В каких науках должен разбираться образованный человек. Образованный человек

В отличие от денег знания не являются обезличенными. Они не замкнуты в книге, базе данных или компьютерной программе, они лишь содержат информацию. Знания всегда воплощаются в человеке, он создает знания, расширяет и углубляет, применяет их, передает другим людям, использует знания во зло или во благо. Следовательно, переход к обществу знаний ставит во главу угла человека, при этом поднимаются неожиданные вопросы, затрагиваются новые, беспрецедентные проблемы, касающиеся представителя такого общества знаний - образованного человека.

Во всех прежних видах общества образованный человек выступал скорее в качестве украшения, он воплощал в себе то понятие, которое в немецком языке передается словом Kultur- смесь благоговения и насмешки, которая в полной мере не переводится на другие языки (даже слова "интеллектуал" не совсем точно отражает это значение). Но в условиях общества знаний образованный человек становится его символом, знаменосцем. Образованный человек - это социальный "архетип" если говорить терминами социологии. Он определяет рабочие характеристики общества, но при этом очерчивает также его ценности, убеждения и верования. Если в начале средневековья таким символом общества был феодальный рыцарь, а при капитализме - буржуа, то образованный человек будет представлять общество знаний, при котором знания стали основным ресурсом.

Это должно изменить сам смысл понятия "образованный человек". Мы должны по-новому представлять себе, что значит быть образованным. Таким образом, можно уверенно говорить, что определение "образованного человека" теперь будет ключевым вопросом. В то время как знания становятся основным ресурсом, перед образованным человеком встают новые требования и задачи, на него возлагается новая ответственность. Теперь образованный человек играет важную роль.

С начала 1970-х годов среди американских ученых ведутся яростные дебаты относительно понятия "образованный человек". Нужен ли он для общества? Может ли он существовать? Что вообще следует считать образованием?

Многие представители постмарксистов, радикальных феминисток и других "крайних" утверждают, что такого явления, как образованный человек,

быть не может, - подобной позиции придерживаются новые нигилисты, или деконструктивисты. Другие заявляют, что образованные люди могут существовать только в пределах одного пола, одной этнической группы, одной расы, одного меньшинства, отличающегося особой культурой, а значит, нуждающегося в особом типе образованного человека. Поскольку эти люди в основном занимаются только человечеством в широком масштабе, то мало найдется сторонников идей "арийской физики" Гитлера, "марксисткой генетики" Сталина или "коммунистической психологии" Мао. Однако доводы этих нетрадиционалистов во многом похожи на доказательства, приводимые последователями идеи тоталитаризма. У них та же цель - универсальность, которая составляет саму суть понятия образованного человека независимо от его названия ("образованный человек" на Западе или bunjin в Китае и Японии).

Противоположная группа - их можно назвать "гуманистами" - также критикует существующую систему, но по той причине, что та не в состоянии создать универсально образованного человека. Критики-гуманисты призывают вернуться к традиции XIX века, к гуманитарным наукам, к классике, к немецкому понятто gebildete Mensch. Пока он и не повторяют мысли, которую в 1930-х гг. высказали Роберт Хатчинс и Мортимер Адлер из Университета Чикаго о том, что знание в своей бесконечности состоит из одной сотни великих книг, но все же во многом отталкиваются от идеи "Возврата к досо-временности", предложенной этим двумя учеными.

Но, увы, и те и другие ошибаются.

на тему: Образованный человек - полезный человек

Введение

Слово и жизнь

Что есть образованный человек?

Требования к образованному человеку

Заключение

Список литературы

Введение

Государство делает все возможное для того, чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми, получили отличное образование, овладели новыми информационными технологиями, необходимыми в XXI веке, стали достойными, уважаемыми людьми, патриотами Отечества.

Как мы видим, одна из целей - предоставление образования, что закреплено в основном законе государства - Конституции РФ. Чем обусловлено такое целеполагание, настолько оно необходимо и в чем выражается его полезность попробуем сейчас разобраться.

Так, образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Следовательно, в процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Таким образом, на мой взгляд, образование - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею, фундамент развития культуры.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что образованный человек есть полезный человек - он является своеобразным средством передачи информации.

1. Слово и жизнь

"Слово человека есть кровь его сердца " (Араб. пословица)

Приведённая выше пословица людей востока означает, что всё то, что человек может передать людям полезного через слова, не может быть им выражено для пользы людей, если это не будет пережито и перечувствовано самим говорящим. Слово, как одно из важных средств общения с людьми, должно быть не только средством, но и особым разумным содержанием, - тем, что даёт человеку его духовный опыт жизни и наблюдения.

Властно влияя на умы и чувства людей, такое слово переходит в творческий процесс жизни и одухотворяет эту жизнь, давая ей разумное содержание и направление. В общем культурном развитии человечества только от такого направления человеческой деятельности и накопились особые духовные ценности, как религия, в истинном своём значении, давшая в области чувства нравственные законы взаимоотношений между людьми, и наука, давшая в области опыта и знания обильный материал для материального улучшения человеческой жизни.

