Лучшие высказывания персонажей Аркадия Райкина.


||||| 2 Мне нравится |||||

Б есконфликтная литература — изобретение недоумков и негодяев.

В Греческом Зале, в Греческом Зале… МЫШЬ БЕЛАЯ!

В кус — спессфиссский!

В сё в природе увязано и укручено.

Д ифьсит — двигатель спицфитьских отношений.

Д урак — это человек, который не на своём месте.

Е сли меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке, то я ещё очччень даже ничего!

Е сли человек попал в беду — доброе слово не бывает лишним.

Е щё мальчиком, занимаясь в самодеятельности, я был приглашен выступать в соседней 41-й школе. Не помню, что я играл, но ясно помню, что обратил внимание на девочку в красном берете, в котором было проделано отверстие и сквозь него пропущена прядь черных волос. Это было оригинально и осталось в памяти. Через несколько месяцев я встретил ее на улице, узнал и вдруг увидел ее живые, выразительные, умные глаза. Она была очень хороша собой, мимо такой девушки не пройдешь… Тем не менее, я прошел мимо, не остановился, стесняясь заговорить с незнакомой особой на улице. Прошло несколько лет, я стал студентом Ленинградского театрального института. На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. «Вы здесь учитесь Как это прекрасно!» - «Да, учусь… А что вы делаете сегодня вечером» - «Ничего…» - «Пойдемте в кино» Когда мы вошли в зал кинотеатра, заняли свои места и погас свет, я тут же сказал ей «Выходите за меня замуж…»

З апустить дурочку.

И злишняя серьёзность — особенно в отношении к самому себе — та же беспечность. Это, если угодно, две стороны одной и той же медали.

К то Аполлон? Я Аполлон? Он Аполлон. Ну и нехай себе Аполлон.

Л юди, которые у моря живут, не чувствуют этой красоты, ходят мимо неё, как мимо фотообоев.

М еня мой отец Сидоров драл меня, как сидорову козу, и ничего — человеком стал! Пороть их надо, пороть.

М еняться бум?

Однажды в театре имени Вахтангова был очередной юбилей, на котором Аркадий Райкин должен был выступить (он очень любил этот театр, и его приглашали на все театральные празднества). Он собрался в театр, и тут у него случился сердечный приступ. Вызвали «скорую». По дороге в больницу Аркадию Исааковичу поставили капельницу. Вдруг он поднимает голову: «Нельзя ли проехать по Арбату?» - «Конечно можно». – «Пожалуйста, притормозите у вахтанговского театра и подождите меня минут пятнадцать-двадцать». - «Аркадий Исаакович, я не имею права это делать» . – «Я вас понимаю. Но я обещал выступить и должен сдержать слово».

П ить, курить и говорить я начал одновременно.

П ролетая над Карагандой, посылаю всех к такой-то матери

У дача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди.

О любви:

Я — лектор, читаю лекции на теплоходе. Туда — о любви, обратно — о дружбе. Женщина, не побоюсь этого слова, — друг человека!

О себе самом:

Пить, курить и говорить я начал одновременно.

О профессионалах:

Вот такая толстая… диссертация, и тема интересная — что-то там в носу…

***

Если только перед тобой не заведомая халтура, будь любезен, уважай труд художника.

О деталях:

У нутре средневекового рыцаря — наши опилки

***

Знаете ли вы, что длинная память причиняет своим обладателям куда больше неудобства, нежели короткая? Во всяком случае, длинную память не всегда имеет смысл афишировать, ибо часто находятся желающие ее укоротить.

***

Как сказал один пассажир, пьет-то один, а голова болит у всех.

***

Эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная. Но, тем не менее, рыба в Каме была!

О прошлом:

Как всегда, театр был в постоянных разъездах. Случалось, что я просыпался, не понимая, где нахожусь. Примерно на два месяца ежегодно приезжали в Москву, несколько дольше работали в Ленинграде, по месяцу гастролировали в разных городах. У меня был постоянный номер в гостинице «Москва», где мы оставляли Костю на попечение бабушки.

О жизни:

Мудрость жизни, помимо всего прочего, заключается в том, что она, жизнь, непременно одергивает нас, когда мы относимся к себе с излишней серьезностью, то есть когда мы слишком сосредотачиваемся на своих достижениях и таким образом теряем чувство реальности. Излишняя серьезность — особенно в отношении к самому себе — та же беспечность. Это, если угодно, две стороны одной медали. Как бы то ни было, полезно прочувствовать — и чем раньше, тем лучше, — что действительность мало зависит от факта твоего существования. Достигнешь ли ты того, к чему стремишься, или не достигнешь, будешь ли ты счастлив или не будешь, мир, в сущности говоря, к твоей судьбе вполне равнодушен, он готов обойтись без тебя. Кто на это обижается, тому ничем нельзя помочь.

