Три года без Кузьмы Скрябина: самые яркие цитаты музыканта.

Он был не просто музыкантом, телеведущим и писателем, а еще и невероятно позитивным и оптимистичным человеком, который относился к жизни и людям легко и честно. Свою личную жизнь Кузьма никогда не выставлял напоказ, а бережно оберегал. Мы решили вспомнить его лучшие высказывания о любимой жене Светлане и дочери Марии-Барбаре.

1. Мы любим друг друга и умеем прощать, поэтому нам интересно быть вместе. Мы можем послать друг друга, но тут же обнять и поцеловать. Но это надо вырастить, как цветок. Этого не расскажешь, это надо прожить.

2. Каждый мужик хоть куда-нибудь, но влезет. И всегда найдет отмазку! Типа: мужик изменяет телом, а женщина душой. Это не так! Все изменяют абсолютно одинаково. Надо сдерживать себя, сколько есть сил. Прежде чем сделать это, стань перед зеркалом и спроси себя, вот так по-мужски: «Зачем оно мне надо?» Если от этого зависит твое счастье с человеком, с которым тебе интересно сто лет… Я все это дома получаю. Даже лучше, чем это может быть на стороне. Я такой же мужчина, как и все. Я прекрасно знаю все эти моменты. И не надо считать меня старпером, потому что мне не хочется этого делать. Я просто знаю: мне не надо этого делать. Я знаю, что приду домой, и со своей женой мне будет намного круче!

3. Я считаю, если чувство есть – оно будет всегда! Мы просто стараемся не выбрасывать угольки из нашего очага. Главное – сохранить этот огонь. А каждый твой обман, каждый поход налево расходует его, и ему уже не из чего гореть.

4. Дома ждут две наилучшие чувихи в этом мире - дочка и жена. А к 30 годам я очень хотел популярности и денег. Меня так судьба лупила рогами о землю!

5. Мы очень бережно относимся к своему счастью. Мы понимаем – нам повезло! У нас это есть, а есть люди, у которых этого нет и не будет. Мы знаем: есть беда, есть люди больные с рождения, есть детские дома… Все это можно увидеть, когда ты просто ходишь по городу. Вот тогда, осознав настоящую реальность, ты начинаешь воспринимать жизнь по-другому. До тебя доходит, что самое большое счастье – это прийти домой и увидеть человека, которого ты хочешь видеть, а он хочет видеть тебя!

6 . Возможно, одна из причин нашего «долголетия» в том, что Свету никто не знает. Мы не пускаем в дом прессу.

7 . С нашей украинской душой мы часто пускаем людей в семью. Этого делать нельзя. И поэтому я создал такую дипломатическую линию, за которую чужим нельзя. Потому что никогда чужой не сможет без раздумий пожертвовать всем для тебя. Это может сделать только семья.

8. Любовь я определяю для себя как состояние максимально комфортного пребывания с одним человеком долгое время, в идеале - до самого конца.

9 . Нам со Светой всегда есть о чем поговорить! Мы можем ехать на машине из Киева в Прагу, всю дорогу разговаривать, приехать, выпить вина и продолжать трындеть. Это суперчувство, когда ты не можешь наговориться с человеком, с которым живешь вместе уже сто лет. Нам смешно наблюдать где­-нибудь в ресторане пары, где стареющий мужчина и молоденькая девочка сидят молча. Им не о чем говорить! Он тупо смотрит в свою тарелку, она тупо ждет, когда он закончит есть и они пойдут в ювелирный магазин.

10. Мы со Светой стараемся не оспаривать пальму первенства. Мы – компаньоны по нашему общему делу, которое называется СЕМЬЯ. Надо понять, что вы вместе создаете свое собственное счастье. Какая может быть конкуренция? Вы в одной лодке!

11. Жизнь без дочки я не представляю, а Света для меня уже давно больше, чем любимая и друг.

12. Она (жена. - Прим. ред.) моя муза, причем муза, которая, вдохновляя, критикует. Она не анализирует, а говорит: “Песня недоделанная”. И я ломаю себе голову, что она имела в виду. Но если она сказала, что песня не готова, она не попадет в альбом. Жене можно доверять, потому что она первой прослушивает все мои песни по сто раз в день.

13. Я считаю, что нормальный мужик должен обращать внимание на красивых девушек. Хуже, если он начнет обращать внимание на красивых парней. Моя жена абсолютно согласна с такой доктриной, поэтому я не имею проблем с подобными вещами.

14 . Если бы не Света, я бы плохо закончил. Рос ведь маменькиным сынком, меня легко вывести из равновесия. На всех съемных квартирах в Киеве у нас стояла канистра с соляркой, которая называлась «билет домой». Когда заканчивались деньги, я твердо знал: канистру можно залить в бак, и ее как раз хватит до Львова. Когда порывался рвануть домой, Света по голове гладила: «Успокойся, Андрюша, подумай».

15 . Без чувства любви нет ничего. Ты должен любить свою работу, любить человека, который рядом с тобой, воспринимать то, что тебя окружает настолько четко, чтобы так же четко передать это в песне. Поэтому, если песня высосана из пальца, она никому не интересна. А если композиция передает чувства, которые ты пережил, переосмыслил, профильтровал, трансформировал, то в твоем творении и другие люди видят какой-то процесс, который близок к тому, что они пережили сами. Проще сказать, если любовь есть, то она ощущается. Есть миллион песен о любви, которые хочется сразу выключить, а есть тысячи, которые хочется слушать и слушать.

ЦИТАТЫ
(составление и комментарии В. В. Предлогова)

Прежде чем приступить к разговору непосредственно о Скрябине, необходимо углубиться в историю русской музыки, всё более удаляющуюся от нас во времени. Как будет очевидно, сие необходимо для адекватного рассмотрения генезиса скрябинского музыкального мышления – впоследствии многоликого, но на первом этапе сугубо "фортепианного". В этом нам помогут цитаты из работ и воспоминаний Б. В. Асафьева, Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина и В. В. Ястребцева.

Как всегда, родоначальником всего и вся на Руси явился великий Глинка.

Находясь под впечатлением найденного и прочитанного, я всё же хотел бы ещё кое-что обобщить, кратко указав на основные моменты.

Прежде всего очевиден творческий генезис Скрябина, ведущий своё происхождение из глубины веков через Моцарта, Фильда и Глинку – к Чайковскому, Танееву, Лядову, Аренскому, Глазунову. Как следует из исторических материалов, Скрябин вращался в высокопрофессиональных творческих кругах, в дискуссиях с коллегами и в их музыкальных показах воспринимая всё музыкально ценное, что ему могли преподнести тогдашние музыкальная Москва и Петербург – а они могли преподнести и реально преподнесли ему весьма немало!

Как дружно отмечают биографы и исследователи, Скрябину уже на раннем этапе творчества были свойственны мистические, мегаломанические устремления, тогда ещё не находившие, однако, непосредственного выхода в его творчестве, но тем не менее проявлявшиеся на раннем этапе в стихийности музыкального высказывания и повышенном динамизме его исполнительской манеры, что находило отражение и в его композициях, а в дальнейшем переросло в такое специфически скрябинское качество как "полётность".

Всеми исследователями дружно отмечается также стремление композитора в связи с этим предельно разредить и облегчить музыкальную ткань своих фортепианных творений. При этом применительно к скрябинскому фортепианному творчеству необходимо упомянуть о так называемой "салонности" в смысле стремления выражать даже самые грандиозные идеи скромными и интимными пианистическими средствами.

Особого внимания заслуживают отмечаемые всеми интеллектуализм и рационализм творческого процесса и самих творений Скрябина, что берёт своё начало, по всей видимости, в преподавательских и композиторских принципах Лядова и Танеева, несомненно воспринятых и творчески развитых Скрябиным. В этом смысле следует отметить тщательную отшлифованность и строгую формализованность структуры скрябинских творений, его нетерпимость к гармонической "грязи", откуда, т.е. из постоянной включённости слухового контроля, непосредственно вырастет в дальнейшем "выслушанная" им супергармония, основанная на частотах натуральных обертонов тоники, как следствие устремления Скрябина к предельной и "высшей" чистоте музыкальной ткани.

Всеми дружно отмечается также капризность, состояние постоянного раздражения, эротизм скрябинского творчества, его устремление к экстазу, его психология вечного достигания в противовес психологии достижения, ибо Скрябина больше интересует динамика движения к цели, т.е. процесс, а не результат.

Необходимо отметить также такую особенность, свойственную уже ранним его пьесам и проницательно отмеченную Асафьевым, как "полимелодика". Это качество тоже выводится не как "открытие" Скрябина, а как следствие "общемосковских" установок, нашедших в Скрябине одного из своих апологетов.

Важно уделить внимание стремлению молодого Скрябина сопровождать свои музыкальные творения словесными пояснениями – это тоже выводится как следствие исторического контекста, так как было свойственно не только музыкантам (к примеру, Ребикову, Метнеру), но и предствителям других творческих кругов.

Также следует обратить особое внимание на жанр прелюдии, понимаемый как "лаборатория" скрябинского стиля.

О влиянии педагогических установок Сафонова и о его пианизме, а также о пианизме Лядова уже говорилось.

Следует отметить также общее мнение всех исследователей о рапсодичности скрябинского исполнительства, когда специфическую манеру интонирования творца-исполнителя трудно и даже почти невозможно отделить от особенностей его творений.

Собственно, самый важный вывод, который можно сделать по прочтении всех этих цитат – о Скрябине всё уже написано, надо лишь творчески подойти к имеющемуся материалу и суметь выделить действительно ценное с точки зрения понимания скрябинского композиторского и исполнительского стилей.

Ровно три года назад, 2 февраля 2015 года, в ужасной автокатастрофе на Днепропетровщине погиб украински певец и музыкант Андрей Кузьменко, больше известный как Кузьма Скрябин. Но при жизни Кузьма успел сказать много вещей, которые запомнились миллионам украинцев.

"Максимум " собрал самые яркие цитаты музиканата.

О творчестве

"Больше ничего не умею, как рифмовать слова и под музыку выкладывать какие-то идеи. Порой они мудрые и глубокие, а порой – поверхностные и ржачные. Но в них всегда есть суть".

"Можно опустить руки, сказать: нет денег, нет желания... А можно засучить рукава и уже сейчас начинать строить свое будущее".

О патриотизме и войне

"Я возненавидел наших политиков, ибо они лицемеры. Я возненавидел Россию, к которой всегда относился толерантно. Я никогда в жизни не поеду в Крым. Для меня это предательство со стороны Крыма. Будто взяли и вывернули наружу старые солдатские кальсоны".

"Я в свои 46 лет понимаю, что нейтральным быть нельзя. После месяцев войны получается, что есть два параллельных мира: в одном идет война, а в другом – она не идет. Причем на территории одной страны. В одном – гибнут люди, а во втором – абсолютно не поменяли способ своей жизни: ходят по салонам красоты, по дорогим ресторанам, ведут светские беседы, тратят деньги и абсолютно не переживают ни материально, ни духовно за то, что происходит в нашей стране. Война не может быть на какой-то определенной части территории, если она заходит, то это беда для всех. И поэтому нейтральным быть нельзя".

О любви

"Заметил, что для того, чтобы сделать человека счастливым, не нужны какие-то огромные пространства. Достаточно включить фантазию и обустроить тот минимум, который уже есть, чтобы чувствовать себя лучше".

Сегодня стало известно о том, что в ДТП погиб известный украинский певец Кузьма «Скрябин». Его знали и любили многие. Певец запомниться нам человеком, который всегда говорит то, что думает. Его песни — это настоящее откровение перед публикой.

Острые, мудрые и просто лучшие высказывания, каким был Кузьма «Скрябин» и вспомнить его меткие цитаты из жизни:

– Чем больше хочешь взять от жизни — тем меньше оно хочет тебе дать.
– Люди! Хорошего вам дня, хотя я даже не знаю, что сегодня — вторник или суббота и пофиг, убивайте хамство улыбкой.
– Кабачковая икра в армии — почти то же, что на свободе — икра красная.
– Хамство — это кал, который выходит через рот!
– Когда-то Чехов сказал очень жизненную вещь: каждое действие, которое мы делаем сейчас, уже в этот момент влияет на наше будущее. Можно опустить руки, сказать: нет денег, нет желания… А можно засучиты рукава и уже сейчас начинать лелеять свое будущее!
– Считать даты — это идиотская традиция!
– Google умер после вопроса: «Где в Перемышлянах найти проститутку-негритоску».
– Когда тебе в жизни ничего не надо, то обязательно этим воспользуется какой хер со стороны, и заберет твое.
– Вином замазываем яд, что мешает видеть нам себя, и сам себя не сможешь ты услышать, если душа в тебе не живет уже.
– Настоящим друзьям не забудь, позвони! Потому что хорошо или плохо, с тобой всегда они…
– Наше трио было настолько разноплановое в имиджевых плане, что, посмотрев на нас, одновременно хотелось плакать и рыгать.
– Если у вас нет гармонии — то берите гармонь и гармонируйте!
– Украинцы выбирают такого, чтобы сначала с вазелином, а потом уже без вазелина, чтоб пожестче. Этакий садомазохизм в генах…
– Самое главное — не срать тем, кто вокруг тебя.
– Мое сознание проснулось в вагоне от осознания того, сколько живых существ и в каких позах, может транспортировать этот вагон.
– Какие вы женщины все-таки примитивные. Франция одна у вас в голове!
– Мой дом — единственное в мире место, где меня любят и ждут независимо от того, кто я и сколько зарабатываю. Я никогда не предам самых близких мне людей.
– Кажется, что это было так давно, когда в руках держу альбом. Нам было абсолютно все равно, имея ничего иметь все… За деньги не купить только время, но оно всех нас методично разделило, кого-то опустило, кого подняло, а есть те, на кого вообще забило.
– Заметил, что для того, чтобы сделать человека счастливым, не надо какие-то огромные пространства. Достаточно включить фантазию и обустроить тот минимум, который уже есть, чтобы чувствовать себя лучше.
– Пока китайцы строили Великую китайскую стену, они попутно изобрели строительную тачку. Еще через какое-то время они изобрели порох, бумагу и кучу всяких разных вещей. А украинцы тем временем изобрели дачу, и до сих пор думают, что с ней делать.
– Лучше высушить одну детскую слезу, чем пролить реки крови.
– Если кто-то плюнул тебе на плечи, есть надежда на то, что он просто не доплюнув на того, кто шел перед тобой.
– Лучше быть оптимистом, который ничего не знает, чем загибаться и растить себе горб от того, что вокруг сами проблемы.
– Если бы нынешний Кузьма увидел тогдашнего Кузьму, сказал бы: «Парень, сожми зубы. Через двадцать лет все будет — зашибись!»
– Меняйте мир к лучшему, заботьтесь о нем, потому что вы в нем живете!