Для освобождения же личности человека от невежества и пробуждения в нём творчества мысли необходимо образование - это самое широкое ознакомление человека с достигнутыми научными ценностями при свободном исследовании всего, что подвергается вниманию и суждению человека.

Потребность передачи опыта жизни, как и потребность исследования скрытых сил природы, врожденна чувству человека, как существу разумному, мыслящему. Это создало преемственную связь одного поколения с другим, способствуя дальнейшему умственному развитию человечества.

Читатель стал искать в чтении не решения серьёзных вопросов жизни, не подтверждения верности своих наблюдений и переживаний, а удовольствие самому себе во время отдыха, но не от труда, а от тяжести изживаемых им излишеств. А раз народился такой читатель, то по спросу, вызывающему предложение, появился и писатель, удовлетворяющий вкусу этого читателя, и оттого самое слово, как средство общения, потеряло даваемое ему прежде такое высокое значение, как средство для выражения только особой человеческой мудрости. Нелишне напомнить слова поэта: "Сейте разумное, доброе, вечное: сейте, - спасибо вам скажет сердечное русский народ!..".

Из всего сказанного следует сделать вывод и для писателя и для читателя, а для последнего, пожалуй, необходимо не менее серьёзное отношение к чтению, так как это помогает самообразованию. Самая суть чтения не должна состоять в простом механическом восприятии чужих знаний, чужих мыслей и настроений - "что последняя книга скажет, то на душу и ляжет"; суть чтения состоит в переживании возбуждённых прочитанным своих собственных мыслей и настроений, то есть - в переводе чужих слов и мыслей на язык своего духовного чувства, которое родится от углубления сознания в передаваемые мысли в связи со своими наблюдениями жизни.

Только такое отношение создаёт условие для просвещения и развития сознания человека, ибо жизнь прежде всего есть творчество, а чтобы творить, для этого нужна деятельная способность и уменье разбираться в окружающих обстоятельствах.

2. Что есть образованный человек?

Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую даст образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, все равно, его критерий - переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека - чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии - Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин - физически были людьми слабыми. Важно уметь доказывать свое мнение. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь, не имеет особенной ценности. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только само по себе, но именно по ее применению в общественной жизни.

Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих, образованных людей мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованны лишь для себя и про себя! - пишет нам один рабочий. - Нам от таких ни тепло, ни холодно!» Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения. Интеллигентный человек - это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, кто в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь - вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения - вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работников и борцов за удовлетворение их. Человек действительно образованный должен быть всегда готовым и заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент, в случае нужды, явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни.

Не в этом его деле, т. е. не в профессии и занятии, самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча - явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет - там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения, и во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности.

Образованный человек - непременно разносторонний, а значит, и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные.

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обстановкой», условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: оно должно «так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам и стремлениям своей жизненной среды».

3. Требования к образованному человеку

знание слово образованный общественный

Всякий, человек, кто бы он ни был, всегда может при своём внутреннем стремлении, правда, не без усилий, а иногда и тяжёлой борьбы, встать хотя бы на ступеньку выше обычного уровня обыденной жизни. Пусть это будет лишь крупица достигнутого просвещения, но в ней есть всё-таки польза для общественной жизни. Это говорится о людях, не имеющих иных условий для своего просвещения, как только через самообразование. Но что сказать о тех, кому представилась возможность воспользоваться всеми условиями и средствами образования? Что сказать о человеке, получившем всестороннее и полное образование?

К такому человеку жизнь предъявляет и больше требований. Образованный человек должен всё своё знание превращать в постоянный источник света для других. Он должен войти в сферу просветительного и облагораживающего влияния на самую жизнь и стать в непосредственное общение с народными массами. Образованный человек должен представлять ту частицу общества, которая из грубого материала жизни претворяется, как кровь в сердце, в духовные ценности для всего общественного организма.

В нём должен проявляться особый вид общественной деятельности. Он должен представлять из себя не мёртвую пассивную силу, а деятельное сердце и мозг общественного организма, разумно соединяясь со всеми его направлениями, как сила мыслящая, чувствующая и направляющая. Он должен понимать и оценивать действительность с точки зрения общественного блага. Образованный человек не может быть образован только для себя и про себя, - он образовывается для всех и должен быть светлым явлением в том уголке, где он живёт.

Такое повышенное требование к образованному человеку диктует в настоящее время и сама жизнь. Образованному человеку не достаточно только знать о многом научном, но нужно показать на себе, как это научное нужно прилагать к жизни в общении с людьми, короче говоря - жить научно. А это уже переходит в область самопознания, в область чувства. Для этого нужно прежде всего самому сделаться духовно стойким и сильным, нужно в себе накопить не только силу мысли и разума.

Быт жизни засорён многими привычками с пагубными последствиями и это только потому, что люди видят примеры поступков других людей в удовлетворении своих вредных прихотей. Практическое же применение научной мысли, образование отдельных кружков для проведения научных идей в жизнь, создадут оживляющие жизнь центры, от которых пройдёт в общественную жизнь влияние на создание нового научного быта народной жизни. Этому поможет уменье образованного человека вдумываться, оценивать и понимать запросы текущей жизни.

Способность же образованного человека организовываться в жизни, опираясь на достоверные научные знания и беспристрастные нравственные обязанности, должно быть всегда достоянием общества, как материал, возмещающий общественное неравенство умственного развития, в особенности, при наследии этого от прошлых условий общественной жизни. Вот, только с такими личными отношениями образованного человека к жизни и можно назвать его истинно образованным в самом лучшем и высоком значении этого слова.

Заключение

Проделывая эту работу, я пришел к выводу, что только в особых условиях личной деятельности образованного человека и при непосредственном общении его с широкими народными массами может создаться и широкая возможность передачи образования практическим жизненным путём в самую среду народной жизни. Если в стенах учебных заведений передаётся учащимся знание, то вне этих стен должна работать сознанием и практика.

Приобретённая образованным человеком научная ценность обязывает его к этой особой научной деятельности в непосредственном общении с людьми. Этим, несомненно, значительно облегчится и разовьётся самообразование для тех, кому нет возможности оторваться от семейной трудовой жизни и посвятить свои годы исключительно науке. Правда, один из видов общения представляет из себя и литература, это - то печатное слово, которое является посредником между мыслящим образованным человеком и человеком, ищущим средств для своего духовного развития. Но ведь самое слово, которое передаётся литературой, происходит из тех процессов жизни, в которых находится сам человек по выражению: "кто кем побеждён, тот тому и раб".

Список литературы

1. Журнал "Вестник " №12.

Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании.

Журнал «Школа и жизнь».

Биери П. Отечественные записки.

Получить образование, значит впустить в свою жизнь
новую информацию, новые впечатления,
новые чувства, новых людей, новые идеи…

Высшее образование – мечта многих тысяч людей.

Вожделенный диплом стремятся получить для того, чтобы иметь конкурентные преимущества в поисках работы.

Но я, будучи директором своего предприятия, обращал бы внимание на диплом в самую последнюю очередь. Я смотрю на то, как человек общается, на чувство собственного достоинства, на реальные навыки и способности. Это не трудно увидеть в человеке, пообщавшись с ним всего пару минут.

Диплом получают для того, чтобы удержаться на своём месте. Просто начальство затребовало высшее образование в связи с тем, что повысился формальный статус организации, в которой Вы работаете. Сами понимаете, стимула к настоящему образованию в данном случае у человека нет.

Диплом модной профессии стараются получить из соображений престижа. Но мода – девушка весьма неверная и изменчивая. К моменту окончания вуза профессия может оказаться не престижной и низкооплачиваемой.

Здесь я хотел бы заострить внимание на самом процессе образования и на его результате.

Что значит быть образованным?

Остановимся на понятии образованный человек. Что значит быть образованным человеком в наше время?

Считаю важным этот вопрос в силу того, что перед тем, как определить, что делать, надо определить цель. Бессмысленны действия, не направленные на достижение определённой цели.

На мой взгляд, образованный человек – это человек, способный успешно решать возникающие перед ним проблемы, не теряя при этом здоровья, чувства собственного достоинства и не лишая себя радостей. В процессе решения проблем, такой человек неизменно становится сильнее и мудрее. Образованный человек – это человек ответственный. Образованный человек успешно и позитивно взаимодействует с другими людьми, учится у них или учит их, если это необходимо.

У каждого студента свои мотивы для учёбы.

Интересно, многие ли хотят стать именно образованными грамотными людьми? По моим наблюдениям процент таких людей ничтожно мал.

Подавляющее большинство преследуют сугубо утилитарные цели. И делается это таким образом, что человек выходит из стен вуза с дипломом, но совершенно не изменившимся внутри.

НО ВАЖНЕЙШЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ГЛУБОКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

Если этого не происходит, значит, нет и образования.

Учёба, настоящая учёба, связана с изменением и расширением кругозора студента. У него меняется мировоззрение. Растёт самооценка на основе успехов в постижении наук. Студент приобретает очень нужные навыки социального взаимодействия, взаимовыручки, поддержки, критичного взгляда на вещи, самостоятельности в решении проблем, моральной устойчивости…

Какие предметы учить?

Несмотря на частые споры со знакомыми, я считаю весьма полезным изучение всех без исключения предметов , которые преподаются в Вашем учебном курсе в университете.

Часто приходится видеть такую ситуацию, когда студент всерьёз изучает лишь несколько предметов, которые считает ключевыми для себя. Остальные предметы, точнее зачёты и экзамены по ним просто покупаются. В лучшем случае — это неразумно. Такой студент собственноручно обделяет себя в плане расширения своих познаний.

Объясню на примере из школы. Я ужасно не любил уроки русского языка. Но как же мне помогло знание таких тем, как придаточные предложения, деепричастные обороты и других, когда я занялся изучением английского. Когда я учился в школе, я вовсе не думал и не предполагал, что когда-нибудь заинтересуюсь английским. И не факт, что в жизни вышеупомянутого студента не возникнут новые интересы, в которых могут очень пригодиться кажущиеся сейчас пустыми знания. А если речь идёт о том, что студент игнорирует знание логики и психологии, то мне его просто жаль. Ведь от необходимости мыслить логично и от психологических проявлений жизни он не спрячется ни за какой карьерой.

