Программа дополнительного образования школе по кружкам. Программы кружка дополнительного образования

Образовательная программа Кружка «Цветочная мастерская»

Дополнительная образовательная программа
Кружка «ЦВЕТОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Возраст 6 – 17 лет
Срок реализации программы 3 года

Пояснительная записка
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательности перехода из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающий кружковцев и руководителем кружка. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Для того, что досуг был не только приятным, но и полезным, к его организации следует подходить, с учетом современных требований общества к личности человека с учетом научных разработок законов, методов, принципов досуга, а также помня о том, что учебная деятельность школьников в обязательном порядке должна чередоваться с внеучебной, т.е. досуговой.
Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем – многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждения дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «я». Сегодня наше общество особенно нуждается в молодых людях, способных к целенаправленному саморазвитию и самореализации в труде, в компетентных специалистах, готовых к принятию ответственных решений Дополнительное образование будет как нельзя лучше способствовать реализации их планов на будущее. В основу должны быть положены идеи о самооценки человека, его собственной активности в образовательном процессе, развития духовности и богатого внутреннего мира.
Программу можно классифицировать, как значимую для данного детского объединения.
Актуальность разработанной программы состоит в том, что изготовление цветов из ткани относится к ручному труду, развивающему не только абстрактное, расширенное мышление, усидчивость и терпение, но и многое другое. Ручной труд очень кропотливый, требующему от желающих научиться этому мастерству, выдержки, терпению, умению добиваться своей цели, прилагая к этому максимум труда и желания. Программа позволяет научить детей правильно организовать работу своего ума. Выявить особые способности детей.
Данная программа вполне реальна и реализуема, у детей есть право выбора своей деятельности, для самовыражения и самореализации личности.
Цветы … без них не обходится не один праздник. Да и разве обязательно ждать торжественного дня? Цветы всегда поднимают настроение, заставляют удивляться тому неповторимому созданию природы.
Занятие в цветочной мастерской дают возможность познакомиться с изготовлением искусственных цветов из ткани. Они выглядят не чуть не хуже живых и иногда их просто не возможно различить. Ими очень легко пользоваться, меняя аранжировки в зависимости от настроения, времени года или смены интерьера. Их можно сочетать с живой зеленью. Это дает потрясающий эффект. Цветы придают изящество и украшают нашу жизнь, дополняют женский туалет, сочетаясь с формой и окраской.
Искусственные цветы – это изысканное, по истине женственное дополнение к одежде (платью, костюму, шляпе). Тщательно и со вкусом сделанные, они соперничают с дорогими ювелирными украшениями. Так, трудно представить наряд невесты без цветов. И даже скромное деловое платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным.
Такие цветы могут быть очень похожими на натуральные, но в них часто имеются элементы фантазии или стилизации (не существующие в природе форма, окраска, размер цветка и листьев). Например, листья одного тона с цветами, тычинки из бисера или пата, покрытого бронзовой краской, и т.д.
Научиться делать цветы может каждый. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. И это может перейти в настоящее искусство. От простых в изготовлении цветов до цветов, имитирующих живые, – такова перспектива для начинающего.
Природа – лучший наш учитель и советчик. Научитесь видеть красоту живых цветов, они окажут вам не ценимую помощь. И тогда, приобретя основные навыки, изложенные в программе, не составит труда сделать цветы любого вида. А фантазия обязательно придет вместе с опытом, дополнив ваше мастерство.

Кружковая работа – одна из форм художественного – эстетического воспитания.

Цели:
Способствовать формированию адекватной самооценки и активной жизненной позиции;
Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, её социальной адаптации в условиях современной жизни.
Научить выражать свои чувства и мысли через создание цветочных композиций из различных материалов.
Формирование сознательного отношения к природе, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира;

Задачи:
1. Воспитательные
Совершенствовать навыки межличностного общения детей (дружбы, доброжелательности, справедливости);
Поддержка индивидуальных особенностей (активность, темперамент, темп);
Создать условия развития личности в ситуации выбора;
Умение сопереживать, брать ответственность за свои поступки;
Сплоченность коллектива, развитие партнерских отношений;
Получение положительных эмоций.

Факторы, способствующие процессу воспитания:
1. Благоприятная социальная среда (создание детского коллектива. Базовая потребность этого возраста – понимание. Поэтому очень важно прививать детям коммуникативные навыки, для успешной адаптации в обществе).
2. Деятельность, отношения, активность (Включение детей в активную досуговую деятельность, способствующую становлению личностных и ценностных отношений (посещение выставок, проводимых другими коллективами клуба).
3. Возраст (Учитывать возрастные особенности детей)
4. Учет индивидуальных особенностей (характер, темперамент, привычки).

При работе с детьми первого года обучения программа ставит своей целью заинтересовать детей руководителем. Дать представление о декоративно – прикладном искусстве, его многообразии.
Для детей первого года обучения просто необходимы навыки общения, для этого используются игры – знакомства, что помогает детям адаптироваться в новом коллективе.

2. Развивающие
Развитие творческих способностей, творческого воображения;
Развивать желание узнавать новое;
Развитие компонентов творческого мышления, памяти внимания;
Развитие сенсорных качеств рук;
Развитие волевых качеств, не отступать от цели;
Развивать точность выполнения задания;
Развивать усидчивость;
Развитие эмоционального отношения к жизни, окружающей природе.

3. Образовательные

1 год обучения от «простого к сложному»
Под девизом «Делай как я, делай вместе со мной» - смотри, повторяй, пробуй, учись делать правильно.

Освоение основных технологических приемов изготовления цветов из разных материалов;
Знакомство со свойствами бумаги, ткани и т.д.;
Знакомство с инструментами необходимыми в работе;
Обучения работе с ними, соблюдение техники безопасности.