О книгах:

Бесконфликтная литература - изобретение недоумков и негодяев.

О важном:

Если человек попал в беду - доброе слово не бывает лишним

О работе:

Мимолётность - неотъемлемое свойство театра. Пожалуй, ни в каком другом искусстве успех не бывает столь очевиден, осязаем. Равно как и забвение.

***

Для меня маска - это прежде всего образ-маска, творимый актером. Его детище. Маска не прикрытие, не камуфляж, но концентрированное, освобожденное от частностей воплощение сущности изображаемого персонажа. Она не характер, взятый в индивидуальном плане и постепенном, последовательном развитии, но тип. То есть характер, возведенный в степень обобщающего, гротескного - трагического или комического - преувеличения.

О качестве:

Никто не возьмет на себя смелость критиковать книги профессора математики о дифференциалах, не имея со-ответствующей математической подготовки. Никто не отважится давать указания хирургу, не понимая ничего в медицине. Но есть одна область, судить о которой вправе каждый. Это — искусство.

О выборе жизни:

Правда не бывает легкой и удобной. Но я говорил ту горькую правду, которая меня волнует. И не ради смеха. Мой закон жизни - не молчать, не угождать сильным мира сего.

О людях:

Дурак - это человек, который не на своем месте.

***

Люди, которые у моря живут, не чувствуют этой красоты, ходят мимо неё, как мимо фотообоев.

***

Могут возразить, что есть ведь простые люди, уни-верситетов, как говорится, не кончавшие, но по своим внутренним качествам превосходящие иного цивилизо-ванного хама. Разумеется. Но не стоит полагать, что эти люди таковы по природе, и только. Они тоже вос-питаны. Воспитаны этическими нормами жизни, которые складывались веками. Воспитание чувств - это благоприобретенная выдер-жанность внутренне раскрепощенного человека, это самоуважение, которое неотъемлемо от уважения к другим.

Об успехе:

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

О вере:

Христианская религия учит - если тебя ударили по левой щеке, подставь правую. Что ж, может быть, есть такие любители. Но я не видел человека, который жил бы по этому завету. Меня же, независимо от того, прав я был или виноват, били и по правой и по левой щеке, а за неимением третьей - все повторялось снова. Мне кажется, дело в том, что надо искать справедливость, бороться за нее.

О личности:

Трудности, беды, гонения - не они формируют личность. Они лишь обнаруживают, удостоверяют существующие, но скрытые до поры черты характера. Человека формирует счастье. И если он вырос не таким, как нам всем хотелось бы, то, скорее всего, потому, что счастья ему оказалось недостаточно.

О России:

Наш человек и наш народ всегда много пил, потому что мало ел.

О семье:

Женатому человеку плохо дома, холостому - везде.

О будущем:

Все у нас хорошо! И слева у нас хорошо, и справа у нас хорошо, и сзади у нас хорошо! А впереди у нас так хорошо, что ехать дальше некуда!

Об искусстве:

Артистизм высшей пробы не что иное, как форма проявления мужества перед жизнью. Способ переносить невзгоды и тяготы стоически, не цепенея от них, не опускаясь до того, чтобы признать даже в самых жестоких из них подавляющую силу рока.

О дружбе:

Мои друзья хотят во что бы то ни стало меня женить: вы знаете, есть люди, которые чувствуют себя плохо, когда другим хорошо.

О деньгах:

Наш человек с жизнью всегда расстаться готов, а вот с десяткой — никогда.

***

Принимал детей в консерваторию без слуха!.. А что ребенку делать, ежели у него слуха нет, а деньги есть!