Учёба в филиалах ВУЗов вообще тема особая. Учебный план во многих из них построен так, что в принципе невозможно освоить нужные предметы. Например, в начале сессии начинают начитывать лекции по физике, а через две недели уже экзамен по этому огромному и сложному предмету. Что в итоге? Взятки, заказ контрольных работ у преподавателей, нередко у тех же, которые начитывали лекции. И это называется образованием?

Что делать тем, кто уже учится в таком учреждении? Если имеете желание получить настоящее, а не формальное образование, заранее узнавайте, какие предметы будут изучаться на следующей сессии и готовьтесь к ним в течение полугода. Помните, что изучение даже небольшого учебного курса требует немалого времени.

Вот несколько пунктов, которые я считаю важными при получении любого образования

Знайте, зачем Вы учитесь. У Вас должна быть чёткая цель. То есть вопрос «зачем Вы учитесь» не должен вводить Вас в растерянное состояние. Ваш ответ на этот вопрос должен быть вразумительным и логичным, обоснованным. Ради диплома учиться не стоит. Не ходите учиться, если не знаете, зачем Вам это нужно. Сэкономите время и деньги не только свои, но и преподавательские.

Выбирайте специальность не ту, что модна, а ту, которая Вам по-настоящему интересна.

Даже если в курсе Вашего университета не предусмотрено изучение логики, психологии, философии уделите этим дисциплинам особое внимание. Этим Вы заложите фундамент для своего настоящего роста, как карьерного, так и личного.

Имейте представление о масштабах предстоящей работы по получению образования. Настоящее, серьёзное и действительно результативное образование – это не менее 20-30 тысяч часов умственного труда. В чистом виде это время составляет около трёх лет! Это время, проведённое в прослушивании лекций, чтении, написании письменных работ, поиске нужной информации, проведении лабораторных и практических работ, постановке экспериментов. Причём, не просто формально проведённое время, а осознанно и творчески! У меня вызывает улыбку воспоминание об одном моём знакомом, который с гордостью показывал мне свой диплом экстрасенса. В этом дипломе было прописано время, потраченное на изучение разных дисциплин. Например, на изучение всей медицины было потрачено целых 8 часов! По моему, только на перечисление специальных медицинских терминов уйдёт гораздо больше времени. Можно себе представить последствия лечения у такого экстрасенса.

Помните, настоящее образование сильно изменит Вашу личность и Вашу жизнь. У Вас обязательно появятся новые интересы, новые мысли и новые планы, новые желания. Это естественно вытекает из значительного расширения кругозора и изменения мировоззрения. Вы проникнетесь профессиональными терминами (станете использовать жаргон), станете видеть в обычных вещах новые проявления, относящиеся к Вашей профессии. Если Вы не желаете меняться, то Вы не сможете получить настоящего образования.

Помните, никто в вузе не станет заботиться о вашей успешности в будущем. Это исключительно Ваша проблема. Поэтому, будьте позитивно настроенными, достойно переносите трудности учебного процесса (а они не малые), заботьтесь о росте своего профессионализма и самооценки уже с первых курсов. Считайте себя начинающим профессионалом в выбранной специальности и относитесь к этому всерьёз.

Осваивайте полезные навыки и новые технологии в образовании. Например, моя работа за компьютером стала намного результативнее, когда я обучился десятипальцевому методу слепой печати. Быстрое чтение, освоение современных компьютерных программ, умение быстро искать информацию в Интернете, умение переводить с иностранного языка – вот только некоторые из полезных навыков современного образованного человека.

Глаза боятся, а руки делают. Это правило не раз меня выручало и в работе и в учёбе. Трудно заранее предугадать, справишься ли с поставленной задачей. Надо просто взять и сделать. Понятно, что выучить китайский язык за ночь вряд ли получится, но не занижайте свои способности, пока не попытаетесь всерьёз решить какую-нибудь действительно трудную задачу. Я многократно справлялся с делами, за которые было даже страшно браться. Приходилось работать на пределе возможностей, но это позволяло узнать их нынешние границы. И я с удивлением и радостью понимал, что могу больше, чем считал до этого. Сможете это и Вы.

При острой нехватке времени изучите хотя бы один учебник по заданному предмету. Не распыляйтесь на множество книг, рекомендуемых преподавателем. Лучше составить представление о предмете по одному учебнику (ведь дураки не пишут книг, а тем более учебников), чем по обрывочным главам из разных книг. Ну и, конечно, конспекты лекций помогут привести знания по предмету в какую-то систему.

Помните, учёба в университете – это не конечная инстанция в Вашем образовании. Это один из этапов познания жизни и себя. Окончание учёбы в вузе не должно означать окончание образования. Человек учится всю жизнь, хочет он того или нет. Лучше делать это осознанно. Лучший способ получить образование – это самообразование. Будьте самоучками, не ждите, пока Вас научит жизнь.

Блестящее образование можно получить в любом вузе. Главное учиться. Престижные вузы – это, разумеется, круто, но я уже сказал всё строчкой выше.

Желаю успеха и жду комментариев!