2 год обучения совершенствовать навыки и приемы, приобретенные на первом году обучения при условии большей самостоятельности
Под девизом «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
Работать коллективно и микрогруппами;
Изготовление настенных панно в рамках;

3 год обучения закрепить и расширить практические и теоретические знания программного материала.
Под девизом «Делай сам, научи другого» - научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не получается.

Последовательное и рациональное выполнение всех операций без помощи педагога;
Умение рассказать о процессе выполнения изделий, помощь товарищам;
Правильно, аккуратно и со вкусом оформить свою работу,
Коллективная работа
Предполагаемые результаты в течении 3 – х лет обучения
Формирования позитивного отношения к жизни, окружающей природе;
Формирование ответственности, умение отвечать за свои поступки;
Создание сплоченного коллектива;
Стабильность посещения кружка
Формирование устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;
Применение конкретных умений и навыков, которые могут применяться в дальнейшей жизни;
Добиться полного усвоения технологического процесса;
Добиваться самостоятельности при изготовлении цветов с учетом эстетического и художественного вкуса
Позитивное отношение к жизни.
Технология реализации
Занятия в цветочной мастерской относятся к ручному труду – это результативные занятия. Но это вовсе не означает, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени, как под час наблюдается на практике. Важно так продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться достаточно сложному ремеслу изготовлению цветов из ткани.
Для достижения задач необходимо создать условия работы – технологическое оборудование для изготовления цветов из разных материалов (1 год обучения)
Для сохранения стабильности детского коллектива создать эмоционально – творческий климат.
Для этого применяются коммуникативные приемы и методы: дидактические и ролевые игры.
Для достижения качества работ и положительных результатов включаю в работу различные приемы:
Доступность исполнения работ;
Наглядность;
Занимательность изложения;
Рассуждение и размышление при работе в слух, тем самым побуждая детей тоже «Думать в слух»,
Работа с природным материалом.
При обучении 2 и 3 годов обучения использую те же приемы, добавляя групповые методы и формы работы:
Беседы;
Экскурсии;
Участие в коллективных делах.
Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка. Поэтому в своей работе положительных результатов добиваюсь разнообразием методических приемов при индивидуальной работе с детьми:
Задания;
Рассказа;
Упражнения;
Технологические карты;
Познавательные ситуации
Так же используют различные способы мотивации учебно– воспитательной деятельности. Например: в силу своих физиологических особенностей (дети первого года обучения) ребенок не может длительное время чего–то ждать, например своей очереди или окончания работы других – начинает отвлекаться и нервничать. Учитывая это, я предлагаю уму сделать что – нибудь по своему желанию:
Спеть песню,
Рассказать стихотворение,
И т. д. не запрещаю разговоры кружковцев во время занятия.
Планируется использование спокойной музыки. Спокойные не навязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.

Структура кружка 1 – го года обучения

Возраст детей от 6 до 9 лет.
Количество не более 8 - 10 человек

Тематический план работы

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как художественное конструирование из бумаги. Одним из направлений является квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ в технике квиллинга. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для квиллинга. 2 – 2
Материал - бумага
2. Квиллинг история возникновения
Демонстрация изделий в технике квиллинга 1 1 2
Конструирование
Изготовление цветов в технике квиллинга.

3. Основные базовые формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик» и т.д. 1 39 40
4. Конструирование из основных форм «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик». -- 20 20
5. Изготовление открыток и сувениров -- 4 4
6. Изготовление несложных цветов. 2 18 20
7. Изготовление простых бахромчатых цветов 4 10 14
8. Изготовление панно «Маргаритки» 1 9 10
9. Изготовление панно «Подсолнухи» 1 9 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 1 9 10
Подготовка к выставкам
11. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 12 12
Всего 13 131 144
Структура кружка 2 – го года обучения

Возраст детей от 9 до 12 лет.
Количество не более 7-10 человек, 2 группы
Общее количество часов 144 за учебный год

Тематический план

Второй год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из ткани, атласных лент и ниток. Знакомство с техникой изготовления цветов из ткани, атласных лент и ниток и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 - 2
Материал - ткань, нитки, атласные ленты
2. История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 2 - 2
Изготовление цветов в технике цветы из ткани
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов 1 - 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на ткань, вырезание из ткани заготовок 1 7 8
5. Пробулькивание заготовок 2 6 8
6. Подготовка стебельков 2 6 8
7. Сборка цветов 2 6 8
Цикл творческих индивидуальных работ
8. Изготовление несложных цветов 2 6 8
9. Изготовление панно «Лилии» 2 8 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 2 8 10
Изготовление цветов в технике цветы из ниток
11. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из ниток 1 - 1
12. Изготовление цветка из ниток 2 8 10
Цикл творческих индивидуальных работ
13. Изготовление несложных цветов 2 8 10
14. Изготовление сложного цветка из ниток и атласных лент 2 6 8
15. Изготовление панно 2 6 8
Изготовление цветов в технике цветы из атласных лент
16. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из атласных лент 1 1 2
17. Изготовление цветка из атласных лент 1 3 4
Цикл творческих индивидуальных работ
18. Изготовление несложных цветов 2 6 8
19. Изготовление сложного цветка из атласных лент 2 6 8
20. Изготовление панно 2 6 8
Подготовка к выставкам
21. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам - 10 10
Всего 144

Структура кружка 3 – го года обучения

Возраст детей от 12 до 16 лет.
Количество не более 7 человек
Общее количество часов 216 за учебный год, 6 часов в неделю (4 часа основные занятия, 2 часа индивидуальные занятия).
Тематический план

Третий год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из кожи, бисера и фетра. Знакомство с техникой изготовления цветов из кожи, бисера и фетра и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок 1.
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 – 2
Материал - кожа, бисер и фетр
2.История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 1 1 2
Изготовление цветов в технике цветы из кожи
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из кожи 1 -- 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на кожу, вырезание из кожи заготовок 1 15 16
5.Обработка заготовок 2 16 18
6.Сборка цветов 2 16 18
Цикл творческих индивидуальных работ
7.Изготовление несложных цветов 3 17 20
8.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из бисера
9.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из бисера 1 -- 1
10.Изготовление цветка из бисера 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
11.Изготовление несложных цветов 2 14 16
12.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из фетра
13.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из фетра 1 -- 1
14.Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на фетр, вырезание из фетра заготовок 1 15 16
15.Обработка заготовок 2 10 12
16.Изготовление цветка из фетра 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
17.Изготовление несложных цветов из фетра 2 10 12
18.Изготовление панно 1 9 10
Подготовка к выставкам
19.Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 11 11
Всего 26 190 216
В группах занимаются преимущественно одни девочки. Коллектив только складывается, отношения между детьми доброжелательные, с удовольствием принимают участие в коллективных делах кружка. Есть резервы для дальнейшего развития кружка. Стиль общения – партнерский. Это принципиальное кредо – сотрудничество и умение общаться между собой сближает, рождает новые открытия. Наш клуб единственное место в п. Приполярном, куда дети могут пойти и найти себе дело по душе.
Должна быть связь с семьей. Нести хорошее из семьи в клуб и наоборот, помощь старших младшим: умение брать ответственность за свои поступки; работу с другими коллективами.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь материально техническую базу:
Мебель:
столы,
стулья,
стол для педагога,
шкафы для хранения,
полки для выставочных работ.

Канцелярские принадлежности:
цветную бумагу,
миллиметровая бумага,
калька,
полоски бумаги для квиллинга,
гофрированный картон,
картон белый и цветной,
клей карандаш, ПВА, Момент, горячий клей,
двухсторонний скотч,
клейкие полоски,
зубочистки, и т.д.
Инструменты:
ножницы,
машинка для нарезания бахромы,
пинцеты,
шило,
инструмент для квиллинга,
подложка буковая,
булавки,
карандаши простые,
линейка прямая, с диаметровыми делениями,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка,
ткань разной фактуры,
фетр,
пряжа и т.д.
Для оформления работ:
рамки разных форматов,
заготовки для украшения,
заготовки открыток,
гели с блесками,
стразы,
бусины,
блески сыпучие разноцветные
и т.д.

Литература использованная при написании программы:

Нормативные документы
1.Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752).
2.Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06¬1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Монографии, учебные пособия
1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.
2.Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
3.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 1925. 240 с
4.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2001. 105 с.
5.Козинкина Е.А. Цветы из ткани. - М.: Легкопромбытиздат, 1990. - 184с. Иллюстрированное
6.Методические разработки «Характеристика структурных элементов образовательного пространства» ДДТ, 1997 - 1998 года.
7.Методические рекомендации Е.В. Чикулаева, 1997 год Критерий эффективности современного урока в учреждениях дополнительного образования.
8.«Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». 1986 г. «Культура быта» Москва, «Просвящение».
9.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / Пед. Об-о России - М., 1999. - 219 с.
10.Череда Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 136 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
11.Конструирование из бумаги. Издательство Узбекистан, Ташкент 1988г. Б.Г.Гагарин.
12.«Бумажная планета» Издательский центр «Терра» 1995г.А.В.Чудин. редактор А.В.Новиков.
13.Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.
14. Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна.-М., 1994.
15.Основы изобразительного искусства /Под ред. Н.М.Сокольниковой. В 4 ч.-Обнинск., 2001.

Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка

В школе - это не просто внеклассная деятельность, предполагающая занятия в различных кружках или секциях. Это понятие выступает средством формирования личности ребенка и непрерывного обучения полезным навыкам. Дополнительное образование в начальной школе, средней или старшей - это мероприятия и факультативы, которые должны быть объединены в единое образовательное пространство.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний.

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Особенности ДО

Школьное дополнительное образование должно быть направлено на личностное ориентирование учащихся, также оно должно быть профильным, многоуровневым, функциональным, иметь жизненную направленность. Следует обеспечить широкий выбор форм и методов педагогической деятельности, индивидуальность методик преподавания, реализацию учебного процесса через активизацию работы учеников, посещающих секцию, кружок или факультативные занятия.

Направления

Потребность в знаниях не могут полностью удовлетворить сведения, которые дети получают на школьных занятиях. Но не все школьники могут успешно заниматься самообучением, так что значение дополнительного образования в школе очень велико. Правильная структура организации кружков, секций и других внеклассных мероприятий должна включать все направления, которые потенциально могут интересовать школьников. В направления дополнительного образования в школе могут входить:

  1. Культурология, способствующая активному приобщению школьников к мировой художественной культуре, помогает адаптироваться к жизни в современном обществе, а также реализовать собственный потенциал сразу в нескольких сферах жизни.
  2. Конструирование и робототехника, где школьникам предлагает углубленное изучение программирования и информатики, рассматриваются возможности использования современных информационных технологий на практике.
  3. Физкультурно-спортивное направление. Спортивные кружки прививают учащимся навыки физической культуры, убеждают в престижности спорта, формируют стремление к здоровому образу жизни.
  4. Экология. Занятия должны раскрывать тесную взаимосвязь человека и природы, указывать на роль природы в жизни всех людей, учить очень аккуратному и бережливому отношению ко всему живому.

Элементом всей структуры должны быть кружки дополнительного образования в школе.

Виды дополнительного образования

Программы дополнительного обучения школьников в кружках, секциях и на факультативных занятиях могут реализоваться по четырем категориям:

  1. Типовые программы дополнительного образования, утвержденные Министерством в качестве образца.
  2. Модифицированные, т.е. адаптированные под потребности конкретного учреждения, режим педагогической деятельности, характер групп, временные границы и так далее.
  3. Экспериментальные, то есть включающие экспериментальные методики, использование инновационных преподавательских техник, изменение методов, содержания, приемов обучения.
  4. Авторские, написанные педагогическим составом или отдельным педагогом. Содержание таких программ включает новаторские средства организации учебного процесса в кружках, секциях, на факультативных занятиях.

Программы

Программа - официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.

Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.

Требования к программе

Программа дополнительного образования в школе должна быть:

  1. Актуальной. Ориентироваться нужно на удовлетворение потребностей учащихся.
  2. Рациональной. Следует определить задачи и варианты получения максимально ценного опыта практической деятельности.
  3. Реалистичной. Занятия в секциях должны быть четко обоснованы в денежном, кадровом и временном отношениях.
  4. Контролируемой. Программа должна иметь возможность контролировать достижения учеников.
  5. Чувствительной к отказам. Нужно оставить возможность контролировать отклонения от запланированных ранее итоговых или промежуточных результатов.

Организация

Качественное образование невозможно без правильной организации всей системы. Для этого необходимо наладить взаимодействие между администрацией школы, педагогами дополнительного образования в школе, учащимися и их родителями. Только плодотворное сотрудничество всех сторон сделает возможной организацию системы дополнительных кружков, секций, мероприятий.

Этапы организации

Дополнительное образование в школе нужно организовывать в процессе осуществления следующих этапов:

  1. Изучение потребностей и желаний учащихся. Данные можно собрать путем письменного тестирования, устных опросов учеников и родителей, анкетирования, проведения мониторинга качества образованности детей на этапах завершения младшей, средней и старшей школы.
  2. Объединение учеников в группы по интересам, создание секций, факультативов, кружков. Модель системы и программы дополнительного образования в школе можно сформировать по результатам анкетирования. На этом этапе нужно выделить основные направления внеклассного обучения. Мероприятия следует разрабатывать исходя из количества потенциальных участников и тех, кто нуждается в знаниях по определенной тематике.
  3. Помощь учителям и детям в определении области обучения. Учащимся нужно дать свободный выбор программ дополнительного образования, перед началом занятий школьникам дается вступительное тестирование, результатами которого можно руководствоваться, но они не являются основными.
  4. Текущий контроль и регулярная коррекция работы. Нужно определить отчетный период, по окончании которого собирать данные об учениках, посещаемости кружков и секций, успеваемости школьников. Все собранные данные анализируются и систематизируются. По этой информации в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия.
  5. Анализ деятельности и определение перспектив работы. Нужно вести постоянный мониторинг. Это позволит выявить результативность введения системы дополнительного обучения учащихся по интересующим их направлениям. Также можно определить перспективы развития системы в отдельном образовательном учреждении.

Материальная база

Система дополнительного обучения, т.е. кружки, секции, факультативы и другие внеклассные мероприятия, формируется на материальной базе конкретного учебного заведения. Используются существующие кабинеты, инвентарь, литература. Но далеко не все школы или ДОУ обладают достаточными ресурсами для организации внеклассных занятий и углубленного изучения предметов.

Источники финансирования

Если школа не может собственным бюджетом обеспечить функционирование дополнительного обучения, вводятся платные секции и кружки. Также иногда организуется условно-бесплатное обучение, которое предполагает сбор финансовых средств, которые необходимы на приобретение дополнительного оборудования, литературы или инвентаря. При платном образовании в стоимость кружков и секций входят оплата труда преподавателей, аренда помещения, если занятия будут проходить вне стен учебного заведения, необходимого оборудования и так далее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№32»

Рассмотренно на заседании МО Согласованно Утверждаю:____________

Руководитель: ________Дрюкова Т.Б с зам. дир. по воспит.раб.________М атвеевой Л.С Директор школы: В.В.Конева

« »_______________ 2013 г. « »_______________ 2013г. « »______________ 2013г.

Программа дополнительного образования кружка «Мои первые проекты».

Класс 3 «А»

Количество часов: ч.

Учебный год: 2014 -2015

Учитель: Леус И,Р.

Пояснительная записка

Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Программа дополнительного образования кружка «Мои первые проекты» составлена в соответствии с авторской программой Мухиной М.В. «Экологического практикума для начальной школы».

Актуальность «Экологического практикума для начальной школы» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

«Экологический практикум для начальной школы» рассчитана на 1 год обучения, в объеме 36 ч. Программа ориентирована на младших школьников – учащихся 3 классов.

Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).

Преподавание «Экологического практикума для начальной школы» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.

Программа дополнительного образования «Экологический практикум для начальной школы» адресована учителям начальных классов при подготовке к урокам и предметной олимпиаде, руководителям экологических кружков и факультативов, классным руководителям в качестве дополнительного материала при проведении классных часов, педагогам групп продленного дня и дополнительного образования.

Задачи курса:

Воспитательные:

1. воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;

2. способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;

3. формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.

Обучающие:

1. обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;

2. учить овладевать методами практической работы экологической направленности;

3. обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.

Развивающие:

1. развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;

2. развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

При реализации программы целесообразно:

– Применять образовательные технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

исследовательские, проектные методы обучения;

технология игрового обучения;

обучение в сотрудничестве (групповая работа);

здоровьесберегающие технологии.

Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.

– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.

– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.

– Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;

специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;

наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных ископаемых и др. материалы);

раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);

наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.

Программа включает 3 раздела. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

После обучения учащиеся должны обладать знаниями:

основных понятий в области охраны природы;

современных местных, региональных экологических проблем и вариантов их решения;

умениями:

практической экологической и природоохранной работы;

изучения естественных сообществ и ответственного отношения к природной среде;

работы с простейшим инструментарием;

проведения творческой работы;

уметь проводить их защиту;

навыками:

системного, комплексного мышления, структурирования информации;

формирования экологической культуры и здорового образа жизни;

ответственного отношения к окружающей среде.

Раздел 1. «Растения» (13 часов)

Тема 1. «Травянистые растения» (1 час)

Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники. Значение растений в жизни людей.

Демонстрации: Гербарий растений леса и луга. Видеофильм «Растения-хищники».

Экскурсия в парк около школы.

Практическая деятельность: Составление гербария травянистых растений, произрастающих около школы. Составление кроссвордов.

Тема 2. «Садовые растения» (1 час)

Разнообразие кустарниковых и ягодных садовых растений. Способы размножения садовых растений. Витамины и их польза.

Демонстрации: фотографий садовых растений, сделанные ребятами в летнее время. Практическая деятельность: Игра «Угадай, чей плод?»

Тема 3. «Комнатные растения» (1 час)

Разнообразие комнатных растений. Родина комнатных растений. Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате. Особенности ухода за комнатными растениями.

Демонстрации: предметы ухода за растениями. Правила ухода за комнатными растениями.

Практическая деятельность: Составление словаря с названиями комнатных растений, альбома с рисунками комнатных растений.

Тема 4. «Энергетика комнатных растений» (1 час)

Энергетические «доноры» и «вампиры». Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка, толстянка и др.). Фитонциды.

Демонстрации: Правила расстановки комнатных растений.

Практическая деятельность: Составление памятки для любителей комнатных джунглей.

Тема 5. «Деревья» (1 час)

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.

Демонстрации: Гербарий веточек лиственных и хвойных деревьев.

Экскурсия в парк около школы.

Практическая деятельность: Составление гербария листьев некоторых деревьев. Зарисовка веточек различных деревьев. Игра «Угадай, чей листочек?»

Тема 6. «Деревья, которые не могут жить без животных» (1 час)

Деревья тропиков. Осиные деревья. Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья.

Демонстрации: Иллюстрации данных видов деревьев в книге «100 великих загадок живой природы».

Практическая деятельность: Игра «Кто больше?» (Составление природных связей между животными и деревьями).

Тема 7. «Лесные растения» (2 часа)

Разнообразие растений леса. Особенности произрастания и цветения. Исчезающие виды растений. Охрана растений. Красная книга.

Демонстрации: Иллюстрации лесных растений, занесенных в Красную книгу.

Тема 8. «Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов» (1 час)

Экологические проблемы леса. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас.

Демонстрации: Видеоматериал «Лесной пожар».

Практическая деятельность: Составление памятки «Как вести себя в лесу».

Тема 9. «Лекарственные растения» (1 час)

Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений.

Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений.

Практическая деятельность: Запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.

Тема 10. «Первоцветы» (1 час)

Понятие «первоцветы». Особенности строения первоцветов, условия цветения. Охрана первоцветов.

Демонстрации: Иллюстративный материал с изображением первоцветов.

Практическая деятельность: Составление кроссвордов.

Тема 11. «Необычные растения» (1 час)

«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения и т.д. (Сведения энциклопедий и книги «Рекорды животных»)

Демонстрации: Видеофильм «Удивительные растения».

Практическая деятельность: Сочинение-загадка о любом интересном растении.

Тема 12. «Грибы» (1 час)

Разнообразие грибов. Значение грибов в жизни леса. Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами.

Демонстрации: Иллюстративный материал с изображением грибов, муляжи плодовых тел.

Практическая деятельность: Игра «Съедобный – несъедобный».

Раздел 2. «Животные» (12 часов)

Тема 1. «Домашние животные» (2 часа)

Домашние животные. Отрасли животноводства. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных.

Участие детей в выращивании домашних животных.

Демонстрации: иллюстрации с изображением различных пород лошадей, свиней, кроликов и др.

Экскурсия в частное хозяйство.

Практическая деятельность: Составление правил ухода за домашними животными.

Тема 2. «Животные живого уголка» (1 час)

Кошки, собаки, рыбки, попугайчики, морские свинки и др. Условия содержания. Правила ухода, кормления.

Демонстрации: предметы ухода за животными. Правила ухода.

Практическая деятельность: творческая работа-сочинение «Мой любимец».

Тема 3. «Дикие животные» (2 часа)

Дикие животные. Условия жизни и выживания. Дикие животные зоны лесов. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных.

Демонстрации: «Животный мир различных природных зон».

Практическая деятельность: Составление пищевых цепей. Работа по созданию презентации «Дикие животные».

Тема 4. «Пернатые друзья» (2 часа)

Отряд птицы. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

Демонстрации: «Красная книга. Птицы».

Экскурсия в парк около школы.

Практическая деятельность: Игра «Кто где живет».

Тема 5. «Земноводные» (2 часа)

Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесенные в Красную книгу.

Демонстрации: видеофильм «Земноводные».

Практическая деятельность: нарисовать понравившееся животное.

Тема 6. «Пресмыкающиеся» (2 часа)

Пресмыкающиеся. Особенности строения тела пресмыкающихся. Места обитания. Приспособленность к условиям обитания. Отличие пресмыкающихся от земноводных. Самые большие, кровожадные, полезные пресмыкающиеся.

Демонстрации: видеофильм «Пресмыкающиеся».

Практическая деятельность: составить кроссворд по теме «Пресмыкающиеся и земноводные».

Тема 7. «Необычные животные» (1 час)

«Знаете ли вы…». Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые, самые прожорливые и т.д. (Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»).

Демонстрации: Видеофильм «Удивительные животные».

Практическая деятельность: Нарисовать необычное животное.

Раздел 3. «Природа и человек» (11 часов)

Тема 1. «Природа. Значение природы для людей» (1 час)

Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.

Практическая деятельность: Составление загадок о телах живой и неживой природы.

Тема 2. «Воздух и Вода» (2 часа)

Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Три состояния воды, условия перехода из одного состояния в другое. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды.

Демонстрации: опытов с превращениями воды в различные состояния.

Экскурсия: во двор школы, определение температуры воздуха.

Практическая деятельность: фокусы с использованием воды и воздуха.

Тема 3. «Полезные ископаемые» (2 часа)

Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Места и способы добычи полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых.

Демонстрации: раздаточный материал – полезные ископаемые.

Практическая деятельность: изучение свойств отдельных полезных ископаемых по инструктивным карточкам.

Тема 4. «Подземные сокровища» (2 часа)

Драгоценные камни. Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Органические драгоценные камни.

Демонстрации: работа в сети Интернет (поиск информации и изображений драгоценных камней).

Экскурсия: в краеведческий музей им. А.В.Григорьева.

Практическая деятельность: исследовательская работа по теме «Что такое драгоценные камни?»

Тема 5. «Организм человека. Органы и системы» (2 часа)

Организм человека. Органы чувств. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении.

Демонстрации: Видеоматериал «Органы пищеварения».

Экскурсия: в магазин (определение по упаковке состава продукта, сроков годности, условий хранения).

Практическая деятельность: составление памятки о содержании витаминов в различных продуктах питания.

Тема 6. «Организм человека. Кровеносная система» (1 час)

Значение и функции кровеносной системы. Болезни сердца современного человека. Тренировка сердца.

Демонстрации: Видеоматериал «Циркуляция крови в организме человека».

Практическая деятельность: Определение зависимости частоты сердечных ударов от физической нагрузки. Составление упражнений на тренировку сердечной мышцы.

Тема 7. «Организм человека. Опора тела и движение» (1 час)

Организм человека. Опора тела и движение. Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни.

Демонстрации: скелет человека: отдельные кости, их название и назначение.

Практическая деятельность: Составление «Режима дня школьника», комплекса упражнений для утренней зарядки.

Приложение

Тест 1 по разделу «Растения»

1. Почему комнатные растения всегда зеленые?

а) люди ухаживают за ними

б) привезены из теплых стран, где не бывает зимы

в) растут в комнатах

2. Какие из перечисленных растений размножаются семенами?

а) картофель

б) огурцы

в) смородина

3. Какова роль леса в природе?

а) воздухоохранная

б) материал для изготовления мебели

в) почвозащитная

г) место отдыха

4. Какое из перечисленных растений занесено в Красную книгу республики Марий Эл?

а) ромашка лекарственная

б) мать-и-мачеха

в) венерин башмачок

5. Вычеркни лишнее слово в каждой группе:

а) традесканция, ландыш, бегония, хлорофитум

б) подорожник, мята, зверобой, алоэ

в) нарцисс, сирень, тюльпан, астра

6. Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?

а) открытую поляну

б) берег реки

в) хвойный молодняк

г) березовую рощу

7. Узнай природную зону по её описанию: «Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги. В южной части растут типчак, ковыль, полынь. Почвы очень плодородны».

а) тундра

в) лесная зона

8. Срежешь гриб и вскоре увидишь, что ножка его на срезе потемнела, а у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь его. Может, поэтому получил гриб своё название. Подчеркни правильный ответ:

а) подберезовик

б) белый гриб

в) подосиновик

г) маслёнок

9. Какие из данных растений можно использовать для заварки чая? Подчеркни:

Зверобой, полынь, малина, мята, первоцвет, липа, вороний глаз, смородина, одуванчик, лебеда.

10. Как называется государственный заповедник, находящийся на территории республики Марий Эл? Подчеркни правильный ответ:

а) «Марий Чодра»

б) «Кленовая гора»

в) «Большая Кокшага»

г) «Малая Кокшага»

Тест 2 по разделу «Животные»

1. Домашние сельскохозяйственные животные – это:

а) млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые

б) звери, птицы, земноводные, рыбы

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

2. К какой группе относятся животные, которые часть жизни проводят на земле, а часть в воде?

б) пресмыкающиеся

в) земноводные

3. Какие из указанных животных относятся к пресмыкающимся?

б) черепаха

в) тритон

4. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?

а) можно повредить яйца

б) птица бросит гнездо

в) птица испугается

5. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей?

а) боятся дождя

б) намокают крылья от влажного воздуха

в) ищут пищу

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?

а) клесту, белке, дятлу

б) рябчику, лосю, зайцу

в) рыси, медведю, ястребу

7. Цепи питания заканчиваются:

а) хищными животными

б) растениями

в) растительноядными животными

8. Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь – лисы» люди уничтожат лис?

а) станет больше мышей, уменьшится урожай ржи

б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи

в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей

9. Какие из перечисленных птиц занесены в Красную книгу?

а) змееяд

б)зимородок

в) скворец

г) черный аист

10. В лесу вырубили старые дуплистые деревья. Вскоре молодой лес погиб. Объясните, почему?

Тест 3 по разделу «Природа и человек»

1. Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

а) овраги

в) месторождения

2. Каково значение болот для очистки природной воды?

а) выделяют химические вещества, освежающие воду и улучшающие её вкус;

б) проходя через толстый слой торфа, заросли мха и травы, освобождается от пыли, вредных веществ, микробов;

в) в воде становится больше полезных минеральных веществ.

3. Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?

а) застилает глаза

б) затрудняет дыхание

в) содержит ядовитые вещества – продукты горения

4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 0С?

а) твердое

б) жидкое

в) газообразное

5. Какие камни называются драгоценными?

а) изумруд, рубин, сапфир, жемчуг, янтарь

б) бирюза, гранат, аметист, коралл

в)горный хрусталь, изумруд, яхонт

6. Какое значение имеет для человека кровь?

а) помогает увидеть место пореза

б) переносит воздух и питательные вещества ко всем органам тела

в) помогает при лечении болезней

г) поддерживает вертикальное положение тела

7. Что происходит с пищей в желудке?

а) пережевывание пищи

б) переваривание

в) перемешивание с желудочным соком

8. Как проверить, бьется ли сердце человека, находящегося без сознания?

а) по пульсу сонной артерии

б) приложить ухо к грудной клетке

в) по дыханию

9. Какая информация обязательно должна быть на упаковке продукта, который можно покупать в магазине?

а) масса и состав продукта

б) способ приготовления и дата изготовления

в) название, срок годности, ингредиенты

10. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять своё здоровье

б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться

в) чтобы умело использовать свои возможности

2. Атлас родной природы (серия книг): Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002.

3. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.: ВАКО, 2006.

5. Зотов В.В. Лесная азбука. – М.: «Орбита-М», 2005.

6. Зотов В.В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.

7. Красная книга Российской Федерации. – М., 2001.

8. Книга природы: Рассказы/Сост. Ю.Дмитриев. – М.: Дет. лит., 1990.

9. Книга рекордов Гиннеса 2001: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

10. Мир живой природы/ Под ред. Т.Ниловой. – М.: «АСТ-Пресс», 2000.

11. Рубинштейн Н.Р. Рекорды животных. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

12. Экология России. Хрестоматия. – М., 1995.

Рабочая образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка декоративно- прикладного искусства

«Смастеримка»

Возраст детей 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Смастеримка » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Смастеримка » рассчитана на детей с 8 до 10 лет, то есть со 2 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,

Научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

v обучение умению планирования своей работы;

v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

v создание условий к саморазвитию учащихся;

v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

v воспитание уважения к труду и людям труда;

v формирование чувства коллективизма;

v воспитание аккуратности;

v экологическое воспитание обучающихся;

v развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы , лежащие в основе программы:

v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

v практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

v объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

v репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

v частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

v исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

v фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

v индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

v групповой – организация работы в группах;

v индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе

Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

1 . Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2 . Работа с бумагой и картоном (4 ч.)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Театр из конусов (4 ч.)

Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

4. Работа с фольгой, фантиками (4 ч.)

Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки - фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга - прекрасный материал для изготовления всяких поделок - полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

5. Работа с ракушками, песком (3 ч.)

Использование ракушек для украшения цветочных горшков.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количесство воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

7. Работа с цветными нитками (4 ч.)

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа со скорлупками (4 ч.)

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления розы из гофрированной бумаги.Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.

Учебно – тематический план

кружкового объединения « Смастеримка »

Тема

Количество часов

Работа с природным материалом

Работа с бумагой

Театр из конусов

Работа с фольгой, фантиками

Работа с ракушками, песком

Работа с соленым тестом

Работа с цветными нитками

Работа со скорлупами

Работа с гофрированной бумагой

Всего

Тематическое планирование кружкового объединения " Смастеримка "

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Цели

Оборудование и материалы

Работа с природным материалом

1. Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

"Осенний букет"

"Сова"

"Домик "

"Дружная семейка на прогулке"

Работа с бумагой

1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой,

срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.

"Птичка"

"Гвоздики для дедушек"

"Домик"

4."Мамочке любимой"

Театр из конусов

1. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

2. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Белая, цветная бумага, ножницы, клей ПВА

"Мышки"

"Царевна лягушка"

"Тигр"

"Морячок"

Работа с фольгой, фантиками

1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.

2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.

3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки

"Мимоза"

"Удивительное дерево"

"Волшебная бабочка"

Изготовление игрушек к Новому году

Работа с ракушками, песком

3

1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

"Цветочные горшки"

1

"Жар-птица"

1

"Мышка"

1

6.

Работа с соленым тестом

4

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

"Рисуем тестом"

1

"Милые сердечки"

1

"Подсолнух"

1

"Божья коровка"

1

7.

Работа с цветными нитками

4

1. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

2. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.

3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

"Лебеди"

1

"Ваза с цветами"

1

" Снеговик "

1

" Кролик "

1

8.

Работа со скорлупками

4

1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,

ореховая скорлупа.

«Божья коровка»

1

"Клоун"

1

"Утенок"

1

" Золотая рыбка "

.

1

9.

Работа с гофрированной бумагой

3

1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

"Розочки"

1

" Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек."

1

охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Лепка из глины, конструирование кораблей, углубленное изучение английского, - на сегодняшний день сложно представить детское развитие без различных кружков и секций. Некоторые родители стараются найти репетитора для ребенка, однако с этим может справиться дополнительное образование школьников. Оно проводится как на базе самих школ, так и в различных образовательных центрах.

Ни для кого не секрет, что шахматист Анатолий Каспаров, актер Сергей Никоненко, режиссер Ролан Быков и многие другие талантливые люди были выходцами учреждений дополнительного образования. В отличие от школьных уроков, которые каждый ученик вынужден посещать, независимо от собственных стремлений, желаний и способностей, курсы дополнительного образования ребенок может выбрать самостоятельно. Они помогут ему найти и развить свои таланты.

На сегодняшний день все больше элитных образовательных учреждений, будь то школы или ВУЗы, требуют внушительное портфолио, которое невозможно составить без прохождения курсов для школьников. Может быть, ваш ребенок имеет отличный музыкальный слух и неплохо поет? Или же он любит собирать модели самолетов? Или хочет стать экологом? Дополнительное образование поможет определить и развить таланты вашего ребенка, а также найти друзей по интересам.

Зачем нужно дополнительное образование школьникам?


В кружках и секциях
дети учатся общаться
и нередко находят себе
друзей по интересам

Умение красиво рисовать, выигрывать на шахматных турнирах, играть на скрипке, быстро бегать, - эти и многие другие способности ваш ребенок сможет получить в заведениях дополнительного образования школьников. К тому же различные кружки и секции также могут стать отличным подспорьем для изучения многих школьных дисциплин. Дополнительное образование может многое дать ребенку в вопросе воспитания, социализации и развития.

  • Выявление и развитие способностей. Ваша дочь проводит много времени за рисованием, а сын постоянно пропадает на футбольном поле? А может быть, школьник не знает, чем занять свое время? Кружки помогут вашему ребенку найти себя и развить собственный талант. , школы искусств, научные курсы, - благодаря широкому спектру предлагаемых сегодня учреждений дополнительного образования школьник сможет подобрать кружок практически любого направления.
  • Социализация. Что может быть веселей и интересней, чем делать что-то в компании единомышленников?! Кружки - это не только любимое занятие, но и общение с детьми, которые увлечены тем же самым. Обсуждать фильмы в клубе кинолюбителей, играть в баскетбол и болеть за свою команду, петь в хоре, - курсы дополнительного образования помогут ребенку завязать новые знакомства, завести друзей и взаимодействовать в обществе. Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей по интересам, с которыми дружат всю последующую жизнь.
  • Самодисциплина. В клубах, кружках и на курсах для школьников нет строгого контроля, ребенок выбирает их, ориентируясь на свои способности и стремления. Так школьник сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни.
  • Профориентация. Играет ли ваш ребенок в теннис или же любит мастерить из глины, любое хобби может перерасти в профессию. Занятия в школе, как правило, ограничены спектром определенных дисциплин, которые не дают всем и каждому раскрыть свои таланты в полной мере. Зато это позволяет школьникам дополнительное образование. Ваш ребенок всерьез увлекается скульптурой или игрой в шахматы? Возможно, это будущий скульптор или шахматист.
  • Углубление и расширение знаний по основным и факультативным дисциплинам. Курсы дополнительного образования помогают не только проявить себя и свои таланты, но и улучшить знания по тем предметам, которые значатся у учащихся в основной школьной программе. К примеру, занятия в кружке права и экономики помогут на уроках обществознания, а кружок робототехники станет отличным помощником в изучении физики. С этой же задачей справится репетитор для ребенка. Некоторые курсы занимаются .

Направления дополнительного образования

Направления и программы дополнительного образования бывают совершенно различными, и каждый ребенок сможет найти что-то по душе. По своей специфике все кружки и курсы дополнительного образования делятся на несколько групп:

  • Художественно-эстетическое направление (творческие студии, музыкальные и художественные школы, танцевальные, литературные, театральные кружки и т.д.);
  • Культурологическое направление (книжные клубы, музееведческие, искусствоведческие и библиотековедческие кружки, историко-культурологические центры и т.д.);
  • Научно-техническое направление (компьютерные курсы, станции юных техников, кружки робототехники, конструирования самолетов, кораблей и т.д.);
  • Естественнонаучное направление (географические , физические, химические кружки, курсы астрономии, медицины и т.д.);
  • Эколого-биологическое направление (станции юных натуралистов, курсы экологии и краеведения и т.д.);
  • Военно-патриотическое направление (военно -спортивные секции, историко-патриотические кружки, поисковые работы и т.д.);
  • Физкультурно-спортивное направление (спортивные секции, лечебная физкультура, кружки спортивного ориентирования и туризма, занятия в спортивных залах и т.д.);
  • Социально-педагогическое направление (кружки , посвященные здоровому образу жизни, благотворительные организации, социальные молодежные движения и т.д.);
  • Экономико-правовое направление (курсы экономики, политологии и права).


Кружки делают ребенка
самостоятельнее и прививают
дисциплину

Организации дополнительного образования и репетиторы

Курсы дополнительного образования могут проводиться в школе, где учится ребенок, так и в других образовательных организациях. При этом посещать курсы в школе после уроков будет значительно удобнее и самому ребенку. Но, к сожалению, в школах выбор кружков бывает ограничен, и в них может не оказаться нужного курса.

Удачным вариантом станет образовательный центр с различными кружками, которые имеют общую направленность. К примеру, ваш ребенок увлекается естественными науками. Разве не здорово, если кружок химии и биологии будет находиться в одном и том же месте?! Это же касается различных школ искусств, где ребенок сможет учиться играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать.

Особую роль в дополнительном образовании школьников играет репетиторство. Особенно это актуально в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Также репетиторство может помочь отстающим ученикам. При выборе репетитора, обратите внимание на послужной список педагога и его рекомендации. Нередко школьные учителя также занимаются репетиторством. Как найти хорошего читайте на нашем сайте.

Осторожно, время!


При выборе репетитора
необходимо обратить внимание
на его опыт работы
и манеру общения

Конечно, кружки и секции - это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей. Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано. Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.

При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.

Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени. У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями. Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.

Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.

Дополнительное образование школьников

Курсы дополнительного образования станут местом, где ваш ребенок обязательно встретит новых друзей и единомышленников. Такое обучение будет личностно значимым, повысит мотивацию и самоорганизацию школьника. Интересный кружок может стать не только местом труда, но и отдыха, ведь от любимых занятий устать невозможно.

Конструирование самолетов, игра на флейте или фигурное катание, - дополнительное образование школьников станет не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реализовать свои таланты и мечты. Возможно, ваш ребенок превратит детское увлечение фотографией или резьбой по дереву в профессию, в которой добьется больших успехов.