Интересные факты и яркие высказывания легендарного Аркадия Райкина. Аркадий Райкин был больше, чем актер. Он был легендой - его знала и любила страна. В те времена, когда все молчали, говорить и шутить разрешалось одному человеку - Райкину. И делал он это гениально. Леонид Ярмольник в одном интервью сказал: «Мир не ценит наследие и традиции Аркадия Райкина. А ведь он – настоящий русский Чаплин. Райкин до сих пор является высочайшим ориентиром для эстрады с точки зрения вкуса. В нем все было настолько гармонично, что до сих пор не родилось ни единого деятеля эстрады, который мог бы с ним сравниться». Эту цитату мы приводим к тому, что на Всесоюзном конкурсе, определившем судьбу артиста, Райкин изображал именно Чарли Чаплина. И тогдашний мэтр эстрадного жанра Николай Смирнов-Сокольский, по его словам, решил юного артиста испытать. Больше, правда, было похоже, будто заслуженный артиста решил подложить свинью более молодому конкуренту. Николай Павлович спрятал трость, необходимую для номера Райкина. Тот был вынужден метаться по всему театру в поисках чего-то хоть отдаленно напоминающего трость. Добыть Райкину удалось лишь какую-то палку у гардеробщиц. И даже с таким убогим реквизитом выступление Аркадия Исааковича имело колоссальный успех. Аркадий Райкин был не в ладах с властью.Несмотря на то, что Леонид Ильич Брежнев был большим поклонником творчества юмориста, Аркадий Райкин умудрился нажить себе во власти врагов. В 1970 году партийным руководителем Ленинграда стал Григорий Романов, который люто невзлюбил и Ленинградский театр эстрады и миниатюр в целом, и Аркадия Райкина в частности. Современники потом говорили, что Романов давил на худрука, запрещал ему появляться на телевидении и радио. И партийному чиновнику все-таки удалось выжить Райкина и его театр и Ленинграда. Было решено переехать в Москву, причем генеральный секретарь, Леонид Брежнев, поддержал это решение. Сейчас Ленинградский театр известен как Российский государственный театр «Сатирикон». Управляет им сын Аркадия Исааковича Константин Райкин.К слову, именно Григорий Романов, партийный функционер, вручал в 1981 году Райкину орден Ленина. Такая вот ирония. Артистом Аркадий Райкин стал против воли родителейОтец Райкина, Исаак Владимирович, был уверен, что его первенец, сын Аркадий, пойдет по научной стезе и прочил ему серьезную карьеру. Тем более, что некоторое время будущий актер работал лаборантом на Охтинском химическом заводе. Но это занятие так и не пришлось Аркадию Исааковичу по душе. Он с самого детства тяготел к сцене, к театру, занимался в драмкружке еще со школы.Вопреки воле родителей Аркадий Райкин поступил в Ленинградский техникум сценических искусств, параллельно с учебой брал частные уроки у известного артиста того времени, признанного мастера музыкальной эксцентрики, Михаила Савоярова. В итоге, сразу после окончания техникума, Райкин по распределению попал в Ленинградский театр рабочей молодежи. Еще через четыре года молодой артист стал лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, понял, что драма – это не его призвание, и перешел в Ленинградский театр эстрады и миниатюр. А еще спустя три года Райкин стал худруком театра.

Род деятельности:
актер, театральный режиссер
Дата рождения:
24.10.1911
Дата смерти:
17.12.1987
Арка;дий Исаа;кович Ра;йкин - выдающийся советский актёр театра, эстрады, кино, конферансье, театральный режиссёр, юморист. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
Если человек попал в беду - доброе слово не бывает лишним.
***
Бесконфликтная литература - изобретение недоумков и негодяев.
***
Дурак - это человек не на своем месте.
***
Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.
***
Мудрость жизни, помимо всего прочего, заключается в том,
что она, жизнь, непременно одергивает нас,
когда мы относимся к себе с излишней серьезностью, то есть когда мы слишком сосредотачиваемся на своих достижениях и таким образом теряем чувство реальности.
Излишняя серьезность - особенно в отношении к самому себе - та же беспечность. Это, если угодно, две стороны одной медали.
Как бы то ни было, полезно прочувствовать - и чем раньше, тем лучше, - что действительность мало зависит от факта твоего существования. Достигнешь ли ты того, к чему стремишься, или не достигнешь, будешь ли ты счастлив или не будешь, мир, в сущности говоря, к твоей судьбе вполне равнодушен, он готов обойтись без тебя. Кто на это обижается, тому ни чем нельзя помочь.
***
О встрече со Сталиным и выступлении в Кремле.
Свидетельствуя об этом факте моей биографии, я, конечно, не претендую на то, чтобы сказать что-то новое об одной из самых темных и тиранических фигур нашей истории. Понимал ли я тогда, что на самом деле происходило в стране? И да, и нет. Чувствовал, конечно, что все мы "винтики". Полное понимание повседневной бесчеловечности, в которой все мы обречены жить, пришло ко мне позднее, сразу после войны, когда началась новая волна репрессий. В Ленинграде она была, кажется, особенно сильной и вместе с другими вполне могла унести и меня - я был на волосок от этого и отдавал себе в том ясный отчет.
***
О работе в годы войны.
Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студеных цехах. И тем не менее, работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях.
***
Зло многолико. Но человеческих пороков в чистом виде не так уж много: трусость, жадность, зависть, себялюбие. Дальше в этом перечне пойдут разновидности уже названных качеств. Эти пороки, делающие человека рабом, искусство бичевало во все времена. И во все времена бичевать их было искусством, потому что они никогда не проявляются открыто, называя самих себя по имени.
Трусость никогда не объявит себя трусостью - это же стыдно. Она притворится житейским опытом, мудростью, заботой, чувством долга - чем угодно, лишь бы выглядеть достойно. Зло, когда оно обнаружено и разоблачено, не опасно. Оно плохо выглядит, лишено обаяния и никого не победит. Поэтому во все времена зло мимикрировало.
***
Правда не бывает легкой и удобной. Но я говорил ту горькую правду, которая меня волнует. И не ради смеха. Мой закон жизни - не молчать, не угождать сильным мира сего.
***
Для меня маска - это прежде всего образ-маска, творимый актером. Его детище. Маска не прикрытие, не камуфляж, но концентрированное, освобожденное от частностей воплощение сущности изображаемого персонажа. Она не характер, взятый в индивидуальном плане и постепенном, последовательном развитии, но тип. То есть характер, возведенный в степень обобщающего, гротескного - трагического или комического - преувеличения.
***
Мне больно и страшно слышать рассуждения о том, что у наших детей слишком легкая жизнь, мало трудностей и лишений. И что от этого, дескать, страдают их человеческие качества. Это неправда. Трудности, беды, гонения - не они формируют личность. Они лишь обнаруживают, удостоверяют существующие, но скрытые до поры черты характера. Человека формирует счастье. И если он вырос не таким, как нам всем хотелось бы, то, скорее всего, потому, что счастья ему оказалось недостаточно.