Знания, в отличие от денег, тесно связаны с конкретной личностью. Книга, банк данных, компьютерная программа не содержат знаний - они содержат только информацию. Знания всегда воплощаются в человеческой личности. Именно человек всегда остается носителем знания, он создает, наращивает и совершенствует знания, а также применяет, преподает и передает их. Именно человек пользуется знаниями. Следовательно, с переходом к обществу знаний человек становится ключевой фигурой в этом новом мире. Это порождает новые задачи, новые проблемы, беспрецедентные в истории человечества вопросы относительно типичного представителя общества знаний - образованного человека.

На всех этапах развития человечества образованный человек считался своего рода "украшением". Он воплощала в себе Kultur - понятие, заимствованное из немецкого языка. Этот термин, выражающий смесь благоговейного трепета и иронии, не имеет аналога в русском языке (в частности, слово "умник" весьма приблизительно отражает сущность носителя Kultur ). Но в обществе знаний образованный человек служит эмблемой, символом, носителем стандартов этого общества. Образованный человек представляет собой "архетип" (воспользуемся этим социологическим термином). Образованный человек определяет истинный потенциал общества знаний, он воплощает в себе ценности, убеждения и идеалы общества. Если рыцарь-феодал был ярчайшим воплощением общества раннего средневековья, а "буржуа" - общества эпохи капитализма, то образованный человек будет ярким представителем посткапиталистического общества, в котором центральным ресурсом станут знания.

В связи с этим само понятие "образованный человек" должно измениться. Должен измениться также смысл, который мы вкладываем в слова "получить образование". Нетрудно догадаться, насколько важным станет точное определение понятия "образованности". Учитывая, что ключевым ресурсом общества становятся знания, образованный человек неминуемо столкнется с новыми требованиями, новыми задачами, новой ответственностью. В наше время общественно возрастает роль образованного человека.

На протяжении последних 10-15 лет американские ученые вели ожесточенные дебаты вокруг понятия "образованный человек". Возможно ли существование такового в нашем обществе? И нужен ли он вообще? И что это такое - "образование"?

Разношерстная толпа неомарксистов, радикальных феминисток и прочих любителей отрицать все и вся доказывает, что образованный человек - это чистейшей воды фикция. Такой подход отражает позицию новых нигилистов, так называемых "деконструкционистов". Другие представители этого направления утверждают, что об образованных личностях можно говорить только в привязке к конкретному полу, конкретной этнической группе, конкретной расе, конкретному "меньшинству", причем каждая из таких групп требует своей собственной, отдельной культуры и отдельной (по сути, изоляционистской) образованной личности. Поскольку представителей этого направления интересуют, главным образом, "особенности человеческой природы" тех или иных групп, нелишним было бы сопоставить их воззрения с трудами таких классиков тоталитаризма, как Гитлер ("арийская физика"), Сталин ("марксистская генетика") и Мао ("коммунистическая психология"). Нетрудно заметить, что аргументы этих антитрадиционалистов очень напоминают аргументы сторонников тоталитарных режимов. Да и мишень и у тех, и у других одна: универсализм, который лежит в основе концепции образованного человека, как бы такого человека ни называли - "интеллектуалом" на Западе или бунджин в Китае и Японии.

Сторонники противоположной точки зрения - их можно назвать "гуманистами" - также недовольны существующей системой. Но их недовольство вызвано, главным образом, неспособностью создать универсально образованную личность. Критики-гуманисты требуют вернуться в XIX столетие, к "свободным искусствам", "классике", немецкому Gebildete Mensch . Они, конечно, не цитируют в открытую мысль, высказанную 50 лет назад профессорами Чикагского университета Робертом Хатчинсом и Мортимером Адлером, которые утверждали, что знания, во всей их полноте, состоят из сотни "великих книг". Однако это не мешает "гуманистам" вовсю повторять призывы Хатчинса-Адлера "вернуться к старым добрым временам".

К сожалению, ошибаются и те, и другие.

Основа общества знаний

В основе общества знаний должна лежать концепция образованной личности. Эта концепция должна быть универсальной именно потому, что в данном случае речь идет, прежде всего, об обществе, а также в силу глобального характера такого общества - с точки зрения его финансов, экономики, заложенных в нем возможностей служебного роста, технологии, центральных вопросов и, главное, - его информации. Посткапиталистическое общество нуждается в некоей унифицирующей, объединяющей силе. Ему требуется некая лидирующая группа, способная сфокусировать местные, частные, отдельные традиции вокруг единых для всего общества ценностей, единой концепции совершенства и взаимного уважения.

Таким образом, идеи деконструкционистов, радикальных феминисток и противников западного пути развития совершенно неприемлемы для посткапиталистического общества, т.е. общества знаний. Сейчас нам нужен феномен, который они полностью отрицают, а именно всесторонне развитая образованная личность.

В то же время образованный человек общества знаний отличается от идеала, за который так ратуют "гуманисты". Да, они справедливо указывают на неразумность требования своих оппонентов отречься от традиции, от мудрости, красоты и знаний, которые составляют бесценное наследие человечества. Но одного лишь мостика в прошлое - а это единственное, что предлагают нам "гуманисты", - явно недостаточно. Образованный человек должен уметь проецировать свои знания в настоящее, не говоря уж о том, чтобы заставить их работать на будущее. В предложениях "гуманистов" не содержится никаких предпосылок для формирования такой способности. Более того, они даже не упоминают о такой необходимости. Но без связи с настоящим и будущим традиция мертва.

