всего атомного оружия.

Первые из них — бригады особого назначения, оснащенные ракетами Р-1 и Р-2 в обычном снаряжении, — начали создаваться в 1946 г.

25 декабря 1946 года в СССР был пущен атомный реактор.

ВС СССР в 1946 г. имели три вида: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Организационной самостоятельностью об-ладали Войска ПВО страны и ВДВ. В состав ВС входили Погра-ничные войска и Внутренние войска.

Войска ПВО страны в 1948 г. стали самостоятельным видом ВС. В этот же период подверглась реорганизации система противовоз-душной обороны страны. Вся территория СССР была разделена на приграничную полосу и внутреннюю территорию. Противовоздуш-ная оборона приграничной полосы возлагалась на командующих округами, а военно-морских баз — на командующих флотами. В их подчинении находились войсковые средства ПВО, расположенные в этой же полосе. Внутренняя территория оборонялась Войсками ПВО страны, которые стали мощным и надежным средством при-крытия важных центров страны и группировок войск.

В связи с окончанием войны объединения, соединения и части ВС СССР перемещались в районы постоянной дислокации и пе-реводились на новые штаты. В целях быстрого и организованного сокращения армии и перевода ее на мирное положение было зна-чительно увеличено количество военных округов. На их формиро-вание были обращены управления фронтов и некоторых армий.

Главным и самым многочисленным видом ВС оставались Су-хопутные войска, включавшие стрелковые, бронетанковые и ме-ханизированные войска, артиллерию, кавалерию и специальные войска (инженерные, химические, связи, автомобильные, дорож-ные и др.).

Основным оперативным объединением Сухопутных войск яв-лялась общевойсковая армия. Кроме общевойсковых соединений

в ее состав входили части армейской противотанковой и зенитной артиллерии, минометные, инженерно-саперные и другие армей-ские части. С моторизацией дивизий и включением в боевой со-став армии тяжелого танко-самоходного полка она приобрела по существу свойства механизированного объединения.

Основными типами общевойсковых соединений были стрелко-вая, механизированная и танковая дивизии. Стрелковый корпус считался высшим общевойсковым тактическим соединением. Об-щевойсковая армия имела в своем составе несколько стрелковых корпусов.

Происходило военно-техническое и организационно-штатное укрепление стрелковых полков и стрелковых дивизий. В частях и соединениях было увеличено количество автоматического оружия и артиллерии (в них появились штатные танки и САУ). Так, в со-став стрелкового полка была введена батарея САУ, а в состав стрелковой дивизии — танко-самоходный полк, отдельный зенит-но-артиллерийский дивизион, второй артиллерийский полк и другие части. Широкое внедрение в войска автотранспортной тех-ники привело к моторизации стрелковой дивизии.

Стрелковые подразделения получили на вооружение ручные и станковые противотанковые гранатометы, которые обеспечивали эффективную борьбу с танками на дальностях до 300 м (РПГ-1, РПГ-2 и СГ-82). В 1949 г. на вооружение был принят комплект но-вого стрелкового оружия, включавший самозарядный карабин Си-монова, автомат Калашникова, ручной пулемет Дегтярева, ротный пулемет РП-46, модернизированный станковый пулемет Горюнова.

Вместо танковых армий создаются механизированные армии, имевшие в своем составе 2 танковые, 2 механизированные диви-зии и армейские части. Механизированная армия полностью со-хранила подвижность прежней танковой армии при значительном увеличении в ней количества танков, САУ, полевой и зенитной артиллерии. Танковые и механизированные корпуса преобразовы-вались соответственно в танковые и механизированные дивизии. При этом существенно возросли боевые и маневренные возмож-ности бронетанковой техники. Был создан легкий плавающий танк ПТ-76, на вооружение приняты средний танк Т-54, тяжелые танки ИС-4 и Т-10, которые имели более сильное вооружение и броневую защиту.

В августе 1949 года — Осуществ-лен экспериментальный взрыв атомной бомбы.

Перевооружение войск и сил флота. Главная задача состояла в создании вооружения, количественно и качественно не уступающего вооружению вероятного противника и обеспечивающего решение задачи по защите Родины. Широкое распространение получили автоматы, пистолеты, пулеметы, ручные и станковые пулеметы, рассчитанные на унифицированный 7, 62 мм патрон. Количество образцов оружия сократилось вдвое. В послевоенные годы значительно возросли боевые и маневренные возможности артиллерии. На вооружение поступили новые пушки и гаубицы, радиолокационные станции обнаружения и засечки наземных целей. Появились безотказные противотанковые орудия с повышенной системой автоматизации. Дальнейшее развитие получило реактивное оружие. Совершенствовалась бронетанковая техника.

Войска связи получили усовершенствованные КВ и УКВ радиостанции, новые типы специальных радиоприемников, подвижных узлов связи, радиорелейных линий. В послевоенный период советская военная авиация перешла от поршневых самолетов к реактивным и турбовинтовым.

К началу 50-х годов конструкторские бюро А.И. Микояна, М.И. Гуревича, С.А. Лавочкина, А.С. Яковлева, А.Н Туполева, В.С. Ильюшина. создали:

С 1952 года началось оснащение Войск ПВО страны зенитной ра-кетной техникой, были созданы первые подразделения для их об-служивания. Укреплялась авиация ПВО. В начале 1950-х годов Вой-ска ПВО страны получили новый ночной всепогодный истребитель-перехватчик Як-25. Все это значительно увеличило возможности по борьбе с воздушными целями противника.

Усиливается военно-техническая оснащенность ВМФ. К 1953 года 30 % боевых кораблей в составе флота было построено после войны. Это новые серии крейсеров и эсминцев, дизельные, а затем и атомные подводные лодки;

В 1953 года была испытана водородная бомба.

К началу 1954 года ВС располагали ядерным оружием различной мощности, средствами его доставки, экспериментальными данными о поражающей силе его, способах и средствах защиты.

В условиях технической революции кавалерийские соединения не получили развития и в 1954 года были упразднены.

В период после Великой Отечественной войны на Министерство обороны СССР систематически возлагалась задача обеспечения гражданских министерств рабочей силой путём формирования для них военно-строительных частей, личный состав которых использовался в качестве строительных рабочих. Численность этих формирований из года в год возрастала.

С 1955 года руководство СССР выступало с призывом прекратить гонку вооружений и созвать всемирную конференцию по этому вопросу. В подтверждение нового внешнеполитического курса Советский Союз сократил численность своих Вооруженных сил с 5,8 млн человек на начало 1955 года до 3,6 млн к декабрю 1959 года, в 1955 году — на 640 тысяч человек, к июню 1956 года — на 1 200 тысяч человек.

Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший биполярность мира на 36 лет. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

Договор подписан НСРА, БНР, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

От военного потенциала бывших советских республик не осталось и следа.

В конце февраля командующий ВДВ генерал Владимир Шаманов заявил, что российские Воздушно-десантные войска могут быть направлены для выполнения боевых задач в качестве сил быстрого реагирования за пределы России, например в страны – участницы Договора о коллективной безопасности. «Наша Версия» разбиралась, какие военные силы остались в бывших советских республиках: кого России придётся защищать, а на кого смотреть через прицел.

Более 20 лет назад, в декабре 1991 года, Вооружённые силы СССР численностью 4210 тыс. человек были раздроблены и превратились в 15 самостоятельных армий. Одним удалось больше преуспеть в развитии, другие так и не стали полноценными армиями. Между тем все эти вооружённые формирования в чём-то похожи и имеют общие черты с Российской армией.

Самый мощный союзник – Белоруссия, самый слабый – Киргизия

Как рассказал «Нашей Версии» руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России» Анатолий Цыганок, главными союзниками России считаются армии стран – участниц Договора о коллективной безопасности – это Белоруссия, Казахстан и Армения, кроме того, в ОДКБ входят Таджикистан и Киргизия.

Белоруссия наиболее боеспособный союзник России. И не случайно: в момент распада Советского Союза концентрация военных соединений и частей на её территории была самой высокой в Европе. Кроме того, здесь было сосредоточено огромное количество складов с военной техникой и различным военным имуществом. На территории страны находилось ядерное оружие, от которого было решено отказаться.

За два десятка лет численность белорусской армии сократилась с 280 до 62 тыс. человек. Количество бронетехники уменьшилось в 1,5–2 раза и составляет более 4 тыс. танков и бронетранспортёров, а вот число самолётов, вертолётов и современных систем ПВО у рачительных белорусов растёт. На вооружении находится более 300 летательных аппаратов.

Армия Казахстана создавалась на базе военных объектов и соединений Среднеазиатского и отчасти Туркестанского военных округов. Из вооружения республике досталась боевая техника 70-х годов, выведенная из Восточной Европы. Также на территории республики дислоцировались РВСН и стратегическая авиация, в обмен на передачу их в Россию Казахстан получил обычное вооружение. Сегодня в составе ВВС более сотни боевых самолётов. Сухопутная составляющая – 1 тыс. танков, 2,5 тыс. БМП и БТР, более 800 различных артиллерийских систем и орудий. Казахстанский флот насчитывает 9 сторожевых катеров.

Армия Казахстана постоянно сокращается, сегодня численность личного состава – около 65 тыс. человек. Проблем с комплектованием войск в Казахстане нет, здесь удалось сделать то, о чём много говорят в России: карьера в госучреждениях закрыта для тех, кто не служил.

Основой для национальной армии Армении стали части и боевая техника 7-й армии бывшего Закавказского военного округа. Это единственная армия на постсоветском пространстве, численность которой выросла, причём почти втрое. Большинство экспертов оценивают её как самую боеспособную в Закавказье. Личный состав – 60 тыс. человек, сотня танков, 200 бронетранспортёров, более 200 артиллерийских систем, около 50 боевых самолётов и ударных вертолётов. С 2004 года Россия поставляет Армении оружие по относительно низким ценам, как участнику ОДКБ. В 2005 году Армения умудрилась получить 7 млн долларов на перевооружение армии и от США.

Таджикистан получил в наследство от Советской армии минимум вооружения, поэтому техники в войсках катастрофически не хватает. Хотя официально армия Таджикистана – это четыре бригады, зенитно-ракетный и вертолётный полки, но, по сути, боеспособны несколько батальонов. Большая проблема с офицерским составом, половина должностей вакантна, большинство действующих офицеров не имеют высшего образования.

Киргизия тоже достаточно слабый союзник. По оценкам экспертов, армии в этой стране по большому счёту не существует, её вооружение продали и разворовали. Во время «тюльпановой революции» военные не влияли на ситуацию. Личный состав военнослужащих составляет около 8 тыс. человек, но реально воевать умеют порядка 500–600 человек, так называемые сводные подразделения, которые формируются исключительно из офицеров. И это несмотря на активную работу в стране американских инструкторов.

Армия Молдовы находится под контролем румынских спецслужб

После распада СССР Украина в наследство получила современную мощную армию – три очень сильных военных округа, три воздушные армии и даже ядерные силы. Первоначально общая численность украинской армии составляла порядка 800 тыс. человек, при этом войска были полностью оснащены самой современной боевой техникой. Одно время Украина занимала четвёртое место в мире по военному потенциалу, поговаривали, что, если начнётся война между Россией и Украиной, ещё неизвестно, кто победит. Однако за 20 лет эта мощная сила была разбазарена. Военная техника была украдена, сгнила или продана. Тотальная распродажа армии вывела Украину в группу ведущих мировых экспортёров оружия. На вооружении осталось около 6 тыс. танков и 1 тыс. боевых самолётов.

Основой вооружённых сил Узбекистана стал Туркестанский военный округ. В армии страны занято 65 тыс. человек, и она оценивается как наиболее боеспособная в Центральной Азии. Вооружение советское, начала 80-х годов, запасы его велики, только танков на хранении более 2 тыс., правда, далеко не вся техника исправна. Но есть договорённости о поставках из России современных артсистем, транспортных и боевых вертолётов, средств ПВО и боеприпасов. Нет проблем с комплектованием, служить в армии престижно, остались льготы, служба – социальный лифт.

Основой туркменской армии стали части бывшего Туркестанского военного округа. Сегодня служат 34 тыс. человек. После распада Советского Союза на территории Туркмении осталось большое количество военной техники, которая принадлежала выводимым из Афганистана частям. На вооружении стоят более полусотни танков, 300 различных видов самолётов. Но, даже несмотря на этот потенциал, эксперты скептически относятся к боеспособности туркменских войск. В республике остро стоит вопрос с военными кадрами, русские военные специалисты покинули страну ещё в 90-х годах, местные плохо осваивают военное дело. В войсках – дефицит офицеров, даже на парадах самолёты пилотируют приглашённые лётчики с Украины.

Армия Азербайджана была сформирована из частей бывшего Закавказского военного округа и части Каспийской флотилии. В настоящее время её численность оценивается около 70 тыс. человек. С помощью иностранных специалистов внедряются стандарты НАТО. При этом военное ведомство государства скупает военную технику и вооружение у Украины. Предпринимаются попытки наладить и собственный военно-промышленный комплекс, уже производится стрелковое оружие, миномёты и даже бронетехника. Главная проблема азербайджанской армии – поголовная коррупция.

Шеститысячная армия Молдовы находится в удручающем состоянии. Техника и вооружение практически полностью неисправны. Массовое бегство офицеров из-за низких окладов ещё более усугубляет катастрофу. НАТО неоднократно выступало инициатором различных вариантов «военных реформ», но попытки только ещё больше снизили обороноспособность. При этом армия практически находится под контролем румынских спецслужб.

ВВС Латвии состоят из «кукурузников»

Армии всех бывших прибалтийских республик входят в НАТО, по сути, являются для России потенциальными противниками, но опасаться их не приходится – численность этих армий довольно небольшая и, как и у всех, имеются проблемы с финансированием.

Литва самая милитаризованная прибалтийская республика, на охране интересов республики стоит 10 тыс. военнослужащих, из которых почти 11% – женщины. На вооружении литовской армии вооружение и техника американского и западноевропейского производства, но до сих пор встречаются и образцы советского производства. Есть даже флот – два малых противолодочных корабля и четыре патрульных катера. Решается вопрос о закупке боевых вертолётов.

Армия обороны Эстонии – это более 5 тыс. человек, которые сведены в восемь батальонов и артдивизион. Флот – неисправный корвет, два катера и четыре катерных тральщика. На вооружении сотня пушек, а вот с бронетехникой беда, во время учений периодически берут в аренду танк у соседей-латышей.

В Латвии армия, равная по численности эстонской, состоит из пехотного батальона, артдивизиона и трёх учебных центров. На вооружении три учебных танка Т-55, главную ударную силу ВВС составляют «кукурузники» Ан-2, ВМС состоят из патрульных катеров, минных тральщиков, катеров – охотников за минами и самоходных барж, в ближайшем будущем местные судостроители обещают строить собственные военные корабли

Армия Грузия – единственная на сегодняшний день, с кем России пришлось воевать, её силу наглядно показали результаты восьмидневной войны в 2008 году. Вооружённые силы республики создавались на базе советских частей Закавказского военного округа. Сейчас численность вооружённых сил Грузии – 37 тыс. человек. До 2003 года грузинская армия была вооружена устаревшей советской техникой, но после «революции роз» началась её модернизация. Страны НАТО бесплатно поставляли вооружение в эту республику, таким образом военный бюджет страны в 2007 году увеличился в 50 раз и достиг максимума в 780 млн долларов. Грузин пытаются обучать иностранные инструкторы. После войны с Россией почти треть этой грозной армии была уничтожена и выведена из строя. Сейчас Грузия активно восстанавливает военный потенциал.

Статья 31. Глава 5. Защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа .

В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооружённые Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность .

Статья 32. Глава 5. Государство обеспечивает безопасность и обороноспособность страны, оснащает Вооруженные Силы СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению её обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

Руководство

Высшее государственное руководство в области обороны страны на основе законов осуществляли высшие органы государственной власти и управления СССР, руководствуясь политикой Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), направляя работу всего государственного аппарата таким образом, чтобы при решении любых вопросов управления страной обязательно учитывались интересы укрепления её обороноспособности: - Совет обороны СССР (Совет рабоче-крестьянской обороны РСФСР), Верховный Совет СССР (статья (ст.) 73 и 108, Конституции СССР), Президиум Верховного Совета СССР (ст. 121, Конституции СССР), Совет Министров СССР (Совет народных комиссаров РСФСР) (ст. 131, Конституции СССР).

Совет обороны СССР координировал деятельность органов Советского государства в области укрепления обороны, утверждение основных направлений развития ВС СССР. Возглавлял Совет обороны СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС , Председатель Президиума Верховного Совета СССР .

Верховные Главнокомандующие .

  • - - Иосиф Виссарионович Сталин , Генералиссимус Советского Союза ,
  • - - Михаил Сергеевич Горбачёв , полковник .

Органы военного управления (ОВУ)

Непосредственное руководство строительством ВС СССР, их жизнью и боевой деятельностью осуществляли ОВУ.

В систему ОВУ входили:

Органы управления СА и ВМФ, объединяемые Министерством обороны СССР (МО) СССР (Наркомат обороны, Министерство ВС, Военное министерство), во главе которого стоял Министр обороны СССР (Главы военного ведомства СССР) (ст. Конституции СССР); - органы управления пограничными войсками, подчинённые Комитету государственной безопасности (КГБ) СССР, во главе которого стоял Председатель КГБ СССР , (ст. Конституции СССР); - органы управления внутренними войсками, подчинённые Министерству внутренних дел (МВД) СССР, во главе которого стоял Министр МВД СССР , (ст. Конституции СССР).

По характеру выполняемых задач и объёму компетенции в системе ОВУ различались:

  1. Центральные ОВУ.
  2. Органы военного управления военных округов (ВО) (групп войск), флотов.
  3. Органы военного управления войсковых соединений и частей .
  4. Местные органы военного управления.
  5. Начальники гарнизонов (старшие морские начальники) и военные коменданты .

История

  • Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) (с 15 (28) января - по февраль г.)
  • Рабоче-Крестьянский Красный Флот (РККФ) (с 29 января (11) февраля - по февраль г.)
  • Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ)
  • Пограничные войска (Пограничная стража, Пограничная служба, БОХР)
  • Внутренние войска (Войска внутренней охраны республики (войска ВОХР) и Государственная конвойная стража)
  • Советская Армия , (с 25 февраля г. до начала г.), официальное наименование основной части ВС СССР. Включала РВСН, СВ, Войска ПВО, ВВС и другие формирования, кроме ВМФ , Пограничных войск КГБ СССР, Внутренних войск МВД СССР.

Численность

Структура

ВС состояли из видов, а также включали тыл ВС СССР, штабы и войска Гражданской обороны (ГО) СССР, внутренние войска министерства внутренних дел (МВД) СССР, пограничные войска комитета государственной безопасности (КГБ) СССР. Страница 158.

Виды

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) ВС СССР , (1960 год)

Ракета (РТ-23 УТТХ «Мо́лодец») в составе железнодорожного ракетного комплекса

Вид ВС СССР - основная ударная сила ВС находившаяся в постоянной боевой готовности.

  • Ракетные армии , ракетные корпуса , ракетные дивизии (Штаб-квартиры в городах (г.) Винница , Смоленск , Владимир , Киров (Кировская область) , Омск , Чита , Благовещенск , Хабаровск , Оренбург , Татищево , Новомосковск , Николаев , Львов , Ужгород , Джамбул)
  • Государственный центральный межвидовой полигон
  • 10-й Испытательный полигон (в Казахской ССР)
  • 4-й Центральный научно-исследовательский институт (г. Юбилейный, Московская область, РСФСР)
  • учебные заведения (Военная академия в Москве, военные училища в г. Серпухов , Ростов-на-Дону , Ставрополь)
  • арсеналы и центральные ремонтные заводы , базы хранения вооружения и военной техники

Кроме того имелись в РВСН части и учреждения специальных войск и тыла. Штаб-квартира город Власиха .

  • - - М. И. Неделин , Главный маршал артиллерии
  • - - К. С. Москаленко , Маршал Советского Союза
  • - - С. С. Бирюзов , Маршал Советского Союза
  • - - Н. И. Крылов , Маршал Советского Союза
  • - - В. Ф. Толубко , генерал армии , с 1983 года Главный маршал артиллерии
  • - - Ю. П. Максимов , генерал армии

Сухопутные войска (СВ) ВС СССР, (1946 год)

В оформлении торжественных мероприятий, на плакатах, в рисунках на почтовых конвертах и открытках использовалось изображение условного декоративного «флага Сухопутных войск» в виде красного прямоугольного полотнища с большой красной пятиконечной звездой в центре, с золотой (жёлтой) каймой. Данный «флаг» никогда не утверждался и не изготавливался из ткани.

Главнокомандующие, являвшиеся заместителем Министра обороны СССР (года)
  • - - Г. К. Жуков , Маршал Советского Союза
  • - - И. С. Конев , Маршал Советского Союза
  • - - И. С. Конев , Маршал Советского Союза
  • - - Р. Я. Малиновский , Маршал Советского Союза
  • - - А. А. Гречко , Маршал Советского Союза
  • - - В. И. Чуйков , Маршал Советского Союза
  • - - И. Г. Павловский , генерал армии
  • - - В. И. Петров , Маршал Советского Союза
  • - - Е. Ф. Ивановский , генерал армии
  • - - В. И. Варенников , генерал армии
  • - - В. М. Семёнов , генерал армии

СВ СССР делились по территориальному принципу на военные округа (группы войск), военные гарнизоны :

  • Московский военный округ (ОЛМВО)
  • Ленинградский военный округ (ЛенВО)
  • Прибалтийский военный округ (ПрибВО)
  • Прикарпатский военный округ (ПрикВО)
  • Одесский военный округ (КОдВО)
  • Северо-Кавказский военный округ (КСКВО)
  • Закавказский военный округ (ЗакВО)
  • Приволжский военный округ (ПриВО)
  • Среднеазиатский военный округ (САВО)
  • Туркестанский военный округ (ТуркВО)
  • Уральский военный округ (УрВО)
  • Сибирский военный округ (СибВО)
  • Забайкальский военный округ (ЗабВО)
  • Дальневосточный военный округ (КДВО)
  • (ГСВГ), позднее- Западная группа войск (ЗГВ)

Войска Противовоздушной обороны (ПВО) ВС СССР , ( г.).

В их состав входили:

  • Войска ракето-космической обороны;
  • Радиотехнические войска ПВО, г.;
  • Истребительная авиация (авиация ПВО);
  • Войска радиоэлектронной борьбы ПВО.
  • Специальные войска.

Кроме того имелись в ВПВО части и учреждения тыла.

ВПВО делились по территориальному принципу на округа ПВО (группы войск):

  • Округ ПВО (группа войск) - объединения войск ПВО, предназначенные для защиты от ударов с воздуха важнейших административных, промышленных центров и районов страны, группировок ВС, важных военных и других объектов в установленных границах. В ВС округа ПВО были созданы после Великой Отечественной войны на базе ПВО фронтов и ВО. В г. округа ПВО были переформированы в районы ПВО, в г. воссозданы.
  • Московский округ ПВО - был предназначен для прикрытия от ударов средств воздушного нападения противника наиболее важных административных и экономических объектов Северного, Центрального, Центрально-Чернозёмного и Волго-Вятского экономических районов СССР. В ноябре г. образована Московская зона ПВО, преобразованная в г. в Московскую особую армию ПВО, развёрнутая в ПВО Московского ВО. После войны на его базе был создан Московский округ ПВО, затем район ПВО. В августе г. Московский район ПВО преобразован в Московский округ ПВО. В г. после ликвидации Бакинского округа ПВО стал единственным в СССР объединением подобного типа.
  • Бакинский округ ПВО.

Возглавлял ПВО СССР главнокомандующий, являвшийся заместителем Министра обороны СССР. Ему подчинялись Главный штаб и управления ПВО СССР.

Главнокомандующие, являвшиеся заместителем Министра обороны СССР
  • -1952 - Л. А. Говоров , Маршал Советского Союза
  • -1954 - К. А. Вершинин , генерал-полковник
  • -1955 - Л. А. Говоров , Маршал Советского Союза
  • -1962 - С. С. Бирюзов , Маршал Советского Союза
  • -1966 - В. А. Судец , Маршал авиации
  • -1978 - П. Ф. Батицкий , генерал армии, с 1968 года Маршал Советского Союза
  • -1987 - А. И. Колдунов , генерал-полковник, с 1984 года Главный маршал авиации
  • - - И. М. Третьяк , генерал армии

Военно-воздушные силы (ВВС) ВС СССР, (1946 год)

ВВС организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (специального назначения (спецназ)), части и учреждений тыла.

Возглавлял ВВС СССР главнокомандующий (Начальник, Начальник Главного управления, Командующий) являвшийся заместителем Министра обороны СССР. Ему подчинялись Главный штаб и управления ВВС СССР

Штаб-квартира город Москва.

Главнокомандующие, являвшиеся заместителем Министра обороны СССР
  • - - А. В. Сергеев, Комиссар
  • - - А. А. Знаменский,
  • - - Я. И. Алкснис , Командарм 2-го ранга ();
  • - - А. Д. Локтионов, генерал-полковник;
  • - - Я. В. Смушкевич , Командарм 2-го ранга , с г. генерал-лейтенант авиации ;
  • - - П. В. Рычагов , генерал-лейтенант авиации ;
  • - - П. Ф. Жигарев , генерал-лейтенант авиации ;
  • - - А. А. Новиков
  • - - К. А. Вершинин , Маршал авиации;
  • - - П. Ф. Жигарев , Маршал авиации, с г. - Главный маршал авиации;
  • - - К. А. Вершинин , Главный маршал авиации;
  • - - П. С. Кутахов , Маршал авиации, с г. - Главный маршал авиации;
  • - - А. Н. Ефимов , Маршал авиации;
  • - - Е. И. Шапошников , Маршал авиации;

Военно-морской флот ВС СССР .

Флаг ВМФ СССР, прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3, с узкой полосой синего цвета вдоль нижней кромки; над синей полосой в левой части флага изображалась красная звезда, а в правой - красные серп и молот. Флаг был принят 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 1982/341 «О военно-морских флагах Союза ССР».

ВМФ СССР организационно состояли из родов сил: подводных, надводных, морской авиации , береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты . В его состав входили также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения (спецназ) и различные службы. Главными родами сил являлись подводные силы и морская авиация. Кроме того имелись в ВМФ части и учреждения тыла.

В организационном отношении ВМФ СССР включал:

  • Краснознамённый Северный флот (1937 г.) (КСФ), Северный флот ;
  • Краснознамённый Тихоокеанский флот (1935 г.) (КТоФ), Тихоокеанский флот ;
  • Краснознамённый Черноморский флот (КЧФ), Черноморский флот ;
  • Дважды Краснознамённый Балтийский флот (Дв.КБФ), Балтийский флот ;
  • Краснознамённую Каспийская флотилию (ККФл), Каспийская флотилия ;
  • Краснознаменную Ленинградскую военно-морскую базу (ВМБ) (Лен ВМБ) ;

Возглавлял ВМФ СССР главнокомандующий (командующий, начальник Морских Сил Республики, народный комиссар, министр) являвшийся заместителем Министра обороны СССР. Ему подчинялись Главный штаб и управления ВМФ СССР.

Главный штаб ВМФ - г. Москва.

Главнокомандующие, являвшиеся заместителем Министра обороны СССР.
  • - - В. М. Альтфатер , контр-адмирал Русского Императорского флота,
  • - - В. М. Орлов , с г. Флагман флота 1-го ранга ;
  • - - М. В. Викторов , Флагман флота 1-го ранга;
  • - - П. А. Смирнов , Армейский комиссар 1-го ранга ;
  • - - М. П. Фриновский , Командарм 1-го ранга ;
  • - - Н. Г. Кузнецов , Адмирал Флота Советского Союза ;
  • - - И. С. Юмашев , Адмирал ;
  • - - Н. Г. Кузнецов
  • - - С. Г. Горшков , Адмирал Флота Советского Союза;
  • - - В. Н. Чернавин , Адмирал Флота ;

Тыл ВС СССР

Силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС. Являлись неотъемлемой частью оборонного потенциала государства и связующим звеном между экономикой страны и непосредственно ВС. В его состав входили штаб тыла, главные и центральные управления, службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск ВС, военных округов (групп войск) и флотов, объединений, соединений и воинских частей.

  • Главное военно-медицинское управление. (ГВМУ МО СССР) ((1946 г.) (Главное военно-санитарное управление)
  • Главное управление торговли. (ГУТ МО СССР)(1956 г. главвоенторг Министерства торговли СССР)
  • Центральное управление военных сообщений. (ЦУП ВОСО МО СССР)(вкл. 1962 г. до 1992 г., ГУ ВОСО (1950 г.))
  • Центральное продовольственное управление. (ЦПУ МО СССР)
  • Центральное вещевое управление. (ЦВУ МО СССР) (1979 г.) (Управление вещевого и хозяйственного снабжения, Управление вещевого и обозного снабжения)
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего. (ЦУРТГ МО СССР) (Служба снабжения горючим (1979 г.), Служба горючего и смазочных материалов, Управление службы горючего)
  • Центральное дорожное управление (ЦДУ МО СССР). (Автомобильно-дорожное управление Тыла КР (1941 г.), Отдел автотранспортной и дорожной службы ГШ (1938 г.), Отдел автотранспортной и дорожной службы ВОСО)
  • Управление сельского хозяйства.
  • Управление начальника Экологической безопасности ВС СССР.
  • Служба пожарно-спасательной и местной обороны ВС СССР.
  • Железнодорожные войска ВС СССР.

Тыл ВС в интересах ВС решал целый комплекс задач, основными из которых являлись: приём от экономического комплекса государства запаса материальных средств и техники тыла, хранение и обеспечение ими войск (сил); планирование и организация совместно с транспортными министерствами и ведомствами подготовки, эксплуатации, технического прикрытия, восстановления путей сообщения и транспортных средств; подвоз всех видов материальных средств; осуществление оперативных, снабженческих и других видов воинских перевозок, обеспечение базирования ВВС и ВМФ; техническое обеспечение войск (сил) по службам тыла; организация и проведение лечебно - эвакуационных, санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинской защиты личного состава от оружия массового поражения (ОМП) и неблагоприятных экологических факторов, проведение ветеринарно-санитарных мероприятий и мероприятий служб тыла по химической защите войск (сил); осуществление контроля за организацией и состоянием противопожарной защиты и местной обороны войск (сил), оценка экологической обстановки в местах дислокации войск (сил), прогноз её развития и контроль за проведением мероприятий по защите личного состава от экологически вредных воздействий природного и техногенного характера; торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение; охрана и оборона коммуникаций и объектов тыла в тыловых полосах, организация лагерей (приёмных пунктов) военнопленных (заложников), их учёт и обеспечение; обеспечение работ по эксгумации, идентификации, захоронению и перезахоронению военнослужащих.

Для решения данных задач Тыл ВС в имел в своем составе специальные войска (спецназ) (автомобильные , железнодорожные, дорожные , трубопроводные), соединения и части материального обеспечения, медицинские соединения, части и учреждения, стационарные базы и склады с соответствующими запасами материальных средств, транспортные комендатуры, ветеринарно-санитарные, ремонтные, сельскохозяйственные, торгово-бытовые, учебные (академия, училища, факультеты и военные кафедры при гражданских ВУЗах) и другие учреждения.

Штаб-квартира город Москва.

Начальники

  • - - А. В. Хрулёв , генерал армии;
  • - - В. И. Виноградов, генерал-полковник ();
  • - - И. Х. Баграмян , Маршал Советского Союза;
  • - - С. С. Маряхин , генерал армии;
  • - - С. К. Куркоткин , Маршал Советского Союза;
  • - - В. М. Архипов , генерал армии;
  • - - И. В. Фуженко, генерал-полковник;

Самостоятельные рода войск

Войска Гражданской обороны (ГО) СССР

В г. непосредственное руководство ГО возложено на министерство обороны СССР , повседневное - на начальника ГО - заместителя министра обороны СССР.

Имелись полки ГО (в крупных городах СССР), Московское военное училище ГО (МВУГО), (Город Балашиха), переформировано в г. в Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (МВКУДИВ), готовило специалистов дпя дорожных войск и войск ГО.

Начальники
  • -1972 - В. И. Чуйков , Маршал Советского Союза;
  • -1986 - А. Т. Алтунин , генерал-полковник, (с ) - генерал армии;
  • -1991 - В. Л. Говоров , генерал армии;

Пограничные войска КГБ СССР

Пограничные войска - были предназначенны для охраны сухопутных, морских и речных (озёрных) границ Советского государства. В СССР Пограничные войска были составной частью ВС СССР. Непосредственное руководство пограничными войсками осуществлялось КГБ СССР и подчинённым ему Главным управлением пограничных войск. Состояли из пограничных округов , отдельных соединений (пограничный отряд), частей (застава), специальных частей (подразделений) и учебных заведений. Кроме того имелись в Пограничных войсках подразделения и части авиации, морских (речных) сил и тыла. Круг задач, решаемых пограничными войсками, определялся законом «О Государственной границе СССР», положением об охране государственной границы СССР, утверждённым Президиумом Верховного Совета СССР 5 августа 1960 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1960 г., № 34). Правовое положение личного состава пограничных войск регламентировалось Законом СССР о всеобщей воинской обязанности, положениями о прохождении военной службы, уставами и наставлениями.

  • Западный пограничный округ.
  • Забайкальский пограничный округ.
  • Прибалтийский пограничный округ.
  • Камчатский пограничный округ.
  • Арктический пограничный округ.
Начальники
  • -1919 - С. Г. Шамшев, (Главное управление пограничных войск (ГУП.в.));
  • -1920 - В. А. Степанов, (Управления пограничного надзора);
  • - - В. Р. Менжинский , (особого отдела ВЧК (охрана границы));
  • -1923 - А. Х. Артузов , (отдел пограничных войск, отдел пограничной охраны (ОПО));
  • -1925 - Я. К. Ольский, (ОПО);
  • -1929 - З. Б. Кацнельсон , (Главное управление пограничной охраны (ГУПО));
  • - С. Г. Вележев, (ГУПО);
  • 1929-1931 - И. А. Воронцов, (ГУПО);
  • -1933 - Н. М. Быстрых, (ГУПО);
  • -1937 - М. П. Фриновский , (ГУПО) (с 1934 года пограничной и внутренней (ГУПиВО)) НКВД СССР ;
  • -1938 - Н. К. Кручинкин, (ГУПиВО);
  • -1939 - А. А. Ковалёв, Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУП. В.в.);
  • - - Г. Г. Соколов
  • -1952 - Н. П. Стаханов , генерал-лейтенант (ГУП.в.);
  • -1953 - П. И. Зырянов , генерал-лейтенант (ГУП.в.);
  • -1954 - Т. Ф. Филиппов, генерал-лейтенант (ГУП.в.);
  • -1956 - А. С. Сироткин, генерал-лейтенант (ГУП.в.);
  • -1957 - Т. А. Строкач , генерал-лейтенант (ГУП. В.в.);
  • -1972 - П. И. Зырянов , генерал-лейтенант, (с 1961 года) генерал-полковник (ГУП.в.);
  • -1989 - В. А. Матросов , генерал-полковник, (с 1978 года) генерал армии (ГУП.в.);
  • -1992 - И. Я. Калиниченко, генерал-полковник (ГУП.в.) (с 1991 года главнокомандующий)

Внутренние войска МВД СССР

Внутренние войска МВД СССР, составная часть ВС СССР. Предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, определённых в специальных постановлениях правительства, возложенных на МВД СССР. Они охраняли особо важные объекты народного хозяйства, а также социалистическую собственность, личность и права граждан, весь советский правопорядок от посягательств преступных элементов и выполняли некоторые другие специальные задачи (охрана мест лишения свободы, конвоирование осуждённых). Предшественниками Внутренних войск были Жандармерия , Войска внутренней охраны Республики (Войска ВОХР), Войска внутренней службы и Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин Внутренние войска появился в г. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну охраняли тылы фронтов и армий , несли гарнизонную службу в освобождённых районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника. Внутренние войска НКВД СССР (1941-1946), МВД СССР (1946-1947, 1953-1960, 1968-1991), МГБ СССР (1947-1953), МВД РСФСР (1960-1962), МООП РСФСР (1962-1966), МООП СССР (1966-1968), МВД РФ (с 1991):

Начальники
  • -1938 - Н. К. Кручинкин, (Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПиВО));
  • -1939 - А. А. Ковалёв, (Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУП. В.в.));
  • -1944 - И. С. Шередега, генерал-майор;
  • -1946 - А. Н. Аполлонов, генерал-полковник;
  • -1953 - П. В. Бурмак, генерал-лейтенант;
  • -1954 - Т. Ф. Филиппов, генерал-лейтенант;
  • -1956 - А. С. Сироткин, генерал-лейтенант;
  • -1957 - Т. А. Строкач , генерал-лейтенант;
  • -1960 - С. И. Донсков, генерал-лейтенант;
  • -1961 - Г. И. Алейников, генерал-лейтенант;
  • -1968 - Н. И. Пильщук, генерал-лейтенант;
  • -1986 - И. К. Яковлев , генерал-полковник, с г. - генерал армии;
  • -1991 - Ю. В. Шаталин, генерал-полковник;

Воинская обязанность

Всеобщая воинская обязанность, установленная советским законодательством, вытекала из конституционного положения, определяющего, что защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР, а военная служба в рядах ВС СССР - почётная обязанность советских граждан (ст. 62 и 63 Конституции СССР). Законодательство о всеобщей воинской обязанности прошло в своём развитии несколько этапов. Отражая социально-политические изменения в жизни общества и потребности укрепления обороны страны, оно развивалось от добровольчества к обязательной военной службе трудящихся и от неё - к всеобщей воинской обязанности.

Всеобщая воинская обязанность характеризовалась следующими основными чертами:

  1. она распространялась лишь на советских граждан;
  2. являлась всеобщей: призыву на военную службу подлежали все мужчины - граждане СССР; не призывались лишь лица, отбывающие уголовное наказание, и лица, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом;
  3. являлась личной и равной для всех: не допускалась замена призывника другим лицом: за уклонение от призыва или от выполнения обязанностей военной службы виновные несли уголовную ответственность;
  4. имела ограничения во времени: законом точно были установленны сроки действительной военной службы, количество и продолжительность учебных сборов и предельный возраст состояния в запасе;

Воинская обязанность по советскому законодательству осуществлялась в следующих основных формах:

  • служба в рядах ВС СССР в течение установленных законом сроков;
  • работа и служба в качестве военных строителей;
  • прохождение учебных, поверочных сборов и переподготовки в период состояния в запасе ВС СССР;

Исполнением всеобщей воинской обязанности являлось также предварительная подготовка (военно-патриотическое воспитание, начальная военная подготовка (НВП), подготовка специалистов для ВС, повышение общей грамотности, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий и физическая закалка молодёжи) к военной службе:

  • прохождение учащимися в средних школах, а другими гражданами - на производстве НВП, включая подготовку по гражданской обороне, с учащейся молодёжью в общеобразовательных школах (начиная с 9-го класса), в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ), и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования (СПТО) штатными военными руководителями. Юноши не обучавшиеся в дневных (очных) учебных заведениях НВП проходили на учебных пунктах, создаваемых (при наличии 15 и более юношей, обязанных проходить НВП) на предприятиях, в организациях и колхозах; Программа НВП включала в себя ознакомление молодёжи с назначением Советских ВС и их характером, с обязанностями военной службы, основными требованиями военной присяги и воинских уставов. Руководители предприятий, учреждений, колхозов и учебных заведений несли ответственность за то, чтобы НВП были охвачены все юноши допризывных и призывных возрастов.
  • приобретение военных специальностей в учебных организациях СПТО - профтехучилищах и в организациях Добровольного общества содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ), предназначалась для обеспечения постоянной и высокой боеготовности ВС, являлась заблаговременной и предусматривала подготовку специалистов (водителей автомобилей, электромеханников, связистов, парашютистов и других) из числа юношей, достигших 17-ти летнего возраста. В городах производилась без отрыва от производства. При этом на период сдачи экзаменов обучающимся юношам предоставлялся оплачиваемуй отпуск на 7-15-ть рабочих дней. В сельской местности производилась с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период. За призывниками в этих случаях сохранялись места работы, занимаемая должность и выплачивалось 50 % среднего заработка. Оплачивались также расходы по найму жилого помещения и проезд к месту учёбы и обратно.;
  • изучение военного дела и приобретение офицерской специальности студентами высших учебных заведений (ВУЗ) и ССУЗ, занимавшихся по программам подготовки офицеров запаса;
  • соблюдение правил воинского учёта и иных воинских обязанностей призывниками и всеми гражданами, состоящими в запасе ВС СССР.

В целях планомерной подготовки и организационного проведения призыва на действительную военную службу территория СССР разделялась на районные (городские) призывные участки. К ним ежегодно в течение февраля - марта приписывались граждане, которым в год приписки исполнялось 17-ть лет. Приписка к призывным участкам служила средством выявления и изучения количественного и качественного состава призывных контингентов. Она производилась районными (городскими) военными комиссариатами (военкоматами) по месту постоянного или временного жительства. Определение состояния здоровья приписываемых производилось врачами, выделяемыми по решению исполнительных комитетов (исполкомов) районных (городских) Советов народных депутатов из местных лечебных учреждений. Лица, приписанные к призывным участкам, именовались призывниками . Им выдавалось специальное свидетельство. Граждане, подлежащие приписке, были обязаны явиться в военкомат в срок, установленный на основании Закона. Перемена призывного участка допускалась только с 01 января до 01 апреля и с 01 июля до 01 октября года призыва. В другое время года перемена призывного участка в отдельных случаях могла быть разрешена лишь по уважительным причинам (например, переезд на новое место жительства в составе семьи). Призыв граждан на действительную военную службу проводился ежегодно повсеместно два раза в год (в мае - июне и в ноябре - декабре) по приказу Министра обороны СССР. В войска, расположенные в отдалённых и некоторых других местностях, призыв начинался на месяц раньше - в апреле и октябре (См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1977 г. («Ведомости Верховного Совета СССР», 1977, № 9)). Количество граждан подлежащих призыву, устанавливалось Советом Министров СССР. Точные сроки явки граждан на призывные участки определялись, в соответствии с Законом и на основании приказа Министра обороны СССР, приказом военного комиссара. От явки на призывные участки никто из призывников не освобождался (за изьятием случаев, установленных ст. 25 Закона). Вопросы, связанные с призывом, решались коллегиальными органами - призывными комиссиями , создаваемыми в районах, городах под председательством соответствующих военных комиссаров. В состав комиссии в качестве их полноправных членов входили представители местных советских, партийных, комсомольских организаций и врачи. Персональный состав призывной комиссии утверждался исполкомами районных (городских) Советов народных депутатов. На районные (городские) призывные комиссии возлагались: а) организация медицинского освидетельствования призывников; б) принятие решения о призыве на действительную военную службу и предназначение призванных по видам ВС и родам войск; в) предоставление отсрочек в соответствии с Законом; г) освобождение от воинской обязанности призывников в связи с наличием у них заболеваний или физических недостатков; При принятии решения призывные комиссии были обязаны всесторонне обсудить семейное и материальное положение призывника, состояние его здоровья, учесть пожелания самого призывника, его специальность, рекомендации комсомольских и других общественных организаций. Решения принимались большинством голосов. Для руководства районными (городскими) призывными комиссиями и контроля за их деятельностью в союзных и автономных республиках, краях, областях и автономных округах создавались соответствующие комиссии под председательством военного комиссара союзной или автономной республики, краях, области или автономного округа. За деятельностью призывных комиссий осуществлялся контроль со стороны Советов народных депутатов и прокурорский надзор. За недобросовестное или пристрастное отношение к делу при решении вопроса призыва, предоставление незаконных отсрочек члены призывных комиссий и врачи, участвующие в освидетельствовании призывников, а также другие лица, допустившие злоупотркбления, привлекались к ответственности в соответствии с действующим законодательством. В основу распределения призывников по видам ВС и родам войск клался принцип производственной квалификации и специальности с учётом состояния здоровья. Этот же принцип применялся при призыве граждан в военно-строительные отряды (ВСО), предназначенные для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР. Комплектование ВСО производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники, бульдозеристы, кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (ВСтр) определялись военным законодательством, а их трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда ВСтров производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в ВСО засчитывался в срок действительной военной службы.

Законом были определёны: - единый призывной возраст для всех советских граждан - 18-ть лет;

Срок действительной военной службы (срочная военная служба солдат и матросов, сержантов и старшин) в 2 - 3-и года;

Отсрочка от призыва , могла быть предоставленна по трём основаниям: а) по состоянию здоровья - предоставлялась призывникам, признаным временно негодными к военной службе по болезни (ст. 36 Закона); б) по семейному положению (ст. 34 Закона); в) для продолжения образования (ст. 35 Закона);

Прохождение военной службы.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в выполнении советскими гражданами конституционной воинской обязанности в составе ВС СССР (ст.63, Конституции СССР). Военная служба являлась наиболее активной формой осуществления гражданами своего конституционного долга защищать социалистическое Отечество (ст. 31 и 62, Конституции СССР), являлась почётной обязанностью и возлагалась только на граждан СССР. Иностранцы и лица без гражданства, проживавшие на территории СССР, воинскую обязанность не несли и на военную службу не зачислялись, тогда как на работу (службу) в гражданские советские организации они могли приниматься с соблюдением установленных законами правил.

На военную службу советские граждане привлекались в обязательном порядке путём призывов (очередных, на учебные сборы и по мобилизации) в соответствии с конституционной обязанностью (ст. 63, Конституции СССР), и в соответствии со ст. 7 Закона о всеобщей воинской обяэанности (1967 г.) все военнослужащие и военнообязанные принимали военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству. Для военной службы характерно наличие института присваиваемых в установленном ст.9 Закона о всеобщей воинской обязанности (1967 г.) порядке персональных воинских званий , в соответствии с которыми военнослужащие и военнообязанные делились на начальников и подчинённых, старших и младших со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

В ВС СССР призывалось около 40 % от призывного контингента состоящего на воинском учёте (приписанного к военкоматам).

Формы прохождение военной службы были установленны в соответствии с принятымм в современных условиях принципом строительства ВС на постоянной кадровой основе (сочетание кадровых ВС с наличием запаса военнообязанных военнообученных граждан). Поэтому согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (ст.5) военная служба делилась на действительную военную службу и службу в запасе, каждая из которых протекала в особых формах.

Действительная военнуя служба - служба советских граждан в кадрах ВС, в составе соответствующих воинских частей, экипажей военных кораблей, а также учреждений, заведений и других военных организаций. Лица зачисленные на действительную военную службу, именовались военнослужащими , они вступали с государством в военно-служебные отношения, назначались на такие предусмотренные штатами должности, для которых требовалась определённая военная или специальная подготовка.

В соответствии с организационной структурой ВС, различием в характере и объёме служебной компетенции личного состава государством были приняты и использовались следующие формы действительной военной службы:

  • срочная военная служба солдат и матросов, сержантов и старшин
  • сверхсрочная военная служба сержантов и старшин
  • служба прапорщиков и мичманов
  • служба офицерского состава, в том числе офицеров, которые призывались из запаса на срок 2-3-и года

В качестве дополнительной формы прохождения действительной военной службы использовалась служба женщин, принимаемых в мирное время в ВС СССР на добровольных началах на должности солдат и матросов, сержантов и старшин;

К формам прохождения военной службы примыкала служба (работа) военных строителей.

Служба в запасе - периодическое несение военной службы гражданами, зачисленными в запас ВС. Лица состоявшие в запасе именовались военнообязанными запаса .

Формами прохождения военной службы за время состояния в запасе являлись краткосрочные сборы и переподготовка:

  • учебные сборы, имеющие своей целью совершенствование военной и специальной подготовки военнообязанных, поддержание её на уровне современных требований;
  • поверочные сборы, имеющие своей целью определить боевую и мобилизационную готовность органов военного управления (ОВУ);

Правовое положение личного состава ВС СССР регламентировали:

  • Конституция (Основной Закон) СССР, (1977 г.)
  • Закон СССР о всеобщей воинской обяэанности, (1967 г.)
  • Общевоинские уставы ВС СССР и Корабельный устав
  • Положения о прохождении военной службы (офицеров, прапорщиков и сверхсрочнослужащих и т. д.)
  • Боевые уставы
  • Наставления
  • Инструкции
  • Руководства
  • Приказы
  • Приказания

Реформа ВС

ВС СССР за границей

  • Группа советских войск в Германии . (ГСВГ)
  • ГСВМ. Советские войска в Монголии относились к ЗабВО
  • Ограниченный контингент советских войск в Афганистане (ОКСВА)
  • Пункты базирования (ПБ) ВМФ СССР: - Тартус в Сирии , Камрань в Вьетнаме , Умм-Каср в Ираке .

Место первого старта Р-1

Примечания

Литература

  • Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07 октября 1977 года, Москва (М.), Издательство политической литературы, 1977 г., 64 страницы (стр.);
  • Сборник узаконений (СУ) РСФСР, М, 1918 г., № 17, 28, 41;
  • СУ РСФСР, М, 1923 г., № 92;
  • Война и военное дело. Пособие по военному делу для партийного, советского и профсоюзного актива, Воениздат, 1933, 564 с.
  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в -1978 годах в 30-ти томах;
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1977 г. («Ведомости Верховного Совета СССР», 1977, № 9));
  • Советская военная энциклопедия (СВЭ), М ., Ордена Трудового Красного Знамени военное издательством Министерства обороны СССР в 1977 -1979 годах в 8-ми томах;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Основы советского военного законодательства. Учебник. Под общей редакцией С. С. Максимова, М., ВИ, 1978 г., 312 стр.;
  • Тыл Вооружённых Сил. 300 лет., Военно-исторический альбом., Под ред. В. И. Исакова, В. И. Исаков, Д. В. Булгаков, А. А. Смирнов, Л. Ф. Шумихина, М., Защитники Отчизны, 2000 г., 336 стр.
  • Во Имя России: Российское государство , армия и воинское воспитание / учебное пособие по общественно-государственной подготовке (ОГП) для офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил Российской Федерации / Под редакцией: В. А. Золотарева, В. В. Марущенко, С. С. Автюшина. - М.: издательство «Русь-РКБ», . - 336 с. + вкл.
  1. Под редакцией: В.А. Золотарева, В.В. Марущенко, С.С. Автюшина. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. - М.: "Русь-РКБ", 1999. - С. 336 + вкл.. - ISBN 5-86273-020-6

При отсутствии сухопутного фронта в Европе германское руководство приняло решение о разгроме Советского Союза в ходе кратковременной кампании летом - осенью 1941 года. Для достижения этой цели на границе с СССР была развернута наиболее боеспособная часть вооруженных сил Германии 1 .

Вермахт

Для операции "Барбаросса" из имевшихся в вермахте 4 штабов групп армий было развернуто 3 ("Север", "Центр" и "Юг") (75%), из 13 штабов полевых армий - 8 (61,5%), из 46 штабов армейских корпусов - 34 (73,9%), из 12 моторизованных корпусов - 11 (91,7%). Всего для Восточной кампании было выделено 73,5% общего количества имевшихся в вермахте дивизий. Большая часть войск имела боевой опыт, полученный в предыдущих военных кампаниях. Так, из 155 дивизий в военных действиях в Европе в 1939-1941 гг. участвовали 127 (81,9%), а остальные 28 были частично укомплектованы личным составом, также имевшим боевой опыт. В любом случае это были наиболее боеспособные части вермахта (см. таблицу 1). Военно-воздушные силы Германии развернули для обеспечения операции "Барбаросса" 60,8% летных частей, 16,9% войск ПВО и свыше 48% войск связи и прочих подразделений.

Сателлиты Германии

Вместе с Германией к войне с СССР готовились ее союзники: Финляндия, Словакия, Венгрия, Румыния и Италия, которые выделили для ведения войны следующие силы (см. таблицу 2). Кроме того, Хорватия выделила 56 самолетов и до 1,6 тыс. человек. К 22 июня 1941 г. на границе не было словацких и итальянских войск, которые прибыли позднее. Следовательно, в развернутых там войсках союзников Германии находилось 767 100 человек, 37 расчетных дивизий, 5502 орудия и миномета, 306 танков и 886 самолетов.

Всего же силы Германии и ее союзников на Восточном фронте насчитывали 4 329,5 тыс. человек, 166 расчетных дивизий, 42 601 орудие и миномет, 4364 танка, штурмовых и самоходных орудий и 4795 самолетов (из которых 51 находился в распоряжении главного командования ВВС и вместе с 8,5 тыс. человек личного состава ВВС в дальнейших расчетах не учитывается).

Красная армия

Вооруженные силы Советского Союза в условиях начавшейся войны в Европе продолжали увеличиваться и к лету 1941 г. были крупнейшей армией мира (см. таблицу 3). В пяти западных приграничных округах дислоцировались 56,1% частей сухопутных войск и 59,6% частей ВВС. Кроме того, с мая 1941 г. началось сосредоточение на Западном театре военных действий (ТВД) 70 дивизий второго стратегического эшелона из внутренних военных округов и с Дальнего Востока. К 22 июня в западные округа прибыло 16 дивизий (10 стрелковых, 4 танковые и 2 моторизованные), в которых насчитывалось 201 691 человек, 2746 орудий и 1763 танка.

Группировка советских войск на Западном ТВД была достаточно мощной. Общее соотношение сил к утру 22 июня 1941 г. представлено в таблице 4, судя по данным которой противник превосходил Красную армию лишь по численности личного состава, ибо его войска были отмобилизованы.

Обязательные уточнения

Хотя приведенные выше данные и дают общее представление о силе противостоящих группировок, следует учитывать, что вермахт завершил стратегическое сосредоточение и развертывание на ТВД, тогда как в Красной армии этот процесс находился в самом разгаре. Как образно описал эту ситуацию А.В. Шубин, "с Запада на Восток с большой скоростью двигалось плотное тело. С Востока не торопясь выдвигалась более массивная, но более рыхлая глыба, масса которой нарастала, но недостаточно быстрыми темпами" 2 . Поэтому следует рассмотреть соотношение сил еще на двух уровнях. Во-первых, это соотношение сил сторон на различных стратегических направлениях в масштабе округ (фронт) - группа армий, а во-вторых, на отдельных оперативных направлениях в приграничной полосе в масштабе армия - армия. При этом в первом случае учитываются только сухопутные войска и ВВС, а для советской стороны еще пограничные войска, артиллерия и авиация ВМФ, но без сведений по личному составу флота и внутренних войск НКВД. Во втором случае для обеих сторон учитываются только сухопутные войска.

Северо-Запад

На Северо-Западном направлении друг другу противостояли войска немецкой группы армий "Север" и Прибалтийского особого военного округа (ПрибОВО). Вермахт имел довольно значительное превосходство в живой силе и некоторое в артиллерии, но уступал в танках и авиации. Однако следует учитывать, что непосредственно в 50км приграничной полосе располагалось лишь 8 советских дивизий, а еще 10 находились в 50-100 км от границы. В результате на направлении главного удара войскам группе армий "Север" удалось добиться более благоприятного соотношения сил (см. таблицу 5).

Западное направление

На Западном направлении противостояли друг другу войска германской группы армий "Центр" и Западного особого военного округа (ЗапОВО) с частью сил 11-й армии ПрибОВО. Для германского командования это направление было главным в операции "Барбаросса", и поэтому группа армий "Центр" была сильнейшей на всем фронте. Здесь было сосредоточено 40% всех германских дивизий, развернутых от Баренцева до Черного моря (в том числе 50% моторизованных и 52,9% танковых) и крупнейший воздушный флот люфтваффе (43,8% самолетов). В полосе наступления группы армий "Центр" в непосредственной близости от границы находилось лишь 15 советских дивизий, а 14 располагались в 50-100 км от нее. Кроме того, на территории округа в районе Полоцка сосредоточивались войска 22й армии из Уральского военного округа, из состава которой к 22 июня 1941 г. прибыли на место 3 стрелковые дивизии,и 21-й мехкорпус из Московского военного округа - общей численностью 72 016 человек, 1241 орудие и миномет и 692 танка. В итоге содержащиеся по штатам мирного времени войска ЗапОВО уступали противнику только в личном составе, но превосходили его в танках, самолетах и незначительно в артиллерии. Однако, в отличие от войск группы армий "Центр", они не завершили сосредоточения, что позволяло громить их по частям.

Группа армий "Центр" должна была осуществить двойной охват войск ЗапОВО, расположенных в Белостокском выступе, ударом от Сувалок и Бреста на Минск, поэтому основные силы группы армий были развернуты на флангах. С юга (от Бреста) наносился главный удар. На северном фланге (Сувалки) была развернута 3-я танковая группа вермахта, которой противостояли части 11-й армии ПрибОВО. В полосе советской 4-й армии были развернуты войска 43-го армейского корпуса 4й немецкой армии и 2-я танковая группа. На этих участках противник смог добиться значительного превосходства (см. таблицу 6).

Юго-Запад

На Юго-Западном направлении группе армий "Юг", объединявшей германские, румынские, венгерские и хорватские войска, противостояли части Киевского особого и Одесского военных округов (КОВО и ОдВО). Советская группировка на Юго-Западном направлении была сильнейшей на всем фронте, поскольку именно она должна была наносить главный удар по противнику. Однако и здесь советские войска не завершили сосредоточения и развертывания. Так, в КОВО в непосредственной близости от границы находилось лишь 16 дивизий, а 14 располагались в 50-100 км от нее. В ОдВО в 50-км приграничной полосе находилось 9 дивизий, а 6 располагались в 50-100-км полосе. Кроме того, на территорию округов прибывали войска 16-й и 19-й армий, из состава которых к 22 июня сосредоточилось 10 дивизий (7 стрелковых, 2 танковых и 1 моторизованная) общей численностью 129 675 человек, 1505 орудий и минометов и 1071 танк. Даже не будучи укомплектованными по штатам военного времени, советские войска превосходили группировку противника, которая имела лишь некоторое превосходство в живой силе, но значительно уступала в танках, самолетах и несколько меньше в артиллерии. Но на направлении главного удара группы армий "Юг", где советской 5-й армии противостояли части 6-й немецкой армии и 1-я танковая группа, противнику удалось добиться лучшего для себя соотношения сил (см. таблицу 7).

Ситуация на Севере

Самым благоприятным для Красной армии было соотношение на фронте Ленинградского военного округа (ЛВО), где ему противостояли финские войска и части германской армии "Норвегия". На Крайнем Севере войскам советской 14-й армии противостояли германские части горнопехотного корпуса "Норвегия" и 36-го армейского корпуса, и здесь противник имел превосходство в живой силе и незначительное в артиллерии (см. таблицу 8). Правда, следует учитывать, что, поскольку военные действия на советско-финляндской границе начались в конце июня - начале июля 1941 г., обе стороны наращивали свои силы, и приведенные данные не отражают численности войск сторон к началу боевых действий.

Итоги

Таким образом, германское командование, развернув на Восточном фронте основную часть вермахта, не смогло добиться подавляющего превосходства не только в полосе всего будущего фронта, но и в полосах отдельных групп армий. Однако Красная армия не была отмобилизована и не закончила процесс стратегического сосредоточения и развертывания. Вследствие этого части первого эшелона войск прикрытия значительно уступали противнику, войска которого были развернуты непосредственно у границы. Подобное расположение советских войск позволяло громить их по частям. На направлениях главных ударов групп армий германскому командованию удалось создать превосходство над войсками Красной армии, которое было близко к подавляющему. Наиболее благоприятное соотношение сил сложилось для вермахта в полосе группы армий "Центр", поскольку именно на этом направлении наносился главный удар всей Восточной кампании. На остальных направлениях, даже в полосах армий прикрытия, сказывалось советское превосходство в танках. Общее соотношение сил позволяло советскому командованию не допустить превосходства противника даже на направлениях его главных ударов. Но в действительности произошло обратное.

Так как советское военно-политическое руководство неверно оценивало степень угрозы германского нападения, Красная армия, начав в мае 1941 г. стратегическое сосредоточение и развертывание на Западном ТВД, которое должно было завершиться к 15 июля 1941 г., оказалась 22 июня застигнута врасплох и не имела ни наступательной, ни оборонительной группировки. Советские войска не были отмобилизованы, не имели развернутых тыловых структур и лишь завершали создание органов управления на ТВД. На фронте от Балтийского моря до Карпат из 77 дивизий войск прикрытия Красной армии в первые часы войны отпор врагу могли оказать лишь 38 не полностью отмобилизованных дивизий, из которых лишь некоторые успели занять оборудованные позиции на границе. Остальные войска находились либо в местах постоянной дислокации, либо в лагерях, либо на марше. Если же учесть, что противник сразу бросил в наступление 103 дивизии, то понятно, что организованное вступление в сражение и создание сплошного фронта советских войск было крайне затруднено. Упредив советские войска в стратегическом развертывании, создав мощные оперативные группировки своих полностью боеготовых сил на избранных направлениях главного удара, германское командование создало благоприятные условия для захвата стратегической инициативы и успешного проведения первых наступательных операций.

Примечания
1. Подробнее см.: Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Схватка за Европу 1939-1941 гг. (Документы, факты, суждения). 3-е изд., исправ. и доп. М., 2008. С. 354-363.
2. Шубин А.В. Мир на краю бездны. От глобального кризиса к мировой войне. 1929-1941 годы. М., 2004. С. 496.