24 октября исполняется 102 года со дня рождения юмориста и эстрадного актера Аркадия Райкина. Этот человек очень тонко чувствовал сатиру и умел шутить. Сегодня мы решили вспомнить лучшие высказывания персонажей Райкина.

Аркадий Исаакович родился в еврейской семье в Риге. У юмориста были две сестры и младший брат. Уже в начальных классах школы Райкин начал ходить в драмкружок. Когда мальчику было одиннадцать, он вместе с семьей переехал в Петроград, а в восемнадцать лет пошел работать на химический завод. Вскоре Аркадий понял, что сцена - его призвание, и в возрасте 24 лет окончил техникум сценических искусств в Ленинграде. Он успевал не только учиться и работать, но и брать уроки сценического мастерства у Савоярова, который был известным артистом жанра музыкальная эксцентрика. Аркадий успел даже сняться в двух кинокартинах в конце тридцатых годов, но его героев никто не заметил.


Осенью 1939 года к Райкину приходит известность после того, как он выступает с мимическими номерами. Благодаря этим сценкам юморист становится лауреатом Всесоюзного конкурса эстрадных артистов. До и после войны Аркадий Исаакович долгое время работал в Театре миниатюр и параллельно снимался в кино. Оглушительный успех приходит к юмористу в шестидесятых. Его необычные и нелепые персонажи, искрометный юмор и оригинальная подача монологов покоряют советских зрителей, которым в диковинку видеть на экранах телевизоров странных и смешных героев Райкина. В то же время Аркадий набирает труппу талантливых артистов, чтобы вместе ставить спектакли и пародийные номера. С артистом выступали Роман Карцев, Михаил Жванецкий, Людмила Гвоздикова и Виктор Ильченко.
Сегодня мы решили вспомнить самые яркие фразы, произнесенные героями Аркадия Исааковича со сцены.

«Пить, курить и говорить я начал одновременно»

«Дурак - человек, который не на своем месте»

«В „Греческом зале“, в „Греческом зале“... мышь белая!»

«На мне блестящий в некоторых местах костюм...»

«Вкус - спессыфиссский!»

«Нормально, Григорий. Отлично, Константин!»

«Если меня в тихом месте прислонить к теплой стенке, то я очень еще даже ничего!»

«Я - лектор. Я читаю лекции на теплоходе. Туда - о любви, обратно - о дружбе. Женщина, я не побоюсь этого слова, - друг человека!»

«Запустить дурочку»

«Я вас понимаю. Но я обещал выступить и должен сдержать свое слово»

«Меняться бум?»

«Если человек попал в беду - доброе слово не будет лишним»

«Я тебя уважаю, и ты меня уважаешь, мы с тобой уважаемые люди»

«Бесконфликтная литература - это изобретение недоумков и негодяев»

«Пролетая над Карагандой, посылаю всех к такой-то матери»

«Дифисит - двигатель спицфитьцких отношений»

«Мамаша, мамаша, одевайте ребеночка!»

«Меня мой отец Сидоров драл, как сидорову козу, и ничего - человеком стал! Пороть их надо, пороть»

«Они стояли насмерть, как пуговицы!»

«Интонации, дружище, интонации!»

«Все в природе увязано и укручено»

«Люди, которые живут у моря, не чувствуют красоты, ходят мимо неё, как мимо фотообоев»

«Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим»