МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки
39. 03. 02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Москва 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39. 03. 02, утвержденным ректором МГМСУ. О.О.Янушевичем.
Составитель: Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.
Рецензенты: И.Е. ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
О.Н. КРАСНОВА, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, кандидат политических наук Российского государственного университета туризма и сервиса.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы
« 24 » 01 2014 года Протокол № _6_
Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
« 30 » ______01_______ 2014 года Протокол № _1_
Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор
А.В. Мартыненко
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
« » __ ____2014 года Протокол № __
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор
Э.В. Луцевич
Цели и задачи освоения дисциплины
– формирование у студентов системы знаний об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и группах, видах и результатах социальных процессов, фактах формирования личности в процессе ее социализации;
– развитие способности теоретического анализа наиболее значимых социальных проблем, определяющих характер развития современного общества;
– формирование способности выявлять социальные проблемы современного общества, анализировать их, обсуждать, а также, сопоставлять пути разрешения основных проблем, определяющих стратегическую перспективу социального развития.
Задачами учебной дисциплины «Социология» являются:
– овладение знаниями теоретических положений, обеспечивающих понимание основных социально-технологических методов социальной работы, социальной защиты и социального развития различных групп населения;
– овладение методами проведения социальных исследований, социальной диагностики, прогнозирования и моделирования процессов в социальной сфере;
– овладение практическими навыками по разработке программы и других документов социологических исследований, использованию наиболее важных методов сбора социальной информации, ее обобщению и анализу, формулированию на этой основе выводов и практических рекомендаций;
– ознакомление с технологиями прикладного социологического исследования, его видами, этапами, методологией, методикой и техникой.
Место дисциплины в структуре ООП
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ | основные этапы развития социальной культуры России, специфику социокультурного развития страны; Основные понятия социологии, структуру социологического знания, этапы развития социологии; Основные социологические школы стран запада и России; Основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, социализации личности; Основы теории аномии, девиантного поведения и социального контроля; Основные положения теории социальных институтов; Основные методы проведения социологических исследований, правила составления программы исследования, разработки инструментария, представления результатов исследования; Основы теории социальных изменений, развития культуры и цивилизации, типы обществ; Основы теории и практические аспекты процессов глобализации. |
УМЕТЬ | давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; Понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем; Выделять различные социальные проблемы, возникающие у клиентов; Принимать участие в проведении эмпирических социальных исследований, представлять их результаты; Анализировать, структурировать, оценивать социальную информацию, выделять в ней главное; Выявлять разные способы решения исследовательских задач; Систематически использовать результаты научных исследований для повышения эффективности деятельности социальных служб. |
ВЛАДЕТЬ | методами анализа социальных явлений и процессов; Понятийным аппаратом современной социологии, способами самостоятельного анализа социологической литературы; Навыками проведения эмпирических социальных исследований, представления их результатов. |
БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ | в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы, составлении практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований; В определении особенностей различных социальных групп в вопросах социального обслуживания населения; В оценке эффективности работы социальных институтов и организаций, от которых зависит социальное благополучие населения России; В осуществлении прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы; При анализе специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп. |
Объём дисциплины и виды учебной работы
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)
Всего – 144 часа.
Аудиторные занятия – 38 часов, в том числе лекционных занятий – 19 часов, групповых занятий – 19 часов. Интерактивных занятий 10 часов.
Самостоятельная работа 79 часа.
№ | Тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации |
|||||||||||
всего | Самост-ная работа | Аудиторные занятия |
||||||||||||
всего | Лекцион. | Групповые (семинары, практич.) | Лабораторные | Контр. раб. | Реферат/ доклад | Курс. Раб./проект | Расчетно-графич. | зачет | экзамен | Контр.точки по мод.-рейтинг |
||||
1 | Раздел 1. Предмет и история социологии Социология как наука об обществе | 9 | 6 | 3 | 1 | 2 | + | |||||||
2 | Тема 1.2. Основные этапы становления и развития социологии | 9 | 6 | 3 | 2 | 1 | + | |||||||
3 | Тема 1.3. История отечественной социологии | 8 | 6 | 2 | 1 | 1 | + | + |
||||||
4 | Раздел 2. Прикладное социологическое исследование Тема 2.1. Организация и методы социологического исследования | 9 | 6 | 3 | 1 | 2 | + | |||||||
Тема 2.2. Программа социологического исследования | 9 | 6 | 3 | 1 | 2 | + |
|
||||||||||||||
6 | Тема 2.3. Обработка, обобщение и анализ социологической информации | 9 | 6 | 3 | 1 | 2 | + | |||||||
7 | Раздел 3.Общество как система Тема 3.1. Социальные группы и общности | + | ||||||||||||
8 | Тема 3.2. Социальная структура, социальная стратификация общества | 8 | 6 | 2 | 1 | 1 | + | |||||||
9 | Тема 3.3. Личность и общество | |||||||||||||
10 | Тема 3.4. Социальные институты и организации | |||||||||||||
11 | Тема 3.5. Социальные конфликты и социальная напряженность | 9 | 6 | 3 | 2 | 1 | + | |||||||
12 | Тема 3.6. Девиантное поведение и социальный контроль | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 | + | |||||||
13 | Раздел 4. Развитие общества и мировая система Тема 4.1. Социальные изменения. Глобализация и современные концепции общественного развития | |||||||||||||
14 | Тема 4.2. Концепция социальной устойчивости и перспективы развития теоретической социологии | 6 | 3 | 3 | 2 | 1 | + | |||||||
ИТОГО | 117 | 79 | 38 | 19 | 19 | 27 |
Рабочая программа по социологии федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Социология как наука об обществе, социальных институтах, социальной деятельности и поведении является одной из составных частей социально-гуманитарной подготовки в вузе. Опираясь на теорию и эмпирические данные, она позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.
Целью данного курса является формирование научного представления о социологии как инструменте познания общества, знакомство с основными фундаментальными категориями и парадигмами социологической науки, использование методов прикладных социологических исследований в научной работе и будущей профессиональной деятельности.
Решение этих задач дает возможность студентам повысить уровень мировоззренческой культуры, социологического мышления, вводит их в круг фундаментальных понятий и проблем социологии, способствует выработке различных социальных технологий и принятию компетентных профессиональных решений.
В результате изучения социологии студенты должны:
знать основные фундаментальные категории и проблемы современной социологической теории; историю и этапы развития социологии; основные функции социологии и сферы применения социологического знания;
иметь представления о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на различных уровнях;
знать специфику изучения общества как социальной системы, социальных институтов; иметь представление о специфике процесса модернизации в России, о тенденциях изменения российского социума, основных факторах, влияющих на образование новых страт, понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;
знать основные составляющие структуры личности, основные этапы социализации личности, понятие социального статуса и социальной роли, понимать сущность девиантного поведения и его преодоления;
владеть основными методами прикладных социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением. Анализом документальных источников), уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и применять социологические методы исследования на практике.
Программа составлена из расчета учебного времени, определенного тематическим планом.
Основной раздел
Тема 1. Научный статус социологии: объект и предмет социологии
Объект и предмет познания социологии. Дискуссия о предметах социологии. Основные категории социологической науки. Понятие социального и социетального. Социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития.
Структура социологии. Общесоциологическая теория, специальные и отраслевые социологические теории, прикладная социология, процессы их взаимодействия и дифференциации. Методы социологического познания. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.
Социология в системе социогуманитарных наук. Социология и право. Функции социологии: познавательная, методологическая, прикладная, прогностическая.
Федеральное агентство по образованию
Читинский институт (филиал)
Байкальского государственного университета экономики и права
Кафедра Экономики и психологии труда
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
С О Ц И О Л О Г И Я
Для студентов 1 курса бакалавров
Очной формы обучения.
Чита 2012
Печатается по решению Учебно-методической комиссии
Читинского института БГУЭП
Протокол №________ от _________2012г.
Составитель: к.ф.н., доцент Янков А.Г.
Рецензенты: к. соц. наук, доц. Г.И. Зимирев
кафедры «Экономика и психология труда»
Протокол № ______ от_____________2012 г.
Программа по курсу «Социология»
Программа по учебному курсу «Социология» составлена для экономических, управленческих и юридических специальностей в соответствии с государственным стандартом образования.
Цель программы - ознакомить и ввести будущих специалистов в проблематику социологии как науки, изучающей закономерности развития и функционирования общественных систем, социальных институтов, социальных процессов. Социологические знания, накопленные человечеством, как в области теории, так и методологии ее практического применения в различных сферах общественной жизни, являются важным аспектом общей системы высшего образования и входят составной частью в профессиональную подготовку экономистов, юристов, менеджеров.
Программа курса «Социология» состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. В первом блоке - «Социология как наука, история возникновения, становления и развитие социологии», рассматриваются проблемы, связанные с пониманием предмета социологии, ее функции в системе наук. Излагаются вопросы становления социологии как науки в историческом плане. Исторический экскурс позволит создать более объемную картину общей проблематики социологии, показать преемственность в изучении актуальных вопросов современного общественного развития.
Тема 1. Предмет, структура, функции социологии.
Объектом социологического познания является - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Поэтому, социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных общностей, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личности, социальных групп, народов. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процесс совместной деятельности. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или группа. Социология подразделяется на прикладную и теоретическую, макросоциологию и микросоциологию.
Тема 2. История социологии.
Понимание социологии невозможно без обращения к прошлой социальной мысли. Человечество с древнейших времен интересовалось местом человека среди других, возможностью создания бесконфликтного общества. В древнее время, Платон, Аристотель, Лао-Цзы, Конфуций оставили интересные размышления об обществе, человеке. Основная черта социальной мыли данной эпохи - ее обращенность к практике. Восточная мысль более направлена на изменения человека, затем общества, западная наоборот.
Основатель социологии - О. Конт (1798 - 1857). Социология Конта позитивна. Социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые являются главными понятиями его социологии.
Одним из наиболее важных направлений социологии второй половины 19 века является биолого-эволюционная школа, а ее главным представителем является социолог Г. Спенсер. Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей добровольным или принудительным. По этому принципу выводятся два типа общества: «военное» и «промышленное». Социальные законы такие же, как и естественные, не подвластные воле и желанию людей.
Признанным классиком социологии является Э. Дюркгейм (1858- 1917). Социальная реальность, по Дюркгейму, включена в общий универсальный природный порядок, поэтому она развивается в соответствии с определенными законами. Центральная идея творчества Э. Дюркгейма - идея общественной солидарности. Её решение, прежде всего, связано с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей?». Существуют два типа общественной солидарности: механическая и органическая. Каждая имеет свои особенные черты. Фактором развития общества, т.е. переход от механической солидарности к органической, является общественное разделение труда.
Российская социология имеет большие традиции. В отличие от других стран социология в России была не просто научным явлением. Социология с первых шагов играла роль идейного оружия либерально-демократических кругов. Отличительная особенность социологической мысли (в отличие от философского идеализма, славянофильства) в том, что она была в большей степени ориентирована на западную социологическую мысль. Выделяют три этапа в истории русской социологии: позитивизм, антипозитивизм, неопозитивизм.
Ярким представителем русской социологии является П.А. Сорокин (1889 - 1968). Сорокин создает позитивистскую модель социологии основанную на бихевиоризме. Особая заслуга Сорокина в формулировании идей о социальной мобильности, стратификации, социо-культурной мобильности.
Другим крупнейшим русским социологом был М. Ковалевский (1851 - 1916). Заслугой Ковалевского является то, что во многих исследованиях он пытался объяснить многие социальные явления и процессы путем анализа их происхождения. Он был основателем сравнительно-исторического метода. Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства, в том числе его происхождение.
Современная зарубежная социология представлена рядом социальных теорий. Структурный функционализм - рассматривает и объясняет общество через детальный анализ иерархий структур и их функций. Основатель данного направления Т. Парсонс считал, что реальность имеет системный характер, из чего следует, что выделенные абстрактные положения должны быть логически организованы в единое тело отвлеченных концепций. Символический интеракционизм рассматривает общество как продукт социального взаимодействия между людьми. В процессе взаимодействия происходит поиск смыслов, понимание. Феноменология и этнометодология занимаются проблемами личного и социального «создания мира», поисков смысла в мире, создания ценностей.
Во втором блоке - «Предмет социологии» дается категориальный аппарат социологии. Раскрываются понятия: социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное воспроизводство и др. Определяются различные аспекты современного общественного устройства жизни людей, и в частности такие: «Социальная система», «Общество и личность», «Социальные институты» и другие.
Тема 3. Социальные группы, статусы, роли. Понятие социальной стратификации, социальной структуры и социального воспроизводства.
Социальная группа является одним из важных понятий в социологии. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Для существования группы необходимы два условия: наличие взаимодействия между членами и появление разделяемых ожиданий. Существует несколько видов социальных групп, отличающихся количественно и качественно. Именно в социальных группах происходит первичное становление человека, формирование его мировоззрения и будущих социальных действий. Группам присуща групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. К групповой динамике относятся следующие процессы: лидерство, групповое давление, конфликты, формирование группового мнения. В группах происходит межличностное общение, влияющее на восприятие и позицию человека. Позицию человека в группе определяют два понятия «социальная роль» и «социальный статус». Социальная стратификация описывает неравенство в обществе. Основное понятие соц. стратификации – классы. Соц. структура рассматривает общество как самоуправляющуюся систему, совокупность общественных элементов и связей между ними.
Тема 4. Личность, общество и культура.
Изучение общества невозможно без обращения к культуре. Культура понятие многогранное. Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох, народностей, специфических сфер жизни или деятельности. В обществе рассматриваются культурные ценности, влияющие на групповое и индивидуальное поведение. Одна из главных функций культуры - регуляция поведения членов общества, через социализацию. Тесно с понятием культура связано понятие личности. Личность интегрирует социально значимые черты. Формирование личности происходит путем взаимодействия данного лица с другими людьми. Другими словами личность - совокупность социальных связей и отношений. Существуют несколько факторов развития личности.
Тема 5. Социальные отклонения.
Существуют разные уровни отклоняющегося поведения: культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые, первичные и вторичные. Существуют так же культурно одобряемые отклонения. Социальные отклонения (девиантное поведение) тесно связано с процессом взаимодействия членов общества, наличием эталона поведения. Девиантное поведение относительно – в одних группах поведение не осуждается, в других определяется как преступное. Существует целый ряд концепций описывающих и объясняющих социальные отклонения: теория физических типов, психоаналитические теории, социологические теории, теория «клейма» и др.
Девиантное поведение, прежде всего, связано с процессом взаимодействия между людьми, социализацией, формированием девиантных ценностей.
Тема 6. Социальные взаимосвязи, процессы и изменения.
Социальные явления, структуры, их элементы находятся в постоянном движении. Меняется характер взаимосвязей и отношений между ними, т.е. происходят изменения. Они проявляются в возникновении (исчезновении) определенных элементов, трансформации внешних (внутренних) связей. Факторами, определяющими социальные изменения, являются их объективные предпосылки и условия (экономические, географические, этнические и др.); особые жизненные обстоятельства; активность личности. В понятие взаимосвязи и отношения входят: контакты, социальные действия, социальные воздействия. Социальные отношения лежащие в основе взаимосвязи определяются разделяемыми ценностями. Общество постоянно изменяется в силу внутренних противоречий и новых условий среды. Существуют революционные и реформаторские изменения.
Тема 7. Социальный конфликт.
Социальные конфликты необходимый атрибут социальной жизни. Конфликты подразделяются на межличностные и межгрупповые. Конфликт как социальный процесс имеет свои закономерности. Конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий. Каждый конфликт проходит стадии конфликта, характеризующиеся определенными стратегиями поведения участников. По внутреннему содержанию социальные конфликты различаются на рациональные и эмоциональные. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта, последствия конфликта.
Тема 8. Социальные институты.
Понятие «институт» одно из центральных в социологии. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Существуют несколько основных социальных институтов: институт семьи, экономики, политики, религии, молодежи, образования.
Третий блок: «Социальная структура современного Российского общества». В этом блоке дается информация о социально-демографических характеристиках российского общества, раскрываются социальные процессы происходящие в нашем обществе.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26