В своем романе "Игра в бисер", написанном в 1943 году, Герман Гессе изобразил мир, к которому стремятся "гуманисты", - и его крах. В этой книге описано братство интеллектуалов, людей искусства и гуманистов, которые живут в "блистательной изоляции", с искренней верой в "великую традицию", в ее мудрость и красоту. Но главный герой книги, самый искусный Магистр братства, в конце концов решает вернуться в грязный, грубый, беспокойный, сотрясаемый бесконечными конфликтами и погрязший в стяжательстве реальный мир, поскольку человеческие ценности, если они оторваны от действительности, - не более чем мишура.

То, что Гессе предвидел более чем 50 лет назад, мы наблюдаем сейчас в реальной жизни. Гуманитарное и классическое образование сегодня переживают серьезный кризис, поскольку оно превратилось в "башню из слоновой кости", куда бегут от грубой, тупой и погрязшей в стяжательстве реальности лучшие умы человечества. Самые способные студенты предпочитают изучать гуманитарные науки. Они получают от этого не меньшее удовольствие, чем их прадеды, которые заканчивали свои университеты еще до Первой мировой войны. Для того, довоенного, поколения гуманитарные науки играли важную роль на протяжении всей их жизни и оказались решающим фактором при формировании их личности. Гуманитарные науки продолжают играть важную роль в жизни многих представителей моего поколения, которые получили дипломы до Второй мировой войны, хотя мы выбросили из головы греческий и латынь сразу же после получения дипломов. Но в наши дни студенты уже через несколько лет после окончания высшего учебного заведения жалуются, что "то, чему я так прилежно учился, потеряло для меня всякий смысл: оно никак не связано с тем, что интересует меня сейчас и с чем я хотел бы связать свою дальнейшую карьеру". Они все еще не против, чтобы их дети, как наши деды и прадеды, получили гуманитарное образование в лучших вузах Старого и Нового Света, поскольку престижный диплом обеспечивает солидное положение в обществе и открывает блестящие карьерные перспективы. Однако в своей собственной жизни они отвергают ценности, закладываемые традиционным гуманитарным образованием. Иными словами, их образование не позволяет им понять реальность, не говоря о том, чтобы чувствовать себя в этой реальности комфортно.

Обе стороны в споре об образовании на самом деле неправильно выбрали предмет спора. Посткапиталистическое общество нуждается в образованной личности даже больше, чем любое из ранее существовавших обществ, а доступ к великому наследию прошлого и в дальнейшем будет важным элементом. Но это наследие будет включать в себя намного больше, чем цивилизацию, которая по-прежнему завязана на западной, иудейско-христианской традиции, за которую горой стоят "гуманисты". Образованная личность, которая нужна нашему обществу, должна быть готова к активному восприятию других культур и традиций: например, великого наследия китайской, японской и корейской живописи и керамики; философских течений и религий Востока, а также ислама - как религии и как культуры. Кроме того, образованная личность будет не такой "книжной", как типичный продукт гуманитарного образования, предлагаемого "гуманистами". Образованной личности понадобятся не только хорошо тренированные аналитические способности, но и хорошо тренированное восприятие.

Однако западная традиция должна оставаться в центре внимания, хотя бы для того, чтобы у образованного человека была возможность взяться по-настоящему за решение нынешних проблем, не говоря уж о проблемах будущего. Это будущее может оказаться "постзападным"; оно может оказаться "антизападным". Но оно не может быть "незападным". Его материальная цивилизация и его знания основаны на эстетике, науке, инструментах и технологии, производстве, экономике Запада, на западном типе финансирования и банковских операций. Ни один из этих институтов не будет дееспособным без понимания и восприятия западных идей и западной традиции в целом.

Самым серьезным "антизападным" движением нашего времени выглядит вовсе не фундаменталистский ислам. Таким движением является восстание "Светлый путь" в Перу - отчаянная попытка потомков древних инков "отменить" покорение испанцами их родины, вернуться к древним языкам кечуа и аймара и сбросить в океан ненавистных европейцев вместе с их культурой. Но это "антизападное" восстание финансируется за счет кокаина, который потребляют наркоманы Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. А излюбленным оружием его приверженцев стали отнюдь не рогатки инков, а европейские бомбы, закладываемые в американские автомобили.

Образованный человек будущего должен быть готов к жизни в глобальном мире. Это будет "вестернизированный" мир. Вместе с тем, этот мир все больше становится "родоплеменным". По своим представлениям, кругозору, информированности образованный человек должен стать "гражданином мира". Несмотря на это, он должен питаться от своих корней, при этом обогащая свою собственную, местную культуру.

Общество знаний и общество организаций

Посткапиталистическое общество будет и обществом знаний, и обществом организаций. Обе эти системы зависят одна от другой и, вместе с тем, они расходятся по своим концепциям, представлениям и ценностям. Большинство образованных людей используют свои знания, будучи членами той или иной организации. Таким образом, образованный человек должен быть готов к тому, что ему придется жить и работать одновременно в двух культурах - культуре "интеллектуала", которая фокусируется на словах и идеях, и культуре "менеджера", которая фокусируется на людях и действиях.

Интеллектуалы воспринимают организацию как инструмент, который позволяет им применять на практике свои специализированные знания. Менеджеры рассматривают знания как средство достижения организационных целей, определенных показателей. Правы и те, и другие. Даже будучи противоположностями друг друга, они связаны между собой, как два полюса магнита, а не как антагонисты. Они, безусловно, нужны друг другу: менеджер по исследованиям нужен ученому-исследователю не меньше, чем руководителю нужен хороший аналитик. Если один "подавляет" другого, нарушая тем самым общее равновесие, возможны только резкое снижение эффективности организации и полный развал работы. Мир интеллектуала, если он не будет сбалансирован прагматизмом менеджера, становится миром, в котором каждый "занимается своими делами", но никто не в состоянии добиться чего-то существенного. Мир менеджера, если он не будет питаться идеями интеллектуалов, становится миром чванливой бюрократии, в котором правит бал "человек организации". Но в мире, где интеллектуал и менеджер уравновешивают друг друга, всегда остается место для творчества и порядка, для реализации потенциальных возможностей и осуществления миссии организации.

Многие люди в посткапиталистическом обществе будут жить и работать в этих двух культурах одновременно. Намного большей группе людей уже в самом начале служебной карьеры придется приобрести опыт работы в обеих этих культурах в результате ротации, перехода с работы по специальности на управленческую работу (например, специалиста по компьютерной технике могут перевести на должность менеджера проекта или руководителя группы, а молодому профессору колледжа могут предложить поработать по совместительству пару лет в администрации университета). Отметим еще раз, что волонтерская работа в каком-либо из учреждений "третьего сектора" даст человеку возможность прочувствовать и сбалансировать оба мира - мир интеллектуала и мир менеджера.

Образованные люди в посткапиталистическом обществе должны позаботиться о том, чтобы понять обе культуры.

Технические дисциплины и образованная личность

Образованный человек XIX столетия не считал знаниями технические навыки, несмотря на то, что технические дисциплины уже преподавались в университетах, а носители технических знаний именовались не "мастеровыми" или "ремесленниками", а "профессионалами". Но технические предметы не входили в курс гуманитарных наук и не были частью классического образования, а потому не могли считаться "знаниями".

Университетские степени в области техники присваиваются достаточно давно: в Европе - наряду со степенями в области права и медицины - еще с XIII столетия. В Европе и Америке - но не в Англии - новая степень в области технических наук (впервые присвоенная в наполеоновской Франции в конце XVIII ст.) вскоре получила общественное признание. Большинство людей, считавшихся "образованными", зарабатывали себе на жизнь с помощью технических навыков - в качестве юристов, врачей, инженеров, геологов или, все чаще, в качестве сотрудников коммерческих фирм (лишь в Англии большим уважением по-прежнему пользовался "джентльмен" без определенного рода занятий). Однако их работа (или профессия) рассматривалась именно как "зарабатывание на жизнь", а не как сама "жизнь".

За пределами офисов обладатели технических знаний не упоминали ни о своей работе, ни о своей специальности. Вести "цеховые разговоры" в обществе считалось крайне неприличным. Такие разговоры немцы презрительно называли Fachsimpeln . Еще презрительнее к таким темам относились во Франции: каждый, кто упоминал в кругу порядочных людей о своей работе, считался невежей и занудой. Такой человек рисковал тем, что рано или поздно его перестанут принимать.

Но теперь, когда технические дисциплины обрели статус академических, их необходимо интегрировать в "знания" в целом. Технические дисциплины должны стать неотъемлемой частью образованного человека в нашем понимании. То обстоятельство, что гуманитарии, которыми были выпускники колледжей, отказываются признавать "технарей" (что автоматически отменяет саму мысль о включении в учебные планы гуманитарных вузов технических дисциплин), объясняет, почему нынешних студентов уже после нескольких лет работы ожидает жестокое разочарование. Они чувствуют, что их покинули в беде, даже предали. Оснований для жалоб у них более чем достаточно. Если сведения, полученные во время изучения гуманитарных и классических наук, не интегрированы в "мир знаний", то такое образование нельзя считать ни "гуманитарными", ни "классическим". Оно не справилось со своей основной, важнейшей задачей: создать мир дискурса, без которого невозможна цивилизация. Вместо того чтобы объединять, такое образование разъединяет людей.

Человек не должен становиться (да это и невозможно) "универсалом" во всех областях знаний. Более того, нашему обществу, наверное, не избежать специализации. Но нам крайне необходима способность понимать разные отрасли знания. Образованного человека в обществе знаний будет отличать способность ответить на следующие вопросы: каков предмет данной отрасли знаний; какие проблемы она решает; каковы ее основные положения и в чем суть ее теорий? Какие новые важные выводы она позволяет нам сделать? Каковы темы она не покрывает, каковы ее проблемы, ее задачи?

Если мы не поймем, что знания - не самоцель, а инструмент, то знания станут "стерильными" и, по сути, перестанут быть знаниями в подлинном значении этого слова. Сами по себе знания - бесплодны, поскольку большинство важных открытий в каждой из специализированных областей знаний возникают под влиянием других, самостоятельных областей знания.

В настоящее время экономика и метеорология переживают период значительных изменений под воздействием новой отрасли математики, которая называется теорией хаоса. В геологии важные открытия сделаны с использованием физики, археология меняется под воздействием открытий в генетике, история - под влиянием психологического, статистического и технологического анализа. Американский ученый Джеймс М. Бьюке-нен (James М. Buchanan) в 1986 году получил Нобелевскую премию по экономике за применение недавно разработанной экономической теории к политическому процессу. Он обосновал в экономических категориях предположения, из которых исходили ученые-политологи на протяжении целого столетия.

Специалисты должны брать на себя ответственность за то, чтобы другие люди понимали и их самих, и их специальность. Важную роль в этом деле играют средства массовой информации - пресса, кино и телевидение. Но сами журналисты не в состоянии справиться с этой задачей. Прежде всего, каждый образованный человек должен понять, для чего нужна та или иная специальность. Для этого нужно, чтобы ведущие ученые в каждой из отраслей знания взяли на себя нелегкую задачу определения того, чем же они занимаются на самом деле.

В обществе знаний нет "королевы наук". Все отрасли знания одинаково ценны; все отрасли, говоря словами великого средневекового философа Св. Бонавентуры, в равной мере ведут к истине. Но сделать их тропинками к истине, тропинками к знанию должны те, кто обладает этими знаниями. В собирательном смысле, знание находится у них в доверительной собственности.

Капитализм доминировал на протяжении столетия - с тех пор, как Карл Маркс в первом томе своего "Капитала" дал его определение как особого способа производства и социального устройства. Термин "капитализм" появился 30 лет спустя, уже после смерти Маркса. Попытка написать сегодня книгу под названием "Знание", как некий аналог "Капитала", выглядела бы, наверное, весьма самонадеянной. Более того, такая попытка была бы, наверное, слишком преждевременной. Все, что можно сделать на этапе выхода из эпохи капитализма (а также, разумеется, социализма), - это описать новый общественный и государственный строй.

Но смеем надеяться, что лет эдак через сто подобная книга будет написана (возможно, ей придумают другое название, не в этом суть). Это означало бы, что мы успешно завершили переход от капитализма, который пока только начинается. С нашей стороны глупо прогнозировать, как должно выглядеть общество знаний, как было бы глупо прогнозировать в 1776 году - в году, когда Адам Смит написал свою знаменитую книгу о богатстве наций и когда Джеймс Ватт изобрел паровой двигатель, - точное устройство общества, которое Маркс описал лишь столетие спустя. А со стороны Маркса было бы не менее глупо прогнозировать в эпоху расцвета викторианского капитализма, каким будет наше современное общество.

Но кое-что мы можем предугадать уже сейчас. А именно: величайшим изменением станет изменение в знании - в его форме и содержании; в его значении; в его ответственности, а также в сущности понятия образованный человек.

Образованный человек

Vir eruditus


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое "Образованный человек" в других словарях:

    человек - а, мн. лю/ди, люде/й, лю/дям, людьми/, о лю/дях, м. 1) Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать и использовать орудия труда. Творения человека. Не робейте! смейтесь дружно! Пусть детьми мы будем век! Человеку знать не… … Популярный словарь русского языка

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: образован, образованна, образованно, образованны; образованнее 1. Образованным называют человека, обладающего большим запасом знаний, полученным им в результате обучения в каком либо учебном заведении или же … Толковый словарь Дмитриева

    Ая, ое; ван, ванна, ванно. Получивший образование, имеющий разносторонние знания. Быть образованным человеком. О ая женщина. О. инженер. О. ум. О. вкус. // Отличающийся высокой степенью культуры, образования; просвещённый. О ое общество. О. народ … Энциклопедический словарь

    Der gute Mensch von Sezuan Жанр: драма

    Блистает лес красой богатой. Как некий новый, дивный мир. До сих пор мы бродили по пустыне и ознакомились со степью; бросим теперь взгляд на леса внутренней Африки, которые можно назвать девственными лесами. Многие из них не… … Жизнь животных

    Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens умный, понимающий, знающий, мыслящий) социальная группа лиц, профессионально занимающихся умственным преимущественно сложным и… … Википедия

    Это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили. Джордж Галифакс (XVIII в.) Образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Б. Ф. Скиннер (XX в.) Образование это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Франция - (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • , Спектор Анна Артуровна, Блохина Ирина Валериевна. Какая наука самая важная? Может быть, математика, не зря же говорят, что она - царица всех наук? Или все же физика, изучающая весь окружающий мир? А может, биология?.. Согласитесь, эти…
  • Все, что должен знать каждый образованный человек о науке , Блохина, Ирина Валериевна, Спектор, Анна Артуровна. Какая наука самая важная? Может быть, математика, не зря же говорят, что она – царица всех наук? Или все же физика, изучающая весь окружающий мир? А может, биология? Согласитесь, эти…